Конспект НОД в образовательной области «Коммуникация» по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Друзья познаются в беде. Конспект НОД по области «Коммуникация» по формированию лексико-грамматических ср

Конспект НОД в образовательной области «Коммуникация» по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Друзья познаются в беде. Конспект НОД по области «Коммуникация» по формированию лексико-грамматических ср

Предварительная работа:

Чтение сказки Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго зайца, косые глаза, длинные уши, короткий хвост", запись ее схемой.
Рассматривание картины "Зайцы".
Дидактические игры "Слово на картинке", "Угадай словечко", "Хорошо-плохо".

Оборудование: - Подбор иллюстраций к любым русским народным и авторским сказкам (по выбору воспитателя).

Дидактический материал к играм "Слово на картинке", "Угадай словечко", маски зайца, волка.

Листы бумаги, покрытые черным воском (граттаж), остроконечные палочки, салфетки по количеству детей, очищенная морковь.

Описание ННОД

(Дети стоят на ковре полукругом)

Воспитатель: Дети, мы получили письмо от наших друзей из волшебного леса (показывает конверт). Посмотрите, на конверте большой красный кружок. Что это значит? (опасность, беда, предупреждение).

Да, вы правы. В письме написано, что злая волшебница Чернильда грозит всех лесных жителей заколдовать, если они не выполнят все задания Чернильды. Наши друзья просят о помощи. Поможем им?

Первое задание Чернильды: отгадайте слово, которое живет на этой картинке. (Показывает картинку со снежинками). Ответ детей.... Да, вы угадали. Это слово - "зима".

К слову "зима" нужно найти родственные слова. Какие слова называют родственными? (слова, которые звучат похоже). Ответы детей....

Как вы считаете слово "снег" родственное слову "зима", ведь зимой много снега? Нет! Почему? (в слове "снег" нет такой части, которая звучит похоже на слово "зима").

Вспомните пословицы, поговорки о зиме или со словом "зима". Дети называют....

Следующее задание волшебницы, отгадайте ее загадку:

Что за зверь лесной встал как столбик под сосной,

Прыгает ловко, любит морковку?

Кто это? (заяц). Почему не белка, она тоже хорошо прыгает? (ответы детей) Правильно. А теперь опишите зайчика, но только волшебница Чернильда все слова, которыми можно описать зайца спрятала на картинках, которые лежат у вас на столах. Сядьте за столы, отыщите нужные слова. А я вам помогу. Какой он? (мягкий, пушистый, белый, легкий, маленький...). Какие у него уши? (длинные). Значит он какой? (длинноухий). Какие у него зубы? (острые). Как передвигается заяц? (прыгает, скачет). Значит ноги у него какие? (сильные, картинка - гири). С чем можно сравнить зайца? (пушок, шарик, комочек ваты). Заяц быстро бегает. Подберите к слову "бежит" слова близкие по смыслу (мчится, несется, летит, удирает, дает стрекоча). Какой характер у зайца? (трусливый).

Подберите к слову "трусливый" слова, близкие по смыслу. Как можно сказать по-другому? (боязливый, несмелый, робкий....)

А теперь к слову "трусливый" подберите слова, противоположные по смыслу, (храбрый, смелый, отважный).

Следующее задание Чернильды.

Назовите сказки в которых живет сказочный персонаж заяц, (ответы детей....) Это какие сказки? (русские - народные)

(Показываю доску с иллюстрациями к четырем р/н сказкам и одной авторской, например "Доктор Айболит". Что здесь лишнее? Почему? Какая это сказка? Почему она авторская? (ответы детей).

Когда вы читаете или слушаете эту сказку, вы как будто видите ее глазами автора. А сегодня вам нужно рассказать эту сказку от лица других персонажей: волка, храброго зайца или других зайцев.

Последнее задание Чернильды: расскажите старую сказку на новый лад. А чтобы было легче, посмотрите на эту схему.

Итак, чтобы вы увидели, если бы были "храбрым" зайцем. Рассказ ребенка (одеваю ему маску зайца).

А теперь расскажите эту сказку от лица серого волка, (ответ ребенка, одеваю ему маску волка).

Интересные получились сказки. Даю вам задание: рассказать дома эту сказку от лица других зайцев.

Все задания Чернильды мы выполнили, можно отдохнуть. А теперь все по порядку дружно прыгнем на полянку, (дети выбегают на ковер)

Зайцы скачут: Скок - скок - скок, да на беленький снежок. Приседают, слушают, не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка

Мы немножко отдохнем, и опять заниматься пойдем. (Дети садятся на месте)

Пока мы отдыхали, Чернильда всех обманула. Она залила своими волшебными чернилами весь лес. Все звери потерялись. Хуже всего зайчику. Поможем ему? Вы ведь тоже волшебники, у вас на столах волшебные палочки, их концом вы можете снять волшебное покрывало ночи и расколдовать волшебный лес. Не забудьте подкладывать под свою ладонь салфетку и крошки от волшебных чернил стряхивать на подносы. (Звучит музыка, дети рисуют, по окончании, их работы выставляем на фланелеграф.)

Какой прекрасный лес, какие красивые деревья, звери. Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо поработали. А чтобы вы набрались побольше сил, заяц прислал вам подарок – морковку! Отдыхайте. (На второй завтрак дети с удовольствием ели морковку).

Реализуемая приоритетная образовательная область «Коммуникация» в интеграции с ОО «Социализация», «Познание», «Художественное творчество»

Вот какой волшебный лес у нас получился!

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе по теме:

«Дружба и друзья»

ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Дубровина Ю.С.

Цели:

Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову

Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .

Развивать чувство общности у детей в группе.

Материалы и оборудование: запись музыкального произведения Шаинского

"Дружба крепкая". Презентация «Мои друзья»

Ход занятия:

Орг. момент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.

Тренинговое упражнение

В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.

Эстафета дружбы.

Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!

Речёвка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

В: Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь.

В: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

(Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».

В: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»

Ответы детей.

В: А что такое дружба и в чём же она заключается?

Ответы детей.

В: Значит дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.

В: У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

Чтение стихотворения

МЫ РАЗНЫЕ

Я. Дубенская

Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, но безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть, новые звёзды на небе открыть, крепко дружить, не бояться «другого». Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки, вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее, ростом повыше, по жизни мудрее, и поменяется мир весь вокруг, но рядом останется преданный друг!

В: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?

В: все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.

Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").

С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

В: А сейчас представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?

Ответы детей.

В: Ну что же, молодцы!

В: А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?

Ответы детей.

В: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам. Вот в стихотворение "Качели" дети тоже умеют дружить.

Качели.

Представьте, качели - ковер самолет.

На нем отправляюсь в далекий полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой.

Потом приземлюсь и друзьям во дворе,

Я дам полетать на волшебном ковре.

В: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его.

Подъемный кран.

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий.

Никому его не дам-

Это мой подъемный кран!

В: Что можно сказать об этом ребенке?

Ответы детей.

В: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:

Кто жаден, тот в дружбе не ладен,

А кто щедрый, тот в дружбе верный.

В: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и

Друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

В: Настоящий друг познается в беде.

В: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

Один за всех и все за одного.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Нет друга- так ищи, а нашел- береги.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба в делах помощница.

Дружбу помни, а зло забывай.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Друзья – не разлей вода.

Физ. минутка.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

В: Ребятки, мне хочется рассказать вам сегодня еще одну историю:

Гуляли по парку две подружки, шли по тротуару и все им места не хватало: то толкнут друг друга, то перегонят. Увидели они художника и попросили нарисовать их. И вы знаете картина получилась очень странная. ОН нарисовал девочек одетых в одно платье. А подписал картину художник так: "Вместе тесно, а врозь хоть плач".

В: А вы можете объяснить эту картину и пословицу?

Ответы детей.

В: Молодцы, ребята. Друзья - это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.

В: Сегодня мы с вами говорили о дружбе и друзьях.

В: Я предлагаю поиграть в игру "закончи фразу" ведь с вами тоже дружат и

выбирают самые хорошие ваши качества.

Послушайте фразу и закончите её: "Я думаю со мной дружат потому что. "

Ответы детей.

В: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.

Сейчас я предлагаю сесть на стульчики.

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей,

Небольшое кино. Давайте его посмотрим.

Просмотр презентации «Мои друзья»


Медведева Нина Валентиновна
Учитель-логопед МБ ДОУ Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка» г.Набережные Челны РТ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
обогащать и активизировать словарь по теме « Домашние животные, птицы» ,«транспорт» «Мебель»;
учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предложении.
продолжать учить согласовывать существительные с числительными в предложном падеже множественного числа;
учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог НА,О.
закрепить представления о жизни в деревне.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ
развивать темпо-ритмическую сторону речи посредством логоритмических упражнений;
развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
развивать общую и мелкую моторику;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
воспитание усидчивости, уважения, умения выслушивать ответы других детей до конца;
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: НАГЛЯДНЫЙ(пособия,картинки)словесный(совместная речевая деятельность),игровой(динамическая пауза)практический(моделирование,выполнение заданий)
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:наборное полотно,доска,фигурка Бабушка,Предметные картинки:
2автобуса,3 машины, 4 мотоцикла,5велосипедов,магнитофон, Сюжетная картина»Деревенский двор»,предметные картинки:2 дивана,3 кресла,4 стула,5 табуретов, 3 огурца,4 морковки,5 ваз,2 сапога,3 книги,4 мяча,5 шишек,2 холодильника,3 машины,4 стола,5 яблок.

1. Организационный момент

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка.
Изобразите сердитого козла.
Покажите как испугалась его маленькая девочка.
Изобразите походку маленьких утят, важного индюка
Покажите как огорчился маленький цыпленок который захотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
2. Введение в тему.
Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением деревни,транспорта и рассказывает Это бабушка ОЛЯ.Она приглашает нас на отдых в деревню. Посмотрите на картинки,посчитайте и скажите на чем нам можно поехать в деревню?
Нам можно поехать на 2-х автобусах,на 3-х машинах,на 4-х мотоциклах,на 5-ти велосипедах.
Садимся в автобус и едем в деревню.(звучит песенка Железновой «Автобус»)
Автобус» (1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим (качаем головой от плеча к плечу, шлёпаем по ногам в ритме музыки.)
(2)И из окошечка глядим Всё глядим! – (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.)

(3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот – (смотрим из-под ладони - козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.)

(4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт? (пожимаем плечами.)
(5)Колёса закружились Вот так вот, вот так вот (выполняем круговые движения руками сбоку от туловища.)
Вперёд мы покатились Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик –(качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип(, «крутим руль» и бибикаем.)
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот(«крутим руль» и бибикаем.)
Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот! (Во время проигрыша изображают «крутят руль»)
3. Игра « о ком заботится бабушка Оля?»
Вот мы и приехали в деревню.Логопед выставляет картину «деревенский двор»Посмотрите на картину и скажите сколько и кто ходит на лужайке?(на лужайке ходят 2 коровы,два теленка,з лошади,три жеребенка,4 овцы,4 ягненка,5 коз,5 козлят
сколько и кто бегает по двору?(По двору бегают2 собаки)
сколько и кто греется на солнышке?(на солнышке греются 3 кошки)
сколько и кто кукарекает на заборе?(на заборе кукарекают 2 петуха)
сколько и кто кудахчет в курятнике?(в курятнике кудахчут 5 куриц)
сколько и кто плавает в озере(3 гуся и 4 утки)
Вот видите сколько домашних животных и птиц у бабушки.
А теперь посмотрите на картинки ответьте:О ком заботится бабушка Оля?
Бабушка Оля заботится о 2-х коровах,о 2-х телятах,о 3-лошадях,о 3-жеребятах, о 4-х овцах,о 4- ягнятах,о 5-ти козах, о 5-ти козлятах,о 2-х собаках,о 3-кошках,о 2-х петухах,о5-ти курицах, о 3-х гусях,о 4-х утках)
4. Физминутка «Игра в стадо».Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движени¬ем. Развитие подражательности и творческого воображения.
Дети.
Мы вчера играли в стадо,(Идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо.
Мы рычали (Рычат.)
И мычали,(Мычат.)
По-собачьи лаяли. (лают)
Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)
Логопед.
А она сказала строго: (останавливаются)
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много,
Таких вижу в первый раз.
Дети.
Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)
Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)
Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)
Логопед.
А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом)
- Да что вы!
Ладно, если вы коровы,
Я тогда - пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
(А. Барто)

5. Логопед выставляет предметные картинки говорит:Много разных домашних животных и птиц у бабушки и дедушки в деревне. Мы долго гуляли у них во дворе и очень устали. Бабушка Оля приглашает нас в дом отдохнуть.Посмотрите на картинки и скажите: На чем мы можем посидеть,отдохнуть?
Мы можем отдохнуть на 2-х диванах, на 3-х креслах,на 4-х табуретах,на 5-ти стульях.
А ещё бабушка Оля любит загадывать загадки,посмотрите на картинке и скажите полным ответом о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые,о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые так можно сказать о трех огурцах.
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные,о чем так можно сказать?
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные так можно сказать о 4-х морковках.
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,о чем так можно сказать?
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,так можно сказать о 5-ти вазах.
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,о чем так можно сказать?
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,так можно сказать о двух сапогах.
Интересные, смешные, поучительные,о чем так можно сказать?
Интересные, смешные, поучительные,так можно сказать о 3-х книгах.
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругиео чем так можно сказать?
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругие,так можно сказать о 4-х мячах
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие.о чем так можно сказать?
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие так можно скать,о 5-ти
Шишках.
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,о чем так можно сказать?
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,акможно сказать о двух холодильниках
Большие, грузовые, зелёные, металлические о чем так можно сказать?
Большие, грузовые, зелёные, металлическиетак можно сказатьо 3-х машинах
Коричневые, большие, деревянные, письменные,о чем так можно сказать?
Коричневые, большие, деревянные, письменные, так можно сказатьо 4- х столах.
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие о чем так можно сказать?
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие так можно сказать о 5-ти яблоках.
Ну вот и пришло время расставаться. Попрощайтесь с бабушкой. Садимся а в автобус и едем домой в детский сад(звучит песня С. Железновой)
6.Итог дятельности детей.

Алена Пименова
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие , физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи :

1) «Познавательное развитие»

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств : произвольного поведения, мышления, воображения, познавательной активности.

2) «Речевое развитие»

Учить детей проводить словоизменение.

Учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.

Закреплять умение называть слова с заданными звуками.

3) «Социально-коммуникативное развитие »

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4) «Физическое развитие»

Продолжать развивать двигательную активность, координацию движений.

5) Художественно – эстетическое развитие.

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться, в соответствии с разнообразным характером музыки.

Материал демонстрационный : красные, синие, зеленые, черные, белые фишки; касса с гласными буквами; указка; фишки или мелкие игрушки.

Материал раздаточный : красные, синие, зеленые, черные, белые фишки; касса с гласными буквами; указка.

Логика образовательной деятельности :

Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.

Воспитатель предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику.

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы) . Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо) . Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы) . Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы) . Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться) . Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы) . Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот) . И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева) . Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно) . А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков) . Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка : 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро) . Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. Закреплено умение выполнять движения и выполнять определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Работа с предложением.

Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов и назвать слова по порядку. Предложения для разбора : «У нас игрушки» , «Птица сидит на ветке» . Дети разбирают предложение, выполняя задания воспитателя. Учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.

Словоизменение.

Воспитатель предлагает выложить слово пар, обозначая согласные звуки белыми фишками. Заменить «а» на «и» (пир) . Выложить слово «пол» . Заменить «о» на «и» (пил, «и» на «е» (пел) . Подробно слова разбираются только в случае затруднения детей Дети выкладывают слово «нар» , обозначая согласные звуки белыми фишками. Заменяют «а» на «и» (пир) .

Дети выкладывают слово «пол» (согласные обозначают белыми фишками) . Заменяют «о» на «и» (пил, «и» на «е» (пел) . Подробно слова разбираются только в случае затруднения детей Учить детей проводить словоизменение.

Звуковой анализ слов : зима, море, гуси, пуля.

Воспитатель говорит, что каждый ряд будет разбирать свое

слово : 1-ый ряд детей будут разбирать слово «зима» (показывает всем детям первого ряда, 2-ой разберет слово «море» , 3-ий ряд - слово «гуси» , 4-ый ряд - слово «пуля» . Можно спросить у 2 - 3 детей, какое слово они будут разбирать. После того, как большинство детей справятся с заданием, воспитатель вызывает одновременно двоих детей, которые выкладывают на доске слова «зима» и «море» . В проверке заданий должны участвовать все дети.

Вопросы к детям по слову «зима»

Какой ударный звук? (а) «и» ? (зииима) . Вопросы к детям по слову «море» (о, э) . Почему звук «э» обозначен буквой «е» ? (после мягкого согласного звука «э» обозначается буквой «е» ).

Двое вызванных детей 3-его и 4-ого ряда выкладывают слово «гуси» и «пуля» . / Вопросы к детям по слову «Гуси» : Какой ударный звук? (у) . Как будет звучать слово, если ударным будет звук «и» ? (гусиии) . Вопросы к детям по слову «пуля» : Какие гласные звуки в слове? (у; а) . Почему звук «а» обозначается буквой «я» ? (после мягкого согласного звук «а» обозначается буквой «я» ). Дети выполняют звуковой анализ слов, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют задания.

На каждый из этих вопросов отвечают дети, которые не разобрали соответствующего слова на местах.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и потанцевать под песню «Мы погреемся немножко» (Высотская, Старокадамский) Дети выполняют ритмические танцевальные движения под песню. Дети умеют выразительно и ритмично двигаться, в соответствии с разнообразным характером музыки.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «б» (барабан, батон, большой, собака, клубок, быстро, рубашка., со звуком «бь» (билет, бегемот, рябина, белый, любит) Дети называют слова с заданным звуком. Дети умеют называть слова с заданными звуками.

Педагог в заключении подводит итоги и предлагает детям поиграть в настольно – печатную игру «Буквы» Играют, соблюдая правила новой игры.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе по коммуникации «Весна» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по коммуникации «Весна» Программное содержание: Создание социальной ситуации.

Конспект интегрированного занятия по коммуникации в средней группе «Дикие животные» йымдасан оу-рекетіні технологиялы картасы №8 ортаы.

Конспект итоговой НОД по математике и коммуникации во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Цель: закрепить и уточнить знания детей.

Конспект НОД коммуникации подготовительной группы: Тема: «Здравствуй, Космос!» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цель: Обобщить знания.

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Звуковой анализ слова» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД в первой младшей группе по коммуникации и художественному творчеству «Колобок» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество (лепка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы Цель: продолжать.

Конспект НОД по безопасности, коммуникации, физической культуре в подготовительной группе «Огонь - друг, огонь - враг» Выполнила: Калижникова С. М. Задачи: Углублять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения. Развивать связную речь,.

Цель: Закрепить знания детей о своей Родине. Задачи: 1) Продолжать формировать умение рассказывать о предметах, содержании сюжетной картины;.

Занятие по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе «Звуки [Т] и [Т’]» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Визинга. Занятие по коммуникации.

Нина Дубровская
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе «Мои друзья»

Конспект НОД по ОО «Коммуникация » в подготовительной к школе группе .

Тема : «Мои друзья » . (Составление рассказа по сюжетным картинкам)

Программное содержание :

Учить детей самостоятельно составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке.

Учить детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на план.

Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, выражению лица.

Воспитывать отзывчивость на состояние окружающих детей словом и делом.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову; - Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память;

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова).

Воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Развивать чувство общности у детей в группе .

Подготовка к занятию : Чтение пословиц о дружбе. Беседы о дружбе : «Драться или договариваться» , «Умнее тот, кто уступает» , «Как играть и не ссориться» . Чтение худ. произведений : В Осеева «До первого дождя» , Г. Циферов «Когда не хватает игрушек» , М. Пляцковский «Урок дружбы» , В. Голявкин «Друзья » . Рассматривание сюжетных картин. Сочинение рассказов и сказок о друзьях . Прослушивание детских песен о дружбе.

Материал : сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; Презентация «Мои друзья » . Аудиозапись песен о дружбе.

Словарная работа : Друг, дружба. Преданный, самоотверженный, отзывчивый, надёжный, щедрый.

Ход занятия:

I Оргмомент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.

Тренинговое упражнение В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» . Скажите, каким должен быть друг? А как надо относиться к другу?

Эстафета дружбы. Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!» Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло! Здравствуйте, дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь правильно и слушайте.

II. - У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

1. Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

2. Чтение стихотворения

МЫ РАЗНЫЕ

Я. Дубенская

Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть, Новые звёзды на небе открыть, Крепко дружить, не бояться «другого» . Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки, Вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее, Ростом повыше, по жизни мудрее, И поменяется мир весь вокруг, Но рядом останется преданный друг!

Дети читают стихотворения о дружбе.

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей, Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно. Без друзей нам не прожить .

В. Бердис

Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему, И спросите «Почему?» Это, дети, сделать надо, Плохо плакать одному!

IV - Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, я хожу в первый класс. В нашем классе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Миша. Миша – настоящий друг, очень добрый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Миша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

V. Работа по картине.

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было? 2. Где находятся ребята? (ребята находятся во дворе) 3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда? (он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.) 4. Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу? (бежала и споткнулась, упала на асфальт) . 5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете? (Оля заплакала от боли, у нее потекла кровь) . 6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? (Главное - позаботится, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану обязательно следует обработать йодом, зеленкой или другим лекарством, какое посоветуют родители или врачи. Даже к маленькой ранке надо относится с большим вниманием)

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану? (Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.)

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Миша Оле? (он предложил Оле свою помощь : отвести ее домой) .

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку? (на багажник, на раму)

10. Как поступил мальчик? (хорошо, правильно, замечательно)

11. Как можно назвать такого мальчика? (настоящим другом)

12. Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом? (Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

(Настоящий друг должен быть : «добрым» , «щедрым» , «верным» , «честным» , «смелым» , «самоотверженным» , «дружелюбным» , «преданным» , «мужественным» , «отзывчивым» , «надежным» .

Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный» , «самоотверженный» , «преданный»

Воспитатель : «Правильно. Таким и должен быть настоящий друг.

VI. Послушайте, какой рассказ по этой картине подготовила Настя .

Образец рассказа :

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки» . «Кошкой» была Лена, а «мышкой» - Оля. Оля, убегая от «кошки» - Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Миша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Миша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья !

(Анализ рассказа) .

VII. Кто ещё хочет рассказать про детей на картине. (Анализ рассказов) . VIII. Физминутка

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)

IX. -Воспитатель : Перед вами на столе картины. Рассмотрите их. Сейчас мы послушаем ваши истории, но сначала я напомню всем, о чём вы должны рассказать. Даётся план рассказа :

Какое время изображено на картине. - Кто на картине? Как зовут? - Что происходит на картине? – Понравились вам герои картины и почему?

В - Кто готов рассказать?

Спрашиваю 3-4 детей. Анализ детских рассказов воспитателем.

Вывод воспитателя. Я сегодня услышала хорошие рассказы о настоящих друзьях . Рассказ воспитателя о дружбе (из личного опыта) .

Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их пожалуйста и подумайте, какая пословица подойдёт к нашим рассказам.

Настоящий друг познается в беде.

В. - Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

Один за всех и все за одного. - В настоящей дружбе так : сам пропадай, а товарища выручай. - Нет друга- так ищи, а нашел- береги. - Старый друг лучше новых двух. - Человек без друзей , что дерево без корней. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей . - Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. - Дружба и братство дороже богатства. - Дружба в делах помощница. - Дружбу помни, а зло забывай. - Птица сильна крыльями, а человек дружбой. - Друзья – не разлей вода .

X. Коллективное изготовление «книжки-малышки» (подарок Еве. Она давно болеет и не ходит в д/с)

Пальчиковая гимнастика.

Дружба. (пальчиковая гимнастика) Дружат в нашей группе Девочки и мальчики . (Соединять пальцы в "замок") . С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.) Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.) Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями

Выполнение работы.

Воспитатель последним добавляет (приклеивает на обложку) название книги «Мы друзья –товарищи » .

Анализ. Книжка красивая. Еве понравится. Хорошо, что вы порадуете Еву.

Рефлексия :

Воспитатель показывает «цветик-семицветик» . - «Цветик- семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова под музыку «Малыш у реки» (из серии голоса природы)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели. Вели, чтобы Ева выздоровела и пришла к нам.

Воспитатель : «Я думаю, что все ваше пожелание исполнится. Мы с вами послали Еве много любви и добрых чувств. Настоящие друзья должны всегда желать друг другу добра.

И нас можно назвать друзьями . Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.

Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей .

8. Итог. Сегодня мы услышали много рассказов и все они о настоящих друзьях . Как замечательно, что есть такая страна «Дружба» . Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба» . Что вам понравилось?

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей, небольшое кино. Давайте его посмотрим.

Просмотр презентации «Мои друзья »