Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "мой крым". Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект экологического занятия подготовительной группы детского сада "мой крым". Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Жар – птица» муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия с использованием народных игр

в разновозрастной группе № 4

с крымскотатарским языком обучения

«Крым многонациональный»

Подготовила:

воспитатель Аметова Г.Р.

г. Симферополь

2015 год

Цель. Продолжать знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымскотатарского народов.

Обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее.

Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.

Продолжать учить согласовывать движения с текстом, закрепить навыки ориентировки в пространстве.

Воспитывать ловкость, быстроту, выносливость, коммуникативность.

Создавать атмосферу доверия, взаимоуважения.

Оборудование. Шапочки дятла и ласточки для подвижной игры, обручи, аудио запись музыки (разных народов), зерно, монетки, уголек, куклы – мотанки, голубая бусинка.

Звучит песня о Крыме. Заходят дети в национальных костюмах.

Ребенок: Родной наш Крым, родной наш Крым

Собрал народов братство.

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй». (на трех языках)

Воспитатель: Дети, есть на земле удивительный полуостров, который населяют народы разных национальностей. У каждого народа свой язык, символы, традиции, обычаи. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где они родились и трудятся, где живут наши родители и друзья. Вы уже догадались, о чем идет речь?

Дети: Это наш Крым.

Воспитатель: А кто скажет, какой наш Крым?

Дети: Сказочный, волшебный, солнечный, морской, красивый, яркий, зеленый и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мы живем в Республике Крым. Она входит в состав России. Главное богатство Крыма – это люди, на полуострове проживает много-много разных народов. У них разные имена, разные обычаи и традиции. Посмотрите на карту полуострова и вспомните, люди каких национальностей проживают в Крыму?

Дети: Русские, украинцы, крымские татары, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, караимы и д. р.

Воспитатель: Действительно, наш Крым стал родным домом для многих людей. И все они хотят жить в мире и дружбе.

Ребенок: Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о некоторых народах, живущих в нашем общем доме, рядом с нами: крымских татарах, русских и украинцах. И неважно, что люди говорят на разных языках, важно, что мы, в Крыму, живем дружно, одной большой семьей со своими традициями, обычаями и обрядами. Ребята, а кто знает, что такое традиция?

Ребенок: Традиции – это правила, которые выполняют в семье, они передаются от старшего поколения младшему.

Воспитатель: Ребята, кто нам расскажет о обычаи крымских татар?

Ребенок. Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель. А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».

Ребенок. Весьма достойно сожаленья,

Что стали нынче забывать

Как в знак любви и уваженья

Обычай руки целовать.

Воспитатель. Кто еще дополнит, какие еще обычаи есть у крымских татар?

Ребенок. На третий день рождения ребенка мулла читает молитву и трижды шепчет в ушко имя ребенка. На руку привязывают синюю или голубую бусинку, чтобы уберечь ребенка от сглаза.

Воспитатель. Хороший обычай, добрая традиция. А еще для каждого народа традициями считались народные праздники и гуляния. На этих гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке. Вы помните, как назывались такие игры?

Дети. Народные игры.

Инструктор по физкультуре. Вот и я вам хочу предложить поиграть в народную крымскотатарскую игру «Айдыныз балалар».

Ребенок. Тогерекке тез – тез турыныз

Оинын башлайикъ.

Дети становятся в круг и говорят слова:

Айдыныз балалар

Бу (имя ребенка)

Ортамызгъа алайикъ.

Оне япса бизде оны

Эп бирликте япайыкъ.

Дети повторяют движения ребенка, которого выбрали.

(выходят дети в русских костюмах)

Воспитатель. – О каких обычаях вы нам расскажите?

Ребенок. На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, прабабушки и прадедушки клали в таз с водой – уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель. – А как вы думаете, почему клали эти вещи в таз с водой?

Ребенок. - Когда клали уголек, говорили – привыкай к домашнему теплу.

А когда клали зернышки, говорили, будь всегда сыт.

Когда клали монетки, говорили, будь всегда богат.

Воспитатель. И, конечно, же всегда здоров. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ребенок. Закаляться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и играть в разные игры.

Ребенок. Много русских игр мы знаем,

С радостью мы в них играем.

Инструктор по физкультуре. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ласточка и пчелы».

Русская народная игра «Ласточка и пчелы»

(Дети бегают врассыпную, имитируя полет пчелок, ведущая говорит слова)

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум,

Зум, зум, зум – 2 раза.

Ласточка встанет, пчелок поймает.

(выходят дети в украинских костюмах)

Дети. Доброго ранку, в i таэмо

Воспитатель. – Что мы помним об обычаях и обрядах в украинских семьях?

Ребенок. При рождении ребенка, делали куклу – мотанку – «младенца». Такая кукла выглядела как ребенок в пеленках. Ее клали в колыбельку к малышу, чтобы она защищала его от сглаза, охраняла сон, берегла здоровье.

Ребенок. А я знаю, что оберегом для дома и семьи была кукла – берегиня. В голову, которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достататка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке - берегине на лицо обязательно наматывали крест. Такую куклу вешали или ставили в угол, со стороны восхода солнца.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание, что у кукол – мотанок нет лица. Потому что считалось, что если у куклы – мотанки есть лицо, то в нее может вселиться злой дух.

Инструктор по физкультуре.

На наше свято

Друз i в закликаемо,

Разом з ним i ми сьогодня

В i гру пограемо.

А гра мае назву «Дятел»

Украинская народная игра «Дятел».

Дети. Ходить дятел по житниц i , шукаэ зернятко пшениц i .

Дятел. Мен i не самотньо одному, кого хочу, того в i зьму.

(Дети ищут себе пару).

Воспитатель. Ребята, мы сегодня познакомились с традициями, обычаями, народными играми разных национальностей. Главное, чтобы мы жили в мире и согласии.

Ребенок. Мудрость народов вы берегите,

В дружбе и в радости вместе живите,

Дружбой народов славься всегда,

Город родной и родная земля.

Воспитатель. Пусть дружных народов большая семья

Прославит тебя,

Родная земля!

Инструктор по физкультуре. (слайд 19)

Остров разноцветный по имени Крым-

В мире прекрасное место.

Татарин, грек, армянин, караим

Здесь проживают все вместе.

Ребята, а что у меня в руках?

Дети. Венок.

Посмотрите, какие в этом венке красивые цветы. Все разные: голубые, желтые, красные… и все они сплетены в одно единое целое.

Любите друг друга,

Будьте дружны,

Как в этом веночке – эти цветы!

Дети под музыку уходят. (песня «Вместе дружная семья!»)

Литературное путешествие по Крыму

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии… Для одних - это благословенное райское место, для других - мрачные воспоминания о войне, для третьих - весёлый полуостров, полный приятных воспоминаний об отдыхе… В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы.
И чтобы убедиться в этом совершим путешествие по литературной карте Крыма.

Симферополь. Столицу Крыма непременно посещают все, кто прибывает на полуостров. Писатели с поэтами не исключение. Но заметный след оставили несколько.
Недолго жил в Симферополе А. С. Пушкин. Здесь на «брегах веселого Салгира» была его последняя остановка в длительном путешествии по Крыму в 1820 г. и теперь великому поэту установлен памятник в центре города.

Оживлены дубравы и луга,

И мирные ласкают берега,

Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин о Крыме

В Симферополе c 1802 по 1807 год трудился государственный чиновник П. И. Сумароков. Каковы его заслуги на этой ниве мы не знаем, но здесь он написал весьма любопытную книгу: «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих крымских уголков. Оцените красоту слога: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».
А на доме, где тоже недолго проживал путешествующий по Крыму в 1825 г. А. С. Грибоедов установлена мемориальная доска. Правда, в одном из писем он назвал Симферополь «дрянной городишко», что объясняется мрачным настроением, овладевшим писателем в том момент. Зато потом он назвал Крыму «изумительной сокровищницей, естественным музеем, хранящим тайны тысячелетий», чем и реабилитировал себя в глазах крымчан.
С 1865 по 1870 год в Симферополе работал на ниве народного просвещения чиновник Е. Л. Марков. И написал знаменитые «Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории», в которых он с огромной любовью изобразил природу полуострова, его жителей, историю, памятники. Чуть ироничное, образное, сочное описание давно ушедшей красоты этих мест завораживает читателя. «Очерки мои воскресят в памяти некоторых сколько-нибудь живо и верно картины крымской жизни и природы; соблазнят его узнать живой Крым, насладиться его оригинальностью, его красотою», - так писал Марков.

«Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму».

Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие.

Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время...»

“Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его...”
Е. Л. Марков, “Очерки Крыма” (1902 г.)

В Симферополе родился И. Л. Сельвинский (1899-1968) - выдающийся русский поэт и прозаик XX в. В доме он родился и жил в 1899-1906 гг. ныне открыт его дом-музей И. Сельвинского и это первый литературный музей в Симферополе. У него очень много написано о Крыме, а строчки: «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым» стали хрестоматийными.
Или во это:
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
И. Сельвинский о Крыме
В Таврической духовной семинарии с 1918 по 1920 г. (ул. Героев Аджимушкая, 7) преподавал выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, впоследствии эмигрировавший. Вот как он писал о Крыме:
«Здесь залегло несколько пластов античной культуры, перед нами вскрытых, здесь родилась духовно наша Родина…»
С. Н. Булгаков о роли Крыма в истории

Евпатория. В этом городе бывали многие литературные знаменитости - А. Мицкевич, Л. Украинка, М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. А. Н. Толстой оставил описание Евпатории в романе «Хождение по мукам». Поэт И. Сельвинский провел здесь юность и учился в местной гимназии, которая ныне носит его имя. Писатель Б. Балтер, автор повести «До свидания, мальчики!» тоже учился в этой гимназии. Потом был снят одноименный фильм по этой книге. В доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, открыто стильное литературное кафе с крахмальными скатертями, сияющими столовыми приборами и намеком на некоторую богемность.
Вот только пока памятников литераторы не удостоились, только мемориальные доски открыты в их честь. Лишь памятник Ашик Омеру (1621-1707), выдающемуся крымскому поэту средневековья стоит в Евпатории. Путешествуя по миру, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В преклонном возрасте вернулся в родной Гезлев, где и обрел вечный покой.
А в стенах дома по улице Караимской скоро оживут тени тех, кто гостил здесь жарким летом 1825 г. Дом превратится в Музей Адама Мицкевича - первого выдающегося поэта, посетившего Евпаторию.
Был в Евпатории и В. С. Высоцкий, когда снимался в фильме «Плохой хороший человек». Стихи, а потом песня «Черные бушлаты», посвященная трагическому Евпаторийскому десанту конца 1941 г., была задумана им в Евпатории.
В. В. Маяковский написал о Евпатории просто:

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
В ЕВПАТОРИИ.
Сильны литературные традиции ив нынешней Евпатории. Вот строки евпаторийца Сергея Овчаренко, замечательного поэта:

Ещё витает над землей Тавриды
Свободный дух исчезнувших племен
И шелестом приспущенных знамен
Нам посылает сквозь века флюиды.

И возникает тоненькая нить,
И крепнет так, что жившие когда-то
Хазары, греки, скифы и сарматы
В сознанье нашем продолжают жить.

Саки. В Курортном парке этого городка стоит памятник Лесе Украинке, которая была тут на лечении. Оказалось, правда, что при её болезни (туберкулез костей) сакские грязи, увы, не помогают. Есть и памятник и Н. В. Гоголю, который в июне-июле 1835 г. лечился тут и, по его собственным словам, «пачкался здесь в минеральных грязях».

Бахчисарай. Этот городок своей широкой известностью обязан Ханскому дворцу, а точнее, Знаменитому Фонтану слез, который там установлен. А прославил его А. С. Пушкин, побывавший здесь и написавший поэму «Бахчисарайский фонтан». А также А. Мицкевич и Л. Украинка, посвятившие фонтану прекрасные поэтические строки. Памятник Пушкину стоит недалеко от дворца.
Находится в Бахчисарае и музей И. Гаспринского (1851-1914). Здесь можно познакомиться с жизнью и деятельностью этого замечательного человека - крымскотатарского писателя, просветителя, мыслителя. Ему в городе установлен памятник, в Бахчисарае он и похоронен. В своих статьях и научных работах («Русское мусульманство», «Русско-восточное соглашение») размышлял о судьбах мусульманства, национальных отношениях. А в книгах - «Солнце взошло», и «Страна блаженства») поднимал вопросы высокой нравственности, чести, достоинства человека.
Бахчисарайская природа и бахчисарайские древности всегда производили огромное впечатление на путешественников. А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятил немало поэтических строк Крыму и так писал о пещерных городах Крыма:

И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Давно безлюдные жилища,
Обломки, камни, пыль и прах...
А. К. Толстой

Вот, например, ваш покорный слуга о водопаде Серебряные струи и его окрестностях.
«Он сокрыт от зноя и ярких лучей солнца густой вековой зеленью огромных буков. Здесь вода, музыкально журча, стекает вниз тоненькими изящными струйками на темном фоне небольшого, поросшего мхом, грота. Водопад очень напоминает оригинальный струнный инструмент, особенно в яркий солнечный день. Не случайно его часто называют водопадом Серебряные струны. Водопад очаровывает той тонкой, неброской, одухотворенной красотой, которая столь характерна для небольших крымских водопадов.
Стоит пройти и чуть выше водопада, вдоль лесной речки Сары-Узень. Посмотреть на маленькие порожки, каскады небольших водопадиков, тихие заводи... Какое причудливое сочетание камня, воды, опавших листьев, мха и рухнувших деревьев! Вся увиденная картина, словно сошедшая с японских средневековых гравюр, рождает чувство едва уловимой, но светлой и чистой гармонии...»

Севастополь. Этот славный город связан с именами многих писателей. Но мы отметим лишь тех, кто, для кого Севастополь стал очень важным в их творчестве.
«Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», - написал К. Паустовский, которые не раз бывал в Севастополе. Город с любовью описан во множестве его произведений.
А. С. Грин много раз был в Севастополе, а в начале ХХ века даже два года просидел в здешней тюрьме за революционную деятельность, как член партии эсеров. Именно здесь, в Севастополе, рождаются замыслы его романтических произведений с морскими ветрами, высокими матчами, алыми парусами, придуманной страной Гринландией и вымышленными городами Зурбаганом Лиссом, Гель Гью…
К. М. Станюкович (1843-1903), известный русский писатель - маринист, был сыном адмирала, командира Севастопольского порта. Когда шла Крымская война, было ему всего 11 лет. Но за участие в севастопольской обороне он был награждён двумя медалями. А когда стал писателем, то написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки», «Грозный адмирал». Севастопольцы всегда помнят своего писателя, его именем названа библиотека в городе.
В Севастополе родился А. Аверченко и жил тут до 16 лет. И отсюда он в 1920 г. навсегда покинул Родину.
С 7 до 13 лет жила летом в Севастополе Аня Горенко, будущая великая поэтесса А. А. Ахматова, внучка полковника А. А.Горенко, участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., у которого здесь был дом. И потом она часто здесь бывала, вспоминая свое детство в Севастополе:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.
А. Ахматова

Но навсегда прославил Севастополь Л. Н. Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, где ему установлен памятный знак. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Храбрый офицер и начинающий писатель за «севастопольскую эпопею» был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. Здесь началась его всемирная литературная слава.

Балаклава. В этом маленьком городке побывали столько знаменитостей, что хватит на крупный мегаполис. А. Мицкевич, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, К. Бальмонт, Л. Украинка, А. Ахматова, А. Грин, М. Горький, М. Зощенко, К. Паустовский... Вс. Вишневский написал здесь знаменитую «Оптимистическую трагедию». Список этот можно продолжить и он будет довольно внушительный.
Но подлинным певцом Балаклавы стал А. И. Куприн. Писатель прожил в Балаклаве с 1904 по 1905 гг. Очень любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей - греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях - «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.
Балаклава - единственный город в Крыму ни на кого не похожий, свой отделённый мир. Через Балаклаву нельзя проехать, как через Ялту, Алупку, Алушту, и ехать дальше. В неё можно только приехать. Впереди лишь море, а кругом каменные, непроездные громады, - дальше некуда ехать, здесь - конец мира”.
С. Я. Елпатьевский “Крымские очерки” 1913 г.

Ялта, Южный берег Крыма. Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу.
В Ялте есть музей «Культура Ялты ХIХ - начала ХХ века». Выбор этого периода истории не случаен. Именно в этот время Ялта была одной из культурных столиц Российской империи - здесь подолгу жили многие писатели, поэты, художники, композиторы и театральные деятели - цвет российской культуры того времени.
Но самый известный ялтинский литературный музей, это, конечно, Дом-музей А. П. Чехова. В доме все осталось так, как было при жизни великого писателя, который прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь он написал более десятка произведений, в их числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой»...
Ялтинская гостиница «Таврида» (бывшая «Россия»), построенная в 1875 г., привлекательна не только своей архитектурой. На пространстве России немного найдется гостиниц, в которых проживало бы так много известных деятелей литературы и искусства. В 1876 г. в гостинице два месяца жил Н. А. Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться. В 1894 г. один из номеров в «России» занимал А. П. Чехов. Несколько раз в гостинице останавливались И. А. Бунин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков и множество других знаменитостей. Некоторые из этих широко известных имен упоминаются на мемориальной доске, установленной на фасаде здания.
А вот, где останавливался И. Бродский, когда он был в Ялте в 1969 г., никто не знает. Но не в этой гостинице, его доходы в то время. явно этого не позволяли. Зато мы знаем и помним его строчки:

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте"

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину.
А ещё на Набережной установлен памятник «Даме с собачкой» - героине (и герою) известного чеховского рассказа, действие которого разворачивается в Ялте.
В Ялте разворачиваются события не только рассказа «Дама с собачкой». В Ялту из Москвы забрасывает Стёпу Лиходеева Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Киса Воробьянинов и Остап Бендер оказываются в Ялте в поисках стула с бриллиантами в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901-1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию - ловил бабочек...
Ещё западнее есть поселок, который раньше носил смешное название Мухалатка. Здесь, ближе к горам была дача писателя Ю. Семенова, а ныне его дом-музей. В этом доме были написаны такие знаменитые романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия», «Горение», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии» и др. Юлиан Семёнов умер в 1993 г. в Мухалатке. Прах писателя развеян над Чёрным морем.
Выше Мухалатки через горы пролегает тропа Шайтан-Мердвень (Чертова лестница, тюрк.), ведущая на одноименный перевал. Тропа начинается от старой дороги Ялта - Севастополь. Шайтан-Мердвенем прошла целая плеяда литературных знаменитостей, оставив память об этом в своих дневниках, письмах, литературных и научных трудах: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и многие другие. Вот как молодой Пушкин описал путешествие через перевал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
А вот менее известные строки Леси Украинки о перевале Шайтан-Мердвень (в переводе с украинского):

Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чертовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают.

В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание - небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем.

Несколько строк о Ялте и Южном береге.

Стукну по карману - не звенит.
Стукну по другому - не слыхать. Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать.
Н. Рубцов о Ялте

Я езжу
по Южному
берегу Крыма, -
не Крым,
а копия
древнего рая!
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою, восторгаясь
и озирая!
В. Маяковский

Несется вниз струя живая,
Как тонкий флёр, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной...
И. А. Бунин о водопаде Учан-Су

Гурзуф. В конце 19-го - начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” - так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий.
В Гурзуфе побывало в разное время множество знаменитостей. В память об этом в Гурзуфском парке установлены бюсты А. Мицкевича, Л. Украинки, Ф. Шаляпина, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского. А еще тут бывали Бунин и Куприн, художник К. Коровин. В Гурзуфе у Чехова была небольшая дача на берегу моря, там сейчас филиал ялтинского дома-музея Чехова.
Но навсегда прославил Гурзуф великий русский поэт А. С. Пушкин. Летом 1820 г., в доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, остановился молодой Александр Пушкин, прибывший в Гурзуф вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили в Пушкине самые живые и яркие впечатления, к которым поэт не раз возвращался позднее в стихах и письмах к друзьям. Он пробыл здесь всего три недели, но считал это время «счастливейшими минутами жизни».
В этом доме ныне открыт музей А. С. Пушкина. Его экспозиции позволяют совершить увлекательное путешествие по тем крымским уголкам, где побывал молодой Пушкин. Восторг от южной природы и замечательных друзей вылился во множество произведений: поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов о Тавриде. И главное пушкинское произведение - «Евгений Онегин» тоже задумано здесь.
Возле музея растет кипарис, который помнит Пушкина и упоминается в его письмах. Ежегодно, в день рождения поэта - 6 июня и в день смерти - 10 февраля, Музей Пушкина проводит в Гурзуфе праздники поэзии, а во всех городах Крыма, где он побывал (Керчь, Феодосия, Гурзуф, мыс Фиолент, Бахчисарай, Симферополь), к его памятникам возлагаются цветы. И мы помним его бессмертные строки о Крыме:

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин

Алушта. В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
Музей находится в доме, где с 1906 по 1958 год жил и работал известный писатель, академик С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958), ныне изрядно подзабытый. Здесь, на горе Орлиной, были написаны самые значительные произведения автора - эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести, а также известный роман «Севастопольская страда». Писатель похоронен рядом с домом.
Есть в Алуште и музей писателя И. С. Шмелева, русского зарубежного писателя. И. С. Шмелев (1873-1950) - прожил в Алуште четыре трагических года - с 1918 по 1922 год. В 1922 г., после расстрела сына, эмигрировал во Францию, где создал немало художественных произведений, среди которых «Солнце мертвых» - одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне в России. Довольно мрачная книга.
Есть в Алуште курортная местность - Профессорский уголок. Здесь у подножия горы Кастель в середине XIX в. одной из первых поселилась М. А. Данненберг-Славич, незаурядная женщина, автор первого «Путеводителя по Крыму» (1874 г.). До революции 1917 г. здесь имели здесь дачи видные ученые того времени, отсюда и название. Многие из них были неплохими литераторами, например, профессор Н. А. Головкинский, видный ученый-гидрогеолог, который стал автором одного из первых путеводителей по Южному берегу Крыма и ряда стихотворений.

«Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом».

«Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение».
Профессор Н. А. Головкинский об Алуште и Профессорском уголке

Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от этого:

Час спустя вся кавалькада -
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине...

Был в Алуште и А. Мицкевич. И написал:
Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О, мачта крымских гор! О минарет Аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни.
(Перевод И. А. Бунина)

Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы - М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других.
Был здесь и поэт Осип Мандельштам, впоследствии написавший:
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом…

А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб - более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела».

Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе.
Благодаря усилиям Волошина, обаянию его личности глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Коктебель и поныне как магнитом притягивает творческих людей.
Волошин с 1917 г. жил здесь постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. - А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем - С. Эфроном.
В доме Волошина, кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, здесь в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов. Дом поэта с его особой интеллектуальной и духовной атмосферой сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов.
Несколько строчек из Волошина.

«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...».

«Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне… - вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы - вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского».
М. Волошин о Крыме

Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага.
Вот К. Паустовский: «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».
А вот снова Волошин:
Как рухнувший готический собор,
Торчащий непокорными зубцами,
Как сказочный базальтовый костер,
Широко вздувший каменное пламя,
Из сизой мглы над морем вдалеке
Встает стена... Но сказ о Кара-Даге
Не выцветить ни кистью на бумаге,
Не высловить на скудном языке...

Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) - удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца»

Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда».
Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль. Посетители музея словно совершают увлекательное путешествие по воображаемой стране, рожденной фантазией Грина. А. Цветаева так писала о музее Грина: «Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...» И, конечно, есть тут модель корабля с алыми парусами.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых - дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре - довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913-1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии, в этом доме, - может быть, самых счастливых месяцев в трагической биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.

Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа - А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места.
В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский и теперь здесь открыт Музей Паустовского, который так писал об этих краях: «Восточный Крым... это... особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...».
Старый Крым - место паломничества для многих почитателей творчества Александра Грина. В Старом Крыму он провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, - на городском кладбище. А в доме, где он нашел последний приют, сейчас открыт мемориальный Дом-музей А. С. Грина. Здесь собрано всё, что относится к старокрымскому периоду жизни замечательного писателя-романтика.

Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?

Ю. Друнина о Старом Крыме

Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес».
В Керчи родился Святитель Лука, В. Ф. Войно-Ясенецкий, бывший архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор, лауреату Государственной премии СССР и…бывший политзаключенный (11 лет лагерей).
Поразительные его строки:
«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым».

На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги:
«Настоящее знакомство с Крымом, сознательное и вдумчивое, интимное, если хотите, происходит не торопясь, в тишине, наедине с природой. Только там, в полной мере можно оценить одухотворенную красоту Крымских гор. Искупаться в горной реке с ледяной водой. Провести день в маленькой бухте посреди каменного хаоса на безлюдном морском побережье. Почувствовать прелесть миниатюрного водопадика, случайно обнаруженного в лесу. Ощутить обаяние маленького симпатичного каньона, затерянного среди лесной чащи. Вдохнуть горьковатый запах трав на яйле. Разглядеть какие-то детали построек покинутого «пещерного» города. Побывать в храме, который вырублен в обломке скалы на заре христианства. Потрогать рукой древний менгир, которому несколько тысяч лет, почувствовать его целительную вибрацию. Осознать связь времен в заброшенном античном городище… Словом, увидеть все то, что вы никогда не увидите из окна автобуса или автомобиля. Почувствовать, увидеть и понять это, можно лишь путешествуя пешком».
И ещё.
“…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль… и надежду ещё раз увидеть эту “полуденную землю”.
Константина Паустовский

Спасибо за внимание.

________________________________________ _______________________________________
И так было во все времена. Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Вот наблюдения С. Елпатьевского из книги «Крымские очерки» 1913 г.: «Не немцы, армяне и русские вносят свою культуру в Отузы, а они сами… принимают отузскую манеру жизни. Бросают чай, переходят к кофе, отказываются от щей и гречневой каши и приемлют катыки и «помадоры», каурму, и масаку, и чебуреки, и все бесконечные манеры… использования барашка. …И если пьют, то переходят от водки к вину…».
Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные народы, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания? У многих уже есть такое понимание. Вот, например, строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Мы собраны под парусом твоим,
Вскормленные степною кобылицей,
Мы пили воду из одной криницы,
Вернемся к чистым помыслам былым...

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Блуждающий ранимый пилигрим,
Ведет тебя негаснущее слово
Гаспринского, Мицкевича, Толстого
Навстречу вечным истинам простым...

Уважаемые коллеги! Скоро приближается важный праздник для крымчан и россиян - 18 марта,День воссоединения Крыма с Россией. Предлагаю вашему вниманию конспект этого мероприятия. В простой и доступной форме дети узнают значение этого праздника, тем самым формируем у детей патриотические чувства к своей малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения в старшей группе, посвященного воссоединению

Крыма с Россией

«КРЫМСКАЯ ВЕСНА»

ВЕД. - Дорогие ребята, гости! Сегодня мы собрались в зале по поводу радостного события, произошедшего 3 года назад – наш любимый, дорогой, родной Крым воссоединился с великой державой – Россией! Теперь Крым и Россия навсегда едины, как одно целое, огромное государство. В нашем календаре навсегда добавилась еще одна праздничная дата – 18 марта, день воссоединения Крыма с Россией . Наше мероприятие будет посвящено миру, дружбе, согласию между людьми. В Крыму проживают представители разных народов: греки, евреи, караимы, армяне, турки, татары. Но самый многочисленный народ в Крыму – русские. Теперь, когда Крым и Россия вместе, мы станем еще могущественнее и сильнее, красивее и богаче.

А начнем мы праздник со стихов, которые подготовили дети ст. гр.

1 .Родной наш Крым, любимый Крым,

Собрал народов братство.

Он сердцем богат, и каждому рад

Сказать сердечное «Здравствуй!»

2 . Остров зеленый по имени Крым,

В мире прекрасное место!

Русский, татарин, еврей, караим,

Дружно живут здесь все вместе!

3 .Пусть каждый с нами поет

Простую эту песню

И в каждый наш дом радость войдет

И будем мы счастливы вместе!

(дети исполняют песню «С нами друг!» муз. Г. Струве)

4. Крым – Родина наша, помните это!

Души не жалейте ради нее.

Пусть над зеленым островом нашим

Мирное, доброе солнце встает!

5 .Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы –

Есть у нас другое имя

Нас еще зовут – «крымчане».

6. Мы живем в семье, в народе,

Встанем в дружном хороводе!

Хоровод «Шире круг!» муз. Л.Компанейца

ВЕД . – Ребята, вспомните и перечислите наши крымские города (дети называют города Крыма). – Столица нашего полуострова – г. Симферополь. Все страны и государства имеют свой флаг, герб и гимн. На нашей центральной стене находится флаг Российской Федерации, но так как Крым является республикой, то у Крыма есть свой флаг, вот он (показывает на стену ), а как называется город, в котором мы живем?(ответы детей).- Правильно, и даже у города есть свой флаг, вот он (показывает). Послушайте стихи о нашем городе.

  1. Там, где солнце светит яркими лучами,

Там, где берег чистый от воды морской.

Есть чудесный город, знаете вы сами,

Город сердцу милый и родной.

  1. Евпатория – праздник для детей,

Евпатория – ждет всегда гостей!

Евпатория славится своим

Пляжем, солнцем, воздухом морским!

3 .Рано утром просыпается наша южная страна

Знают все, что называется Евпаторией она!

(дети исполняют песню «Евпатория» муз. А. Железняк)

ВЕД. – Как же приятно понежиться под теплым солнышком на берегу моря, видеть корабли, плывущие вдаль..Девочки сейчас нам расскажут обо все этом в своем танце.

ТАНЕЦ «А У МОРЯ, У СИНЕГО МОРЯ» муз.Л.Агутина

ВЕД. – Не случайно событие - воссоединение Крыма с Россией, произошло весной, когда пробуждается природа, зарождается новая жизнь, а для Крыма наступает новый этап, открывается новая страничка в истории полуострова – радостная, счастливая. И только всем вместе можно построить и сохранить дом радости и счастья. Предлагаю поиграть и построить наш общий дом.

ЭСТАФЕТА «ВМЕСТЕ МЫ ПОСТРОИМ ДОМ» (дети по очереди выкладывают части дома: фундамент, окна, крышу, трубу и тд.)

ВЕД . – После такой дружной работы можно все вместе потанцевать!

(дети исполняют танец парами «Светит солнышко для всех» муз.А. Еремеева)

ВЕД . – Чтобы нашему государству, стране, Родине ничего не угрожало, на страже всегда наша доблестная, мощная, непобедимая армия!

(дети исполняют песню «Наша армия сильна» муз. А.Филиппенко)

ВЕД . Ребята, я хочу спросить у вас:

Что для жизни нужно? - Дети: СЕРДЦЕ!

Что для дружбы нужно?- Дети: СЕРДЦЕ!

Что для сердца нужно? – Дети: СЧАСТЬЕ!

Что для счастья нужно?- Дети: МИР!

ВЕД . – Ребята, давайте соберем камушки счастья, мира, добра, любви, милосердия в красивую шкатулку и будем хранить и помнить о них всегда! Вот это камешек радости (показывает всем, подходит ребенок, берет его в ладони и говорит слова)

РАДОСТЬ

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь – с ними веселей!

А когда наоборот – скучно! (реб. кладет камушек в шкатулку )

ДОБРОТА

Реб .Я желаю, чтобы взрослым было веселей,

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на детей.

Чтобы были справедливы и в решениях мудры,

Будьте добрыми вы к детям – дети будут к вам добры (кладет камушек в шкатулку)

ВНИМАНИЕ

Реб . Я хочу, чтобы в мире большом

Все понять других старались.

Чтобы было всем хорошо,

И вокруг все улыбались!

МИЛОСЕРДИЕ

Реб. А ведь в каждом сердце есть

Милосердия тепло.

Ты подаришь его людям

И вернется к тебе оно!

ЗАБОТА

Реб . Взрослые о нас заботу проявляют,

Нам детские сады вновь открывают.

Ведь так важно для ребят

Иметь хороший детский сад!

ЛЮБОВЬ

Реб. Надо, чтобы сияла в сердце любовь

Ко всему на свете,

И повсюду счастливы вновь

Будут взрослые и дети!

ВЕД . – Вот мы и собрали все камушки в единое целое, давайте будем помнить всегда, что только доброта, любовь спасет мир во всем мире. Всем желаю мирного неба, яркого теплого солнца и огромного счастья и здоровья!

Реб . Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей,

Наш Крым вместе с Россией

Что может быть сердцу милей?

Реб . И если бы нас вдруг спросили:

А чем дорога вам страна? –

Да тем, что Крым и Россия,

Как мама родная одна!

(дети исполняют песню «Будет все хорошо!» муз.А.Савельева)

ВЕД. – «Да здравствует, моя Россия! –

Звучит над крымскою землей,

Ликует с Крымом вся Россия,

Виват! Вернулись мы домой!

«Да здравствует, моя Россия!» -

Звучит как эхо над страной.

Мы долго ждали этот праздник,

Что стал он « Крымскою весной!»

ФИНАЛЬНЫЙ НОМЕР «МОЯ РОССИЯ, МОЯ СТРАНА» (группа « Непоседы»)


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "КРЫМ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ"

Цель:
формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
воспитывать патриотические и эстетические чувства.
Оформление и оборудование:
карта Крыма;
иллюстрации: картины Айвазовского; Никитского ботанического сада;
пейзажи Крыма;
фотографии городов Крыма;
костюмы: украинский, татарский, русский;
детские рисунки родного края;
магнитофон, кассеты.

Ход мероприятия

1-я ведущая.
– Мы живём в удивительно красивом уголке нашей страны под названием Крым. Рассмотрим карту. С чем можно сравнить Крым на карте? (ответы детей)
– Поэт Гаспринский увидел в нём летящую птицу.
Его называют «Зелёный остров»,
Прекрасный остров,
Чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
2-я ведущая.
– Мы приглашаем вас, ребята, отправится в путешествие по Крыму. Мы будем плыть на теплоходе, ехать на автобусе. По дороге узнаем много нового и интересного о Крыме.
1-я ведущая.
– Итак, отправляемся на теплоходе к ближайшему нашему соседу – в город Феодосию.
Море Чёрное шумит,
Край наш морем знаменит.
Славен солнцем южным
И народом дружным.
2-я ведущая.
– Какие народы населяют Крым?
– Какие моря омывают Крым?
Ученик.
Феодосия – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
1-я ведущая.
– Послушайте стихотворения о море, которые прочитают ученики 3-А класса.
Кто твердит упрямо в споре
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором.
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое,
Море дышит, как живое.

На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдаёт.
И вбирая солнца жар,
Сберегает звёздный дар.
Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбой
2-я ведущая.
– А сейчас послушайте песню «Море хохочет» стихи В.Викторова, музыка З.Коломиец в исполнении учащихся 3-А класса.
1-я ведущая.
– Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в город Судак. Вдали виднеются горы. Как они называются? (Крымские горы) может вы знаете, какие деревья растут в Крымских лесах? Какие животные водятся?
2-я ведущая.
– Я предлагаю вам полюбоваться чудесными пейзажами. (дети рассматривают иллюстрации). В долинах у гор выращиваю виноград. Под судаком очень благоприятные условия для виноградников.
1-я ведущая.
– Отдохнём и послушаем русскую народную песню «Тень-тень потетень»
В исполнении 1-А класса.
– Погостили в Судаке, отправляемся дальше. Наш путь лежит в Ялту. По дороге будем читать стихи о Крыме, отгадывать загадки. Послушайте выступление учащихся 2-А класса.
Ученики 2-А класса.
Моя земля! Мой Крым родной!
Из века в век всегда, ты, славен!
Своей историей живой,
Ты, Украине милой равен.
Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты Крым,
А мне, ты, Родина.
Мой дом, судьба моя и боль.
Цвети мой край! И хорошей!
Как жизнь, мой Крым, ты людям нужен.
Чудесный уголок земли,
Мой полуостров тёплый, южный.
1-я ведущая.
В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.

В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)
Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)
Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)
2-я ведущая.
– Мы приближаемся к красавице-Ялте. Что вы знаете о Ялте?
Ученик.
– Ялта – чудо Крыма. Расположена Ялта на берегу моря, на высоких холмах. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт. На востоке мы видим Медведь-гору.
Ученица.
Смотри и впрямь гора-медведь.
Застывшая лавина.
Не может встать, ходить, сидеть,
Урчать и есть малину.
Лежит себе из века в век
У моря косолапый.
От всех ветров закрыт Артек
Своей огромной лапой.
1-я ведущая.
– Ребята, в Ялте много замечательных мест, одно из них – Никитский ботанический сад. Он был создан в 1812 году Христофором Стевеном. В нём представлены растения всех континентов планеты – около семи тысяч видов, разновидностей и сортов. В Никитском ботаническом саду находится роща пробкового дуба, деревья в нём имеют возраст 175 лет. А вот тисс ягодный. Его возраст 500 лет. В Никитском саду собраны коллекции канн, хризантем и роз. Долго можно гулять по парку, любуясь его красотой, но нам пора в путь.

2-я ведущая.
– Мы прощаемся с Ялтой. Направляемся в Севастополь.

Ученица.
– Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот Украины.
1-я ведущая.
–А сейчас игра «Перетягивание каната». Приглашаются мальчики.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в Евпаторию. Одна девочка написала стихи о своём городе.
Ученица.
На крымской земле
Возле самого моря
Стоит на песочке моя Евпатория.
И пусть этот город совсем небольшой,
Его я люблю всей душой.
– Евпатория – известная детская здравница. А почему её так называют? Кто из вас отдыхал в санаториях Евпатории?
1-я ведущая.
– В Евпатории с давних пор живёт много разных народов. В одно время она была центром караимов. Послушайте караимские народные загадки:
Дверь с разбегу распахнул, а сам дальше махнул. (ветер)
Как не хитри – голова снаружи, а тело внутри. (гвоздь)
Сложена слоями, полна муравьями.(книга)
2-я ведущая
– А теперь садимся в автобус и продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма. Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
1. Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (бахча)
2. Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (сарай)
– Это город Бахчисарай.
Ученица. (в татарском костюме)
– Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. Он был резиденцией ханов Гиреев. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.
Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.
Къырым меним анамдыр
Къырым меним бабамдыр
Къырым деген бу ульке
Манъа догьмуш Ватандыр.
Мен анамны пек севен,
Бабмны да пек севен, ватанымны бильсенъиз,
Жданымдан да пек севен.
Моя матушка – мой Крым.
И мои батюшка – мой Крым.
И на сердце Крым похож
Очертанием своим.
Я люблю своих родных
Я души не чаю в них.
Я люблю тебя, мой Крым –
Счастье прадедов моих.
Звучит татарская мелодия, девочки танцуют.
1-я ведущая.
– Украинская поэтесса Леся Украинка, побывав в Бахчисарае, написала такие стихи:
Как зачарованный стоит Бахчисарай,
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.
2-я ведущая.
– Мы направляемся в столицу Крыма. Как называется этот город? Какое название он носил в древности? (Неаполис).
– Покажите этот город на карте.
Ученица 4-А класса показывает город на карте и читает стихи:
Южный город в долине Салгира,
С нами ты, Симферополь, всегда.
Сердце Крыма, прекрасного мира
Называют тебя неспроста.
1-я ведущая.
– В столице работает правительство Крыма, Верховный совет Крыма. Рассмотрите герб и флаг Автономной Республики Крым и послушайте стихотворения в исполнении учащихся 3-А класса.
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране.
Три цвета развиваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки
Как мамины глаза.
Под нею нежным облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет.
А ниже – будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарёю загорается
На флаге полоса
Флаг Крыма поднимается
К небесной синеве,
И солнце улыбается
Над ним тебе и мне.
2-я ведущая.
– Симферополе проживают люди многих других национальностей. Послушайте стихотворение на армянском языке в исполнении ученика 3-А класс Армана Карапетяна.
1-я ведущая.
– О том, люди каких национальностей проживают в Крыму, расскажут ученики 4-А класса.
Выходят дети в национальных костюмах.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане.
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Выходите в круг скорее.
Хайтарма, гопак и фрейлакс,
Сырба, барыня, сиртаки,
Словно лютики и маки,
Так поляна разгорелась.
Не в саду, не в огороде
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой товарищ,
Станем вместе в хороводе.

Все ученики 1-4 классов встают и поют хороводную песню «Шире круг».
2-я ведущая.
– Отправляемся на симферопольский вокзал и продолжим путешествие по железной дороге в город, который является воротами Крыма. Это узловая станция, через неё проходят все поезда, идущие в Крым и из Крыма. Как называется этот город? Город находится на севере Крыма. (Джанкой)
1-я ведущая.
– В Джанкое послушаем украинские народные частушки в исполнении учениц 3-4 классов.
Українські частушки
1. Я сиділа на дубу шила кофту голубу,
Пришивала стрічки банти, щоб любили музиканти.
2. Черевички мої – носи вистрочені.
Не хотіла танцювати – самі вискочили.
3. Танцювала, танцювала, побачила гусака.
– Перестаньте грати вальси, починайте гопака!
4. Ой, хто ж то пішов – гарна походка!
Одна нога косолапа, а друга коротка.
5. На столі стоїть гармошка – золотії букви.
Прийшов милий мене сватать, а я граю в кукли!
2-я ведущая.
– Мы продолжаем наше путешествие. Оно подходит к концу. Мы направляемся на восток Крыма в родной город Керчь. Как назывался наш город в древности? (ответы детей)
1-я ведущая.
– В дороге послушайте песню в исполнении Пекарниковой Дарьи.
Стихи музыка
2-я ведущая.
– Вот мы и дома. Все мы, ребята живём в Крыму. Как же можно нас назвать? (крымчане). Послушайте песню о нашем Крыме в исполнении учеников 4-А класса на стихи Гаспринского.
Его называют зелёный остров,
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой, стремительной чайкой
Летящей над пенной волною сравним.
Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток,
Реки, озёра, степные просторы,
Весенний яйлы златотканый платок.
Крым – Родина наша, помните это,
Души не жалейте ради неё!
Пусть над зелёным островом нашим
Мирное, доброе солнце встаёт!
1-я ведущая.
– Благодарим участников и гостей. Наше путешествие закончилось.

Конспект открытого интегрированного занятия по краеведению.

Тема: «Путешествие по Крыму»

Провела воспитатель подготовительной группы

Сеитмерова Э.М. 23.11.16 г

Интеграция образовательных областей:
"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Цели:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование и материалы: Ноутбук, карта Крыма; четыре клубочка (зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; интерактивная доска для просмотра презентации: лесов, гор, морских обитателей, полей Крыма, культур выращиваемых в Крыму; костюмы для детей (русский, украинский, крымскотатарский), национальные куклы, эмблемы для детей «Путешествие по Крыму».
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»;

  1. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

Ход занятия:

-Воспитатель : -Ребята, сегодня у нас с вами особое занятие. К нам пришли гости, ваши родители. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Воспитатель: -Я хочу начать наше занятие с чтения стихотворения. А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.

Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Россия - большая страна, наша большая родина.

А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым называется полуостровом?

А как называется столица Крыма? (Ответы детей)
Воспитатель: -Самое родное место на земном шаре для каждого из нас - это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.
Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета, а вы ребята закройте глаза.

Я сейчас скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Слайд 1. «Крымские леса»
Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес).

Давайте мы с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса»)
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь - мы свои!
Воспитатель : Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?
Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма? (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!
-А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.
Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?
Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .

Слайд2. «Крымское море». Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? (дети: на море).

Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)
Ребенок:
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).

Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)
Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей - это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (Желтый).

Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, желтая зона)

Слайд 3. «Крымские поля и степи»

Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много.

Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня.

А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) -- Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?
Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета? (Оранжевого).

Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Слайд 4. «Дома»
Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма. Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей. Люди - это главное богатство Крыма.

Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и уз наем их традициях и обычаях.
Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали?

(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)
Воспитатель: Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?
Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.
Воспитатель: А зачем клали эти вещи?
Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.
И, конечно же, что бы всегда был здоров.

Воспитатель. -Расскажите пожалуйста, какие национальные блюда подают

к столу, когда к ним приходят гости? (рассказывает мама ребёнка)

Воспитатель. -Спасибо вам. Ребята в какой семье мы побывали?

(в русской).

Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке: (дети: «Добрий день! ») Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?
Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год.
-Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду.

Воспитатель. -Ну, а теперь вы расскажите нам, какие сладости готовят

Украинцы? (Рассказывает мама ребенка)

Спасибо вам (имя, очень интересен был ваш рассказ.)
Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
Воспитатель:
-Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымскотатарской).

Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум! »

Как зовут тебя красавица?

Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: -Алейкум селям! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель: -Расскажите и вы нам о своих национальных блюдах.

(Ребенок вместе с мамой рассказывают)

Воспитатель . -Спасибо и вам огромное. Нам всем было очень интересно побывать и у вас в гостях.
На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно. Формат: .JPG


Формат: .JPG


Формат: .JPG