Таджикистан – наследник государства Саманидов, а сами таджики – прямые потомки арийцев. Крушение Саманидов(5) История саманидов

Таджикистан – наследник государства Саманидов, а сами таджики – прямые потомки арийцев. Крушение Саманидов(5) История саманидов

Саманиды происходили, видимо, из Балхской области (на территории современного Афганистана). Родоначальник династии, Саман, принял ислам. Его внуки Нух, Ахмал, Йахйа и Ильйас выдвинулись на службе у халифа и по его распоряжению наместником Хорасана были назначены правителями четырёх областей: Самарканда, Ферганы, Шиша и Уструшаны, Герата. Главой рода считался старший из братьев, Нух. После его смерти ему наследовал второй брат - Ахмад. Он сумел собрать все саманидские земли под своим руководством и получил от халифа «диплом» на управление государством, которое только номинально подчинялось халифату.

Позднее Саманиды претендовали на своё происхождение от Сасанидов.

Саман-худа Асад ибн Саман

Нухибн Асад 819-842

Ахмад ибн Асад 819-864

Йахй ибн Асад 819-855

Ильйас ибн Асад 819-856

Наср I ибн Ахмад 864-892

Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад 892-907

Абу Наср Ахмад 907-914

ал-Амир ас-Саид Наср II 914-943

ал-Амир ал-Хамид Абу Мухаммад Нух I 943-954

ал-Амир ал-Муайййад Абд ал-Малик I 954-961

ал-Амир ас-Садид Мансур I 961-976

ал-Амир ар-Ради Нух II 976-997

Абу ал-Харис Мансур II ал-Мустансир 997-999

Абд ал-Малик II 999

Абу Ибрахим Исмаил 999-1005

Государство уничтожено Караханидами и Газневидами.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 566-567.

Саманиды были первой местной династией после арабского владычества. Четверо внуков основателя династии Саман-Хода были награждены Аббасидским Халифом Эль-Маммуном провинциями за верную службу. Нух получил Самарканд, Ахмед- Фергану, Яхья - Шаш и Ильяс - Герат.. Сын Ахмеда, Наср, в 875 стал наместником Маргианы,но это был его брат и наследник Исмаил(892-907), кто сверг Саффаридов в Хорасане (900) и Зияддитов в Табаристане, установив свой контроль над Средней Азией и Ираном со столицей в Бухаре. Но с середины Х века Саманидская власть постепенно ослабевала, экономически из за потери торговли с севером и политически из за борьбы с каолиции мятежных феодалов. Ослабев они уже не были способны сдерживать усиливающихся тюрок и в попытке удержать хотя бы номинальный контроль Нух II (976-997) назначил бывшего раба-тюрка,Себуктигана наместником Газны,а его сына Махмуда, наместником Хорасана.Однако тюрки Караханиды,оккупировавшие к этому времени междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи объединившись с Махмудом свергли Саманида Мансура III и захватили Хорасан..Бухара пала в 999 , а последний Саманид Исмаил II после 5 лет борьбы сГазневидом Махмудом и Караханидами был убит в 1005.

Культура при Саманидах

При слабо централизованном феодальном режиме Саманидов их земли процветали,особенно развилось индустрия и торговля, о чем говорит использование Саманидских серебрянных монет во всей Южной Азии. Cамарканд и Бухара стали признанными культурными центрами где процветала персидская литература,образцами которой являются поэты Рудаки и Фирдуоси,также цвела философия и история.Это было временем основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была керамика из Нишапура и Самарканда, где в это время появляется новая техника обработки керамики, позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать ее глазурью.Вазы и тарелки были основной продукцией,они были украшены стилизованными Сасанидскими мотивами;всадниками, птицами, львами, а также арабской каллиграфикой. Процветало литье из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода,однако мовзолей Исмаила Саманида(907) все еще стоит в Бухаре показывая оригинальность архитектуры этого периода.

Материал перепечатывается с сайта http://campus.northpark.edu/

Далее читайте:

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Денежная единица Дирхам Площадь 2,850,000 км² Население 10,000,000 Форма правления монархия Династия Саманиды Страны сегодня Официальный язык персидский и арабский Эмир до Яхья ибн Асад - Исмаил аль-Мунтасир История Основано - Саман-худат до . Наибольшего могущества достигло при - Исмаил Самани Преемственность ← Аббасидский халифат Газневидское государство →

Саманидское государство (перс. امارت سامانیان ‎; Davlat-i Sāmāniyān ) - государство , существовавшее в Средней Азии в -999 годах . Правящей династией были Саманиды . Столица государства - Бухара . Правление Саманидов ознаменовало новый период в истории «Иранского культурного континента» известный под названием «Иранская Интермеццо» длившийся с IX по XI века и характерной особенностью которого было приход к власти, после 200 летнего арабского господства, коренных ираноязычных династий и возрождение персидского языка и культуры.

История

Саманидское государство образовалось в ходе распада Аббасидского халифата . Основателем государства Саманидов считается Исмаил Самани ( -), хотя земли Хорезма и Фараруда отложились от Халифата несколькими десятилетиями ранее - в 819 г. н. э..

Предыстория

В составе государства Саманидов

Подобно другим царствам в составе державы Сасанидов, восточные провинции пользовались достаточной самостоятельностью: имели свою родовую аристократию, армию и внутреннюю политику. С началом Ирано-византийской войны (602-628) внимание шахиншаха редко обращалось на восточные провинции, вследствие чего последние пользовались большей самостоятельностью. После смерти Хосрова II Парвиза и начала «императорской чехарды» отдельные представители местной аристократии пытались принять участие в борьбе за престол шахиншаха (так, глава Хорасана Фаррух-Хормизд пытался склонить Азармедохт к династическому браку). Последний шахиншах Сасанидов, Йездегерд III , искал укрытия именно в восточных провинциях (в Мерве), где и был убит. Последующие полвека (до завоевания арабами в 705-720) области, составившие ядро будущего государства Саманидов, сохраняли самостоятельность. [ ]

В составе Халифата

Области, составившие ядро государства Саманидов, были присоединены к Халифату в ходе арабского завоевания Средней Азии . Вследствие удалённости от административных центров власть халифа здесь никогда не была прочна; её подрывали мятежи своевольных военачальников (мятеж Кутейбы ибн Муслима), восстания местного населения (отпадение от ислама в 720-х, восстание Муканны , восстание Рафи ибн Лейса), гражданские войны (восстание рустаков в 720-х, гражданская война 730-х, третья фитна) и вторжения соседних государств (Тюркского каганата в 720-х, Тюргешского каганата в 730-х и 740-х). Таким образом, более 2/3 всего времени нахождении в составе Халифата земли восточнее Ирана пребывали в состоянии той или иной войны. .

Саманидское правление в Герате (819-857)

Саманидское правление в Вараруде (819-892)

Окончательное объединение и начало рассвета (892-907)

Промежуточный период (907-961)

Упадок (961-999)

Тюркский полководец, служивший Саманидам Синан ад-давла Бегтузун был наместником в Хорасане , Самарканде , Кеше и Худжанде с 976 по 1024 годы. Саманидский эмир Мансур назначил его наместником Хорасана. Преемник и сын Себук-тегина Махмуд Газнави вытеснил Бегтузуна из Нишапура, после чего Бегтузун в союзе с другим сановником, Фаиком, низложили саманида Мансура и в начале 999 года возвели на престол в Бухаре его брата Абд ал-Малика . Свержение вельможами государя говорило об упадке власти Саманидов.

Попытки Исмаил аль Мунтасира воскресить Саманидскую державу (1000-1005)

Культура

При централизованном государстве Саманидов их земли процветали, особенно развились ремесленное производство и торговля, о чём говорит использование саманидских серебряных монет во всей Центральной Азии. Литературными центрами в саманидском государстве были Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур и др. Но законодательницей мод в поэтическом мире была Бухара, - бухарские правители приглашали ко двору лучших стихотворцев. Самарканд и Бухара стали признанными культурными центрами, где процветала персидская литература . При Саманидах наука, искусство и культура таджикского народа достигла высокого уровня. Государство Саманидов просуществовало более 100 лет мирной жизнью, что способствовало расцвету в нём городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки , создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» А. Фирдоуси , великий учёный-энциклопедист и мыслитель, географ, астроном и математик Аль-Бируни и всемирно известный персидский учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. Расцвели философия и история. Это было время основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была новая техника обработки керамики из Нишапура и Самарканда , позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать её глазурью. Основной керамической продукцией были вазы и тарелки, украшенные стилизованными сасанидскими мотивами: всадниками, птицами, львами и арабской каллиграфией . Процветали литьё из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода, однако мавзолей Исмаила Самани (907) всё ещё стоит в Бухаре, показывая оригинальность архитектуры этого периода.

Культурная и религиозная ситуация

Введя жёсткую миссионерскую деятельность, Саманиды распрастронили ислам глубоко в Центральной Азии. После несколько удачных походов на север против тюркских кочевников более 30 000 тюрков перешли в ислам, а затем в период Газнавидов еще 55 000. Массовый переход тюрков в ислам в конечном итоге привёл к растущему влиянию Газневидов, которые впоследствии правят регионом.

Экономической основой государства Саманидов были сельское хозяйство и торговля. Саманиды активно участвовали в торговле - даже с Европой, как свидетельствуют тысячи монет периода Саманидов, найденные в странах Балтии и Скандинавии.

Другим прочным вкладом Саманидов в историю исламского искусства является керамика, известная как "Саманидская Эпиграфическая Керамика": тарелки, чаши и кувшины, выпущенные в белом слипе и украшенные каллиграфией, часто изящно и ритмично написанной.

Учёные

Литература

Музыка

Население

В государстве Саманидов вместе с персоязычным населением жило тюркское оседлое и кочевое население. В числе тюркских родов были карлуки, которые еще в VII веке образовали владение в Тохаристане. Первоначально карлукский племенной союз состоял из трех крупных племен. В 808-809 гг. карлуки участвовали в боевых действиях близ Самарканда.

Язык

Правительство

Структура

Характер политической власти при Саманидах

Экономика

Саманидские правители

Бухара Самарканд Фергана Чач Герат
Саман-худат
перс. سامان خدا ‎
(Персидский помещик из села Саман в провинции Балх на севере Афганистана , он прибыл в Мерв ко двору губернатора Омейядов Хорасана , Асада ибн Абдаллы аль-Касри, под влиянием которого из Зороастризма перешел в Ислам и служил правителю до своей смерти, Он был основателем династии Саманидов)
Асад ибн Саман
перс. اسد بن سامان ‎
Них ибн Асад
перс. نوح بن اسد ‎
819-841/2
Ахмад ибн Асад
перс. احمد بن اسد ‎
819-864/5
Яхья ибн Асад
перс. یحییٰ بن اسد ‎
819-855
Иляс ибн Асад
перс. الیاس بن اسد ‎
819-856
Ахмад ибн Асад
перс. احمد بن اسد ‎
819-864/5
Ибрахим ибн Иляс
перс. ابراهیم بن الیاس
856-867

Государство Саманидов

4. Государственное устройство и аппарат управления Саманидов

1. Усиление влияния местных феодалов в Мавераннахре и Хорасане

В конце VIII-го в начале IX-го вв. на обширной территории земель Аджама (в Мавераннахре и Хорасане) арабские правители халифата после неоднократных восстаний и попыток ввести свой язык были вынуждены разделить свое правление с местными феодалами, которые обладали высоким образованием и опытом управления. Таким образом, Аббасиды хотели приостановить стремление к независимости и в то же время опереться на местную знать в борьбе с народными восстаниями. Последнее восстание 806-810гг произошло в Самарканде под руководством Рофеъ ибни Лайса, к которому примкнуло население Ферганы, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганиана и Хутталяна. Восстание было подавленно с трудом.

Именно поэтому при правлении Халифов Мансура, Махди и Харуне ар-Рашиде (754-809гг) привлекались местные персоязычные феодалы из семейства Бармакидов и Саманидов, которые служили во дворце халифа в качестве визирей, и были назначены наместниками халифа в областях Хорасана и Мавераннахра. В это время среди населения распространяется шуубитское (антиарабское, иранофильское) движение которое было распространенно и среди персоязычной аристократии, которые подчеркивали свое культурное превосходство над арабами.

Однако по приказу халифа Харуна ар-Рашида, семейство Бармакидов вскоре было очернено, и все члени семьи, в том числе главный визирь Халид Бармакид, были казнены.

2. Государство Тахиридов и Саффаридов

Государство Тахиридов. Другой династией персоязчных феодалов была династия Тахиридов. Тахир ибн Хусейн был правителем Фушанжа, Гератской области. Он принимал участие в войне между братьями, сыновьями Харуна ар-Рашида в борьбе за трон Халифата. В 813 году Тахир захватил Багдад и способствовал возведению Мамуна на халифатский престол. В 821 году Мамун ибн Харун назначил Тахира наместником Хорасана.

Тахир правил из г. Нишопур (г.Машхад в Иране) столицы Хорасана всеми областями как независимый правитель. В 822г он даже отдал приказ не упоминать халифа в пятничной молитве.

Тахир во время своего правления стал вводить персидские обычаи и методы управления Сасанидского Ирана. Разрешал во дворце вести документацию на персидском языке, что не понравилось Халифу. Тахир правил всего 2 года и был отравлен по приказу халифа.

С 830г. правителем Хорасана стал другой Тахирид Абдуллах, который правил до 844г. Он продолжал дело отца и привлекал к управлению местных феодалов. Абдуллах ввел законодательство по использованию водопользования и построил новые каналы для орошения земель. Возрождая иранские традиции управления государством, Тахириды правили до 873г.

Государство Сафаридов. В IX-X в. для защиты границ Мавераннахра от нападения кочевников тюрков Арабским халифатом использовались войска газиев - борцов за веру. В отряде газиев служили братья Якуб и Амру ибни Лайсы, которые раньше были ремеслениками-медниками.(араб яз. - саффор).

В 861г. Якуб и Амру приняли участие в восстании жителей Сиистана против Тахиридов и одержали победу. Якуб стал правителем области и в течение десяти лет захватил ряд восточных областей халифата. Далее в 873г. войско Якуба разгромило войско последнего Тахирида и захватило г. Нишопур. Так Саффариды создали новое персидское государство в Хорасане, которое просуществовало до 900 года.

3. Возвышение династии Саманидов. Образование государства Саманидов. Исмаил Саманид и его заслуги

Родоначальником династии Саманидов был Самон Худот-дехканин (заминдор-феодал) из Балха, который служил в конце VIII в. во дворце наместника Хорасана. Его сын Асад и внуки Нух, Ахмад, Ильес и Якуб за верную службу Халифу в 819г. были назначены правителями областей Мавераннахра. Поэтому этот год считается началом правления Саманидов, которое продолжалось до 999г. Вначале главой династии был Нух ибни Асад (819-841гг), затем Ахмад ибни Асад (841-964гг), который передал власть своему сыну Насру (864-892гг).

Наср ибн Ахмад в 874г. назначает своего брата Исмаила ибн Ахмада правителем области Бухара, где молодой Исмаил (849-907г.) начал борьбу с разбойными шайками, беспокоившими жителей грабительскими набегами. За свои заслуги перед жителями Бухары (отменил трудовую повинность по ремонту Бухарской стены «Камипир девор» и временно освободил от налогов) он получил поддержку народа. Противоречия Исмаила с братом начались после того, как он перестал посылать часть доходов (около 700 тыс. дирхемов). Между братьями произошло два военных столкновения, первое в 886г окончилось временным отстранением Исмаила от власти, и второе в 888г - победой Исмаила, однако он не отнял у Насра престол, а добился экономической самостоятельности. Уважение брата Насра к поступку Исмаила возросло.

В 892г. Наср завещал трон Маверанахра Исмаилу.

Исмаил, став эмиром Мавераннахра, начал проводить независимую политику от Халифата. Провел реформы в государственном аппарате и в армии. Это не понравилось Арабскому Халифу. В борьбе с Исмаилом Халиф использовал другого таджикского правителя Хорасана Амра ибн Лайса, назначив его в 898 году эмиром Мавераннахра. Амр начал войну с Исмаилом.

В 900г. в решительной битве у стен Бухары Исмаил Саманид одержал победу над Амром Саффаридом. По сведениям историков Табари и Наршахи в войске Саманидов героизм в сражении проявили простолюдины Бухары. После этого земли Хорасана были присоединены к государству Саманидов. Мавераннахр и Хорасан, Северо-восточный Иран в начале X века вошли в состав государства Саманидов. Это были земли, где проживали предки таджикского народа, и историческая заслуга Исмаила заключается в том, что он сумел объединить в одно государство всех таджиков.

В 892-907гг. Исмаил был эмиром государства Саманидов. Его заслуги: 1)прекратил в стране беспорядки и грабежи 2) остановил грабительские набеги тюркских кочевников, 3) утвердил государственную независимость страны, 4) объединил таджиков Мавераннахра и Хорасана в единое государство.

В составе государства Саманидов было объединено 16 областей:

1. Мавераннахр: Согд, Кеш, Фергана, Уструшана, Чаганиан, Вашгирд (Файзабад), Хутталь, Бадахшан, Кумед (Рашт), Каран.

2. Хорасан: Нишапур, Мерв, Балх, Герат, Сиистан, Газна, Табаристан (северовосточный Иран).

4. Государственное устройство и аппарат управления Самани

Во времена правления династии Саманидов государственный аппарат управления делился на 2 главных государственных учреждения:

1. Даргах (дворец эмира)

2. Девоны (военно-гражданские министерства)

Хозяйственной и экономической деятельностью в основном занимались 10 девонов, главным из которых считался - Девон визиря - главы правительства

Главный визирь именовался «Ходжиби бузург» (великий хаджиб).

Во времена правления Насра II (914-943г.) страной управляли просвещенные министры - А. Джайхони (ученый географ, астроном и философ), Абдулфазл Балъами (ученый энциклопедист) и Утби (поэт, философ) которые благодаря эмирам Исмаилу и Насру II Саманидам внесли свой вклад в развитие государственности, таджикской культуры и науки.

В государстве областями руководили родственники из династии Саманидов или крупные земледельцы. Наряду с ними в каждом городе назначались «раисы» (главы) городов из числа местных феодалов. Главы исламского духовенства назывались «устод», впоследствии «шайхулислам». Жители государства Саманидов проповедовали Ханафитский толк суннитского мазхаба (течения) исламской религии.

5. Развитие экономики, ремесла и торговли

В IX-X экономика Саманидов опиралась на развитое сельское хозяйство, где государство собирало «харадж» (поземельный налог) с крестьян. Высокого развития достигло строительство сети ирригационных каналов и сооружений, которое широко использовалось для поливного земледелия. Значительное место занимали посевы зерновых культур, хлопка, который выращивали в Мервском оазисе и Зеравшанской долине. Большие площади занимали сады и виноградники, бахчевые культуры. Некоторые сорта фруктов и бахчевых славились за рубежом. В степных и горных районах развивалось скотоводство. Развивалось и горное дело. В Фергане добывали железо, олово, серебро, медь, ртуть, свинец, бирюзу… Как центры добычи горных пород были известны районы верховьев Заравшана, Дарваз, Бадахшан, где добывали золото, серебро, рубин и лазурит, которые продавались в соседних странах Востока. Возле городов Нисса, в Самарканде, Варахше, Душанбе (Шишахона) найдены стеклодобывающие цеха, где имелось большое количество парфюмерных и бытовых сосудов - чернильницы, туваки, парфюмерное и оконное стекло и т.д.

В городах развивалось ремесло и торговля. В ремесленном производстве увеличивается количество изделий из керамики с подглазурными росписями и орнаментом. В бытовой посуде встречаются надписи - катиба, такие как «приятного аппетита», «благополучие обладателю сего». Единственным городом, обеспечивающим бумагой все города Халифата в VIII -X вв. был Самарканд. Халифы заказывали и писали на самаркадской бумаге. Только в X в. секрет изготовления бумаги распространился по халифату.

С восстановлением торговых связей между странами Арабского Халифата, Китая и Европы, Саманиды увеличивали прибыль за счет купли и продажи товаров. Ярмарки- базары проводились по 10-20 дней в Бухаре и др. крупных городах. Чеканка монет в нескольких городах привела к росту денежного обращения. Во время правления Исмаила в финансовом обороте были следующие монеты:

Золотые монеты, котрые именовались «динар» и определялись по весу, золотой динар в основном был у крупных феодалов и торговцев и считался средством накопления.

Серебряные монеты «дирхемы». «Дирхемы» «мусаяби», «мухаммади», «гитрифи», «хоразми» служили основным средством обращения были средством платежа и сбора налога. Они различались тем, что чеканились в разных городах и имели разницу в содержании серебра. Были в обращении и черные монеты из меди - «фулус»- 24 монеты обменивались менялами на базарах на один «дирхем».

Исмаил распорядился отчеканить серебряные монеты - «дирхем», где было больше содержания серебра - эти монеты назывались дирхами «Исмаили». Они использовались как международная конвертируемая валюта в зарубежных странах Востока и Европы, о чём свидетельствуют археологические находки.

6. Расцвет науки и культуры в период правления Саманидов

В IX-X в. на смену восточно-иранским языкам - предкам таджикского (согдийского, тохарского, хотано-сакского и др.) в Хорасане и Мавераннахре распространился язык форси-дари, на основе арабского алфавита, на котором начали говорить и составлять государственные документы в Саманиде. При Саманидах таджикский язык того времени, называвшийся в письменных источниках фарси-дари (дворцовый), был принят в основном как государственный язык. Языку дари открылся доступ в области поэтической и прозаической литературы. Наряду с произведениями на арабском языке стало появляться все больше произведений на языке дари. Несмотря на то, что многие письменные произведения не сохранились до наших дней, можно утверждать, что достижения в области таджикско-персидской литературы в IX-X вв. были велики и были признаны во всех уголках арабского Востока.

В области таджикско-персидской литературы в X веке прославились своими творениями поэты А. Рудаки, Абумансур Дакики, А. Фирдавси, Абулхасан Шахид Балхи, Абушаккури Балхи, Робиа и др.

В области науки прославились ученые энциклопедисты Закарие ар Рози (в области медицины и химии, автор книг-энциклопедий «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине - 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов др. Абуали ибн Сино (в области философии, медицины и др., автор книг «Канон медицинской науки» (5 томов), «Книга знаний», «Книга исцелений» и др.), Абунаср Фараби (в области философии, автор трактата «О взглядах жителей совершенного города» и др.), Абубакр Нархаши, автор книги «Таърихи Бухоро» (История Бухары), Ибн Кутайба, автор книги «Китоб ул-Маориф» (Книга знаний) в области литературоведения и истории и др.

Абуабдулло Рудаки 858-941гг., основоположник таджикско-персидской классической литературы. Его именем назван один из районов республики и учреждена государственная премия. В 2008г. к 1150 летнему юбилею поэта в г. Душанбе был открыт парк и памятник А. Рудаки.

Абубакр Закариё ар-Рази (Разес - латин. яз.) (865-925гг) - ученый - энциклопедист, автор книг «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов.

Абубакр Наршахи (899-959гг) - ученый- историк, автор книги «История Бухары»

Абуабдулло Джайхони (914-922гг) - (годы службы визирем во дворце Насра II Саманида), известный ученый-географ, автор книги «Ашкол ул-Олам»(Форма земли).

Абулфазл Балъами (922-939гг) - годы службы визирем в период правления эмира Насра II Саманида, - прославленный просветитель эпохи,

Абуали Мухаммад Балъами (неизв. - 974) - сын Абулфазла Балъами, визирь в период правления эмиров Абдумалика I (954-961) и Мансура I (961-976) Саманидов, автор перевода на фарси-дари книги Мухаммада Джарира Табари «Таърихи Табари».

7. Завершение процесса образования таджикского народа

Формирование таджикского народа началось при государстве Сасанидов(224-651гг) и завершилось при государстве Саманидов (819-999гг).

В годы существования Саманидского государства сложились основные компоненты для образования таджикского народа:

1. Единая территория - государство Саманидов объединило исторические земли предков таджиков Мавераннахр и Хорасан.

2. Единый общегосударственный язык - в IX-X вв. на территории Мавераннахра и Хорасана действовал государственный язык форси-дари, объединяя Согдийцев, Тохаристонцев, Фарганцев и др. народы.

3. Единое экономическое пространство - на территории государства Саманидов сложилась единая экономическая жизнь, торгово-экономические отношения, валюта, налоги.

4. Единая культура и религия - распространение исламской религии суннитского мазхаба «ханафия» и таджикско-персидской литературы и науки в государстве.

таджикский саманид правление

Основные источники и литература

Гафуров Б.Г. Таджики. Книги 1и 2. - Душанбе, 1989.

Фрай Р. Н. Наследие Центральной Азии. - Душанбе, 2000.

Подобные документы

    Причины крушения государства Саманидов. Государство Караханидов и Газневидов. Бухара в начале 992 года. Государство Тюрков Сельджуков. Второе таджикское государство Гуридов. Нападение империи Чингисхана. Завоевание Средней Азии со стороны монголов.

    реферат , добавлен 24.02.2012

    Распад Хеттского царства. Процесс государственного образования в западной части Армянского нагорья. Усиление государства Урарту. Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту. Политические противостояния между Урарту и Ассирией.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    Источники коренных изменений в общественно-политической и культурной мысли таджикского народа. Просветительские взгляды А. Дониша и зарождение просветительства. Формирование движения джадидов. Их деятельность в Туркестанском крае и Бухарском эмирате.

    реферат , добавлен 02.03.2012

    Кризис римской республики. Начало политической деятельности и монархические тенденции в период правления Цезаря. Внешняя политика и реформы. Объединение римского государства. Римская империя в конце правления Юлия Цезаря. Оценка его системы управления.

    реферат , добавлен 26.07.2009

    Государственное устройство в период феодальной раздробленности и централизации власти в конце XII – середине XVI веков, а также в период сёгуна Токугава. Отличительные черты и особенности государственного устройства Китая и Японии в средневековье.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Образование древнерусского государства. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси. Органы управления и власти. Кризис российской государственности в период Смутного времени. Государственный аппарат Российской империи.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Великое княжество Литовское по форме правления. Ликвидация вассалитета феодалов и князей в отношениях с царской властью в первой половине XVI в. Рада и Боярская дума. Сеймы и земские соборы. Административный аппарат. Сословная структура правящего класса.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Основные периоды существования Франкского государства – возникновение, расцвет, распад. Значение отдельных личностей правящих династий. Характеристика основного правового источника салических франков – «Салической правды» и отдельных отраслей права.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2008

    Проведение Александром I реформ высших органов управления, финансов и образования. Предпосылки и ход восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Усиление централизации власти и введение цензурного устава в период правления Николая I, его внешняя политика.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2013

    Физическая культура в период возникновения феодализма. Рыцарское физическое воспитание. Рыцарские турниры. Состязания и игры феодалов. Физические упражнения сельского, городского населения. Наиболее характерные черты физической культуры эпохи Возрождения.

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

(875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане.

В период расцвета в 1-й пол. 10 в. включало Мавераннахр, Хорасан, Сев. и Вост. Иран. В вассальной зависимости от С. г. были Хорезм, Сейстан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазандеран). Внутр. политика Саманидов была направлена на укрепление центр. власти, создание сильного войска, прочной системы центр. и местных учреждений. Была создана система центр. ведомств (диванов) - всего 10. Наиболее важными были диваны: везира, казначея (мустауфи), нач. гвардии, почты и ведомство по составлению офиц. док-тов (диван ар-расаил). Хоз. частью ведал векиль, возглавлявший диван владений государя. Адм. учреждения на местах подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Жизнью городов, управлявшихся раисом, ведал центр. диван мухтасиба. Наместник Хорасана носил титул сипехса-лара (военачальника) и управлял из Нишапура всеми землями С. г. к Ю. от р. Джейхун (Амударья). Преобладала гос. собственность на землю и оросительную систему. Наиболее важными городами С. г. были Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв, Ургенч, Герат, Балх, Газни. В них складывались ремесл. организации. Развитие феод. отношений сопровождалось борьбой между местной иран. земледельч. знатью (дехканами), базировавшейся на мульковом (аллоидальном) землевладении, и служилой чиновной знатью, связанной с гос. землевладением и бюрократич. аппаратом. Все это вызвало обострение клас. борьбы, выразившееся в нар. выступлениях (крест. восстание в Табаристане (Мазандеране) в 913, движение горожан под рук. Абу-Бекра в Бухаре в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации деятельности различ. религ. сект и течений (шиитов, карматов и др.). С. г. поддерживало оживленные торг. связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью. Для С. г. характерен большой подъем культурной жизни; во всех значит. городах возникли мусульм. школы (медресе). Бухара славилась своей библиотекой. При дворе Саманидов творили Рудаки, аль-Фараби и др. деятели ср.-азиат. культуры. Развивались архитектура и строительство; широко известна расписная поливная керамика, т. н. афрасиабская (по месту нахождения лучших образцов на Афрасиабе в Самарканде). На основе одного из местных иран. диалектов выработался язык "дари", ставший гос. языком С. г. (этот язык фактически является "предком" совр. тадж. языка). Централизаторская политика Саманидов потерпела неудачу, и к кон. 10 в. рост феод. раздробленности привел к распаду С. г. Преемники Исмаила (892-907) вынуждены были уступить прикаспийские обл. и зап. часть Ирана династиям Алидов, Зийаридов и Бундов. В 914 возникло сепаратистское движение в юж. областях С. г. В 928-942 отряды Мардавиджа ибн Зийара отторгнули от С. г. Горган (Джурд-жан) и основали там гос-во Зийаридов. Хорасан несколько раз подвергался нашествию войск Бундов. В 962 саманидский полководец Алп-Тегин основал в Газни гос-во Газневидов. Находившиеся в вассальной зависимости от С. г. владетели Хорезма, Исфиджаба, Чаганиана и др. прекратили уплату дани. В 992 тюрки взяли Бухару, а по договору 996 к ним отошли все владения С. г. к С. от бассейна Зеравшана. В 999 тюрки вновь овладели Бухарой. С. г. распалось, и власть в Ср. Азии перешла к тюрк. гос-ву Кара-ханидов, а земли к Ю. от р. Джейхун (Амударья) были заняты гос-вом Газневидов.

Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск.

Государство Саманидов


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    - (875 999) государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1 й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в … Большой Энциклопедический словарь

    - (875 999), государство в Средней Азии со столицей в г. Бухара, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половины X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъёма до конца X в … Энциклопедический словарь

    - (875 999) феодальное государство с основной территорией в Средней Азии. Столица г. Бухара. Образование С. г. связано с распадом Арабского халифата и возвышением Саманидов (См. Саманиды), захвативших наместничество в Мавераннахре и… … Большая советская энциклопедия

    История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 150 до н … Википедия

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории Узбекистана

Государство Саманидов

в Центральной и Средней Азии

Выполнила: студентка I курса

кредитно-экономического факультета

группы КБИ-05

Ишмаметова Руфина Рашидовна

Проверила:

Доцент Озерова Н.Г.

Ташкент - 2002 г.

План реферата

1. Объединение Мавераннахра.

2. Образование государства Саманидов.

3. Исмаил Самани.

4. Центральное и областное управление при Саманидах в Мавераннахре в IX - X веках.

5. Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X веках.

6. Литература в Бухаре в X веке.

7. Наука при Саманидах в IX - X веках.

8. Архитектура, орнаментальная и изобразительное искусство при Саманидах в Мавераннахре.

9. Саманиды и ислам.

10.Караванная торговля.

11.Падение государства Саманидов.

1. Объединение Мавераннахра.

Саманиды, хотя формально подчинялись хорасанскому наместнику, однако, являясь наследственными владетелями отдельных областей Мавераннахра, заложили основу независимого управления. Во главе Саманидов первоначально стоял Нух ибн Асад - старший среди четырех братьев. Во внешних дипломатических сношениях он выступал как глава семьи. Его имя стояло на медных монетах Мавераннахра. После смерти Нуха в 841 году главой династии стал его брат Ахмад - эмир Ферганы, который задумал объединит в своих руках все владения Саманидов. когда в 856 году умер Яхъя ибн Асад, Ахмад передал его владения - Шаш и Уструшану - своему сыну Якубу. Другой его сын Наср правил в Самарканде и в 864 году занял место главы Саманидов. Он продолжил объединение земель Мавераннахра. В годы его правления (864 - 892) Самарканд превращается в центр большого государства, практически не зависимого от наместников Хорасана. Так, в 60-е годы IX века главные области Мавераннахра, за исключением Бухарского оазиса, долин Нахшеба и Чаганруда (Сурхандарья), вошли в сферу влияния Ахмада и его сыновей.

2. Образование государства Саманидов.

Падение династии Тахиридов в 873 году выгодно изменило положение в Мавераннахре. Появились благоприятные обстоятельства для образования единого независимого государства, и Саманиды их использовали для объединения Мавераннахра. Новая династия Саффаридов, захватившая власть в Хорасане, оказалась не способной удержать восточные области. Например, жители Бухары восстали против хорасанского наместника и изгнали его чиновников. Знать города обратилась к самаркандскому эмиру Насру ибн Ахмаду с просьбой прислать правителя из дома Саманидов. Наср отправил в Бухару своего младшего брата - Исмаила ибн Ахмада (874 г.)

Таким образом, в последней четверти IX столетия многие области Мавераннахра перешли в руки Саманидов, образовалась фактически независимое государство. Его первым верховным правителем стал Наср ибн Ахмад. В 875 году халиф официально признал его эмиром Мавераннахра и прислал в Самарканд специальный указ об этом. С этого времени Наср ибн Ахмад начинает чеканку серебряных монет (дирхемов) со своим именем, что являлось символом независимого нового государства.

3. Исмаил Самани.

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был способным, энергичным и очень проницательным правителем. Получив во владения эту часть Мавераннахра, он старался по-настоящему упрочить свою власть в Бухаре. Укрепив свои позиции, он под разными предлогами стал уклоняться от выплаты положенных налогов в казну государства, что, разумеется, не могло нравиться Насру. Между братьями возникла вражда. Однако Исмаил боролся не за престол Самарканда, а за экономическую независимость своего удела и окончательно добился этого в 888 году. В 892 году, после смерти Насра, он стал главой государства Саманидов, столица теперь была перенесена в Бухару.

Покончив с внутренними междоусобицами, Исмаил обратил внимание на соседние государства. В 893 году, собрав большое войско, он направляется походом на восток и, покорив город Тараз, наносит жестокий удар по кочевникам. В результате были прекращены постоянные набеги на земледельческие области Мавераннахра.

Усиление могущества государства Саманидов очень беспокоило Арабский халифат. Против Исмаила халиф хотел использовать наместника Хорасана Амра ибн Ляйса из династии Саффаридов. Халиф стремился столкнуть Амра с Исмаилом. Натравливая их друг на друга, он рассчитывал ослабить обоих, что было в интересах укрепления власти халифа в Мавераннахре и Хорасане. Военное столкновение произошло в 900 году и закончилось победой Исмаила.

Положив конец правлению Саффаридов в качестве наместников Хорасана, Исмаил стал фактически правителем всех восточных областей Арабского халифата. Багдадский халиф был вынужден признать огромное государство Исмаила и направить ему очередную верительную грамоту. Таким образом, в конце IX века Мавераннахр освободился от гнета Арабского халифата, и здесь образовалась крупное феодальное государство со столицей в Бухаре. Этим государством до конца X столетия правила династия Саманидов.

4. Центральное и областное управление при Саманидах

в Мавераннахре в IX - X веках.

С именем Исмаила Самани связана организация центрального и областного управления в саманидском государстве.

С точки зрения аббасидов такого государства не существовало, и правителя его они рассматривали лишь как своего наместника. Фактически же саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавшим по своей территории и богатству тогдашний халифат.

Саманиды именовали себя всегда эмирами, никогда не претендуя на титул “эмира правоверных”, который носили халифы. Однако некоторые восточные авторы, как например, Ауфи, титулуют так представителей династии Саманидов, в том числе и Исмаила Самани.

Во времена аббасидов, в период царствования халифов: Мансура (754 - 775 гг.), Махди (775 - 785 гг.), Харун ар-Рашида (786 - 809 гг.), Мамуна (813 - 833 гг.) - в халифате сложилась более или менее стройная система центральных ведомств (диванов) по управлению государством. Система эта, оформившаяся не без влияния персидских традиций сасанидской эпохи, имела немало недочетов, но в условиях малоразвитых феодальных отношений вполне удовлетворяла потребностям государственного управления обширными территориями халифата.

Проводя свои реформы, стремясь к установлению твердой центральной власти, Исмаил Самани построил государственный аппарат в духе упомянутой выше системы центральных диванов, внеся в нее некоторое упрощение и усовершенствование.

По словам В.В.Бартольда, “через всю систему восточномусульманской политической организации красной нитью проходит деление всех органов управления на две большие категории: на дергах (дворец) и диван (канцелярию)”.

В условиях феодального общества деление это, однако, носило во многом формальный характер, так как должностные лица дергаха вмешивались во многие стороны политической жизни.

Большую политическую власть осуществлял сахиб харас, или эмири харас, который был исполнителем всех приговоров саманидского эмира. Функции этого должностного придворного лица выходили далеко за пределы двора. В распоряжении сахиб хараса, согласно Низамульмульку, должна было быть 50 чубдаров (ликторов) - 20 с золотыми палицами, 20 - с серебряными и 10 - с деревянными.

Как и при дворах других феодальных государств Востока, а также и Запада, у Саманидов были стольники, кравчие, конюшие и др.

Очень важным и влиятельным лицом при дворе быль вакиль - заведующий всех хозяйством дергаха.

Центральное управление состояло из 10 диванов. Наршахи приводит нам их названия при описании площади Регистана, вокруг которой при Насре II (914 - 943 гг.) для них специально было выстроено десять зданий.

Главным из диваном был диван везира, или ходжа-и-бузурга. Он возглавлял все центральное управление государством, и ему были подчинены начальники остальных диванов. В условиях феодального общества при саманидах право занимать должность везира фактически закрепилось за тремя домами-династиями: Джейхани, Бал’ами и Утби. По установившейся практике, в случае отстранения везира, его преемник приглашался из другой фамилии.

Видное место в системе центрального управления занимал диван мустауфи - высшего финансового чиновника, ведавшего доходами и расходами государства. В распоряжении мустауфи, или, как его иначе именовали, хазинадар, состоял штат особых счетчиков, которые приводили в систему и ясность доходы и расходы государства.

Большим влиянием пользовался диван ар-расаил, или диван инша, называемый также диван амид-аль-мульк. Это было специальное центральное ведомство по составлению официальных документов. Через него проходили все важные государственные бумаги. Кроме того, диван ведал и дипломатическими сношениями с другими государствами. Не только при саманидах, но впоследствии и при газневидах, диван ар-расаил играл весьма существенную роль в политической жизни.

Немалое значение в системе управления, повидимому, имел диван шурат, возглавляемое сахиб шуратом. Это было ведомство по управлению саманидской гвардией. При скудности имеющихся у нас письменных известий затруднительно выяснить его отношение к хаджиб-и-бузургу, который, ведая дергахом, состоял при дворе и в какой-то мере являлся главой всей тюркской гвардии. Помощник сахиб шурата по хозяйственной части - ариз - производил выплату саманидскому войску жалования, которое выдавалось четыре раза в год, через каждый три месяца. Однако ариз не только ведал войсковой казной, но и следил за состоянием войсковой дисциплины, снаряжением, провиантом и фуражом. При аризе работала специальная канцелярия - диван-и-арз. Ее значение особенно возросло при газневидах.