Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Политические риски - это что такое? Понятие, виды, примеры

Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Политические риски - это что такое? Понятие, виды, примеры
Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Политические риски - это что такое? Понятие, виды, примеры

Напечатано:
Проблемы анализа риска, том 8 2011№6 стр.46-55

Политический риск и прикладные модели его оценки

Введение

Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.
Вопрос оценки политического риска вызывает интерес у исследователей, и появляются новые взгляды на процесс принятия инвестиционных решений в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса. При этом все инвестиционные проекты не идентичны и каждый из них требует индивидуального подхода на всех стадиях его реализации. В условиях современного мирового кризиса существует реальная возможность развития событий по непредвиденным вариантам, а исход события зависит от того, какой именно вариант реализуется.
На сегодняшний день на практике не существует универсального метода принятия инвестиционного решения в условиях риска: все расчеты по оценке вероятности риска и степени его влияния на конечный результат носят прогнозный и вероятностный характер. Существующие методики и способы решения этой проблемы вынуждены претерпевать изменения, в зависимости от постоянно меняющихся экономических, политических и социальных условий в стране. Следовательно, совершенствование методов принятия управленческих решений по инвестированию средств в условиях риска, вызывает наибольший интерес среди отечественных исследователей теории принятия инвестиционных решений.

1.Политический риск: разъяснение понятия

Классическое определение политического риска относится к роли и действиям национальных правительств «возможность нежелательных последствий политической деятельности....». «Компании сталкиваются с тремя основными категориями политического риска следующим образом: принудительного изъятия капиталовложений, нежелательное регулирования и вмешательства в операции» . Политический риск, как правило, надо рассматривать с точек зрения правительственных вмешательств в деловые операции или политических актов, ограничений, накладываемых на фирмы правительством, или комбинация этих двух . Политические риски связаны с действиями правительства, которые отрицают или ограничивают право инвестора/владельца: (1) использовать выгоду/ свои активы; или (2), которые снижают стоимость фирмы. К наиболее известным из политических рисков относятся: войны, революции, государственные наложения ареста на имущество (экспроприация, национализация, или конфискации), и действия властей по ограничению движения прибыли или других доходов внутри страны... Политические риски, связаны с актами правительства, в то время как коммерческий риск включает неплатежеспособность покупателя или другие экономические причины неплатежей . Интерес к проблеме прогнозирования политических рисков возник еще в начале 50-х годов ХХ века. Однако до конца 70-х из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогнозирования политического риска, в научной литературе ему отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска.
Вопросы оценки и прогнозирования политического риска привлекают внимание деловых и академических кругов и, появляются новые взгляды на процесс взаимодействия государства и бизнеса в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса.
Существует разнообразие в определении политического риска. Некоторые аналитики относятся к политическим рискам, как к потерям, другие относятся к политическим рискам, как непредсказуемости и неопределенности, некоторые авторы ссылаются на политический риск, как на последствия политических изменений в бизнес-среде. Однако большинство авторов оценивают политические риски с точки зрения событий, происходящих в деловой среде, которые обычно связаны с актом правительства, который имеет нежелательные последствия для бизнеса .
Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.
Кроме того есть три причины расширения списка типов возможных потерь.
Во-первых, в этот список вошли только те действия, которые могут быть застрахованы (то есть они являются некоммерческими потерями). Есть много актов правительства, такие как операции вмешательства в позитивные действия установления квот найма, которые не являются страховыми. Коррумпированные правительства часто требуют взятки или занятости для родственников или друзей, что является политическим основанием дополнительных расходов для инвестора, которые не подлежат возмещению за счет страхования.
Во-вторых, многие акты в политической сфере, которые могут привести к потерям, не исходят от правительства. В военных рисках, например, гражданская война может возникнуть между этническими группами или племенами в стране, где правительство будет просто наблюдателем или бессильно вмешаться, даже если хочет. В некоторых конфликтах это даже трудно определить, с какой стороны на самом деле правительство.
Третья причина в том, что национальные правительства не всегда основной источник потерь. Все чаще региональные, областные, государственные и местные (в том числе сельские и племенные) правительства ведут борьбу с инвесторами таким образом, что национальные правительства могут и не знать об этом. Во Вьетнаме были случаи, когда городские власти занимались экспроприацией иностранных компаний, и правительство страны было не в состоянии контролировать деятельность местных властей.
Таким образом, потери, могут быть описаны как результат политических решений правительства страны, общественно-политических и социально-экономических условий, действий национального или регионального руководства, характеристик страны или характеристики фирм инвестирования, или комбинация всех типов. Любая модель, которая рассматривает только один из этих типов, вероятно, будет не эффективна для конкретного проекта.

2.Методология оценки политического риска

Оценка политического риска - это непрерывный процесс выявления и анализа рисковых событий, процесс которых носит циклический характер. Риски анализируются, как только они определились, выявляется, что приводит к появлению дополнительных рисков. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации, чтобы можно было судить о вероятности возникновения и последствий риска.
Анализ политического риска обеспечивает основу для характеристики политических рисков, и составляет основу оценки политических рисков, с целью осуществления контроля и управления. Таким образом, необходимо спрогнозировать вероятность возникновения рисков. Результаты оценки риска являются основой для большинства действий риск-менеджмента. Анализ политических рисков дает лицам, принимающим решения, сигналы раннего предупреждения о серьезных последствиях политических рисков. Возможности управления политическими рисками должны включать в себя способность реагировать на риски, которые известны и хорошо изучены, и способность выявлять и предвидеть новые риски.
Основная цель оценки риска - это анализ и прогнозирование потерь; вторая цель, вытекающая из первой, предложение средств управления рисками и как, в сложившихся обстоятельствах, избежать потерь. Процесс оценки риска - это процесс выявления причинно-следственных связей между факторами риска. Это позволяет проводить единую политику по управлению риском и иметь выбор из различных возможностей для того, чтобы получить контроль над развитием процесса через общие выводы. Безусловно, выводы, которые относятся к будущему, должны быть обоснованы и подтверждены.
В следующем разделе рассмотрим подробнее несколько популярных индексов оценки политических рисков.

3.Инструментарий исследователя по оценке политического риска

Оценкой политических рисков, как отдельным видом деятельности, занимаются специализированные агентства, корпорации и аналитические центры. Продукт таких компаний - периодически обновляемые индексы или рейтинги, формируемые на основе интегрированной оценки групп показателей.
Наиболее известные корпорации и аналитические центры, занимающиеся оценкой политических рисков и основные модели оценки политических рисков перечислены в таблице 1.
Таблица 1 : Аналитические центры
и основные модели оценки политических рисков
Наименование организации Модель оценки Аббревиатура наименования модели
The Foreign Policy Research Institute (FPRI) Political System Stability Index PSSI
Knudsen"s Ecological Approach
Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Business Environment Risk Index BERI
Business Risk Service (BRS) Political Risk Index PRI
Operational Risk Index ORI
The Remittance and Repatriation Factor R-Factor
Economist Intelligence Unit (EIU) Country Risk Service ( CRS
Country Forecasts CF
The PRS Group Inc International Country Risk Guide ICR
Political Risk Services PRS

Остановимся на некоторых из них. Используя метод агрегированных статистических данных для обнаружения позитивных или негативных тенденций в стране, на ранней стадии были разработана модель: Political System Stability Index – PSSI. Эта модель основана на точных причинных взаимосвязях и опирается в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.
Разработчиками модели PSSI являются исследователей политического риска - Д. Хэндель, Г. Вест, Р. Мидоу. Измеряя напрямую серию дискретных компонентов политической и социальной среды, модель претендует на независимость от умозрительных заключений и искажений. Модель PSSI состоит из 15 дискретных показателей и разделена на три суб-индекса: социально-экономический, социальных конфликтов, и мер государственного регулирования. Рассмотрим их подробнее:
Социально-экономический индекс (Socio-economic Characteristics Index)
А. Этнолингвистическое фракционирование: основан на этнической и языковой неоднородности.
Б. Процент роста на душу населения национального продукта. Этот показатель отражает способность государства удовлетворять экономические потребности своих граждан, а также способность политической системы, обеспечивать политический климат, благоприятный для экономического роста.
C. Процент роста удельного потребления энергии. Этот показатель указывает развивающую способность страны для удовлетворения экономических потребностей своих граждан и служит предиктором будущего.
Индекс Социальных конфликтов (Societal Conflict Index )
А. Индекс общественных беспорядков. Содержит три показателя, отражающих общественное недовольство позволяют оценить уровень давления для изменения политической системы.
1. Количество демонстраций (демонстрация - мирное собрание, по крайней мере, 100 человек против политики правительства или власти).
2. Количество бунтов (бунт – демонстрация с использованием силы, с нанесением материального ущерба или кровопролития).
3. Уровень правительственного кризиса (правительственный кризис - быстро развивающаяся ситуация, грозящая привести к немедленному падению правительства).
В. Внутренний индекс насилия.
1. Количество вооруженных нападений (вооруженное нападение - является актом насильственного политического конфликта, осуществляется организованной группой, для уничтожения власти, другой организованной группы).
2. Количество убийств (политически мотивированное убийство высокого правительственного должностного лица или политика).
3. Количество попыток государственного переворота (государственный переворот – попытка вооруженными силами или политиками или членами правящей элиты свержения центрального правительства с помощью силы или угрозы силой).
4. Количество инцидентов партизанской войны (деятельность граждан или нерегулярных сил, направленных на свержение существующего правительства).
С. Индекс потенциала принуждения. Этот показатель измеряет возможность наказания. Количество внутренних сил безопасности на тысячу лиц трудоспособного населения.
Индекс государственного регулирования (Governmental Processes Index)
А. Индекс политической борьбы. Индекс строится на основе переменных, степени конкурентоспособности процесса выдвижения кандидатур, наличия законодательных коалиций, их законодательной эффективности, а также степени легитимности участников.
В. Законодательная эффективность. Эффективность кодируется следующим образом:
1. Нет законодательства: 0 баллов
2. Законодательный "Штамп": 1 балл
3. Исполнительная власть перевешивает законодательную: 2 балла
4. Законодательный орган значительно автономен: 3 балла

С. Количество конституционных изменений в год. Частые изменения указывают на отсутствие фундаментальных соглашений о правилах политической игры.
D. Количество нелегальных исполнительный изменений. Бессистемная смена высшего политического руководства.
Подход к политическим рискам с точки зрения оценки политической стабильности можно найти у Фейерабенд И.К. и Фейерабенд Р.Л. Он основан на отсутствии внутренних и гражданских конфликтов и насилия. Стабильная страна рассматривается как мирное, законопослушное национальное образование, в котором процесс принятия решений и социально-политических изменений происходит в результате принятых организационных процедур, а не в результате экономических процессов с использованием конфликтов и агрессии для решения вопросов. Индекс, разработанный Фейерабендом, используется для отражения уровня политической стабильности. Концептуально они определяют политическую нестабильность, как "степень или количество агрессии, направленной на отдельных лиц или групп в рамках политической системы против других групп или в отношении комплекса должностных лиц и отдельных лиц и групп, связанных с ними" .
В действительности они приравнивают политическую нестабильности к агрессивным политически актуальными событиями: забастовки, массовые беспорядки, государственный переворот, гражданская война, аресты или задержания лиц по политическим мотивам, политически мотивированное убийство или покушение на убийство политически значимых фигур, приостановление действия конституции или некоторых её части и введение военного правления и т.д.
Третий индекс, сформулированный Т. Гурром и С. Руттенбергом (1967), это Индекс гражданского насилия, который состоит из пяти основных уровней гражданского насилия и четырех композитных весовых количественных оценок гражданских беспорядков .
Еще одна модель, так называемый «экологический» подход Кнудсена (Knudsen"s Ecological Approach), основывается на предположении, впервые высказанном Т. Гурром , о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где существует разрыв между ожиданиями людей и их благосостоянием (динамические концепции). Взаимодействуя с видимым иностранным сектором, эта фрустрация может привести к интервенции или экспроприации, причем иностранные фирмы послужат объектом обвинения в неспособности существующего политического порядка удовлетворить экономические и политические ожидания активной части общества.
Отдельную группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать или не вовлекать метод Дельфи. (Метод Дельфи – метод прогнозирования, в основе которого лежит многораундное агрегирование мнений экспертов.) Первой фирмой такого рода стала служба Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Наиболее известной моделью качественного подхода оценки политического риска, использующей метод Дельфи, является BERI (Business Environment Risk Index). . Для составления предварительного отчета по той или иной стране BERI периодически проводит опросы примерно 150 экспертов со всего мира. Данные опросы позволяют получить оценку делового климата в разных странах, а также оценить качество предварительных отчетов, составленных сотрудниками BERI. Опросы проводятся в двух направлениях: первое направление заключается в оценке политической среды в разных странах, второе - в оценке перспектив развития деловой среды. Оценка проводится методом Delphi, когда каждый участник опроса получает информацию об оценках, сделанных в ходе предыдущего опроса, а также о средней оценке каждого показателя.
Служба оценки деловых рисков - Business Risk Service (BRS) проводит мониторинг 50 стран мира, для этого используются 57 критериев оценки, на основе которых подсчитываются три индекса. Индекс политических рисков (PRI - Political Risk Index ), который отражает оценку социально-политических условий в той или иной стране, данную ей дипломатами и политологами по 7-балльной шкале (оценка «7» означает, что в области социально-политических условий страна не испытывает никаких трудностей, оценка «0» означает значительные трудности). Индекс операционных рисков (ORI - Operation Risk Index ) отражает оценку деловой среды и выявляет основные препятствия на пути развития бизнеса. Оценка проводится на основе 15 критериев по 4-балльной шкале (оценка «4» соответствует наиболее благоприятной деловой среде, оценка «0» означает неприемлемые условия для развития бизнеса). В рамках данной модели существует третий, дополнительный индекс the Remittance and Repatriation Factor (R-Factor), отражающий степень готовности страны позволить иностранным компаниям импортировать оборудование и сырье, а также переводить доходы к себе на родину. Данный индекс включает 4 суб-индекса, один из которых оценивает качество уставного права и действительной практики следования букве закона. Компоненты индексов PRI и ORI приведены ниже.
Индекс политических рисков (PRI)
Внутренние факторы политических рисков
1. Дробление политического спектра на фракции и власть, находящаяся в руках фракций
2. Различные способы мышления: ксенофобия, национализм, коррупция, готовность идти на компромисс, непотизм
3. Разделение на основе языка, этнической принадлежности и/ или вероисповедания; какую власть получат образовавшиеся группировки?
4. Социальные условия, включая плотность населения и распределения богатства
5. Ограничительные меры, необходимые для сдерживания власти
6. Концентрация и активизация сил для радикального управления
Внешние факторы политических рисков
7. Сила основной оппозиционной силы и зависимость от нее
8. Негативное влияние региональных политических сил
Симптомы политического риска
9. Общественные беспорядки, включая демонстрации, стачки и уличные беспорядки
10. нестабильность, включая такие ее проявления, как неконституционные изменения, террористические акты и гражданские войны
Индекс операционных рисков (ORI)
11. Последовательность политики
12. Обеспечение соблюдения контрактов
13. Отношение к иностранным инвесторам и иностранной прибыли
14. Стоимость рабочей силы/ производительность труда
15. Степень приватизации
16. Профессиональные услуги и система подряда
17. Денежная инфляция
18. Коммуникации и транспорт
19. Баланс текущих платежей
20. Местное управление и партнеры
21. Бюрократические отсрочки
22. Краткосрочные кредиты
23. Экономический рост
24. Долгосрочные займы и венчурный капитал
25. Конвертируемость валюты
Модель BERI стала своеобразным эталоном для целого ряда других моделей, использующих схожую методологию, а именно экспертные оценки по методу Delphi.
Economist Intelligence Unit (EIU) является коммерческой организацией, занимающейся анализом и составлением политических, экономических и деловых прогнозов, выпускает две квартальные публикации, в которых содержится оценка двух аспектов государственного управления: Country Risk Service (Служба страновых рисков) и Country Forecasts (Страновый прогноз).
Country Risk Service (CRS) - приводит необходимую для иностранных инвесторов оценку рисков в странах с развивающейся рыночной экономикой по семи категориям: политика, экономическая политика, экономическая структура, ликвидность, денежное обращение, государственный долг, банковский сектор. Данная оценка делится на оценку политической стабильности и политической эффективности. Оценка политической стабильности основывается на том, присутствуют ли на политической арене внутренние или внешние игроки, представляющие угрозу для политической безопасности. Оценка политической эффективности измеряет качество государственного управления.
Country Forecasts (CF) - проводит оценку качества и привлекательности для иностранных инвесторов делового климата в странах. Оценка проводится по десяти критериям: политический климат, макроэкономический климат, рыночные возможности, политика, сориентированная на развитие конкуренции и свободного предпринимательства, политика привлечения иностранных инвестиций, контроль внешней торговли и иностранной валюты, налоги, финансирование, рынок труда и инфраструктура. Оценки учитывают именно те критерии, которые используются многими компаниями для разработки своей деловой стратегии. Для каждого критерия приводится две оценки: историческая (на основе данных за последние 5 лет) и прогноз на предстоящие 5 лет.
Индексы Economist Intelligence Unit:
Индекс политической стабильности
1 Война (вооруженный конфликт)
2 Социальные беспорядки (социальные беспорядки)
3 Мирная передача политической власти (смена правительства)
4 Политически мотивированное насилие (угроза терроризма)
5 Международные дебаты (международные дебаты)
Индекс политической эффективности
6 Ориентация на развитие бизнеса (правительственная политика)
7 Институциональная эффективность
8 Бюрократия (чиновничий бюрократизм)
9 Прозрачность/справедливость (правовая система)
10 Коррупция (коррупция)
11 Преступность (преступность)
Без скобок оценки CRS политических рисков, в скобках оценки CF политического климата.
The PRS Group Inc. Использует в своей работе две технологии по оценке политических, экономических и финансовых рисков для многих развитых и развивающихся стран. Это Political Risk Services (the Coplin-O"Leary Country Risk Rating System™) и International Country Risk Guide, которые используют следующие составляющие показателя политических рисков.
1. Правительственная стабильность
Оценка способности правительства реализовать намеченные программы, его способность сохранять свое положение у власти. Данная способность зависит от следующих факторов: тип правительства, сплоченность правительства и правящей партии или партий, период, оставшийся до следующих выборов, правительственное влияние на законодательную власть, общественное одобрение правительственной политики.
2. Социально-экономические условия
Приводит количественную оценку общественного одобрения политики правительства. Данная оценка учитывает такие факторы, как уровень детской смертности, медицинское обслуживание, снабжение жильем, уровень процентной ставки. Каждый из перечисленных факторов имеет в каждой стране свою значимость.
3. Инвестиционный портфель
Оценка операционных рисков (по шкале от 0 до 4, чем выше оценка, тем больше риски), оценка налогообложения (по шкале от 0 до 3 балов), оценка репатриации (от 0 до 3), репатриации (от 0 до 3) и стоимости рабочей силы (от 0 до 2). Данные факторы учитываются при оценке правительственного отношения к инвестициям.
4. Внутренние конфликты
Оценка политического насилия и его влияния на правительство. Наиболее высокие оценки получили те страны, в которых нет вооруженной оппозиции и в которых правительство не прибегает к явному или скрытому насилию. Самые низкие оценки получили страны, в которых идут гражданские войны. Средние оценки получили те страны, в которых существует угроза применения насилия против правительства или бизнеса. При этом учитываются следующие факторы: имеет ли применение насилия политические цели или нет, исходит ли оно от представителей меньшинств или нет, насколько хорошо организованы группы насилия и насколько они поддерживаются со стороны общественности, как часто случаются вспышки насилия, концентрируются ли они в определенных точках.
5. Внешние конфликты
Оценка правительственных рисков и рисков, связанных с иностранными инвестициями. При измерении данных рисков учитываются следующие факторы: ограничения на торговлю, эмбарго, геополитические споры, угроза вооруженных конфликтов, споры о границе, поддерживаемые внешними силами мятежи, полномасштабные войны.
и т.д.................

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.

Политические риски являются важной составляющей . При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране. К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора. Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении для иностранных инвесторов, об избежании и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. , связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. , который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:

  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти :
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке. Однако
понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.


ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Проблема политического риска (равно как и теория данного феномена) возникла в результате активизации деятельности транснациональных корпораций и их выхода на мировую арену. ТНК начали осуществлять крупные инвестиции в страны третьего мира, где некоторые из них понесли существенные финансовые потери в связи с определенными политическими событиями, не зависевшими от воли этих корпораций. С тех пор решения международных компаний и инвесторов о целесообразности осуществления капиталовложений в экономику той или иной страны определяются уровнем политического риска.
Очевидно, что проблема политического риска является ключевой в обширном спектре вопросов, связанных с осуществлением международных инвестиций. Осуществляя инвестиционную деятельность в так называемых развивающихся рынках (emerging markets) и в государствах с переходной экономикой (со свойственной им политической нестабильностью), инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть подвергнуты определенным ограничениям или даже мерам принудительного изъятия. Другими словами, существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Это и составляет понятие политического риска.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА
Одной из главных проблем разработанности теории политического риска является отсутствие единой и общепринятой системы понятий, наличие существенных, порой принципиальных расхождений в понимании смысла ключевых терминов. Анализ существующих подходов к проблеме политического риска позволит выявить общие и основные характеристики данного феномена и сформулировать общее определение, адаптированное для изучения российского инвестиционного климата и политического процесса.
Политический риск, наряду с рядом других рисков (социально-экономическими, экологическими, отраслевыми и т. д.), образует "страновой риск". В данном исследовании не стоит задача подробного рассмотрения проблемы странового риска, однако в виду частого смешения содержания понятий необходимо четко разграничить страновой риск и политический риск.
Несмотря на то, что понятие странового риска возникло раньше понятия политического риска (последнее было составной частью первого), на начальном этапе их смысловые значения практически совпадали. Понятие "страновой риск" появилось в 70-е годы XX в. в связи с растущей интеграцией национальных финансовых рынков в структуре мировой экономики, интернационализацией деятельности всех субъектов финансового сектора, резким развитием транснациональных институтов, возросшими масштабами кредитования развивающихся стран, а следовательно, и с повышением значимости глобального риска. Оно впервые было введено в научный оборот первым вице-президентом Сити банка (США) Ирвином С. Фридманом, однако и сегодня не имеет четкой общепринятой трактовки. Некоторые исследователи сводят страновой риск к оплате долговых обязательств. Другие определяют его как специфический риск для каждой страны, отражающий вероятность дефолта по ее долговым обязательствам (в данном контексте дефолтом является любое одностороннее нарушение заемщиком первоначальных условий кредитного соглашения, ведущее к возникновению у кредитора определенных финансовых потерь). В широком смысле страновой риск можно определить как подверженность финансовым потерям в ходе международного кредитования в связи с возникающими в определенной стране событиями, находящимися отчасти под контролем государства, но абсолютно вне контроля частных компаний.
Страновой риск в целом - это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных. Классическим определением странового риска является трактовка его как "вероятности того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам" 1 . В рамках общего странового риска различают некоммерческий (политический) и коммерческий риски 2 . Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: на уровне государства - риск неплатежеспособности (sovereign risk), ассоциирующийся с предоставлением кредитов иностранным государствам 3 ; на уровне компаний - трансфертный риск (transfer risk) - риск того, что отдельная страна может наложить ограничения на перевод прибыли иностранными компаниями за границу 4 .
Несмотря на трактовку политического риска как одного из разделов более общего странового анализа, исследование этого феномена может проводиться как в рамках странового риска, так и в качестве самостоятельной процедуры, направленной на выявление угроз в политической сфере.
Значение термина "политический риск", как отмечает И. Подколзина 5 , является достаточно широким, начиная от прогнозирования политической стабильности и заканчивая оценкой всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических областях. Профессор Флорентийского университета У. Гори отмечает, что понятие политического риска имеет столько же определений, сколько существует точек зрения на эту тему. Но несмотря на многообразие трактовок этого понятия, большинство исследователей ограничивают свои определения рамками "нежелательных последствий политических действий".
О политическом риске говорят, например, когда принимаются решения, касающиеся инвестирования в ту или иную страну или регион, и при этом требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической ситуации правящего режима или правительства, с политическими беспорядками 6 .
В узком смысле под политическим риском понимается вероятность наступления определенного политического события или принятие определенного политического решения в конкретной стране, способного оказать такое воздействие на тот или иной вид предпринимательской деятельности, которое выльется в потерю прибыли или ее сокращение до размеров, не входивших в предварительные инвестиционные расчеты. Такие риски наступают: при военных действиях, гражданских волнениях, социальных беспорядках, которые могут привести к причинению экономического ущерба; при конфискации, национализации или экспроприации собственности инвесторов; при введении законодательных мер, ограничивающих или изменяющих условия хозяйственной деятельности.
В экономической литературе политический риск традиционно определяется как вероятность ухудшения фактических результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории данной страны (региона) вследствие влияния политических факторов внешней среды (то есть действий правительства, военных и гражданских конфликтов и т. д.).
Существующие в науке дефиниции политического риска можно разделить на две основные группы, различия между которыми хотя и существенны, однако едва различимы.
Первая группа авторов трактует политический риск в терминах государственного вмешательства в проведение деловых операций.
Так, исследователи В. Вестон и Б. Сорж определяют его как "действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или приводят к частичной или полной конфискации собственности иностранных компаний" 7 . В данном случае политический риск рассматривается через влияние властных национальных факторов на проведение деловых операций.
Аналогичный подход используют Д. Эйтман и А. Стоунхил, определяя политический риск как конфликт между корпоративными целями и устремлениями органов государственной власти 8 . Свою типологию политических рисков исследователи строят на основе форм взаимоотношений властей с иностранными компаниями в стране размещения капиталов. Следует отметить, что изначально интересы фирмы и правительства различны. Правительство пытается добиться максимальных экономических выгод при минимальной "политической цене", компания же стремится получить режим наибольшего не только экономического, но и политического благоприятствования. Р. Алибер 9 определяет политический риск как "возможность того, что руководство страны ограничит возможность инвестора в одной стране вкладывать средства в другую страну". Другими словами, он ассоциирует политический риск с возможностью государства контролировать перемещение капитала.
Другая группа исследователей, определяя политический риск, связывает его с определенными политическими событиями или действиями, накладывающими ограничения на деятельность компаний. Так, вполне реально, что те или иные действия государства по регулированию экономики могут привести к утрате инвестором своего имущества. Существует реальная опасность, например, что при введении жестких валютных ограничений страной - реципиентом инвестиций инвестор не сможет перевести свою прибыль от участия в инвестиционном проекте в свободно конвертируемую валюту и переправить ее за рубеж. Не исключена и ситуация, когда капиталы инвестора могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских волнений 10 .
Так, в работе одного из ведущих специалистов в области методологии оценки политических рисков С. Кобрина "Управление оценкой политического риска" предлагается достаточно широкое толкование данного феномена, которое определяется как "непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде или вызванные политическими событиями или процессами и принимающие обычно форму ограничений в ходе проведения операций" 11 . В свое определение С. Кобрин вводит ряд существенных уточнений. Так, соответствующая политическая среда определяется как процесс, целью участников которого является получение власти для принятия решений. Во-вторых, по мнению исследователя, в анализ политического риска нецелесообразно включать все события, происходящие в политической среде. В-третьих, отношения между средой и компанией могут носить как прямой, так и косвенный характер, чьи последствия могут быть как позитивными, так и негативными.
Д. Джодис определяет политический риск как "изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающие в ходе политического процесса" 12 .
Г. Райе и И. Махмауд акцентируют внимание на необходимости учета как внутренних политических событий, так и международной политической ситуации. Они определяют политический риск как "внутристрановые и международные, неконфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях (касающихся, например, прибыли, рынков, персонала) для фирмы" 13 .
Американский исследователь Ч. Кеннеди включает в понятие политического риска все нерыночные факторы - экономические, социальные, культурные и чисто политические, трактуя его как "неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы" 14 . При этом политический риск связан не только с кризисными явлениями (революция, военный переворот), но и с такими событиями, как изменение законодательства, смена политических элит и т. п.
К. Смит в свою очередь связывает политические риски с процессом смены политических элит, от позиции и решения которых может зависеть судьба иностранных инвестиций 15 .
Р. Родригес и Е. Картер рассматривают политический риск в терминах наложения ограничений (частичных или тотальных) на деятельность компаний. Как основные факторы риска в развивающихся странах исследователи рассматривают административное изменение обменного курса и экспроприацию 16 .
А. Ван Агтмаел большое внимание уделяет политической нестабильности, а также национализации (полной или частичной) и резким изменениям внешнеполитического курса 17 .
Р. Хершбаргер и Дж. Неорагер считают риском "порчу собственности компании, экспроприацию, нарушение деловых договоренностей со стороны государства, а также негативные изменения валютной и налоговой политики" 18 .
Другие исследователи при определении политического риска исходят из различия стабильности политической системы и действий национального правительства. Д. Цинк отмечает, что изменения политической стабильности одновременно влияют как на национальные компании, так и на иностранные. Правительственные же действия, по его мнению, направлены исключительно на иностранных инвесторов 19 .
Ч. Нэрт рассматривает политический риск в рамках изучения инвестиционного климата страны, который, по его мнению, складывается из двух элементов: бизнес-среды (включающей социально-экономические и административные факторы) и политического климата. В свою очередь политический риск определяется степенью экспроприации и прямой конкуренции со стороны государственных предприятий 20 . Похожий подход используют Дж. Дэниэлс, О. Оргам и Л. Радебаух, которые видят политический риск в изменениях политической среды, ведущих к ухудшению положения иностранных компаний 21 .
Д. Гендель, Г. Вест, Р. Мидоу определяют его как "риск или вероятность политических событий, способных изменить возможность получение прибыли для конкретных инвестиционных проектов" 22 . Из этой же позиции исходит и Ф. Рут, определяя его как "возможные политические события любого рода (война, революция, государственный переворот, экспроприация, изменение налоговой политики, девальвация, нарушения валютной политики и ограничения на импорт) внутри своей страны или в стране инвестирования, которые ведут к потере прибыли и/или активов транснациональной компании" 23 .
С. Робок считает, что угроза политического риска в международном бизнесе возникает тогда, когда:
а) в бизнес-среде возникают определенные барьеры и ограничения;
б) их появление в свою очередь, трудно поддается прогнозированию;
в) и являются результатом политических перемен 24 .
В таком случае, как отмечает исследователь, изменения в политической среде будут расцениваться в качестве политического риска, когда они станут весомым образом влиять на прибыль и иные цели конкретного предприятия.
Некоторые исследователи (М. Фицпатрик, В. Ашер, Т. Брювер) считают существующие дефиниции неудовлетворительными из-за того, что они делают акцент на статике риска, и таким образом фиксируется лишь конечная точка того или иного вектора развития. По их мнению, основное внимание необходимо уделять динамике политического действия 25
и т.д.................

Предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

Политические риски сложно прогнозировать, тем более ими практически невозможно управлять.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт . Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта . Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

  • макроуровнях;
  • микроуровнях.

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

— одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страхование политических рисков сопряжено в рядом трудностей. Возможные страховые случаи очень трудно просчитать наперед и предугадать их с математической точностью, поэтому подобный договор оформляют не часто.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций . Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса .

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Избавиться от политических рисков не представляется возможным, а вот снизить их отрицательное влияние можно, это достигается квалифицированной оценкой всех возможных рисков при планировании бизнеса.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.

Многолетнее становление и развитие методов и средств поддержки процессов принятия управленческих решений в крупных корпорациях (будь то промышленная корпорация, финансово-инвестиционная, политическое образование, или даже государство) привели к тому, что возник достаточно емкий рынок методических и инструментальных средств поддержки процесса принятия решений (включая системы оценки и управления рисками), а также консультационных, организационных, информационных, образовательных и прочих услуг со сложившейся инфраструктурой, культурой, конкуренцией...
Российский бизнес молод, заметно криминализован, испытывает инвестиционный голод. Для более активного привлечения внутренних и внешних инвестиций разворачивается работа по уменьшению неопределенности бизнеса, обеспечению относительно равных конкурентных условий для большинства участников рынка. На данном этапе, в основном, реализуются оргметоды снижения рисков деятельности - развитие служб безопасности, информационных предприятий, специализированных учебных и исследовательских центров. Методология и технологии оценки рисков деятельности в России, управления ими как одной из основных составляющих поддержки процессов принятия управленческих решений находятся в начале своего развития.
В этой связи внимательно изучался международный опыт в этой области. В результате пришли к некоторым выводам, которые кратко изложены в данной статье.

Внешний и внутренний риск в деятельности корпораций

Рассматривая риск в деятельности любой корпорации, надо исходить из предложенной классификации риска на внешний и внутренний.
Внешний риск не зависит непосредственно от деятельности компании. Он обусловлен уровнем политической стабильности в стране, финансово-экономической деятельностью государственных структур, состоянием социальной сферы и другими факторами.
Внутренний риск связан непосредственно с состоянием и деятельностью самой фирмы.

I. Внешний риск

Одним из видов внешнего риска является политический риск. Исследование политического риска представляет собой комплексную процедуру сбора социально-политической, экономической и другой информации, ее анализ, оценку.
Структура исследования политического риска включает четыре этапа:
1) комплексный анализ области исследования;
2) системная оценка факторов политического риска;
3) прогнозирование политического риска;
4) управление политическим риском.

Комплексный анализ области исследования включает подбор факторов в зависимости от поставленной цели, создание системы факторов.
На этапе системной оценки факторов политического риска определяется степень значимости отдельного фактора, его «вес» в структуре модели, корректность поступающей информации.
Прогнозирование политического риска включает разработку наиболее вероятных сценариев развития ситуации и ее последствия. Применяемые методы: статистическое моделирование, исторические и общие аналогии.
На этапе управления политическим риском планируются и осуществляются возможные превентивные меры против негативных тенденций или усиливаются позитивные - путем финансовой, политической поддержки и т.д.
Наиболее эффективно при анализе политических рисков применяются модели, основанные на экспертной оценке. К известным макроориентированным моделям, представляющим экспертную информацию в соответствующих периодических изданиях, относятся:
Модель BERI (Business Environment Risk Index) - предлагает ежеквартальные индексы риска по 50 странам, оцененным по 15 параметрам.
Модель WPRF (World Political Risk Forecasting) компании Frost & Sullivan - предоставляет ежемесячные доклады о политическом и экономическом риске на 18 месяцев по 80 странам.
Модель II (International Investor) - публикует рейтинг кредитоспособности более чем 116 стран.
Модель ICRG (International Country Risk Guide) - предлагает ежемесячный рейтинг более чем 100 стран по политическому, экономическому риску.
Модель Policon - модель принятия решений в различных странах, основанная на оценке предпочтений и относительного влияния различных политических групп в каждой стране.
Модель Control Risks - предлагает ежеквартальную оценку риска по 70 странам.
Модель Oxford Analytical Data - ежедневная оценка риска в 50 странах на базе модели «событие - комментарии».
Оценка расстановки и соотношения сил проводится по каждому из четырех факторов политического риска в отдельности.
Эконометрические модели. В последнее время наряду с экспертными оценками для оценки политического риска стало применяться эконометрическое моделирование, которое считается одним из наиболее эффективных методов анализа в экономике. Активно используются на практике эконометрические модели PSSI (Political System Stability Index), Ecological Approach, Euromoney.
Эконометрическое моделирование также применяется для исследования внутриполитической нестабильности в регионах, в стране в целом и в других государствах как ключевого фактора политического риска. При этом в аналитических разработках, в первую очередь, учитываются такие факторы, как деятельность политических (особенно направленных на деструктивные процессы в обществе), их потенциал, социальная ориентация, истинные цели и внешняя мотивация в работе. Все это касается организации исследования рисков в условиях общей политической нестабильности.
Известно, что политическая нестабильность понимается как такое явление политической жизни страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, восстаний, выступлений сепаратистов, международных столкновений и т.п. При этом различались нестабильность в правящей верхушке и социальная нестабильность. Первая связывалась с борьбой за власть внутри правящего слоя, вторая - с активной деятельностью социально-политических сил, прежде всего оппозиционных. Согласитесь, что для условий работы в нашей стране, странах ближнего зарубежья и других регионов сегодня особенно важно ежедневно вести внимательное изучение проблем политических рисков. Это важно для любой крупной компании, тем более действующей в нетяном бизнесе.

Организация анализа политического риска

Самые первые отделы анализа политического риска начали создаваться американскими промышленными корпорациями с начала 60-х годов. Уже к 1980 году, по данным американской консультативной организации «Конференс Борд», из 193 ведущих ТНК США более половины имели в своем составе отделы АПР.
Разумеется, что при организации анализа политических рисков, который ведется в нашей компании, был использован богатый мировой опыт, накопленный в данной сфере.
Привлекаются следующие группы специалистов, которые могут предоставлять информацию, необходимую для анализа политического риска: собственные служащие, сотрудники государственных внешнеполитических и других ведомств, внештатные консультанты, лоббисты, советники - граждане иностранных государств.

Использование собственных служащих для сбора политической информации и ее последующего анализа является самым простым и доступным. При этом можно выделить несколько основных способов организации работы служащих.

  1. Анализ на месте. В данном случае анализ проводится силами отделений компании в различных регионах и странах. Руководство этих отделений непосредственно отвечает за качество периодически подготавливаемых прогнозов развития политической обстановки в данных странах.
  2. Специальные отделы при штаб-квартире корпорации. Работники таких отделов заняты исключительно проблематикой политических рисков и не участвуют в коммерческой деятельности корпорации. Штаты таких отделов комплектуются, как правило, из числа бывших сотрудников внешнеполитических и других государственных ведомств, имеющих значительный опыт анализа международных и социальных проблем.
  3. Системы слежения. В данном случае в корпорации используется система слежения за политико-экономической ситуацией в регионах и зарубежных странах с применением экспертных и математических методов.
  4. Неформальные или временные группы анализа политического риска. Руководство компании считает нецелесообразным держать у себя в штате специалистов по анализу риска и предпочитает пользоваться услугами формально независимых сторонних экспертов, получая от них аналитическую информацию на контрактной основе.
Внештатные консультанты используются независимо от наличия в структуре корпорации собственного отдела АПР. В основном это связано со стремлением руководства компании использовать аналитический потенциал внешних консультантов для уточнения и верификации оценок прогнозов, подготавливаемых внутри компании.

II. Внутренний риск

Внутренний риск связан непосредственно с состоянием и деятельностью самой корпорации.
Различают следующие виды внутреннего риска:

  • производственный риск (возможность невыполнения компанией своих обязательств по контракту или договору с заказчиком);
  • финансовый (кредитный) риск (возможность невыполнения компанией своих финансовых обязательств перед инвестором);
  • инвестиционный риск (возможность обесценивания инвестиционно-финансового портфеля);
  • рыночный риск (возможность колебания рыночных процентных ставок как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют).
Существуют следующие методы анализа внутреннего риска:
1) статистический метод;
2) анализ целесообразности затрат;
3) метод экспертных оценок;
4) аналитический;
5) использование аналогов;
6) метод статистических испытаний.

Например, при принятии решений об инвестировании, когда предполагаются капитальные вложения с целью получения прибыли, неопределенность будущих событий создает инвестиционный риск в деятельности компании. Риск появляется в том случае, когда ключевые финансовые показатели деятельности фирмы, такие как прибыль, движение наличных средств (изменение сумм наличных средств на счетах фирмы) и другие. Поэтому для анализа риска, помимо двух измерений (величины и времени) необходимо ввести третье измерение - неопределенность. В результате такие показатели, как планируемый товарооборот, ожидаемый доход (в первый, второй и последующие годы после инвестирования) оцениваются не одним значением, а интервалом возможных значений.
В целом на практике используется целый ряд методов анализа и оценки риска. Так как различные методы анализа риска являются специализированными, то выбор и сравнение методов должны проводиться в зависимости от конкретных задач, стоящих перед корпорацией.
На различных уровнях деятельности корпорации (мировом, страновом, региональном, местном), кроме использования различных моделей оценки внешнего и внутреннего риска, может быть построена общая модель внешнего-внутреннего риска, специфицированная с учетом особенностей каждого уровня. Построение общей модели предполагает установление зависимостей между показателями внешнего и внутреннего риска. Так как основной целью деятельности компании является получение прибыли, то показатели внутреннего риска можно рассматривать в качестве основных и оценивать воздействие на них показателей внешнего риска. Например, такой показатель как период окупаемости, который рассматривается во многих моделях внутреннего риска, может зависеть также от различных показателей внешнего риска, таких как политическая стабильность, отношение к иностранным инвесторам, развитие инфраструктуры.
Наша компания уже не первый год ведет работу по организации изучения политических и экономических рисков для прикладных целей бизнеса. Материал этой статьи показывает, насколько это длительная и не простая работа. Тем более, что «подглядывать в шпаргалки» не приходится. И Россия у нас - одна и неповторимая. И условия работы не похожи ни на какие другие в мире. Но система, которую мы отлаживаем уже оправдывает все наши усилия.