Смешанный регистр певческого голоса. Выравнивание регистров певческих голосов

Смешанный регистр певческого голоса. Выравнивание регистров певческих голосов
Смешанный регистр певческого голоса. Выравнивание регистров певческих голосов

Трактовка классическая .

Регистр - это ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного ов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровое строение голоса разное у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра - грудной и головной (фальцет).

В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазон а, плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до . При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет . При этом расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцет ным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков.

Вплоть до 2-ой четверти XIX века певцы-мужчины пользовались в пении натуральными грудным и фальцет ным регистрами, сглаживая между ними переход. Позднее они стали использовать прием прикрытия, который дал им возможность найти микст овый регистр и обрести полноценное звучание на всем двухоктавном диапазон е. Под микст ом, или смешанным регистром, понимается регистр голоса, в котором отчетливо проявляется как грудное, так и головное резонирование.

В редких случаях устройство гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микст овый, и весь голос получает единорегистровое звучание.

В женском голосе присутствует три регистра - грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин более короткие, что создает предпосылки их смешанной работы в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок. Как правило, при переходе к верхней части диапазон а у женщин чистый фальцет не образуется, и работа складок остается смешанной.

Естественные регистровые возможности по-разному используются в различных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральный участок диапазон а. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазон а с сохранением в голосе как грудного, так и головного резонирования.

В разных типах голосов грудное и головное резонирование представлено неодинаково. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие - головное. Естественные границы регистров и местонахождение играют роль в определении типа голоса.

Стереотипные заблуждения .

Часто считают, что тот или иной регистр голоса существует, благодаря его (голоса) производству теми или иными ами. Грудной регистр якобы производится грудным резонатором, головной - головным, а смешанный микст овый - путем совместной работы грудного и головных резонаторов (отсюда выражение «смешивать резонаторы »).

В классической трактовке понятия «регистры» содержится фраза: «...работа складок остается смешанной». Исследования, проводившиеся в США, Италии, Японии, Австралии и ряде других стран мира однозначно подтвердили, что всегда работают в каком-либо одном «режиме», и такие режимы (состояния смыкания) не могут смешиваться между собой.

Трактовка наша .

Уже в классической трактовке наблюдается определенное объединение понятий механизма голосообразования с регистром. Классическое определение признает, что, несмотря на применение термина « », «резонирование», под одним и тем же способом звукоизвлечения понимается характер работы . Названия же регистров (грудной, головной, смешанный) даны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по характеру виброощущений певца во время производства звуков в том или ином регистре голоса.

Так при пении в «грудном» регистре отчетливо ощущаются вибрации в районе груди, однако этот факт совершенно не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называют «грудным голосом», создаются каким-либо грудным ом. Они создаются особым механизмом звукоизвлечения, о котором в классической трактовке можно прочитать: «…плотное смыкание напряженных позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра)».

В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Так соответствующий «грудному механизму» тип смыкания называют М1 (или «толстыми связками» по терминологии EVT). Существует также механизм М0, которому соответствует состояние смыкания, дающее непериодические колебания. Голос, звук, который при этом возникает, называют штробасом или «жареным» голосом (fry).

Очевидно, что в классическом вокале ни мужчины, ни женщины не применяют механизм М0.

Звуки «головного» регистра - аналогично, создаются совсем не «головным резонатором», это тоже определенный механизм смыкания и их состояние во время этого смыкания. Классическая трактовка называет такой вид работы фальцет ным механизмом, однако современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют фальцет ный характер. Это зависит от того, какое воздушное давление использует поющий, и как он может управлять объемом воздуха, используемым в вокале.

Аналогично, если петь звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то и в данном случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).

Звуки низкого регистра, исполненные с «придыханием», большой долей воздуха, сипловатостью, называют субтон ом. Хотя западная вокальная терминология оперирует в данном случае, вне зависимости от высоты звука, определением фальцет . Субтон , как и фальцет , традиционно не используется в классическом вокале.

То есть на участке, который принято называть грудным регистром, могут существовать несколько типов звукоизвлечения - расслабленные связки, толстые и жесткие. На участке же «головного» регистра - два, тонкие либо жесткие. Таким образом, «одинаковых способов звукообразования» много больше, чем об этом говорит классическая вокальная трактовка.

В «смешанном регистре» или микст е, непосредственный механизм голосообразования - М2, и состояние смыкания при этом - тонкое (но не жесткое!). Это также выяснено исследованиями с применением различной техники. Причем исследования проведены не только среди певцов, поющих классические произведения, владеющих исключительно классической вокальной техникой. В исследованиях участвовали вокалисты разнообразных вокальных стилей и манер, коими так богат сегодня современный вокал.

Так, например, выяснено, что «отчетливое проявление грудного резонирования» (см. классическую трактовку) связано вовсе не с существованием какого-то особенного, еще одного механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае удачной реализации певцом модификации резонансных полостей.

Прием прикрытия, о котором говорит классический вокал, является способом такой модификации, но не применяется в современном вокале, это прием исключительно для оперного, классического пения.

В современном вокале модификация резонансных полостей выполняется иным образом. Окончательным «продуктом» такой модификации является высокая форманта, получившая в англоязычной среде название twang. Когда вокалист умеет создавать в своем голосе ь twang, средние и даже высокие ноты голоса начинают звучать с «отчетливым проявлением грудного резонирования», хотя никакой «грудной » не участвует в создании такого звука.

Именно данная модификация резонансных полостей и приводит вокалиста (хоть классического, хоть современного) к получению «полновесного звучания», несмотря на присутствующий в основе генерации звука механизм М2, то есть тонкие связки, которые лежат и в основе звуков, считающихся «головными».

Поэтому говорить о наличии в «смешанном регистре» отдельного механизма звукообразования нельзя, физическая реальность выглядит иначе.

Существует также и механизм М3, к которому современная вокальная наука относит способ и состояние смыкания , при котором получаются высокие и сверхвысокие по частоте, но бедные по тембру звуки. Подобный механизм звукообразования (и регистр, соответственно) в классическом вокале получил название флейтового. Известно и другое название - свистковый регистр.

Механизм М3 характеризуется нахождением в растянутом состоянии, краевом смыкании, но, при этом, часть поверхности, которой соприкасаются между собой , не вибрирует. Таким образом, голосовая щель еще более уменьшена по сравнению с механизмом М2, поэтому становится возможным производство очень высоких звуков.

Итак, говоря о регистрах применительно к современному вокалу и разнообразию его стилей, а также звуков, используемых сегодня вокалистами, имеет смысл оценивать регистры певца с музыкальной точки зрения и говорить о нижнем, среднем или верхнем регистре голоса.

Если же имеется ввиду способ голосообразования, используемый для производства того или иного звука, понятие «регистр» становится неподходящим. Гораздо точнее можно передать информацию, если пользоваться градацией механизмов голосообразования (М0, М1, М2, М3), градацией состояния смыкания связок (расслабленные, толстые, тонкие, жесткие) или понятием вокальностей.

Например, уместнее вместо выражения «Когда я пою в грудном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в нижнем регистре на толстых связках (или механизмом М1)…». Слышимый результат в обоих случаях одинаковый - относительно низкие звуки с насыщенным тембром.

Но ведь может быть и другое выражение: «Когда я пою в нижнем регистре на жестких связках…», и слышимым результатом будет субтон (фальцет в западной терминологии).

Или вместо выражения «Когда я пою в фальцет ном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в верхнем регистре на тонких связках (или механизмом М2)…» Хотя слышимый результат может быть разным - если связки действительно «тонкие», то мы услышим такой звук, который принято называть «головным голосом», а вот если связки не «тонкие», а «жесткие» - мы услышим фальцет .

Аналогично выражение «Когда я пою микст ом…» стоит поменять на выражение «Когда я пою в среднем регистре…» Поскольку звучание «микст а» в современном вокале очень разнообразно и зависит от достигнутой степени модификации резонансных полостей.

Конспект занятия

Количественный состав: 15 человек.

Оборудование: компьютер, акустические колонки,плакаты, песня и фонограмма.

II. Тема занятия: «Регистры певческого голоса».

III. Тип занятия: комбинированное.

IV. Форма занятия: учебно-практическое.

V. Цель и задачи занятия.

Цель: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;

· познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;

· сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.

Воспитательные:

·воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;

·воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;

·воспитывать у детей чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.

Развивающие:

· развивать творческий потенциал воспитанников, восприятие;

· развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.

VI. Методы обучения:

· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации ;

· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога ;

· методы вокального обучения: концентрический, , показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

· VII. Структура занятия

VIII. IX. Содержание занятия

п/п

Этап занятия

Действия воспитанников

Особые отметки

Время

Вводная часть

2 минуты

Организация начала занятия

Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу.

Вход в класс. Приветствие друг друга.

2 минуты

Основная часть

38 минут

Введение в тему занятия

Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми.

Ответы детей на вопросы педагога.

2 минуты

Повторение изученного материала. Определение темы занятия.

Разгадывание детьми кроссворда по изученным ранее терминам и понятиям.

Ответы на вопросы кроссворда. Определение темы.

3 минут

Объяснение темы занятия

Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса».

Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.

10 минут

Физкультминутка

Игра «Что изменилось».

Участие в игре

5 минут

Вокальное развитие

Дыхательная и гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.

Работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.

18 минут

Заключительная часть

5 минут

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. Домашнее задание.

Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков.

Ход занятия

I.Вводная часть

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном еще осень, солнышко пригревает холоднее, и как вы думаете, что это значит? (наступает зима). Солнечные лучики мало стали приносить тепла, но все же у нас отличное настроение.

Педагог: давайте начнем наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже давно мы с вами знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?

Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.

Педагог: молодцы! А сейчас ответьте мне на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: Дыхание.

Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?

Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное . Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.

Педагог: И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и так именно звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».

Педагог: Что же это такое?

· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.

Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.

Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.

Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.

При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: В области груди.

Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.

Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.

Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети выполняют упражнение.

Дети: В области головы (лица, носа).

Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.

«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего

Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.

Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.

Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.

Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр - "штро-бас".

Песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского

Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или « », который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.

Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.

Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.

Игра «Что изменилось»

Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.

Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.

Дети встают для распевки.

Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1. Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

2. На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.

Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

3. Заключительная часть

Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?

Дети: Лучи.

Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.

Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.

Педагог: Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?

Дети отвечают.

Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.

Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.

Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!

Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.

Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?

Дети: Договорились.

Педагог: Спасибо вам за работу!

Педагог: До свидания!

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.

1. Определение «Регистр певческого голоса»

2. Основные регистры:

· грудной;

· головной – «фальцет».

3. Неосновные регистры:

· шумовой или «штро-бас»;

· «свистковый» или «флейтовый».

Используемая

1. Белоброва У. Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки //mar. ucoz. ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/

2. Млечко Т. А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www. arts. adygnet. ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-12.htm

3. Регистры голоса http://www. guitarvocal. ru/vocal8.html

Я не совру, если скажу, что это очень непростая тема , и в практическом смысле и тем более в письменно – излагаемом. Вот решиться написать статью на эту тему, стоило мне многих усилий. Потому что, не хочется написать какую-то херню, а действительно написать так, что б было хотя бы частично ясно, о чём я здесь толкую. С Вашего позволения, Я подойду немного издалека.

Сразу скажу, для тех, желает петь исключительно, что в эстрадном вокале нет ничего плохого, Я сам многих певцов эстрадников уважаю, но Вам эти знания с резонаторами не пригодятся или пригодятся, но совсем чуть – чуть.Объясню почему. В эстраде никто не пользуется головными резонаторами , потому что это не все умеют, это прерогатива исключительно образованных певцов, Вы можете на меня обижаться, можете писать мне обвинения в комментариях, но Я обязан был это сказать, потому что Я здесь у себя на блоге ху*ню писать не собираюсь. Я пишу только правду, и поверьте мне, что многие уважающие себя академические певцы выразились бы по поводу эстрадного вокала гораздо хуже. Эстрадным певцам нет необходимости мощно звучать, у них есть микрофон и звукооператоры, голос при этом может быть, как у комара.

Я мог бы написать, Вам, что ребята, заходите ко мне на блог Я Вас всему научу, но хрена лысого ребята, помочь Я Вам могу, натолкнуть на мысли, но научить Вас правильно звучать, словами не получится. Вот в живую, Мне кажется, можно и обезьяну научить петь, если она, конечно, захочет, но словами, увы! Всего не распишешь.

Так вот, ребята ещё раз прошу послушать, , вслушайтесь, как звонко и мощно он поёт, и он ко всему ещё не обладатель огромного голоса. Вот такие голоса способны разбивать стены звучанием, способны перекрывать оркестр, а самое главное, что они поют максимально свободно, они звучат как хрусталь, это же просто БОЖЕСТВЕННО блеать! Ну ладно, вроде высказался, а теперь к делу:

Вокал, как Я уже говорил, держится на трёх основах, это:

  1. со свободными в ней связками;
  2. И конечно это ;

И только тогда, когда всё будет работать, как часы, Вы будете петь как никогда , но если хотя бы одно условие не выполнено полноценно, тогда эффект будет минимальным, мягко говоря.

Почему:

Если, например, гортань зажата, то зажаты и связки, если зажаты связки, то звук не будет способным пробивать резонаторы, если резонаторы не пробиваются, то и связки полностью расслабить не получится и само собой ни резонаторы, ни гортань не заработают правильно, если не будет опоры звука.

Вы Меня простите, дорогие читатели, если Вам что-то не понятно, но описать это яснее в словах, просто невозможно, не зря, в конце концов, существуют вокальные школы, консерватории и т.д.

Если Вы, всё-таки решились постичь эту науку, если не полностью то хотя бы частично, то начинайте с раздела про опору звука, там самое главное.

А ТЕПЕРЬ ПРО ТО, КАК ПОПАСТЬ В ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР:

И так, если Вы нащупали опору, если научились расправлять диафрагму , что б удерживать в себе воздух, теперь следует обратить внимание на то, что б гортань была свободна и кадык опущен. Женщинам придётся представить, что у них есть кадык, и опускать гортань вместе с воображаемым кадыком, не смейтесь, но на моей девушке сработало аж бегом.

Теперь Нам надо представить, что воздушная струя попадает в лоб, и резонирует по всему черепу. От привычного, многим начинающим певцам пения вперёд себя, следует петь, как выражаются педагоги «воздушным столбом », т.е. петь вверх. Звук будет максимально звучащим, если воздух не будет просто вылетать большим объёмом через рот, он должен выходить минимально, через связки, что б Резонация связок была максимально свободной. Только свободные связки могут издать такую резонацию, которая пробьёт голову, иначе никак!

Что касается, упражнений, для попадания в голову, советую, старое как мир мычание на букве «М ». Мычите и слушайте резонацию в черепе, ловите это чувство, когда у Вас резонирует лицо. Но мычать следует, словно у Вас во рту что-то есть, допустим, небольшое яблоко, во рту должен быть «купол ». Нёбо должно быть поднято, гортань опущена, для звука должно быть много места.

Мне, например, очень помогли распевки на слог «МИ », вверх и вниз по мажорной гамме. Но самое важное в этих распевках и мычании не задирать гортань, не менять позицию, не тянутся за нотой, какой бы высокой она не была. Надо петь верха и низа в центральной позиции, так, как она самая естественная и свободная.

Е сли у Вас проблемы с диапазоном, Вам трудно петь высокие ноты, советую учиться петь в резонаторы и только так, потому что, когда резонация в голове будет достигнута, связки начнут расслабляться, диапазон увеличится, регистры голоса сгладятся. Так же, почитайте статью,, она как раз об этом самом резонировании в лице!

От себя добавлю:

Только тогда, когда у меня зазвучала, голова, когда Тодор Пановский научил меня звучать, Я в первый раз почувствовал себя певцом. В тот же момент Я понял, что до этого Я вообще не пел, а занимался калом, а не пением, так что ищите, не сдавайтесь, не зря вы пошли по дороге вокала. Оно того стоит, ищите!

И вот, вам очень важный совет: «СЛУШАЙТЕ МНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОПЕРНОГО ПЕНИЯ ». Всем известен, тот факт, что связки, когда Вы слышите пение, чьё либо, смыкаются автоматически на психологическом уровне, подражая слышимому голосу. То есть слушая хреновое пение, Вы автоматически учитесь петь хреново, а слушая классное пение, вы растёте с каждым прослушиванием.

Пойте и звучите, друзья мои не поддавайтесь моде, будьте сильными, будьте собой, слушайте своё сердце и других, постоянно сравнивайте и анализируйте.

Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо (см. определение Глиссандо) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.

Falsetto - Фальцет

Whistle Register - Свистковый регистр

Stroh bass - Штро бас

Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов. Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.

2. Фальцет .

Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше. Вот пример фальцета. Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.



Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.

4. Свистковый регистр.

Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре. Пример(Адам Лопес)

5. Штробас.

Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте", что придаёт голосу некоторую сексуальность, как показано ниже в примере номер 1:



Второй пример демонстрирует, как низко можно издавать звуки при помощи штробаса. Практического применения это почти не находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.

6. Inward singing - Пение на вдохе.

Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются на выдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.

Связки

Когда мы поём, то обычно не задумываемся о том, как наши связки издают звук. Моя преподавательница сказала бы "И правильно делаете!". Многие слишком зацикливаются, пытаясь подробно разобраться в том, что и как работает. Знать что к чему, хотя бы для общего развития, конечно необходимо, но не забывайте - мы не паталогоанатомы. Посмотрите на картинку (рисовал как мог, так что не ругайте):

Tongue - язык

Vocal cords - связки

Как видно из рисунка связки расположены довольно глубоко, поэтому чтобы к ним подобраться нужно очень постараться - одним зеркальцем тут не обойтись. Вот ещё одна иллюстрация гортани в разрезе. На английском голосовые связки называются vocal cords или vocal folds. Кроме истинных вокальных связок существуют и ложные вокальные связки - false folds.

Сами связки представляют из себя не самую красивую картину. Вот тут можно увидеть видео на котором сняты связки человека и то, как они работают в разных режимах. Говоря простым языком - две упругие складки вибрируют при смыкании, когда между ними проходит воздух.

Используем шарик, чтобы понять принцип работы связок. Сдавите шарик, но вместе с тем удерживайте пальцами края отверстия, чтобы воздух не выходил. Теперь слегка отпустите края отверстия чтобы воздух немного вышел. Поэкспериментируйте с краями отверстия, чтобы убедиться, какие разные звуки оно издаёт в зависимости от количества выходящего воздуха. То же самое происходит и с нашими связками – мы контролируем высоту и громкость звука подавая больше или меньше воздуха или растягивая (отпуская) связки. Самое интересное, что индивидуальность голоса зависит не столько от связок, сколько от всего вокального тракта. Если бы мы "вытащили" наши связки наружу, то услышали бы однообразный бесцветный звук.

Многие музыкальные инстременты работают по принципу колебаний мембраны. Например - та же русская гармошка. Когда гармонист растягивает меха, воздух втягивается в инструмент через клапаны, открываемые нажатием кнопок. Каджый клапан открывает своё отверстие, над которым находятся пара металлических язычков. Язычки колебаются под действием входящего/выходящего воздуха и издают звук. Высота звука зависит от размеров язычков - толщины, длины и ширины, а так же от материала из которого они изготовлены. Такая аналогия помогает понять принцип действия наших вокальных связок.

Опора

Что такое опора? Зачем она нужна и как её развить? В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы. Сперва – что такое опора? Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, позволяющей певцу петь свободно и не напрягаясь. Это ощущение приходит не сразу, а только с практикой, при условии, что вы правильно формируете звук, хотя, бывает, что у некоторых опора работает сразу.

Обычно именно ваш преподаватель говорит вам, что звук стал опёртым и просит вас запомнить физические и вокальные ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания. Мозг анализирует огромное количество информации и образует новые связи в соответствии с поступающими данными. Стоит закрепить неверный навык и он останется с вами надолго. Переучиться крайне сложно. Именно поэтому так важно в процессе обучения иметь рядом опытного педагога. В общем опору нужно рассматривать как совокупность ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии.

На самом деле ощущение опоры довольно субъективно и каждый ощущает её по разному. Большинство думает, что это столб воздуха поддерживаемый дифрагмой и упирающийся в нёбо. Многие считают, что опора – это напряжение дыхательных мышц, обеспечивающих необходимое давление на связки. Некоторые ощущают опору, как давление воздуха под связками – они рассматривают опору, как поток воздуха, удерживаемый связками. И, наконец, есть такие, которые считают, что воздух должен упираться в зубы. Таким образом разница в ощущениях приводит к различной терминологии. Некоторые говорят о опоре голоса, изолируя это понятие от опоры дыхания; другие считают, что это одно и то же. Что же мы имеем в итоге? У нас есть такие разные понятия, как акустическая опора, опора дыхания и опора голоса. Эта разница на самом деле основана на различии в способах звукообразования.

Итак. Зачем нужна опора в пении? Как и было сказано ощущение опоры облегчает работу гортани, увеличивает выносливость голосового апарата. Напряжение связок сводится к минимуму слаженной работой дыхательной и вокальной системы. В книге Дмитриева "Основы вокальной методики " описываются исследования этого эффекта с помощью рентгена. Был открыт один интересный факт. Ощущение опоры у опытных певцов всегда сопровождалось заметным сужением гортани прямо над связками! Рисунок ниже несколько схематичен, но принцип понять можно...

Этот интересный для нас факт можно использовать для развития опоры. Сужение гортани создаёт нечто вроде камеры с дополнительным сопротивлеинем и берёт на себя возможные нагрузки. Таким образом при правильном дыхании наши связки могут совершать колебательные движения без напряжения затрачивая минимум энергии на сопротивление давлению воздуха под ними. Другими словами нужно найти баланс между давлением воздуха под и над связками. Как это сделать? На практике можно используйте тот факт, что гортань слегка сужается, когда вы стонете или задерживаете дыхание. Попробуйте. Сделайте вдох диафрагмой и задержите дыхание как если бы вы собирались нырнуть на большую глубину. Расслабьтесь и выдохните. Чувствуете разницу? Попробуйте ещё. В конце повтрите вдох и с этой позиции начните петь.

Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у вас проблемы с интонацией, значит скорее всего виновата опора, а точнее её отсутствие. Если вы чувствуете, что вам хронически не хватает дыхания - это опять таки опора подвела. Если у вас быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте...то у вас отсутствует, либо слабо развита опора. Как видите - всё упирается в опору, простите уж за каламбур.

PS. Никакая книга не научит вас как опирать звук, обязательно консультируйтесь у педагога!

1. Основной регистр — самый удобный для пения,т.к его октава находится в привычном, речевом диапазоне.

2. Переход в ф альцетный регистр (головной)
Отступив вниз примерно на октаву от верхнего предела диапазона голоса – возникает так называемая переходная нота, соединяющая головной регистр с основным. Практика показывает, что поднимаясь до этой ноты, у вокалиста появляется заметное напряжение в голосе (ведь эта самая высокая нота при грудном звукоизвлечении) и в такой момент чаще поют только самим горлом (фальцетом), без работы диафрагмы, поэтому голос звучит не естественно и расходуется очень много дыхания и соответственно сил. Так уж устроены наши голосовые связки.

Упражнение:

Задача заключается в том, чтобы незаметно для чужих ушей пройти этот переход между двумя регистрами (основным и головным).
И чтобы этому научиться мы сейчас сделаем упражнение в котором нужно плавно и ровно проскользить голосом целую октаву (например, от ноты Ля до следующей Ля ), тем самым стараться спрятать переходную ноту сделав регистры похожими друг на друга.

Две ноты Ля с интервалом в октаву (3 струна 2 лад и 1 струна 5 лад):

Когда вы станете уверенно петь данное упражнение, переходите на следующие ноту по диапазону вверх, т.е от Ля-диез до Ля- диез через октаву (один лад на грифе гитары от каждой ноты, а значит 3 струна 4 лад и 1 струна 6 лад).

3. Переход в басовый регистр:
Отступив вниз на две октавы от верхнего предела диапазона голоса мы попадаем в басовый регистр и также наш голос ощутит следующую переходную ноту соединяющую два регистра (основной и басовый). Эта нота тоже будет звучать не уверенно и не устойчиво.
Делаем упражнение похожее на первое, только с заметно низкими нотами в голосе:

Пример:
От ноты Ми до Ми через октаву.