Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Особенности построения публичного выступления: простые принципы убедительной речи

Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Особенности построения публичного выступления: простые принципы убедительной речи
Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Особенности построения публичного выступления: простые принципы убедительной речи
Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Вам предстоит выступать? Не знаете, с чего начать подготовку? В этой статье разберем особенности построения публичного выступления. Научимся правильно держать себя на публике и подавать «товар лицом».

Вот так просто. Выйти к микрофону и сказать несколько слов. Почему многие теряются? Даже бывалые ораторы признаются, что испытывают страх и волнение перед выходом.

Представьте. Аудитория – это один большой человек. И этот человек требует к себе вашего внимания и уважения. Вам требуется найти подход к этому «большому человечищу», расположить к себе – и успех в кармане.

Оратор должен предстать перед слушателем как яркая неординарная личность. Проявите свой творческий потенциал. Даже самое коротенькое выступление требует тщательной подготовки.

Образ и идея

Подготовка публичной речи начинается с выбора темы, которая должна быть актуальной и интересной. Подумайте, какой цели хотите достичь: подтолкнуть слушателя к действию, развлечь или дать информацию к размышлению. Цель записываем коротко на бумаге.

Придумываем образ – предмет или действие, с которым у зала будет ассоциироваться тема выступления.

За материалом для выступления обратитесь к литературным источникам. Хорошая речь подразумевает опору на аргументы и реальные факты. Подборку цитат и выдержек из книг лучше делать заранее, чтобы выработать свое отношение к теме.

Логика

Пора взяться за композиционно-логическое построение речи. Композиция – это логика нашего выступления, определенный порядок, в котором факты предстанут перед слушателем.

Наша задача – составить тезисный план, в котором расположение и соотношение отдельных частей будет предельно логичным и целесообразным. План может быть кратким или развернутым.

Надеюсь, вам не надо объяснять, что тезис – это короткая фраза, отображающая основной смысл? Из всех тезисов выделяем главный. Это решение поставленной в речи задачи и его мы озвучим в последнюю очередь.

При составлении плана придерживаемся схемы:

  1. Зачин (вступление);
  2. Основная часть (аргументы и доводы);
  3. Финал.

Фактор внимания

Если вы думаете, что вас как оратора будут слушать на протяжении двух часов с удвоенным вниманием и раскрытым ртом, то заблуждаетесь. Увы, человеческому вниманию свойственно непостоянство, а потому фактура вашего выступления должна быть организована дискретно. Это как?

А так. Только наш уважаемый слушатель приготовился засыпать или в окно смотреть, а вы ему – раз! – интересную новость преподносите или «в лоб» спрашиваете о чем-нибудь. Можно и анекдот рассказать, если в тему будет.

Чтобы поддерживать внимание аудитории в тонусе, каждые 10 минут вставляйте в свою речь:

  • Наглядный пример из жизни;
  • Новый образ;
  • Неожиданным высказыванием в стиле хиазм или антитеза (см. статью )
  • Вопрос, обращенный к залу;
  • Показ новой картинки (слайда), схемы.

Общее время выступления должно составлять не более 45 минут. Далее происходит утомление мозга, внимание резко падает.

Важная часть

В любой речи есть две самые важные точки, влияющие на успех выступления, а также на имидж самого выступающего. Хотите знать, какие? Первая точка – вступление, вторая – завершение речи.

Вступление – это первые несколько минут, когда публика знакомится с вами. Ваша визитная карточка – это первые 2-3 фразы из ваших уст. Поприветствуем зал,а далее выдаем затравку: парадокс, актуальную проблему или короткий рассказ о реальных событиях.

Пробуждаем интерес зала с первых минут с помощью:

  • Оригинальной цитаты;
  • Истории из жизни;
  • Остроумной шутки.

Ого, слушатель «навострил ушки», ждет продолжения. Самое время приступить к банкету к основной части доклада.

Завершаем речь на позитивных нотах, обобщаем основные идеи выступления, подводим итоги. Призываем к действию, если это предусмотрено целью речи. Здесь ставка на обаяние, выразительность и эмоции.

Фразы, которые прозвучат последними, автоматически запишутся в памяти аудитории. В дальнейшем слушатель будет соотносить с этими фразами ваш ораторский образ.

Аудитория

В процессе подготовки речи обратите внимание на состав, возраст и социальный круг аудитории, перед которой вам придется выступать. Нет ли запретных тем? Какие цели и общие интересы связывают присутствующих? На это нужно опираться.

Следует учесть, чем больше человек присутствует в зале, тем больше они реагируют на внешность оратора, а не на содержание выступления. И тем труднее слушателям сосредоточиться.

Вывод: учебные лекции, а также научные доклады проводим там, где в зале сидит не более 30 человек.

Как держаться на публике?

Подготовка завершена. Надеюсь, вы не поленились вызубрить и прорепетировать текст несколько раз? Итак, пробил долгожданный час.

Входим в зал спокойным шагом, излучаем уверенность. Никакой суеты и робости, спокойствие и только спокойствие... Ваши эмоции передаются залу, не будем об этом забывать.

Становимся на середину, ближе к краю сцены. Развернув плечи, улыбаемся и стоим в открытой позе, позволяя аудитории разглядеть нас. Всегда будьте на виду, в точке центра. Возьмите на заметку основные правила публичного выступления:

  1. Говорим предельно кратко и по делу, пропуская подробности и лишние вводные слова. Если что-то будет непонятно – слушатель спросит.
  2. Не частим и не растягиваем слова. Оптимальный темп речи 110 слов в минуту.
  3. Желательно придерживаться разговорного стиля (если, конечно, это не научный симпозиум и не собрание профессоров). Навряд ли обычный слушатель расценит навороченные фразы или обилие узкопрофессиональных терминов в речи, зато ваше умение говорить на грамотном русском языке будет замечено сразу.
  4. Поддерживаем диалог с залом, время от времени обращаемся с вопросом к публике.
  5. Контролируем положение тела при выступлении – верхняя часть туловища подается чуть вперед в легком поклоне, мышцы расслаблены. Вы даете понять публике, что настроены дружелюбно.

  1. Следим за интонацией своего голоса и жестами рук. Интонация должна соответствовать содержанию текста, а движения рук должны быть четкими, быстрыми и выразительными.
  2. Хороший оратор произносит текст речи по памяти, при этом его глаза следят за реакцией публики, переходя с передних рядов на задние и обратно.

Как провести презентацию?

Презентация – это отличный способ представить товар или компанию в выгодном свете. Для убедительного выступления вам придется стать экспертом в своей области, изучить всю информацию, касающуюся предмета выступления, досконально разобраться во всех нюансах.

В чем нуждается аудитория, которая будет вас слушать? Что получит слушатель, используя продукт? В чем выгода сотрудничества с компанией?

Всю полезную информацию постарайтесь донести в сжатом виде. Позаботимся о схемах и красочных слайдах. Графическая информация быстрее запоминается и усваивается.

Принципы использования слайдов в устной презентации:

  • Максимум картинок и минимум текста. На один слайд – не более 9 слов, отображающих суть;
  • Эффекты анимации лучше отключить, как отвлекающий внимание фактор;
  • Используем правило Трех: каждый слайд – три основных момента;
  • Крупный читабельный шрифт;
  • Необычные и легко запоминающиеся заголовки.

Сколько слайдов использовать? На каждые две минуты выступления рассчитываем один слайд. Проговорив 10-12 минут, остальное время уделите ответам на вопросы зала.

Ответы на вопросы

Прежде, чем отвечать на очередной заданный вам вопрос, продублируйте его содержание перед залом и выдержите паузу 3-4 секунды. Таким образом вы будете производить впечатление уверенного в себе и достаточно компетентного оратора.

Глупые и провокационные вопросы никто не отменял, раздражаться на подобные неожиданности не стоит. Лаконично ответив, тут же переходите к следующему человеку.

Завершаем презентацию ярким мотивирующим призывом, побуждающим к действию. Короткое двустишие или слоган, продекламированные на высоких тонах и сопровожденные уверенным жестом выступающего позволят достичь максимального эффекта.

Заключение

Как видите, в подготовке и проведении выступления нет ничего сложного. Все, что требуется – это грамотно написать текст, отрепетировать его и с достоинством выйти на сцену. Как говориться, ловкость рук – и никакого мошенничества!

Хватило бы терпения на подготовку, а результат приложится. Хотите быстро овладеть основами ораторского искусства и обрести репутацию убедительного оратора?

Рекомендую прочесть книгуЕвгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Упражнения просты и достаточно эффективны, дается необходимая теория. Не забывайте уделять время постановке техничного голоса и дыхания – об этом видео курс Е.Пестеревой «Язык мой – друг мой»

Подписавшись на обновления блога, вы сможете получить анонс свежих статей. Много интересного впереди. Желаю вам творческого подъема и вдохновения!

Всем пока. С уважением, Юрий Окунев.

Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное - расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

· сопереживание;

· парадоксальное начало;

· неожиданный вопрос;

· интригующее описание;

· интересный или необычно поданный факт;

· оригинальная цитата;

· комплимент всем собравшимся;

· наглядный пример;

· обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);

количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);

приблизительный возраст слушателей;

круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;

характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;

дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;

рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.


В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику - шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи - для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами - переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить в эмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

Раздел 1.

Публичное выступление

Публичное выступление

Организованная аудитория

Способы речевого воздействия на аудиторию

При публичном выступлении

Различают два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в «каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко с какой интонацией, что, когда и кому говорите. Для вербального речевого воздействия существенны выбор языковых средств и содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несло- весных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения). Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «речевое воздействие». Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают, как те, так и другие:

1) передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

2) воздействуют на собеседника (сознательно и несознательно);

3) воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.

Раздел 2.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИ

ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

Существует много видов классификаций публичных выступлений. Наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Задания.

· Какие утверждения правильные?

1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.

2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.

3. Тост – это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление.

6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление.

9. Доклад – всегда подготовленное выступление

10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.

11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).

15. В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора.

· Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).

Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.

· Определите, какая форма публичного выступления используется (лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа).

Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

Ваше мнение.

1.Почему в 90-е гг. 20 века в России резко снизился уровень культуры речи?

2. Почему наши политики так плохо говорят?

3. Имидж – это коммуникативная необходимость или попытка обмануть окружающих?

4. Почему люди как бы стесняются говорить и принимать комплименты?

5. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения?

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВСТУПЛЕНИЮ

Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и протокольно-этикетные, и убеждающие, и развлекательные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и пр.), требуют разных приемов подготовки. Но есть и общие правила подготовки публичного выступления- правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре:

1.Решительное начало выступления.

2.Драматизм.

3.Сдержанная эмоциональность.

4.Краткость.

5.Диалогичность.

6.Разговорность.

7.Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8.Понятность главной мысли.

9.Решительный конец.

Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким- либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

Сдержанная эмоциональность.

Э моциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном высказывании: Коротко и ясно.

Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. Аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец.

Как начало, так и конец выступления должен быть кратким, ясным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать, затем отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко, понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Задания.

Разговорность стиля.

В выступлении должны преобладать более употребительные слова и выражения, стилистически нейтральные и разговорные. Книжные и официальные слова в процессе подготовки выступления необходимо заменить на нейтральные или разговорные, что вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо в условиях конспирации лучше сказать в условиях секретности. Вместо в прессе сказать в газетах, вместо средства массовой информации - газеты, радио и телевидение, вместо прессинг -сильное давление. Прием стилистической замены окупиться безусловным пониманием вашей речи.

Простота изложения.

Понимание речи на слух - действительно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо объяснить - дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Объяснение сложных слов через простые называется популяризацией.

Например:

Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое - либо дело, предприятие». Инвестиция - это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Таким образом. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня предлагаю поговорить о проблемах инвестиций в российскую экономику.

В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов - все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления).

Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении:

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.(Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году.)

4.Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года.

5. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Конкретность лексики.

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова (прием конкретизации).

Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров.

Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей. Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы - В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек.

Говорите не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился - это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в в двести фунтов? Именно не в человека, а в футболиста; говорите не собака, а пятнистый бульдог.

Вместо существительных, где можно, употребляйте глаголы: вскрытие- вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение- достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более образным.

Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне... лучше сказать так: На прошлой неделе, когда я ехал(а) на дачу, встретил(а) своего старого знакомого(ую), которого(ую) не видел(а) более 20 лет. Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он(а), представляете, рассказал(а) мне...

Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.

Риторические фигуры.

Риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?». Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи.

Есть и другие риторические фигуры.

Анафора - одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д. Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов.

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто - в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто .

Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза - противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет (М. Жванецкий).

Перечислительный ряд - группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех.

Гипербола - преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Литота - нарочитое преуменьшение значения.

Инверсия - изменение привычного порядка слов (обратный порядок слов): Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью.

6.Выразительность речи.

Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей,а маловажные проговаривать быстрее.

Для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в начале. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

ЗАДАНИЯ.

Ваше мнение.

Почему наши красивые выступления вызывают раздражение аудитории?

Задания.

Ваше мнение.

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

В.В. Путин как оратор отличается тем, что....

Основная часть выступления.

Тезис и аргументы

Основная часть выступления содержит аргументацию тезиса, в ней приводятся аргументы и доказательства.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседниками.

Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что...».

Например: Телевизор смотреть полезно - тезис нашего выступления. Почему?

Аргументы - потому, что:

По телевизору мы узнаем новости;

По телевизору сообщают прогноз погоды;

По телевизору можно посмотреть учебные передачи;

По телевизору показывают интересные фильмы и т. д.

Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» (за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

Доступными, простыми и понятными;

Максимально близкими установившимся в аудитории мнениям;

Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны:

Убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких начать, а какими закончить.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТОВ

Аргументы должны быть убедительными, т. е. сильными, с которыми все соглашаются.

Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Если аргументы убедительные, то с ними соглашаются, а если нет- не соглашаются и не признают наш тезис.

К сильным аргументам обычно относят:

Научные аксиомы;

Положения законов и официальные документы;

Законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

Показания очевидцев;

Статистические данные.

Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая: « Кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Необходимо продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве можно считать три: один аргумент- это просто факт, на два аргумента можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее; третий аргумент - это третий удар, начиная же с четвертого аудитория часто воспринимает аргументы уже не как некоторую систему (первое, второе, и, наконец, третье), а как «много аргументов».При этом нередко возникает впечатление, что оратор пытается давит на аудиторию, уговаривает ее.

ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ

1.Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. Например: Я хочу поговорить о …; Меня сегодня интересует вопрос о …; Существует такая проблема... и т. д.

2.Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. Например: Мне кажется, что … и вот почему.

Сделайте вывод.

СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Парадоксальная аргументация

Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Этот прием труден, но приводимые аргументы запоминаются надолго. Например: реклама отоларинголога: «Половина населения России носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10. до 14.00».

Используйте юмор. Утка хорошо запоминается, поднимает престиж оратора, располагает к нему аудиторию, снимает усталость и напряжение. Юмор - тонкое оружие в руках оратора, и надо уметь им пользоваться. 2Юмор должен быть глазурью на торте. Шоколадом между слоями торта, но не как не самим тортом.» (Д. Карнеги). Лучше всего шутить в свой адрес - удачный способ расположения аудитории к себе. Использование шутки - лучший способ подавления враждебных выпадов против оратора: «Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Вольтер). Лучший юмор в публичном выступлении - анекдот.

Персонификация аргументов

Превращать обсуждение идей в обсуждение людей - эффективный прием, при котором хвалят или критикуют носителя идеи, а потом уже и саму идею, персонифицируемую им. Например: «Кто прав- Х или У?»; «Как указывал выдающийся борец за демократию

А. Сахаров...». В логике такой аргумент называется «аргументом к человеку».

ЗАДАНИЯ.

Ваше мнение.

Обобщающий вывод

обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... ; кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь; Таким образом, данные рекомендации можно использовать в повседневной жизни.

Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателями

Можно завершить выступление пожеланием слушателям, призывом. Например: Уверен: то, что сегодня обсуждалось, обязательно пригодится в работе; Итак, сейчас самое время вновь проявить (нашей интеллигенции, …,...)свои лучшие качества на благо России.

Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих ). Слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, но помните, что такая концовка подходит не для всех типов публичных выступлений. Например: История яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!

Комплимент аудитории

Например: Выпускники Нижнетагильского машиностроительного техникума должны возглавить список специалистов, востребованных на предприятиях нашего города; Итак, будем работать - и все у нас получится.

Юмористическая концовка

«Если можете, оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Для концовки подойдут шутка, анекдот, смешная история. Например: А в заключение расскажу вам анекдот, который услышал недавно...;

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Можно ее немного расширить, сказав несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, её уровень, интересные вопросы, которые были заданы. Например: В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы так внимательно меня слушали. В вашей аудитории было приятно выступать; Хочу отдельно поблагодарить за вашу доброжелательность; Благодарю вас, приятно было выступать.

ЗАДАНИЯ

Раздел 1.

Особенности публичного выступления

Публичное выступление - это выступление оратора (в основном - монолог) непосредственно перед присутствующими.

Официальное публичное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.

Публичное выступлениенепосредственно перед присутствующими означает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы. При этом слушательская аудитория может быть достаточно большой и организованной.

Организованная аудитория означает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

Выступление на публике может стать серьезным испытанием даже для опытного актера. Для того чтобы публика была заинтересована в словах оратора, слушала с любопытством и не стремилась дождаться окончания речи, нужно подойти к подготовке выступления с особой тщательностью. Грамотно построенное публичное выступление способно принести удовольствие и слушателям, и выступающим. В мире давно известны различные формы построения диалогов и монологов. Разработаны различные техники подачи информации, .

На какие виды подразделяются публичные выступления

Важно! Чтобы речь была интересна публике, оратору нужно следовать правилам подготовки текста.

Правило 1 . Тщательно готовим вступление. Эффектное начало, заинтересовавшее слушателей – половина успеха.

Правило 2 . Присутствие драмы. Сухое повествование без описания жизненных ситуаций, историй, юмористических или трагических примеров теряет свою привлекательность в глазах слушателя. Эмоционально освещенная тема любого вида публичных выступлений с добавленными историями способна расположить к себе любую публику.

Правило 3 . Краткое изложение. Знаменитая поговорка гласит: «Краткость - сестра таланта». Все мысли внутри изложенной информации должны быть преподнесены лаконично и продуманно. Тексту не следует быть слишком растянутым.

Правило 4 . Пользование разговорной речью. Любое выступление должно походить на диалог между оратором и аудиторией. Речь не может быть переполнена множеством незнакомых терминов и иностранных фраз. Чем легче получится текст, тем больший интерес увидит выступающий в глазах слушателей.

Правило 5 . Готовим финал. Завершение речи должно быть на такой же впечатляющей ноте, как и начало. Правильная интонация и эффектные слова помогут выступлению надолго остаться в умах аудитории.

Принято соблюдать определенную последовательность действий при подготовке и подаче информации слушателям. Технология включает в себя 12 последовательных этапов.

  • Ставим четкие цели.
  • Определяем целевую аудиторию.
  • Продумываем стиль и содержание выступления.
  • Выбираем манеру поведения перед публикой.
  • Разрабатываем текст.
  • Корректируем текст в соответствии с принятыми правилами и этическими нормами.
  • Создаем структуру выступления с помощью разных видов восприятия (визуального, аудио и других).
  • Готовим место произнесения речи.
  • Эмоционально настраиваемся на успешное мероприятие.
  • Выступаем.
  • Принимаем критику.
  • Анализируем поведение слушателей и реакцию аудитории.


Упражнения для тренировки

Публичное выступление − нелегкая задача. Многие люди не умеют держаться перед публикой, раскрепощенно чувствовать себя под прицелом множества глаз. Даже если опыта общения с публикой нет совсем, а предстоящее мероприятие можно перебороть, а речь подготовить с помощью тренировок и упражнений.

Задание 1 . Скороговорение. Благодаря таким тренировкам голос станет увереннее, речь – четче и понятнее. Выполнять такие упражнения нужно каждый день.

Задание 2 . Громкое выразительное чтение, с элементами пересказа. Такое упражнение формирует речь, учит правильно излагать мысли.

Задание 3 . Нахождение смысла в вещах. Нужно взять любую бессмысленную, на первый взгляд, вещь, и за краткий период времени, до 5 минут, объяснить ее суть.

Задание 4 . Поддержание диалога. Любое общение выводит оратора на новый уровень. Диалоги с другими людьми помогают оратору отрабатывать приемы воздействия на публику.

Задание 5 . Развиваем воображение. Создание в уме интересных картинок, визуализация прошедшего дня развивают мозговые ресурсы и делает речь красноречивее.

Вывод

непростая задача. Чтобы эффективно контактировать с аудиторией, доступно излагать информацию и надолго завоевывать внимание публики, нужно постоянно тренироваться и развиваться.

Грамотное изложение текста, соответствие информации тому или иному виду мероприятия невозможны без усердной работы над собой. Соблюдение принятых правил и технологий принесут оратору успех и признание.

Психологические особенности публичного выступления Введение Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, уметь обращаться со словом и со своими эмоциями. Психологические особенности публичного выступления. Начнём с того, что успех любого выступления зависит от умения преподнести нужную информацию в правильной форме аудитории, от невербальных средств, которыми мы пользуемся в нашем выступлении, и от внешнего вида. Внешний вид. Первое восприятие публикой оратора начинается с внешнего вида. Если выступление имеет место быть на деловой конференции, то, логично, что внешний вид оратора должен соответствовать деловому стилю.

Ведь нелепо будет выглядеть человек в бейсболке и летних шортах, выступая перед аудиторией, где собрались интеллигентные люди в деловых костюмах. Такого оратора действительно не будут воспринимать всерьёз, как и всё, сказанное, им. Выступающий должен быть безупречен и приятен слушателям.

Действительно, аудитория, акцентируя своё внимание на оратора во время выступления, оценивает его внешность, опрятность. Начинает создаваться впечатление о выступающем. Состояние оратора. От того, как чувствует себя человек, зависит правильность его речи и успех выступления. Если выступающий достаточно сильно нервничает, то слова его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. Скорее всего, уже после первых пяти минут такого выступления, аудитория перестанет слушать его. Некоторым людям бывает тяжело справиться с таким состоянием: боязнь публики, страх что-нибудь забыть и оказаться в неловком положении.

Это первопричины вышеописанного состояния оратора. Что следует в таком случае делать? Некоторые люди представляют, что разговаривают с одним человеком в пустом зале наедине, другие – наоборот, что зал пуст и вокруг никого нет. Это действительно помогает. Не стоит запугивать себя настолько сильно, чтобы мог «онеметь» язык. Нужно понять для себя, что Ваше выступление – это всего лишь способ показать себя, что аудитория – это простые люди, такие же, как и Вы, и они пришли, чтобы послушать Вас, они хотят Вас слушать.

Важно повторять слова « я знаю», « я умею», «для меня это очень просто», «я готов», «меня все поддерживают». Важно уметь совладать со своими эмоциями. Что бы не произошло, я должен знать, что аудитория слушает меня, и я должен в доступной и полной форме донести до неё информацию, это моя задача, и я её должен выполнить.

Невербальные средства в публичном выступлении. Некоторые ораторы в своём выступлении прибегают к сильной жестикуляции. Конечно, если выступающий знает, о чём говорит, полностью отдаётся своему выступлению, его переполняют эмоции, так как он желает, чтобы все поняли, о чём он говорит. На деловой конференции не совсем уместен будет такой ярко выраженный невербальный язык. Можно сказать, это не совсем этично. Согласно деловому этикету, жестикуляцию следует свести до минимума.

Но необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие, тогда служитель видит перед собой не мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение.

Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками?» и «как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения!». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?». С помощью рук можно показать размеры предмета и указать на, какие либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образа своих идей. При этом необходимо считать со следующими правилами. Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они - это тот язык, который понятен всем. Если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты – первооснова любого языка.

Не бойтесь пользоваться ими. Оратор и аудитория. Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели.

Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите. В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2-3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Малейшая оплошность- и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются.

Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!). Как выступающий - вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи. И В заключение Важно уметь работать с аудиторией. Успех выступления в первую очередь зависит от нас самих: от умения преподнести себя, от нашего психологического состояния и от желания донести до слушателя нужную информацию.

Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они - это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.