Храм трех святителей вселенских. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Храм трех святителей вселенских. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Храм трех святителей вселенских. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Храм Трёх Святителей, что на Кулишках - приметная православная церковь, расположенная на углу и Хитровского переулков в центре Москвы.

Церковь была построена в 1670-1674 годах по проекту неизвестного архитектора, но с тех пор неоднократно перестраивалась и обновлялась.

Здание храма имеет довольно любопытную форму: основной объём выполнен в виде стройного четверика, к которому со стороны Хитровского переулка примыкают 2 яруса полукруглых апсид. Нижняя церковь служит подклетом для верхней, и верхняя тройная апсида значительно сдвинута вглубь здания, а две нижних, наоборот, выступают вперёд, словно каскадом спускаясь от кровли к переулку. Храм построен однокупольным, его фасады украшены кокошниками и поребриком, оконные проёмы - роскошными наличниками и полуколонками, а глава и главки приделов покрыты лемехом. Привлекает внимание расположенная на углу стройная колокольня с шатровым завершением и декоративными слуховыми окошками. Кроме декора, на фасаде церкви можно обнаружить закладные надгробные плиты над захоронениями 17-18 веков.

В церкви освящено 3 престола: нижний храм - в честь Трёх Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, верхний храм - во имя Троицы Живоначальной, а также придел в честь Флора и Лавра.

История храма

Необычное название Трёхсвятительского храма - на Кулишках - связано с исторической местностью, в которой он расположен. Урочище Кулишки - обширная территория, расположенная в районе современной улицы Солянка с близлежащими переулками до набережной Яузы; точное значение топонима неизвестно: он может означать топкое и болотистое место, лес с вырубленной просекой или просто отдалённую окраину.

В прошлом окрестности храма могли похвастаться исключительной живописностью: это был холм (Ивановская горка), пересекаемый речкой Рачка, с красивыми склонами и хорошими видовыми характеристиками. В 15 веке неподалёку отсюда появилась княжеская резиденция Василия I с плодовыми садами, а в районе будущего Малого Трёхсвятительского переулка расположились государевы конюшни, при которых построили небольшую деревянную церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Чуть позже здесь появилась загородная резиденция московского митрополита, и к существовавшей церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм в честь Трёх Святителей Вселенских. В 16 веке эта часть Белого города стала активно застраиваться, и княжеский и митрополичий дворы переехали в другое место, а в 1547 году - после городского пожара - были переведены и конюшни (они переехали в Чертолье), после чего церкви в пределах бывших резиденций стали приходскими.

В 1670-1674 годах на месте прежнего деревянного на деньги прихожан был выстроен новый каменный храм - двухэтажное здание с пристроенной в углу колокольней. Нижний ярус заняли тёплые приделы - во имя Трёх Святителей и Флора и Лавра, а верхнюю неотапливаемую часть освятили в честь Святой Троицы. Впоследствии здание не раз перестраивалось: в частности, после пожара 1812 года, когда кровля и стены пострадали от огня, а французские солдаты порушили внутреннее убранство.

Среди прихожан церкви значились как простые местные жители и обитатели Хитровки, так и знатные фамилии: графы Толстые и Остерманы, князья Волконские и Лопухины, дворяне Мельгуновы и другие.

Советские годы, как водится, принесли Трёхсвятской церкви разруху: в 1927 году она была закрыта, а здание передали сначала Мясницкой тюрьме, затем - НКВД. Храм был обезглавлен и лишился шатра колокольни, после чего в нём надстроили дополнительный этаж и устроили коммунальные квартиры. В 1950-х была разрушена ампирная церковная ограда; впоследствии коммуналки были расселены, и здание заняли различные конторы. Любопытно, что в то же время была начата его реставрация: опираясь на первоначальный облик храма, реставраторы восстановили колокольню и главы, а также сбитый декор фасадов. Однако, передачи здания церкви и возобновления богослужений за этим не последовало: с 1987 года в нём разместилась анимационная студия "Пилот".

В 1992 году Трёхсвятский храм вернули Русской православной церкви, но первые богослужения в нём начались лишь с 1996 года, когда мультипликаторы переехали в новое здание.

В настоящее время при церкви действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, Школа православной семьи и Православные регентские курсы.

Храм Трёх Святителей на Кулишках находится по адресу Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6 в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Летопись храма Трех Святителей на Кулишках впитала в себя многие страницы истории города Москвы с древних времен и по сегодняшний день.

В городе есть всего три храма, находящихся «на кулишках», и стоят они недалеко друг от друга.

Этимология такого странного слова - «кулишки» - восходит к понятию «кулига» - это вырубленная под пашню площадка леса.

Нынешний район столицы был тогда очень красивым местом: рядом - река Рачка, пересекавшая холм; на склонах холма - великокняжеские сады; рядом - государевы конюшни. На конном дворе стояла деревянная церковь в честь святых мучеников Флора и Лавра, являющихся покровителями лошадей.

В начале пятнадцатого столетия именно здесь появилась загородная великокняжеская резиденция, на территории которой подняли храм во имя Святого Владимира. Рядом с царскими конюшнями построили метрополичий двор, домовой храм которого возвели как пристройку к уже стоявшей Флоролаврской церкви.

В шестнадцатом веке Белый город, его юго-восточная часть, начал активно заселяться и Великокняжескую усадьбу в связи с этим пришлось перенести в селение Покровское. Бывшие домовые церкви стали приходскими.

Среди прихожан церкви Троицы Живоначальной на Кулишках в XVII столетии были не только местные ремесленники и подьячие, но и представители знатных семей: Акинфовы, Глебовы, а также Шуйские.

В период с 1670 по 1674 годы был выстроен новый Троицкий храм. Средства предоставили состоятельные прихожане.

Новая святыня в два этажа теперь стояла в камне, колокольню установили с угла строения, что по тем временам было редким приемом в зодчестве Москвы. В нижнем этаже разместили так называемые теплые приделы с отдельными входами - Трехсвятительский и Флоролаврский. Верхние помещения занял летний, или холодный, храм во имя Троицы Живоначальной. Фасады декорировали узорными наличниками, на верхний этаж вели высокие крыльца, алтари теплых пределов оригинально завершались главами, покрытых лемехом.

Со временем придел во имя Флора и Лавра стал больше домовым храмом семьи Глебовых, проживавшие в Малом Трехсвятительском переулке и предки которых продолжали заботиться о церкви даже после упразднения ее, как родового храма.

Прихожанами храма Трех Святителей на Кулишкам были такие известные люди, как графы Толстые, князья Волконские, семьи Мельгуновых и Лопухиных, граф Остерман. Именно на их пожертвования в 70-х годах восемнадцатого века святыню перестраивают.

Строители разобрали стоявшую шатровую колокольню, а новою подняли уже с западной стороны. Убранство фасадов, относящееся к XVII столетию, сбили, в четверике протесали место под дополнительный ряд оконных проемов. После всех преобразований культовое здание приобрело новый облик - классицистический.

К сожалению, трагические события 1812 года не прошли стороной Трехсвятительский храм. И если после пожара пострадала сильно только кровля, то французские солдаты напрочь поглумились во внутренних помещениях: ценности, а также святые антиминсы, украли, престолы разрушили. Вновь освятили святыню только в 1813 году.

Война нанесла и демографический вред - приход церкви Трех Святителей стал малочисленным и здание приписали к Иоаннопредтеченскому храму.

В 1815 году оставшиеся прихожане, наконец, собрали средства, на которые смогли восстановить оба придела - Флоролаврский и Троицкий, которые были освящены в 1817 и 1818 годах, соответственно. В это же время несколько перестроили и само здание, получившее теперь ампирный декор. Двор обнесли металлической оградой, которая крепилась на каменные столбы.

Некоторые изменения во внешний вид культового здания внесли в 1858 и в 1884 годах.

В 1927 году администрация тюрьмы, организованной на месте бывшей Мясницкой полицейской части, потребовала закрыть святыню для устройства в ней складов этой организации. Собранные на тот момент подписи в защиту церкви не помогли - ее закрыли. Иконостасы быстро разобрали, иконы и утварь немедленно вывезли из здания. Саму церковь Трех Святителей обезглавили, шатер колокольни снесли.

В 30-е годы прошлого века на территории храма в Кулишках построили больницу. В культовом здании планировали обустроить общежитие для персонала. Однако, врачам нашлось другое место, а храм превратили в коммуналку.

В 50-е годы приступают к восстановительным работам. Реставратор А.И. Окунев решает по возможности полностью вернуть первоначальный облик святыне: восстанавливается колокольня, стоявшая изначально на углу святого здания, возобновляется декор 17 века. Правда, уже в 1987 году в церкви разместилась мультипликационная студия.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес". В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php



Церковь Трех Святителей, что на Кулишках

В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.

Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.

Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М. И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л. М. и П. Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочислен-ности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 году по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

Фото 1881 года из альбома Н.Найдёнова." Москва,Соборы,Монастыри и Церкви."

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Хитров рынок в Москве нач. ХХ в.
Из книги "Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков."
Москва. Стройиздат. 1997г.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х годов: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Помяни, Господи, всех служивших во святом храме сем:

иереев

диаконов

псаломщиков

Прокопия

Василия

Тимофея

Тимофея

Бориса

Иоанна

Филимона

Максима Иоанна

Леонтия

Илию

Филиппа

Матфея Сергия

Азария

Симеона

Василия

Василия Сергия

Иакова

Феодора

Василия

Симеона

Филиппа

Феодора

Иоанна

Григория

Андрея

Александра

Гавриила

Иоанна

Иоанна

Димитрия

Димитрия

Сергия

Иоанна

Стефана

Василия

Александра

Феодота

Димитрия

Сергий

Константина

Иоанникия

Василия

Александра

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

Фото: В.Нефёдов.

В 1991 году сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым , желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище.

И только 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился , но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.
В 1997г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома.
В 1998г. сделан новый пол из керамической плитки.
В 1999г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда.
К 2006г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле.
А 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Сохранив память о Флоре и Лавре, настоятель и прихожане хотели бы освятить северный алтарь первого этажа, во имя преподобного Силуана Афонского, которому особенно усердно молились об открытии храма. Община, возрождающая храм Трех Святителей, стала настоящей духовной семьей, объединившейся вокруг настоятеля храма протоиерея Владислава Свешникова . Отец Владислав вместе со многими своими духовными чадами прошел путь длиною в 20 лет, начиная от храмов Тверской губернии и Подмосковья, где он служил в 70-е и 80-е годы. Кандидат богословия, протоиерей В. Свешников преподовал в духовной семинарии и Второй священник храма Трех Святителей на Кулишках, отец Александр Прокопчук , рукоположенный на приход в 1996 году, также преподает в Свято-Тихоновском институте.

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы , которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский - автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи , на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери "Воспитание" . Список с иконы "Воспитание" находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню - икону Божией Матери "Прозрение очес". В наш храм мы приходим не "стоять" на службе, а жить . И центр этой жизни - Литургия , где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь - это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме - будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание - становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии - такое счастье нам дал Господь.