Теоретические основы исследования фасилитации педагога. Психологические особенности развития фасилитации педагога жижина инна владимировна

Теоретические основы исследования фасилитации педагога. Психологические особенности развития фасилитации педагога жижина инна владимировна

Особенности психолого-педагогической фасилитации. Педагог-психолог как фасилитатор. Субъекты психолого-педагогической фасилитации. Диагностика психологических предикторов развития феномена ингибиции

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Слово «фасилитация » произошло от английского слова facilitate , которое означает «облегчать, помогать, способствовать».

По данным поисковой системы «Яндекс», в 1990 г. в сети Интернет было зарегистрировано всего 4000 страниц с понятием «фасилитация», в 2002 г. - 6000, в 2008 г. - 7000, а в 2010 г. - 35 000 страниц. Данные говорят о том интересе, который проявляют психологи, педагоги, представители неправительственных организаций, бизнес- сообщества к феномену фасилитации. В России защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам фасилитации. Проводятся конкурсы и научно-практические конференции среди фасилитаторов. Исследование данного явления осуществляется в рамках деятельности Международной ассоциации фасилитаторов, Международным институтом фасилитации, Мировой сетью фасилитации и пр. Обучение фасилитации заняло достаточно прочное место во внеформальном образовании. Предлагается выделить фасилитатора в отдельную профессию, которой и пророчится очень перспективное будущее .

Феномен, который называют «социальная фасилитация», впервые ввели в психологический обиход Г. Триплет, Ф. Олпорт, В. Меде. В 1965 г. появилась публикация Р. Зайонца «Социальная фасилитация», новое направление социально-психологических исследований .

Социальная фасилитация трактуется как повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Социально-психологическая фасилитация - облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников. Фасилитация повышает продуктивность групповой работы, вовлеченность и интерес участников, раскрывает их потенциал, позволяет эффективно обсуждать сложные проблемы или спорные ситуации. Технология фасилитирования способствует более рефлексивной деятельности участников.

Последующие исследования подтвердили, что на повышение продуктивности работы человека влияет не только простое присутствие другого, но и форма оценки процесса деятельности. Вот почему фаси- литация необходима в образовании как фактор, способствующий повышению эффективности обучения и воспитания.

Педагогическая фасилитация в этом аспекте часто рассматривается как способ обучения, при котором наставник занимает позицию помощника (фасилитатора) и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы или осваивать какие-либо навыки.

Педагогическая фасилитация рассматривается также как функция стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемых, их особого стиля общения и особенностей личности педагога (И.Я. Пундик).

Психолого-педагогическая фасилитация. Образование как система во все времена было обращено к проблемам растущего человека, но по-разному. В социально ориентированной педагогике личность ребенка была средством достижения целей социума, сформулированных чаще всего идеологами, политиками и методологами. Эта педагогика осуществляла функциональный подход к подрастающему поколению и стремилась адаптировать его к социуму, ассимилировать, нередко применяя насилие над ним.

Личностно ориентированная педагогика относится к человеку как к цели, а не как к средству, поэтому строит отношения сотрудничества, сотворчества, т.е. ненасилия. Она делает акцент на свободе личности, заботится о становлении его духовно-нравственного мира. Это педагогика освобождения обучаемого, предполагающая выстраивание субъект-субъектных отношений в образовательном процессе .

Понятие клиентоцентрированного обучения впервые было декларировано К. Роджерсом в работе «Свобода учиться для 80-х» и поддержано другими сторонниками гуманистической психологии. Они наметили направления фасилитации в различных сферах общения, особенно в сфере педагогики .

К. Роджерс исследовал качества фасилитирующего обучения: подлинность, доверие, конгруэнтность, которые дают учителю возможность вступать во взаимоотношения с учеником как личность с личностью.

К фасилитирующим условиям обучения относят следующие:

  • организация обучения как встречи учителя и учащихся, дающей опыт овладения культурой межличностного общения в содержательном общении и освоении способов познания;
  • психолого-педагогический комфорт как необходимое основание для возникновения и развития доверительных отношений между учителем и учащимися;
  • диалоговые формы обучения - фронтальное, групповое и парное обсуждение изучаемого материала;
  • психолого-педагогическое сопровождение каждого обучаемого для достижения ситуации успеха, субъективно возможного для него в данное время;
  • осуществление контрольно-оценочной функции обучения как ди- агностико-корректирующей, помогающей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.

Результатом реализации названных условий являются личностное развитие, личностный рост каждого участника образовательного процесса, возникновение психологических новообразований личности, среди которых рефлексия, доверительность, доброжелательность, принятие других как ценностно значимых, уважительное отношение к каждому, познавательная мотивация, саморегуляция, свобода выбора и толерантность .

Преимущества фасилитирующих условий обучения профилакти- руют потенциально возможное отчуждение обучаемых от образовательного процесса, так как гуманистическое взаимодействие, интерактивные методы обучения помогают ученику приобрести достойный социально-психологический статус, который характеризует его реальное место среди сверстников, в семье, в школе, в обществе в целом. Тогда наблюдается личностный рост, потребность в самосовершенствовании; формируется Я-концепция, в которой разграничиваются Я-идеальное и Я-реальное.

Опыт реализации фасилитирующих условий в обучении показывает повышение инициативности школьников в постановке целей и задач; большей мотивированности в учебе; усиление ответственности и самостоятельности, активизации рефлексивной деятельности; улучшение результативности обучения и школьной дисциплины .

Важным фактором фасилитирующего обучения выступает свобода: свобода учиться, свобода выбора, свобода как состояние, внутренне присущее природе человека. Учение К. Роджерса проникнуто чувством глубокого уважения к природе и личности ребенка. Он утверждает, что часто многие креативные идеи детей подавляются в рутине школьной жизни. Чтобы эти необычные мысли получили свое развитие, необходима особая атмосфера доверия, сочувствующего понимания, заботы, толерантности, искренности, считал К. Роджерс .

К. Роджерс понимал под образованием не столько передачу знаний и собственно научение, сколько то, что человек обучился тому, как учиться; обучился, как адаптироваться и изменяться; понял, что основу для уверенности дают не знания, а процесс поиска знания. Научение и передача знания имеют смысл в неизменяющейся окружающей среде, подчеркивал К. Роджерс. С его точки зрения, современный обученный - это тот, кто понял, что вечных знаний нет, кто умеет их самостоятельно добывать, и тот, кто умеет адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

К. Роджерс представляет фасилитацию обучения как функцию, которая может содержать созидательный, экспериментальный, меняющийся ход развития, которая отвечает на глубинные затруднения, окружающие человечество сегодня.

Главный смысл фасилитирующего обучения К. Роджерс видел в создании атмосферы свободы, творчества, толерантности, определенной ответственности, складывании субъект-субъектных отношений в образовательной деятельности.

Учитель-фасилитатор делит с учащимися и, возможно, также с родителями или общественными представителями ответственность за образовательный процесс, учебное планирование, способ управления и действия, политику созидания. За все предполагается ответственность отдельной группы. Так, класс может быть ответственным за свой собственный учебный план, а целая группа может быть ответственной за общую образовательную политику. В любом случае ответственность делится.

По мнению К. Роджерса, отношения традиционного учителя и фасилитатора находятся на противоположных полюсах: традиционный учитель спрашивает себя: «Как я могу сделать кружку еще более вмещающей, в то время как я - наполненный этими фактами кувшин, к которым составители учебного плана и я относимся как к ценным?» Позиция же фасилитатора состоит в том, чтобы создавать атмосферу: «Как могу я создавать психологический комфорт, в котором ребенок будет ощущать свободу, чтобы быть любознательным; будет чувствовать свободу, чтобы совершать ошибки, будет чувствовать свободу, чтобы учиться в окружающей обстановке, от одноклассников, от меня, из опыта? Как я могу помочь ему вновь испытать волнение в обучении, которое было естественным в раннем детстве?» [цит. по: 34].

О.Н. Шахматовой выделены наиболее значимые характеристики фасилитации в обучении и воспитании:

  • сотрудничество: во взаимодействии все субъекты педагогического процесса базируются на понимании и поддержке друг друга: учитель способен конструктивно решать учебные и межличностные конфликты; он не склонен к избеганию, конфронтации и приспособлению;
  • собственная позиция: каждый участник имеет право на собственное мнение, позицию; учитель не навязывает свое мнение и искренне интересуется мнением своих учеников;
  • индивидуальность и равенство: каждый субъект признается уникальной личностью; учитель не только ориентирован на умных, активных, успешных детей, но и внимательно относится ко всем учащимся;
  • самораскрытие: учитель-фасилитатор ведет себя искренне, открыто выражает свои чувства и переживания; он не прибегает к психологическим защитам, чем способствует установлению доверительных отношений с учениками;
  • фасилитационная организация учебной пространственной среды: организация пространства должна способствовать установлению контактов, выполнению групповых заданий, обмену мнениями и эмоциями, усилению обратной связи и взаимопонимания .

Результаты эмпирического исследования О.Н. Шахматовой позволили выделить фасилитацию как важное качество личности педагога. Оно рассматривается автором в виде профессионального психологического новообразования, интегрирующего в себе индивидуально-психологические особенности эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер. Это качество проявляется в межличностном общении и положительно влияет на реализацию педагогической деятельности. С точки зрения автора, важнейшими составляющими фасилитации являются аттрактивность, толерантность и ассертивность.

Аттрактивность - стремление педагога привлекать к себе внимание и формировать положительное отношение со стороны учащихся. Оно связано с позитивными чувствами к ним, эмпатией, искренностью, открытостью, конгруэнтностью.

Толерантность - умение быть терпимым, без предубеждения относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей.

Ассертивность - положительное самовосприятие, уверенность в себе, собственных способностях и возможностях .

Под гуманизацией целостного педагогического процесса мы понимаем ориентацию его цели и результатов на ребенка как высшую ценность; изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации; развитие их гуманитарной культуры; восстановление на этой основе культурообразующей функции воспитателя; создание условий для культуро- и природосообразного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; очеловечивание отношений на основе лич- ностно ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки для развития личностей воспитуемых и воспитателей как субъектов самосознания, деятельности и общения, проявления их творческой активности.

Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется в изменении его стратегических ориентиров (гуманизм, педоцентризм, творчество); личностно-ролевых позиций его участников (педагог и ребенок); способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание) (табл. 1).

Сравнительная характеристика моделей педагогического процесса в школе

Традиционная

(рационалистическая)

модель

Характерист ики педпроцесса

Гуманистическая

(фасилитационная)

модель

Технологизм

Практицизм

Консерватизм

Позитивизм

Стратегии

Гуманизм Педоцентризм Творчество Отрицание традиций

Чиновник

Технолог

Менеджер

Организатор

Контролер

Личность

Профессионал

Собеседник

Фасилитатор

Исследователь

Психолог

Психотерапевт

Реципиент

Формируемый

Обучаемый

Воспитуемый

Субъект Личность

Развиваемый

Саморазвивающийся

Самообучаемый

Самовоспитывающийся

Характер педагогических воздействий

Демократичность Сопереживание Безусловное принятие Актуализирование

Информирование Формирование Воздействие Подкрепление через поощрение и наказание

Характер технологий

Сотрудничество Взаимодействие Свободный выбор Развитие Саморазвитие Самореализация личности

Эталон - диагностика - рецептура - реализация - оценка

Структурная схема педагогического процесса

Обогащенная дидактическая среда - свободный выбор - эмоциональная поддержка- самореализация - самооценка

Формирование знаний, умений и навыков

Главная дидактическая проблема

Создание условий для личностно значимого учения, наполненного смыслом для каждого ребенка, для развития личности

Закрытая система

Характер образовательного учреждения

Открытая система

Окончание табл. 1

Меняется и структурная схема педагогического процесса, его главная задача, критерии оценки результатов. В целом образовательное учреждение делит ответственность за обучение и воспитание с другими воспитательными и социальными институтами, поскольку является открытой системой .

Анализ гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определенный метод, а особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога составляют убеждения:

  • в личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;
  • в значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;
  • в радости обучения как сотворчества, возникающего при условии положительных личностно окрашенных взаимоотношений .

Таким образом, чтобы способствовать развитию личности, необходимо создать особую, благоприятную, психологически безопасную атмосферу для проявления активности ученика, т.е. способствовать фасилитационному педагогическому взаимодействию. Следует отметить, что фасилитационное педагогическое воздействие оказывают друг на друга учителя и ученики.

Некоторыми исследователями в основу понимания структуры и содержания фасилитации положен основной принцип гуманистической психологии и терапии «понять - простить - принять». Они связывают основные пути его осуществления с объектами воздействия педагога и соответствующими подструктурами его личности (направленность, компетентность, профессионально важные и значимые личностные качества) (табл. 2).

Таблица 2

Структура фасилитации педагога по А.А. Майеру, С.Я. Ромашиной

Отечественные психологи определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост педагога и обучаемого.

Педагогическая фасилитация как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

В ходе фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися педагог структурирует, дозирует помощь учащимся. Так возникают помогающие отношения. В таких отношениях стороны или одна из сторон (учитель) намереваются содействовать другой стороне (ребенку) в личностном развитии, общении и деятельности. Позиция фасилитатора способствует повышению эффективности педагогической работы, следовательно, и усилению чувства удовлетворенности ею. Поэтому продвижение учителя к лучшим результатам своего труда означает освоение мастерства фасилитации. Это также путь к психологическому здоровью педагога и учащихся, с которыми он работает.

Таким образом, педагогическая фасилитация рассматривается исследователями с разных сторон: как функция, процесс, способ обучения и взаимодействия, профессионально важное качество, средство, техника решения групповых задач. В психолого-педагогической фасилитации, на наш взгляд, представлены все эти аспекты.

С нашей точки зрения, психолого-педагогическая фасилитация - процесс создания учителем благоприятных (фасилитирующих) социально-психологических и педагогических условий для обучения, воспитания и развития учащихся, их психологического здоровья и личностного благополучия, основанный на фасилитации как профессионально важном качестве учителя.

Она предполагает фасилитирующее личностное общение, субъект- субъектное учебное взаимодействие и сотрудничество, использование фасилитативных педагогических технологий, способов и приемов и стратегически ориентирована на развитие у обучаемых перманентной познавательной потребности, способности к самообучению, творчеству, адаптации в постоянно меняющемся мире.

Чтобы стать успешным фасилитатором, учитель должен сам оказаться в фасилитирующих условиях. В данном случае при необходимости он становится объектом фасилитации. Субъектами по отношению к учителю выступают психолог и администрация школы (рис. 1).

Субъекты фасилитации учителя: психолог, администрация школы

Рис. 1. Учитель как объект фасилитации

Психолого-педагогическая фасилитация - процесс создания учителем благоприятных (фасилитирующих) социально-психологических и педагогических условий для обучения, воспитания и развития учащихся, их психологического здоровья и личностного благополучия, основанный на фасилитации как профессионально важном качестве учителя. Она предполагает фасилитирующее личностное общение, субъект-субъектное учебное взаимодействие и сотрудничество; использование фасилитативных педагогических технологий, способов и приемов и стратегически ориентирована на развитие у обучаемых перманентной познавательной потребности, способности к самообучению, творчеству, адаптации в постоянно меняющемся мире.

Нам представляется, что усилия администрации будут направлены на создание психологически безопасной, комфортной образовательной среды; благоприятной атмосферы сотворчества и сотрудничества в педагогическом коллективе, изучение фасилитирующих технологий обучения воспитания и развития учащихся и создание условий для профессионального развития и успешной профессиональной деятельности учителей.

Школьному психологу в аспекте подготовки учителя к процессу фасилитации необходимо содействовать гармонизации личности и личностному росту педагога; развивать фасилитацию, толерантность, эмпатию как профессионально важные качества учителя; своевременно проводить диагностику и коррекцию профессионального выгорания, деформаций и деструкций; выявлять и корректировать предикторы ингибиции, сопровождать формирование профессионального имиджа педагога, что будет способствовать сохранению его психологического здоровья и профессионального долголетия.

Направления и технологии работы психологической фасилитации учителя будут подробно рассмотрены в последующих главах.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое фасилитация?
  • 2. Каковы виды фасилитации и их сущность?
  • 3. Что представляет собой психолого-педагогическая фасилитация?
  • 4. Чем отличается модель педагогического процесса при фасилитирую- щем обучении?
  • 5. Какова цель, условия, функции фасилитирующего обучения?
  • 6. Каковы главные качества фасилитирующего обучения?
  • 7. Каковы значимые характеристики фасилитации в учебном процессе?
  • 8. Что представляет собой учитель как объект фасилитации?
  • 9. Что включает в себя понятие фасилитации как профессионально важного качества учителя?

Аспирант Мунарбаева Б.Г.

Челябинский государственный педагогический университет

им. В.И. Ленина, г. Челябинск

ФАСИЛИТАЦИЯ – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

C егодня общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением, как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путем: от культуры полезности – к культуре достоинства». Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой – одна из важнейших задач современности.

В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества .

Образование – процесс воспитания и обучения человека, направленный на достижение обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов, цензов) .

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности

Казахстанское общество выдвигает перед образованием задачу подготовки молодежи к жизни в условиях переориентации профессионального сознания учителя на признание приоритетным основанием деятельности способности уважать личность обучающегося, его право на ценностное самоопределение. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта.

Поэтому в условиях информационно насыщенного пространства и новых технологий образования, личностно ориентированной парадигмы обучения педагоги столкнулись с ситуацией, где целью образования становится фасилитация изменения и учения педагога.

Ведущая роль педагога – фасилитатора заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется образ человеческий. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Преподаватель, руководствующийся принципом фасилитации, становится посредником между педагогической наукой и практикой образования, обучающимся и содержанием образования. Таким образом, анализ теоретических исследований и образовательной практики показывает, что новый, демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: образование на основе фасилитации ориентирует обучающихся на долгосрочные эффекты обучения и самореализации личности; инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает сам обучающийся; характер отношении между участниками – попеременное доминирование или равенство учителя и ученика. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые нестандартные проблемы, жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к взаимодействию и сотрудничеству.

В роли обучающего может выступать не обязательно педагог – фасилитатор, а любой носитель ценной информации. Конечный образовательный продукт: с одной стороны, обучающийся, его (уровень профессиональной подготовки), с другой – что наработано в результате деятельности (сам образовательный продукт).

Выделяется субъект деятельности; объект, на которой направлена деятельность; средства, используемые в процессе деятельности; окружающая среда, всевозможные связи между ними). Такого рода нетрадиционная, демократическая модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в данной деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Для того, чтобы педагог стал подлинным субъектом педагогической деятельности, необходимо формировать педагогические установки, направленные на развитие обучающегося, предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним. Фасилитация учения – это процесс, позволяющий научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить за счет организации особого психологического взаимодействия и межличностных отношений между педагогами и обучающимися, возникающими в познавательной деятельности. Мы приходим к пониманию педагогической фасилитации как процесса, а именно процесса облегчения, усиления продуктивности образования, обучения, как совместной деятельности педагога и обучаемого, воспитания, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога .

Кроме того, фасилитация учения зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии фасилитации учения. Одним из важнейших критериев фасилитации учения в современной педагогике считается результативность работы учителя и может быть выражена словами И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить», которые в XXI веке приобрели особую значимость, т.к. «модели деятельности обучающимися усваиваются через модели образования» (М.Т. Громкова). Отсюда, возникает интерес к личности педагога – фасилитатора, человека, способствующего проявлению инициативы и обеспечивающего личностное взаимодействие обучаемых, которое, в свою очередь, содействует психическому развитию учащихся. Предпосылками для фасилитационного взаимодействия со стороны учащихся выступают: личностные качества, уровень обучаемости, эмоциональное состояние, способности учащихся. Вместе с тем, профессиональная позиция педагога – фасилитатора и ее влияние на самостоятельность учащегося не были предметом педагогического исследования. Проблема подготовки учителя не как предметника, а как организатора образовательной среды, фасилитатора остается пока открытой. Существуют уже учебные заведения, которые готовят преподавателей для альтернативных школ, но поступают туда, как правило, люди, сами окончившие соответствующие школы. В мире нет пока авторитетных высших школ, в которых был бы накоплен опыт подготовки фасилитаторов, способных преподавать в школах любого типа. Похоже, этой проблеме суждено еще долго оставаться жгучей.

Сегодня в педагогике и психологии утверждается фасилитационная компетентность (Г.С. Саволайнен), которая рассматривается как владение системой знаний в области педагогической фасилитации; осознание значимости фасилитационной деятельности педагога в образовательном процессе; владение методами и приемами осуществления фасилитации учения и наличие позитивного опыта такой деятельности, взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов компетентности: когнитивного, мотивационного, операционально – деятельностного и рефлексивного.

И наконец, мы, вправе назвать фасилитацию учения как проявление нового мышления, как подлинную диверсификацию образования. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы обучающий – обучающие (преподаватель): свобода в выработке точек зрения, отсутствие непреложных истин, поиск новых информаций, многочисленные попытки сознательного решения задач, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности.

Однако каковы бы ни были содержание и способы подготовки учителей, всякому, вступающему на педагогическое поприще, полезно помнить: твои дети – это на самом деле вовсе не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся преодолевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе, и хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе. С тобой вместе живут их тела, но не души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь за ними последовать даже в своих мечтах. Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожими на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно. Происходящие в стране социально – экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым.

Сегодня нужен не учитель – «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а учитель – «консультант», «терапевт», как отмечает Флеминг Фанч. С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас студенты, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности. В нашей теоретической схеме особое внимание обращено на представление инновационной культуры как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Это связано с тем, что культура, специфика профессии и личность – три главных источника информации, идей и вдохновения, дающих возможность и определяющих необходимость изобретать, экспериментировать, применять новое, полезное, эффективное.

Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни – сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становиться свойствами учащихся. Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются: 1) знание предмета, 2) технологическая культура и 3) психологическая культура. О психологической культуре надо сказать особо. Педагог-фасилитатор находится в непосредственном контакте с людьми, более того, – с обучающими. Стоит ли доказывать, сколь необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Ясно, что психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому фасилитатору труднее всех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно.

Однако чаще всего исследователи подчеркивают, что в тех сферах общественно значимой деятельности, где непременным условием является проявление личностных качеств – в искусстве, науке, и, конечно, в сфере образования, важнейшим фактором инновационного развития сферы являются определенные качества личности. С этим очевидным обстоятельством нельзя не согласиться. Но при этом следует выделить, какие именно качества, прежде всего, необходимы для формирования инновационной культуры педагога-фасилитатора. Надо отметить такие свойств личности: 1) отношение к детям как развивающимся субъектам; 2) культура человеческого взаимодействия; 3) отношение к себе как развивающемуся субъекту. Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако, рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя, по-видимому, невозможно. Это взаимосвязанные процессы.

Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд будущего учителя не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, – учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение собственной педагогической позиции и педагогического стиля трудно переоценить.

Литература

1. О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 // "Казахстанская правда" от 16 октября 2004 года № 237.

2. Труд и социальное развитие: Словарь. – М.: ИНФРА – М, 2001.– VI , с . 266.

3. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышении квалификации педагогов: дисс. … д-ра пед. наук / Р.С. Димухаметов. – Магнитогорск, 2006.




Педагогическая сущность фасилитации учебной деятельности.

Центральным звеном личностно - развивающего образования является формирование и развитие личности. При этом значимо не столько формирование определённых свойств, качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков, сколько развитие стремления и способности к самостоятельности, саморазвитию и самореализации личности. В межличностном взаимодействии субъектов образования, педагогов и учащихся, создаются условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придания обучению характера сотрудничества, и на этой основе достижения целей и задач образования.

Личностно-развивающее образование, помимо традиционных форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя, предусматривает использование развивающих технологий: диалоговые лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги. Важная роль при реализации этих технологий отводится ведущему - педагогу. При их реализации возникает необходимость принятия педагогом новой позиции – педагога - фасилитатора.

Фасилитация - это позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Активное развитие ученика прямо зависит от умений учителя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения.

Действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Учитель - фасилитатор, общаясь со своими учащимися, умеет, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть глазами детей на все вокруг, в том числе на себя. Эта установка альтернативна типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных ярлыков.

Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом. На основе этих установок каждый учитель - фасилитатор вырабатывает свой собственный инструментарий обучения.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что на уроках учителей - фасилитаторов (по сравнению с традиционными уроками), учащиеся: больше говорят с учителем и между собой, более инициативны в речевом общении; задают больше вопросов учителю, больше времени заняты решением собственно учебных задач; обнаруживают более высокие уровни когнитивного функционирования (например, больше времени затрачивают на различные мыслительные действия и меньше - на мнемические).

Результаты сравнительных исследований свидетельствуют также о том, что учителя - фасилитаторы (по сравнению с традиционно работающими учителями): осуществляют более индивидуализированный, дифференцированный и творческий подход к учащимся, больше внимания уделяют переживаниям учащихся, чаще вступают в диалоги с учащимися, чаще сотрудничают с ними при планировании учебного процесса, чаще используют мысли учащихся в своей работе, чаще улыбаются на уроках.

Средний уровень развития фасилитаторских способностей у учителей весьма низок. Выявлено также, что уровень развития этих способностей не зависит от стажа работы, пола, расовой и национальной принадлежности учителей и фактически не отличается от среднего уровня развития данных способностей, характерного для случайной выборки испытуемых; количество учителей - фасилитаторов не превышает 10% от общего числа учителей.

Ключевыми технологическими умениями, которые реализуют педагогическую позицию (не просветительскую), являются: развитие у учеников самостоятельности (содержательной и исполнительской); признание автономии и прав личности ученика; восприятие ученика как партнера со своим внутренним миром; апеллирование к сознанию; открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний; фасилитационная организация пространства общения.

Переход к фасилитационному стилю деятельности связан с глубокой и зачастую болезненной личностной перестройкой обоих субъектов педагогического процесса. При этом меняются не столько содержание и методы преподавания, сколько личностные установки, которые и обеспечивают в конечном итоге профессионально-личностный рост педагога - фасилитатора.

Важными приемами и техниками фасилитационного общения будут:

    Уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и саморазвитию. Этот прием основан на оптимистической гипотезе А.С. Макаренко о потенциальных возможностях подопечного.

    Проявление педагогического такта, основанного на доверии без попустительства, простоте общения без фамильярности, воздействии без подавления самостоятельности, юморе без насмешки.

    Создание ситуаций успеха, авансирование похвалы, обращение к обучаемому по имени, прием "зеркало отношений", оптимистические прогнозы о возможностях и способностях обучаемых.

Литература

1.Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. - 63 с.

2.Чуева М.Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // 5 Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Научные проблемы образования третьего тысячелетия. Вып. 5: Сб. науч. трудов. Самара: Инсома - Пресс, 2011. - 454-459 с.

Педагог-психолог Павлова Л.В.

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Чуева Марина Юрьевна

канд. экономич. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Московского государственного университета технологий управления им. К . Г . Разумовского г . Москва

E-mail:

PEDAGOGIC FACILITATION. EXPERIENCE IN HIGHER SCHOOL

Marina Chueva

candidate of economic sciences, associate professor of Psychology and Pedagogy Department, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy , Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье дана сущность понятия «фасилитация», показаны направления реализации фасилитации в образовании, высшей школе. Фасилитация рассмотрена как способ управления развитием как преподавателя, так и учащегося. Приведен ряд технологий фасилитации в образовании, представлены показатели и критерии оценки ее эффективности.

ABSTRACT

The article reviews the essence of the concept of facilitation and shows the realization directions of facilitation in education in higher school. Facilitation is reviewed as a method of controlling a teacher’s as well as a learner’s development. There is given a number of facilitation technologies in education; efficiency evaluation indicators and criteria are presented.

Ключевые слова: фасилитация; саморазвитие; педагогика; психология; коучинг; творчество; эффективность; культура; личностный потенциал.

Keywords: facilitation; self-development; pedagogy; psychology; coaching; creativity; efficiency; culture; self-potential.

С самого начала надо сказать, что с понятием «педагогическая фасилитация», я познакомилась только в этом году, в нашем вузе (МГУТУ им. К.Г. Разумовского), на курсах повышения квалификации по программе «Компетентностно-ориентированный образовательный процесс (организация мониторинга внедрения)». В результате, я с большим удовольствием узнала, что тот мировоззренческий подход к общению и саморазвитию, который я использовала не только в моей личной жизни, но и в общении со студентами, органично укладывается в данную концепцию.

Сам термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокоренной глагол означает - облегчать, помогать и способствовать, причем почти всегда в переносном, психологическом значении.

Впервые эффект фасилитации, как улучшение индивидуального результата, повышения эффективности деятельности личности в присутствии других людей, был зафиксирован и описан еще в конце XIX века. Далее исследован такими учеными, как Р. Зайрец, Н. Триплет, Е. Катрелл, Л.В. Ланге, Ф. Олпорт и др. .

Данное понятие также тесно связано с работами К. Роджерса и другими представителями гуманистического направления в психологии, выдвижением ими путей фасилитации в различных областях человеческого межличностного общения, особенно в сфере педагогики. Речь идет о приоритете «осмысленного учения».

В ходе дальнейших исследований было установлено, что на повышение эффективности деятельности личности влияет не только и не просто механическое присутствие кого-либо рядом с испытуемым, но и форма оценки деятельности. Причем не конечного результата, а самого процесса. Поэтому, в глубинном смысле, фасилитация, и особенно фасилитация в педагогике, которая направлена на усиление эффективности обучения и воспитания, на сегодня означает раскрытие настоящих человеческих качеств у присутствующих участников группы, студентов, учащихся. Речь идет о ресурсах человека, о его качественных резервах как личности. Причем это касается не только студентов (если брать образовательный формат высшей школы), но, и в первую очередь, самого преподавателя. Как говорили в свое время латыняне: “Docendo discimus” («Уча, мы учимся сами»).

Речь идет о поиске отношений с группой и самим собой.

Подобный уровень задачи требует от преподавателя до некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Причем не по форме, а по сути, т. к. студент, как и любой партнер по общению, считывает всю информацию с «тела» преподавателя. Говорить можно все что угодно, какие угодно «правильные слова», но если они не будут поддерживаться «правдой тела, эмоций» преподавателя, то действительно заинтересовать студента предметом, собой как носителем и проводником знания, не удастся .

Проявлением таких личностных характеристик могут быть: подлинность, искренность преподавателя (его конгруэнтность); принятие, забота или признание (безусловное позитивное отношение к студенту, признание ценности его чувств, мнений, собственной правоты); способность к эмпатическому пониманию, которое способствует развитию желания студента полноценно жить и возможности учиться .

Здесь уместно упомянуть об одном эпизоде годичной давности. Я принимала зачет по Психологии бизнеса у студентки, которая не очень часто посещала мои занятия. Как выяснилось, она работала (при дневной форме обучения), чтобы оплатить свое образование. Из тестов и последующей беседы с ней я поняла, что она действительно изучала материал (хотя и по другим источникам, чем я высылала на группу), достаточно грамотно применяет полученную информацию для интерпретации собственного опыта работы. При этом она не только участвует в общественной жизни университета, но и активно отстаивает свою жизненную позицию. Так вот, когда я поставила ей (заслуженный) зачет, она вдруг расплакалась, объяснившись, что никто из преподавателей за все годы учебы еще НЕ интересовался ее мнением, образом мыслей, планами применения полученных навыков. Именно это было для нее важным и решающим.

Соглашусь, что образ преподавателя вырисовывается почти идеалистический, почти недостижимый на практике в настоящее время. Однако, стремиться к нему при желании можно. Примером может стать завораживающая лекционная практика Лихачева Д.С. и Лотмана Ю.М., их аудиторные и внеаудиторные беседы-семинары со студентами. Другой пример: в 60-е годы прошлого века в пору студенчества моя мама с трудом находила свободное место в большой поточной аудитории МГУ, чтобы послушать лекции-представления (сейчас бы сказали, шоу) знаменитого историка и культуролога, академика Рыбакова Б.А. Причем слушать их приходили студенты даже других факультетов (математики и физики, а не только историки и «лирики»).

Когда в моей преподавательской или консультационной практике мне удается приблизиться к подобным образцам энциклопедических знаний и внутренней культуры, силы духа и харизмы, я бываю непередаваемо счастлива. Счастлива как за себя, так и за ребят, которым удалось зажечься искрой поиска В СЕБЕ вечных вопросов: Кто я? Чего хочу? Как к этому прийти?

В этом же ряду - вопросы, точнее их переформулировка: не «Кто виноват?» (посыл в прошлое), а «Что делать?» (посыл в будущее); не «За что?» (посыл в прошлое), а «Для чего?» (посыл в будущее). На это же работают открытые вопросы, поощрение диалогового режима или индивидуального высказывания студента, по возможности, прояснение позиций сторон при конфликте в группе, работа в режиме «отзеркаливания» и «я-высказываний», обсуждение ситуации и позиций участников после упражнения или деловой игры, рассылка после занятия дополнительных материалов (информации) для домашнего анализа с последующим обсуждением на занятии (при необходимости) или в режиме инет-общения со мной, как с преподавателем.

Все это направлено на позитив, т. е. на конструктивное использование полученных знаний, опыта, как студентами, так и преподавателем.

Это, собственно, и роднит искусство фасилитации с искусством коучинга, например. Фасилитатор-преподаватель, как и коуч, - проводники в мир самоосознания, творчества, эффективности, активной жизненной позиции, успеха. Это в идеале, конечно, однако, никому не возбраняется к этому идеалу стремиться. При желании. Причем со стороны преподавателя - это желание обязательно. Это - необходимое условие начала «путешествия».

Другими словами, все это сводится к развитию основных человеческих способностей: быть «здесь и сейчас», говорить, слушать (режим «активного слушания»), понимать и действовать (конечно же, исходя из всего предыдущего) .

И это, по моему глубокому убеждению, не зависит от предмета преподавания, конкретной дисциплины. Важнее живая философия преподавателя, как человека, его мировоззренческий подход к своей жизни. Важнее быть , а не казаться реальным помощником \ проводником студента, группы в целом, используя весь имеющийся профессиональный опыт и человеческий, личностный потенциал.

Я часто говорю своим студентам загадочную для них на первый взгляд фразу: «Иногда важнее не ЧТО, а КАК!». Подобное распространяется и на предмет обсуждения, применяемые техники и технологии в преподавании каждого предмета. Хотя, естественно, важна И форма, И содержание. Точнее их гармония в данном месте и в данное время. Опять же - философия!

Часто мне, например, это удается передать через мою увлеченность предметом исследования и живым донесением своих личных переживаний, через возможность использовать на практике полученные результаты, через выстраданную собственную мировоззренческую позицию, что «любой результат - это опыт» (и «Это - хорошо!»), что «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» и др.

Фасилитация в практике моего преподавания реализуется через сведение к минимуму лекционных занятий (методическую и учебную литературу, как и базовые тексты лекций я рассылаю по почте в учебную группу заранее), максимальное стимулирование диалогового режима общения на семинарах, проведении полноценных тренингов или введение тренинговых фрагментов в семинарские занятия, просмотр и обсуждение видео фрагментов, совместное посещение тематических выставок и музеев с написанием размышлений-эссе по итогам посещения. Обязательным для меня является моя доступность, как преподавателя и психолога, в инет-режиме для студентов. Причем ответом на вопрос студента является не «совет» как таковой, а мои размышления, видение ситуации с разных точек зрения, притча, видео-фрагмент, мультфильм или песня, т. е. некий ассоциативный ряд, не навязывающий мою «авторитарную точку зрения», а предложение посмотреть на ситуацию со стороны. Причем, лучше не «сбоку», а «сверху»!

За правило установила для себя в начале курса по любому предмету, который читаю, проводить своего рода мониторинг ожиданий и готовности к предмету. В диалоговом режиме опрашиваю студентов - кто, что знает о данном предмете, чего ожидает для себя, в какой форме, объеме и прочее.

По окончании курса обязательно провожу опрос в форме свободного написания эссе или анкетирования для выяснения результативности моих занятий. Студенты оценивают свое (субъективное шкалирование) изменение в физическом и эмоциональном состоянии, практическую ценность курса и его новизну, практическую ценность приобретенных знаний \ информации \ навыков, оценивают профессионализм преподавателя, качество раздаточных материалов, высказывают свои пожелания по организации и ведению курса в дальнейшем. Делаю я это, естественно, после проведения зачета или экзамена, для получения наиболее объективного среза действительности.

В данном вопросе я полностью согласна с подходом К. Роджерса, по мнению которого, учить – значит провоцировать изменения в учениках. В этом, собственно, я и вижу смысл фасилитации в высшей школе: учить учиться. Причем делать это искренне и «вкусно»!

Здесь вполне применима восточная мудрость-призыв: «Ученик - убей учителя!». Речь, конечно же, идет не о физическом уничтожении учителя, а о призыве превзойти его в его знаниях и умениях, превратиться тем самым из ученика в со-ратника, в со-исследователя.

Постоянно учиться, самосовершенствоваться тем важнее, чем быстрее идет объективный процесс обновления знаний. Если еще 30 лет назад новейшие знания устаревали уже через 5-7 лет (т. е. к выпуску студента из вуза!), то сейчас темп обновления информации достиг 3-х и менее лет.

Таким образом, в роли преподавателя, считаю важным не надиктовывать студентам аксиомы сегодняшнего дня по какому-либо предмету, а предлагать им инструмент для их системного самообразования в дальнейшем, а также, что не менее важно, транслировать им свой энтузиазм, желание учиться и самосовершенствоваться всю их дальнейшую жизнь. В чем, собственно, и вижу отличие «существования» от «жизни». Отличие - в наличие творческого начала, любознательности, желании удивляться и изменяться, т. е. в динамической, а не статической составляющей жизни.

В качестве примера-притчи, цитирую иногда небольшую по объему повесть Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Радует, что за последние годы все большее количество студентов уже слышали об этом авторе, читали эту повесть-притчу и согласны с данной динамической концепцией жизни. Другой вопрос, удастся ли им претворить эту идею в свою жизнь. На это нужны не дюжие силы, смелость, отвага, позиция «разумного эгоизма», решительность и вера в себя.

Список литературы:

1.Нумми Пепе. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. - 144 с.

2.Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии - [Электронный ресурс] - (дата обращения 11.10.2013).

3.Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. - 63 с.

4.Чуева М.Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // 5 Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Научные проблемы образования третьего тысячелетия. Вып. 5: Сб. науч. трудов. Самара: Инсома-Пресс, 2011. - 454-459 с.