Российское здравоохранение признано неэффективным. Расходы на здравоохранение Расходы на здравоохранение ввп

Российское здравоохранение признано неэффективным. Расходы на здравоохранение Расходы на здравоохранение ввп
Российское здравоохранение признано неэффективным. Расходы на здравоохранение Расходы на здравоохранение ввп

Владимир Путин, Президент РФ Фото: kremlin.ru

Для создания системы доступной и качественной медицинской помощи понадобится увеличить расходы на здравоохранение до 4-5% от ВВП, сказал Президент РФ Владимир Путин, обратившись 1 марта 2018 года с 14-м ежегодным посланием к Федеральному собранию. Во время выступления глава страны выделил развитие здравоохранение как одно из приоритетных направлений работы правительства.

Путин также обозначил сферы здравоохранения, которые требуют внимания: это система медпомощи пожилым людям, онкологическая служба, диспансеризация, телемедицина, доступность медуслуг в отдаленных районах и уровень зарплат врачей.

Все эти меры, а также другие социальные и экономические факторы должны к концу 2020-х годов способствовать росту продолжительности здоровой жизни россиян до 80+ лет, как в Японии, Франции и Германии.

Владимир Путин негативно оценил выполнение указа об оптимизации сети медучреждений, отметив, что в ряде случаев местные администрации слишком увлеклись и оставили людей совсем без больниц.

«В малонаселенных и отдаленных районах стали совсем закрывать медучреждения, оставив людей без медпомощи и фактически не предложив им альтернативы. В течение 2018–2020 годов в селах от 100 до 2 тысяч человек нужно новые ФАПы и врачебные амбулатории, а села до 100 жителей оснащать мобильными передвижными комплексами – автомобилями с высокой проходимостью и необходимым оборудованием», – сказал глава государства. Контролировать доступность первичного звена медпомощи он поручил Общероссийскому народному фронту (ОНФ). Позже, 2 марта, на медиафоруме ОНФ Владимир Путин огласил размер дополнительных субсидий из бюджета, которые правительство выделит на решение этого вопроса: 1,3 млрд рублей потратят на создание фельдшерских пунктов, еще 2,5 млрд рублей - на передвижные медпункты.

При этом все медучреждения страны должны быть соединены в единый « », чтобы для лечения пациентов привлекались все возможности российской медицины.

Говоря о системе лечения и диагностики онкозаболеваний, президент подчеркнул, что необходимо разработать специальную общенациональную программу, которая поможет объединить усилия ученых, врачей и представителей фарминдустрии.

Также Владимир Путин считает невозможным развитие медицины без науки. «Мы должны выйти на принципиально новый уровень развития науки. Создавать новые исследовательские центры, способные дать преимущества нашей экономике. Мы обязаны привлекать международные исследовательские коллективы. Важно нацелить их на важные проекты, в том числе геномные исследования, которые помогут в диагностике и лечении заболеваний», – заявил он.

В предыдущем, 13-м послании Президент России работу первичного звена медицинской помощи одной из основных проблем страны, а также обещал обеспечить переподготовку врачей на базе федеральных и региональных медицинских центров и вузов.

Схожие цифры ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) бывшего министра финансов Алексея Кудрина в докладе «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени». При этом авторы исследования полагают, что госрасходов на медицину, которые должны вырасти с 3,2% ВВП в 2016 году до 5% в 2035-м, все равно будет мало – нужно, чтобы к финансированию подключилась платежеспособная часть населения, а льготы для нуждающихся граждан были бы сохранены.

При опросе, который проводил ОНФ, было выяснено, что каждый пятый медик получает зарплату менее 10 000 рублей. Это при том, что прожиточный минимум для трудоспособного гражданина составляет 9976 рублей. Произошедшее сокращение бюджета на здравоохранение 2017 года переведет эту часть медработников за грань выживания, а малообеспеченных пациентов заставит справляться с проблемами своими силами. Благо, страна у нас большая, лекарственных трав насобирать можно. Подорожник будет заменять хирургов, ромашка заменит терапевта. На ней же можно будет гадать, выживу – не выживу.

Именно так видится ситуация с первого взгляда. Но как обстоят дела на самом деле, неужели действительно стоит запасаться подорожником?

Голые факты

Государственная дума утвердила сокращение расходов на здравоохранение с 544 до 362 млрд. рублей. Это ровно 33%. Данное снижение приведет к тому, что:

  1. Стационарное обслуживание сократится на 39%, - с 243 до 148 млрд. руб.
  2. Амбулаторная медицина – во 113,4 до 68,99 млрд.
  3. Санитарно-эпидемиологическое — с 17,473 до 14,68 млрд.
  4. Научные исследования — до 16,028 млрд., или на 21%.

Это даже не ужас, это катастрофа. Произошла она на фоне роста прошлогодних расходов на 4,3% при инфляции в 14%. С учетом инфляции 2016 года на прогнозируемом уровне 7% получается, что в 2017 году государство будет тратить на здравоохранение вдвое меньше, в реальном выражении, чем в 2015 году. Вот так смотрится бюджет здравоохранения на 2017 год, последние новости о котором совсем не дают повода для оптимизма.

Но если изучить ситуацию более пристально, то все не так страшно, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что в стране действует Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).

Что такое ФОМС

Каждый работающий гражданин отчисляет в фонд 5,1% от своей зарплаты. Значительная часть населения даже не знает об этом, так как оплату производит работодатель из фонда заработной платы. На данный момент 69% всех расходов на медицину идут именно из ФОМС, а не из государственного бюджета.

Общая сумма, которая будет потрачена фондом на медицинское страхование, составит 1,738 трлн. рублей, что на 10% больше прошлогоднего показателя. За счет того, что в 2016 году экономия ФОМС составила 91,3 млрд. рублей. То есть на самом деле медицина не сократит расходы, хотя и роста не получается, абсолютные цифры 2016 и 2017 года будут примерно одинаковыми.

Разница только в том, что государство тратит меньше, а предприниматели больше. С 2010 года, когда был отменен единый социальный налог (ЕСН), сума страховых взносов на медицину, пенсии и пособия была увеличена с 26 до 30%.

Доля от ВВП и продолжительность жизни

Всемирная Организация Здравоохранения провела исследование, которое показало, что траты на здравоохранение находятся в прямой зависимости к продолжительности жизни. Чем больше государство заботится о медицинском обеспечении, тем дольше живут люди:

  1. Менее $500 в год приходится на страны, где продолжительность жизни составляет 45-67 лет.
  2. Расходы от $500 до $1000 приводят к ожидаемой продолжительности в 70-75 лет.
  3. Более $1000 обеспечивают продолжительность жизни в 75-80 лет.

В России, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, норматив на одного человека составляет 11 900 руб., или около $200. При этом средняя продолжительность жизни составляет 72,06 года. Вероятно, выбиться из мировой статистики помогает пресловутый подорожник.

Хотя до Германии, где эта цифра составляет 81 год, или США, где этот возраст равен 78,7 лет, нам пока далеко. Возможно, сказывается то, что бюджет на медицину 2017 года в РФ составляет 3,6% от ВВП, В Германии – 10,4, а в США – 15,7.

Москва, 24 марта - «Вести. Экономика». Накануне голосования по реформе здравоохранения в США многие эксперты высказываются о том, что вне зависимости от итогов голосования систему здравоохранения в этой стране ждут непростые времена и большие перемены. Как показывает статистика, приведенная ресурсом zerohedge.com, траты США на здравоохранение на дущу населения (включая государственные и частные затраты) являются самыми высокими в мире. Несмотря на это, США отстают от мировых лидеров по нескольким аспектам, включая ожидаемую продолжительность жизни и страховое покрытие. Ниже представляем рейтинг стран с самыми высокими затратами на здравоохранение.

1. США Расходы на здравоохранение на душу населения: $9 451США - единственная промышленно развитая нация, которая не гарантирует своим гражданам универсальной и всеохватной системы медицинского страхования. Несмотря на впечатляющие успехи американского здравоохранения и системы медицинских услуг, миллионам американцев они недоступны, из-за чрезвычайного роста стоимости. Для нуждающихся граждан страны правительство США предоставляет две специальные программы - Medicaid и Medicare. Тем не менее, президент Трамп выступал против этих программ, и в рамках своей предвыборной кампании пообещал избирателям отменить их. Он подписал распоряжение об отмене программы медицинского страхования, однако теперь это решение должно быть одобрено Конгрессом. Основной вопрос, которым задаются критики его решения заключается в том, что именно придет на смену этим программам медицинского страхования.

2. Швейцария

Расходы на здравоохранение на душу населения: $6 935Основа швейцарского здравоохранения - обязательное медицинское страхование. Оно распространено на всей территории страны и обязательно для всех ее граждан. Страна занимает первое в мире место по количеству застрахованных жителей. Медицинское страхование здесь частное, но очень удобное и для государства, и для граждан. Оно дает четкие гарантии и предоставляет большие возможности в случае возникновения каких-либо проблем со здоровьем. Обязательным медицинским страхованием в Швейцарии занимаются около 130 страховых компаний (они называются больничными кассами), и конкуренция между ними очень высокая. Для работы в системе ОМС страховые компании должны соответствовать ряду необходимых требований и пройти регистрацию в Федеральном офисе социального страхования.

3. Германия

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 267Большая часть немецкого населения застрахована в государственных медицинских страховых компаниях. Государственное медицинское страхование в Германии, наряду с пенсионной страховкой, страховкой от несчастного случая, страховкой по безработице и страховкой по медицинскому уходу, является основной составной частью немецкой социальной страховой системы и одним из основных звеньев немецкой системы здравоохранения. Медицинское страхование в Германии является обязательным для всего работающего и других групп населения. Медицинское страхование, при учёте определённых условий, может выбираться страхователем по своему желанию самостоятельно. Определённая группа населения Германии, например, руководители частных компаний, лица занимающие общественные должности, работающие в социальных государственных структурах и пр., имеет право на частное медицинское страхование. Доход этой части населения позволяет им отказаться от государственной обязательной страховки и перейти в частное медицинское страхование. Частное медицинское страхование предлагает более обширный спектр предоставляемых медицинских услуг, нежели государственное страхование. Спектр медицинских услуг может выбираться страхователем по желанию, в связи с чем в значительной степени варьирует и сумма страхового полиса. Размеры страховых взносов зависят так же от общего состояния здоровья застрахованного лица, пола и возраста страхователя.

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 228В пользу высокого уровня здравоохранения в Швеции говорит один из самых высоких показателей в Европе по средней продолжительности жизни. Он не только достаточно высок, но и с каждым годом увеличивается, так для женщин на сегодняшний день этот показатель ровняется 83,5 года, а для мужчин - 78,8. Система здравоохранения Швеции финансируется налогоплательщиками, при этом основная часть расходов по медобслуживанию населения лежит на муниципалитетах и государстве, пациенты должны оплачивать лишь символическую часть медицинских расходов.

5. Франция

Расходы на здравоохранение на душу населения: $4 407Во Франции функционирует сложная система, объединяющая частный и государственный секторы, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг и финансирование

здравоохранения. Система основана на принципах обязательного медицинского страхования, которое в значительной степени дополняется добровольным страхованием. Широкий спектр и практически неограниченное количество медицинских услуг доступны не только в больничном секторе, но и в амбулаторном.

Расходы на здравоохранение на душу населения: $4 150В японской системе здравоохранения, медицинские услуги, включая обследование по конкретным болезням осуществляется без каких-либо прямых расходов со стороны пациента, в том числе дородовой уход, а также борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечиваются государственными и местными правительствами. Оплата за личные медицинские услуги предлагаются через универсальную систему медицинского страхования, которая обеспечивает относительное равенство доступа и сборов, установленных правительственным комитетом. Люди, не имеющие страховку через работодателя могут участвовать в национальной программе медицинского страхования в ведении местных органов власти.

7. Великобритания

Расходы на здравоохранение на душу населения: $4 003Финансирование на 82% происходит за счет общих налогов, и большая часть населения пользуется медицинскими услугами совершенно бесплатно. Оставшиеся 18% финансирования медучреждений происходит за счет их коммерческой деятельности, государственного медицинского страхования, благотворительных взносов. Пользуются услугами национального здравоохранения более 90% граждан. 10% обращаются за помощью в частные медицинские клиники. Частная практика в Британии также развита и поддерживается на государственном уровне, но она занимает совсем не больной процент и по сути является зеркальным отображением государственного здравоохранения. На всей территории Великобритании насчитывается всего около 300 частных клиник.

8. Испания

Расходы на здравоохранение на душу населения: $3 153Продолжительность жизни всегда является показателем благополучия в системе здравоохранения любой страны. Показателей выше, чем у Испании нет ни у одной страны Евросоюза (женщины до 80 лет, мужчины до 75 лет). Несомненно большое влияние тут оказывают климат и здоровая средиземноморская диета. Система здравоохранения Испании по праву считается одной из самых лучших не только в Европе, но и в мире. И тут учитывается все: и оснащенность клиник, и технологии, и профессионализм специалистов. Право на бесплатное медицинское обслуживание есть у всех работающих граждан страны, их детей, инвалидов и пенсионеров.

Расходы на здравоохранение на душу населения: $1 369В России существует Система обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

10. Мексика

Расходы на здравоохранение на душу населения: $1 052В Мексике есть все необходимые условия для поддержания личного здоровья. Частные клиники и больницы отвечают самым современным требованиям и построены в соответствии со стандартами США. В Мексике существует множество страховых компаний, которые за ежемесячную плату предоставляют индивидуальное медицинское страхование. Чем больше страховая сумма и чем старше клиент, тем выше сумма ежемесячных взносов. Другие факторы (например, курение или регулярные занятия в тренажерном зале) также могут повлиять на размер взносов. Лучшие больницы и поликлиники Мексики расположены в Мехико, Канкуне, Гвадалахаре и Монтеррее.

У министра здравоохранения Вероники Скворцовой свой взгляд на качество отечественной медицины. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС

Отечественная система здравоохранения заняла последнее место в рейтинге эффективности, который составляют аналитики Bloomberg. Новость можно преподносить двояко. Ведь рейтинг включает, условно говоря, лучших. Но Россия стала в нем худшей. Так, общие расходы на здравоохранение в стране, по оценкам исследователей, составляют около 7% ВВП, а средняя продолжительность жизни россиян - 70,4 года. Российский Минздрав называет эти данные устаревшими. Эксперты же напоминают о недофинансированности отечественной медицины.

Россия заняла последнее место в рейтинге эффективности систем здравоохранения, включающем 55 стран. Выше и лучше РФ оказались такие страны, как Бразилия, Азербайджан, Колумбия, Иордания и т.д. Рейтинг ежегодно составляется аналитиками агентства Bloomberg на основе международной статистики, публикуемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирным банком, Международным валютным фондом и т.д.

Аналитики рассчитывают индекс эффективности, который учитывает три компонента: средняя ожидаемая продолжительность жизни, расходы на здравоохранение по отношению к ВВП и те же расходы в пересчете на душу населения. При этом вслед за ВОЗ аналитики берут показатель общих расходов на здравоохранение, учитывающих как государственные, так и частные затраты на профилактику и лечение болезней, оказание неотложной помощи, планирование семьи и т.п. В рейтинге участвуют только те страны, численность населения в которых больше 5 млн человек, средняя продолжительность жизни выше 70 лет, а ВВП на душу населения превышает 5 тыс. долл.

По данным исследователей, в России расходы на здравоохранение составляют 7,1% ВВП. В пересчете на душу населения это 893 долл. Средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян – 70,4 года. По сравнению с другими странами из рейтинга у россиян самая низкая продолжительность жизни.

При этом, как следует из рейтинга, чрезмерно высокие государственные и частные расходы на медицину вовсе не благо. Показателен случай США. Они в рейтинге далеко не на первом месте, а на 50-м. В США расходы на здравоохранение составляют 17% ВВП, или 9,4 тыс. долл. на душу населения. А продолжительность жизни американцев приблизилась к 79 годам. По логике исследователей, тратить можно было бы и эффективнее, и иметь в итоге продолжительность жизни значительно выше.

Первая тройка лидеров выглядит так. На первом месте Гонконг: расходы на здравоохранение – 5,4% от ВВП, или 2 тыс. долл. на душу населения, продолжительность жизни – почти 84 года. Второе место – Сингапур: расходы – 5% ВВП, или 2,8 тыс. долл. на душу населения, продолжительность жизни – почти 83 года. Третье место – Испания: расходы – 9% ВВП, или 2,7 тыс. долл. на душу населения, продолжительность жизни – около 84 лет. Не удивительно также, что среди лидеров есть Япония, которая славится долгожителями.

В Минздраве с оценками иностранных аналитиков не согласились. «Прежде всего необходимо отметить, что рейтинг эффективности систем здравоохранения, опубликованный Bloomberg, основывается на данных за 2014 год, которые существенно отличаются от сегодняшней картины дня», – пояснили в пресс-службе ведомства Вероники Скворцовой. Так, по сегодняшним данным Минздрава, продолжительность жизни россиян составляет 72,06 года.

Не согласны в ведомстве и с оценками расходов на здравоохранение. Как сообщает Минздрав, «они не превышают 5,7% ВВП». Какие именно имеются в виду расходы – не уточняется. Государственные и частные или только государственные? Расходы федерального или консолидированного бюджета?

При разговоре о финансировании здравоохранения путаница в цифрах возникает часто. Особенно если учесть, что недавно российское здравоохранение перешло на одноканальное финансирование через Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Ранее президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль не раз поднимал вопрос о крайне низком государственном финансировании здравоохранения в РФ. Правда, судя по тем цифрам, которые он приводил, речь шла о расходах на стационарную медицинскую помощь. В 2014 году расходы федерального бюджета на нее планировались на уровне 2,5 трлн руб., или 3,7% ВВП.

Именно этот показатель и вызывал недовольство Рошаля. Как он тогда заявил, «Минфин должен нас, медиков, на руках носить» за то, что врачи все же соглашаются работать в таких условиях. «Ни одна из систем Запада при таком финансировании не выдержала бы и умерла», – уверял Рошаль. В 2016 году в федеральном бюджете заложены расходы на стационарную медицинскую помощь на уровне 2,4 трлн руб., или около 3% ВВП.

В Минздраве настаивают: российская система здравоохранения эффективна. «В прошлом году группой международных исследователей были опубликованы результаты масштабного проекта по оценке ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) и ожидаемой продолжительности здоровой жизни (ОПЗЖ) в 188 странах мира. Исследователи оценивали временной интервал с 1990 по 2005 и с 2005 по 2013 годы. По их данным, в нашей стране рост ожидаемой продолжительности жизни у мужчин за указанное время составил 7,34 года, здоровой жизни – 6,52 года. При этом в США такие показатели были соответственно 1,29 года и 1,06 года, в Германии – 1,59 и 1,16 года, – сообщают в Минздраве. – Если анализировать данные, приводимые международной группой экспертов, то наша страна по приросту ОПЖ и ОПЗЖ у мужчин занимает четвертое и пятое место из 188. По аналогичным показателям у женщин наша страна также впереди списка». «Таких результатов удалось добиться в том числе благодаря существенному снижению смертности от основных причин, а также рекордному для нашей страны снижению младенческой и материнской смертности», – говорят в Минздраве.

Впрочем, со смертностью в правительстве особые отношения. Летом этого года директор департамента общественного здоровья Минздрава Олег Салагай сообщил, что показатель общей смертности перестал использоваться для оценки качества медицинской помощи, поскольку больше определяется демографическими процессами, передавало ранее РИА Новости. Это можно понять так, что Минздрав частично снимает с себя ответственность за ситуацию со смертностью: когда она растет – причина не в плохой медицине, а в демографии, зато когда она в некоторых случаях сокращается – это заслуга Минздрава.

Российские эксперты признают, что не только недофинансирование становится острой проблемой российского здравоохранения, но и низкая эффективность расходования выделенных средств. Как сообщает обозреватель Медпортал.ру Ирина Резник, «по данным ВОЗ, неэффективные финансовые вложения в российское здравоохранение составляют от 40 до 60%». В качестве примера приводятся дорогостоящие томографы, с которыми может работать далеко не каждый врач.

В то же время опрошенные «НГ» эксперты довольно скептически отнеслись к рейтингу Bloomberg. «На мой взгляд, прямой корреляции между соотношением расходов на медицину и продолжительностью жизни нет. В России сочетаются элементы бесплатной медицины, оставшиеся от советской системы, добровольное и обязательное медицинское страхование, частные клиники и государственные, предоставляющие тем не менее платные услуги, которые в теории можно получить условно бесплатно, – поясняет аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Это чистой воды хаос, что сильно затрудняет оценку рынка медицинских услуг, поэтому не совсем понятно, откуда взяты указанные 7,1% ВВП».

Аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский видит в составленном рейтинге куда больше политического, чем какого-то еще смысла. По его мнению, этот рейтинг направлен не столько даже против России, сколько против действующего президента США Барака Обамы, политика которого в сфере здравоохранения как раз и признается малоэффективной. Однако это не исключает того факта, что в российском здравоохранении есть проблемы.

Директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов напомнил, что ранее был опубликован еще один рейтинг – британского медицинского журнала Lancet. Он ранжирует страны по уровню здоровья населения, учитывая такие показатели, как уровень гигиены, детская смертность, употребление алкоголя, курение и т.д. В рейтинге участвуют 188 стран, Россия заняла 119-е место рядом с Сирией и Украиной.

Самая здоровая статья

Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.

Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы. Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, .

Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали» ) снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.

На воспитание и обучение

Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.

Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.

Экономисты ВШЭ , что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер. Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план. В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».

Силовикам затянут ремень

На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.

Расходы, которые нас охраняют

Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.). В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб. Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.

На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах. Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015-2016 годах. Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.

Слуги народа все скромнее

Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить. По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти. Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.

Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%. Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП. Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).

Потому в запланированное на 2018-2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Полины Звездиной