Техника переключения внимания - «торможение мыслей. Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Техника переключения внимания - «торможение мыслей. Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание
Техника переключения внимания - «торможение мыслей. Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Очень интересную и полезную тему я хочу рассмотреть в этой статье дорогие друзья, речь пойдет о переключении внимания человека, которое крайне важно для всего, что мы делаем, в том числе и для восприятия этого мира. Мы с вами знаем, что мозг наш не такой скоростной, чтобы решать одновременно несколько задач, тщательно обдумывать множество информации, делать несколько выводов и так далее. Если мы хотим что-то сделать как следует, нам необходимо сосредоточить на этом все свое внимание. Помимо различной деятельности, наше внимание определяет и наши мировоззренческие взгляды, нашу точку зрения, наше настроение и поведение. Внимание – это та основная мысль, что блуждает в нашей голове чаще остальных, и которая требует больше всего ресурсов для обработки себя. В принципе можно проводить аналогию с работой компьютера, который так или иначе решает любые задачи последовательно, каким бы мощным не был его процессор.

То, на чем должно быть сосредоточено наше внимание и на чем оно сосредоточено на самом деле, это абсолютно разные вещи, и это на самом деле не случайно. Переключается внимание человека также просто и примитивно, как разговор переводится на другую тему, когда одного из собеседников не устраивает его ход. Любая информация получаемая нами извне, сосредотачивает наше внимание на определенных вещах, которые в ряде случаев нам совершенно не интересны, они не дают нам ничего позитивного, а скорее наоборот – противоречат нашим интересам. Каким образом можно вообще переключить внимание человека? Элементарно – нужно всего лишь сыграть на его естественных природных инстинктах, придав им неестественную форму. К примеру напугав тем, чего по определению человеку боятся не стоит, однако на уровне подсознания он все равно боится, и его внимание полностью переключено на этот страх.

Вспомните себя в ситуации, когда вы были чем-то сильно увлечены и вдруг кому-то удается вас переключить на что-то другое, отвлечь от дела. Разве то что вас отвлекает – скучное и нудное, навряд ли, скорее это нечто такое, что заставляет задуматься, проявить свои эмоции и внутренние чувства. Очень хорошо получается переключать наше внимание с естественных проблем на проблемы совершенно сторонние, у средств массовой информации. Они могут например начать увязывать всю нашу жизнь и проблемы в ней с властью, тем самым давая нам подсознательно понять, что мы от нее зависим, то, что мы не можем ничего решить сами. Также, например, нам могут навязать какого-либо врага, внутреннего или внешнего, тем самым обратившись к нашему чувству страха, заставить нас решать проблему, которая для нас может быть совершенно не актуальной. Таких примеров можно приводить очень много, во всем сказанном, показанном и написанном, есть определенный смысл, а цель – дать информацию для обработки нашему процессору в голове.

Любая информация побуждает к действию, запомните это друзья, и если мы не видим и не понимаем, чего от нас хотят, значит уровень нашей сознательности очень низок, и это не есть хорошо. Своим вниманием надо управлять, иначе оно будет бесконтрольным, и любой желающий может переключить нас на то, что ему нужно, но совершенно не нужно нам. Вы наверняка не раз видели и слышали о том, как на рынках и в других местах скопления людей, кто-то кричит и зазывает людей что-нибудь купить, привлекая к себе их внимание. Здесь идет акцент на реактивных людей, очень часто переключающих свое внимание на внешние раздражители. Вот такими вот людьми быть не надо, это не во благо вам, а во вред, старайтесь быть более целеустремленными, то есть будьте проактивными людьми, планируйте, а не реагируйте. Защитится от влияний различной информации извне можно несколькими способами, самый эффективный из которых – это отстранится от нее.

Вы же можете скажем не смотреть новости по телевизору, или вообще его не смотреть, чтобы он вам не промывал мозги, вы можете не общаться с негативными людьми, настраивающими вас на негативную волну. Игнорирование информации тоже эффективно, не стоит предавать большого значения тому, что вас совершенно не касается. Думайте только о том, что вас действительно беспокоит, о том, что вам нужно решить исключительно для себя, а не о таких безумных вещах, как скажем то, что солнце может погаснуть через миллион или миллиард лет – это же совершенно бессмысленно, даже безумно. В этом случае конечно нужно понимать, что та информация, которая вам не нужна, на самом деле такая, это конечно не просто сделать в наше время для большинства людей, ведь из-за столько сильного влияния на наш разум, мы порою можем не знать чего хотим на самом деле.

Я помню себя лет десять назад, когда мне трудно было определиться с тем, что мне нужно и чего я собственно хочу от жизни, я лишь подстраивал под себя чужие модели, постоянно переключая свое внимание то на одну цель, то на другую, так бывает со многими. Поэтому лучший способ все же быть ограниченным в информации, если ее тяжело проанализировать, лучше ее не получать вообще. Интересуйтесь только тем, что вам действительно нужно, то есть тем, что оказывает непосредственное влияние на вашу жизнь. Также могу посоветовать вам, придерживаться рекомендаций нашего известного писателя-сатирика, который советует на все смотреть с чувством юмора, не надо переживать и беспокоится, ведь именно таким образом наше внимание и стараются переключить, заставив нас беспокоится и переживать, вынуждая нас решать абсолютно бессмысленные проблемы.

Посидите несколько минут в тишине, подумайте, что вам на самом деле нужно в жизни, чем вам стоит заниматься, на чем концентрировать свое внимание, каков приоритет ваших действий? А затем сравните это с тем, что вы на самом деле делаете, чем занят ваш разум, чего вы якобы хотите и хотите ли вы этого на самом деле? Я вас уверяю, вы найдете массу ненужных вам вещей, если хорошенько постараетесь, то избавитесь от множества страхов, переживаний, беспокойств, перестанете нервничать и найдете решения для самых сложных проблем, которые у вас есть. А все потому, что вы значительно облегчите задачу своему головному мозгу, освободив его от той колоссальной нагрузки, которой он подвергается из-за воздействия на него большого количества совершенно ненужной информации, на которую его постоянно кто-нибудь переключает. В общем следите самым тщательным образом за своим вниманием, не позволяйте засорять его всякой ерундой, думайте только о важных для вас вещах.

Одним из наиболее распространенных советов будет совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам изменить наше самочувствие, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта того, как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, чтобы уменьшить непрекращающийся поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде, чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо дать некоторые разъяснения теоретического характера для более точного понимания механизма воздействия данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря - восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом - с помощью восприятия - т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» - то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70-80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов). Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова - какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15-20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.). Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор - расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индиец, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или формы. Именно привычка европейцев и других представителей западной цивилизации почти автоматически обдумывать и оценивать воспринятое чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческая среда с самого детства формирует у жителя Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, попав в Японии в дзен-буддистский «сад камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и вся. Привычка постоянно о чем-нибудь думать - «мысленная жвачка» - вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже вредно, мысли продолжают неотвязно присутствовать в сознании.

Принято считать, что смотрение на текущую воду и языки пламени успокаивает. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае - если у вас нет ни одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознание из состояния баланса и стабильности.

Вы можете беспробудно спать, невзирая на работающий телевизор, и просыпаться, едва заслышав его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо - значит, мы не стоим, а следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью в стенку «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам, как якорями, «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточивайте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное - мысли, будут отвлекать вас ежесекундно и, соответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время количество перейдет в качество. Постепенно начнут появляться (и будут удлиняться) периоды спокойного состояния, некоего душевного равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора-два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность выполнения этого упражнения - необходимая «плата» за формирование прочного и качественного навыка его использования. Это упражнение необходимо делать минимум 4-5 раз в день по 5-10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценив его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занимать не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время будет сокращаться.

Одна дзенская притча великолепно демонстрирует эффективные возможности переключения внимания с мышления на восприятие. Но, прежде чем включить ее в книгу, нас, авторов, долго терзали сомнения. Вроде книга с позитивным замыслом, а тут такой, довольно яркий, но в то же время печальный пример. И в итоге, после утомительных размышлений, мы решились. А убедило нас в этом вот что: нет ничего более действенного для раскрытия потенциала человека, чем экстремальная ситуация. Но мы против того, чтобы вы, читатели, испытывали такие переживания для обретения новых психологических возможностей. Лучше в комфортных и безопасных условиях почитайте, посмотрите со стороны: эффективность научения через наблюдение еще никто не отменял. И именно поэтому притче нашлось место на страницах данной книги.

Притча

Как-то, идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, далеко внизу, его поджидал другой тигр. Только лоза пока удерживала его.

Две мыши, черная и белая, начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил спелую сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!

Остановка мыслей

Те негативные эмоции, тот информационный стресс, который испытывает человек, он же сам и вызывает при помощи так называемого внутреннего негативного саморазговора. Негативный саморазговор - это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы на будущее. Внутренний негативный саморазговор, как правило, не осознается. Он представляет собой поток мыслей, «наращивающий» дискомфорт. Для того чтобы прекратить этот разрушительный процесс, необходимо использовать технику остановки мыслей.

Техника существует в трех вариантах. Наиболее просты в освоении и практическом использовании варианты № 2 и 3.

Эффективность техник определяется тем, что во время их правильного выполнения вы будете смещать фокус своего внимания с потока негативных мыслей, тем самым разбивая их ход и нормализуя свое эмоциональное состояние.

Вариант № 1
  • Сосредоточьтесь на потоке мыслей, которые проходят в данную минуту, т. е. осознайте их. (При этом можно, если позволяет ситуация, закрыть глаза.)
  • Мысленно, довольно жестко, скажите «стоп» и остановите поток мыслей. (Вместо слова «стоп» можно использовать представление равнозначных по эффекту зрительных символов, например знак «стоп» или шлагбаум.)
Вариант № 2
  • Переместите фокус внимания вовне, т. е. направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.
  • Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете, по-принципу «Что вижу - о том пою»:
    • Я вижу…
    • Я слышу…
    • Я ощущаю…

Иными словами, просто «отпустите» свое внимание, в режиме свободного полета созерцайте окружающий мир во всем его многообразии красок, форм, звуков, запахов и ощущений.

Вариант № 3

Представляет собой модификацию варианта № 2. Отличается от него тем, что вы выбираете один какой-то внешний объект и подробно описываете его. При этом необходимо стремиться к безоценочным высказываниям: мысленно описывая объект, указывайте только то, что действительно у него есть, а не является вашими домыслами.

Например:

Правильно - «Компьютер. Монитор. Экран плоский. Корпус пластмассовый, белого цвета и т. д.».

Неправильно - «Компьютер. Дурацкий монитор! Всего 60 Гц! Разве можно на таком работать? И т. д.».

В примере, обозначенном как «неправильно», присутствует оценка. Все-таки присвоение монитору характеристики «дурацкий» является субъективным мнением. А любое оценочное суждение повышает риск формирования негативных эмоциональных переживаний и развития стресса. Но полностью избавить себя от оценок происходящего в окружающей действительности практически невозможно, для этого нужно быть дзен-буддийским монахом.

Для повышения толерантности к стресс-факторам достаточно использовать описанную технику и при ее выполнении стремиться к безоценочному констатированию воспринимаемого.

Приложение к технике переключения внимания

Приложение к технике переключения внимания, или история про то, как Масяня избавилась от депрессии

В известном компьютерном сериале «Масяня» есть один фильм, в котором героиня грустит. Грустит так, что ее друзья, Лохматый и Хрюндель, называют Масянино состояние просто - депрессия. Действительно, если проанализировать то, что происходит с Мася-ней, то очевидность признаков депрессии бесспорна. У Масяни настроение сниженное, что заметно окружающим, удовольствия Масяне то, что прежде радовало, не приносит, все внимание ее сосредоточено на мрачных аспектах жизни и аппетит у девушки пропал. Типичный «депрессняк». По сюжету неизвестно, что же вызвало у Масяни такое состояние: может, пережитое потрясение, может, экзистенциальный кризис, а может, сезонные колебания настроения проявились в такой форме. Но зато в фильме ярко показано, как ей удалось преодолеть свою депрессию. И в этом Масяне помогло использование техники переключения внимания. Возможно, Масяня и не знала, что практикует именно этот психологический прием, а применила его интуитивно. Однако то, что делала Масяня, полностью соответствует тому, о чем мы вам поведали. Что же сделала Масяня? Она отправилась к Финскому заливу, присела на камушек и продолжала печалиться. Но в какой-то миг ее внимание было привлечено движением волн. Она стала на них смотреть, т. е. переместила фокус своего внимания с депрессивных мыслей вовне - на воду, на перемещение волн. И таким образом разрушила поток удручающих мыслей и остановила негативный саморазговор, что вернуло ей жизнеутверждающее настроение. Механизм, поддерживавший депрессивные переживания, был остановлен. Вот так Масяне удалось избавиться от депрессии. Конечно, реальная жизнь не так проста, как жизнь анимационных героев. Но это не означает, что вы не можете успешно применять переключение внимания для того, чтобы преодолеть депрессивные переживания, вызванные стрессовыми факторами. Для этого практикуйте помимо этой техники и другие, о которых мы уже успели рассказать, и те, о которых расскажем на следующих страницах.

Пустая кушетка

Давно у нас не было пятнички! Ловите новый фильм! ...

Переключение внимания

Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени. Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов - таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий - например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

Переключение внимания отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

  • Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание - оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.
  • Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример - рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений - это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:
- интерес к материалу
- связь изучаемого материала с потребностями личности
- содержательность и сложность выполняемой работы
- комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
- особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Как научиться быстро переключать внимание
Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность концентрироваться является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.

Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.

Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:
Отбор актуальной на текущий момент информации
Обеспечение концентрации на определённом объекте или какой-либо деятельности
Активизация первостепенных и торможение второстепенных психических процессов

Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.

Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.

Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.

Способы переключения внимания

Способ первый
Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации - это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой - просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации - как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.

Способ второй
Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно - и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.

Способ третий
Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы - следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.

Способ четвёртый
Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.

Способ пятый
Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.
Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут - и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать осознанность и самоконтроль.

Способ шестой
В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза - это произведёт дополнительный эффект.

Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.

Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым - дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.

Когда у вас открыто с десяток окон, переключаться между ними бывает неудобно. Однако всегда можно сделать работу чуть более комфортной.

Переключение клавишами

В операционных системах Windows существует специальное сочетание клавиш, позволяющее быстро переключаться между окнами. Это сочетание – Alt + Tab . Однако работает оно немного непривычно в сравнении с другими хоткейсами. Однократное нажатие данного сочетания будет перемещать вас между двумя последними активными окнами, а удерживая клавишу Alt и нажимая и отпуская клавишу табуляции можно последовательно выбрать любое из открытых окон. Для перехода в окно просто отпустите клавишу Alt.

Если окон открыто слишком много и вы случайно проскочили нужное, нажимая Tab, при зажатом Alt, то просто добавьте в сочетание зажатой клавишу Shift – в таком случае выбор активного окна среди отрытых будет осуществляться в обратную сторону.

Другой способ переключения между окнами с клавиатуры – это сочетание Win + Tab . В некоторых версиях Windows данные клавиши открывали трехмерный интерфейс выбора окна, а в Windows 10 они открывают так называемое «Представление задач» (для него также может иметься кнопка на Панели задач). Это представление показывает все открытые окна, нужное из которых можно просто выбрать при помощи мыши.

Также через «Представление задач» можно добавлять дополнительные виртуальные Рабочие столы и перебрасывать открытые окна между этими столами. В некоторых случаях это заметно облегчает работу – часть дел располагается на одном Рабочем столе, часть дел – на другом. Число виртуальных Рабочих столов может доходить до сотни.

Удобное расположение окон

Зачастую при работе неплохо бы иметь перед глазами сразу несколько окон. В таком случае встает вопрос их удобного расположения относительно друг друга. И вариант перекрытия одним окном другого здесь однозначно не подойдет. Windows позволяет быстро располагать окна на равные части экрана, разбив рабочую область на две части или четыре.

Просто курсором захватите окно приложения по его строке заголовка и потащите либо к краю экрана, либо в один из углов. Доведя курсор до края монитора, окно автоматически займет либо половину пространства (при поднесении в край), либо его четверть (при поднесении в угол). Для удобства – сразу же предлагается выбрать следующее активное окно, которое автоматически примет размеры для расположения рядом. Переключаться между такими окнами можно просто переводя курсор мыши, а зачастую в самом переключении просто нет необходимости – достаточно того, что нужная нам информация уже перед глазами.

Переключение между офисными документами

Если вы активно работаете с офисными документами в приложениях Microsoft Office, то вам может понравиться решение разработчиков по быстрому переходу между окнами. Работая с текстовым редактором Word, электронными таблицами Excel и презентациями PowerPoint, обратите на вкладку «Вид», где расположилась кнопка с названием «Перейти в другое окно». По нажатию на нее у вас откроется список открытых файлов в одноименном приложении. Просто кликните на название нужного, чтобы сделать его активным.

В принципе то же самое можно сделать на обычной Панели задач, кликнув на значок приложения. Но кого-то может отвлекать лишняя анимация в Windows, особенно если открытых окон действительно много. Поэтому «сухой» список с названиями открытых документов может оказаться более удобным.

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы были участником семейного скандала, который до сих пор никак не выходит из головы. Знакомо? Два события рядом и оба важные. И как сохранить ясность сознания на совещании после всплеска эмоций?

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ

Уметь управлять своим вниманием важно и от умения управлять вниманием зависит качество жизни человека. Там где внимание, там и жизненная энергия. Чем шире охват внимания, тем больше возможностей имеет человек.

О значимости внимания можно продолжать до бесконечности. Разберем то, как можно научиться быстро переключать внимание между разными видами деятельности.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше.

Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются.

Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс.

Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» – то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» – то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70–80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов).

Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова – какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15–20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.).

Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» – несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций.

В итоге количество сенсорной информации переходит в качество – хоть вешай табличку «все ушли на фронт» – в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор – расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

КАК БЫСТРО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ

У гештальт-терапевтов есть такое выражение «будь с этим». Это означает не бороться с теми эмоциями и мыслями, которые все время идут по кругу, а позволить им просто быть, отпустить процесс. И следующее – это придать важности тому, что происходит именно сейчас, находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

Замечу, что важность текущего момента не должна зашкаливать. Если придать сверх много важности, тогда она начнет работать во вред.

Если брать пример с совещанием, то необходимо позволить эмоциям и мыслям о скандале быть, и при этом придать важности совещанию, на котором вы находитесь. После совещания вы сможете опять вернуться эмоционально и мысленно к скандалу, но именно сейчас идет совещание и это важно сейчас .

И это работает с любой деятельностью. Например, важно быть полностью и телом, и мыслями, и эмоциями на свидании, при подписании договоров, на экзамене и т.д. Все остальное уже случилось или к нему можно будет вернуться позже. Но всегда важно только то, что происходит именно сейчас.

Также необходимо отдаваться любому процессу полностью и понимать, где начинается один процесс и заканчивается другой. Отдаться полностью – это, например, отключить телефон или отложить в сторону все посторонние вещи, которые никак не связаны с текущим процессом и могут отвлекать. Понимать, где начинается и заканчивается процесс – например, у собрания есть установленное время начала и конца собрания, все остальное время – это другие процессы, у скандала есть начало и конец.

Если сложно определить начало и конец события, тогда обратите внимание, где находится физическое тело и что находится радом с физическим телом. Например, если сейчас рядом или по телефону (скайпу и т.д) нет тех людей, которые были на совещании, то сейчас идет какой-то другой процесс, деятельность, но не совещание.

Таким образом, чтобы быстро переключить внимание, необходимо:
1) Если мысли и эмоции вас отвлекают, мешают сосредоточиться и не дают переключить внимание, позвольте этому быть. Просто отпустите контроль.
2) Придайте значение «важно» тому, что происходит именно сейчас или тому, чем в самом скором времени необходимо будет заняться.

И отдавать себе отчет о том, какой именно процесс (деятельность) идет именно сейчас и где его границы.

Обычно такой способ переключения внимания осваивается довольно быстро и легко. Результаты великолепны.

Психотерапевт Ушакова Юлия Николаевна