Жители других планет рисование в подготовительной группе. Конспект по изодеятельности "пришельцы из космоса"

Жители других планет рисование в подготовительной группе. Конспект по изодеятельности
Жители других планет рисование в подготовительной группе. Конспект по изодеятельности "пришельцы из космоса"

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

  • Учить детей самостоятельно создавать различные образы в рисовании.
  • Учить видеть красоту созданного изображения.
  • Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду.
  • Развивать творческие способности.
  • Расширять представления детей о космических полетах.
  • Воспитывать у детей интерес и уважение к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек.
  • Предварительная работа: При подготовке детей к занятию можно использовать произведения художественной литературы: рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов. Могут также быть полезны популярные иллюстрированные издания для детей, атласы, энциклопедии. Просмотры мультипликационных фильмов. Экскурсия в планетарий. Беседа о Солнечной системе, о первооткрывателях космоса, о Вселенной, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака.

    Материал: Листы бумаги А3 (черного цвета) с набрызгом (выполненные детьми заранее), гуашь, салфетки, кисти, палитры, стаканчики.

    Ход занятия

    Ребята может кто-то из вас, знает, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (Это праздник в честь летчиков-космонавтов, в честь ученых, рабочих, которые делают ракеты, космические корабли и спутники)

    Отважные люди уплывали в неведомые моря, исследовали леса, шли по снегам и льдам к полюсу.

    Но все они путешествовали по Земле, а первый полет в космос кто совершил? (Гагарин)

    Воспитатель показывает детям портрет Ю.А. Гагарина и спрашивает: Расскажите, что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине”. Затем обобщает ответы детей: “Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Землей на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют летчиками-космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек”.

    Из космоса он увидел нашу Землю целиком. В космосе он узнал невесомость, а кто-нибудь знает, что такое невесомость? (Когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме)

    Большая часть поверхности Земли покрыта водой и в космосе, где непроглядная ночь она кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. Там побывало очень много летчиков-космонавтов. О своих впечатлениях они делились с художниками. А те рисовали далекие миры, незнакомые планеты, “космические” картины удивительно красивы и поэтичны.

    А кто из космонавтов побывал в космосе и первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

    Правильно ребята Алексей Леонов был первым кто вышел в открытый космос, и он тоже русский.

    Многие летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев.

    Ребята, а вы знаете, что находится в космосе? (Планеты, звезды, метеориты, кометы)

    А какая самая близкая к нам звезда? (Солнце)

    Все планеты вращаются вокруг Солнца.

    Кто знает, сколько планет вращаются вокруг Солнца? (9)

    Назовите, какие это планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

    Скажите мне, пожалуйста, что такое комета? (Это звезда у которой есть хвост)

    Чтобы увидеть все это, я предлагаю отправиться в космос.

    Вы готовы к путешествию? (Да)

    Тогда усаживайтесь удобней, мы отправляемся.

    Раздаётся сигнал “Внимание”. Все занимают свои места в космическом корабле.

    Ведется обратный отсчет: “9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1, Старт!”

    (Звучит музыка, создающая восторженное чувство полета.)

    Во время “полета” ведётся беседа о том, что видно из “иллюминаторов”:

    Мы взлетели над нашей планетой. Как она называется? (Земля)

    А у нашей планеты есть спутник? (Да)

    Как он называется? (Луна)

    Как называют жителей нашей планеты? (Земляне)

    Мы пролетаем над красной планетой, как ее называют? (Марс)

    А почему она красная? (Потому что она состоит из красного камня)

    А как вы думаете, если на ней жили бы люди, как бы мы их называли? (Марсиане)

    А вот другая планета, посмотрите, у нее есть кольцо, как она называется? (Сатурн)

    Какая яркая звезда, что это? (Солнце)

    Ребята, а мы можем подлететь на нашем космическом корабле близко к Солнцу? (Нет)

    А почему? (Потому, что-то на Солнце очень высокая температура и наш корабль может выйти из строя)

    Космонавты - это не только умные, но и сильные, здоровые люди. Предлагаю и вам космическую зарядку.

    Вот из космоса зарядка
    Выполняй все по порядку!
    Быстро встаньте,улыбнитесь,
    Выше, выше потянитесь.
    Ну-ка, плечи распрямите,
    Поднимите, опустите,
    Влево, вправо повернулись,
    Рук коленями коснулись,
    Сели-встали, сели-встали.
    Вы, надеюсь не устали?
    Надо всем свободней встать
    И спокойнее дышать.

    Ребята, путешествие в космосе длится долго. Поэтому Я предлагаю нарисовать наше путешествие по космосу. Вы согласны? (Да)

    Для работы будем использовать листы бумаги, которые мы подготовили на прошлом занятии.

    Давайте с вами вспомним:

    Какие цвета и оттенки мы будем использовать для выполнения работы?

    Какими кистями мы будем работать? (Широкими и узкими)

    Для чего нам нужны широкие кисти?

    Для чего нам нужны узкие кисти?

    Где мы будем смешивать краски, для получения новых оттенков и цветов?

    Для чего нам понадобятся салфетки?

    Дети выполняют работу под музыку. Во время выполнения проводиться индивидуальная работа.

    Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Мы снова находимся на нашей планете. Желаю Вам новых познаний и удивительных открытий в изучении космоса.

    После занятия: Оформление творческой выставки или альбома “Полет в космос”.

    Конспект непосредственно-образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Пришельцы из космоса»

    МБДОУ№ 51

    Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ№ 51 В.В.Гарифуллина

    п. Малышева, 2016г.

    Задачи:

      вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве;

      направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов;

      развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию;

      формировать познавательные интересы.

    Предварительная работа:

      беседа о космосе, о возможности жизни на других планетах;

      рассматривание атласов, альбомов, открыток;

      чтение художественной литературы: Е. П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома» , «Малышам о звездах и планетах» , энциклонедий ;

      просмотр документально-художественных фильмов, фотографий героев-космонавтов;

      просмотр презентаций о космосе и космонавтах.

    Словарь: инопланетянин, иллюминатор, виртуальное путешествие.

    Материалы: музыка Б. Шоль «Космическая симфония» , картинки с изображением инопланетян, фигурное изображение пришельца, вода в баночках, кисти, акварельные краски, салфетки бумажные в большом количестве, акварельная бумага формат А 4.

    Ход:

    Воспитатель: «Мы сегодня с вами отправляемся в виртуальное космическое путешествие к планетам Солнечной системы.

    Воспитатель: Скажите, что значит виртуальное путешествие, в которое мы сейчас с вами отправимся?

    Дети: Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космическом корабле к планетам Солнечной системы.

    Звучит «Космическая симфония» Б. Шоль.

    Воспитатель читает стихотворение Аркадия Хайта

    Планеты по порядку в стихах

    По порядку все планеты
    Назовёт любой из нас:
    Раз - Меркурий,
    Два - Венера,
    Три - Земля,
    Четыре - Марс.
    Пять - Юпитер,
    Шесть - Сатурн,
    Семь - Уран,
    За ним - Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета
    Под названием Плутон.

    Воспитатель: Какие планеты нам встретились на пути?

    Дети: Марс, Венера, Плутон, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Нептун.

    Воспитатель: Мы с вами жители Земли, значит, нас как можно назвать?

    Дети: Земляне.

    Воспитатель: А как вы думаете, как можно назвать жителей других планет?

    Дети: Инопланетяне.

    Воспитатель: Как вы думаете, а есть ли инопланетяне на других планетах?

    Дети: Может они живут в других галактиках. Они, наверное, наблюдают за нами, а может они нас боятся!? Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель: Похожи ли инопланетяне с других планет на нас или они другие? Какие? Как вы считаете?

    Дети: Они другие, ведь они живут не на Земле! У них есть третий глаз, они могут быть большими, а могут быть и маленькими зелёными человечками.

    Воспитатель: ребята, скажите, почему инопланетян еще называют пришельцами?

    Воспитатель: посмотрите, к нам действительно пожаловал пришелец. Давайте с ним познакомимся.

    Воспитатель: уважаемый пришелец, здравствуй, как тебя зовут?

    Пришелец: Чуча.

    Воспитатель: Чуча, ты прилетел к нам с посланием?

    Чуча: Да. Ребята, у вас такая большая и красивая планета Земля, на ней так много жителей. И вам, наверное, очень весело живется, а вот мне немного грустно, я облетел всю галактику, побывал на многих планетах, встречался с другими инопланетянами. Каждого кого я встречал, я фотографировал, но нас оказывается так мало в космосе. Порадуйте меня, нарисуйте мне друзей. (показывает детям различные изображения инопланетян).




    Чуча: ребята, когда вы нарисуете мне новых друзей, придумайте им, пожалуйста, имена и расскажите на какой планете каждый будет жить.

    Воспитатель: ребята. Поможем нашему гостю?

    Дети: Да!

    Воспитатель: подумайте, какой будет ваш инопланетянин? Кто уже решил, можно приступать к работе.

    Практическая часть.

    Дети начинают рисовать своего инопланетянина, в середине практической части, когда подсыхает краска, можно провести пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая гимнастика. Познакомились сначала,

    В космос мы с тобой летали, Раз, два, три, четыре, пять,
    Инопланетян встречали, Подружились, обнялись,
    И для пальчиков зарядку Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Вместе с ними выполняли. А потом пошли смотреть,
    В телескоп на звёздный путь!

    Заключительная часть.

    После того, как дети справятся с работой, проводится анализ детских работ:

      с помощью какого цвета, передали портрет воображаемого инопланетянина,

      как зовут инопланетянина?

      с какой он может быть планеты,

      что лучше всего получилось изобразить?

    Рисунки дети дарят Чуче. Приглашают его прилететь еще раз в гости.

    Работы детей.




    Окружающий мир для дошкольников является средством познания и источником художественных образов, которые они с удовольствием воплощают на бумаге в процессе рисования. В старшей и подготовительной группе воспитанники детского сада знакомятся с неизведанным миром Вселенной. Он привлекает детское внимание, заставляет размышлять и фантазировать. Как результат ребята создают замечательные композиции на тему «Космос».

    Особенности рисования по данной теме в старшем дошкольном возрасте

    Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение. Дошкольники же с легкостью справляются с этой задачей - могут представить себя на борту космического корабля, пролетающего мимо неизвестных планет, или спасающими пришельца из черной дыры.

    Космос - одна из тем, очень хорошо развивающих детскую фантазию. Акцент в таких рисунках ставится на три основных направления. Прежде всего, это создание космического пейзажа с множеством звезд, красивыми, не похожими друг на друга планетами, кометами, астероидами и пр. В некоторых работах дошкольников может четко выделяться передний план - детально прорисовывается ландшафт планеты или другого космического тела (например, Луны - спутника Земли).

    Другое направление рисунков на данную тему - это изображение техники, предназначенной для освоения космоса: ракеты, спутники, космические корабли. Старшие дошкольники создают вполне реалистичные образы, уделяя внимание деталям. Наряду с такими аппаратами ребята очень любят рисовать средства передвижения вымышленных пришельцев, так называемые летающие тарелки.

    И еще одна часть работы по созданию космических композиций - это изображение космонавтов в своем профессиональном снаряжении и фантастических антропоморфных существ - пришельцев. Последние могут выглядеть в детском представлении совершенно по-разному, быть милыми или же нарочито безобразными, иметь свой характер - добрый или агрессивный.

    Воспитатель на занятии по рисованию космоса не дает старшим дошкольникам готовых шаблонов. Так, для создания космического пейзажа ребятам будет достаточно иметь перед глазами плакат с изображением Солнечной системы, чтобы иметь представление, как выглядят различные планеты.

    Плакат для дошкольников

    Рисование ракеты обычно не представляет для детей сложности - педагог лишь уточняет с ребятами ее составные элементы. Кроме того, рисованию обычно предшествует аппликация на данную тему.

    Что касается создания образа космонавта, то изображение человека всегда сложная задача. Однако в данном случае работа упрощается наличием объемного скафандра, поэтому детальная передача черт лица или пропорций частей тела уже не будет столько актуальной.

    Рисование инопланетян - исключительно творческий процесс, когда дети самостоятельно ищут способы создания фантастического образа. Однако воспитатель может предоставить дошкольникам картинку с различными видами этих существ (например, на основе мультфильма).

    Плакат для дошкольников

    В старшей и подготовительной группе важное значение имеет заключительная часть занятия - анализ готовых работ. Например, если ребята рисовали инопланетянина, то педагог организовывает обсуждение по поводу выразительности созданных образов. Дети рассказывают, какие цвета они использовали в работе, что лучше всего получилось изобразить. Кроме того, каждый ребенок может придумать имя своему пришельцу и рассказать о его характере, а также о планете, с которой он прилетел.

    Наиболее уместные материалы и основа для работы

    Рисование на космическую тему предполагает использование определенной основы. Если это будет рисунок красками, то лист бумаги, как правило, тонируется в темный цвет - черный, коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. Хотя отдельные рисунки замечательно смотрятся и на голубой основе. Также эффектно смотрится градиентный фон с красивыми цветовыми переходами.

    Основа для рисования космического пейзажа

    Форма основы может быть не только стандартной (формата А4). Интересное решение - предложить ребятам большие круги бумаги серого цвета (Луна), на которых они изобразят лунный ландшафт либо вымышленных обитателей этого космического объекта.

    Основа рисунка - круг, вмещающийся в формат А4

    Что касается краски, то гуашь в данном случае будет предпочтительнее акварели, так как позволяет создать яркие и насыщенные образы.

    Космические композиции также создаются старшими дошкольниками цветными карандашами или восковыми мелками. Фон при этом закрашивается в процессе работы, и, в отличие от рисунка красками, он не бывает слишком темным.

    Всегда необычно смотрится сочетание материалов. Например, на акварельном рисункЗае контур белой ракеты прорисовывается ярким фломастером.

    За счет использования фломастера акварельный образ становится более ярким и контрастным

    Поскольку при рисовании на тему «Космос» часто задействуются нетрадиционные техники, то воспитатель предоставляет детям соответствующие принадлежности - поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, зубочистки для процарапывания рисунка, клей. Можно использовать даже такой неожиданный материал, как мыльные пузыри или пену для бритья.

    На изобразительном занятии по данной тематике ребятам также можно предложить трафареты с изображением, например, кометы, инопланетянина, космического корабля. При этом можно затонировать основу красивыми цветовыми переходами, а изображения трафаретных объектов сделать однотонными и контрастными.

    Материалы для рисования

    Техники и приемы изображения, используемые при рисовании на космическую тему

    Создавая композиции на космическую тему, старшие дошкольники отрабатывают все освоенные ранее приемы рисования красками и карандашами. Совершенствуется техника работы с кистью (кончиком и всем ворсом). Дети регулируют силу нажима на карандаш, упражняются в закрашивании силуэта ритмичными однонаправленными движениями. Педагог следит, правильно ли воспитанники держат инструмент, делает замечания по мере необходимости (это актуально даже в подготовительной группе).

    В старшей, а тем более в подготовительной группе ребята уже хорошо умеют смешивать краски, добиваясь интересных оттенков. Этот навык пригодится им при рисовании космических пейзажей.

    Такая необычная и таинственная тема, как «Космос», открывает большой простор для раскрытия творческой фантазии дошкольников. В этом плане большие возможности предоставляют нетрадиционные техники изображения. Так, например, бескрайние просторы космоса, изображенные акварелью, можно эффектно дополнить с помощью набрызга зубной щеткой - таким способом мы изобразим многочисленные далекие звезды, мелкие астероиды и космическую пыль.

    Рисунок с использованием нетрадиционной техники набрызга

    Для создания образа загадочной Вселенной идеально подходит техника граттаж - процарапывание силуэтов на темном фоне. Предварительно основа закрашивается разноцветными восковыми мелками и покрывается густым слоем черной гуаши (дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно накануне занятия.

    Техника граттаж

    Самое интересное - это непосредственно процесс процарапывания рисунка. В результате такой работы получается оригинальное изображение.

    Рисунок в технике граттаж

    Причудливые образы инопланетян хорошо получаются с помощью кляксографии - выдувание краски через коктейльную трубочку с последующим дополнением деталями.

    Кляксография

    Нарисовать лунный ландшафт с характерными кратерами поможет обыкновенный клей ПВА в пузырьке с узким горлышком. На поверхности Луны изображаются рельефные окружности, которые после высыхания покрываются серой краской.

    Рисование при помощи клея ПВА

    Интересное рельефное изображение также получается с помощью обыкновенной соли. Силуэт космического объекта вначале обозначается клеем, а затем посыпается крупной солью. Когда изображение подсохнет, оно покрывается краской.

    Рисование солью с последующим закрашиванием

    Рассмотрим и такой необычный прием, как рисование пеной для бритья. Пена смешивается с краской - в результате получается красивый мраморный эффект. Таким способом можно изобразить нашу родную планету Земля.

    Рисование пеной для бритья

    В детском саду также часто практикуется рисование восковыми мелками с последующим покрытием листа бумаги акварелью или гуашью. В данном случае используется свойство восковых мелков отталкивать воду. Вначале дошкольники рисуют космические объекты, ракеты, космонавтов и пр., а затем покрывают весь лист черной краской, используя кисть. С участков, покрытых воском, краска скатывается. В результате получается красивое контрастное изображение.

    Рисунок акварелью и восковыми мелками

    Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

    При рисовании на такую творческую тему, как «Космос», конечно же, нужно поощрять дошкольников использовать дополнительные виды деятельности. Таким образом, можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Например, яркую картину, изображающую далекую чужую планету с ее причудливыми обитателями, украсит аппликация в виде бумажных силуэтов диковинных деревьев.

    Рисование с элементами аппликации

    Композицию сделают более оригинальной и пластилиновые детали.

    Сочетание рисования и пластилинографии

    Варианты композиций для рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе

    Занятие по рисованию на космическую тему с дошкольниками старшего звена логичнее всего проводить в начале апреля - накануне празднования Дня космонавтики. Перед такой продуктивной деятельностью желательно провести занятие по познанию окружающего мира на тему «Космос», чтобы потом ребята отразили свои познания и впечатления на рисунке.

    В качестве конкретных тем для изобразительно деятельности можно предложить следующие:

    • «Космический пейзаж». Здесь основное внимание уделяется самому космическому пространству, летающим в нем кометам, метеоритам, космической пыли и пр.)
    • «Планеты Солнечной Системы». Ребята детально изображают Солнце и вращающиеся вокруг него планеты, отражая характерные внешние черты определенных космических объектов (красный цвет Марса, кольца Сатурна, зелено-голубая Земля, оранжевая Венера, очень маленький Меркурий, огромный Юпитер и пр.).
    • «Полет на Луну» (как вариант – «Полет на Марс»). Дошкольники изображают лунную поверхность, космический корабль на ней. Также можно включить в композицию образ космонавта. Другой вариант - Луна изображена издалека, а космический корабль подлетает к ней.
    • «Космонавты в космосе». Дети рисуют космонавтов в скафандре, парящих в невесомости в открытом космическом пространстве.
    • «Пришельцы в космосе» (как вариант – «Марсиане»). Это фантазийная работа, в которой дошкольники создают вымышленный образ инопланетянина, наделяя его самыми немыслимыми внешними чертами.
    • «Ракета в космосе», «Летящий спутник». Здесь акцент ставится на детальном изображении технических объектов, созданных человеком для освоения космоса.

    Рисование на космическую тему при желании можно организовать и как коллективную работу. Для этого можно взять такую тему, как «Солнечная система» – каждый ребенок в подгруппе изображает определенную планету.

    Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: сюрпризный момент, познавательная беседа, чтение сказки, стихотворения, рассматривание иллюстраций и прочее

    Занятие по рисованию космоса должно проходить в творческой атмосфере, чтобы дошкольники соприкоснулись с таинственным и волшебным миром бескрайней Вселенной. Прежде всего, это поможет сделать продуманная игровая мотивация.

    Например, воспитатель сообщает ребятам, что получила послание из космоса, в котором кто-то просит о помощи. Оказывается, это Незнайка, который улетел на Луну и не может вернуться обратно. Ему страшно одному в незнакомом месте. Незнайке обязательно нужно помочь - отправить на Луну спасательный отряд космонавтов. Но долететь туда можно только на ракете или космическом корабле, которые нужно нарисовать.

    Письмо дошкольникам также могут прислать космонавты. К нему также прилагается посылка с подарком - шлемом. Космонавты, зная, что ребята хорошо рисуют, просят их прислать им картинки с изображением космического пейзажа.

    Интересна мотивация с использованием игрушечного персонажа. В гости к детям приходит пришелец из космоса. Он говорит, что ему понравилась большая и красивая планета Земля. На ней живет много людей, а вот ему грустно и одиноко, потому что он на своей планете живет совсем один. Инопланетянин просит ребят порадовать его - нарисовать друзей.

    Мягкая игрушка, которую можно использовать на занятии

    Чтобы дети прониклись космической темой, воспитатель может предложить им превратиться в космонавтов. Для этого дошкольники надевают заранее приготовленные бумажные шлемы и под соответствующую музыку представляют себе полет. Ребята открывают глаза и видят плакат с изображением Солнечной системы.

    Фотография с открытого занятия в детском саду

    Рисование на тему космоса можно начать и со сказки. Замечательное современное произведение - сказка Ирис Ревю «Про находчивую девочку и щедрое Солнце». Там повествуется, что когда-то очень давно наша планета освещалась только днем, когда солнечные лучи освещали все живое. А вот ночью было так темно и страшно, что нельзя и описать. И вот одна маленькая девочка обратилась к Солнышку с просьбой, чтобы кто-нибудь светил и ночью, потому что она очень боится темноты. Солнце задумалось и решило совершить чудо - его лучики подарили свет Луне, чтобы она в свою очередь посылала его на Землю. Кроме того, Луне вызвались помогать и звезды. Теперь ночи не были столько темными, а маленькая девочка больше не боялась спать.

    После прочтения этой красивой сказки воспитанникам старшей или подготовительной группы можно предложить нарисовать космический пейзаж, где яркая Луна и звезды будут освещать земной шар в темноте Вселенной.

    Также можно порекомендовать «Сказку об одинокой звезде». Главная ее героиня - маленькая звездочка (хотя на самом деле она была больше нашего Солнца). Ей было очень одиноко, потому что другие звезды расположены далеко, а планеты не интересовались ее жизнью. Они лишь спорили друг с другом о том, чья траектория более правильная. И вот как-то ночью мимо звездочки пролетела комета. Героиня никогда не видела их раньше. Они разговорились. Комета рассказал, что она небесная путешественница - летает, где захочется. Она сделана изо льда, но есть еще другие кометы - из камней и металлов. Звездочка попросила комету не улетать пока, а погостить у нее и рассказать о чудесах, которые та видела во Вселенной. Комета согласилась, стала вращаться вокруг звезды вместе с планетами и ежедневно рассказывала удивительные истории. Из ее рассказов звездочка узнала, что есть очень много разновидностей звезд: молодые и старые, раскаленные и почти остывшие, маленькие и гигантские. А самое интересное - многие звезды, которые видны на небе, на самом деле давным-давно погасли, а свет от них еще идет и долгое время будет идти. Звездочка призналась комете, что ее сокровенное желание - поговорить с другими звездами. И новая подруга сообщила ей, что звезды общаются друг с другом своим мерцанием (вспыхнут то ярче, то почти погаснут) – это их язык.

    Вскоре комета улетела. А звездочка все вглядывалась в небо, желая разгадать таинственный язык. И вдруг одной ночью, когда она любовалась на ярко-красную звезду, та стала мигать - три коротенькие вспышки, затем одна яркая. Затем то же самое сделала другая звезда. И тут маленькая звездочка поняла, что это было приветствие, и так же помигала далеким звездам. Теперь оставалось только ждать ответа, пусть он даже придет через тысячу лет.

    Картинка, которой можно проиллюстрировать сказку

    Сюжет этой замечательной сказки станет хорошей мотивацией для рисования космических объектов - звезд, планет и комет.

    Педагог также может рассказать воспитанникам от первого лица такую сказочную историю:

    «Однажды я была на звездном космическом балу. В центре, на высоком троне, без движения сидела царица бала - Полярная звезда. На ней было великолепное голубое платье, а голову украшала корона. Вокруг вальсе кружились разноцветные звезды, в разных масках плясала созвездия. Хрустальный звон колокольчиков сообщил о прибытии на бал госпожи Кометы. Ее хвост переливался всеми цветами радуги, наряд был неотразим. Комету называют космической вестницей. Быстрая, где только она не бывает!? Заглядывает в самые отдаленные уголки Вселенной. Первой узнает о рождении новых звезд и планет. Вот и сейчас она рассказала о том, где скоро выпадут метеориты и метеорные дожди. А еще она передала Полярной звезде признание в любви от моряков, летчиков и космонавтов с планеты Земля. Уж очень они любят ее за то, что она всегда указывает верное направление».

    Интересна следующая сказка, в которой планеты Солнечно системы наделяются антропоморфными чертами.

    «Живет во Вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космос без дружбы!»

    https://infourok.ru/fizika.html

    Плакат, которым можно проиллюстрировать сказку

    После прочтения этой необычной коротенькой сказки можно предложить ребятам изобразить планеты в неожиданном ракурсе - с человеческим лицом, при этом постараться каждую из них наделить своим характером.

    На космическую тему также существует множество интересных стихотворений, по сюжету которых также можно выстраивать занятие по рисованию. Приведем некоторые примеры.

    «В космосе так здорово!» О. Ахметова

    В космосе так здорово!
    Звёзды и планеты
    В чёрной невесомости
    Медленно плывут!
    В космосе так здорово!
    Острые ракеты
    На огромной скорости
    Мчатся там и тут!
    Так чудесно в космосе!
    Так волшебно в космосе!
    В настоящем космосе
    Побывал однажды!
    В настоящем космосе!
    В том, который видел сквозь,
    В том, который видел сквозь
    Телескоп бумажный!

    «Десять лунатиков» (песня-игра, слова Усачёв А.А.)

    Десять лунатиков жили на Луне.
    Десять лунатиков ворочались во сне.
    И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
    И ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
    Девять лунатиков жили на Луне.
    Девять лунатиков ворочались во сне.
    И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
    И ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
    Восемь лунатиков жили на Луне.
    Восемь лунатиков ворочались во сне…

    Считай лунатиков до тех пор, пока:

    И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
    И больше лунатиков не стало на Луне!

    А если ты не хочешь спать,
    Начинай считать опять!

    Н. Цветкова

    Синее небо открыло
    Жёлто-оранжевый глаз
    Солнце - дневное светило
    Ласково смотрит на нас.
    Кружится плавно планета
    В зыбком мерцанье огней.
    В Космосе где-то комета
    Следом стремится за ней.
    Рвется с орбиты Меркурий,
    Хочет Венеру обнять.
    Этим магнитные бури
    Может Меркурий поднять.
    Дальние звёзды мигают,
    Что-то сигналя Земле.
    Чёрные дыры зияют
    Вечной загадкой во мгле.
    Братья по разуму. где вы?
    Где дожидаетесь нас?
    Может в созвездии Девы,
    Может в созвездьи Пегас?

    В. Татаринов «Космонавт».

    Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,

    Самую лучистую выберу звезду.

    И в пути, конечно, я вспомню милый дом

    И пятиконечные звезды над Кремлем.

    Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

    Там со мной подружится солнечный народ.

    И мальчишки местные встретятся со мной,

    Я спою им песню о земле родной.

    Еще больше заинтересовать детей темой космоса помогут физкульминутки и динамические паузы на данную тему:

    Физкультминутка «Космонавт»

    Физкультминутка «Костюм космонавта»

    Физкультминутка «Идем на космодром»

    Пальчиковая гимнастика «Космос»

    • В космос мы с тобой летали,
    • Инопланетян встречали,
    • И для пальчиков зарядку
    • Вместе с ними выполняли.
    • Познакомились сначала,
    • Раз, два, три, четыре, пять,
    • Подружились, обнялись,
    • А потом пошли смотреть,
    • В телескоп на звёздный путь!

    Подвижная игра «Космонавты»:

    • Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:
      Ждут нас быстрые ракеты
      Для прогулок по планетам
      На какую захотим,-
      На такую полетим!
      Но в игре один секрет:
      Опоздавшим - места нет!

    Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только два космонавта.

    Конспекты занятий

    ФИО автора Название конспекта
    Смирнова А.В. «Космический пейзаж»
    (старшая группа)
    Образовательные задачи : учить изображать Солнечную систему, получать разные оттенки красок путем смешивания.
    Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
    Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру космоса.
    Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
    Демонстрационный материал: иллюстрации космоса, Солнечной системы.
    Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, акварельные краски, масляная пастель, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки
    Ход занятия:
    Воспитатель напоминает дошкольникам, что во время прогулки они рассматривали небо, и просит описать его. Оказывается, небо бывает разным: в солнечный день - ярко-голубым, в пасмурный - серым, на закате солнца - оранжевым. Ночью же небо кажется черным, на его фоне загораются тысячи звезд. Помимо нашей планеты, в космосе огромное число других планет, звезд, пыли, газов, астероидов.
    Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по Вселенной, представить, что они поднялись так высоко, что Земля кажется маленьким голубым шаром. Небо превратилось в космическое пространство, заполненное разными объектами. Ребята узнают, что наша галактика называется Млечный путь, а Солнечная система состоит из восьми планет.
    Чтение стихотворения В.Шипуновой «На далёкой планете…»:
    • На далёкой, удивительной планете
      (Нам за десять лет не долететь)
      Солнце изумрудом ярко светит
      И живет оранжевый медведь.
      По шёлковой сиреневой траве
      Спокойно бродит розовый олень –
      Жемчужные рога на голове –
      Серебряным копытцем топчет тень.

    Беседа на тему: что еще может быть на далекой удивительной планете.
    Проводится музыкальная разминка «10 лунатиков» (на словл. А. Усачёва).
    Вниманию детей представляется плакат с изображением Солнечной системы. Педагог кратно обозначает внешние отличительные признаки планет. Например, Меркурий имеет много кратеров, а Венеру и Землю называют «сестрами» за их одинаковый размер. Марс из космоса кажется красным, Земля - голубой, а Уран - зеленым. Сатурн окружен кольцами, состоящими из камня и льда.
    Дошкольникам предлагается зарисовать свое путешествие с помощью акварельных красок и мелков масляной пастели. Космические объекты рисуются мелками, а воздушное пространство закрашивается акварелью.
    Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

    Аляева О.А. «Мы летим в космос»
    (старшая группа)

    Загадка про Незнайку:

    • В шляпе с круглыми полями
      И в штанишках до колен
      Занят разными делами,
      Лишь учиться ему лень.
      Кто он, быстро угадай-ка,
      Как зовут его? (Незнайка)

    Незнайка присылает послание из космоса, в котором просит о помощи - он
    Улетел на Луну и не может вернуться. Ребята должны превратиться в космонавтов, чтобы слетать в космос и помочь персонажу. Но для этого им
    понадобиться ракета, которую нужно нарисовать.
    Рассматривается схема Солнечной системы.
    Детям предлагается дидактическая игра «Расколдуй марсианина»: нужно назвать, из каких геометрических фигур составлены портреты инопланетян, и посчитать их.
    Педагог сообщает ребятам, что они будут рисовать ракету и космические объекты в технике граттаж. Дошкольники рассматривают три образца работы в данной технике.
    Проводится физкультминутка - под медленную музыку ребята имитируют движения космонавтов в невесомости.
    Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

    Гарифуллина В.В. «Пришельцы из космоса»
    (подготовительная группа)

    Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в виртуальное космическое путешествие - представить себя на борту космического корабля. Беседа о планетах Солнечной системы.
    Педагог просит ребят пофантазировать о том, как могут выглядеть инопланетяне, будут ли они похожими на нас. Дети высказывают предположения, что пришельцы могут быть огромными, зеленого цвета, иметь третий глаз и пр.

    Появляется игрушечный пришелец Чуча. Он прилетел с далекой планеты, но там он живет совсем один. Чуча просит ребят нарисовать ему друзей - разных инопланетян - и придумать им имена (мотивация).
    Проводится пальчиковая гимнастика:

    • Познакомились сначала,
      В космос мы с тобой летали,
      Раз, два, три, четыре, пять,
      Инопланетян встречали,
      Подружились, обнялись,
      И для пальчиков зарядку
      Шесть, семь, восемь, девять, десять.
      Вместе с ними выполняли.
      А потом пошли смотреть,
      В телескоп на звёздный путь!

    Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ. Дети рассказывают о своем пришельце и планете, с которой он прилетел, называют его имя.
    Рисунки ребята дарят Чуче и приглашают его прилететь к ним снова.

    Деева Т.
    (подготовительная группа)

    Занятие начинается с загадок про ракету и космонавта:

      Чудо-птица - алый хвост
      Полетела в стаю звезд.
      Наш народ построил эту
      Межпланетную …
      (Ракету)
      Он не летчик, не пилот,
      Он ведет ни самолёт,
      А огромную ракету,
      Назовите, кто же это.
      (Космонавт)

    Проводится подвижная игра «Космонавты».
    Краткая беседа о Дне космонавтики. Чтение стихотворения В. Степанова: «Ю. Гагарин»:

    • В космической ракете
      С названием «Восток»
      Он первым на планете
      Подняться к звездам смог.
      Поет об этом песни
      Весенняя капель:
      Навеки будут вместе
      Гагарин и апрель.

    Обсуждение профессии космонавта, необходимых для нее качеств. Педагог рассказывает об испытаниях, которым подвергаются космонавты на Земле. Дошкольники представляют, что они полетели в космос, рассматривают иллюстрации на космическую тему.
    Проводится физкультминутка:

    • Раз, два - стоит ракета,
      (дети проверяют осанку)
      Три, четыре - самолет.
      (руки в сторону)
      Раз, два - хлопок в ладоши,
      (хлопки в ладоши над головой)
      А потом на каждый счет.
      (четыре хлопка перед собой)
      Раз, два, три, четыре
      (руки вверх, потянуться)
      Руки выше, плечи шире
      (руки в стороны, предплечья вверх)
      Раз, два, три, четыре
      И на месте походили.
      (ходьба на месте)
      А сейчас мы с вами, дети,
      Улетаем на ракете.
      (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»)
      На носочки поднялись,
      (встать на носочки)
      Быстро, быстро руки вниз
      (правую руку вниз, левую руку вниз)
      Раз, два, три, четыре –
      Вот летит ракета ввысь!
      (потянуть голову вверх, плечи вниз)
      В ясном небе солнце светит,
      Космонавт летит в ракете.
      (потягивания - руки вверх)
      А внизу леса, поля-
      Расстилается земля.
      (низкий наклон вперед, руки развести в стороны)

    Дошкольникам предлагается нарисовать ракету с помощью трафарета, дорисовав пальчиками окошки. Планеты будут изображаться крышечками от
    бутылок (печатание). Белые и желтые звезды рисуются ватными палочками.
    Продуктивная деятельность детей. Пока рисунки сохнут, ребята выкладывают на ковре ракету из счетных палочек.
    Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Космонавт»:

    • Мне бы надо, очень надо
      Космонавтом смелым стать.
      Мне бы надо, очень надо
      К двум Медведицам слетать,
      У Медведиц погостить,
      Их коврижкой угостить.
      Уж такая там природа:
      Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,
      А потом махнуть в ракете
      К самой северной планете…

    Композиции дошкольников старшего звена с комментариями по выполнению работы

    «Космический пейзаж, планеты Солнечной системы»

    Воспитанники старшей и подготвоительной групп создают замечательные картины космоса. Всегда эффектны рисунки на темном фоне: планеты и звезды кажутся более яркими и контрастными. В этом плане отметим работы «Неизвестная планета», «Загадочный Сатурн», «Сатурн», «На просторах Вселенной».

    Оригинальны композиции, в которых задействованы нетрадиционные способы рисования. Это работа «Неизведанный космос», выполненная в технике граттаж, рисунок «Наши соседи по космосу», где Марс и зеленые фрагменты Земли изображены с помощью соли. А композиция «Тишина и спокойствие в космосе» представляет собой целую комбинацию нестандартных техник - набрызг, рисование мыльными пузырями и губкой. Набрызг также применен в работе «Комета».

    Дошкольники любят изображать строение Солнечной системы. Это коллективная работа «Наша Солнечная система», где каждый ребенок в подгруппе рисовал определенную планету. Интересна интерпретация этой темы в фантазийном рисунке «Солнечная система», где Солнце ребенок изобразил меньшего размера, чем Сатурн, а большинство планет окрасил в загадочный фиолетовый цвет.

    Фотогалерея: работы дошкольников

    Рисунок гуашью Рисунок гуашью с использованием соли Рисунок акварелью и карандашами (коллективная работа) Рисунок гуашью с применением техники набрызга Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами Рисунок в нетрадиционной технике: набрызг, рисование губкой и мыльными пузырями

    «Ракеты и космические корабли»

    Старшие дошкольники очень реалистично изображают ракеты и другие виды космической техники. Это яркие работы «Космическиц полет», «Ракета», выполненные гуашью. Аккуратный рисунок на красивом голубом фоне – «Ракета в пути». Композиции «Вперед к неизведанным мирам» и «Ракета стартовала от Земли» интересны своей техникой (граттаж и карандашный рисунок с преобладанием оттенков черного цвета).

    Представляют интерес образы космических кораблей. На рисунке «Неизвестная планета» техника осваивает поверхность в то время как космонавт устанавливает флаг России. А в композиции «Белка и Стрелка» из космического корабля выглядывают знаменитые на весь мир собачки.

    Образы ракет и космических кораблей неизменно соседствуют с космическим пейзажем, включающим в себя звезды и планеты. Часто на рисунках мыв видим нашу Землю («Белка и Стрелка», «Ракета», «Ракета пролетает планеты»). На исунке «Путешествие в космосе» мы видим Сатурн с улыбающимся человеческим лицом.

    Фотогалерея: рисунки детей с изображением космоса

    Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок карандашом Рисунок фломастерами Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе.

    Составила и провела: воспитатель Аширова Н.Х. МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

    Цель: Стимулировать творческое мышление в изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Создать условия для творческой активности детей. Развивать творческие способности детей на базе пройденного материала и сформированных навыков изображения животных.

    Закреплять умения детей составлять целое из частей, совершенствовать умения и навыки изображения необычных предметов.

    Научить детей самостоятельно создавать образ сказочного животного посредством рисования и составлять о нём небольшой рассказ.

    Активизировать в речи слова «несуществующее», «необычный».

    Учить детей придумывать названия-имена для своих созданных образов несуществующего животного (создать условия для словотворчества – создание новых слов, несуществующего имени), например: «Вертохрюк», «Слономух» и др.

    Развивать воображение, фантазию, творческое мышление; развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Воспитывать доброжелательное и внимательное отношение к окружающим, желание сделать приятное. Воспитание аккуратности и усидчивости.

    Материал:

    Для воспитателя: строительный материал, два конверта: в одном карточки с фантастическими животными, в другом письмо и карточки с геометрическими фигурами для д/и «На кого похожа?». Панно «Неизведанная планета». Схема для описания рисунка, рисунок «Слономух». Магнитофон, фантастическая музыка.

    Для детей: фломастеры, ножницы, клей-карандаш, салфетки.

    Ход занятия.

    Сюрпризный момент.

    Воспитатель – Ребята, к нам пришло письмо из далёкой планеты. Жители этой планеты просят помощи у вас: «Один злой волшебник сделал всех жителей планеты невидимыми. В письме два конверта, которые можно распечатать лишь на необыкновенной планете».

    Воспитатель – Ну что, ребята, готовы помочь? Тогда сейчас же отправимся.

    Дети стоят около воспитателя и произносят слова.

    Мы ладошку к ладошке приложим,

    И друг другу дружить мы предложим. Берутся за руки.

    Мы построим ракету Вместе приседают

    Для полёта на планету. Руки соединяют над головой

    На какую захотим, Медленно поднимаются

    На такую полетим!». Изображают летящую ракету.

    Дети с воспитателем строят из строительного материала ракету. Усаживаются на стульчики, приготавливаются к полёту. В это время звучит фантастическая музыка.

    Воспитатель – Наш космический корабль стартует с космодрома. Мы летим всё выше и выше. Впереди неизвестная планета. Ракета приземляется, лучше сказать опускается.

    Воспитатель сопровождает рассказ картинками животных из первого конверта.

    Воспитатель – Мы выходим из корабля. Как необычна эта планета! Она населена фантастическими животными, но они невидимы. Они живут везде: над нами, на поверхности планеты и даже внутри планеты. Эти звери плавают, летают, ползают. Среди этих существ есть красивые и уродливые, добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей знакомых нам животных, другие совсем не похожи ни на одного животного нашей планеты.

    Воспитатель – Дети закройте глаза, вообразите этих животных. Среди них есть и такие, которые передвигаются с помощью техники: едут на гусеницах, как танк; летают с пропеллером, как у вертолёта.

    Воспитатель открывает второй конверт, читает письмо: «На нашей волшебной планете живут удивительные существа, они состоят из различных геометрических фигур. Так как они невидимые, поэтому здесь нет ни фотоаппаратов, ни художников. Ребята, мы очень просим вас, сделайте портреты этих необычных животных».

    Воспитатель с детьми рассматривают карточки с геометрическими фигурами из письма, затем предлагает на основе геометрических фигур нарисовать различные фигуры фантастических животных.

    В. – Пора приступать к работе. Но, сначала приготовим пальчики к работе.

    Пальчиковая гимнастика.

    Заяц и ёжик навстречу друг другу Шли по дорожке по полю, по лугу.

    Встретились – и испугались они. Стукнуть кулачками.

    Быстро бежали – поди, догони!

    разные стороны.)

    Когда дети начнут воплощать замысел в рисунке, воспитатель предлагает назвать изображаемое фантастическое животное.

    После завершения работы дети самостоятельно вырезывают фантастических животных по контуру, и закрепляют на фоне «Неизведанная планета», получается общая картина.

    Воспитатель - А сейчас я попрошу вас составить небольшой рассказ, а поможет вам в этом схема.

    В детских рисунках оценивается оригинальность и возникновение интересной идеи (продуктивность воображения).

    Воспитатель - Например, «На неизведанной планете живет Слономух. Это несуществующее на нашей планете животное. У него есть длинный хобот как у слона и крылья как у мухи. Слономух может летать и передвигаться по поверхности планеты».

    Рассказы детей.

    Итог НОД.

    Воспитатель - Какие прекрасные необычные животные у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! Что вам больше всего понравилось на занятии?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе.

    Тема: «Жители фантастической планеты».

    Составила и провела: воспитатель Аширова Н.Х. МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

    Цель: Стимулировать творческое мышление в изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Создать условия для творческой активности детей. Развивать творческие способности детей на базе пройденного материала и сформированных навыков изображения животных.

    Закреплять умения детей составлять целое из частей, совершенствовать умения и навыки изображения необычных предметов.

    Научить детей самостоятельно создавать образ сказочного животного посредством рисования и составлять о нём небольшой рассказ.

    Активизировать в речи слова «несуществующее», «необычный».

    Учить детей придумывать названия-имена для своих созданных образов несуществующего животного (создать условия для словотворчества – создание новых слов, несуществующего имени), например: «Вертохрюк», «Слономух» и др.

    Развивать воображение, фантазию, творческое мышление; развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Воспитывать доброжелательное и внимательное отношение к окружающим, желание сделать приятное. Воспитание аккуратности и усидчивости.

    Материал:

    Для воспитателя: строительный материал, два конверта: в одном карточки с фантастическими животными, в другом письмо и карточки с геометрическими фигурами для д/и «На кого похожа?». Панно «Неизведанная планета». Схема для описания рисунка, рисунок «Слономух». Магнитофон, фантастическая музыка.

    Для детей: фломастеры, ножницы, клей-карандаш, салфетки.

    Ход занятия.

    Сюрпризный момент.

    Воспитатель – Ребята, к нам пришло письмо из далёкой планеты. Жители этой планеты просят помощи у вас: «Один злой волшебник сделал всех жителей планеты невидимыми. В письме два конверта, которые можно распечатать лишь на необыкновенной планете».

    Воспитатель – Ну что, ребята, готовы помочь? Тогда сейчас же отправимся.

    Дети стоят около воспитателя и произносят слова.

    Мы ладошку к ладошке приложим, Дети подают друг другу ладошки,

    И друг другу дружить мы предложим. Берутся за руки.

    Мы построим ракету Вместе приседают

    Для полёта на планету. Руки соединяют над головой

    На какую захотим, Медленно поднимаются

    На такую полетим!». Изображают летящую ракету.

    Конструирование из строительного материала.

    Дети с воспитателем строят из строительного материала ракету. Усаживаются на стульчики, приготавливаются к полёту. В это время звучит фантастическая музыка.

    Воспитатель – Наш космический корабль стартует с космодрома. Мы летим всё выше и выше. Впереди неизвестная планета. Ракета приземляется, лучше сказать опускается.

    Рассматривание карточек с фантастическими животными.

    Воспитатель сопровождает рассказ картинками животных из первого конверта.

    Воспитатель – Мы выходим из корабля. Как необычна эта планета! Она населена фантастическими животными, но они невидимы. Они живут везде: над нами, на поверхности планеты и даже внутри планеты. Эти звери плавают, летают, ползают. Среди этих существ есть красивые и уродливые, добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей знакомых нам животных, другие совсем не похожи ни на одного животного нашей планеты.

    Релаксация «Фантастические животные», звучит музыка.

    Воспитатель – Дети закройте глаза, вообразите этих животных. Среди них есть и такие, которые передвигаются с помощью техники: едут на гусеницах, как танк; летают с пропеллером, как у вертолёта.

    Чтение письма из второго конверта.

    Воспитатель открывает второй конверт, читает письмо: «На нашей волшебной планете живут удивительные существа, они состоят из различных геометрических фигур. Так как они невидимые, поэтому здесь нет ни фотоаппаратов, ни художников. Ребята, мы очень просим вас, сделайте портреты этих необычных животных».

    Дидактическая игра «На кого похожа?»

    Воспитатель с детьми рассматривают карточки с геометрическими фигурами из письма, затем предлагает на основе геометрических фигур нарисовать различные фигуры фантастических животных.

    В. – Пора приступать к работе. Но, сначала приготовим пальчики к работе.

    Пальчиковая гимнастика.

    Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы обеих Шли по дорожке по полю, по лугу. рук «идут» навстречу друг к другу.

    Встретились – и испугались они . Стукнуть кулачками.

    Быстро бежали – поди, догони! Снова пальцы «идут», но теперь в

    Разные стороны.)

    Самостоятельная деятельность детей.

    Когда дети начнут воплощать замысел в рисунке, воспитатель предлагает назвать изображаемое фантастическое животное.

    После завершения работы дети самостоятельно вырезывают фантастических животных по контуру, и закрепляют на фоне «Неизведанная планета», получается общая картина.

    Составление рассказа по схеме.

    Воспитатель - А сейчас я попрошу вас составить небольшой рассказ, а поможет вам в этом схема.

    Как зовут животное?

    Какое это животное? несуществующее, необычное животное.

    Описание внешности.

    Что умеет делать?

    В детских рисунках оценивается оригинальность и возникновение интересной идеи (продуктивность воображения).

    Воспитатель - Например, «На неизведанной планете живет Слономух. Это несуществующее на нашей планете животное. У него есть длинный хобот как у слона и крылья как у мухи. Слономух может летать и передвигаться по поверхности планеты».

    Рассказы детей.

    Итог НОД.

    Воспитатель - Какие прекрасные необычные животные у вас получились! Вы отлично поработали сегодня! Что вам больше всего понравилось на занятии?


    Цель : Познакомить с названиями планет Солнечной системы

    Задачи :

    Обогатить словарь (орбита, названия планет);

    Развивать логическое мышление, фантазию;

    Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

    Материал :

    1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

    Кто-то утром не спеша

    Надувает желтый шар.

    А как выпустит из рук-

    Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

    Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

    У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

    (Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

    Мы тему беседы давайте наметим:

    Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

    Меркурий заводит весь хоровод.

    Встречаем мы Землю рядом с Луной

    И огненный Марс, что кружит за Землей.

    За ними – Юпитер, из всех – Великан.

    Последние три едва различимы,

    Малы и холодны, но их различим мы:

    Уран, Нептун и крошка Плутон.

    Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

    Разминка . По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

    В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

    (Ответы детей).

    Да, столько же сколько и планет – девять.

    Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

    Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

    Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

    Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

    (Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

    Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

    (Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

    Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

    Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

    Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

    Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

    Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

    Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.