Сколько лет было великомученице варваре. О чем молятся святой

Сколько лет было великомученице варваре. О чем молятся святой
Сколько лет было великомученице варваре. О чем молятся святой

Имя святой великомученицы Варвары широко известно и почитаемо среди христиан всего мира. Её короткий жизненный путь был пронизан жестокими страданиями за веру и увенчан мученической кончиной, явив собой мужественный пример истинной любви к Богу. Об этом красноречиво свидетельствуют реальные факты из жизни святой.

Житие святой Варвары

В начале IV века в Илиополе Финикийском (территория нынешней Сирии) в богатой аристократической семье родилась девочка по имени Варвара. Это были времена царствования нечестивого императора Максимина, когда общество была опутано прочными сетями тёмных языческих нравов. После смерти матери воспитанием Варвары занялся отец Диоскор, убеждённый язычник и противник христиан. Он ревностно пытался передать дочери своё мировоззрение и вырастить её в духе идолопоклонства.

Познание Творца

Маленькая Варвара отличалась удивительной красотой и большой любознательностью. Когда она повзрослела, отец, стремясь уберечь девушку от посторонних взглядов и нежелательных влияний, построил для неё отдельный замок со множеством покоев, где Варвара должна была проводить день за днём, не имея никакой возможности выходить из затвора .

Так, находясь в полном уединении, девушке ничего не оставалось, как любоваться окружающим миром из окон замка. Ночью она с восхищением рассматривала сияющие звёзды на бескрайнем небе, а с наступлением утра перед её прекрасным взором вырисовывались очертания голубых гор, дремучих лесов, извилистых рек. Наблюдая с большим интересом, как весной распускаются листья, зеленеет трава, с трепетом слушая радостное щебетание птиц, Варвара каждый день думала о том, что за этой прекрасной реальностью непременно должен стоять Тот, кто сотворил этот мир и наполнил его дыханием жизни.

Вера в бездушных истуканов, в которой воспитывалась юная затворница, не могла удовлетворить её пытливый ум. Девушка хорошо понимала, что языческие боги не способны сотворить что-либо, т. к. сами созданы руками человека. Проводя в таких размышлениях бóльшую часть своего времени, Варвара упорно искала ответ на волнующий её вопрос . И вот, наконец, в один из дней таинственная Божья благодать коснулась её сердца, и Варвара ощутила незримое присутствие Того, о существовании Которого она столько времени догадывалась.

Начало христианской жизни

Тем временем слухи о необычайной красоте Варвары быстро распространялись, и многие состоятельные женихи изъявили своё желание заполучить молодую красавицу в качестве невесты. Диоскор этому радовался и наделся, что в скором времени его дочь благополучно выйдет замуж за богатого человека. Однако, на попытку отца обсудить предстоящее замужество Варвара ответила категоричным отказом связывать себя с кем-либо брачными узами решительно заявив, что собирается провести свою жизнь в девичестве.

Ошеломлённый от неожиданности Диоскор объяснил подобное поведение дочери её юным возрастом и длительным уединением. Поэтому решил немедленно исправить свою ошибку и позволил Варваре выходить в свет, надеясь на то, что общение с другими девицами и молодыми людьми будет способствовать положительным переменам в её сознании.

Дальнейшую судьбу девушки таинственно окормлял Божий промысел. Выйдя на свободу, Варвара в скором времени познакомилась с тайными христианками , которые раскрыли перед ней учение об Иисусе Христе, о Его земных страданиях, насильственной смерти и Воскресении. Варвара с радостью встретила весть о Спасителе, не сомневаясь в истинности христианской веры и твёрдо решив при первой возможности принять святое .

По благоприятному стечению обстоятельств Диоскор был вынужден на какое-то время покинуть страну. В это время его дочь познакомилась со священником , который прибыл из Александрии под видом купца. Он подробно изложил Варваре основы христианской веры, а затем крестил её. Окончательно став христианкой, девушка ещё больше утвердилась в намерении посвятить свою жизнь Богу.

Мученический венец

Уезжая, Диоскор начал строительство новой башни, в которой по проекту должно было находиться два окна. Святая Варвара отдала строителям другое распоряжение, требуя украсить строящееся здание тремя окнами в знак почитания Пресвятой Троицы. Когда отец вернулся из поездки и попросил, чтобы дочь объяснила ему мотивы своего поступка, она спокойно раскрыла перед ним главную причину такого решения, поведав учение о Триедином Боге .

Обезумевший отец, обнажив меч, в гневе набросился на родную дочь, желая немедленно убить её. Варваре удалось убежать и спрятаться в скале, которая по молитве святой чудесным образом перед ней расступилась. Ослеплённый яростью мужчина был полон решимости во что бы то ни стало найти беглянку. Встретив на горе двух пастухов, он узнал, что девушка спряталась в пещере. Отыскав наконец свою жертву, Диоскор в гневе избил несчастную и заключил под стражу , лишив какой-либо пищи.

Через некоторое время Варвара была отдана в распоряжение городского правителя Мартиниана, который являлся ревностным гонителем христиан. Напрасно он пытался убедить девушку поклониться языческим идолам, т. к. на все его попытки Варвара отвечала решительным отказом, стойко исповедуя свою веру. Тогда, по его приказу, юную христианку бросили в темницу и подвергли самым жестоким пыткам . Бесстрашная пленница терпеливо переносила мучения, стараясь заглушить физическую боль пением псалмов.

Ночью, в перерыве между истязаниями, в темницу к молодой исповеднице явился Сам Господь Иисус Христос . Он исцелил её кровоточащие раны и спросил, какую бы награду она хотела получить за свои страдания. Варвара кротко ответила, что целью всей её жизни является служение Пресвятой Троице, а её сокровенное желание состоит в том, чтобы всякий человек, стоящий перед лицом насильственной смерти и лишённый Таинства и Святого , имел возможность обратиться к ней с просьбой о помощи и заступничестве перед Ним.

Народ, ставший свидетелем страшных пыток Варвары, а также сами истязатели были чрезвычайно удивлены, увидев на следующий день юную узницу в полном здравии и без каких-либо следов предшествующих мучений. Под влиянием этого чуда в поддержку Варвары из толпы выступила христианка по имени Иулиания, которая также открыто перед всеми стала исповедовать Христа.

Обе девушки были немедленно подвергнуты самым изощрённым издевательствам, но ничто не смогло поколебать их веру. Господь тайно подкреплял своих верных чад, помогая достойным образом вынести все испытания. А когда с христианок сорвали одежду, по молитвам святой Варвары явился Ангел Небесный и покрыл их лучезарным одеянием. В конце своих мучений юные исповедницы были обезглавлены.

Палачом Варвары стал её родной отец . После совершённой казни Диоскора и Мартиниана незамедлительно настигло возмездие – они были поражены молнией и обращены в пепел.

Всеобщее почитание святой Варвары

После мученической кончины в 306 году тело святой Варвары было погребено в её родном городе Илиополе благочестивым Галентианом, который в знак памяти и глубокого почитания самоотверженной христианки установил церковь над её могилой.

Чудотворные мощи

В VI веке мощи великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Храм, в котором они хранились, стал прибежищем для тех, кто скрывался от преследований по обвинению в преступлениях и молился святой угоднице о защите и избавлении от насильственной смерти.

В 1108 году святые мощи перевезли в Киев , где они почивали до начала XX века в Михайловском Златоверхом мужском монастыре, основанном великим князем Святополком, в крещении Михаилом. По свидетельству историков, многочисленные эпидемии, периодически возникавшие в стране и массово поражающие народ, не проникали в стены святой обители, несмотря на большое количество паломников.

У раки с мощами святой Варвары многие люди получали чудесные исцеления . Некоторые верующие прихожане рядом со святыней раскладывали различные предметы – крестики, кольца, считая, что на этом месте вещи обретают целебную силу.

В начале XVIII века киевский митрополит Иоасаф написал акафист великомученице, который до настоящего времени поётся перед её гробницей.

В 30-е годы монастырь был разрушен большевиками, а драгоценная святыня передана в музей. Сейчас мощи святой Варвары по-прежнему находятся в Киеве, покоясь во Владимирском кафедральном соборе .

Иконы с ликом великомученицы

Существует большое количество икон с изображением великомученицы Варвары. Наиболее часто встречается два её образа:

  1. Образ святой угодницы с распятием в руке, которым она как будто благословляет молящихся.
  2. Образ, на котором святая Варвара держит Потир, символизирующий источник вечной жизни.

Следует отметить, что великомученица Варвара является единственной святой, запечатлённой с Потиром в руке. Подобные изображения со Святой Чашей можно встретить только на иконах святого Иоанна Кронштадтского.

Этот образ таит в себе глубокий смысл . Молитва Варвары великомученицы перед Святым Престолом имеет большую силу помогать тем, кто боится внезапно уйти из жизни без необходимой подготовки. Верующие люди обращаются именно к ней в надежде обрести особую Божью милость, дающую возможность перед переходом в жизнь вечную очистить душу покаянием и причаститься Святых Христовых Тайн.

Память Варвары Илиопольской отмечается Православной Церковью 17 декабря по новому стилю.

Незримая помощь

Ещё во время земной жизни святой Варвары Господь удостоил Свою избранницу Личным посещением и обетованием исполнить её заветное желание помогать людям. Совершив подвиг христианского самоотречения и приняв мученическую смерть, венценосная исповедница продолжает своё служение Богу и горячо молится за тех, кто нуждается в её помощи.

О чём молятся святой Варваре?

Со времён Крещения Руси великомученица Варвара стала одной из самых любимых и почитаемых святых на Русской земле. Огромное число верующих стремится припасть к её нетленным мощам в надежде получить помощь и исцеление. К святой угоднице обращаются с самыми различными просьбами, твёрдо веря в то, что она непременно поможет. Но чаще всего к великомученице Варваре прибегают с такими прошениями:

К помощи Варвары Илиопольской зачастую взывают люди, оказавшиеся в чрезвычайно сложных или опасных для жизни ситуациях , когда остаётся единственная надежда на настоящее чудо.

Во многих домашних можно найти молитвы святой Варваре великомученице. Их читают во время различных искушений, скорбей, душевных переживаний. Девушкам, находящимся в поиске суженого, помогает молитва святой Варваре о замужестве. Матери, по-настоящему заботящиеся о своих чадах, каждый день читают перед образом великомученицы молитву о детях.

Небесное покровительство

Существует определённая категория людей, которые являются представителями опасных профессий и ежедневно рискуют оказаться перед лицом внезапной смерти. Они нуждаются в особом покровительстве святой Варвары и должны как можно чаще возносить к ней свои молитвы.

С 1998 года святая Варвара официально является небесной покровительницей российских Ракетных войск стратегического назначения, которые были сформированы 17 декабря 1959 года и отмечают свой профессиональный праздник в День памяти великомученицы. А в 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитать святую Варвару, как покровительницу всех отраслей горной промышленности России.

Обращаясь за помощью к святым угодникам Божьим, необходимо помнить о том, что они являются прочной связующей нитью между человеком и Богом, и именно благодаря их молитвам люди получают просимое, т. к. Господь всегда слышит молитвы праведников. А чтобы не оказаться недостойными их небесного попечительства, необходимо прикладывать определённые усилия для собственного духовного роста и самоотверженно нести своё служение Богу и людям, как это всегда делала и продолжает делать святая великомученица Варвара.

17 декабря Святая Православная Церковь молитвенно воспоминает честные страдания невесты Христовой, славной великомученицы Варвары. Это престольный день Святогорской Лавры, один из приделов Успенского собора, которой освящён в честь угодницы Божией Варвары и мученицы Татианы. В День памяти святой предлагаем вашему вниманию слово похвалы Святогорского наместника славному подвигу невесты Христовой Варвары.

«Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная» (Тропарь, глас 8).

Так восхваляет Святая Православная Церковь ныне празднуемую память угодницы Божией, святой великомученицы Варвары, которая жила так далеко от нас по времени, но так близка к нам, когда мы молитвенно призываем её на помощь.

В начале IV века жила святая великомученица Варвара, и её мученический подвиг, это был как бы венец всему мученичеству, которое уже прекращалось, потому что заря нового христианского государства ― и Византийского, и Римского восходила над вселенной. Уже почти что перед окончанием гонений на христиан пострадала святая великомученица. И пострадала таким образом, что зачастую любящее христианское сердце с умилением взирало на её подвиг девственной чистоты и твёрдого мученического исповедания.

Город Илиополь ― местность теперешней Сирии, там находился этот город, тогда ещё населённый преимущественно язычниками. Но уже было проповедовано христианство, и множество христиан, хотя и тайно исповедовавших свою веру, жило в этом городе. Отец Варвары, который остался вдовцом, был язычником, и сама Варвара очень рано осиротела. Взирая на красоту своей дочери и ревнуя этой красоте неразумной ревностью родительской, он не хотел, чтобы красота эта была кем-то другим созерцаема. И отец соорудил для будущей великомученицы ― для своей дочери, башню, на вершине которой были её покои и комнаты, где она с одной лишь служанкой проживала.

«Она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы»

Неразумная родительская ревность и любовь сделали затворницу из великомученицы Варвары ещё с юности. Но всё это было, видимо, по промыслу Божию, потому что благодаря этому она не растлилась среди языческого общества. Пребывая в чистоте, в целомудрии, созерцая лишь красоту природы вокруг и только своего родителя, да служанку, она зачастую размышляла: «Кто же создал всю эту красоту (которая там ― за окнами, за стенами её добровольного затвора находится)? Кто же создал это прекрасное солнце, небо, эту природу?». И когда она спрашивала у служанки, та отвечала: «Боги, которых почитает твой отец». Отец же был идолопоклонник, который почитал не только идолов языческих, но и светила, сотворённые Богом: солнце, луну, воздавал им честь как богам. Но она, взирая на них, не понимала, как это медные идолы, которых почитает отец, могут создать этот мир, когда сами созданы руками художника? Как само солнце, которое подчинено определённому закону, который установил явно Тот, кто выше солнца, может быть почитаемо за Бога? Варвара зачастую задумывалась об этом, и так она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы.

В своё время преподобный Антоний Великий, который не умел читать и писать, когда к нему обращались и спрашивали: «Отче, откуда ты берёшь ту премудрость, которую проповедуешь», показывал одной рукой на небо, другой на землю, говоря: «Из красоты мироздания, из того, как всё премудро создано я познаю мудрость, величие и любовь Творца, и это есть источник моей проповеди». Так и великомученица Варвара, она сама себе проповедовала, умножая премудрость свою от видимых, сотворённых Богом, окружающих её творений.

И вот отец великомученицы Варвары решил обручить её и предложил ей избрать себе супруга для будущего замужества. Но полюбившая уединение, полюбившая размышления наедине, полюбившая девственную чистоту не хотела сочетаться браком. И даже когда отец стал настаивать, она строго сказала: «Если будешь понуждать меня к этому, то я лучше умру смертью, и не будет у тебя единственной дочери, но браком не сочетаюсь». И тогда отец пошёл на хитрость. Отъехав по делам своим на дальнее расстояние, он разрешил великомученице Варваре выходить из затвора и общаться со своими сверстницами, надеясь, что подруги, молодые девушки, говоря о молодых своих каких-то устремлениях, о своих женихах как-то и сердце Варвары расположат к этому. Уезжая, он заповедал рабочим построить баню, в которой должны были быть два окна в честь двух светил ― солнца и луны.

Принятие Святого Крещения

Но великомученица Варвара, умудрённая самим Богом, искала и подруг соответственно своей чистоте и своей премудрости. Она познакомилась с девушками-христианками, которые не только рассказали ей о Боге, но и пригласили пресвитера, который и крестил её там же, у неё дома. Выходя из купели крещения, она пальцем своим начертала на мраморной стене крест. И мрамор растопился под её пальцем как воск. А на мраморной ступени купели, из которой она выходила, отпечаталась её стопа в знамение силы Божией, которая почивала на сей избраннице Господней.

Ещё в XII веке игумен Даниил, ходивший по святым местам, пишет, что он в Илиополе видел и ту купель крещальную, видел и крест, начертанный на мраморе, расплавившийся как воск, и видел стопу великомученицы Варвары. Это впоследствии завоевания крестоносцев, сарацин, арабов разрушили эту святыню. А с IV до XII века эта святыня, знамение силы Божией, знамение святости великомученицы, пребывали во свидетельство всем.

И вот, возвращается отец и вдруг видит, что баня, которую он повелел соорудить с двумя окнами, сооружена с тремя окнами. Он призвал мастера и выговорил ему строго за нарушение его указания. И тот сказал: «Дочь твоя приказала сделать три окна». Призвал он и Варвару, со строгостью требуя отчёта, почему она нарушила родительское благословение? Она ему сказала: «Три лучше, чем два», ― и начала проповедовать о Святой Троице. Ревностный язычник вскипел от злобы и ненависти к своей родной дочери. Услышав, что она ― христианка, он в злобе и ненависти бросился на неё, но Варвара уклонилась от него и бежала от своего родного отца, который, казалось, так её любил и так ревновал, любя свою дочь. Она бежала не от того, что боялась наказания и смерти, она бежала как христианка, вооружённая премудростью. Она думала, что уклонится сейчас от истязаний отца, а он через какое-то время одумается, придёт в себя и будет опять таким же любящим отцом. Она как бы давала отцу время прийти в себя, раскаяться в мгновенной вспыльчивости, раздражительности, но не так-то было.

Гнев Диоскора был страшен. И тогда она, видя, что уже не успевает убежать от отца, взмолилась к Богу и скала, находящаяся перед ней, расступилась. Войдя в расщелину скалы, она скрылась от своего отца, и только пастух, видевший, как она скрылась, сказал догонявшему родителю на его вопрос, куда скрылась великомученица Варвара. Предание церковное и житие великомученицы говорит, что за то, что выдал Варвару отцу, пастух превратился в каменный столб. Отец же извлачил за власы свою дочь и с побоями влёк её домой. Но никакие уговоры и угрозы не могли поколебать её уверенности в истинности христианской веры.

Исповедание веры даже до крови

Тогда отец, по слову Священного Писания: « Предаст же брат брата на смерть, и отец ― детей» (Мк. 13:12) , ― отдаёт её на истязание градоначальнику. Страшные муки претерпевает великомученица Варвара. Её сначала бьют воловьими жилами так, что кровь окропляет землю, раны растирают волосами и черепками, затем привязывают на дереве, строгают когтями, бьют молотом по голове, отрезают ей девственные сосцы, и наконец обнаженную водят по городу на позор и поругание всем язычникам. Стыдясь своей обнаженной девственной чистоты, она взмолилась Богу, и Господь покрыл её, как мглою, неким облаком, скрывши её пречистое тело от нечистых взоров и от грязных помыслов. Не добившись раскаяния, видя, что её твердость и чудеса, творимые ею во время истязаний, привлекают многих сострадать ей, так что уже и люди обвиняли отца в жестокости, и одна из христианок, мученица Иулиания, воскликнула из толпы, обличая жестокость отца и градоначальника (за что тоже была мучима вместе с великомученицей Варварой, и вместе с ней и приняла мученическую смерть, только святая великомученица Варвара была влекома на казнь родным отцом), отец отсёк ей пречестную главу. А мученицу Иулианию казнил воин.

«Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею»

Но перед казнью своей великомученица Варвара испросила время для молитвы. О чём же молилась эта юная девушка? Может о том, чтобы с твёрдостью перенести страдания, или о том, чтобы Господь не лишил её Небесного Царствия, или о том, чтобы Господь естественный страх погасил ей перед страшными муками и кровавой смертью, кровавой казнью. Подумайте, о чём молилась великомученица Варвара? Она молилась о христианах, своих последователях, прося у Бога: «Господи, даруй, чтобы человек, который почитать будет моё имя, и почитать мою память сподоблялся христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин.

Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею. Помните, как Господь, на кресте вися, и терзаемый, и мучимый, говорил: «Отче, отпусти им: не вeдят бо что творят» (Лк. 23:34) ? Так и велкомученица Варвара ― её мучают, а она: «Господи, сподоби христиан скончать по-христиански житие свое, сподоби их причаститься Святых Христовых Таин». Конечно, такая молитва была услышана. И великомученице Варваре была дана Богом благодать ― избавлять от внезапной смерти, от моровых поветрий, сподоблять христиан христианской кончины, Святых Христовых Таин причастных.

Честные мощи святой великомученицы

Мощи святой великомученицы Варвары одним христианином города Илиополя были положены вместе с мощами мученицы Иулиании в драгоценные раки, над которыми, над местом их погребения, была построена церковь в честь великомученицы. Впоследствии мощи великомученицы были перевезены в Константинополь. А в XI веке князь Изяслав Киевский породнился с Византийскими императорами, взявши себе в супруги императорскую сестру ― Варвару, которая, уезжая в Киев из Константинополя, упросила своего брата, императора, дать мощи своей покровительницы, Варвары, как бы в приданое ей. И она привезла мощи святой великомученицы к нам на Святую Русь. Положены они были в Михайловском Златоверхом монастыре, который построил князь Изяслав, в крещении Михаил. Эти мощи лежали в этом монастыре до Батыева нашествия.

Когда было Батыево нашествие, и Михайловский храм был разорён, как и весь Киев, мощи великомученицы перед нашествием скрыли под ступенями лестницы, ведущей на хоры. После Батыева нашествия, после того, как Киев вновь возобновился как город из разрухи, из праха и пепла, мощи великомученицы опять обрели, и они так же возлежали в этом же Михайловском соборе Михайловского монастыря.

В XVIII веке было дивное исцеление, дивное чудо помощи великомученицы Варвары, явленное всем киевлянам. Город Киев и окрестные страны страдали от страшной моровой язвы, множество народа умирало. Ворота Михайловского монастыря были распахнуты для всех. Все люди входили, молились у мощей великомученицы Варвары, и в монастыре не умер ни один человек. И те, кто прикладывался, прося великомученицу Варвару о помощи, также не болели, а заболевшие получали исцеление. Такой же точно случай во время морового поветрия был и в 1780-м году, и во время холерного мора. И народ привык притекать к святой великомученице за помощью, зная, что она поможет, что она услышит.

«Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ»

В советский период, когда Михайловский монастырь был разрушен, мощи великомученицы перевезли в церковь святого апостола Андрея Первозванного. А когда в 1960-е годы при Хрущёве закрывали и этот храм, то мощи её перенесли во Владимирский кафедральный собор города Киева, который, к сожалению, сейчас находится в руках раскольников. И великомученица Варвара, мощи её святые, находятся в этом храме, захваченном раскольниками. Сегодня молимся великомученице Варваре, чтобы она не только моровые поветрия от нас отогнала, но самое главное, чтобы она уничтожила этот тлетворный раскол в нашем Отечестве. Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ.

А мы, братья и сестры, имеем счастье видеть перед собой икону великомученицы Варвары с частицей её святых мощей, которая была написана на святой горе Афон. Со святой горы Афон она привезена была графом Андреем Николаевичем Муравьёвым и подарена княгине Татьяне Борисовне Потёмкиной, потому что на иконе изображены святая великомученица Варвара и мученица Татьяна, покровительница Татьяны Борисовны. В изображение великомученицы Варвары были вставлены её святые мощи. А в изображение мученицы Татьяны княгиня Татьяна Потёмкина вложила фамильный потёмкинский золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Впоследствии эта икона сохранилась у стареньких монахинь, которые её передали в своё время владыке Алипию. Но уже не было мощевика у великомученицы Варвары, он был вынут. Не было креста и у мученицы Татьяны. Только ниша из-под креста находилась на иконе, вырезанная в дереве.

И вот владыка Алипий отдал эту икону на реставрацию, тогда схимонаху, сейчас схиархимандриту, Алипию в Никольское. Каково же было удивление, что когда владыка Алипий привёз эту икону, в этот самый момент одна из старых монахинь в богодельне отцу Зосиме в Никольском передала золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Когда их соединили, оказалось, что это, оказывается, тот самый крест Татьяны Борисовны Потёмкиной из этой иконы! Вложены были вновь мощи в изображение великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, и икона возвращена в нашу святую обитель…

«Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными»

Сейчас она лежит перед нами. Её писал Афонский иконописец. Держала её в своих руках Татьяна Борисовна Потёмкина, о которой святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Святая жена. Из рук она не выпускает Евангелие, а очи её всегда полны слёз покаяния». Это так отзывался о княгине великий святитель Церкви Христовой святитель Игнатий Брянчанинов. И чудом Господь, за молитвы великомученицы Варвары, сохранил эту святую икону и возвратил в нашу святую обитель, где мало-мало икон сохранено от старого монастыря. Потому что, когда обитель закрывали, то рубили иконы на дрова и топили окрестные сельсоветы и школы. А эту икону Господь сохранил. Значит, она благодатна. Сиянием небесной славы она осиявает сегодня душу и разум каждого из нас. Мощи великомученицы источают ту же силу исцелений, как и цельные её мощи, хранящиеся во Владимирском соборе. Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными.

Я знаю, братья и сестры, многих, которые почитали великомученицу Варвару и сподоблялись христианской кончины, даже день смерти был им открыт. Я знаю тех людей, которые носили имя великомученицы Варвары, и видел чудные их кончины. И один из случаев мне хочется рассказать. Когда я ещё был приходским священником, в Красном Лимане служил, однажды ночью, уже в двенадцатом часу приехали люди из села Ставки и говорят: «Там бабушка уже на «Божьей дороге», умирает, надо причастить». Но перед этим несколько случаев в епархии было, когда приезжали, забирали священников, якобы на требы, а потом избивали и даже убийства священников были, не только у нас в епархии, но и в других епархиях. Поэтому был циркуляр ― в ночное время на требы не ездить, а если ездить на требы днём, то обязательно с псаломщиком, с кем-то, не самому. И с одной стороны, ехать ночью на требу, всякие же случаи бывают, и я спросил:

Как бабушка, она до утра доживёт?

Ну, кто его знает, такая, слабенькая, ― говорят.

Ну, приедьте часа в три-четыре ночи, ― думаю, что если действительно так, то люди приедут. Но в тоже время, когда они уехали, я не мог найти себе места. Как это я, священник, пастырь, отказал в предсмертной требе душе, жаждущей этого. А если она умрёт без этого? Я не мог заснуть всю ночь, молился, просил Бога, чтобы Господь продлил время жизни этой старушки. И вот в четвертом часу утра приехали эти люди, и мы поехали с ними в Ставки.

Лежала сухонькая старушка в полной памяти. Лежала, крестилась, молилась Богу. И когда я пришёл, она говорит: «Батюшка, пока вас не было, мне явился ангел и сказал, что я два греха в своей жизни не исповедала, ― и назвала эти грехи. ― Один, как сейчас помню, что, ― говорит, ― невестка моя делала аборт, а я знала об этом и не воспрепятствовала».

И вот ангел явился, чтобы напомнить ей об этом грехе. Я её поисповедовал, сразу же причастил, потому что видел её слабость, начал соборовать, на соборовании она ещё сама поворачивала руки на помазание, но шестое и седьмое помазание уже пришлось руки ей поворачивать. После соборования начал читать канон на исход души. И на восьмой песне канона она тихонечко, как свечечка, потухла. Сразу же здесь была отслужена лития о упокоении рабы Божией. Истинно раба Божия ― в доброй памяти, исповедовав грехи свои, с любовью и стремлением к Богу, причастившись Святых Христовых Таин, пошла в вечность. А святые отцы говорят, что кто причастился в день смерти, тот мытарства проходит как молния, за честь Христовых Таин. Бесы даже не смеют прикоснуться и воспрепятствовать такому человеку, такой душе. Вот как высоко ― причастить человека, когда он при последнем издыхании на смертном одре. Недаром святая великомученица Варвара просила этой великой чести для всех нас. И как бывает, мы пренебрегаем этим великим Таинством. Бывает, призываем батюшку только тогда, когда уже человек умер, тогда считаем, что надо звать священника на погребение, а когда человек при смерти, забываем его причастить.

«Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин»

К сожалению, это так, братья и сестры. Я, когда служил на приходе, то за время служения несколько сот погребений у меня было, когда звали священника, и только по пальцам можно пересчитать сколько раз звали к умирающему, чтобы причастить его на смертном одре. Это великий дар Божий ― сподобиться причащения в день отхода в вечность, соединиться со Христом, идя ко Христу. Это великий дар, его нужно вымолить. И мы в сегодняшний день у великомученицы Варвары просим ни здоровья, ни успехов в учебе и в работе, ни благополучия в семейной жизни. Мы и так каждый день об этом просим. Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин. И молитва наша будет созвучна молитве великомученицы Варвары. И как Господь призрел на её молитву, исполнивши её, так Он в сегодняшний день призрит и на нашу молитву, и сподобит нас недостойных этой великой чести ― любви Своей, Святого Причащения. Аминь.


Святая Варвара Илиопольская (умерла в 306 году) — христианская великомученица. Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. В католической церкви святая Варвара относится к 14 святым покровителям. Люди обращались к ним в самые тяжелые минуты: например, при эпидемиях чумы. В католическом литургическом календаре отмечается День святой Варвары (St. Barbara"s Day) 4 декабря, в православной церкви память святой девы-мученицы совершается 17 декабря (4 декабря по старому стилю). Атрибуты святой - башня с тремя окнами, гора, потир и гостия. Города Санта-Барбара, названные в честь святой, имеются в странах Аргентина, Бразилия, Гондурас, Испания, Кабо-Верди, Коста-Рика, Мексика, Португалия, Сальвадор, США, Чили. Что говорит о глубоком почитании святой в разных регионах мира.


Краткое житие

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.

История мощей святой Варвары

В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского князя).

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в польский город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.

В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.

В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.

При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада) — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык), который с 1952 года служил в Канаде.



Роль святой Варвары в католицизме
(Материал взят с сайта, посвященного Чехии , и потому преимущественно относится к Чехии)

Не так давно 4-го декабря в Чехии традиционно отмечали праздник святой Варвары (Svátek svaté Barbory), который был предзнаменованием приближающегося Щедрого дня (сочельника). Так как этот день праздновался всего за два дня перед святым Микулашем, то во многих областях Чехии эти два праздника слились в один, и победил более известный Микулаш. В обоих случаях в эти дни люди в масках святых раздавали детям подарки.

Личность св. Варвары не была исторически документирована. Поэтому в 1969 г. ее исключили из списка католических святых. История девственницы-мученицы произошла, скорее всего, в VII веке. Именно в это время израненная девушка стала одной из самых почитаемых святых.

Примечание: самые ранние жития св. Варвары относятся к VII веку (подробнее в статье в Православной Энциклопедии), что и дало римскому папе, исключившему её из списка католических святых, имеющих общецерковное почитание, Павлу VI повод усомниться в реальности её существования. Однако у католиков исключение того или иного праздника в честь святого из списка общецерковных, не мешает отдельным общинам чтить этого святого как местночтимого. Поэтому до сих пор во многих католических странах (и протестантских кстати тоже) Варвару почитают как небесную покровительницу артиллерии и шахтёров.

Св. Варвара является покровительницей ремесел и многих профессий, включая шахтеров, которые посвятили ей много костелов, часовен и алтарей. Самый известный в Чехии костел св. Варвары находится в Кутна-Горе, городе серебряных руд.

В Польше святая Варвара в основном связана с шахтерами. Ее изображения и статуи можно найти не только в часовнях шахт, но и в домах горняков и костелах. Для всех работников горной отрасли 4 декабря является выходным днем.


Кроме того, св. Варвара стала заступницей всех, кто имеет дело с оружием. Поэтому ее образ часто можно увидеть на флагах. Также святая считается защитницей от смерти от молнии, ураганов и пожаров, покровительницей умирающих.

Святая покровительница артиллеристов


Покровительницей артиллерии, оружия и прочих вещей, связанных с огнём, святая стала благодаря описанному её Житии чуду - её мучители, включая родного отца были испепелены молнией, обрушившейся с небес. Шахтёры избрали её своей покровительницей по причине другого чуда из Жития - когда святая спасалась бегством от обезумевшего отца, то встретившаяся её на пути гора расступилась и укрыла мученицу в своих недрах. День св. Варвары, 4 декабря, отмечается как день артиллерии в армиях Великобритании, Австралии, Канады, Норвегиии, США.

Обычаи на день святой Варвары

В XIX веке в этот день в деревнях по домам ходили «Варварки» - женщины и девушки, закутанные в белые простыни. Лицо они могли прикрывать вуалью или фатой, чтобы нагнать страху. Белый цвет символизировал чистоту и невинность Варвары. В некоторых областях женщины посыпали себе лицо мукой и распускали волосы.

Две или три девушки ходили вместе. Одна из них несла в руке корзину с яблоками, орехами и сладостями: это были подарки для малышей. Другая несла метлу для наказания плохих детей. Перед домом они звонили в дверь или стучали в окно, тихо входили и пели песню о св. Варваре, угощали детей и шли дальше. Иногда дети должны были молиться, петь или рассказывать стихи для получения подарка.

Позже на день св. Варвары начали исполнять другой обычай: Варварки перестали надевать маски и ходить по домам, но традиция дарения подарков детям осталась. Ребенок оставлял вечером за окном тарелочку, а утром 4-го декабря на ней появлялись подарки от св. Варвары.

Теперь св. Варвару окончательно вытеснил св. Микулаш, а о старых обычаях уже мало знают даже сами чехи.

Интересные факты

В честь святой Варвары названо множество географических пунктов (Санта-Барбара), а также астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.

Святая Варвара изображена на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Святая Варвара является небесной покровительницей немецкого города Форст, изображена на гербе этого города

Святая Варвара изображена на гербе города Струмень в Польше.

Святая Варвара изображена на флаге и гербе посёлка Власиха в Московской области.

В Испании есть пословица Nadie se acuerda de santa Bárbara hasta que truena («Никто не вспомнит святую Варвару, пока не грянет гром», русский аналог — «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»).

Святую великомученицу Варвару Илиопольскую почитают как православные, так и католики. Ее лик изображен на гербах многих городов. В ее честь назван известный во всем мире курортный город Санта-Барбара, во всяком случае, так утверждают его жители.

За что почитают святую Варвару?

Святая великомученица Варвара Илиопольская была причислена к лику святых после того, как она за веру в Христа приняла мучительную смерть. Это произошло в 306 году. С тех пор день памяти Варвары Илиопольской отмечается православными семнадцатого декабря, а католиками — четвертого декабря. Что известно об этой святой? Об этом мы сегодня расскажем в этой статье.

Варвара Илиопольская, великомученица: житие (кратко)

Родилась Варвара в III веке в городке Илиополе, в годы правления императора Максимиана, в семье знатного и богатого аристократа Диоскора, который исповедал язычество. Чтобы оградить свою горячо любимую единственную дочь от христианского влияния, он построил для нее очень высокую башню, которую ей не разрешалось покидать без разрешения отца.

Познание мира

Шли годы, и девушка к шестнадцати годам превратилась в необыкновенную красавицу. Многочисленные богатые и знатные женихи мечтали жениться на ней, но ко всем претендентам на ее руку и сердце девушка была совершенно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали другие вопросы: ей хотелось постичь тайну возникновения мира, гармонию и красоту которого она могла наблюдать лишь из окна своей башни.

Ее не удовлетворяли ответы отца и многочисленных воспитательниц, которые утверждали, что все это создали многие боги, которым весь ее род поклоняется. Она много размышляла в уединении и пришла к мысли, что воду и землю, воздух и солнце создал единый творец, а не те боги, которых люди создали в своем воображении и поклоняются им.

Варвара категорически заявила отцу, что она отказывается от замужества. Ее ответ озадачил Диоскора, но не слишком огорчил: он решил позволить девушке общаться с молодыми представительницами ее круга. Он не терял надежды, что со временем непокорная дочь изменит свое решение. Однако затея отца имела обратный эффект: Варвара познакомилась с девушками, которые рассказали ей историю Христа и объяснили суть его учения.

Крещение

Втайне от отца Варвара приняла крещение, наполнившее ее и любовью к Богу и благодатью такой силы, что она приняла обет посвятить всю свою жизнь служению ему. Это известие привело отца в бешенство, и он хотел зарубить дочь своим мечом, но не стал этого делать. Он избил несчастную девушку и отвел ее к правителю Максимиану, заявив, что отрекается от нее и требует для отступницы самой страшного наказания, которого она заслуживает за свое решение. Император был поражен красотой девушки и пытался ее облагоразумить, но в ответ услышал, что Варвара не отречется от принятой веры.

Мученическая смерть

Девушку истязали в течение суток, ее тело покрылось страшными кровоточащими ранами. Но мужественная Варвара не отреклась от веры. Узнав о ее стойкости, еще одна горожанка призналась в принятии христианства. После страшных пыток обе девушки были обезглавлены. Палачом Варвары стал ее отец, который, по преданию, был наказан высшими силами: в него попала молния, оставив лишь кучку пепла.

История мощей

Мощи великомученицы Варвары в VI веке были перевезены в Константинополь. По православному преданию, царевна Варвара Комнина, которая была дочерью Алексея Комнина — византийского императора, в 1108 году перед отъездом на Русь обратилась к отцу с просьбой подарить ей целебные мощи великомученицы.

Ее муж, князь Святополк Изяславич, нареченный в крещении Михаилом, за год до этого построил в Киеве церковь из камня, в которую с почестями уложили мощи святой. Там же был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Во время вторжения Батыя мощи были надежно укрыты, а потом вновь возвращены на свое место.

При митрополите киевском Петре Могиле (1644) часть перста Варвары была передана в дар польскому канцлеру Георгию Осолинскому. Примерно в то же время левая рука великомученицы, которая долгое время находилась в Греции, была передана монастырской церкви города Луцк.

Спустя шесть лет (1650) литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший приступом Киев, похитил две частицы мощей от ребра и перстов. Часть из них была передана его жене, а позднее митрополиту киевскому Иосифу Тукальскому, который завещал их монастырю Николая Чудотворца в городе Батурин.

Киевский митрополит Сильвестр в 1656 году передал в дар часть мощей патриарху Макарию (Великобритания). В тридцатых годах прошлого века мужской Михайловский монастырь был разрушен, а мощи святой Варвары переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе Киева.

Святая Варвара в католицизме

Самые ранние Жития великомученицы относятся к VII веку. Этот факт послужил основанием для решения Папы Римского Павла IV исключить ее из списка католических святых, которые имеют общецерковное почитание. Он усомнился в реальности существования Варвары Илиопольской. На его решение, вероятно, повлияло и то, что личность святой не была подтверждена документально. Поэтому с 1969 года она не входит в список католических святых.

Тем не менее это не повлияло на отдельные общины, пожелавшие почитать великомученицу Варвару Илиопольскую как местночтимую. По этой причине и сегодня во многих католических странах святую Варвару почитают как покровительницу небесную.

К примеру, в Чехии в декабре традиционно отмечали праздник этой святой, который был накануне приближающегося Сочельника (Щедрого дня). Поскольку этот день отмечали за два дня перед Сочельником, со временем во многих районах Чехии два праздника были объединены.

В Польше Варвара Илиопольская — покровительница шахтеров. Ее статуи, изображения можно увидеть не только в шахтерских часовнях, но и в костелах, и в домах горняков.

Они избрали ее своей покровительницей на основании чуда, описанного в Житии. Спасавшаяся бегством от обезумевшего отца, Варвара Илиопольская подбежала к горе, которая расступилась и укрыла несчастную в своих недрах. Правда, там ничего не сказано о том, как все-таки отцу удалось схватить беглянку. Для всех работников горной промышленности семнадцатое декабря является нерабочим днем.

Покровительница артиллеристов

Святая Варвара Илиопольская является заступницей всех воинов, людей, так или иначе, связанных с оружием. Поэтому ее лик нередко можно увидеть на воинских флагах и полковых знаменах. Артиллеристы почитают Варвару благодаря еще одному чуду из Жития — ее мучители, включая и родного отца, были поражены ударом молнии. День памяти Варвары отмечают в армиях Австралии, Великобритании, Норвегии, Канады, США.

Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской

В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» - девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.

Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.

Интересные факты о Варваре Илиопольской

Глядя на икону великомученицы Варвары, можно увидеть в ее руках святой потир (специальная чаша для Причастия). По канону Церкви, этого сосуда не может касаться ни один из мирян - только священники. В православной церкви с потиром в руке, кроме Варвары, изображен лишь Иоанн Кронштадтский.

Святую Варвару молят об избавлении от тяжелых болезней и ограждении от скоропостижной смерти. Кроме того, матери просят ее о защите детей, о помощи в грусти и унынии.

Святую Варвару чтут как избавительницу от смерти без покаяния. Она молила Бога перед своей кончиной защищать всех, кто прибегнет к ее помощи, от скоропостижной смерти, и Господь внял ее молитвам. Поэтому и сегодня святой Варваре посылают свои мольбы о том, чтобы не скончаться без Святого причастия и исповеди. А тех, кто покидает наш мир в день памяти святой, по преданию, Варвара сама причащает.

В 1883 году был открыт астероид, который получил свое название в честь этой святой (номер 234).

Ее именем названо множество городов и районов по всему миру. Великомученица Варвара изображена на гербе города Форст (Германия), поселка Власиха (Московская область), города Струмень (Польша).

В честь великомученицы Варвары возведено немало христианских храмов по всему миру. Наверное, самый уникальный, поражающий своим расположением, находится на отвесных скалах на высоте шестьсот метров в Метеорах. Это крупнейший женский монастырский комплекс Греции. Монастырь Русану был основан в тринадцатом веке. Самым красивым готическим храмом по праву считается костел Святой Барбары в чешском городке Кутна Гора, напоминающий резную изящную шкатулку.

Икона святой Варвары, которая сейчас хранится в Самаре, в 2000 году побывала в космосе, на орбитальной станции «Мир».

Святая Варвара в 1995 году была объявлена покровительницей Ракетных войск нашей страны.

Великомученица Варвара, икона которой находится в большинстве православных храмов, соборов, церквей является одной из самых почитаемых святынь христиан. На протяжении многих веков к ней идут нескончаемым потоком люди, которые поверяют ей свои сокровенные тайны и открывают ей душу в надежде на помощь и поддержку. Считается, что Варвара имеет благословение от Иисуса Христа в защите всех молящихся пред ней от жестокой насильственной смерти.

Варвара Илиопольская (+ ок. ), великомученица

Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он позволил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил её. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь .

В отсутствие Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертала на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Когда же вернулся отец и потребовал у дочери объяснений, Варвара ответила, что три окна, через которые льётся свет, символизируют Святую Троицу. Диоскор пришел в ярость. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудесным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвёл её к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её стали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания , открыто исповедала свою веру и изъявила желание таже пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, однако мучениц укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана . В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста , а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии , Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину , упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского , и других указана Тоскана , в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного - Рим или Антиохия .

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген .

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским . Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения , архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика , Феодора Патрикия (или Петра , епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары , которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около ) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца . Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней . Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. . Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. , имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом . В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика , которое отсутствует в русских списках.

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии , находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии . На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе , в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). В в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комнен , в храме св. Варвары спасались как в месте убежища обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко .

Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что бо́льшая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира . Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца - начала века; в настоящее время это событие датируют - годом.

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника - гг. . Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в - гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной , дочерью византийского императора Алексея I , вышедшей около года замуж за князя Святополка Изяславича . Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в ). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в году Антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка , а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской . В 30-х гг. в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста в Иерусалиме упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. . Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в Афонском монастыре Симонопетра , другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра (в частности, в Афонской обители Хиландар).

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви вмц. Варвары на Варварке . В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Вмц. Варвара

Иконография

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение", 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); "Полиптих", художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́. .

Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48

Книга хожений. С. 174