Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками.

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками.

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

Мозговой штурм

«Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем у детей дошкольного возраста»

(на примере лексической темы «Первоцветы»)

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Кирьянова М.Ю.

МАДОУ «Детский сад № 24»

(корпус 3)

г. Березники 201 6 г.

Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ

Мозговой штурм «Составление интеллектуальной карты

как средства систематизации представлений об окружающем

у детей дошкольного возраста»

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллектуальная карта»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и на нужной информации.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

1.2. Из истории возникновения интеллектуальной карты

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ® ) это разработка известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжеловато воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц - то есть именно так, как принято представлять информацию в нашем мире. Намного естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:

    основана на ассоциациях;

    задействует иерархическое мышление;

    визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

Вокруг основной задачи/объекта/идеи, располагаются связанные с ней элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда». (Приложение 1 «Как составить интеллект-карту»).

1.3. Возможности использования интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Развитие представлений об окружающем у ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, так как слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

На этапе планирования работы педагогов по формированию целостной картины мира для соблюдения системности знаний мы предлагаем применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

ІІ часть (основная) «Построение интеллектуальной карты (на примере лексической темы « Первоцветы»):

2.1 . «Хаос идей»

Что мы знаем о первоцветах? (участники мастер-класса делятся своими знаниями о первоцветах).

Достаточно ли наших знаний? Мы можем обратиться к источникам знаний (энциклопедия, атласы растений, интернет) (Приложение 2 «Страницы энциклопедии о первоцветах») .

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

2.2. Структурирование информации (модераторы совместно с участниками составляют интеллектуальную карту «Первоцветы» с опорой на полученные знания по предложенной схеме). (Приложение 3 «Интеллектуальная карта по лексической теме «Первоцветы»)

2.3. Наполнение интеллектуальной карты лексикой (с опорой на схему семантического поля и предложенные художественные тексты). (Приложение 4 «Наполнение лексической темы содержанием»).

ІІІ часть (заключительная) Рефлексия:

Пользоваться картами просто - взгляните на неё, - нужная информация вся под рукой. Мы используем эту форму для составления банка знаний при комплексно-тематическом планировании. Нам она кажется очень наглядной, удобной. Эта форма работы вариативна, функциональна, доступна для работы с детьми. (Приложение 5 Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»)

Каковы возможности использования интеллектуальной карты в детском саду, по вашему мнению?

Надеемся, в скором будущем интеллект-карты станут если не стандартом, то по крайне мере подспорьем в работе для многих педагогов.

Приложение 1

Как составить интеллект-карту

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

    запоминания;

    упорядочивания и систематизации информации;

    планирования деятельности;

    подготовки к выступлениям;

    поиска решений в сложной ситуации;

    рассмотрению различных вариантов решения задач.

Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт, вы сами поймёте, как их правильней всего рисовать.

Итак, приступим:

    Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально, и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

    Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

    В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа, как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

    От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

    От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

    Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту, нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Приложение 2

Страницы энциклопедии о первоцветах

Подсне́жник , или Галантус - многолетних трав семейства . Научное название растения образовано из латинизированных слов γάλα (gála ) и νθος ( ánthos ), что может пониматься как «молочный

цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега.

Первоцве́т весе́нний , или Первоцвет лека́рственный , или Первоцвет настоя́щий , или При́мула весенняя -

, ( Primula ). Другие русские названия: бара́нчики, бара́шки, бе́лая бу́квица, бо́жьи ру́чки, га́сник, у́шки, небе́сные к лю́чики, золоты́е клю́чики, цветы́ Свято́го Петра́ . Соцветие первоцвета похоже на связку ключей, по легенде это ключи, которыми весна открывает двери в лето. Согласно другой легенде, растение выросло на том месте, где Святой Пётр уронил ключи от рая.

Ве́треница , или Анемо́на - многолетних травянистых а . Современное научное название образовано от Άνεμος - «ветер». Возможно, дословный перевод названия может означать «дочь ветров». Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру, уже при малых порывах которого крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться на длинных . Ранее ошибочно считалось, что цветки растения под действием ветра могут закрываться или распускаться.


Ла́ндыш - семейства . Научное (латинское) название было дано роду на основе латинского названия растения, Lilium convallium («лилия долин») [ . В русский язык слово «ландыш», по-видимому, было заимствовано из [ . Другие русские названия - ландышки, сорочка, молодило, молодильник, виновник .

Ма́ть-и-ма́чеха - семейства . Научное (латинское) родовое название может быть переведено как «кашлегон». Это название связано с медицинским применением растения в качестве средства от кашля. Научное название вида дословно можно перевести на русский язык как «Мать-и-мачеха-Муконосница». Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи, покрытая многочисленными волосками, испаряет воду намного слабее голой верхней стороны листьев, поэтому нижняя сторона (мать) на ощупь теплее верхней (мачехи) - отсюда русское название растения.

Приложение 3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРВОЦВЕТЫ»

Характерные особенности внешнего вида

(сходство, отличие)


Первоцветы

Листья

Стебель

Корень

Лесные

Особенности роста, питания, размножения

Назначение,

применение

(польза, вред)

Охрана природы

Лекарственные

Ядовитые

Величина

Цвет

Плоды, семена

Аромат

Место произрастания

Форма

Величина

Цвет

Травянистые растения

Клумба, грядка, альпийская горка

Проталинка, полянка, луг


Цветок

(бутон, лепестки)


Садовые

(луковичные)


Крокус

Ландыш

Примула

Тюльпан

Нарцисс

Мускари

Мускари

Гиацинт

Мать-и-мачеха

Ветреница

Подснежник

Пролеска

Медуница

Фиалка

Фиалка

Тактильные

ощущения


Отображение

в искусстве


Музыка

Литература

Живопись

Мифы, легенды


Приложение 4

Наполнение лексической темы содержанием

Формообразующий слой ,

создаваемый от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний

Предметные

слова

(существительные, местоимения)

Действенные

слова

(глаголы,

деепричастия)

Признаковые

слова

(прилагательные, наречия,

причастия)

Коренной смысл

или суть понятия (ядерное слово)

первоцветы

расцветать,

вырастать

первые,

весенние,

цветущие

Родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам)

Снег - снежок, подснежник

Цветок – цвести, зацветать, отцветать, расцветать, цветение

Робкий, робко

Зелёный, зелено, зеленеющий

Противоположный смысл (образование

антонимов)

Мать-и-мачеха – при цветении - безлистная, после цветения – листья растут всё лето

Лепестки – раскрываются, закрываются

Листья – пушистые, гладкие, бархатистые, узкие, широкие

Близкий смысл

(создание синонимов,

образных выражений)

Проталинки - солнечное место, снег растаял, прогрелась земля, напиталась влагой

Отправиться на экскурсию - устанавливать связь, обратить внимание, обнаружить, описать, изучать, примечать, различать, наблюдать, распознавать, знакомиться

Листья нежные, как руки матери, грубые, как руки мачехи.

Словесно-логические

задачи (загадки, т.д.)

Почему у медуницы цветы розового и голубого цветов?

Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка)


Приложение 5

Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»

Музыкальный

руководитель

Инструктор по ритмике

Старшая

медсестра

Знакомство с первыми весенними цветами, рассматривание иллюстраций, презентаций, сравнение первоцветов.

Решение проблемных ситуаций (почему первоцветы появляются на солнечной стороне? и др.)

Ведение календаря цветов.

Брейн-ринг «Ключи от лета» (для детей и родителей).

Составление описательных загадок о первоцветах.

Чтение стихов о первоцветах.

Конкурс «говорящих» газет «Весенняя капель».

Целевая прогулка по экологической тропе «Первоцветы на нашем участке».

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы весной».

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Создание альбома «Жалобная книга природы».

Ручной труд «На лесной полянке» (природный материал).

Составление альбома рисунков «Весны приветы».

Прослушивание музыкальных пьес: П. И. Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов», Н. Торопов «Цветок и бабочка», Э. Невин «Нарцисс», В. Коровицын «Первая проталинка».

Музыкально-литературное развлечение «День цветов».

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Формирование представлений о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.

Консультация с родителями «Одевайся по погоде», «Осторожно, первоцветы!»

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:

1. Упростить учебу


Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

2. Ставить цели и планировать неделю


Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими


Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.


Нашим детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здо рово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление интеллектуальных (ментальных) карт (другое название «карты памяти»). По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и ментальные (интеллектуальные) карты способны пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании карты памяти в той или иной форме применяются часто. Поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов в этих картах картинки.

Первый приём структурирования информации – серии картинок, отражающих определённую последовательность действий, например, одевания.

Эту карту можно нарисовать в классическом стиле, начиная с центрального понятия. Но будем помнить, что обучаются одеванию детки 2-3 лет. Им такая форма не подойдёт, потому что будет непонятна. Им понятна чёткая цепочка: сначала – потом.

В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная карта памяти, показывающая связь времени и деятельности.


Рисуем ментальную карту «Признаки весны»

Очень важно перед школой обучить малыша рисованию карт памяти. Ментальная карта строится по определённым правилам. Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) карты по признакам весны.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, дети принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В карте есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая.
  3. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Обсуждаем, какой из них самый первый и главный? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ.
  4. Также рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи. Они трёх цветов: синие и зелёные идут к слову ВЕСНА, показывая, что это всё её признаки; красные показывают роль солнца в появлении признаков.

Результат ниже. К сожалению большой нарисованный нами плакат не сохранился. Но вот так он выглядел.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием карты памяти все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Да по большому счёту всем детям. Но есть категории детей, обучение и мышление которых карты позволяют сделать более эффективным.

  1. Дети с минимальной мозговой дисфункцией.

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить детей с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг школьника отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно . У детей с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Ментальные же карты – отличный приём для этого.

  1. Дети с разными формами аутизма.

У детей – аутистов ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому ментальные карты, схемы сперва с картинками, а потом возможно со словами, помогают ребятам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями.

Частенько дети с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет. Конечно, ребёнок и постарше не сможет нарисовать карту самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке интеллектуальных карт с дошкольного возраста. Они помогут ребёнку быстро воспринимать и обрабатывать гораздо бо льшие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе. Сайт Нестандартные дети желает успехов.