Теория решения изобретательских задач. Материал на тему: триз – теория решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач. Материал на тему: триз – теория решения изобретательских задач

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер -родом из Баку изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Есть много методов у данной технологии -

Методы и приёмы ТРИЗ.

Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).

”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце,

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям

Работу по М.Ф.О можно начинать во 2 младшей группе. При этом решаются следующие задачи:

  1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
  2. Познакомить детей с новым объектом.
  3. Создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
  4. Проанализировать художественное произведение.

Рассмотрим это на примере.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил:

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они)?» Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать

веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

И «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» - оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…

Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, как правило, нет предела.

У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . .

В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи.

Морфологический анализ

Морфологический анализ - пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, то есть многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Например, нам нужно придумать новую игру с мячом. Это можно сделать при помощи морфологического ящика. Сначала определим основные характеристики компонентов и их возможные варианты:

А – какой частью тела можно играть с мячом

1А - рукой

2А - головой

3А – ногой

4А - туловищем

В – каким может быть мяч

1В – резиновый

2В – пластмассовый

3В – деревянный

4В - воздушный шарик

С – чем можно бить по мячу

1С - клюшкой

2С - палкой

3С - ракеткой

4С – частью тела

Затем необходимо построить морфологический ящик:

1А, 2А, 3А, 4А

1В, 2В, 3В, 4В

1С, 2С, 3С, 4С

Из построенного ящика извлекают сочетания элементов.

Например:1А, 1В, 1С;

1А, 1В, 2С;

1А, 1В, 3С и т.д.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Так, например, при работе по развитию творческого воображения дошкольников используют игру «Фантастическое животное», в основе которой лежит принцип действия с морфологическим ящиком. Строится таблица, где по вертикали расположены части тела одного животного (голова, туловище, конечности, хвост), а по горизонтали выстраиваются одноименные части тела разных птиц, рыб и зверей. Например: на первой горизонтальной строке будут располагаться голова попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На второй – туловище попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На третьей – конечности всех 15 этих животных. А на четвертой – их хвосты. Части тела не рисуются, а уже готовые выставляются на большой фланелеграф в заданном порядке. Детям предлагается выбрать сначала голову животного, затем туловище … (Две части тела от одного животного брать нельзя).

«Фантастическое» животное выстраивается на отдельном маленьком фланелеграфе. После того, как животное «построено», нужно дать ему название, подумать, какова будет среда его обитания, как оно будет питаться, двигаться, растить детей и т.д. Закончив занятие по развитию речи, можно предложить детям данное животное нарисовать, слепить, поиграть в него.

Вот некоторые из возможных животных: тюлехрюшка, птицелев, слонопрыг и т.п.

«Кольца Луллия»

В качестве варианта можно использовать, помимо таблиц и «морфологических ящиков», так называемые «Круги Луллия» (кольца Луллия). Данный метод используется в работе с дошкольниками и является очень эффективным.

Основоположником этого метода был Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ, миссионер;

Эти круги очень несложно сделать самим. Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра, например, четыре. Все круги делятся на 6 секторов (количество секторов может меняться, но на всех кругах их количество должно быть одинаковым). В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше, также по секторам обозначается назначение куртки: рабочая, спортивная, для прогулок, выходная, девичья, мальчиковая. На третьем круге, еще меньшем, проставляется в каждом секторе величина, размер, форма куртки: широкая, длинная, узкая, короткая, тонкая, толстая. На четвертом круге, самом маленьком, обозначается материал, из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень (булавку, гвоздик). Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка – указатель. Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты.

«Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями.

Например: образовательная область «Коммуникация» - используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).

Область «Познание» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.), а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.), с цифрами (состав числа).

Область «Чтение художественной литературы» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца Луллия», используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре.

Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.

« А что, если...» - эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. (МПиО).

На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.

Общаясь с детьми постоянно приходится экспериментировать: не получилось, пробуем по- другому. И часто фраза « А если...» сопровождает нас как верная помощница.

МПиО существует очень давно, он превосходит возраст человечества. Даже природа в своём развитии уже давно использует его. С помощью этого метода сделано множество открытий, но на это было затрачено множество средств и времени.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР.

ЦЕЛЬ МЕТОДА: Развитие системного мышления.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость”.

Системный оператор даёт:

1. Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах.

2. Развивает воображение и фантазию.

3. Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Моделирование маленькими человечками.

ЦЕЛЬ МЕТОДА: Знакомство с внутренним строением вещества

Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. - всё то, что в совокупности составляет творческие способности.


  • Есть такая штука ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач. Я довольно много о ней писал. Придумал её советский изобретатель Генрих Альтшуллер ещё в середине прошлого века. Придумал он её для благих целей, а именно создать единый алгоритм для решения инженерных задач.

    Для этого ему пришлось исследовать патентный фонд СССР и выявить общие закономерности в авторских свидетельствах. Можно сказать, что Генрих Самуилович пытался сделать шаблон, по которому можно было бы придумывать идеи. Не ходить по комнате взад и вперёд, а взять некую таблицу в которой можно будет отыскать направление для поиска идеи. Но, хочу предупредить, что ТРИЗ изначально был разработан для решения инженерных задач. Это уже потом последователи пытались адаптировать законы, приёмы и стандарты для других отраслей: социальных, гуманитарных и т. д.

    Безусловно, Альтшуллер был идеалистом и романтическим мечтателем. Только такие личности пишут фантастические рассказы, создают школы ТРИЗ и сидят в лагерях за свои идеи. Мне кажется им двигало как и любого человека-идеалиста сделать общество и человечество чуть лучше, поэтому он отдал более 50 лет изучению и продвижению своих идей и своей теории в массы.

    Мне и другим молодым людям довольно тяжело представить какого этого: отдать большую часть жизни ради мечты — создать алгоритм изобретательства! В наше время меркантилизма, гедонизма и постоянных соблазнов — посвятить чему-то свою жизнь почти невозможно.

    Так, вот, к чему это я всё. Прочитав его книгу, изучив материалы по ТРИЗ я был в восторге: как же круто, всё уже придумали за нас, нужно только подставить ситуацию в формулу и уже можно найти идею. Я писал статьи, пытался адаптировать методологический аппарат ТРИЗ к прикладному дизайну. Выходило как-то не очень. Но я не отчаивался и пытался снова. Адаптация так и оставалась на бумаге, а в работе я не знал как это применять.

    И я снова пытался. А ведь как красиво, смотрите сами.
    Все технические системы развиваются:
    1. в направлении увеличения степени идеальности
    2. в увеличении степени динамизации
    3. до определённого предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из её частей
    4. в направлении дробления
    5. в направлении увеличения управляемости

    Написано вроде сложно. Но, на самом деле всё довольно просто. Технические системы развивается по диалектическим законам. Закономерности эти познаваемы, их можно использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых систем. Т. о. зная законы развития систем, инженер может представить какой должна быть изменяемая им система и что нужно для этого сделать.

    Всё это богатство нужно для совершенствования систем. Человеку всегда нужно что-то совершенствовать.

    Но основная моя претензия к ТРИЗ — это мистер Капитан Очевидность. И без ТРИЗ люди додумались, что нужно использовать динамизацию для усовершенстования например внешних зеркал бокового вида в автомобилях, когда они стали сворачиваемыми, а не неподвижными как это было ещё недавно. Примеров можно привести много. Подобные законы и приёмы как мне кажется только снижают эффективность поиска идей. Без экспериментов и исследований человечеству не обойтись.

    Единственно, что оставлю для себя — это представление об идеальности объекта. Снова я занудствую с терминологией и кажущейся сложностью слога. Но снова всё просто. Идеальность объекта это когда объекта нет, но функция его выполняется. Когда вы это поймёте, ваш мозг уже не сможет работать по-прежнему. Глядя на любой предмет вы захотите его улучшить, это я вам точно говорю. И улучшить так, чтобы что-то из него выкинуть не потеряв смысла и функциональности. Это круто.

    Лучшим примером идеальности объекта для меня служит лючок фордовского бензобака



    « Казалось бы, все мы привыкли отвинчивать и завинчивать пробку бензобака — так вот, Ford постепенно внедряет на своих моделях горловину без отдельной крышки. Она закрывается самим лючком. Так что никаких хлопот с тем, куда ее девать, и нулевая вероятность потерять ее или забыть ».

    Для самостоятельного изучения:
    1.
    2. ТРИЗ для дизайнера: законы и приёмы, вторая версия
    3. Дискуссия с Майком Лисянским
  • Валиуллин Артур Права защищаются 2005 года
  • Написать — [email protected]

У основоположника теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера была мечта. Он мечтал уравнять всех людей в правах и возможностях на творческий труд в области науки и техники. Мечта благородная...
Да и попробовать стоило: уравнял же Кольт шансы сильных и слабых своим револьвером... Правда, благородство его дела весьма сомнительно, но успех его затеи явно несомненен.
Великий наставник профессиональных изобретателей был человеком действия. Задумано - запланировано - сделано! Это не был мечтатель типа известных героев Достоевского, Гоголя или Тургенева. Теперь предстояло сделать осознанный выбор пути. Можно было избрать путь кабинетного учёного. Продумать концепцию, а затем развернуть и прописать её во всех деталях. Написать солидную научную монографию.
Предложить её научному сообществу и терпеливо ждать признания по итогам решающего эксперимента, который самому проводить вовсе не обязательно...
Можно было избрать путь борца , создателя массового общественного движения. То есть сначала ввязаться в борьбу, а затем посмотреть, что из этого получится. Наполеон тоже принимал конкретные решения прямо на поле боя... А серьёзных научных трудов о военном искусстве, подобных трудам Мольтке, он нам не оставил. Но битвы в основном всё же выигрывал...
Честно говоря, в конкретных условиях для конкретного человека выбор предопределён. Нет у него никакого выбора! Путь кабинетного учёного для основоположника ТРИЗ ничего хорошего не сулил. Он был прирождённый лидер движения . А опыта научной работы у него не было вовсе... Так уж сложилась его биография в эпоху тоталитаризма, когда судьбы миллионов людей ломались, как спички.
Но и для того, чтобы ввязаться в бой или затеять спор, надо всё же кое - что иметь в руках и на руках... В руках необходимо иметь привлекательное для многих Знамя движения , а на руках- хотя бы набросок концепции, способной привлечь людей под это Знамя. А всё остальное есть надежда обрести в борьбе.
Набросок концепции был составлен и опубликован 60 лет тому назад в журнале "Вопросы психологии". К её разработке принимал активное участие узкий круг единомышленников основоположника ТРИЗ, который в те времена был ещё равным среди равных. Титул основоположника он обрёл много позже... Среди равных следует особо отметить такого сподвижника, как Шапиро. Сейчас трудно установить весомость творческого вклада каждого из сподвижников в становлении и развитии ТРИЗ. Говорили разное и при жизни самого Альтшуллера, а уж после его кончины заговорили и те, кто раньше вовсе молчал... Пусть судят об этом историки науки! Здесь и сейчас я этой деликатной темы касаться не намерен.
О становлении ТРИЗ я писал в свей трилогии "Невидимые миры вселенной Знания"
(http://www.sura.ru/pekc2/) в объёме, необходимом для решения поставленных перед этой трилогией задач. За это меня часто ругали. Одни за недостаток позолоты на памятнике основоположнику ТРИЗ и его идеям, другие - за недостаток грязи на этом памятнике...
Позднее я кое - что добавил по части своего осмысления достижений ТРИЗ (к моменту юбилея первой публикации по ТРИЗ) на своей страничке в журнале "Самиздат" при библиотеке Мошкова (http://www.zhurnal.lib.ru/w/wullo_l_i/). Подчёркиваю, только по части решения задачи юбилейного осмысления, а не по части позолоты или грязи! Этим пусть занимаются другие...
Ругали меня и за основательность моей трилогии, делающей её совершенно недоступной для уже сложившейся ТРИЗ- тусовки , привыкшей читать и писать лишь научно - популярные и детские книжки по ТРИЗ, пользующиеся большим спросом на развалах книжного рынка современной России. Каюсь, о духовных запросах ТРИЗ - тусовки я и раньше не думал, и теперь думать не собираюсь... Основоположник ТРИЗ мечтал о лучшем будущем для своего детища, чем будущее околонаучной тусовки . Правда, он сам эту тусовку и создал! Но создать науку раньше, чем тусовку, во времена господства тоталитаризма было невозможно. Тусовка играла роль хорошо подготовленной почвы для грядущего восприятия ТРИЗ, как науки, после её создания в отдаленном будущем уже совсем другими людьми. Без навоза такая почва не обходится, но весьма желательно что бы в ней присутствовал не только навоз. Нужны и зёрна светлых идей, способные прорасти на этой почве и принести желаемые плоды...
А вот по этой части возникли проблемы ещё при жизни основоположника ТРИЗ. С умнейшим Шапиро он расстался, а лучших разработчиков ТРИЗ частенько изгонял. Эти умники не только предлагали весьма дельные вещи, но и задавали вовсе не нужные в то время вопросы, на которые тогда ответа не было... Вам бы это понравилось? Тем более в ситуации войны за элементарное выживание ТРИЗ!
Честно говоря, на некоторые из этих вопросов умников ответы были. И основоположник ТРИЗ прекрасно знал о том, каковы эти ответы! Но публичное оглашение этих очевидных ответов могло нанести непоправимый урон интересам движения, бывшего в те времена далеко не научным. Да и существуют ли сейчас научные движения вообще? На донаучной стадии и сейчас такое бывает. Движение уфологов тоже есть... Но затем всё становится на свои места. И тогда тусовщики, не имеющие призвания для работы в области науки, и к тому же в ней вообще никогда не работавшие, ищут новое поприще для своих бесконечных (и часто бесполезных для общества) игрищ... Бог с ними, пусть тусуются. Туристы тоже тусуются. Это им даже полезно.
Плохо то, что серьёзные люди, случайно попавшие в ТРИЗ - тусовку , полагая, что там занимаются серьёзными научными изысканиями, зря растратят там драгоценное время.
Да ещё при этом сделают для себя ошибочный вывод о том, что ТРИЗ вообще всего лишь околонаучная тусовка. А ведь это сейчас уже совсем не так! Но для этого мне пришлось десять лет писать "Невидимые миры вселенной Знания", а не тусоваться...
И потекут толпы разочарованных в объятия некого господина Мороза, который за солидное вознаграждение обещает им быстрое обогащение за счёт умудрённого его наукой ума... Наш гуманный уголовный кодекс пока ни им, ни ему сделать это вовсе не запрещает. Правда он и некому Гробовому не запрещал обучать искусству воскрешения мертвецов. До поры, до времени...
Сейчас очевидно, что следовало чётко разделить функции лидера движения ТРИЗ и его научного руководителя . Эти функции вообще крайне редко способен выполнять один и тот же человек. Основоположник ТРИЗ был прекрасным лидером движения и слабым научным руководителем. Это следует признать сейчас. От этого все только выиграют. Что он мог сделать с умниками, задававшими вредные для его дела вопросы?
А что сделал известный вам вождь пролетарской революции с философами и мыслителями России, тоже задававшими ему тогда вредные для его дела вопросы? Вспомните философский пароход...
Счастье Дарвина, что у него не было смышлёных учеников! Вот начали бы они тогда задавать ему свои вопросы, и не было бы у нас дарвинизма до сих пор... Да и известный вам Глеб Жеглов тоже советовал повременить с убойными вопросами.
Любому движению нужны хлёсткие лозунги. Научные они или лженаучные - не имеет значения. Существенно лишь то, чтобы они привлекали электорат. Электорат ТРИЗ прошлого века состоял из пролетариев и инженеров, мало чем отличающихся от пролетариев по части образованности, интеллигентности у культуры. Электорату было обещано, что изобретая по дерзким формулам творчества, он со временем переплюнет академиков... Вас коробит от такого обещания? Меня тоже... А от обещания коммунизма в 1980 году вас не коробило?
Зубры изобретательства оценили реальные возможности технической версии ТРИЗ той эпохи весьма трезво. Они сказали: "Это очень полезно для тех, кто жиже, (чем мы)...". Цитата дословная с сохранением всех её атрибутов.
Это была чистая правда! Но правда была и в том, что тех, кто "жиже, чем они" было очень много. И это бездарное большинство тоже творило, как умело... То есть бездарно и крайне безграмотно! Принося обществу неисчислимые убытки... Таких "творцов" даже ТРИЗ той эпохи подтягивал до приемлемых кондиций.
За допущенные в те времена просчёты приходится платить по счетам и сейчас. Интеллектуалы органически не приемлют лозунгов ТРИЗ, рассчитанных на пролетарский электорат прошлого века. Моя трилогия должна была им разъяснить, что это были всего лишь лозунги... А современная версия ТРИЗ для физиков от них уже очистилась! Теперь это вполне серьёзная наука, не имеющая ничего общего с ТРИЗ- тусовкой тех лет, да и современной ТРИЗ - тусовкой тоже... Следовало так же вправить мозги и некоторым взбесившимся от лукавых лозунгов пролетариям. То есть разъяснить, что даже овладев ТРИЗ они не получат в придачу необходимое для творчества призвание . Призвание и талант - дары Создателя! Это тоже понимать надо...
Так как же быть с мечтой основоположника ТРИЗ? А никак... Мечтать не вредно. Хотите- мечтайте поодиночке, хотите- мечтайте целыми группами. На ТРИЗ - тусовке! На этом свете это всего лишь несбыточная мечта. Но, быть может, на том свете вам воздастся по вере вашей...

Вулло Леонид Иосифович

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач декларировалась ее автором Г.С. Альтшуллером как альтернатива многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов, позволяющая "превратить процесс решения изобретательских задач в точную науку". Чем же на самом деле является ТРИЗ? Каковы ее реальные возможности и перспективы?

Краткая справка о классическом ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач появилась в 60-х годах в СССР.

Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель.

ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.

Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций. Практическое применение имели модификаци АРИЗ-77 и АРИЗ-85В.

В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся:

  • Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.

  • Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.

  • Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.

  • Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.

  • Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков , Оператор РВС .

В развитии и популяризации ТРИЗ участвовало большое число талантливых специалистов. Среди них - Шувалов Валентин Николаевич .

В середине 80-х годов прошлого столетия Теории решения изобретательских задач начали обучать специалистов предприятий электротехнической отрасли в рамках внедрявшегося там метода функционально-стоимостного анализа (ФСА) . Однако из-за кризиса промышленного производства в России, последовавшего в результате реформ начала 90-х годов, использование на предприятиях отрасли ФСА полностью прекратилось. Оказалась невостребованной и ТРИЗ.

ТРИЗ: реальность и иллюзии

ТРИЗ задумывалась "как точная наука". Что же в действительности представляет собой ТРИЗ?

Несомненным достоинством ТРИЗ стало то, что в ней была предпринята попытка использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и разрешением противоречий. С этой целью в ТРИЗ был разработан специальный алгоритм (АРИЗ), представляющий собой последовательность логических процедур, направленных на представление решаемой изобретательской задачи в виде противоречий и ряд рекомендаций для их разрешения. Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую познавательную ценность.

Однако Теория решения изобретательских задач имела ряд существенных изъянов, которые, очевидно, и привели к застою в ее развитии после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении. В чем же заключались эти изъяны.

  1. В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.

  2. Диалектический подход (анализ противоречий), заложенный в основной инструмент решения задач, которым являлся АРИЗ, был искажен введением новых понятий (техническое и физическое противоречие). Эти новые понятия искажали суть диалектического противоречия, сформулированного в диалектической логике, что приводило к трудностям в выявлении противоречия при попытках решения с помощью АРИЗ реальных изобретательских задач.

  3. Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявлении противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и мало пригодную для практического использования конструкцию.

  4. В ТРИЗ так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьезные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.

  5. ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако основная часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).

  6. Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования скорее позволяют отнести вепольный анализ к методам активизации перебора вариантов, но никак ни к научному анализу.

  7. Наиболее близким к идее формализации процедуры решения изобретательских задач было создание в ТРИЗ таблицы и приемов разрешения технических противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе существующих на то время описаний изобретений. Однако, несмотря на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития, и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания статистических выводов утратил свою актуальность для практического использования.

  8. Существует распространенная иллюзия о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. По своей сути ТРИЗ является методом мышления, нацеленным на решение изобретательских задач, возможность применения которого во многом зависит от способностей конкретного человека к такому мышлению. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса невозможно. В лучшем случае предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.

В период своего активного развития (80-е годы прошлого столетия) указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков, способных видеть эти недостатки, привели к застою в развитии теории. В этом на наш взгляд основная причина того, что за последние время в ТРИЗ не появилось ничего нового достойного серьезного внимания.

При этом нужно отметить значение ТРИЗ в выдвижении идеи создания методологии направленного поиска, основанной на анализе противоречий мышления. Актуальность этого направления обоснована тем, что все, что было и будет создано человеком, является результатом разрешения таких противоречий.

Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме . » Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер .

Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году . Первая публикация - в 1956 году - это технология творчества , основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  2. прогнозирование развития технических систем ;
  3. пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
  4. совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

История

Г. С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил своё первое авторское свидетельство (9 ноября ), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретения приходят неожиданно, с озарением , но Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.

Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу - значит найти и преодолеть техническое противоречие».

В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем . За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).

Структура и функции ТРИЗ

Основы ТРИЗ

Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Когда техническая проблема встаёт перед изобретателем впервые, она обычно сформулирована расплывчато и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией . Главный её недостаток в том, что перед инженером оказывается чересчур много путей и методов решения. Перебирать их все трудоёмко и дорого, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок .

Поэтому первый шаг на пути к изобретению - переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективны, а какие - нет?

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы - такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу : «согласно ИКР, всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество» . Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи:

  • Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?
  • Какие связи являются вредными, мешающими, какие - нейтральными, и какие - полезными?
  • Какие части и связи можно изменять, и какие - нельзя?
  • Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие - к ухудшению?

Противоречия

После того, как мини-задача сформулирована и система проанализирована, обычно быстро обнаруживается, что попытки изменений с целью улучшения одних параметров системы приводят к ухудшению других параметров. Например, увеличение прочности крыла самолёта может приводить к увеличению его веса, и наоборот - облегчение крыла приводит к снижению его прочности. В системе возникает конфликт, противоречие .

ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий (в порядке возрастания сложности разрешения):

  • административное противоречие : «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это» . Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием/снятием административных решений.
  • техническое противоречие : «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра» . Техническое противоречие - это и есть постановка изобретательской задачи . Переход от административного противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи , который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) указывает на одно или несколько физических противоречий.
  • физическое противоречие : «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.

Информационный фонд

Он состоит из:

  • приёмов устранения противоречий и таблицы их применения ;
  • системы стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определённого класса задач);
  • технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время - геометрических) и таблицы их использования;
  • ресурсов природы и техники и способов их использования.

Система приёмов

Анализ многих тысяч изобретений позволил выявить, что при всём многообразии технических противоречий большинство из них решается 40 основными приёмами.

Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г. С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Для их выявления понадобился анализ более 40 тысяч авторских свидетельств и патентов . Приёмы эти и сейчас представляют для изобретателей большую эвристическую ценность. Их знание во многом позволяет облегчить поиск ответа.

Но эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.

Система приёмов, используемая в ТРИЗ, включает простые и парные (прием-антиприем) .

Простые приёмы позволяют разрешать технические противоречия. Среди простых приёмов наиболее популярны 40 основных приёмов .

Вещественно-полевой (вепольный) анализ

Основная статья: Вепольный анализ

Веполь (вещество + поле) - модель взаимодействия в минимальной системе , в которой используется характерная символика.

Г. С. Альтшуллер разработал методы для анализа ресурсов. Несколько из открытых им принципов рассматривают различные вещества и поля для разрешения противоречий и увеличения идеальности технических систем. Например, система «телетекст » использует телевизионный сигнал для передачи данных, заполняя небольшие промежутки времени между телевизионными кадрами в сигнале.

Ещё одна техника, которая широко используется изобретателями, заключается в анализе веществ, полей и других ресурсов, которые не используются, и которые находятся в системе или рядом с ней.

АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - пошаговая программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, то есть решению изобретательских задач (около 85 шагов).

Альтернативные подходы

Существуют и иные подходы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал. Большая часть этих методов являются эвристическими . Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории.

  1. Метод фокальных объектов
  2. Метод контрольных вопросов

Критика ТРИЗ

После смерти Г. С. Альтшуллера, ТРИЗ испытала застой в развитии. В нём, а также в сложности практического применения теории, по мнению критиков виновны следующие проблемы:

  • Не существует методологи решения задач, несмотря на попытки сформировать её исходя из некоторых закономерностей развития техники.
  • Искажение диалектического подхода из-за введения некоторых новых понятий.
  • Появление новых модификаций АРИЗ усложняло алгоритм вместо устранения допущенных неточностей.
  • Не было найдено пригодных для реальных задач механизмов переходов от сформулированного противоречия к его разрешению.
  • Множество инструментов ТРИЗ представляли собой перебор вариантов несмотря на декларацию отказа от них.
  • Использование в вепольном анализе физических полей, существование которых не доказано.
  • Невозможность внедрения ТРИЗ в производство по причине сильной зависимости от личного выбора человека.

Современная ТРИЗ

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.

В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее).

Главное препятствие в развитии ТРИЗ - отсутствие методологии анализа исходной проблемной ситуации, диагностирования и прогнозирования проблем как источника постановки целей усовершенствований социотехнических систем . На преодоление данного недостатка направлена разработка современной методологии футуродизайна - «проектирования решений, адекватных Будущему».

Одной из тенденций технического прогресса является обострение борьбы за авторские права разработчиков продукции. Поэтому растёт спрос на инновационную деятельность персонала и, соответственно, на методическое и программное обеспечение этих работ. Под этим углом зрения нужно расширять базу данных с полным спектром теоретических подходов. Между тем, наследники Альтшуллера отторгают любые отклонения от позиции в первоисточнике. Они в праве настаивать на своей трактовке имени «ТРИЗ» и при том действовать в гуманитарные среду, к педагогике с искусством вплоть до мемуаров. Альтернативой является лояльность к новым подходам, поддерживающим на плаву ТРИЗ в качестве бренда теоретических разработок. Новые аспекты моделирования инновационного процесса могут, во избежание избыточных споров, обрести новое имя, тем более, что ТРИЗ состоит из слов, известных до рождения Г. С. Альтшуллера.

См. также

ТРИЗ/АРИЗ:

Эволюция технических систем:

Развитие творческой личности:

  • Психологическая инерция (инерция мышления) и методы её устранения:
    • Оператор РВС - Оператор размер-время-стоимость (РВС),
    • Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ),

Тезаурус

Информационный фонд:

  • Список стандартных технических приёмов
  • Регистр научно-фантастических идей
  • Таблицы применения технических приёмов и физических эффектов

Главный производственный процесс (ГПП):

  • Изделие
  • Рабочий орган (РО), инструмент
  • Конфликтующая пара
  • Оперативное время
  • Оперативная зона
  • Икс-элемент

Организации

Библиографии

  • Краткий аннотированный список книг. Н. Н. Хоменко, Д. Кучерявый

Примечания

  1. Альтшуллер, Г. С. (1991). НАЙТИ ИДЕЮ. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-e изд., доп. - Новосибирск: Наука. ISBN 5-02-029265-6 ; - c. 58-59
  2. Альшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6. - с. 37-49.
  3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - с.208
  4. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-01-history.pdf
  5. Структура и функции ТРИЗ
  6. Серия статей «Законы развития систем», § 6, Владимир Петров
  7. Книга «Базовый курс ТРИЗ». Петров
  8. Структурный вещественно-полевой анализ | ТРИЗ, обучение, проблема, творчество, идея, задача, креативный успех, методика и мышление
  9. Алгоритм решения изобретательских задач | ТРИЗ, обучение, проблема, творчество, идея, задача, креативный успех, методика и мышление
  10. Приемы | ТРИЗ | Работы | Официальный Фонд Г. С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) | www.altshuller.ru
  11. разработки | парные приемы
  12. TRIZ-CHANCE ТРИЗ-ШАНС Знаем ли мы геометрию?
  13. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
  14. ТРИЗ в бизнесе. Бизнес-куб Семёновой.
  15. Простейшие приёмы изобретательства
  16. Парные приёмы
  17. Расширенная система стандартов
  18. Обобщенные модели решения изобретательских задач

История ТРИЗ - это биография его основателя.

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался.

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, - перекись водорода Н 2 О 2 . Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно - в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель - создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие. Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым - несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме - неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор - 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений-запрещение вести записи - все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни.

Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” вышла первая статья с изложением основ ТРИЗ . Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород - для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов .

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ) , а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ) . Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ .

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ , так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ . Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения , объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ . Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер .

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели - все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время - наукой о развитии творческой личности.