Глава1. Двустороннее единство обучения в образовательном процессе

Глава1. Двустороннее единство обучения в образовательном процессе
Глава1. Двустороннее единство обучения в образовательном процессе

Основные звенья процесса обучения

Традиционное обучение – процесс двусторонний, оно включает деятельность обучающего и деятельность обучающихся. Деятельность обучающего (преподавателя, врача) заключается в изложении учебного материала, в формировании у обучающихся интереса к учению, взглядов и убеждений, в руководстве самостоятельными занятиями обучающихся, в проверке и оценке сформированности компетенций. В процессе преподавания обучающий реализует те цели, которые ставит перед обучением общество, вооружает обучающихся определенным кругом компетенций и входящих в их состав знаний, умений и навыков. Формирует личностные качества обучающихся.

Второй стороной процесса обучения является деятельность самих обучающихся, представляющая собой систематический труд по усвоению материала учебной дисциплины и выработке взглядов и убеждений в процессе этого усвоения.

Деятельность обучающегося предполагает творческое применение знаний, умений и навыков в работах, выполняемых по заданию преподавателя и по собственной инициативе. В процессе обучения формируется личность будущего специалиста и его профессиональные качества.

Роль субъекта в процессе традиционного обучения принадлежала преподавателю. Однако ФГОС ы исходят из положения, согласно которому успех в обучении зависит от высокой активности самих обучаемых, мотивированности, настойчивости в достижении поставленных целей. В ходе обучения они приобретают навыки самостоятельной работы, крайне необходимые им как на занятиях в вузе, так и для дальнейшей работы по специальности.

Основные звенья процесса обучения представляют собой логику внутреннего усвоения учебного материала и способов деятельности. Рассмотрим психологическую характеристику процесса усвоения, который в себя нижеследующие компоненты.

1. Подготовка обучающихся к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения.

Деятельность обучающего: создание четкой целевой установки, указание на значимость материала, его роль в профессиональной подготовке, опора на прошлые знания и учет личностных особенностей обучаемых.

2. Восприятие фактического материала. Демонстрация фактического материала достигается различными средствами наглядности: натуральной, избирательной, символической, слуховой. Однако процесс обучения не обязательно начинается с наглядности. Наглядность может выступить в качестве подтверждения познаваемых закономерностей. Иногда преподаватель обходится без наглядности. В последнее время в учебном процессе находит применение система технических средств, обеспечивающих наглядность и переработку информации, активизирующих процесс обучения, характер мыслительного анализа, создающих положительный эмоциональный фон учебных занятий

3. Осмысливание учебного материала, которое выражается в усвоении и понимании связей и отношений: причин и следствий, цели и средства, предмета и его качеств, части и целого, субъекта и объекта, действия, общего и частного и т. д. В психологии и педагогике справедливо подчеркивается мысль о необходимости овладения умственными действиями (анализа, синтеза, обобщения, доказательства и т. д.), которое происходит в процессе решения познавательных задач, проблем, активной самостоятельной работы. На этом этапе обучающиеся становятся главными субъектами познавательной деятельности.

4. Запоминание учебного материала. Современная психология и педагогика определили условия наиболее прочного запоминания важного, отобранного материала: высокий уровень первичного восприятия, достаточно обильные повторения, активизация памяти средствами наглядности, включение мышления в процесс повторения путем самостоятельного решения познавательных задач, ситуаций, проблемных заданий и т.п.

5. Применение знаний на практике в структуре реализуемых компетенций – свидетельство того, что они стали достоянием личности: решение задач, лабораторные занятия, упражнения, производственная клиническая практика, связь обучения с профессиональной деятельностью.

Звенья обучения составляют систему целостного процесса обучения, они выступают в сложном диалектическом взаимодействии, и движение каждого звена меняет всю систему. Процесс обучения выступает как система, начало которой представляет собой состояние обучаемого, его готовность к восприятию и осмыслению материала, обучения, конец – новое состояние этой готовности.

Воспитывающий характер обучения – дидактический закон, который может быть сформулирован следующим образом: всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на обучающихся то или иное воспитывающее влияние. Но это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Задача воспитания будущего врача в процессе обучения заключается в активном формировании научного мировоззрения, гуманистической направленности личности, осуществления нравственного, этического, эстетического воспитания.

Арендный блок

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): - восприятие нового материала; - осмысление воспринятого; - запоминание; - применение усвоенных знаний на практике; - последующее повторение; - обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения; - выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика. Педагогическая культура. Ответы

Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории. Педагогика - это наука о воспитании человека. Современная дидактика.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Проектирование и оборудование термических цехов. Нагревательные установки

Курс лекций. Нагревательные установки. Установки газокислородного поверхностного нагрева. Установка электроконтактного нагрева (способ Гевелинга). Установки непосредственного (сквозного) электронагрева. Установки электроиндукционного нагрева. Индукторы

Преждевременное рождение. Недоношенный ребенок и уход за ним

Объект исследования – отделение недоношенных областной детской клинической больницы. Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры детской больницы в отделении недоношенных детей. Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры при выхаживании недоношенных новорожденных.

Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

Курсовая работа. В данной работе мною будет проведен кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма, силовой расчет трансмиссии автомобиля, а также прочностной расчет узлов и деталей двигателя (поршня и поршневого пальца).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.…………………...4

1.1.Сущность процесса обучения…………………………………………………...4

1.2.Преподавание и учение как две стороны учебного процесса………………...7

1.3.Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения……………………………………………………………………………...8

Выводы……………………………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………………12

Ключевые слова…………………………………………………………………….13

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной контрольной работы является изучение сущности процесса обучения и его двусторонний характер.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности процесса обучения

2. Изучение двустороннего характера процесса обучения.

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.

1.1Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда .

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения химии, обучения истории).

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Преподавание - это деятельность учителя по:

1. передаче информации;

2. организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3. оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

4. стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

5. оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

1. освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

2. самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

3. осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

1. овладение системами знаний и оперирование ими;

2. овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

3. развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

4.овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

1. различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

2.запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

1. степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

2. темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

3. уровень образованности или профессионального мастерства;

4. готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

1.2. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения.

1.3. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?» .

Психологи приводят факты общения учителей с учащимися, свидетельствующие о том, что учителя действительно не задумываются над своим общением с детьми.

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителей с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Выводы

Обучение - сложное, тонкое, многогранное и своеобразное искусство, так как в нем участвуют двое - учитель и ученик. Результаты обучения находят свое отражение в качестве знаний, уровне развития ученика.

Признавая обучение искусством, не следует думать, что не все могут им овладеть. Педагогическая деятельность требует от учителя разносторонних знаний, упорного труда для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Обучение включает в себя деятельность учителя - преподавание и деятельность ученика - учение. Под руководством учителя дети включаются в деятельность. Некоторые ошибаются, их исправляют товарищи, дает пояснения учитель. Главное, что бы никто не отвлекался. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель, и ученики активно, целеустремленно работают.

Список литературы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – с. 203-204.

2. Сидоров С.В. Двусторонний и личностный характер обучения: Учебник. Шадринск, 2004. –с. 50.

3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

4. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

5. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

Ключевые слова

Обучение

Образование

Дидактика

Обучаемость

Педагог

процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучениеосновывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на обучения и на вытекающиеиз него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всеймассы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (), понимаемой какцелое.

Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Дидактика

(поучающий) – раздел педагогики, в котором разрабатывается теория образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.

Дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

Дидактика- ( греч. didaktike искусство или наука обучения) – теория обучения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Краткий психологический словарь . - Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л . А . Карпенко , А . В . Петровский , М . Г . Ярошевский . 1998 .

Обучаемость - (англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальныхвозможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. К запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля исамоконтроля.

Большой психологический словарь . - М . : Прайм - ЕВРОЗНАК . Под ред . Б . Г . Мещерякова , акад . В . П . Зинченко . 2003 .

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида

Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта.

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999

Педагог -лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией; учитель, преподаватель.

Это был настоящий педагог, очень серьезно относившийся и к своему учительству, и к своей карьере. Короленко, История моего современника.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Педагог - воспитатель. Лицо, ведущее работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. Кроме того, ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

«Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.»,2003 г.

Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).

Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения.

Процесс обучения

Процесс преподавания Процесс учения

(деятельность преподавателя) (деятельность ученика

или группы учеников)

Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности.

Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 7.1.1. Двусторонний характер процесса обучения.:

  1. Лекция 2. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  2. Семинар 1. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика
  3. 7) двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
  4. 7.Целенаправленность и двусторонность педагогического процесса
  5. 4. Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.
  6. Понятие о дидактике. Процесс обучения и ею основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь.
  7. 42. Компоненты процесса обучения: преподавание, учение, научение как результат процесса обучения.
  8. Вопрос 45. Формирование характера. Характер и деятельность. Характер и темперамент. Характер и межличностные отношения. Характер и внешность.
  9. 10. Обучение как средство умственного воспитания. Модели процесса обучения. Типы обучения
  10. 31. Характер человека. Взаимосвязь характера и темперамента. Типология характеров. Структура характера.
  11. 16. Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды
  12. 9. Сущность, структура и движущие силы обучения. Основные закономерности обучения и их учет в организации образовательного процесса.









Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельности обучения. Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.


Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).


Главная - ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.


Вторая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Открытие форм деятельности с предметами человек осуществляет с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).


Третья - опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.




Четвертая - продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и т.п.).








Это некая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.


Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как "единицу анализа становления личности в процессе учения".


Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: 1 компонент отношение студентов к целям и содержанию обучения 2 компонент отношения студентов между собой и к преподавателям 3 компонент условия, в которых протекает учебная деятельность


Фазы учебной деятельности: 1 - осмысление создавшейся ситуации 2 - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения


1) На первой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. 2) На второй фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.






Содержание обучения (по И.Я. Лернеру) 1. Знания 2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности 3. Опыт творчества 4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности


Есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества





Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.


Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно- познавательные задачи. Содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения




Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.




Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Субъект и объект обучения. Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление.


Единство познания и учения. Общение в процессе обучения влияет на: мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе Такт в отношениях и помощь в учебе Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях


Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов


Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; средний; низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.


Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении) приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов


1 - создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями 2 - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге 3 - одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам 4 - поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов 5 - создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью 6 - недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии


Оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем оперативное предоставление студентам возможности "оправдать нетерпение поднятой руки" предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, "собраться с мыслями"


1 - прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии 2 - мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу 3 - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним 4 - "игровая провокация" ("Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...") Это приемы инициирования встречной учебно- познавательной активности студентов:


1 -"услышал - запомнил - пересказал" 2 - "познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни"


Функции Содержание Конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету Организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности Коммуникативно- стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться Информационно- обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов Эмоционально- корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом Контрольно- оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой


1 - педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому 2 - студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника 3 - действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации 4 - преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство 5 - студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива





Компонент Содержание компонента Целевой компонент Осознание педагогами цели и задач изучения темы принятие учениками цели и задач изучения темы. Стимулирующе - мотивационный Педагог стимулирует у учащихся интерес и потребность в учении. Ученики - внутренний процесс развития мотивов обучения. Содержание Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников. Операционно- деятельностный Отражает процессуальную сущность обучения. В деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. Контрольно- регулирующий Предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. С помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала. Оценочно- результативный Предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.


Обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения. Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения. Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).


Цель обучения определяет его содержание Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат


Различают стили коммуникативного взаимодействия порождающие несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: 1. Модель диктаторская ("Монблан"); 2. Модель неконтактная ("Китайская стена"); 3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор"); 4. Модель гипорефлексная ("Тетерев"); 5. Модель гиперрефлексная ("Гамлет"); 6. Модель негибкого реагирования ("Робот"); 7. Модель авторитарная ("Я - сам"); 8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Задание: Опишите каждый из этих моделей. Какая модель встречалась вам в вашей жизни обучаемого? Какая модель по вашему мнению наиболее продуктивна в преподавательской деятельности (ответ обоснуйте)?


Мотивы учения студентов в вузе 5 % - Функционального благополучия 9 % - Творческие 10% - Достижения успеха 12 % - Ситуативные 4 % - Получения поощрения 5 % - Широкие социальные 25 % - Личность преподавателя 16 % - Познавательно-утилитарные 23 % - Учебно-познавательные 62 % - Непосредственный интерес


Цели обучения студентов в вузе «Я учусь в вузе для того, чтобы…» Приносить пользу обществу 4% Расширить круг общения 4% Развиваться и само реализовываться 36% Решить проблемы с родителями 2% Добиться успехов в будущем 8% Получить диплом 8% Получить знания 33% Получить образование 32% Стать профессионалом 58%


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Связь учебных дисциплин с будущей профессией Гуманитаризация (культурология, эстетика, этика, политология, экономика, культура речи) Наглядность за счет приведения экспериментальных данных Связь обучения с жизнью Качественная производственная практика Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания Развитие рефлексии Развитие мастерства публичного выступления


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Исключение надиктовывания лекций («прошлый век») Интернет-конференции Компьютеризация процесса обучения Консультирование Совместная подготовка конференций Дискуссия, обсуждение Групповые формы работы Анализ дискуссий, коллоквиумов, тренингов, конференций, игр Практические занятия Факультативные занятия (по выбору студента) Проблемные задачи Повышение самостоятельности студента в обучении Творческие задания Эмоциональное заражение студентов Увлечение личным примером Пробуждение интереса


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: Заинтересованность Демократизм Сотрудничество Уважение Понимание Терпение Сопереживание (эмпатия) Поддерживающая помощь Индивидуальный контакт Эмоциональное заражение Понимание места преподаваемой дисциплины в системе других Создание положительной эмоциональной атмосферы «Преподаватель должен быть в первую очередь Человеком, а затем – носителем знаний»


Психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения с точки зрения студентов ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ: Осознанность целей обучения Внутренняя мотивация Осознание необходимости знаний Уважение к Личности Позитивный настрой на учебный предмет Заинтересованность Стремление проявлять себя в дискуссиях Эмоциональность Эмоциональная поддержка друг друга Азарт Стабильная подготовка к занятиям Восторг Ответственность Активная позиция Принятие преподавателя Сосредоточенность Уважение преподавателя Вовлеченность