Былинные богатыри и их подвиги. Неудержимые

Былинные богатыри и их подвиги. Неудержимые
Былинные богатыри и их подвиги. Неудержимые

Великие воины, богатыри, занимают важное место в русском народном творчестве. Их подвигам посвящены десятки произведений. Образ богатырей не померк даже спустя множество веков, и сегодня они являются образцом силы духа и патриотизма.

5. Василиса Микулишна

Отнести дочь Микулы Селяниновича к самым сильным русским богатырям можно, конечно, весьма условно. Тем не менее, даже будучи женщиной, Василиса Микулишна в ловкости и хитрости может поспорить с лучшими русскими былинными воинами.

Когда ее муж Ставр Годинович угодил в тюрьму в Киеве, Василиса поехала его спасать, переодевшись татарским послом. Она с честью прошла все приготовленные испытания, победив в схватке лучших богатырей князя и обыграв его самого в шахматы.

Пятое место в списке самых сильных русских богатырей авансом занимает истинная дочь своего легендарного отца, Василиса Микулишна.

4. Добрыня Никитич

Добрыня – один из трех самых известных русских богатырей, который за все время существования эпоса вынужден был довольствоваться статусом «второго богатыря на Руси».

Кстати оценить силу Добрыни можно хотя бы относительно Ильи Муромца. В очном поединке крестьянский сын оказался сильнее, уложив боярского отпрыска на обе лопатки.

Несмотря на то, что Добрыня Никитич происходит из знатной семьи, он считается одним из главных защитников простого народа. Среди его подвигов, например, спасение племянницы князя от Змея Горыныча, с которым воин сражался целых три дня.

Четвертая строчка за вторым по популярности богатырем Руси.

3. Вольга Святославич

Вольга считается одним из старейших богатырей в русском эпосе. Его образ принято отождествлять с именами Вещего Олега и Всеслава Полоцкого.

Вольга был оборотнем и мог превращаться в волка или сокола, что не раз помогало ему во время приключений и странствий. Свою способность обращаться в зверей богатырь унаследовал от отца, которым по преданию был змей.

Самая известная былина о Вольге – это его поход в Индию. Для своей экспедиции богатырь набрал отряд из лучших воинов со всего Древнерусского государства. Во время похода дружина часто сталкивалась с разными проблемами. Для их решения Вольге постоянно приходилось превращаться в зверей: волка, сокола, горностая и т.д.

Индийский поход закончился для Вольги триумфом и всенародной славой.

Третье место у Вольги Святославича.

2. Илья Муромец

Илья Муромец является центральным персонажем всего былинного эпоса. Это самый известный и самый любимый богатырь в России. Илья – выходец из небольшой деревни возле Мурома. Свою невероятно огромную силу он получает от путешествовавших старцев, которые напоили его ключевой водой. Сила Ильи Муромца была ограничена. Он был не столь могуч как Святогор, но зато не вяз в земле будто в болоте как знаменитый великан.

Илья Муромец совершил множество подвигов и прославился на Руси повсеместно. Он был любим простым народом, но его отношения с княжеским двором были весьма напряженными. Князь Владимир не раз пренебрежительно относился к Илье, но всякий раз был вынужден просить помощи богатыря.

По легенде на склоне лет Илья Муромец принял монашеский постриг, устав от ратных дел и многочисленных полученных ран.

Самый главный русский богатырь в этом списке под номером 2.

1. Святогор

Наряду с Вольгой Святогор является одним из старейших богатырей в русском эпосе. Он настолько силен и настолько могуч, что его не может выдержать земля, и Святогор вынужден жить в горах, чья твердь способна удержать воина.

В старинных дохристианских легендах Святогор является братом Сварога и свою силу получил от богов. Святогор столь высок, что легко прячет Илью Муромца вместе с конем в свой карман.

К сожалению, до нашего времени не дошло историй о подвигах этого легендарного воина.

В русских былинах обычно практически ничего не говорится о смерти богатырей, но о гибели Святогора известно наверняка. И это одна из немногих былин о Святогоре, дошедшая до нас.

Путешествуя вместе с Ильей по горам, Святогор нашел каменный гроб. Богатыри, смеясь, в шутку решили по очереди лечь в него. Усыпальница оказалась велика для Ильи, но пришлась в пору Святогору.

Когда великан понял свою ошибку, он попросил Илью разрубить гроб мечом и вдохнул для этого в Муромца часть своей силы, но гроб был зачарован, и с каждым ударом меча появлялся железный обруч. Так закончил свою жизнь самый сильный богатырь Руси.

Первая строчка у богатыря-великана, который так и не смог применить свою силу во благо.

Бонус: Микула Селянинович

Русские былины знают имена многих богатырей. Все они отличались силой и храбростью и совершили немало подвигов, но самым сильным во всем древнерусском эпосе был обычный пахарь Микула Селянинович. С ним нельзя было сражаться, ибо он находился под покровительством самой Матери-Земли, которая давала ему неиссякаемую силу.

Святогор старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.
Много загадочного в образе Святогора. Отчего, например, он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная»? Почему не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу? По какой причине живет один, а не вместе с иными великанами - Горыней, Дубыней и Усыней? Что означает упоминание в одном из вариантов былины о его «темном» батюшке? Да и как получилось, что он, могучий и непобедимый, разом теряет свою силу в случайно найденном им каменном гробу?
Святогор, в славянской мифологии сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками.
Его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.
Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве. Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь.
Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу - щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла Святогора и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил. Потом махнул рукой: мало ли какие чудеса на свете случаются! Женился на Пленке, как и предсказала Мокошь, а вскоре у них дочери родились - Пленкини.
Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.
Много еще повестей о Святогоре сложено, всех и не перескажешь. Напомним лишь одну из них. Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался.
Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерегся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, - ответил ему Вышний. - Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?
А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А, может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю.
Об Илье же известно, что совершил он множество подвигов во славу Святой Руси, а на старости лет пришел в Киево-Печерский монастырь да и стал там монахом. Дни и ночи проводил он в келье, замаливая грехи свои, вольные и невольные. Потому и не заметил, как подкрался к нему убийца и нанес предательский удар ножом в спину. Впрочем, в былинах о том нет ни слова. Об этом узнали ученые-антропологи, исследовавшие останки Ильи Муромца. Они же определили, что у богатыря с детства левая нога была короче правой - потому он и пролежал «тридцать лет и три года» на печи, пока странствующие волхвы не вдохнули в него силу могучую.

Русские богатыри - это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри - это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри - олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру - христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья - в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, - в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан - реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев - столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня - видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы.

Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.

Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.

Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.

Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче - это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.

Реальный прототип этого героя - князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.

Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь - один из представителей героев. Его образ - это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.

По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.

Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.

Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.

Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала - созидательное и разрушительное.

Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева - это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность - это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Пересвет

Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева - Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось

Русские богатыри: кто они? - прототипы, мульты и аудиосказки

Что мы (и наши дети) знаем о русских богатырях?

Обрывки из литературы и мультфильмы...))

Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин.

Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

В общем, жён звали Алёнушка, Настасья Филипповна и Любава.

Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

Ну, а что было на самом деле?!!

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания - это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом.

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри.

Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.

Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие.

К старшим богатырям принято причислять

Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.

Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят

известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Здесь написано очень подробно -

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь,

которого звали Добрыней Никитичем.

Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.

Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Прототипом Добрыни Никитича часто называют летописным Добрыней, дядей реального Святого Владимира по матери.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича.

Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" — как раз трансформированное народом "Низкинич".

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.


Но есть и другой тезка, герой XII—XIII вв. , описанный в Сокращенном летописном своде 1493 г:


«В лето 6725 (1217). Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (Всеволодовичем) Ростовским на реке на Где, и помог Бог князю Константину Всеволодовичу, брату старшему, и правда его пришла (победила) . А были с ним два храбра (богатыря) : Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом» .


И ещё...


В былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче богатыри сражаются со Змеями. Следует сказать, что чудища русских былин отличаются от западноевропейских драконов тем, что всегда нападают сверху и никогда не появляются из леса или из воды.

Есть версия, согласно которой под Змеями имеются в виду половецкие племена, пришедшие в Северное Причерноморье в 1055 г.

Название племени "Каи", стоявшего во главе союза кипчаков (так называли в Средней Азии половцев) , в переводе на русский язык означает "змея". Относящаяся к половцам поговорка "у змеи семь голов" (по числу основных племен) была широко известна в степи, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.

В летописи после победы над половцами в 1103 г. говорится, что Владимир Мономах "скрути главы змеевыя", а половецкий хан Тугоркан под именем Тугарин Змеевич вошел в былины.

Имя другого половецкого хана - Боняка (современника Тугоркана) , приводившего в ужас население Византии, Болгарии, Венгрии и Киевской Руси, сохранили западноукраинские песни и сказания в сюжете о голове Буняки Шелудивого, которая, отрубленная, катается по земле, уничтожая все на своем пути.

Хан восточного объединения половцев Шарукан в былинах зовется Кудреванко-царем или Шарк-великаном.

В дальнейшем в былинах появляются татарские ханы Батый и Калин-царь (возможно, Менгу-Каан) .
Можно, конечно, указать, что позднее богатыри звались Добрынями в честь первого прототипа, но тогда придется разъяснять, почему не отразились в былинах «подвиги» реального боярина X в.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова.

В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем , о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи.

Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми.


Василий Буслаев был родом из Новгорода.

По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри.

Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной). Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется.

Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его.

Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве. Капочка Капа

Нет, наверное, такого человека в России, кто не слышал бы о богатырях. Герои, пришедшие к нам из древнерусских песен-сказаний - былин, всегда были популярны у писателей, художников, деятелей киноискусства. Очередной виток популярности богатырей связан с выходом серии мультипликационных фильмов, посвящённых их несколько осовремененным приключениям.

При этом большинство россиян знают лишь об очень узком круге богатырей. На деле количество богатырских былин, дошедших до нашего времени, исчисляется сотнями, а сами богатыри подразделяются учёными на несколько категорий. Выделяются богатыри языческой и христианской эпохи, дотатарской, татарской и послетатарской…

Есть большая группа богатырей, связанных с Киевом и князем Владимиром, но есть и такие, которые к «центральной власти» отношения не имеют вовсе, оставаясь «региональными богатырями» отдельных городов.

Приключения одних богатырей переплетаются друг с другом, а другие действуют независимо.

Святогор

Святогор настолько огромен, что он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Обитал богатырь на Святых горах, при его поездке Мать - Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Отцом богатыря называли «тёмного», то есть слепого, что в восточнославянской мифологии было признаком существ из иного мира.

Никакой службы Святогор не несёт, хотя и пересекается с другими богатырями. Так, в одной из былин Святогор путешествует вместе с Ильёй Муромцем, и они встречают на пути каменный гроб. Решив его примерить, Святогор оказывается его пленником и умирает, передав часть своих сил Илье Муромцу. В другой былине истории с гробом предшествуют интимные приключения — Илью Муромца соблазняет жена Святогора. Узнав об этом, Святогор убивает падшую женщину, а с наставившим ему рога Ильёй вступает в братство.

В ещё одной былине Святогор меряется силушкой богатырской с другим «коллегой» — Микулой Селяниновичем. Хитрый соперник бросает на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная», предлагая Святогору поднять её. Заканчивается эта попытка смертью богатыря.

В былинах Святогор умирает чаще других богатырей. Учёные связывают это с тем, что данный образ олицетворяет первобытные силы природы, стихию, которая не служит человеку.


Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на РусиНиколая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.
Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.


Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.
Чаще всего его связывают с Илией Печёрским, иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.


Добрыня Никитич

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня не гнушается сбором и перевозкой дани, берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются коллеги, и имеет склонность к дипломатии.

Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Добрыня — самая творческая личность среди богатырей. Он хорошо играет в тавлеи (древнерусские шашки), отлично поёт и играет на гуслях.

У Добрыни Никитича обширные связи — помимо близости к князю, он женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Согласно былинам, Добрыня — сын рязанского воеводы. Наиболее вероятным прототипом богатыря называют Добрыню, воеводу князя Владимира Святого. Добрыня был чрезвычайно влиятельной персоной, поскольку приходился князю родным дядей — он был братом его матери Малуши. В течение определённого времени Добрыня являлся для князя наставником, старшим товарищем.


Алёша Попович
Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Так, например, в одной из былин Алёша домогается жены Добрыни Настасьи Микулишны, распространяя ложные слухи о смерти товарища.

В другой былине Алёше отрубают голову разгневанные братья соблазнённой им Елены или Алёны. Правда, в более известном варианте Алёше Поповичу пришлось жениться на Алёнушке, дабы избежать худшего.

Главный противник Алёши — Тугарин, злой богатырь, за которым угадывается образ кочевника, борьбу с которыми русские вели на протяжении долгого времени.

Основной исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Олёша (Александр) Попович. Превосходный воин, Олёша служил князю Всеволоду Большое Гнездо, а затем участвовал в междоусобных войнах его сыновей. Впоследствии Олёша Попович отправился на службу к князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в 1223 году в битве на Калке, ставшей первой встречей русских с татаро-монголами. В той же битве погиб и Добрыня Рязанец Злат Пояс, ещё один кандидат в прототипы былинного Добрыни Никитича.