Средний уровень владения языком. Уровни изучения английского языка: как определить качество своих знаний? Расширение словарного запаса при помощи синонимов

Средний уровень владения языком. Уровни изучения английского языка: как определить качество своих знаний? Расширение словарного запаса при помощи синонимов

Уровень английского В2 - четвёртый уровень английского языка в Общеевропейской системе CEFR , системе определения различных языковых уровней, составленной Советом Европы. В повседневной речи, этот уровень можно назвать «уверенным», например «Я уверенно говорю на английском языке». Официальное описание уровня - «выше среднего». На этом уровне студенты могут независимо работать в различных академических и профессиональных средах, общаясь на английском языке, однако диапазон их тем ограничен и речь передаёт не все нюансы.

Как определить, что вы знаете английский на уровне B2

Лучший способ определить, соответствуют ли ваши знания английского языка уровню B2 - пройти качественный стандартизированный тест. Ниже приведён список основных всемирно признанных тестов и соответствующих им показателей B2:

Что вы можете делать, зная английский язык на уровне В2

Уровня английского B2 будет достаточно для работы в международной компании на английском языке, более того, большинство профессионалов, использующих английский на работе в качестве не родного, владеют им именно на этом уровне. Однако уровня B2 может быть недостаточно, чтобы не упустить нюансы при обсуждении широких тем.

Согласно официальным инструкциям CEFR, учащийся, владеющий английским языком на уровне B2:

  1. Понимает основные идеи конкретных и абстрактных сообщений, включая обсуждение технических деталей в его профессиональной сфере.
  2. Может практически свободно и без предварительной подготовки обсуждать различные темы с носителями языка, не создавая дополнительных неудобств для них.
  3. Может составить понятный и детализированный текст на темы, которые ему незнакомы.
  4. Может описать впечатления, события, мечты, надежды и стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы.

Подробнее о знании английского на Уровне В2

Официальные заключения об знаниях студента разбиты на более мелкие подпункты для учебных целей. Такая подробная классификация поможет вам оценить собственный уровень знания английского или помочь преподавателю оценить уровень учащихся. Например, учащийся, знающий английский язык на уровне B1 , сможет делать всё, что умеет делать учащийся на уровне А2, и, помимо этого, следующее:

  • участвовать в рабочих совещаниях, отвечая на вопросы в рамках своих компетенций, заручившись поддержкой коллег.
  • обсуждать отношения, культурные нормы и отклонения от них.
  • говорить о личной и профессиональной жизни.
  • обсуждать свое образование, плюсы и минусы различных образовательных систем.
  • говорить о любимых книгах и давать рекомендации для чтения.
  • говорить о финансовом планировании, давать и получать советы о личном бюджете.
  • говорить об отношениях и знакомствах, в том числе об общении с людьми в социальных сетях.
  • посетить ресторан, заказать еду, участвовать в светском разговоре за ужином и оплатить счёт.
  • участвовать в переговорах в своей области знаний, заручившись помощью в понимании некоторых вопросов.
  • обсудить вопросы безопасности на рабочем месте, сообщать о травмах и объяснить правила и нормы.
  • обсуждать нормы вежливого поведения и адекватно реагировать на невежливое поведение.

Безусловно, прогресс будет зависеть от типа курса и конкретного учащегося, однако можно ожидать, чтобы учащийся достигнет уровня знания английского языка B2 за 600 часов обучения (общее количество).

Существует несколько подходов к определению уровня владения иностранным языком. Умение правильно определить свой уровень позволяет ставить перед собой разумные цели, правильно подбирать учебные пособия, объективно оценивать свои возможности при поиске работы или поступлении в учебное заведение.


Говоря об английском языке, чаще всего используют следующую классификацию:


0. Basic . Это ещё не уровень, это пока отсутствие даже элементарного уровня. Определение применяется к тем, кто начал учить язык, но о практическом использовании языка для каких- либо целей говорить рано.

1. Elementary . Если остатки школьных знаний позволяют понимать несложные надписи и с грехом пополам обмениваться с иностранцем какой- то информацией - значит, вы владеете английским на этом уровне. Иногда также выделяют уровень Upper-Elementary – минимум для простого общения на ограниченный набор тем.

2. Pre-Intemediate . Примерно такой уровень владения языка обеспечивает среднестатистическая российская школа при условии, что вы хотя бы иногда учили правила и выполняли домашние задания. Означает умение объясняться на несложные темы, знание основ грамматики и словарный запас для повседневного общения.

3. Intermediate . Уровень подразумевает умение грамотно изъясняться на иностранном языке, читать книги и смотреть фильмы с пониманием смысла, писать тексты на разные тематики почти без ошибок. Это примерно такой словарный запас плюс хорошая грамматика и разговорная практика.

4. Upper-Intermediate . Хорошее знание языка: большой словарный запас, доскональное знание грамматики (за исключением нюансов), и умение бегло, хотя и не идеально общаться.

5. Advanced . Владение языком почти как родным. Для достижения этого уровня необходимо не только упорное изучение языка, но и продолжительное его использование.


Эта шкала, хотя и является наиболее распространённой в России, имеет существенный недостаток – все понимают её по-разному. Тот уровень английского, который одним преподавателем считается Advanced, другим может быть воспринят всего лишь как Upper Intermediate. Даже количество уровней в этой классификации в разных источниках варьируется от трёх до восьми (в наиболее подробной версии к рассмотренным шести уровням добавляется Native Speaker – носитель языка, а уровень Elementary, как было ранее сказано, подразделяется ещё на два).

Более конкретной и внятной является современная европейская классификация, применяющаяся для определения уровня владения английским языком (и не только английским). Она была разработана в 1991 году на международном симпозиуме в Швейцарии с целью достижения взаимопонимания и облегчения сотрудничества преподавателей иностранных языков. Сейчас эта шкала широко используется в Европе при проведении экзаменов и тестов, составлении словарей и учебных пособий. Она включает в себя три уровня, каждый из которых содержит два подуровня.


A: Basic Speaker
A1: Breakthrough
A2: Waystage

B: Independent Speaker
B1: Threshold
B2: Vantage

C: Proficient Speaker
C1: Effective Operational Proficiency
C2: Mastery

A1 . Может понимать и использовать повседневные выражения и общие фразы для потребностей конкретного характера. Может представить себя и других, задавать и отвечать на простые вопросы о месте жительства, знакомых людях, принадлежащих ему вещах. Может немного общаться при условии, что собеседник говорит медленно и чётко и готов ему помочь.

А2 . Может понимать и использовать частые выражения для общения на часто встречающиеся темы, такие как личная информация, семья, магазин, местная география, работа. Общение заключается в простом прямом обмене информацией на эти темы.

В1 . Понимает смысл сообщений, связанных с регулярно встречающимися ситуациями на работе, в школе, на отдыхе и так далее. Может объясниться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть при путешествии в зоне распространения языка. Может составить несложный связный текст на знакомую тему. Может описать события, мечты, надежды и так далее, обосновать своё мнение и планы.

В2 . Понимает смысл сложных текстов как на конкретные, так и на абстрактные темы, в том числе и в своей профессиональной области. Общается достаточно бегло и непринуждённо с носителями языка без значительных усилий с какой- либо из сторон. Может написать чёткий подробный текст на широкий диапазон тематик, изложить свою точку зрения, указав недостатки и преимущества прочих мнений.

С1 . Понимает разнообразные сложные объёмные тексты, распознавая неявную информацию. Разговаривает настолько бегло, что поиск и подбор слов незаметен для собеседника. Может использовать язык гибко и эффективно для общественных, научных и профессиональных целей. Может составлять чёткий, хорошо построенный и подробный текст на сложные тематики, используя шаблоны организации и связующие средства языка.

С2 . Понимает практически всё, что слышит и читает. Разговаривает бегло, передавая различные оттенки значений даже в самых сложных случаях.

Приступая к изучению любого иностранного языка, всегда хочется иметь возможность отследить, как продвигается процесс и насколько быстро прогрессирует накопление знаний и приобретение коммуникативных навыков. Проще говоря - на каком вы уровне. Для этой цели разработана целая система. О ней и пойдёт речь в данной статье.

Как определяется знание иностранных языков?

Многие ошибочно полагают, что достигнуть определённого уровня знания языка - значит выучить какой-то, заранее оговоренный, объём слов. Например, для начального уровня нужно знать 100 любых слов, для среднего 1000… и так далее. Это в корне неверно. На самом деле каждый уровень состоит из совокупности навыков: лексических, грамматических, произносительных, речевых, слушательных, а также навыков письма и чтения. Всеми ими должен владеть изучающий иностранный язык, а разница между различными уровнями заключается в широте познаний и разнообразии умений.

Существует официально принятая классификация, созданная европейской организацией ALTE, занимающейся тестированием уровней владения иностранными языками. Данная классификация включает 6 уровней, расположенных по возрастанию: от практически нулевого до приближенного к носителям языка.

Уровни знания по ALTE

Рассмотрим эту общепринятую классификацию. Данная система уровней владения иностранным языком состоит из следующих ступеней.

A1 (Breakthrough) означает умение ответить на самые простые вопросы на иностранном языке, рассказать простейшими предложениями о себе и других людях, знать базовую лексику, понимать основной смысл сказанного, отвечать впопад.

A2 (Уровень 1) предполагает более чёткое и приближенное к носителям языка произношение, чуть усложнённые грамматические конструкции, знание лексики для рассуждения на отвлечённые темы, а не только о себе или текущей ситуации.

B1 (Уровень 2) означает свободное высказывание своих мыслей и идей, умение написать разные виды текстов, почти полное понимание чужой иностранной речи, минимальное количество грамматических и лексических ошибок. По завершении этого уровня можно начинать сдавать международные экзамены для подтверждения своего знания языка и получения сертификата.

B2 (Уровень 3) предполагает, что изучающий говорит не только почти без ошибок, но и использует всё богатство языка (пословицы, поговорки, идиомы, шутки и т. д.), понимает с первого раза почти всю услышанную информацию, может аргументированно и развёрнуто выразить своё мнение по широкому кругу вопросов.

Уровни C1 и C2 (соответственно, 4 и 5) означают овладение иностранным языком на самых совершенных уровнях, необходимых для проживания или работы за рубежом, свободного общения с иностранными бизнес-партнёрами и друзьями, работы в сфере переводческих услуг, писательства и журналистики на иностранном языке и другого профессионального применения таких навыков. Иностранец, владеющий высшими уровнями знания, мало чем уже отличается от образованных носителей этого языка.

От начального до продвинутого

Есть ещё одна классификация, которая частично совпадает с вышеприведённой. Эти названия уровней распространены больше, поскольку именно они используются авторами европейских учебников, в частности, по английскому языку.

Если вы решите учить с нуля этот язык и отправитесь на курсы иностранных языков, то первым учебником, попавшим к вам в руки, станет книга с надписью Beginner или Starter. Далее последуют ещё 6 уровней. Некоторые из них совпадают с классификацией ALTE. Полное и точное соответствие показано в таблице.

Ступени ALTE

Названия учебников английского

Beginner, Starter, Basic

Pre-Intermediate

Upper-Intermediate

Теперь рассмотрим подробно каждый из уровней. Мы сможете сравнить предлагаемое описание с собственными навыками и знаниями.

Начинающий, нулевой (Beginner, Starter)

С него начинаются все уровни владения иностранным языком. В данном случае - английским, но принцип оценки знаний в любом случае будет сходным.

Чтобы определить себя как начинающего, нужно обладать некоторыми умениями. Это подразумевает следующее:

  • называть своё имя, возраст и другие простейшие данные;
  • отвечать на соответствующие вопросы («Как тебя зовут?» и т. п.);
  • считать до 100;
  • знать алфавит, уметь называть буквы в любом слове;
  • понимать простейшие предложения.

Начальный, базовый (Elementary)

Переходим к следующей ступени, входящей в уровни владения иностранным языком. Здесь устные навыки значительно расширяются, и к ним добавляются письменные.

Самостоятельное говорение:

  • с простым и понятным произношением;
  • выражение своих чувств и мыслей в понятной для других людей форме;
  • рассказывание кратко о себе, другом человеке, своей семье и т. д.;
  • сообщение простых сведений на отвлечённые темы (погода, впечатление о прочитанном, объяснение ситуации, ответ на вопрос по тексту и т. п.)

Понимание чужой речи:

  • улавливание основной информации из учебного аудирования;
  • осознанное чтение коротких текстов, понимание основной идеи.

Базовый средний (Pre-Intermediate)

Продолжаем разбирать уровни владения иностранным языком. Если вы в своём изучении дошли до этой ступени, то при поездке за границу уже точно не пропадёте.

Что включает в себя базовый средний уровень?

Самостоятельное говорение:

  • с чётким, хорошим произношением;
  • с ориентированием в основных ситуациях (умение ответить на вопрос, поддержать беседу или сообщить, что вам непонятно);
  • с умением чётко высказывать свои мысли и чувства по различным поводам.

Понимание чужой речи:

  • различение звуков, интонации и ударения;
  • полное понимание смысла и идей текстов более сложных, чем на предыдущей ступени.

Навыки письма:

  • о себе, другом человеке, ситуации, впечатлениях;
  • написать открытку, личное и официальное письмо разных типов;
  • грамматически корректно строить и согласовывать предложения.

Средний (Intermediate)

Для этого уровня характерна совокупность всего, что было освоено на предыдущих ступенях, только теперь это доведено почти до совершенства. Грамматические конструкции и лексика, которыми владеет человек, уже достаточно сложные. Закрепляется навык составления различных типов текстов (ответ на личное и официальное письмо, поздравление, запрос, претензия, извинение и т. д.) и рассуждения на различные общественные темы.

Завершающий средний (Upper Intermediate)

Эта ступень замыкает уровни владения иностранным языком, которые в совокупности достаточны для полноценного и беспроблемного общения на любые темы. Неслучайно первые экзамены на получение сертификатов о знании языка начинают сдавать, как раз освоив эту ступень.

Если вы овладели завершающим средним уровнем, то умеете:

  • чётко доносить мысли до собеседника;
  • поддерживать диалог или дискуссию с двумя-тремя партнёрами;
  • верно использовать по ситуации официальный или неофициальный стиль;
  • делать сравнительно мало ошибок, уметь их сразу замечать и поправлять себя;
  • с первого раза понимать основные тезисы чужой речи и отношение к ним говорящего;
  • вести телефонный разговор;
  • понимать 95 % информации из текста и делать выводы о прочитанном;
  • употреблять простые и сложные синтаксические конструкции;
  • писать письма, отзывы, рецензии, резюме и т. п.;
  • использовать элементарные художественные приёмы при написании историй, сочинений.

Основной продвинутый (Advanced)

С этого уровня начинается углубленное изучение иностранных языков. Для данной ступени характерно всё то же, что и для предыдущей, а также добавляется ряд новых навыков. Продвинутый уровень означает:

  • ошибок должно быть по минимуму;
  • богатая речь, свободное использование и понимание идиом, пословиц;
  • знание реалий языка, узнавание многих цитат и аллюзий, которые хорошо известны носителям языка;
  • свободное чтение и слушание иностранных СМИ, просмотр кинопродукции с максимальным пониманием речи и ситуаций;
  • умение выразить свои мысли не только с помощью лексики и грамматики, но ещё интонацией и логическим ударением ;
  • свободное ведение дискуссий на общеизвестные темы;
  • написание разнообразных типов текстов, использование стилистических приёмов.

Профессиональный иностранный язык

Такой уровень владения не родным для человека языком - тоже интересное явление, но встречающееся несколько реже, чем способность разговаривать на общие темы. Само название этого направления подразумевает, что говорить (писать) на иностранном для человека языке необходимо для осуществления профессиональной деятельности. Чтобы осуществлять её успешно, необходимо знать язык на самом высоком уровне, а также владеть специфическими знаниями и навыками, связанными с использованием этого языка. Какие направления профессиональной деятельности могут быть задействованы?


Где учат языки?

Обучение иностранным языкам осуществляется различными методами.


Иностранные языки для детей

Школьное изучение не особенно эффективно, хотя продолжается порой на протяжении 8-10 лет. Изучаться начинает иностранный язык в начальной школе, обычно со 2 класса. Как правило, это английский.

В настоящее время популярно включение иностранного языка в программу дошкольного развития ребёнка (с 3-5 лет). Поэтому бывает, что к моменту начала изучения английского в школе некоторые дети уже владеют уровнем Starter или даже Elementary.

Согласно общеевропейской компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR), которая была разработана в конце 20-го века, владение иностранным языком принято делить на 6 уровней. В 2001 году Совет Европы принял решение использовать CEFR для оценивания языковой компетенции в любом языке, который изучается в качестве иностранного. Согласно системе CEFR, знания иностранного языка учащихся разделяют на 3 группы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 группы. Так выглядят уровни владения английским языком по шкале CEFR:

  • A - Элементарное владение (Basic User):
    • A1 - Уровень выживания (Survival Level - Beginner и Elementary)
    • A2 - Предпороговый уровень (Waystage - Pre-Intermediate)
  • B - Самостоятельное владение (Independent User):
    • B1 - Пороговый уровень (Threshold - Intermediate)
    • B2 - Пороговый продвинутый уровень (Vantage - Upper-Intermediate)
  • C - Свободное владение (Proficient User):
    • C1 - Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency - Advanced)
    • C2 - Уровень владения в совершенстве (Mastery - Proficiency)

В этой таблице вы сможете ознакомиться со всеми аспектами английского языка, которые изучаются на различных ступенях обучения. По вертикали расположены столбцы с видами речевой деятельности (Аудирование, Говорение, Чтение, Письмо), два крайних столбца отображают, какой грамматический материал и вокабуляр изучается на каждом этапе. По горизонтали приведены уровни обучения, от Beginner до Proficiency. На пересечении строки и столбца вы сможете найти описание того, какие навыки и умения формируются и развиваются на каждом этапе.

С помощью таблицы вы сможете определить уровень своих знаний и узнать, что вы будете изучать на каждой ступени обучения.

Щелкните по изображению, чтобы посмотреть таблицу уровней английского языка на русском, или на компьютер.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с каждым уровнем обучения, то предлагаем вашему вниманию статьи об уровнях обучения английскому языку.