Терморегуляция недоношенных. Особенности терморегуляции у детей

Терморегуляция недоношенных. Особенности терморегуляции у детей
Терморегуляция недоношенных. Особенности терморегуляции у детей

Новорожденный ребенок такой крохотный, такой хрупкий, нежный и трогательный, что хочется все время его защищать, что-то делать для него. Этот инстинкт призван защитить младенца, но в наше цивилизованное время зачастую он сильно вредит здоровью ребенка. Типичная картина в роддоме: температура 24 градусов и кулечек из малыша, подгузника, костюмчика или бодика, и двух пеленок. В более щадящих случаях ограничиваются костюмчиком, шапочкой и одеяльцем. В результате, многие малыши приезжают домой с кожей красной и покрытой потницей. Признаюсь, мой первый ребенок приехал именно в таком виде.

Содержание

Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?

Ваш самый чудесный малыш на свете жил в вашем животике в тепле и уюте. Его тело не утруждало себя решение вопросов увлажнения, очищения, нагревания и охлаждения. Но теперь он родился и на его тело обрушилось множество самых разных ощущений и проблем. И ваша главная задача – научить все системы тела вашего маленького чуда быстро и адекватно, реагировать, чтобы суметь себя защитить.

Все мои трое детей за первый год жизни болели только по одному разу, и то потому что я их заражала. Но, что удивительно, в то время, как я с ларингитом мучилась две недели, они болели не больше недели. После года их болезни сводились к небольшому насморку, может кашлю, примерно два раза в год. Я никогда не парюсь по поводу их одежды – пусть хоть голые ходят по улице, если им не холодно, никогда не запрещала лазить по весне в лужах, дома они ходят только босиком, без носков, без тапок, кто-то в штанах и кофте, кто-то в одних трусах. При этом дома у нас не более 18 градусов.

Меня растили по стандартным правилам – теплая одежда, теплая шапочка, теплое укрывание, страх перед сквозняками. При этих казалось бы оптимальных условиях, я умудрилась-таки попасть в больницу с воспалением легких в возрасте трех лет. Все детство, сколько себя помню, болела. В подростковый возраст пришла с хроническим тонзиллитом. И сейчас я болею на порядок дольше и сложнее, чем они, и намного быстрее их замерзаю. Своим детям я такого не хотела, поэтому учила их тело правильно реагировать на холод уже в роддоме.

Читайте также:

Как же работает терморегуляция у младенцев?

Новорожденный ребенок рождается с эффективной системой терморегуляции, просто она отличается от системы взрослого человека. Это сделано природой специально для того, чтобы у младенца была возможность сформировать новую систему терморегуляции и иммунитета с нуля, идеально подходящую под те условия, в которых ему предстоит жить. Если вы постоянно кутаете ребенка, и он находится на грани перегрева, то эта новая система формируется так, словно он живет в каком-нибудь экваториальном климате. Тело будет плохо справляться с охлаждением, что будет постоянно сказываться на иммунитете. Отсюда и частые простуды.

Итак, у новорожденного за нагрев тела отвечает бурая подкожная жировая ткань, которая расположена между лопатками, на груди, на шее, возле отдельных органов. Она формируется с 26 недели беременности специально для того момента, когда произойдет чудо рождения. Если малышу холодно, то в этой жировой ткани начинают активно происходить процессы окисления жиров с выделением энергии – тело нагревается. Несложный, но эффективный механизм теплопродукции.

Если же бурая жировая ткань не справляется, то в работу подключается свойство мышечной ткани создавать тепло при работе. Малыш просыпается, начинает плакать и активно двигаться. Если же и это не помогает, то после истощения всех запасов питательных веществ в теле, новорожденный умолкает, перестает двигаться, тело начинает быстро охлаждаться и может наступить смерть.

А вот возможностей бороться с перегревом не так много. Потовые железы работают еще плохо, а и слой одежды мешает испарятся поту. А прекратить выработку тепла полностью невозможно, ведь оно вырабатывается все время в результате множества происходящих в теле окислительных реакций. Эти реакции необходимы для получения питания клетками, для создания новых клеток, для перехода одних веществ в другие. Тепло выделяется и от постоянного движения внутри его тела – движется кровь, движутся внутренние органы, движутся клетки.

Перегретый малыш становится неактивным, горячим, мокрым, у него нет сил даже для того, чтобы расплакаться. Ведь теперь его организм экономит на движениях. Если ему не помочь, то тело начинает разрушаться и закончиться все может смертью. В более легких формах перегрев мы наблюдаем в виде потницы или вдруг появившейся болезни.

По мере взросления система терморегуляции у младенца изменяется, становится такой, как у взрослых. Гипоталамус созревает и берет на себя ответственность за обеспечение постоянной температуры тела. В его распоряжении теперь находится широкий спектр инструментов: создание подкожно-жировой прослойки, гормоны, питательные вещества из пищеварительной системы, потовые железы, мышцы и пр. Так вот, задача родителей научить гипоталамус в совершенстве владеть этими инструментами. Для этого надо с первых дней закаливать ребенка.

Как закалять?

Вообще, методик закаливания много. Вы выбираете тот способ, который больше всего подходит вам в силу вашего образа жизни и бытовых условий. Но есть несколько общих правил, которые надо соблюдать независимо от методики:

  • Если новорожденный мерзнет, у него синеет носогубный треугольник, он кричит, сучит ручками и ножками, может начаться дрожь, бедрышки на ощупь прохладные. А вот носик, ручки и ножки в норме должны быть прохладные, т.к. они все время влажные.
  • Если младенцу жарко, то его спинка, шея, подмышки становятся мокрыми, лицо и тело краснеет, он становится вялым, сонным. При сильном перегреве младенец может уйти в спячку на несколько часов, что позволяет ему сократить все реакции в теле.
  • Любая закаливающая процедура не должна вызывать у ребенка приступ плача. Если вы снизили температуру в ванночке и малыш стал плакать, то скорее доставайте и успокаивайте, а в следующий раз снизьте чуть меньше.

Я же делала примерно так:

В самом роддоме нас всех заставляли мерить температуру малышам и первые дни после приезда первого малыша из роддома я регулярно мерила ему температуру, чтобы знать, как она меняется в зависимости от того, как я его одевала. Самочувствие второго и третьего ребенка я определяла рукой и зрением.

Чепчик на головку не нужно надевать, если в помещении температура выше 20 градусов. На меня в роддоме косо смотрели, потому что мои дети (кроме первого) лежали в легком костюмчике и без чепчика (температура у нас в палате была 24 градуса), а после смены подгузника некоторое время вообще голые лежали на пеленке – проветривались.

При смене подгузника не спешите одевать кроху – пусть кожа немного подышит. Сосуды тела научаться сужаться, чтобы экономить тепло. У нас дома была температура около 22 градусов, но в деревне она была и 18 – 19 градусов – голенькими они у меня все-равно лежали.

Если на улице 30 градусов и выше, то на прогулке не нужны ни одеяло, ни закрытый костюмчик. Лучше всего, чтобы малыш катался в своей колясочке в одном памперсе. Памперс тоже можно расстегнуть, чтобы не потела промежность.

Мыть малыша в воде с температурой выше 36 градусов не нужно. Лучше температуру постепенно снижать, доведя до 28 градусов. Я даже новорожденных не мыла в 37 градусах. Воду я не кипятила никогда. Только марганцовку добавляла в первые две недели.

В конце купания в ванну со стороны ножек наливайте холодную воду, чтобы температура в ванночке снизилась – такая контрастная процедура более щадящая, чем обливание прохладной водой. Я опускала малышей в ванну в пеленке – так они меньше пугались и редко, когда вздрагивали от прохладной воды. После опускания пеленка просто опускалась на дно.

Про закаливание неплохо расписывает Комаровский в своих книгах, но есть и другие менее модные методы. Хотя я не следовала его книгам, как четким инструкциям.

Вообще, в закаливании я всегда придерживалась мнения (и сейчас придерживаюсь): если чувствует себя нормально, не жалуется, то ему не холодно. Второй ребенок у меня родился в конце мая, а в середине июня начался купальный сезон – его тельце мы тоже кружили по водичке в речке (косых взглядов было много). Кстати, во время беременности я не отказывала себе в удовольствии искупнуться в речке, даже на последних месяцах (старший родился в середине сентября). Хотя никогда не видела купающихся в водоеме беременных. Так что допускаю, что я одна такая.

Новорожденный ребенок кажется самым беззащитным и неприспособленным существом на свете. Молодым родителям поначалу порой сложно справиться даже с боязнью брать его на руки — таким хрупким выглядит кроха.

Источник: shutterstock

Что уж тут говорить о приспособленности к внешней среде — ясно, что малыша хочется защитить. Обнять и, конечно же, укутать получше — чтобы не замерз.

Пресловутые шерстяные носки и свитера с шапочками, которыми истязали нас в детстве бабушки, больше не кажутся излишеством, когда в доме появляется новорожденный.

Однако в последние годы акушеры и педиатры все больше говорят о том, насколько вреден перегрев для ребенка. Оказывается, в своем желании защитить кроху от простуды мы можем навредить его здоровью.

Теплообмен у грудничка разительно отличается от теплообмена взрослого человека. Но, увы, на курсах для молодых родителей об этом почему-то часто забывают предупредить. О правилах теплообмена у малыша, которые должны знать все родители, рассказывает доктор Александр Кобаса.

Существует несколько простых правил отношения к теплообмену у маленьких детей.

Правило № 1

  • Когда взрослому человеку прохладно — ребенку комфортно.
  • Когда взрослому человеку комфортно — ребенку тепло.
  • Когда взрослому человеку тепло — ребенку жарко.
  • Когда взрослому человеку жарко — ребенок перегрет

Правило № 2

Второе правило — ребенок должен быть одет согласно температуре воздуха.

Правило № 3

Третье — дети проще переносят охлаждение, нежели перегревание.

Если ребенок остыл, согреть его очень легко. Нужно раздеться самой, раздеть ребенка догола, положить на себя и сверху укрыть. Ребенок быстро согреется. А вот при перегреве ситуация обстоит сложнее!

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. Грудные дети реагируют на охлаждение бурными хаотическими движениями, которые их согревают. У них велика в теплоотдаче роль процессов испарения водяных паров при дыхании.

В первые годы жизни в организме ребенка преобладают процессы химической терморегуляции. Благодаря высокому уровню обменных процессов организм ребенка быстро нагревается. Температура кожи и внутренняя температура тела у дошкольника выше, чем у взрослых.

Обилие кровеносных сосудов в коже обусловливает быстрый перенос тепла от температурного ядра тела к его оболочке, а недостаточная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов не обеспечивает защиту от больших тепловых потерь. При небольшой мышечной массе дети имеют низкую теплоизоляцию покровных тканей. Высокие теплопотери обусловлены также и относительно большой поверхностью маленького тела. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуляция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет лучше поддерживать постоянство температуры тела в различных условиях среды и при разных формах деятельности. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. В качестве границы перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому выделяют девятилетний возраст. После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела (скорость роста замедляется, интенсивность основного обмена еще высокая). Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит фактором компенсации слабых возможностей физической терморегуляции. В 6-7-летнем возрасте отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической (развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности кровоперераспределения). В возрасте 10-ти лет для девочек и 11-12-ти лет для мальчиков (препубертатный период) в результате гормональных перестроек происходит снижение возможностей физической терморегуляции, которая компенсируется возрастанием роли химической терморегуляции. С появлением первых признаков полового созревания отмечается становление достигнутого к 10-ти годам соотношения активности физической и химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.

Было бы весьма самонадеянным утверждать, будто младенец представляет собою обыкновенную уменьшенную копию взрослого человека, - это не так, причем не только в силу отсутствия у подобных крох умения ходить, говорить и т.п. Многие реакции организма у них значительно отличаются от того, что происходит у зрелых людей, - в силу несовершенства механизмов, влияющих на них; яркий тому пример - своеобразная терморегуляция у новорожденных.

Терморегуляция новорожденных сходна с аналогичным механизмом у остальных людей тем, что управляется особой структурой - гипоталамусом, расположившимся фактически в центре головного мозга. Этот орган получает должную информацию о температуре тела посредством нервных окончаний, а далее отдает нужным системам организма команды задействовать то или иное средство для повышения/понижения температурных значений. Однако в случае с младенцами данная система еще только проходит становление, и ее реакция не столь хорошо отработана, как у здоровых взрослых, к тому же, теплообмен с окружающей средой у первых осуществляется несколько иначе, нежели у последних.

Фактически любой специалист-медик наверняка скажет, что основными механизмами подобного теплообмена служат теплоотдача и теплопродукция, и, в частности, последняя у едва появившихся на свет крох разительно отличается от аналогичного процесса у зрелых людей. Она становится возможной за счет расщепления так называемого бурого жира, которые имеются только в детском организме (у взрослых наличествует иной тип липидных тканей - белые, образующие жировые прослойки и самостоятельно никоим образом не распадающиеся). Подобных клеток у доношенных младенцев в среднем порядка 3-8 процентов от общей массы (у недоношенных их бывает и меньше), и их распад для создания тепла активно стимулируется гормонами щитовидной железы. Уникальность такого процесса заключается в том, что он происходит при минимально возможных затратах энергии самим организмом (что чрезвычайно важно для новорожденного, ведь ему есть, на что еще тратить силы) и максимальной продуктивности.

Бурые жировые клетки начинают образовываться у еще не родившихся крох примерно на 26-й неделе гестационного срока и располагаются обычно между лопатками, около шеи и вокруг ряда внутренних органов, а единственная функция таких клеток - предохранение от переохлаждения.

По большому счету, по-настоящему теплообменные процессы у детворы достигают "взрослого" уровня лишь к младшему школьному возрасту, когда активную роль в них начинает играть нарастающая мышечная масса. В первые же годы существования на земле у ребят преобладает химическая терморегуляция; у новорожденных, в частности, весьма высок уровень метаболизма, из-за чего их тела подвержены быстрому перегреву, да и внутренняя температура тела у них и даже у младших дошкольников довольно высока. Необычайно интересен способ реакции младенческого организма на излишнее охлаждение: кроха начинает совершать хаотичные быстрые движения, цель которых - обеспечить ему возможность согреться.

Впрочем, ввиду ряда особенностей терморегуляции новорожденных, в условиях достаточного ухода за ними вероятность перегреться у них в разы выше, нежели риск переохлаждения, ввиду несовершенства другого механизма теплообмена - теплоотдачи. У взрослых "сбрасывание" лишнего тепла происходит через активную работу потовых желез и выделение ими жидкости (пота), а у младенцев данная система еще фактически не функционирует. Это - одна из причин нередкого, особенно в первые месяцы жизни маленького человека, явления, называемого физиологическим повышением температуры до +37,1-37,5 градусов (а то и до +38) - к примеру, из-за того, что кроха просто поспал под слишком теплым одеялом. Функцию избавления от избытка тепла у такого крохи берут на себя респираторные органы: ребенок начинает быстро и как бы "судорожно" дышать, выделяя теплые пары; такие процессы родителям и другим взрослым весьма важно отслеживать и не допускать развития из-за них проблем в детском организме.

Современные педиатры утверждают: определить, холодно ли младенцу, возможно, приложив руку к области чуть ниже его шеи (если там кожица теплая, значит, вышеупомянутой проблемы нет); а вот холодные конечности - отнюдь не показатель в этом плане, а очередные "бабушкины" россказни.

Механизму терморегуляции новорожденных (и ее составляющим - теплоотдаче и теплопродукции) предстоит пройти довольно долгий путь развития, который продолжится вплоть до школьного возраста, и чрезвычайно важно в этот период не навредить малышу излишним перегревом или переохлаждением.

Нарушения теплового баланса у новорожденных детей Дмитрий Олегович Иванов

2.2. Особенности терморегуляция у новорожденных

По сути, терморегуляция может быть охарактеризована как совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание относительного постоянства температуры тела (изотермии). Если же применить это определение для ребенка, то необходимо внести важнейшее дополнение: это поддержание постоянной внутренней температуры тела, необходимой для оптимального роста и развития. И в этом педиатрия кардинально отличается от «медицины взрослых». Например, И. М. Воронцов (2001) указывает, «что даже незначительные степени охлаждения сказываются на дальнейшем развитии головного мозга в первые недели и месяцы жизни».

Как мы уже отмечали выше, поддержание постоянства температуры тела достигается с помощью баланса между количеством продуцируемого тепла и количеством тепла, теряемым организмом в окружающую среду. При этом с достаточной степенью условности выделяют три звена терморегуляции (Ткаченко Б. И. и соавт., 1994; Morrison S. F., Nakamura К., 2011):

1) восприятие и анализ температуры;

2) центральные механизмы регуляции теплообмена;

3) эффекторные механизмы теплообмена.

Как видно из рисунка 12 и описания к нему, восприятие и анализ температуры осуществляется сенсорными нервными клетками, получившими специальное название терморецепторов (холодовых и тепловых), расположенных в коже, мышцах, сосудах, дыхательных путях, тканях ЦНС. Установлено, что если в коже расположены преимущественно «холодовые» рецепторы, то в гипоталамусе – «тепловые», в «обязанность» которых входит «измерение» температуры крови, протекающей через мозг. Поскольку рецепторы гипоталамуса реагируют на тепло, а не на холод, то переливание холодных инфузионных растворов или препаратов крови не приводит к выраженной реакции организма, направленной «на согревание». Образно говоря, «организм не чувствует охлаждения». Это может являться одним из механизмов развития гипотермии, особенно у новорожденных, при неадекватной инфузионной терапии или проведении парентерального питания (вливании несогретых растворов).

Афферентный поток нервных импульсов от рецепторов, расположенных преимущественно в коже, поступает через задние корешки спинного мозга к вставочным нейронам задних рогов, затем по спиноталамическому тракту в передние ядра таламуса и после переключения проводится в соматосенсорную кору больших полушарий.

Рис. 13. Схема контроля терморегуляции (Morrison S. F., Nakamura К., 2011) «Тепловые» или «холодовые» сенсорные рецепторы передают информацию в соответствующие сенсорные нейроны дорсальных ганглиев (DRG). Далее информация «поступает» к тепловым сенсорным нейронам второго порядка, находящимся в дорсальных рогах спинного мозга (DH). Холодовые сенсорные глутаматчувствительные DH-нейроны активируют нейроны третьего порядка, находящиеся во внешнем боковом подъядре латерального парабрахиального ядра (LPBel). Нейроны третьего порядка «тепловых» сенсорных нейронов находятся в дорсальном подъядре латерального парабранхиального ядра (LPBd). Термосенсорные сигналы от нейронов спинного мозга (DH) передаются в таламус, а далее в кору больших полушарий для сознательного восприятия тепловой локализации. Термосенсорные сигналы, для возникновения терморегуляторного ответа, передаются от нейронов третьего порядка (LPB) в преоптическую область (РОА). В ней ГАМК-ергические (GABA) интернейроны, находящиеся в медиальном преоптическом подъядре (МпРО), активируются вводом глутамата из «холод»-активированных нейронов, локализующихся в парабранхиальном ядре (LPB), и ингибируют различные нейроны, чувствительные к «тепловым» стимулам (W-S) медиального преоптического подъядра (МРО), контролирующие вазоконстрикцию сосудов кожи (CVC), бурую жировую ткань (ВАТ), сократимость скелетных мышц (озноб). С другой стороны, глута-матергические интернейроны в медиальном преоптическом подъядре (МпРО), активируются глутаматом из «тепло»-активированных нейронов, находящихся в латеральном парабронхиальном ядре. Простагландин Е2 (PGE2) связывается с простагландиновыми рецепторами 3 (ЕРЗ г) на «тепло»-чувствительных нейронах в преоптической области (РОА), ингибируя их активность. Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны обеспечивают контроль терморегуляции (вазоконстрикцию сосудов кожи (CVC)), симпатическими премоторными нейронами в продолговатом мозге, включающими ростральный бледный шов (rRPa) и симпатические преганглионарные нейроны интермедиолатерального ядра (IML). Премоторные нейроны могут увеличивать влияние симпатической НС выбросом глутамата и/или серотонина в пределах интермедиолатерального ядра (IML). Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны, обеспечивающие терморегуляторный контроль термогенеза бурой жировой ткани, ингибируют нейроны гипоталамуса, активирующиеся во время охлаждения кожи. Некоторые премоторные нейроны, содержащие везикулярный глутаматный переносчик, могут выбрасывать глутамат, активирующий симпатические преганглионарные нейроны. Другие нейроны выбрасывают серотонин (5-НТ), взаимодействующий с 5-НТ1А рецепторами на нейронах, находящихся в интермедиолатеральном ядре (IML) и регулирующих термогенез. Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны обеспечивают терморегуляторный контроль, обеспечивают контроль сократительного термогенеза, активируя альфа– и гамма-мотонейроны в скелетных мышцах.

Центральные механизмы регуляции теплообмена включают в себя центр терморегуляции, локализующийся в медиальной преоптической области переднего и заднем гипоталамусе. Именно этот центр устанавливает равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей через эфферентные нейроны заднего гипоталамуса. В центре терморегуляции имеются неодинаковые по функциям нейроны, соответственно реагирующие на различные БАВ (ацетилхолин, серотонин, норадреналин и др.). Так, нейроны, расположенные в переднем гипоталамусе и «задающие» уровень поддерживаемой в организме температуры тела, реагируют на ацетилхолин, а также соотношение концентраций ионов натрия и кальция. Поэтому патологические процессы, приводящие к изменению концентрации указанных электролитов (например, генерализованный инфекционный процесс или тяжелая интранатальная асфиксия), будут сопровождаться нарушениями температурного баланса. По нашему мнению, этот факт необходимо учитывать в повседневной клинической практике, особенно у ургентных больных. Поскольку переливание гиперосмолярных растворов, а, к сожалению, это бывает очень часто, приводит к нарушению одного из основных законов организма (закона изоосмолярности) и, как следствие, к гипертермии, что иногда трактуется врачами, как «присоединение инфекции» с последующими не вполне однозначными действиями (назначение массивной антибактериальной терапии, введение иммуноглобулинов и т. д.).

Доказано (Elmquist J. К. et al., 1997; Matsumura К. et al., 1998; Yamaga-ta K. et al., 2001) что при физиологических условиях в центральных механизмах терморегуляции простагландины и цитокины существенного значения не имеют. Но при патологических процессах, особенно при лихорадке или гипотермии (последнее у новорожденных), они могут изменять уровень поддерживаемой температуры тела. Важную роль в изменении температуры играют простагландины Е (Stitt J. Т. et al., 1973).

По нашему мнению, эти наблюдения редко используются в неонатальной клинической практике при трактовке состояния больного. Вероятно, напрасно. Так, многочисленные наблюдения подтверждают склонность недоношенных детей к гипотермии, в том числе и при развитии сепсиса. Механизмов развития снижения температуры тела у них много, но продемонстрировано (Fairchild К. D. et al., 2003), что у новорожденных детей, особенно недоношенных, более низкая, чем у взрослых, продукция ИЛ-1? и ФНОа. Кроме того, рецепторы к указанным цитокинам у детей менее чувствительны, чем у взрослых, что является одним из механизмов, объясняющих склонность недоношенных к гипотермии. Другими словами, отмечается не существующий на самом деле парадокс: уровень указанных провоспалительных цитокинов может быть высок, наблюдается «цитокиновый шторм», а выраженной температурной реакции нет. Вообще это достаточно распространенный феномен в неонатальной медицине, патогенетически связанный с поддержанием баланса в различных системах. Например, если рассмотреть такое часто встречающееся заболевание, как ГБН, а именно желтушную форму этой болезни. Иногда, врачей удивляет тот факт, что при гемолитической болезни, когда идет интенсивный гемолиз – анемии нет. При этом они забывают, что одновременно с разрушением эритроцитов происходит их синтез. И если синтез и разрушение (гемолиз) уравновешены, то желтуха будет, а анемия – нет. Или почему при назначении эритропоэтина анемия не купируется? Дело в том, что мало наличия эритропоэтина, мало наличия клетки, еще на клетке должен быть чувствительный рецептор. А если рецептора нет, в силу генетической причины, или он не чувствителен, то и эритропоэтин не поможет: не на что действовать… То же самое относится ко всем эндогенно вводимым веществам, например сурфактанту.

Эффекторные механизмы теплообмена включаются, если не совпадают величины температур, «установленные» центром терморегуляции и периферической температурой тела. Это несоответствие приводит к изменению просвета сосудов (изменению кровотока), изменению частоты сердечных сокращений и/или корректировке потоотделения симпатической нервной системой. Указанные механизмы, плохо развитые у детей, включаются при необходимости увеличить теплоотдачу.

Когда же, несмотря на вазоконстрикцию и минимальное потоотделение, уровень температуры ниже, чем «установленный» центром терморегуляции, активизируются процессы теплопродукции (терморегуляционная мышечная активность и липолиз). В повышении теплопродукции быстрое, но непродолжительное влияние оказывают адреналин и норадреналин (что необходимо учитывать при назначении инотропной терапии и трактовке появившейся гипертермии). Более продолжительное усиление обменных процессов достигается под влиянием тироксина и трийодтиронина, синтез которых снижен у глубоконедоношенных детей (см. рисунок 14 и таблицы 4 и 5 (Петренко Ю. В., 1995)) и ряде патологических состояний у доношенных новорожденных. Например, описанном нами, совместно с Н. П. Шабаловым и Н. Н. Шабаловой в 2002 году, гипоэргическом варианте неонатального сепсиса.

Интересно, что в 2011 году, обследовав 97 глубоконедоношенных детей, Goissen С. et al. получили результаты, аналогичные полученным Ю. В. Петренко в 1995 году. Они выявили гипотироксинемию у 29 % детей, родившихся на сроке гестации менее 32 недель и у 64 % новорожденных, родившихся на сроке гестации менее 28 недель. Корректировать или не корректировать это состояние, выявленное у глубоконедоношенных детей, для авторов остается вопросом. Ю. В. Петренко (1995) в заключение своей работы дает однозначный отрицательный ответ.

Таблица 4

Уровни сТ4, сТЗ, ТТГ и ПРЛ в крови у здоровых доношенных новорожденных (М±т)

(Петренко Ю. В., 1995)

Рис. 14. Динамика уровней тиреоидных гормонов, ТТГ и пролактина в крови здоровых новорожденных в течение раннего неонатального периода (Петренко Ю. В., 1995)

Таблица 5 Уровни сТ4, сТЗ, ТТГ и ПРЛ в крови у условно здоровых недоношенных новорожденных (М±т) (Петренко Ю. В., 1995)

Как мы уже указывали, новорожденные склонны как к гипотермии, патогенез которой будет рассмотрен ниже, так и гипертермии, особенно при нахождении в кувезе без сервоконтроля. Потому что именно в кувезе температура тела может достичь величин, равных температуре окружающей среды. У взрослых и у более старших детей ведущие значения при увеличении влажности и температуры окружающей среды приобретают потоотделение и испарение пота с поверхности тела. У недоношенных новорожденных эти механизмы не развиты. Поэтому расширение поверхностных сосудов может приводить к перераспределению ОЦК с нарушениями гемодинамики, микроциркуляции и функции внешнего дыхания, уменьшению диуреза, сдвигам кислотно-основного состояния, гиперосмии, развитию апноэ, то есть клиническая картина будет напоминать ту, которая наблюдается при «теплом шоке», как правило, инфекционного (септического) генеза.

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

Из книги Глазные болезни: конспект лекций автора Лев Вадимович Шильников

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Уникальный лечебник врача-гомеопата автора Борис Тайц

Из книги Нарушения теплового баланса у новорожденных детей автора Дмитрий Олегович Иванов

Из книги Нарушения обмена глюкозы у новорожденных детей автора Дмитрий Олегович Иванов

автора

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс