По вере вашей да будет вам.

 По вере вашей да будет вам.
По вере вашей да будет вам.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам» .

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Господь сначала изгоняет беса из немого человека, только потом дает ему возможность говорить. Представьте себе, что Господь сначала просто исцеляет человека и этот человек своими нечистыми устами сразу же начинает хулить Бога и человека, и прославлять грех. Но Господь устраняет причину одержимости, корень зла, всех хульных слов и деяний — избавляет от беса. Нашими общими устами мы должны хвалить Бога, просить чистоты душевной и телесной, чтобы Господь избавлял нас от бесовского воздействия. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. В таком случае мы сможем прославлять Бога и принимать участие в тех великих чудесах, которые Господь творит на земле.

Еще будучи христианином часто у меня возникал один вопрос, ответа которому я никак не мог найти. Толком не мог мне объяснить ни священник, ни друзья, ни прочитанные книги. А суть его следующая - если верить Библии, после смерти все люди попадут или рай или ад. Рай - для истинно верующих, соответственно, ад – для всех остальных. Вроде бы все ясно, все справедливо, но, в мире же так много людей, которые верят в других Богов – мусульмане, буддисты, кришнаиты и т.д. Неужели только из-за того что они родились и выросли в месте где возможно никто не слышал о христианстве их судьба – попасть в ад? Я никак не мог согласиться с мыслью, что этих людей оставляют без шансов.

Но это еще не все. Такой же подход у каждой из других религий. Соответственно, если верить им, получается, что Создатель избрал одну группу людей (ту, которая покланяется именно ему), а на всех остальных ему просто наплевать. И это все на фоне того что все говорят о том что их Творец благороден, справедлив и все такое. Не знаю как вам, но мне кажется что что-то тут не вяжется. Тем не менее, не буду поднимать вопрос о том в кого верить, какая религия лучше и т.д., поэтому вернемся к изначальной теме.

Что же ждет человека после смерти - рай, ад, семьдесят девственниц, перерождение в животное, небытие, что?

Прошло время, мои взгляды на жизнь несколько изменились, и самый лучший ответ на этот вопрос я нашел не в Библии, хотя слова именно из этой книги. Нашел я их в романе Михаила Булгакова, «Мастер и Маргарита», где Воланд, на балу, поднял бокал из головы Берлиоза и сказал: «По вере вашей, да будет вам дано!», после чего Берлиоз, будучи атеистом и не веря ни во что, отправился в небытие.

Может странно, может и нет, но в каждой из религий есть «свидетели» пережившие клиническую смерть, или видевшие во сне, или еще по каким-то причинам заявляющие, что они были в загробном мире. Так, есть христиане, свидетельствующие о том, что на момент клинической смерти они бродили по раю, или чистилищу, буддисты рассказывают о своих прошлых перерождениях, кто-то видел свет в конце тоннеля, кому-то было холодно, по сути, существует множество свидетельств. Таким образом, получается, или все эти люди врут, или же они действительно видели то, что видели.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть всеобщую ложь, требуется провести исследование каждого отдельного случая, что не есть реально.

А вот, если рассматривать ситуацию с точки зрения, что все видели на самом деле, то это может многое объяснить. Что если каждый из этих людей, будучи в состоянии клинической смерти, видел то, во что верил при жизни? Что если вера, это та сила, которая накапливается в нашем мозгу на протяжении всей жизни и после смерти трансформируется в определенную форму энергии, которая и есть наша «загробная» жизнь. Подобная теория дает ответы на многие другие вопросы, как то возникновение и сущность призраков, фантомов и т.д.

Подумайте сами, ведь человек не может перевести веру из нематериального в материальное состояние. Вера это чувство, которое может присутствовать или на протяжении всей жизни, или определенного жизненного периода, но оно может не иметь каких либо реальных оснований или же иметь ложные основания. Очень многие верят в Бога, потому что им так кто-то сказал. Они не задумываются, не ищут каких-то фактов, не пытаются разобраться, а действуют по «стадному» инстинкту, когда вокруг все верят, значит, и я буду верить – это нормально. Зачастую этим могут воспользоваться другие люди, и получать какую-то свою выгоду.

Но, тем не менее, зачем-то же это чувство у нас есть. Если мы – дитя эволюции, то зачем матушка природа наделила нас таким «ненужным» чувством, которое в большей степени вредит человеку, как личности, не давая развиваться, получать удовольствие, жить на полную катушку и все такое? Возможно, наша вера и есть ключ к жизни после смерти.

Я сомневаюсь, что в загробной жизни стоит кто-то у ворот и зачитывает грехи умершим людям, а потом отправляет одних в рай, а других в ад. Но когда считал себя христианином, то верил в то, что где-то именно так все и случается. Наверняка, так же верят и буддисты, и мусульмане, и представители других религий. И реально, вера не влияет на вашу жизнь, пока вы активно не принимаете решений на основе религиозных убеждений. Но после смерти, это может быть тем механизмом, который или подарит вам вечность, или отправит в небытие.

«Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9, 28–30).

Почему из множества чудесных событий, связанных с земным поприщем Господа нашего Иисуса Христа, евангелист Матфей выбирает именно этот эпизод? Ответ на этот вопрос, важный для каждого задумывающегося о жизнеспособности своей веры христианина, даёт опытный духовник и наш постоянный автор протоиерей Димитрий Смирнов.

- Отец Димитрий, правильно ли мы оцениваем свою молитву? Часто, если нам удалось спокойно помолиться, никто нам вроде бы не мешал, на душе была тишина и мысли особенно не разбегались, то у нас возникает сладкое чувство исполненного долга - нам кажется, что мы помолились хорошо.

На самом деле чаще всего это глубокое заблуждение. Собственно, плохой или хорошей молитвы не существует - молитва в принципе либо есть, либо её нет. Молитва может оцениваться только по её результату: то, что исполняется, и было молитвой, то есть общением с Богом.

Слепые, которые шли за Иисусом Христом, обратились к Богу - и получили просимое. За тридцать три года, живя на земле, Господь совершил столько чудес, что всему миру не вместить бы об этом книг, если бы они были написаны. Но отдельные чудеса остались в памяти церковной для нашего назидания. Чаще всего мы приходим в храм с какой-то нуждой, и каждый изо всех сил хочет, чтобы его прошение исполнилось, некоторые даже плачут. И в этом Евангелии написано, что нам надо делать, чтобы наша молитва исполнилась. Поэтому евангельское повествование нам надо усвоить назубок, чтобы по возможности следовать ему.

Когда у человека возникает какая-то нужда, он готов куда угодно обращаться, особенно если это касается его здоровья. Люди-то все в основном плотские, поэтому за плоть их зацепи - они сразу реагируют. Мать не беспокоится о том, что ребёнок Священное Писание не знает, что он не имеет какой-то добродетели: например, кротости или милостивого сердца.

А коснись тела: нога заболела или рука - тут она забеспокоится. Хотя, если подумать, милостивое сердце куда важней, чем здоровая нога. А почему мать не переживает, когда, например, начинает ребёнок капризничать? Как правило, она ничего не предпринимает. «Ну, подумаешь, все дети такие», - отмахнётся. А ведь каприз есть проявление гордыни, своеволия - мерзкого качества души. Когда же нос дитя расшибло или кто-то наподдал во дворе, она готова и в драку вступить, биться за него, спасать.

- Да, действительно нелогично. Но почему она не замечает главного?

Потому что она сама плотская, вся её забота только о еде, о здоровье, о тепле; все наслаждения исключительно телесные: помягче поспать, повкуснее поесть, покрасивей одеться. Если же мать - духовное существо, то она будет думать: «Ой, да пусть горбатый, пусть слепой, лишь бы только к Богу пришёл, пусть калека будет, пусть его жена бросит, пусть телом пострадает - лишь бы душой спасся». Недаром ведь говорят: горбатого могила исправит. На том свете, в пакибытии, и горбы выпрямляются, и очи у слепых открываются. Человек достигает полноты бытия, только когда получает воскресшее тело.

- И всё же два евангельских слепых просили именно о телесном прозрении.

Слепота, конечно, страшная трагедия. Легче без ноги быть, чем без глаз остаться. Это очень трудный, тяжёлый крест - света Божия не видеть. Как говорит наука, до восьмидесяти процентов всей информации мы получаем через глаза. Лишиться глаз - это на восемьдесят процентов лишиться внешней жизни, то есть с потерей глаз люди лишаются практически всех удовольствий, которые имеет человек зрячий, общаясь с внешним миром.

И вот евангельские слепые просят - и их молитва услышана. Почему? Чтобы понять, посмотрим, как же они просят. «Иисусе, Сыне Давидов», - обращаются они ко Христу. Назвать кого-то в Галилее и Палестине Сыном Давидовым - это значило совершить целую революцию. Нужно быть человеком очень храбрым, чтобы кого-то исповедовать Сыном Давидовым. Фактически это синоним слова «Мессия» - «Спаситель». Но их вера в Христа была так сильна, что они, даже будучи слепыми, познали: этот Человек не простой, а воистину Сын Божий. Именно в ответ на это исповедание Господь исцелил их. В Израиле в то время было множество и хромых, и слепых по причине войн, большого количества всяких инфекционных заболеваний. Среди этого множества Господь исцелил именно этих. Они твёрдо, несумненно веровали, что Господь может их исцелить, и знали, что им надо только упросить. И просили они долго, шли и умоляли до тех пор, пока Господь не счёл, что время пришло.

- Но почему Господь не сразу исполнил их желание? Чего Он ждал? Ему же достаточно было сказать одно слово, а Он увёл их в дом, быть может, даже и двери закрыл…

Дело в том, что Господь не творил чудес напоказ. Он хотел, чтобы об этом прозрении знали только молившиеся. Он «строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9, 30), потому что всякое пустословие о тех вещах, которые творит Бог с человеком, опустошает душу человека.

Отношения человека с Богом осуществляют через молитву и церковные Таинства. Молитва была налицо, и Господь совершил Таинство, прикоснулся к их очам. И мы с вами каждый день имеем возможность прикасаться к Телу Христа Спасителя в святом Причастии, каждый раз с нами происходит это чудо.

- Но часто мы не получаем того, о чём просим.

Не получаем, во-первых, потому, что у нас нет несумненной веры в то, что Господь может это сделать. И Господь ждёт, пока наше желание получить просимое настолько усилится, что мы поймём: никто на свете, ни один человек нам не поможет, только Он, Господь наш Иисус Христос; только Он наш Спаситель, и только Он хочет нам помочь. Если эта вера заполнит всё наше существо и мы не будем ослабевать в молитве, а будем просить, твёрдо веруя, что Господь подаст, то Господь нашу веру не посрамит. Он нам даст просимое в тот момент, который будет благоприятен и для нас, и для всех окружающих, то есть когда мы созреем для того, чтобы принять дар, о котором просим.

К сожалению, мы часто просим совсем не то, что нам действительно нужно. Самый простой пример: живёт семья: папа, мама и дитя. Но они с Богом не имеют никакого общения - Бог Сам по Себе, они сами по себе. А Господь хочет их к Себе привести: даёт им всякие блага, таланты, всячески их ублажает, но ничего в них не просыпается, никакого чувства благодарности. Тогда Господь решает их спасти по-другому - и вот заболевает сынок.

Родители туда-сюда, туда-сюда и, наконец, к Богу: «Господи, помоги!». Но Господь медлит: если сразу поможет, то, скорее всего, они опять полностью не пробудятся. Нет, сын будет болеть до тех пор, пока они все не придут к Богу окончательно. Вот тогда Он его исцелит - когда увидит готовность человека служить Ему, а не себе: карьеру делать, стремиться к почестям, деньгам, то есть что-то своё строить здесь, на земле. Исцелит, когда увидит, что болезнь уже не нужна.

Люди часто просят: «Исцели, исцели!» - а Господь не посылает исцеления. Потому что всякая болезнь от Бога. Господь специально её попускает, чтобы человека немножко расшевелить по принципу: гром не грянет - мужик не перекрестится. Вот и гремит гром - это Господь облегчает человеку путь к Себе. Человек засуетился, погряз в своих земных делах и думает, что это и есть жизнь, а Господь хочет показать ему другую жизнь - жизнь молитвы, жизнь духовную. И человек сначала молится от ужаса, молится от горя, а потом уже входит во вкус и начинает молиться от радости, начинает Бога любить, познавать.

- Бывает, человек два раза в церковь пришёл, помолился, видит - никакого толку. Думает: пойду к экстрасенсу; этот не поможет - к бабке-колдунье. Церковь рядом, две остановки - нет, едет за тридевять земель, чтобы водичку ему какую-то дали или ещё что-то. Уж куда святее вода из церкви: не бабка освящает, а Сам Господь Иисус Христос! Но нет, это не годится, надо какую-то особенную. Почему?

Веры нет. Не верит человек, что здесь присутствует Сам Христос - Тот Самый, Который эту Землю создал: и воду, и горы, и птиц, и зверей, Который создал всех нас, Солнце, всю Вселенную; Который управляет всеми процессами в каждой клеточке нашего организма; Который всё про нас знает - все наши грехи, все наши достоинства; у Которого только одно желание - спасти нас от греха.

Но у человека веры нет. Моя молитва, говорит, слабая. Как будто от наших усилий зависит молитва. Нет, от нас в молитве нужна только добросовестность. Сильная молитва не динамометром измеряется: у кого более упругая. Молитвы различаются одним: исполняет Бог просьбу этого человека или не исполняет. А связано это с тем, что один больше верует, а другой - меньше. Потому-то и нужно молиться долго, что от молитвы вера укрепляется. Одному, чтобы у Бога что-то вымолить, нужно два раза помолиться, а другому - двадцать лет. Он будет молиться, молиться до тех пор, пока его вера не укрепится. И тогда, наконец, Господь ему и подаст.

- Все мы замечали: вот идёт пост, и настроение у нас такое духовное, и есть у нас желание молиться. А пост кончился, разговелись - что-то и лень нас обуяла, и сонливость, и тяжесть, и в храм вставать не хочется.

Мы расслабились, у нас как бы и вера ослабевает. И часто так бывает: если человеку дать то, что он просит, то он скоро успокаивается и охладевает к духовной жизни. Когда человек Бога забывает? Чаще всего в благополучии. Когда всё у него хорошо, его сердце «жиреет». Зачем Богу молиться, когда и так всё в порядке? Поесть-попить есть, одежда есть, квартира, машина есть, и гараж есть. Зачем Бог нужен? Нужен бензин, нужны деньги на книжке, нужны удовольствия, а Бог, Он совсем, получается, не нужен. И Бог знает эту нашу порочную сущность, нашу бесстыжесть и неблагородство.

Ведь и машину эту, и гараж - тоже Бог дал. Гараж из кирпичей сложен, а кирпич - из глины. А глину кто создал? Господь. И все металлы, из которых машина сделана, Господь создал. Масло, которым замок смазывают, тоже Господь создал - оно из нефти сделано.

Всё от Бога, а человек нахально считает, что всё само по себе. Поэтому такая беда и получается. Зная наше маловерие и себялюбие, Господь иногда нас ущемляет и затрагивает именно то, что мы любим. Пристрастился человек к своему здоровью, к своей плоти - Господь её затронет. Ведь человек любит себя и начинает себя спасать, начинает к Богу обращаться, и хоть в такой форме, но обретает связь с Богом. Хотя, конечно, в идеале человек должен просить не о телесном исцелении, прозрении, а о даровании зрения духовного. Господь ждёт, когда наши плотские просьбы превратятся в просьбы духовные, когда мы укрепимся духом настолько, что будем нашу жизнь земную вменять ни во что по сравнению с сокровищами духовными.

Так премудра Его милость к нам! Как из таких, так любящих свою плоть, почти животных, Господь нас через скорби, болезни возводит на высоту Небесную? Сначала делает нас человеками, а потом уже и ангелами, которые вообще о плотском не помышляют. Вот такая Его милость, такая забота о нас. И как нам надо эту заботу ценить!

Поэтому, когда нас коснулась какая-то скорбь, какая-то болезнь, мы должны знать, что это не несчастье. Некоторые говорят: вот несчастье приключилось, беда. Нет, это нас Господь спасает, это Он нас зовёт к Себе, это прикосновение Божией руки. Не беда случилась, не несчастье, а наука, вразумление пришло. Раньше говорили: Бог наказал - то есть дал наказ, учит нас, бестолковых, чтобы мы не зажирели в своей свинской сытости.

Он нас пробуждает, а мы - нет, нам только одно дай: чтобы всё было здорово, сыто, чтобы никто нас не трогал, никто ниоткуда нас не выгонял, а все только бы ласкали, берегли, жалели, ублажали, подарки нам дарили да гладили по головке. Мы все плотские, поэтому Господь нас так сурово порой врачует, а иначе не получается. Благодаря этой «порке» со временем мы более-менее на людей становимся похожими. И за это нам надо научиться Бога благодарить, а не роптать.

- Но те евангельские слепые тоже оказались неблагодарными. «Смотрите, чтобы никто не узнал», - говорит Господь. «А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той» (Мф. 9, 31). Получается, они нарушили Божий наказ?

Как и большинство из нас: дай нам скоро просимое - и мы забудем своё страдание, забудем Бога, опять будем жить по-старому. Оттого нам кажется, что мы просим у Бога, а Господь как бы и не слышит нас. Пока нас что-то гнетёт, пока нас что-то мучит, мы будем взывать к Богу, а отними это - и забыт Бог опять до следующего раза…

В Священном Писании Господь нам всё сказал: что можно, чего нельзя делать; а чего нельзя делать ни в коем случае, а что обязательно делать. Мы же всё равно хотим своего, живём по-своему, делаем что хотим, безобразничаем. Ну как ещё нас спасать?

Поэтому слава Богу, что Господь наш, милостивый Отец, несмотря на это, всё равно нас любит, жалеет и спасает.

Беседовал А. БОГОЛЮБОВ

Третий день Великого поста. Православный календарь на 13 марта Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня 13 марта (28 февраля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда первой седмицы Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - неварёная постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковлённым людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 10 известных по именам святых, а также празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них. * * * Пропустить через 5 Узнать больше Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Святой конца IV - первой половины V столетий, уроженец западного ветхого Рима, совершавший свои духовные подвиги на христианском Востоке. Еще совсем юным будущий святой старец принял решение оставить мир и отправился на Святую Землю, где в Вифлеемской монашеской обители, близ места Рождества Христова, принял иноческий постриг и провёл два года. После этого на протяжении семи лет молодой отец Иоанн странствовал по Фиваиде и различным скитам, где набирался монашеского опыта у старцев. Около 400 года от Рождества Христова святой Иоанн оказался в Константинополе, где был принят святителем Иоанном Златоустом. Именно в это время Кассиан был рукоположен в диаконский сан. В 405 году диакон Иоанн находился в составе посольства к Римскому папе Иннокентию I, у которого верные святителю Иоанну Златоусту клирики искали защиты для ложно обвинённого архиепископа Константинопольского. Там же, у себя на родине, отец Иоанн был рукоположен в сан священника. Именно к этому периоду относятся большинство богословских сочинений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Вот как об этом свидетельствует его Житие: В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырёх родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю»... Также святой Иоанн в последние десятилетия своей земной жизни написал немало сочинений против еретиков, в частности в 431 году - против ересиарха Нестория. Оставив после себя значительное богословское наследие и многих учеников, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин мирно отошёл ко Господу в 435 году от Рождества Христова. ИоаннПреподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Фото: pravoslavie.ru pravoslavie.ru pravoslavie.ru pravoslavie.ru pravoslavie.ru Девпетерувская икона Божией Матери. Почитаемый в Русской Церкви чудотворный образ Пресвятой Богородицы, обретённый в 1392 году от Рождества Христова. * * * Поздравляем православных христиан с днём этой святыни, третьим днём Великого поста и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Нашим же усопшим родным и близким - вечная память! Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня Автор: Тюренков Михаил 13 марта (28 февраля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда первой седмицы Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - неварёная постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковлённым людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 10 известных по именам святых, а также празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них. * * * Пропустить через 5 Узнать больше Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Святой конца IV - первой половины V столетий, уроженец западного ветхого Рима, совершавший свои духовные подвиги на христианском Востоке. Еще совсем юным будущий святой старец принял решение оставить мир и отправился на Святую Землю, где в Вифлеемской монашеской обители, близ места Рождества Христова, принял иноческий постриг и провёл два года. После этого на протяжении семи лет молодой отец Иоанн странствовал по Фиваиде и различным скитам, где набирался монашеского опыта у старцев. Около 400 года от Рождества Христова святой Иоанн оказался в Константинополе, где был принят святителем Иоанном Златоустом. Именно в это время Кассиан был рукоположен в диаконский сан. В 405 году диакон Иоанн находился в составе посольства к Римскому папе Иннокентию I, у которого верные святителю Иоанну Златоусту клирики искали защиты для ложно обвинённого архиепископа Константинопольского. Там же, у себя на родине, отец Иоанн был рукоположен в сан священника. Именно к этому периоду относятся большинство богословских сочинений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Вот как об этом свидетельствует его Житие: В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырёх родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю»... Также святой Иоанн в последние десятилетия своей земной жизни написал немало сочинений против еретиков, в частности в 431 году - против ересиарха Нестория. Оставив после себя значительное богословское наследие и многих учеников, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин мирно отошёл ко Господу в 435 году от Рождества Христова. ИоаннПреподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Фото: pravoslavie.ru * * * Преподобный Василий Исповедник. Святой первой половины VIII столетия, времени, когда немало православных христиан пострадало от еретиков-иконоборцев. В период правления еретичествующего императора Льва Исавра (царствовал в Ромейском царстве - Византии в 714-741 годах от Рождества Христова) святой Василий вместе со своим сподвижником и сомолитвенником преподобным Прокопием Декаполитом был подвергнут страшным пыткам и заключён в темницу, но стойко держался православного учения о святых иконах. После смерти нечестивого императора святые были освобождены. Преподобный Василий отошёл ко Господу в 750 году от Рождества Христова. * * * Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский. Русский христианский подвижник XVIII века, чье Житие является зримым символом сложности положения Русской Церкви в Синодальный период и, особенно, в годы царствования императрицы Екатерины II. Уроженец западнорусской Волыни, выходец из священнической семьи, ведшей род от польской шляхты, будущий митрополит Арсений в молодости был активным антистарообрядческим миссионером. В 1741 году он был рукоположен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, где многое сделал для христианского просвещения новокрещёных народов и их защиты от притеснений. Но уже вскоре был переведён в Ростов Великий, еще помнивший своего предыдущего преосвященного из малороссов - святителя Димитрия (Тупталу). Как и его великий предшественник, митрополит Арсений начал многое делать для просвещения Ростовской земли в духе западнохристианской учёности. Именно в этот период святитель становится в оппозицию светской власти, пытающейся ограничить права Церкви, в частности лишить ее значительной части монастырского землевладения. АрсенийСвященномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский. Фото: pravoslavie.ru Несмотря на западное происхождение, митрополит Арсений детально изучил историю Русской Церкви и сделал вывод, что необходимо возродить Патриаршество и упразднить навязанную Петром I Синодальную систему. Об этом он открыто свидетельствовал перед власть имущими, в том числе подавая записки молодой императрице Екатерине II. В итоге владыка пошёл на рискованный шаг, стоивший ему сана, свободы, а в итоге и жизни. Вот что об этом говорится в житийных материалах: 9 февраля 1763 года Владыка в Ростове совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения». В марте Владыка подал два донесения в Синод, который доложил Императрице о том, что Святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней: Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь... В ссылке митрополит Арсений резко выступал против императрицы, говоря о её неправомерном занятии русского престола. За это в конце 1767 года 70-летний архиерей был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению», где содержался под прозвищем Андрея Враля. Святитель скончался в стенах Ревельского каземата 28 февраля (по «старому стилю») 1772 года. * * * Священномученик Нестор, епископ Магиддийский. Святитель Церкви Христовой, пострадавший за активную проповедь Слова Божия в середине III века в разгар антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова. Святитель после долгих истязаний, подобно Самому Христу, был распят на кресте в 250 году от Рождества Христова. Преподобные Марина и Кира. Малоазийские святые V столетия, совершавшие монашеские духовные подвиги в строжайшем затворничестве от внешнего мира. Прославились строгим постничеством и ношением тяжёлых вериг. Отошли ко Господу около 450 года от Рождества Христова. Марина и КираПреподобные Марина и Кира. Фото: pravoslavie.ru Священномученик Протерий, Патриарх Александрийский, и с ним пострадавшие. Египетские святые V века, пострадавшие от еретиков-монофизитов. В ходе мятежа последних в канун Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней были зверски убиты как сам Патриарх Протерий, так и шестеро его приближённых. Это произошло в 457 году от Рождества Христова. ПротерийСвященномученик Протерий. Фото: pravoslavie.ru Преподобный Иоанн Дамасский. Сирийский епископ V века, оставивший архипастырское служение ради отшельнического монашеского подвига и отошедший ко Господу в Египте, где в Нитрийской пустыне совершал эти духовные подвиги под именем старца Варсонофия. Преподобномученик Феоктирист, игумен Пеликитский. Святой страдалец VIII столетия, принявший муки за православное исповедание веры при императоре-иконоборце Константине Копрониме, царствовавшем в Ромейском царстве (Византии) в 741-775 годах от Рождества Христова. Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый. Псковский святой, взявший на себя тяжелейший подвиг мнимого безумия - юродства ради Христа. Юродивые всегда обличали пороки общества, не страшась ни усмешек, ни даже побоев. Ходатайством святого Николая Саллоса перед царём Иоанном Грозным в 1570 году от Рождества Христова был спасён от разгрома опальный город Псков. Блаженный старец отошёл ко Господу в конце февраля (по «старому стилю») 1576 года. СаллосБлаженный Николай Саллос. Фото: pravoslavie.ru Девпетерувская икона Божией Матери. Почитаемый в Русской Церкви чудотворный образ Пресвятой Богородицы, обретённый в 1392 году от Рождества Христова. * * * Поздравляем православных христиан с днём этой святыни, третьим днём Великого поста и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Эти известные библейские слова отражают саму суть обетования веры. Мы можем получить от Бога ровно столько, сколько просим; найти все те ответы, какие ищем; и отворить все те двери, в какие с глубокой непобедимой верой стучимся.

Вспомните историю исхода в Библии, когда второе поколение израильтян входили в Ханаан вместе с Халевым и Иисусом Навиным . На границе ханаанских земель стоял неприступный Иерихон, окруженный высокими внушающими страх стенами. Божья воля была в том, чтобы израильский народ смог укрепиться верой и объединиться вместе для решения этой непростой задачи. И Бог был готов во всем помочь Своему народу. Он попросил их обойти стены семь раз. Этот совместный обход был условием торжества веры, на которое Бог не преминул откликнуться. Крепость веры взяла верх крепость стен, и обетование Бога исполнилось, когда израильтяне откликнулись на Его призыв с верой.

А как начинался исход? В Ветхом Завете мы читаем о том, как Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки». Так, во время всего пути скитаний израильтян по пустыне вместе с Моисеем мы можем видеть множество ярких примеров того, как все Божьи обетования непременно сбывались, покуда народ Израиля сохранял веру в Сущего Бога и доверие Моисею, который для избранного народа стоял на положении Самого Бога. Весь исход израильтян от начала до конца свидетельствует о непреложной истинности этого простого принципа веры – стоит только людям во всем довериться Богу и Его Слово, так все преграды на пути начинают рушиться буквально на глазах. По вере израильтяне получили все необходимое для спасения:

  • столп огненный и облачный, указывающий путь,
  • чудо разделения чермного моря и избавления от преследователей,
  • манну с перепелами в пищу,
  • две скрижали со Словом,
  • медного змия и победу в схватке с Амаликом,
  • и многое, многое другое.

Перечисляя яркие библейские истории, свидетельствующие об обетовании веры, хочется вспомнить один эпизод из жизни пророка Елисея . Однажды к известному пророку пришла простая женщина, столкнувшаяся с очень сложным жизненным испытанием. Ее муж умер, а обоих сыновей вот-вот должны были забрать в рабство за долги. Никаких денег и никакого личного имущества, чтобы продать и расплатиться с долгами, у женщины не было. В доме ее оказался лишь один небольшой сосуд с елеем. Зная, что Бог всегда готов помочь Своим страждущим детям, Елисей посоветовал женщине совершить поступок веры – нечто, совершенно нелогичное и неразумное с точки зрения здравого смысла. Он посоветовал ей собрать пустых сосудов, запереться с ними у себя дома вместе с сыновьями и переливать елей из одного маленького сосуда во множество больших пустых сосудов, отставляя в сторону полные. Так они с верой и сделали. Масла в их маленьком сосуде хватило ровно на столько больших пустых сосудов, сколько они с верой собрали по соседям. Женщина продала масло, расплатилась по долгам, а на что осталось продолжали жить вместе со своими сыновьями.

О чем эта история? Если бы женщина имела больше веры, она могла бы приготовить вдвое больше пустых сосудов, и Бог до краев наполнил бы ей и их. Бог всегда готов дать нам ровно столько, насколько велика наша вера в Него. В нашей жизни также живая вера поистине способна творить чудеса, как это было в жизни этой женщины или в жизни всех тех людей, к которым Иисус обращал свои простые слова « » и « ».