План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Эстонская сказка Каждый своё получил. Каждый получил свое

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Эстонская сказка Каждый своё получил. Каждый получил свое

Шёл как-то путник. Устал, да и, что греха таить, проголодался. А дело уже к ночи. Зашёл он в какое-то селение. И видит: дом стоит богатый. Постучал он тихонько в окошко и попросил:
- Будьте добры, пустите переночевать!

А хозяин ему в ответ:
- Чужие здесь не ходят! Пошел вон, не то стрелять буду!

Идет он, идет, и видит бедный, покосившийся домишко. Нечего делать, постучал:
- Люди добрые, пустите переночевать!

Входите! – отозвался азиат, парень лет семнадцати. – Только уж не взыщите, тесно у нас очень.

Заходит путник в дом, а там бегают по дому четверо маленьких, бедно одетых ребятишек, три мальчика и девочка. И очень похожи они на хозяина – такие же кареглазые, темноволосые, словом, тоже азиаты. Только хозяин ли этот юноша? Больно молод.

Неужели ты здесь всем заправляешь? – спросил странник у него.
- Рано наши родители преставились, - вздохнул тот. – Я им теперь и мать, и отец, и всё на свете. Только тяжело это. Денег вечно не хватает, даже на еду. Впрочем, не будем об этом.
И уже другим тоном:
- Как Вас звать-величать?
- Зови меня Тино, - улыбнулся путник.
- А я Ван Яо. Будем знакомы!

Тем временем что-то зашипело.

А вот и кузнечики готовы! – воскликнул Ван. – Садитесь, поешьте с нами!

Но Тино отказался. Не хотел стеснять семью, где, как он решил, от бедности уже и насекомых едят. Да и непривычно как-то. Достал он кое-что из своих более чем скромных запасов, да этим и подкрепился. А потом лёг на лавку в углу и уснул.

Проснулся Тино ранним утром и тут же засобирался снова в дорогу. Ван помог ему собраться, а потом и до калитки проводил. А попрощавшись, посмотрел на азиата путник пристально и сказал:

И улыбнулся.

Не понял Яо слов этих, да и внимания на них не обратил. Вернулся домой и задумался:
« Видно, за оборванцев он нас посчитал. Что же тогда думают о нас другие!»

Вспомнилось ему, что остался от покойной матери небольшой кусок красивой, в меру дорогой ткани. Решил он его найти да и сшить хотя бы одну рубашку. Не для себя – для младших братьев и сестры. На удивление быстро нашёл он его, и начал мерить.

Меряет, меряет, меряет...

Меряет, меряет... А куску всё конца и края не видно. «Странно. Мать совсем маленький кусок оставила!» – думает Ван.

Снова меряет, меряет, меряет...

Солнце уже в зените. Устал Ван, передохнуть хочет, но не слушаются его руки, не может он остановиться. Так и мерил ткань, пока солнце не зашло. Только тогда кусок и кончился.

Оглянулся Яо на то, что получилось, и глазам своим не поверил. Перед ним лежал огроменный кусок ткани, высотой до потолка и шириной до окна.

«Так вот о чём говорил мне утром прохожий!» - догадался парень.
Ну, теперь ему с братьями и сестрой на всю жизнь хватит ткани на одежду! Да что там! Он, Ван, теперь может и на продажу шить. Кстати, хорошая мысль...

Прошло несколько дней. Шёл по сельской улице богач Цвингли. Тот самый, который путника прогнал. А навстречу ему Ван на новой телеге, в новой одежде в город едет. И узлы какие-то везет. Удивился Цвингли такой перемене, да и спросил у юноши, как так получилось. А тот без утайки всё ему и рассказал.

Вот тут-то и пожалел богач, что был таким, мягко говоря, негостеприимным. Прибежал скорей домой, оседлал коня, и, ничего не объяснив сестре, поехал этого путника разыскивать. Целый день искал по всей округе, и только к вечеру нашел.

Поначалу Тино наотрез отказывался, но Цвингли привёл такие аргументы (стрелы и нож то бишь), что пришлось согласиться.

Привёз богач путника домой и велел сестре принять его, как короля. А та и рада стараться. И кушанье лучшее сготовила, и одежду его постирала, и в парадной комнате спать уложила. Тино даже как-то неловко было. Но только перед девушкой, а не перед её братцем.

Гостит, значит, он у них день. Гостит другой. Цвингли начал нервничать. «Когда же этот негодник уберется отсюда?!» - думает. Но виду не подает. Ведь тогда "негодник" обидеться может, и затраты не окупятся.

На третий день наконец засобирался путник дальше. Вышел богач его проводить. Ждёт, что он скажет. А Тино молчит, как рыба.
Наконец Цвингли не выдержал и сам спросил:
- Скажи, что мне делать сегодня?

Тино вздохнул и нехотя промолвил:
- Всё, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

И как-то не по-доброму взглянул.

Но богач не обратил на это внимания. Тут же помчался домой, закрыл все входы и выходы, и уже почти открыл сундук с деньгами...

Но тут захотелось ему чихнуть. И он чихнул, да так, что на окраине села ребенок в люльке проснулся.

А потом чихнул он ещё раз. Потом ещё и ещё.

Так Цвингли и чихал до самого вечера. Без остановки. Ни пить, ни есть, ни говорить не мог. Бедная его сестра пыталась ему помочь, да куда там!

Только когда солнце скрылось за лесом, перестал наконец он чихать.

Ронских Любовь Николаевна
Урок литературного чтения 3 класс программа «Гармония»
Тема: Эстонская сказка «Каждый свое получил»,Латышская сказка Два брата»
Цели: Формировать читательскую грамотность; учить выделять главную мысль произведения, сравнивать ее с названием, сопоставлять два произведения, сделать вывод, что в сказках добро побеждает, а зло наказывается, находить нужные фрагменты и комментировать их, делать выводы, объяснять смысл непонятных слов и выражений; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.
Оборудование:
. В качестве домашнего задания необходимо было вспомнить волшебные слова - заклинания из разных сказок.
Организационный момент
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Любовью с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие
.
. 2. Сообщение темы.
А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)
Итак, мы отправляемся в сказку.
Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы прочитаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.
Если очень захотетьВ сказке можно очутиться.У героев старых сказокМожем мы всю жизнь учиться!Как прекрасно добрым быть,Как со злом бороться надо,Как в житейском море плыть,Чтоб в конце ждала награда! (тренировка в чтении – орфоэпическое чтение, выразительное)
Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!
3. Проверка домашнего задания.
- Вы любите сказки?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок) 3 группы- ответы.(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
А теперь давайте прочитаем слова. Открывается запись на доске.
По щучьему велениюПо моему хотению.Сказка начнись!
Каждая команда считает количество слов.
- Сколько слов вы насчитали?
- А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?
Молодцы! Вы знаете слова- заклинания, знаете сказки, доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.
А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.
4. Знакомство с новым разделом «Каждый свое получил»
-Сегодня приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его название.
-Приходилось ли вам слышать такое выражение? В каком случае можно его употребить? (по заслугам и награда; что заслужил, то и получил; за свою работу и получил)
5.Подготовительная работа.
- Но прежде чем читать, потренируемся в чтении.
Чтение слов из таблицы учебника на с. 39 (на доске) учащимися про себя, потом хоровое.
6.Отработка скорости чтения.
чтение на 1 минутку с записью в дневник
орфографическое чтение 1 абзадцаорфоэпическое чтение
выразительное чтение
быстрое чтение в темпе скороговорки с переходом на незнакомый текст
-Ребята, а зачем мы тренируемся в чтении, несколько раз читаем?
-И наша главная цель – научиться читать быстро, правильно, выразительно.(ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
-Сейчас мы прочитаем две сказки народов Прибалтики – латышей и эстонцев. А вы, ребята, должны догадаться, почему эти сказки в учебнике находятся рядом.
-Итак, первое произведение «Каждый свое получил». Рассмотрите рисунок, как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении? (о рулоне ткани, о куске)
7. Первичное чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа.
-Оправдались наши предположения? В сказке говорится о куске ткани? Мы по картинке предположили, что речь пойдет об этом предмете.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Какие эпизоды больше всего запомнились?
- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
- А кто автор этой сказки?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
- Назовите героев сказки.
-Кого было жалко, кого нет? Почему?
-Почему бедная вдова получила полную кладовую полотна, а богатая женщина осталась ни с чем?
-Использован ли в этой сказке художественный прием противопоставление? Кто кому противопоставлен? (В сказке показано, что бедные люди всегда готовы отдать последнее человеку, которому необходима помощь и внимание, а вот богатые никогда ничего просто так не сделают. Нельзя отказывать людям в их просьбах о помощи..Всегда помогайте людям по чистоте душевной, не прося и не требуя ничего взамен.)-Какова главная мысль сказки? (Добро вознаграждается, зло наказывается. Как было награждено добро и сердечное отношение к людям и как была наказана злая богачка, очень завистливая)-Совпадает ли главная мысль с названием сказки?
-Какая это сказка: волшебная или бытовая? Поясните свое мнение. (Эта сказка волшебная. Здесь произошло чудо с куском материи) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)Физминутка.
1,2-выше голова
3,4- руки шире
5,6 – тихо сесть
7,8 – лень отбросим.
8.Самостоятельное чтение учащимися латышской сказки «Два брата»
-Откройте с 45 учебника, рассмотрите рисунок. Давайте предположим, о чем будет говориться в этой сказке? (о сундуке)
-Прочитайте самостоятельно сказку. Подумайте, почему эти две сказки находятся рядом и ответьте на вопросы после сказки.
-Оправдались наши предположения? В сказке говорилось о сундуке?
9.Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились?
-Может кто-то сможет объяснить значение этого слова?
Домотканина – вытканное домашним способом на кроснах полотно (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
.10. Работа с текстом. (Работа в группах)
- Вы сейчас будете работать в группах. Ваша задача - ответить на вопросы и подготовить отвечающего (кто будет отвечать).
а) Какие персонажи противопоставлены в этой сказке? По каким качествам? (Найди и прочитай)
-За что пострадал богач? Сочувствуешь ты ему или осуждаешь?
б) Найди в каждой из двух сказок слова, выражающие главную мысль?
в) Перечисли по порядку все основные события любой из этих сказок?
-Чем похожи сюжеты этих сказок?
- Что такое сюжет? Прочитайте сноску. ЛИСТ САМООЦЕНКИ
11. Проверка работы в группах - защита.
- Итак, какой вывод можно сделать? Почему эти сказки в учебнике находятся рядом?
- Как вы думаете, почему у эстонского и латышского народов появились сказки с похожими сюжетами и моралью. (Эстонцы и латыши – это народы, живущие на северо – западном побережье Балтийского моря недалеко друг от друга. Поэтому культура этих народов имеет общие корни.) На листе самооценки поставьте + кто отвечал. ЛИСТ САМООЦЕНКИ
12 Итог урока
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели? Чему нас учат эти сказки?
13. Домашнее задание: Приготовить пересказ любой из этих сказок. Творческое задание: по желанию, кто хочет придумайте сказку по подобной сюжетной схеме.
14.Рефлексия работы учащихся на уроке.
-Какой праздник приближается?
Какой же Новый год без елочки? Мы ее сейчас и украсим: красный магнитик - было интересно на уроке, доволен своей работой; желтый –не совсем доволен своей работой; зеленый –не доволен своей работой, 1 группа подойдите – повесьте магнит. Спасибо всем за работу!

Литературное чтение

Учитель: Галуцкая Татьяна Михайловна

Тема: Эстонская сказка « Каждый своё получил »

Латинская сказка «Два брата»

Внимание! Внимание!

А потом немного помечтать.

Побывать в далёких странах,

На морях и океанах,

И на острове Буяне

В царстве славного Салтана.

Побывать у лукоморья,

Возле дуба посидеть,

Посмотреть, как кот ученый

Начинает песни петь.

Ждем всех желающих вспомнить детство!!!

Каждый своё получил.

Литературное чтение.

Тема: Эпическое произведение.

Эстонская сказка «Каждый своё получил» ; Латышская сказка «Два брата»

Цель: Познакомить со сказками народов Прибалтики

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Какой рассказ читали на предыдущем уроке?

Почему Валентина Александровна Осеева назвала рассказ «Волшебное слово» ?

Назови главных героев.

На доске иллюстрации (восстанови хронологию событий, переставь иллюстрации).

Найди и прочитай строки о том, какое настроение возникало у людей, когда они слышали «волшебное слово»?

«Лена смущенно бормотала»

«Брат громко смеялся»

«Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке»

Изменилась ли жизнь Павлика, после того как он узнал тайну волшебного слова? В чем секрет этого слова.

Можно ли старичка назвать волшебником?

Как вы думайте почему старичок решил помочь Павлику?

(Он был мудрым и добрым человеком. Старичок захотел помочь Павлику).

Какова главная мысль рассказа?

(Ничего не ценится так дорого и не даётся нам так легко, как вежливость).

Работа с книгой.

Стр. 172 з.8 (2 часть)

Дети рассказывают придуманные рассказы – три человека.

3. Физкультурная минутка.

4. Знакомство с новой темой.

Открываем вторую часть книги.

Как называется новая тема?

А сказка, которая её открывает?

Как понимаешь это выражение?

- Ставим перед собой задачу на уроках.

Познакомится с эстонской сказкой « Каждый своё получил» и с латышской сказкой «Два брата»

Продолжить учится вдумчиво и выразительно читать.

Узнать, что эти народы хотели донести до читателей этим произведением

5.1 Словарная работа

Прочитайте задание

Чтение слов про себя

Вам все слова понятны?

Хоровое чтение

Дополняю (аршин, кладовая)

5.2 Чтение сказки (учитель + два сильных ученика)

Вопрос перед чтением. Какая это сказка? (волшебная или бытовая)

(Эта сказка волшебная, Здесь произошло чудо с куском материи)

5.3 Обсуждение прочитанного

Так какая это сказка?

Понравилась ли вам она? Чем?

Какие эпизоды больше всего вам запомнились?

Кого было жалко, кого нет? Почему?

Почему бедная вдова получила полную кладовую полотна?

Как она встретила старика? (Прочитай)

А хозяйка- богачка? Прочитай.

Какова главная мысль сказки? « Добро вознаграждается, зло наказывается»

Совпадает ли главная мысль с названием сказки?

5.4 Домашнее задание.

Третьеклассники знакомятся с латышской сказкой « Два брата»

И выполняют задание на стр.10

Тест(на понимание текста) Итог:

Так что эстонский народ хотел донести до читателя?

Жадный человек, сам себе враг.

Доброе отношение путь к сердцу открывает.

За добро, платят добром.

Кладовая

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?

а) утром б) днём в) вечером

2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?

а) была жадной б) не любила гостей

3. Старика сразу пустили в бедный дом?

а) да б) нет

4. Кто из героев тебе не понравился?

а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Шёл однажды по дороге бедный прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.

Решил прохожий зайти в ближний дом, попроситься на ночлег. Стукнул тихонько в окошко большого дома:

— Пустите переночевать!

Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.

— Сейчас, — кричит, — собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!

— Эй, хозяева, приютите меня не одну ночку!

— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка. — Ночуй, только уж не взыщи: тесно у меня очень, шумно.

Вошёл прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.

— Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? — спрашивает прохожий. — Почему ты им новые рубашки не сошьёшь?

— Куда там! — отвечает женщина. — Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.

Выслушал её прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:

— Садись, поешь с нами!

— Нет, — отвечает прохожий, — не хочу. Сыт я, недавно поел.

Развязал он свою сумку, достал всё, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улёгся и сейчас же заснул.

Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:

— Всё, что ты начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила.

Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:

«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»

И решила она сшить из остатков полотна, которое у неё было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у неё аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?

Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.

Взяла с полки кусок полотна и стала мерить его. Она мерит, а кусок всё длиннее становится, всё конца не видно. Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.

Ну, теперь и ей самой и всем её ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек!

«Так вот о чём говорил мне утром прохожий!» — догадалась бедная женщина.

Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.

«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!» — подумала богачка и закричала:

— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!

Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его, но старик не захотел возвращаться. Загоревал работник и говорит:

— Ну, беда мне: не привезу тебя — выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст.

— Не горюй, паренёк, — отвечает старик. — Так и быть, поеду с тобой!

Сел в повозку и поехал.

А богачка у ворот стоит, ждёт не дождётся. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:

— Ложись, дедушка, отдыхай, милый!

Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает:

«И когда только этот старый негодник уберётся отсюда!»

А прогнать старика не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.

На четвёртый день, к великой её радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идёт старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота — и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:

— Скажи-ка ты, что мне делать сегодня?

Посмотрел на неё прохожий и сказал:

— Всё, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула — так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.

И чихала она весь день, не останавливаясь.

Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:

— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.

Ш ел однажды по дороге бедный старик прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.

Решил прохожий зайти в ближний дом, попроситься на ночлег. Стукнул в окошко большого дома:

Пустите переночевать!

Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.

Сейчас, - кричит, - собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!

Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!

Входи, входи! - приветливо отозвалась хозяйка. - Ночуй, только не взыщи: тесно у меня очень.

Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.

Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? - спрашивает прохожий. - Почему ты им новые рубашки не сошьешь?

Куда там! - отвечает женщина. - Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.

Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего.

Садись, поешь с нами!

Нет, - отвечает прохожий, - не хочу. Сыт я, недавно поел.

Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улегся и заснул.

Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:

Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!

Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:

«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»

И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?

Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.

Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно... Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.

Ну, теперь и ей самой и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек!

«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» - догадалась бедная женщина.

Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей все без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.

«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!» - подумала богачка и закричала:

Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!

Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.

Загоревал работник и говорит:

Ну, беда мне: не привезу тебя - выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст...

Не горюй, паренек, - отвечает старик, - так и быть, поеду с тобой!

Сел в повозку и поехал.

А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:

Ложись, дедушка, отдыхай, милый!

Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьет, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает:

«И когда только этот старый негодник уберется отсюда!..» А прогнать старика не смеет - боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.

На четвертый день, к великой ее радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота - и опять ни словечка. Не вытерпела и говорит:

Скажи-ка ты, что мне делать сегодня? Посмотрел на нее прохожий и сказал:

Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!

Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула - так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.

И чихала она весь день, не останавливаясь:

Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Долько и слышно было:

Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.

Вот и сказке Каждый своё получил (Эстонские сказки) конец, а кто слушал - огурец!