Урок по обществознанию "потребности человека". Конспект занятия «Человеческие потребности

Урок по обществознанию "потребности человека". Конспект занятия «Человеческие потребности

Тема урока «потребности семьи»

Цель урока: Разъяснить школьникам сущность потребностей, познакомить с их разнообразием.

Задачи урока :

Знать какие потребности могут быть у людей, понимать, что представляют собой потребности человека

Уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения

Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям

Ход урока:

1.Организационная часть

2 Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)

3 Сообщение нового материала, демонстрация слайдов.

Потребности семьи

Виды потребностей семьи

Основные правила покупок

4. Закрепление изложенного материала. Практическая часть.

5. Заключительный инструктаж (выставление оценок, объяснение домашнего задания)

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (обращаю внимание на то, как соблюдена техника безопасности: собраны ли волосы, находятся ли сумки на своих местах, не жуют ли жвачки).Далее отмечаю присутствующих на уроке.

Актуализация (проверка домашнего задания, фронтальный опрос школьников)

Сообщение нового материала

Тема сегодняшнего урока «потребности человека».На прошлом уроке мы уже немного затронули эту тему, сегодня мы её продолжим. Поговорим о потребностях, о их видах. А в конце урока мы выполним небольшую самостоятельную работу.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Обобщаю ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Как вы помните из прошлого урока, что же такое потребности? (ответы учащихся)

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать (заболевают органы дыхания), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью.

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов – техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др.

Ресурсы – это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.

Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей . А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.

Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:

· Срочные и необходимые: вещи, которые следует купить немедленно (отсутствие необходимого для жизни или внезапностью нужды).

· Обязательные: вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.

· Желательные: вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.

· Престижные: вещи повышенного качества и комфортности.

Потребности связаны с ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.

Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.

Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

Закрепление изложенного материала

Беседа с классом.

Вопрос : В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, человек должен трудиться

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду .

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

(ребята отвечают):

Учитель обобщает : общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение

Установите соответствие.

социальные потребности это…

А) потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей.

Б) потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы

В) потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.

10. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

11 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

а) самосохранении; б) самореализации; в) самопознании; г) самообразовании.

12 .О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

13. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:
Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания
Чтоб знатоком обществознания стать,
Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:
Записать на доске:
1 ученик – общество, социальная сфера
2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:
Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:
Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

Вопрос:
- как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:
Потребность – мотив – поведение.
Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:
Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические
Социальные
Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.
Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.
Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,
Примера очередь настала

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:
А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд
Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог
В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу
Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?
- чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:
Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

Вопрос классу
- как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?
Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.
Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:
готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию
И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.


Приложенные файлы

Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
  • Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

План изучения нового материала

  1. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
  2. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
  3. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант организации учебной работы

Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов
  3. Конституция РФ
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  9. Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http:/ www.unicef.org

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

Задание для учащихся.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Формулирование темы и целей урока.

III. Изучение основных идей и понятий темы.

Вводим новые понятия.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос классу.

Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?

Или не отличаются совсем?

Или у животных нет потребностей?

В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.

Виды потребностей

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20

Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.

Вопрос классу.

Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?

Что это значит?

В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?

Как общество относится к таким детям?

Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.

Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».

Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация )

Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа в группах.

Прочитайте текст и выполните задание.

Выделите основную мысль текста.

Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?

Как вы можете помочь таким детям?

Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?

Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)

Учитель . А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа - это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.

Игра «Город мастеров» . Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.

Обобщающая беседа по теме занятия:

  • Вы научились рядом с собой чувствовать других?
  • Вам понравилось быть частью команды?

Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:

  • сердиться на него;
  • не возьмете в игру;
  • возьмете в игру и будете помогать ему;
  • будете подбадривать его.

IV. Итог занятия.

Учитель. А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.

V. Домашнее задание.

§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели урока: обеспечить усвоение наиболее распространенных подходов к изучению человеческих потребностей, познакомить с классификацией Маслоу, развивать умения работать с дополнительным материалом, помочь развивать интерес к изучаемому курсу.

Понятийный аппарат: потребности, духовность, культурные ценности,

Оборудование: презентация по теме

План урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация субъективного опыта учащихся

Что нужно современному человеку?

А)Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что нужно современному человеку в повседневной жизни?»и проранжировать свои ответы по степени значимости. Ответы заслушиваются и записы­ваются на доске в три колонки:

Очень нужно Нужно Не очень нужно
Учитель подводит итог дискуссии и просит учеников дать опреде­ление слову «потребности». Мнения заслушиваются, определение «по­требности» записывается в тетрадь. (Например: потребности - это все то, в чем нуждается человек и без чего трудно или невозможно жить.)

3. Этап изучения нового материала. Работа с презентацией.

А)Рассматривание понятия «потребность».

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;

В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как цен­ность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер - потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие ме­жду реальным и необходимым, должным и сущным.

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

Б) Работа по учебнику.Функции потребностей

Целеполагания- обусловлена системой смысловых образований

Побуждения- системой ценностных образований личности

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дис­комфорта."

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, рав­новесию и самозащите.

Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потреб­ностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу - потребность в развитии, совершенствовании.

3. Виды потребностей и способы их удовлетворения. Анализ схемы.

Учитель обсуждает с учащимися, как можно классифицировать потребности человека. Он информирует о типологии потребностей, при­нятой в экономической науке, и в виде схемы изображает ее на доске:

Потребности:

Материальные

Духовные

Социальные

Специфические

Функции потребностей:

Физиологическая

Психологическая

Физиологическое и психологическое развитие человека, со­вершенствование его как личности определяет развитие, видоизме­нение и его потребностей.

1.Иерархия потребностей (по А.Маслоу)

1.физиологические (пища, сон, движение)

2.экзистенциальные (в безопасности)

3.социальные (дружба, любовь)

4.престижные (уважение)

5.духовные (самореализация)

5.). Первичное закрепление материала.

Какие материальные и духовные потребности вам знакомы?

Как можно определить социальные потребности?

Что называют специфическими потребностями? Все ли эти потребности обусловлены жизнью человека? Какие из них не являют­ся жизненно важными?

Учитель предлагает подобрать примеры к каждому виду пред­ложенных потребностей, которые также фиксируются на доске.

6. ) Подведение итога урока.

Как человек может удовлетворить свои потребности?

7) Домашнее задание:

Т. 6, письменный ответ на вопрос: «Может ли человечество полностью удовлетворить свои потребности?».

С. А. Гребёнкина, БОУ "Кустовская СОШ, Яковлевский район, Белгородская область

Аннотация к конспекту занятия встреча в бизнес-клубе по теме: «Человеческие потребности» .

Удобная модель для систематизации разнообразных человеческих потребностей предложена известным американским социологом А.Маслоу. Она представляет собой «пирамиду потребностей» (см. в приложении)

В основании этой пирамиды лежат физиологические потребности, удовлетворение которых, безусловно, чрезвычайно важно. На этом «держатся» все остальные. Потребности в экономических благах выделяются среди всех прочих тем, что они удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей.

Проводя работу по этой теме, безусловно, стоит вести разговор с детьми не только о материальных, но и о социальных потребностях каждого человека, о его правах удовлетворять свои потребности и о способах их удовлетворения, принятых в обществе. Наряду с этим необходимо уделить внимание и потребностям других живых существ – обитателей природных сообществ.

Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, в дружеских отношениях с окружающими, потребность иметь близких друзей.

В то же время становление личности каждого ребёнка требует не только интеллектуального, но и эмоционального и социального развития. Детям необходимо учиться осознавать своё отношение к людям, оценивать их отношение к себе, участвовать в совместной работе со своими сверстниками. Благодаря этому, в частности, они смогут получать больше удовольствия от учебного процесса, и он, таким образом, пойдёт успешнее.

Дьякова Светлана Витальевна МБОУ «Киземская средняя общеобразовательная школа» СП д/с «Солнышко» воспитатель

Форма: конспект занятия

Тема: встреча в бизнес-клубе по теме: «Человеческие потребности» .

Цель: Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности) .

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение детей анализировать ситуацию, ставить проблему и оценивать правильность её решения.
  2. Раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде.)
  3. Закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассуждений, через игровые проблемные моменты.

Развивающие:

1. Развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь. Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

1. Приучать ребёнка к аккуратности, ответственности, к бережливости, экономности.

Приоритетные образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие

Оборудование:

Мягкая игрушка - гном Эконом, иллюстрации по безопасности, светофор, пешеходная дорожка, 2 телефона, шоколад, перчатки, калоши, книжки, ди , посылка с брусками, письмо от Царицы экономики.

Ход занятия:

1. Игровая ситуация (воспитатель читает отрывок из произведения Чуковского «Телефон» , инсценировка детьми) .

У меня зазвонил телефон

Кто говорит?

Что вам надо?

Шоколада.

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

  • Мой милый, хороший

Пришли мне калоши

И мне, и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! … (Дети просят, воспитатель достаёт: шоколад, перчатки и т. д.)

Ребята, а что бы попросили вы? (Ответы детей)

Вывод: Как можно назвать одним словом, все желания, которые высказали герои сказки и вы? Правильно - это потребности.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Верно, мы ещё раз поговорим о человеческих потребностях и постараемся помочь нашему знакомому гному Эконому. Он снова приглашает нас в его бизнес-клуб.

(Дети проходят и садятся на стульчики)

Ребята, что-то наш гном Эконом опечаленный сидит. Как вы думаете, что у него случилось? Верно, у него возникла какая – то проблема, давайте узнаем, что случилось?

Всё понятно. Нашему Эконому пришла посылка, в которой лежало письмо, вот послушайте, я его вам сейчас прочитаю (см. в приложении) .

Несколько раз пробовал гном Эконом строить пирамиду и помочь царице, но она каждый раз у него распадалась. Как вы думаете, почему? Как же ему помочь? Ваши предположения. (Достать брусочки и попробовать самим справиться) . Кто согласен помочь нашему другу? Тогда начинаем выполнять поручение царицы.

Как вы думаете, какой брусок возьмём самый первый? (Самый длинный) . А почему? (Чтобы пирамида была устойчивой и не распадалась.)

Как проверить, правильно ли мы выполнили задание? Царица Экономика в своём письме говорит, что на каждом бруске есть подсказка. (Работа с схемой – см. в приложении-пирамида потребностей) .

Что же обозначает эта схема, как вы думаете? (О человеческих потребностях) . Кто может ее прочитать?

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)

Человек не может прожить без воздуха. Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха. (Зажимают нос)

Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.

У человека есть потребность в одежде.

Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)

А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.) . А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)

Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. У нас ещё осталась картинка. О каких потребностях они говорят? (потребность в образовании) .

Во сколько лет дети идут учиться в школу? И у вас появляется потребность в обучении, т. к. вам уже многим исполнилось шесть, а кому-то семь.

У человека есть потребность в медицинской помощи. Как это понять? (Если человек заболел, он нуждается в лечении) .

Спасибо, вы мне очень помогли. Гном Эконом согласен с нами, ему всё понятно и он очень доволен вашими ответами.

Вывод: Без самого необходимого-воды, еды, воздуха, жилья, человек существовать не может. На этих потребностях «держатся» все остальные потребности. Их можно назвать одним словом-физиологические потребности. (Физминутка)

Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» (дети выбирают карточки– см. в приложении) .

Как определить, какой же будет второй брусок в нашей пирамиде? (посмотреть подсказку) . О какой потребности мы можем говорить? (Потребность человека в безопасности) .

Как вы понимаете, что такое безопасность? (Это когда человеку в окружающем пространстве ничего не угрожает) . Объясните, как вы понимаете такую фразу: «Мой дом - моя крепость»

А как надо вести себя дома, чтобы обеспечить свою безопасность?

Нельзя открывать двери человеку, которого не знаешь, т. е. чужому; не включать электроприборы; не брать спички.

Вторым домом, для вас является детский сад. Значит, в детском саду, вы должны чувствовать себя тоже в безопасности, для этого нужно соблюдать правила. Какие это правила? (в д/с нельзя кататься по перилам лестницы, нельзя драться, прыгать с высоких поверхностей) . А как можно решить конфликт без драки и ссоры?

Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, значит, защитим себя от беды.

А сейчас послушайте загадку:

У дороги, словно в сказке, на столбе живёт трёхглазка.

Всё мигает и мигает, ни на миг не засыпает. (Светофор)

Давайте поговорим, как избежать опасных ситуаций на дороге.

Гном Эконом приготовил нам иллюстрации, чтобы мы лучше запомнили эти правила (рассматривание иллюстраций) : нельзя перебегать дорогу перед транспортом, играть на проезжей части, переходя дорогу, надо посмотреть сначала налево, а потом направо. (Для закрепления этих правил проводится игра «Светофор» )

Сейчас вы должны достать из посылки, тот брусок, на котором подсказка говорит о потребности человека в общении. Каждый человек испытывает потребность в общении и уважении. (Чтение стихотворения «Мне больно, мальчики» ) .

Почему рана, нанесённая словом, так надолго запомнилась? (Можно человека не только обидеть физически, но и можно ранить словом)

А для чего нужны друзья? А вы знаете слова, которые делают общение вежливым? Сейчас гном Эконом к вам подойдёт, и вы ему положите в ладошку слова-приветствия, просьбы, благодарности.

Вывод: Уважение между людьми возникает при культурном обращении друг к другу. Общаться можно не только при помощи слов, но и жестами и мимикой. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Встречные поезда» , где вы должны при встрече поприветствовать друг друга с помощью мимики или жестов.

Вывод: Вы сейчас убедились, как важно понимать друг друга.

Как вы думаете, о чем говорится на последнем бруске?

Вы, наверное, сейчас сможете сами прочитать схему на нем. О чём говорит эта схема-подсказка? (Говорит о том, что у всех людей есть потребность в проявлении своих интересов) . У каждого человека есть потребность заниматься своим любимым делом.

Как вы думаете, среди вас есть талантливые дети? Каких людей называют талантливыми? Давайте мы сегодня постараемся проявить свои таланты и способности. (Дети проявляют свои таланты: Настя Л.- поёт песню про дружбу; Даниил – рассказывает стихотворение «Друзья» ; Егор показывает фокус) .

Давайте посмотрим, что у нас получилось? (Пирамида) . Как ее можно назвать? Это пирамида человеческих потребностей. Сумели мы помочь нашему гному Эконому? (пирамида получилась устойчивая и не распадается, значит, все задания Царицы Экономики мы выполнили правильно) . Что нам помогло справиться со всеми заданиями? (знания, умения дружно работать, смекалка)

Что-то ещё лежит в коробке. (Подарок от царицы Экономики) . А гном Эконом хочет с вами поиграть и узнать ответы на его вопросы.

Рефлексия. Дети встают в круг. Воспитатель держит гнома Эконома и по очереди каждому бросает мяч и просит продолжить предложение гнома:

Меня удивило…; Я сегодня узнал (а) …; Мне понравилось…; У меня получилось…; Мне будет полезно...; Я сегодня научилась (ся) ...

Заседание в нашем бизнес-клубе закончилось. Если вам было интересно, познавательно и увлекательно, то подарите нашему Эконому весёлую улыбку, а кому было трудно, не очень интересно, подарите Эконому грустную улыбку.

Литература: Кларина Л.М. «Экономика и экология в начальной школе»

Приложение

Письмо от Царицы Экономики:

«Здравствуй, гном Эконом! Посылаю тебе из моего экономического царства волшебные брусочки, из которых нужно построить пирамиду. Будь внимателен, на каждом брусочке есть подсказки. Но запомни, если они будут неправильно сложены, пирамида развалится и в моем царстве наступит беспорядок.

Царица Экономики».

Гном Эконом с пирамидой человеческих потребностей

Цель: уточнить знания детей об основных потребностях человека

Цель игры: тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях