Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография. Аполлон николаевич майков, краткая биография

Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография. Аполлон николаевич майков, краткая биография

8.03.1897 (21.03). – Умер поэт Аполлон Николаевич Майков

(23.05.1821–8.03.1897) родился в семье академика живописи Н.А. Майкова. Родоначальником боярского рода Майковых был дьяк Андрей Майк; к ней принадлежал (в миру Нил или Николай Майков). Известен и ярославский помещик И.С. Майков, который содействовал в создании первого русского публичного театра, а его старший сын, родной брат прадеда Аполлона Николаевича – Василий Иванович, поэт XVIII века. Родной дед, Аполлон Александрович, служил директором Императорских театров.

Выросший в столь культурной и художественной среде, Аполлон Николаевич получил прекрасное образование сначала дома, затем на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, где служил его друг (его пост председателя этого цензурного ведомства он занял после отставки последнего).

Расширяя кругозор, Аполлон Николаевич постоянно выезжал за границу, в Грецию и Италию. Под впечатлением древностей этих стран заметной темой в творчестве Майкова становится тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры. Побывал также в Испании, Германии, Франции. В Париже слушал лекции в Сорбонне и в College de France, составив себе достаточное представление и о Европе, и о европейской науке. Посетил и Прагу в связи с пробуждающимся интересом к панславизму и его кандидатской диссертацией "О первоначальном характере законов по источникам славянского права".

Следует отметить, что в молодости Майков был близок к кругу Белинского и нигилистическому кружку петрашевцев, но европейские впечатления, с одной стороны, и дружба с Тютчевым, с другой, помогли ему обрести православное национальное міровоззрение. «Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, – отмечает Майков, – скрепленною пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мір, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на коем воспитываю свое семейство». Майков называл себя духовным крестником Тютчева.

Особенно всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 г. вышла небольшая книжка его стихов "1854-й год". Сама война, настроение, охватившее русское общество столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей которого достиг полной зрелости. Так в письме к А.Ф. Писемскому он пишет: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: "Я – русский"... Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с редакцией "Москвитянина", поздними славянофилами и "государственниками". Проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов "Слова о полку Игореве" (1866–1870). С сочувствием рисовал образы и других Государей; начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения. Во многом поддерживаемый Ф.И. Тютчевым, Майков писал и публицистику, в частности, в славянофильском издании "Беседа" была опубликована статья "Всеславянство" (1871).

Не забудем также, что Майков создал немало известных стихотворений о русской природе, которые заучивались в России наизусть "чуть ли не с первыми молитвами" (так об этом сказал М. Бородкин, написавший статьи о Тютчеве и Майкове): "Весна! Выставляется первая рама" (1858), "Летний дождь" ("Золото, золото падает с неба", 1858), "Сенокос" ("Пахнет сеном над лугами", 1858), "Ласточки" (1856) и т.д. Многие его лирические стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.

Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине. По мере духовного взросления поэта она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, а спокойным, тихим и философским. В своих стихах Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался "вознестись к высшему религиозному началу и в нем слиться со своим народом". Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа".

В 1882 г. была полностью опубликована лирическая драма "Два міра", ранняя редакция которой вышла в 1872 г. Сам поэт считал это произведение главным трудом своей поэтического творчества, основными вехами которого являются "Олинф и Эсфирь", "Три смерти" и "Смерть Люция".

Майков был женат на русской немке Анне Ивановне Штеммер. Сын Майкова художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов и товарищем председателя Главного Совета СРН.

Уже при жизни либералы не любили Майкова за его правые взгляды настоящего православного монархиста. Разумеется, и усилиями большевиков почти целый век этот замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за своих идейных убеждений.

(Использована статья С.С. Лабанова

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником-живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства. Между прочим частым посетителем был И. А. Гончаров , дававший уроки старшим детям.

А. Н. Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету, много занимался живописью, к которой чувствовал призвание, но слабость зрения заставила его отказаться от работы в этой области.

Портрет Аполлона Николаевича Майкова. Художник В. Перов, 1872

Стихи он начал писать, будучи еще в университете, первые опыты, как и Тургенев , отнес к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано стихотворение его «Сон», подписанное буквой М. Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.

В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашел богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие. После этого в Париже он слушал лекции профессоров по различным областям знания.

Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры. Трехтомное собрание своих сочинений А. Н. Майков проредактировал лично.

Скончался он в 1897 году.

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 г. в семье известного художника академика Николая Аполлоновича Майкова. Его дом привлекал людей творческих, талантливых, увлеченных искусством. Любовь к искусству, преклонение перед красотой мира и творений художников определяли атмосферу самого дома Майковых и были восприняты будущим поэтом с ранних лет. Еще один великий дар судьба послала А.Н. Майкову: в 1835 г. к старшим детям для их подготовки в университет был приглашен новый учитель литературы - Иван Александрович Гончаров. Учитель был на семь лет старше своих учеников и незадолго перед появлением в семье Майковых окончил университет. Именно своему молодому учителю, начинающему только путь в литературе, А. Майков, по его собственному признанию, обязан «большой любовью к литературе». К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты А. Майкова, помещенные на страницах рукописного журнала «Подснежник». Здесь же, рядом со стихотворениями юного поэта были представлены и прозаические опыты И.А. Гончарова.

Первый поэтический сборник Майкова вышел в 1842 г. и сразу оказался замечен и отмечен, причем таким бескомпромиссным и строгим критиком, как В.Г. Белинский. Можно представить себе восторг молодого поэта, в стихах которого великий критик увидел «замечательное, выходящее за черту обыкновенного дарование» и с которым связал «робкую и трепетную» надежду на возрождение «опустевшего» после смерти гениальных русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «храма искусства». Эта высокая оценка была в основном связана с антологическими стихотворениями А.Н. Майкова, - стихотворениями, написанными в духе древнегреческой поэзии. Гораздо менее В.Г. Белинского удовлетворили стихотворения о современной русской действительности, в которых великий критик тщетно искал «современные чувства, симпатии и антипатии, скорби и радости, надежды и желания». Успех первой книги во многом определил судьбу Майкова: колебавшийся между живописью и литературой, Майков избирает для себя поэтическое творчество. В конце 1842 г. поэт уезжает в Италию. Впечатления от путешествия нашли отражение в поэтическом цикле «Очерки Рима», опубликованном в 1847 г. Вернувшись в Россию, Майков занимает должность помощника главного библиотекаря при Румянцевском музее.

Драматические события русской истории во многом повлияли на стремление поэта к живописанию мира только гармоничного и прекрасного. Поэт не смог оказаться в стороне от социальных и политических проблем времени, хотя и стремился, по его собственным словам, «смотреть на события с высоты птичьего полета». Но политика увлекла и его, и одно время А.Н. Майков, как и его брат Валериан, был вовлечен в движение Петрашевского. Признаваясь в письме Н.М. Языкову в «сбивчивости своих идей», поэт тем не менее отмечал значимость своего пребывания в этом кружке. Майков не был равнодушным созерцателем российской жизни, и целый ряд его стихотворений и эпиграмм свидетельствуют о том, как горячо ненавидел поэт безнравственность «отцов отечества» («Окончена война. Подписан подлый мир...», 1856). Но антиправительственные настроения, выразившиеся и в эпиграммах Майкова, органично соединялись с искренней верой в добрую волю Николая Первого. Стихотворение «Коляска», посвященное «державному повелителю», «России промыслителю и первому труженику народа своего» Николаю Первому, «резко подорвало репутацию поэта в кругах русской интеллигенции», вызвало «всеобщее возмущение и недоумение». Возможно, что сознание совершенной ошибки повлияло на следующее признание поэта одному из знакомых: «Да хоть бы перестать мне думать о России и заняться человеком! Перестать бы заботиться об форме общего устройства - пусть идет само собой (вредное влияние Петербурга на таланты) и уехать куда-нибудь, увидеть новых людей, новую жизнь, уехать для того, чтобы разорвать все умственные нити, которые меня привязывают к политике».

С 1852 г. начинается более чем 40-летняя служба поэта в Комитете иностранной цензуры, сначала - в должности цензора, затем - его председателя. В 1850-х гг. выходит новый сборник стихотворений Майкова «1854». Оценивая его спустя годы, Майков скажет, что сборник был «верен по чувству», а недостаток его он увидит в идеализме: «мечты о России, рисование того, что должно бы быть, при закрытых глазах на то, что есть». В 1858 г. Майков совершает путешествие на корвете «Баян» в Грецию и южную Италию. Впечатления от этого путешествия выразились в «Новогреческих песнях» и «Неаполитанском альбоме».

В 1850-1870-х гг. Майков пишет не только оригинальные стихотворения, но и много переводит. К числу несомненных поэтических заслуг Майкова относится и перевод «Слова о полку Игореве» (1870) - плод тщательной и напряженной работы в течение нескольких лет. Майков создает не только первый поэтический перевод древнерусского памятника, но и дает научный комментарий к нему. В 1882 г. А.Н. Майкову была присуждена Пушкинская премия за поэму «Два мира». В 1888 г. весьма торжественно было отпраздновано пятидесятилетие его литературной деятельности.

Умер Майков в 1897 г.

Аполлон Майков (1821—1897)

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве. Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры. Отец, Николай Аполлонович Майков — художник, академик живописи, мать, Евгения Петровна — писательница. В доме Майковых час-тыми гостями были художники, литераторы, музыканты. Од-ним из домашних учителей Майкова был И. А. Гончаров. В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался ис-торией Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Писать стихи начал в пятнадцатилетнем возрасте. Молодой Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэти-ческих опытах и слабое зрение побудили его посвятить себя литературе. В 1842 г. Майков отправился в заграничное пу-тешествие. Около года он провел в Италии, затем жил в Па-риже, где вместе с братом Валерианом слушал лекции в Сор-бонне и College de France. Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 г. «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве. По возвращении в Петербург Майков служил в Министерстве финансов, затем библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, позже — председателем Комитета иностранной цен-зуры. Умер Аполлон Николаевич Майков в 1897 г.

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, она пластична и гармонически закончена. В ней ясно и точно, без полуте-ней и намеков проступают линии, формы и краски. Стих Майкова в лучших его произведениях отличается силой, вы-разительностью и сравнительно слабым лиризмом, эмоции автора как бы скрыты, стихи лишены психологической на-пряженности; последнее объясняется прежде всего тем, что поэт слишком тщательно отделывал свои произведения, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Печататься Майков начал в 1840 г. Навеянные античными образами, произведениями греческой и римской скульптуры, миром идеально прекрасных богов и богинь, его стихи несли свет-лое и оптимистическое начало с явно преобладающим эпи-курейским характером. Другая тема творчества поэта — рус-ско-византийские исторические предания. В начале его ли-тературной деятельности явственно звучат мотивы русской природы, часто навеянные любимым занятием Майкова — рыбалкой. В отличие от Тютчева или Фета Майков не ищет в природе многозначности символов, он создает конкрет-ные образы и картины, проявляя при этом недюжинную живописную зоркость и глубину чувств.

«Антологические» стихотворения Майкова сразу принес-ли ему известность. Ясностью и законченностью образов выделяются прежде всего «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «По-эзия», «Барельеф». Одну из своих «эпикурейских песен» Майков начинает редким для него лирическим порывом:

Мирта Киприды мне дай!

Что мне гирлянды цветные?

Однако во второй строфе он изящно переходит на свой обычный тон:

Мирта зеленой лозой

Старцу, венчавшись, отрадно

Пить под беседкой густой,

Крытой лозой виноградной.

Характерным для поэзии Майкова можно назвать сти-хотворение «После посещения Ватиканского музея». Впе-чатления, произведенные на него скульптурами этого музея, напоминают поэту сходные впечатления из раннего детства, заметно повлиявшие на характер его творчества:

Еще в младенчестве любил блуждать мой взгляд

По пыльным мраморам потемкинских палат.

Антики пыльные живыми мне казались;

И властвуя моим младенческим умом,

Они роднились с ним, как сказки умной няни,

В пластической красе мифических преданий...

Теперь, теперь я здесь, в отчизне светлой их,

Где боги меж людей, прияв их образ жили

И взору их свой лик бессмертный обнажили.

Как дальний пилигрим, среди святынь своих,

Средь статуй я стоял...

Мгновенное впечатление способно перенести поэта из со-временного бального зала в античный мир:

... Ах, вы всему виною

О розы Пестума, классические розы!..

(Розы. «Фаюпазии»)

В другом стихотворении — «Импровизация» — пластичес-кая поэзия Майкова удачно соприкасается с чуждой в об-щем-то ей областью музыкальных ощущений:

Но замиравшие опять яснеют звуки...

И в песни страстные вторгается струей

Один тоскливый звук, молящий, полный муки...

Растет он, все растет, и льется уж рекой...

Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье

Далеко трелится... но каменной стопой

Неумолимое идет, идет страданье

И каждый шаг его грохочет надо мной...

Один какой-то вопль в пустыне беспредельной

Звучит, зовет к себе... увы! надежды нет!..

Он ноет... и среди громов ему в ответ

Лишь жалобный напев пробился колыбельный.

Характерным выражением добродушного и невинного эпикурейства поэта стало стихотворение «Юношам»:

И напиться не сумели!

Чуть за стол — и охмелели!

Чем и как — вам все равно!

Мудрый пьет с самосознаньем,

И на свет, и обоняньем

Оценяет он вино.

Он, теряя тихо трезвость,

Мысли блеск дает и резвость,

Умиляется душой,

И владея страстью, гневом,

Старцам мил, приятен девам,

И — доволен сам собой.

Стоит отметить и два «Послания» Майкова. Первое — к Я. П. Полонскому — очень метко характеризует этого по-эта, второе — к П. А. Плетневу — отличается красотой мыс-ли и формы. Исторические стихотворения Майкова, про-никнутые истинно гуманистическим духом, снискали огром-ную популярность у современников («Клермонский собор», «Сованаролла», «На соборе на Констанцском», «Исповедь королевы», «Ешман»). Главным поэтическим трудом Май-кова стала философско-лирическая драма «Два мира» (1881). Впервые ее тема прозвучала в окончании стихотворения «Древний Рим» (1848).

В 1852 г. на эту же тему был написан драматический очерк «Три смерти», дополненный позднее «Смертью Люция» (1863). Наконец, через шесть лет после первого наброска появилась в окончательном виде драма «Два мира». Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:

Рим все собой объединил,

Как в человеке разум; миру

Законы дал и мир скрепил,

и в другом месте:

... От него пошли

Лучи во все концы земли,

И где прошли, там появилась

Торговля, тога, цирк и суд,

И вековечные бегут

В пустынях римские дороги.

Герой трагедии Майкова живет верою в Рим и с нею уми-рает, отстаивая и защищая ее от надвигающегося христи-анства. То, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:

О, Рим гетер, шута и мима, —

Он мерзок, он падет!.. Но нет,

Ведь в том, что носит имя Рима,

Есть нечто высшее!.. Завет

Всего, что прожито веками!

В нем мысль вознесшая меня

И над людьми, и над богами!

В нем Прометеева огня

Неугасающее пламя!

Рим словно небо, крепко сводом

Облегший землю и народам,

Всем этим тысячам племен

Или отжившим, иль привычным

К разбоям лишь, разноязычным

Язык свой давший и закон!

Императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту как примыкающий к обоим мирам его поэзии — к миру прекрас-ной классической древности, с одной стороны, и к миру ви-зантийской государственности — с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков нахо-дит здесь родные для себя элементы. Однако идея нового Рима — Византии — не осознана поэтом с такой глубиной и ясностью, как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действитель-ности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая подчас его внутренних противоречий. Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, величие которого будто бы еще не понято и которого «день еще придет». Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеяниям Ивана IV, но они вовсе не препятствуют его прославлению, Майков готов даже считать их только за «шип подземной боярской клеветы и злобы ино-земной». В финале «Сованароллы», утверждая, что у фло-рентийского пророка всегда на устах был Христос, Майков не без основания спрашивает: «Христос! не понял ли Тебя?» С несравненно большим правом можно утверждать, что благочестивый учредитель опричнины «не понял Хри-ста»; но поэт на этот раз совершенно забывает, какого ве-роисповедания был его герой — иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, — явление во всяком случае аномальное, не заслуживающее апофеоза. Отсюда в «Двух мирах» более слабое изображение мира христианс-кого, чем мира языческого. Даже столь незаурядная личность, как апостол Павел, представлена недостаточно ярко и точ-но. Переданная в конце трагедии проповедь Павла цели-ком состоит из апокалипсических образов и «апологов», что мало соответствует действительному методу и стилю биб-лейского Павла. Кроме «Двух миров» из крупных произ-ведений Майкова заслуживают интереса также «Странник» (превосходно воспроизводящий понятия и язык некоторых русских сектантских течений), «Княжна», «Брингильда», а также стихотворное переложение «Слова о полку Игореве » (остающееся и доныне одним из лучших литературных его переводов).