Биография а фет. Афанасий афанасьевич фет

Биография а фет. Афанасий афанасьевич фет
Биография а фет. Афанасий афанасьевич фет

(10 )

История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным. Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета — он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник — «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии. Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение — не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

Дворянских прав он так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядающий дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта. Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина — М. Боткина, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье. Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайны своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где проживает семнадцать лет, лишь изредка наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Он стал дворянином.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (выпуск первый — 1883 год; выпуск второй — 1885 год; Выпуск третий — 1888 год; выпуск четвертый — 1891 год). В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант …» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой … »

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Спящего ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблески янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! .. »

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания — именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко …», «Недвижные очи, Безумные очи …», «Солнце луч промеж лип …», «Тебе в молчании я простирает руку … »и др..
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты. Наверное поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него — это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью. К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей.. . ».

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

«Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня «.

Фет был глубоко убежден, что красота — это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно — умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века — В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем — С. Есенина, Б. Пастернака и др..
Заключение. Анализируя произведения поэта, можно с полной уверенностью утверждать, что российская школа чистого искусства не только не уступала французской, а возможно даже в чем-то превосходила ее. В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах уделяли внимание в первую очередь ритма стиха, повторам, чередованию букв в словах, созданием стихов — символов, русские поэты были мастерами «музыкальных стихов», которые легко читались. Образы, создаваемые в стихах были легкие, пронизанные светом, обращались к лучшим чувствам человека, учили прекрасному, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувстве любви.

Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни. Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное. Именно поэтому в стихах французов царила природа.

Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

3.2 / 5. 10

русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист

Афанасий Фет

Краткая биография

Родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии, 30 ноября крещён по православному обряду и наречён Афанасием.

Отец - орловский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. Мать - Шарлотта Елизавета Беккер.

В 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия законным сыном Шеншина и определила ему в отцы первого мужа Шарлотты-Елизаветы - Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета. Вместе с исключением из рода Шеншиных Афанасий лишился потомственного дворянства.

В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера. В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем - на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838-1844 гг.

Во время учебы начал печататься в журналах. В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году - публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк (штаб его находился в Новогеоргиевске Херсонской губернии), в котором 14 августа 1846 г. произведен в корнеты, а 6 декабря 1851 - в штабс-ротмистры.

В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Прикомандированный затем (в 1853 г.) к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку, Фет был переведен в этот расквартированный под Петербургом полк чином поручика. Поэт часто бывал в Санкт-Петербурге, там произошли встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими, а также его сближение с редакцией журнала «Современник».

Во время Крымской войны он находился в Балтийском Порту в составе войск, охранявших эстонское побережье.

В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.

В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

В 1860 году на средства приданого жены Фет купил имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии - 200 десятин пахотной земли, деревянный господский одноэтажный домик в семь комнат и с кухней. И на протяжении последующих 17 лет занимался его развитием - выращивал зерновые культуры (в первую очередь - рожь), запустил проект конного завода, держал коров и овец, птицу, разводил пчел и рыбу в нововыкопанном пруду. Через несколько лет ведения хозяйства текущая чистая прибыль от Степановки составляла 5-6 тыс. рублей в год. Выручка от имения была основным доходом семьи Фета.

В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.

В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

В 1873 году Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьевку в Курской губернии - барский дом на берегу реки Тускарь, у дома - вековой парк в 18 десятин, за рекой - село с пашнями, 270 десятин леса в трех верстах от дома.

В 1883-1891 годы - публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

В 1890 году Фет издал книгу «Мои воспоминания», в которой рассказывает о себе как о помещике. И уже после смерти автора, в 1893 году, вышла ещё одна книга с воспоминаниями - «Ранние годы моей жизни».

Скончался Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Семья

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (Johann Peter Karl Wilhelm Föth) (1789-1826), асессор городского суда Дармштадта, сын Иоганна Фёта и Сибиллы Миленс. После того как его оставила первая жена, в 1824 году вторым браком женился на воспитательнице своей дочери Каролины. Умер в феврале 1826 года. 7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета, пугавшего её и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги. 25 августа 1825 года Шарлотта-Елизавета Беккер писала письмо брату Эрнсту о том, как хорошо заботится Шеншин о её сыне Афанасии: «никто не заметит, что это не кровный его ребёнок». В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад её первый муж не оставил ей и ребёнку денег: «чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребёнку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы - очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…».

Мать - Елизавета Петровна Шеншина , урождённая Шарлотта-Елизавета (Шарлотта Карловна ) Беккер (1798-1844), дочь дармштадтского обер-кригскомассара Карла-Вильгельма Беккера (1766-1826) и его супруги Генриетты Гагерн. 18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20-летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. В 1820 году в Дармштадт на воды приехал 45-летний русский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, и остановился в доме Фетов. Между ним и Шарлоттой-Елизаветой вспыхнул роман, несмотря на то, что молодая женщина ждала второго ребёнка. 18 сентября 1820 года Афанасий Неофитович Шеншин и Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии у Шарлотты-Елизаветы Беккер родился сын, 30 ноября крещённый по православному обряду и нареченный Афанасием. В метрической книге он был записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались супруги лишь 4 сентября 1822 года, после того как Шарлотта Карловна приняла православие и стала зваться Елизаветой Петровной Фёт. 30 ноября 1820 года Афанасий был крещен по православному обряду и при рождении записан (вероятно, за взятку) "законным" сыном Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. В 1834 г когда Афанасию Шеншину было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом». В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

Отчим - Афанасий Неофитович Шеншин (1775-1854), ротмистр в отставке, богатый орловский помещик, мценский уездный судья, сын Неофита Петровича Шеншина (1750-1800-е) и Анны Ивановны Прянишниковой. Мценский уездный предводитель дворянства. В начале 1820 года лечился в Дармштадте, где познакомился с Шарлоттой Фёт. В сентябре 1820 года увёз её в Россию в свое имение Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии, где через два месяца и родился А. А. Фет. 4 сентября 1822 года они обвенчались. В браке родились ещё несколько детей.

Сестра - Каролина Петровна Матвеева , урождённая Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819-1877), жена с 1844 года Александра Павловича Матвеева, с которым познакомилась летом 1841 года во время своего пребывания у матери в Новосёлках. А. П. Матвеев был сыном соседнего помещика Павла Васильевича Матвеева, двоюродного брата Афанасия Неофитовича Шеншина. После нескольких лет совместной жизни он сошёлся с другой женщиной, а Каролина с сыном уехала за границу, где жила долгие годы, формально оставаясь в браке с Матвеевым. Около 1875 года, после смерти второй жены Матвеева, она вернулась к мужу. Умерла в 1877 году, по семейному преданию Беккеров, была убита.

Единоутробная сестра - Любовь Афанасьевна Шеншина , урождённая Шеншина (25.05.1824-?), замужем за своим дальним родственником Александром Никитичем Шеншиным (1819-1872).

Единоутробный брат - Василий Афанасьевич Шеншин (21.10.1827-1860-е), орловский помещик, был женат на Екатерине Дмитриевне Мансуровой, внучке новосильского помещика Алексея Тимофеевича Сергеева (1772-1853), двоюродного брата В. П. Тургеневой. У них осталась дочь Ольга (1858-1942), в замужестве Галахова, которая после смерти родителей осталась под опекой своего дяди Ивана Петровича Борисова, а после его смерти - Афанасия Афанасьевича Фета. Она была не только племянницей Фета, но и приходилась дальней родственницей И. С. Тургеневу, оказавшись после его смерти единственной наследницей Спасского.

Единоутробная сестра - Надежда Афанасьевна Борисова , урождённая Шеншина (11.09.1832-1869), замужем с января 1858 года за Иваном Петровичем Борисовым (1822-1871). Их единственный сын Пётр (1858-1888) после смерти отца воспитывался в семье А. А. Фета.

Единоутробный брат - Петр Афанасьевич Шеншин (1834-после 1875), отправился в Сербию осенью 1875 года для того, чтобы участвовать добровольцем в сербско-турецкой войне, но вскоре вернулся в Воробьевку. Однако вскоре уехал в Америку, где его следы теряются.

Единоутробные братья и сестры - Анна (1821-1825), Василий (1823-до 1827), умершие в детстве. Возможно была ещё одна сестра Анна (7.11.1830-?).

Жена (с 16 (28) августа 1857 года) - Мария Петровна Шеншина , урождённая Боткина (1828-1894), из семьи Боткиных. Её братья были поручителями во время венчания: Николай Петрович Боткин - по жениху, а Василий Петрович Боткин - по невесте; кроме того поручителем по невесте был Иван Сергеевич Тургенев.

Творчество

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Известная фраза, написанная Фетом и вошедшая в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора».

Фет - поздний романтик. Три основные его темы - природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало.

Переводы

  • обе части «Фауста» Гёте (1882-83),
  • целый ряд латинских поэтов:
  • Горация , все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 году,
  • сатиры Ювенала (1885),
  • стихотворения Катулла (1886),
  • элегии Тибулла (1886),
  • XV книг «Превращений» Овидия (1887),
  • «Энеида» Вергилия (1888),
  • элегии Проперция (1888),
  • сатиры Персия (1889) и
  • эпиграммы Марциала (1891).

В планах Фета был новый перевод Библии на русский язык, поскольку синодальный перевод он считал неудовлетворительным, а также «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта , указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу

Детство

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в самом центре России – на Орловщине. С этим краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта Фёт родила ребенка от своего бывшего мужа-немца. В Шарлотту Фёт Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии, и тайком увез ее в Россию, где спустя несколько месяцев родился мальчик, ставший замечательным русским поэтом...

В конце жизни Фет написал воспоминания «Ранние годы моей жизни» (они были опубликованы уже после его смерти, в 1893 году). О детстве он говорит суховато и сдержанно. Это и неудивительно. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. А именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделенный родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил в общении с дворовыми.

Мальчик сначала под руководством матери выучился немецкой грамоте. А когда стал читать по-русски, горячо увлекся поэзией Пушкина.

Отрочество

Школьная жизнь началась для Афанасия в тринадцать лет. Его отдали в пансион немца Крюммера в маленьком городке Веррло (в настоящее время Выру), расположенном на территории нынешней Эстонии. Из школьной братии мальчика выделял дар стихотворства. Поэтический талант прорастал в душе Фета с трудом, но неуклонно. Воспринять и обогреть этот талант вдали от дома было некому. И вот произошло событие, перевернувшее всю жизнь. С рожденья он носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. Но через год после начала обучения в пансионе мальчик получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне Афанасий должен носить фамилию матери – Фёт. (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить две точки над "е".) Для подростка, который любил отца, это было ударом и, кроме того, означало, что он лишался дворянского звания и права быть наследником.

А дело было в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освящен церковью. В метрических документах его удалось записать Шеншиным, но в 1834 году подлог каким-то образом всплыл. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных свидетелей своей неожиданно разразившейся беды.

Юность

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приехал Афанасий Неофитович и повез сына в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет. Вскоре юноша перешел на словесное отделение философского факультета. Но прилежным студентом не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, а в заветной тетради множились стихи.

Ко второму курсу тетрадка основательно пополнилась. Пришла пора представить ее на суд опытному ценителю. Фет передал тетрадь историку М.П. Погодину, у которого в это время жил Н.В. Гоголь. Через неделю Погодин вернул стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». Фет решил на взятые взаймы триста рублей издать поэтический сборник и назвать его «Лирический пантеон». На титульном листе стояли первые буквы имени и фамилии автора – А.Ф.

Первые публикации

В конце 1840 году Фет уже держал свою первую тоненькую книжку. Преобладали в ней подражательные стихи, которые впоследствии автор не решался перепечатывать. Однако вскоре после выхода «Лирического пантеона» он во многом стал другим – самобытным, оригинальным поэтом.

Журналы охотно печатали его стихи. Среди ценителей поэзии у Фета появилось много поклонников. Но они не могли вернуть ему дворянского звания и фамилии Шеншин. А с этой утратой он смириться не мог. И Афанасий Афанасьевич принял твердое решение – пойти на военную службу. По закону того времени чин офицера должен был возвратить ему принадлежность к дворянству, однако из-за менявшихся на этот счет правил вновь стать Шеншиным ему удалось только в старости. И не благодаря военным заслугам, а по «высочайшему повелению» императора.

Первая любовь

Окончив университет (1844), Фет через год поступил в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.

Находясь на военной службе, Фет познакомился с умной, обаятельной девушкой Марией Лазич. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь... Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Ее образ всю жизнь приковывал поэтическое чувство Фета. С его пера срывались слова любви, раскаяния и тоски.

Петербург. Сотрудничество с «Современником»

В 1850 году вышел второй сборник Фета. В нем было опубликовано стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», ставшее для многих едва ли не символом всей поэзии Фета. В 1853 году Фет стал служить в гвардии и перебрался с юга на север, к месту расположения своего нового полка. Лагерные учения теперь проходили под Петербургом, и поэт получил возможность бывать в столице.

Он возобновляет старые литературные знакомства и завязывает новые. В частности, с редакцией журнала «Современник», которым руководил Н.А. Некрасов, сплотивший вокруг себя много талантливых литераторов.

В «Современнике» Фет пришелся ко двору. Поэт почувствовал искреннее внимание к себе и воспрянул духом. Бумага и карандаш снова поманили его. 50-е гг. стали для поэта «звездным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Готовился к выходу третий фетовский сборник. Петербургские товарищи-литераторы бурно обсуждали каждое стихотворение будущей книги. Особенно доверял в то время Фет вкусу И.С. Тургенева.

Стихи Фета были необычны и непривычны. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Тургенев исправлял некоторые строки Фета, и до сих пор не решено, как издавать эти стихи: с тургеневскими поправками (многие из них Фет принял) или в первоначальном виде. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветочные впечатления.

«Бегство» в Степановку. Разрыв с «Современником»

В 1860 году в родной Орловской губернии, и даже в том же Мценском уезде, где Фет родился, он купил хутор Степановку и выстроил дом. Так произошло, по его выражению, «бегство» в Степановку. Какие же причины толкнули поэта на это бегство?

В конце 50-х годов увлечение поэзией сменилось охлаждением к ней – «звездный час» Фета подошел к концу. Накануне крестьянской реформы 1861 года началось размежевание литературных и общественных сил. Все громче звучали голоса, отвергавшие «чистое художество» во имя «практической пользы». Позиция некрасовского «Современника» все больше и больше определялась статьями Чернышевского и Добролюбова. В знак протеста Фет вместе с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым покинул журнал.

В 1859 году в журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф.Тютчева», где сознательно бросил вызов общественному мнению. Искусству, писал поэт, не пристало придерживаться каких-то «направлений», оно должно служить «чистой красоте». Тем самым Афанасий Афанасьевич погубил свою репутацию в глазах демократической публики, теперь его считали реакционером, а его лирику – «уходом от жизни». Фет замыкается в имении, словно в крепости, не принимая враждебной современности.

И все-таки деревенское новоселье Фета было вызвано не только этими причинами. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. Выйдя как бы в двойную отставку (и по службе, и в литературе), Фет целиком отдался хозяйственным заботам. За семнадцать лет жизни и упорных трудов он превратил Степановку в образцовое доходное имение. Но Фет не перестает писать. В это время он переводит античного поэта Анакреота, восточных (Саади, Гафиз), немецких (Гейне, Гете), французских (Мюссе, Беранже) авторов. Именно Фет впервые перевел на русский язык трактат немецкого философа Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Начиная с 1883 года Фет стал выпускать один за другим сборники стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни». Заглавие откровенно символическое: речь идет о вечере жизни. Однако важнее тут, может быть, слово «огни». Поздняя лирика поэта не только сохранила напор сердечного чувства, присущего молодости, но и обрела свойство излучать свет мудрости. В 1890 году, семидесятилетним стариком, Фет провозгласил:

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Стихотворения для анализа и чтения наизусть

Философская лирика: «Только встречу улыбку твою...», «На стоге сена ночью южной...»;
«Греза чувств» (Ап. Григорьев) в поэзии: «Я жду... Соловьиное эхо...»; «Кот поет, глаза прищуря...», «На двойном стекле узоры...», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...», «Нет, не жди ты песни страстной...»;
Лирика природы: «Как здесь свежо под липою густой...», «Еще весны душистой нега...», «Над озером лебедь в тростник потянул...»
Лирика любви: «Не отходи от меня...», «Улыбка томительной скуки...», «У камина», «В темноте над треножником ярким...», «Сияла ночь Луной был полон сад...»

Литература

Нина Сухова. Афанасий Афанасьевич Фет // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Л.М. Лотман. А.А. Фет. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 427 – 446

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Афанасьевич Фет - русский поэт-лирик и переводчик немецкого происхождения. Родился Фет 23 ноября 1820 года в селе Новосёлки в Орловской губернии, а умер 21 ноября 1892 года в Москве. Современников всегда поражала литературная лирика писателя, успешно сочетающаяся с предприимчивостью успешного помещика.

Биография

Родился поэт в семье орловского помещика Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер, покинувшей родную Германию. Получал знания юный литератор в немецком частном пансионате Крюммера, где впервые проявилась его любовь к поэзии и филологии. Дальнейшим образованием Фета занимался уже Московский университет.

В 1845 году, когда Афанасий закончил обучение в университете, его ждала военная служба. Спустя 12 месяцев трудолюбивый лирик получил свое первое военное звание. В 1853 году по долгу службы прибыл в Санкт-Петербурге, после перевода в местный гвардейский полк. Уже через год молодой человек служил в Балтийском порту, воспоминания об этом периоде легли в основу дальнейших мемуаров “Мои воспоминания”. В отставку Фет вышел в 1858 году, поселившись после окончания военной службы в Москве. Но и про северную столицу он не забывал - частенько наведывал в Петербург, ища вдохновения и встречаясь с друзьями юношеской поры.

В 1857 году Афанасий Афанасьевич сделал предложение Марии Боткиной, являющейся родной сестрой известного литературного критика. В дальнейшем Фет приобрел имение в Мценской уезде, где они вдвоем с женой занимались развитием сельского хозяйства: выращивали зерновые культуры, содержали небольшую конную ферму, держали крупный рогатый скот, разводили пчел и птиц. Прибыль, полученная с семейного хозяйства, являлась основным источником дохода семьи.

В 1867 году Фета избрали на должность мирового судьи. Судейская практика литератора продлилась 11 лет и завершилась в 1878 году.

Умер поэт от сердечного приступа, по непроверенной информации перед этим он пытался свести счёты с жизнь, совершив неудачную попутку самоубийства. Похоронен лирик в селе Клейменово в семейном имении.

Творческий путь

Произведения Фета печатали в газетах и журналах еще во время его учебы в университете. Первая полноценная работа юного лирика вышла в свет в 1840 году - это был сборник стихов “Лирический пантеон”, написанный в соавторстве с университетским приятелем Аполлоном Григорьевым. В 1842 году выходят публикации в журналах “Отечественные записки” и “Москвитянин”.

Во время службы, Афанасий Афанасьевич не забывает и о творческой составляющей своей жизни. Второй сборник появляется в 1850 году, а в 1856 - уже готов третий. Данные работы получают положительные рецензии критиков и опытных журналистов. Немного позже Фет познакомится с редакцией “Современника” и даже заведет приятельские отношения с местными литераторами. Хорошие отзывы о произведениях позволяют поэту получить признание и у простого населения.

С 1862 года по 1871 выпускаются новеллы, рассказы и очерки, в том числе цикл произведений “Из деревни”, “Записки о вольнонаемном труде” и двухтомное собрание стихотворений. Фет четко разделяет литературную деятельность, считая поэзию инструментом для выражения романтических чувств, а прозу - отражением реального положения вещей.

Позже в свет выходят выпуски “Вечерних огней”. В 90-ых годах появляется книга “Мои воспоминания”, описывающая весь жизненный путь Фета, а после смерти публикуют вторую книгу с мемуарами - “Ранние годы моей жизни”.

Кроме создания собственных произведений, Фет всю свою жизнь занимался переводами зарубежной литературы. Именно ему принадлежит перевод “Фауста”, вышедшего из под пера Гёте. Также поэт переводил Шопенгауэра и хотел взяться за произведения Канта.