Романы о средних веках. Что читать о человеке средневековья

Романы о средних веках. Что читать о человеке средневековья
Романы о средних веках. Что читать о человеке средневековья

Что согреет душу, заледеневшую от одиночества? Что станет лучшим подарком на Рождество? Конечно, любовь! Любовь пламенная, страстная и романтичная, чувственная и нежная. Любовь - такая, как в этом сборнике, в который вошли повести трех королев исторического любовного романа - Джейн Фэйзер, Сабрины Джеффрис и Джулии Лэндон.

Рыцарь Святого Гроба Александр Трубников

Богатый крестьянин и бедный рыцарь отправляются в Крестовый поход. Поначалу отношения их не складываются, однако прикончив совместно пару-тройку негодяев и угодив в паутину средневековых интриг, древние французы крепко подружились. Множество приключений, битвы и любовь, тамплиеры и сарацины, а главное – отменное чувство юмора автора. Все это делает книгу «Рыцарь Святого Гроба» незаурядным событием в мире исторического авантюрного романа.

Любовное озарение Джил Тэтерсол

Главная героиня этого увлекательнейшего любовного романа наделена чудесным даром предвидения. Ее новый знакомый ведет расследование в фирме, где она работает. Чувствуя, что ему грозит смертельная опасность, она пытается уберечь друга. Их стремление общими силами отвести беду постепенно перерастает в любовь…

Обет любви Мэри Спенсер

Возможно ли в наши дни написать книгу, в которой нежность и романтизм любовного романа соединяются с захватывающим увлекательным сюжетом исторического повествования? Да, если за это берется Мэри Спенсер!.. И тогда появляется на свет история, достойная быть воспетой в средневековом «рыцарском романсе». История гордого рыцаря Эрика Стэйвлота, поклявшегося доставить любимую женщину к чужому брачному ложу, и юной леди Марго ле Брюн, что втайне дала клятву не принадлежать никому, кроме сэра Эрика, покорившего ее сердце еще в детстве. И тогда начинается…

Сестры Георг Эберс

Георг-Мориц Эберс (1837-1898) - известный немецкий ученый-египтолог, талантливый романист. В его произведениях (Эберс оставил читателям 17 исторических романов: 5 - о европейском средневековье, остальные - о Древнем Египте) сочетаются научно обоснованное воспроизведение изображаемой эпохи и увлекательная фабула. В четвертый том Собрания сочинений включены романы, посвященные Египту династии Птолемеев: «Сестры» (1880) - роман о юных египтянках, судьба которых решалась в годы, правления двух царей - Филометра и Эвергета, и «Клеопатра» (1893) - история…

Слово Георг Эберс

Георг-Мориц Эберс (1837 – 1898) – известный немецкий ученый-египтолог, талантливый романист. В его произведениях (Эберс оставил читателям 17 исторических романов: 5 – о европейском средневековье, остальные – о Древнем Египте) сочетаются научно обоснованное воспроизведение изображаемой эпохи и увлекательная фабула. В заключительный девятый том Собрания сочинений включены два наиболее интересных романа из эпохи европейского средневековья. Действие «Слова» и «Жены бургомистра» происходит во второй половине XVI столетия. Роман «Слово» основан на…

Нежный негодяй Линда Бартелл

Действие любовного романа Линды Ланг Бартелл происходит в средневековой Италии. Прекрасная дочь принца должна стать женой незаконнорожденного цыгана, которого она ненавидит. Смертельная опасность, угрожающая ему, дает отличную возможность избежать нежеланного брака… Преодолеет ли истинная любовь преграды, возникшие на ее пути, полюбит ли Джульетта своего красавца-жениха?

Границы из песка Susana Fortes

Сусана Фортес (1959), кандидат географических и исторических наук, университетский преподаватель, еще и одно из наиболее заметных имен в современной испанской литературе, она лауреат множества премий. Ее отличает виртуозный стиль и «мягкая жесткость» повествования. «Границы из песка» – книга, которая читается на одном дыхании, поскольку это своеобразный сплав триллера, детектива, шпионского боевика и любовного романа. В центре повествования судьбы трех человек: двух мужчин и женщины, которых сблизило, пользуясь словами Сальвадора Дали «предчувствие…

Александр Дюма Анри Труайя

Александр Дюма (1802–1870) – выдающийся французский драматург, поэт, романист, оставивший после себя более 500 томов произведений всевозможных жанров, гений исторического приключенческого романа. Личная жизнь автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» была такой же бурной, разнообразной, беспокойной и увлекательной, как и у его героев. Бесчисленные любовные связи, триумфальный успех романов и пьес, сказочные доходы и не менее фантастические траты, роскошные приемы и строительство замка, который пришлось продать за неимением денег на его…

Вечерняя песня Кэндис Кэмп

Действие романа происходит в средневековой Англии. Чтобы отомстить своему врагу, злой и коварный герцог предлагает девушке-простолюдинке сыграть роль знатной леди. Красавица Алина соглашается, но, оказавшись в объятиях мужественного и прекрасного рыцаря, понимает, что смертельно рискует. Ложь отталкивает молодых людей друг от друга, но истинная любовь снова дарит им счастье. Любовь, ненависть, нежность, обман - все это переплетается в тугой узел увлекательного сюжета.

Замок Отранто Гораций Уолпол

«Замок Отранто» (1764) Уолпола открывает собою длинную серию популярных готических романов, «романов тайны и ужаса», но одновременно и романов исторических на средневековые темы, вершиной которых на новой, более высокой ступени развития являются средневековые романы Вальтера Скотта. «Замок Отранто» - это роман, который поразил воображение современников нагромождением страшного, загадочного и сверхъестественного. Действие романа происходит в средневековой Италии, на рубеже XII–XIII веков. Владелец, замка Отранто, жестокий феодал Манфред, является…

Артур – король драконов. Варварские истоки… Говард Рид

– М.: Издательство «Менеджер», 2006. – 360 с. ISBN 5-8346-0082-4 Серия: Мифы и герои Король Артур – первый рыцарь среди королей и первый король среди рыцарей, образ и деяния которого составили огромную эпоху в истории европейской литературы. Артур продолжает и сегодня быть неотъемлемой частью историко-культурного наследия британского мира, считаясь основателем и столпом британской нации. Кем был Артур в действительности, что скрывается под наслоениями исторической и литературной традиции – этим вопросом на протяжении столетий задаются сотни исследователей.…

Грешница Сьюзен Джонсон

Сюзан Джонсон, пожалуй, самая оригинальная из современных талантливых писательниц США «Грешница» является великолепным сплавом исторического женского романа и мелодрамы. Это волнующий рассказ о любви юной красотки из обедневшего шотландского рода и молодого английского герцога, имеющего репутацию неистового распутника. Нестандартный сюжет, в котором достоверность изящно сочетается с вымыслом, а искренность в описании чувств и любовных отношений героев создает у читателя неизгладимое впечатление радости любви.

Серапис Георг Эберс

Георг-Мориц Эберс (1837-1898) – известный немецкий ученый-египтолог, талантливый романист. В его произведениях (Эберс оставил читателям 17 исторических романов: 5 – о европейском средневековье, остальные – о Древнем Египте) сочетаются научно обоснованное воспроизведение изображаемой эпохи и увлекательная фабула. В седьмой том Собрания сочинений вошли два исторических романа. Первый из них, «Homo sum», посвящен зарождению в недрах христианских общин Египта и Сирии института монашества. Второй роман, «Серапис», переносит читателя в Александрию 391 года…

Екатерина Арагонская, Маргарита и Мария Тюдор. Сестры и вечные соперницы. Хитроумные интриги, неожиданные заговоры, подлые предательства и тайные браки - они шли на все ради блага своих государств. У трех королев, связанных узами крови, были все основания возненавидеть и уничтожить друг.....

В этом мире любая тень - это врата в опасное и неисследованное измерение, туннели в котором пролагают адепты тайных искусств. Здесь у Солнца есть темная звезда-двойник, обыкновенное рукопожатие может обернуться проклятием, а тень - отбросить человека. Здесь шесть грандов ядом,.....

1452 год. Византия рушится под натиском османских воинов, которые пользуются слабостью императора Константина. Спасая от гибели загадочную красавицу Ямину, правитель едва не погиб и теперь прикован к постели. Столица в осаде. Но внезапно под стенами Константинополя появляется отважный шотландский воин Джон.....

Сменяются патриархи, полубезумная императрица Катрин пытается переманить к себе искусного полководца Пайпера Хекта и устроить очередной священный поход. Хект вынужден скрывать от всех свои многочисленные тайны, тогда как его сестра Герис и прапрадед Кловен Фебруарен, великий волшебник, хотят, чтобы Пайпер.....

Каскадер Саша Петров, принимая участие в съемках «пиратского» фильма, внезапно для себя оказывается в ситуации, которая могла привидеться ему лишь в страшном сне! Буря, разбившийся о скалы «киношный» корабль, и… вместо уютного гостиничного номера в предместье Туниса - грязный сарай,.....

Германия, 1626 год. Княжество-епископство Бамберг, одно из самых богатых и благополучных в германских землях, охвачено манией охоты на ведьм. Для розыска и ареста «слуг дьявола» создана специальная следственная комиссия во главе с викарным епископом Фридрихом Фёрнером. При помощи пыток, ложных.....

Когда-то девочка Розалин Клиффорд помогла шотландскому узнику, приговоренному к смерти, совершить побег из замка ее брата. Теперь она сама в плену у спасенного ею шотландца, - и это не кто иной, как прославленный воин-горец Роберт Бойд, самое имя которого внушает ужас.....

Элс Тейдж, бывший дринджерийский шпион, настолько вжился в образ главнокомандующего патриаршим войском Пайпера Хекта, что уже не уверен, кто он и на чьей стороне сражается. А между тем не прекращаются покушения на его жизнь. На западе и востоке неспокойно: плетутся.....

Средневековье привлекает и привлекало огромное количество авторов (и читателей, разумеется, тоже). Крестовые походы, рыцарские турниры, замки, таинственные монастыри... Многие пытались написать исторические романы на основе этого богатейшего материала, но подлинные шедевры получились лишь у очень немногих авторов.

Мы отобрали пять классических романов, действие которых происходит в Средние века.

Айвенго . Вальтер Скотт

Знаменитый роман Вальтера Скотта уже в XIX веке был признан классикой мировой приключенческой литературы, а в следующем, XX столетии - экранизирован огромное количество раз. В истории о рыцаре, «лишенном наследства», есть всё, что нужно романтичному любителю средневековой Англии: рыцарские турниры и прекрасные дамы, гордые саксы и изворотливые норманны, придворные интриги и ожившие легенды. Щедро приправив текст фольклором и поэзией Чосера, автор делает описание быта и нравов того времени даже более захватывающим, чем сам сюжет.

Собор Парижской Богоматери . Виктор Гюго

Судьба знаменитого романа Виктора Гюго приятно удивила и самого автора, и всю Францию. Старый готический собор, который власти собирались было снести, стараниями классика прославился на весь мир и стал одним из символов Парижа. Историческая работа, проделанная писателем, колоссальна: в легенде о трагической любви горбуна к цыганке нет ни одного выдуманного имени. А виртуозные описания архитектуры, нравов и быта города позволят читателю с головой погрузиться в позднее французское Средневековье.

Железный король . Морис Дрюон

«Железный король» - первая книга из популярной серии «Проклятые короли», вдохновившей Джорджа Мартина на создание « ». История Франции, от Филиппа Красивого до Иоанна Доброго, бережно перенесена Морисом Дрюоном на страницы его произведений: за редким исключением все описанные события и персонажи реальны. Читая о невероятной жестокости и интригах при дворе «железного» Филиппа IV, поневоле начинаешь задумываться, а может, действительно, все дело в проклятии Ордена Тамплиеров?

Крестоносцы . Генрик Сенкевич

Когда Генрик Сенкевич закончил своих «Крестоносцев», он уже был одним из самых читаемых писателей Европы. Этот роман стал не менее популярным, чем его же «Камо грядеши ». К 550-й годовщине Грюнвальдской битвы (уже в 1960-м), занимающей центральное место в сюжете романа, Александр Форд снял по нему одноименный фильм, ставший самой известной работой польского режиссера.

Стоит отметить, что приключения рыцарей Мацько и Збышко не ограничиваются битвами с тевтонцами и служением «прекрасной даме». Помимо бытового и социального устройства, подробнейшим образом будущий нобелевский лауреат описал плен героев, пытки и даже способы излечения ран в ту далекую эпоху.

. Умберто Эко

Баудолино - не только земляк Эко, но и талантливый рассказчик, притом совершенно ненадежный! О судьбе крестьянского мальчика, усыновленного Фридрихом Барбароссой и потратившего полжизни на поиски мифического Царства пресвитера Иоанна, мы узнаем от него же постаревшего. Компанию нам составляет средневековый историк и судья - Никита Хониата. Стоит ли удивляться, что исторические факты срослись здесь с невероятными мифами, циничный юмор с философскими диалогами о христианстве, а привычные языки с вымышленными?

Книги про Средневековье могут быть самыми разнообразными. Одни авторы делают упор на реалистичности событий: показывают дух эпохи рыцарей, турниров и постоянных сражений. Другие фантазируют с магией, примешивают жанр фэнтези, а в итоге получают своих фанатов. В данной статье сделана максимально разнообразная подборка произведений про упомянутую эпоху.

Идеальная сатира

Одной из самых известных мировых книг про Средневековье является двухтомник Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Этот шедевр идеально высмеивает нравы той эпохи, в которой происходят все события. Сюжет рассказывает об одноименном мужчине, что искренне пожелал стать благородным рыцарем в мирный период. Он заручился поддержкой верного оруженосца Санчо и отправился на поиск приключений. В путешествии Дон Кихот успел познакомиться со многими личностями, сразиться с врагами в виде ветряных мельниц и еще много раз отметиться. Произведение читается невероятно легко, несмотря на внушительное количество страниц.

Самый известный рыцарский роман

Когда речь заходит о книгах про Средневековье, просто невозможно не упомянуть Вальтера Скотта и его легендарный роман «Айвенго». Если читателю хочется окунуться с головой в атмосферу рыцарских поединков, почувствовать дух эпохи, то данная история является идеальным вариантом. Автор умело закручивает сюжетные линии, в которых отводит места огромному количеству разных персонажей. Главный герой в повествовании появляется далеко не сразу, о нем упоминается лишь на первых десяти страницах. Дальше повествование набирает обороты. Происходят все события в Англии, когда саксов начали всячески притеснять нормандцы. Вальтер Скотт знакомит читателей с Ричардом Львиное Сердце, упоминает часто короля Джона и Хартию вольностей, нашлось место даже для знаменитого Робин Гуда. Роман не зря считают классикой, которая идеально демонстрирует эпоху Средневековья. Этим он и заслужил себе мировую славу.

Великолепный рассказ

Книги про Средневековье писались самыми разными авторами во все времена, но далеко не каждая из них получила мировую популярность. Роман «Белый отряд» удостоился такой чести, а его автором был мастер детективов Артур Конан Дойл. Создатель Шерлока Холмса подарил миру также великолепную историю, которая поведает всем читателям о Столетней войне между Францией и Англией. Автор грамотно делает акцент на том, что эпоха рыцарей в блестящих латах подходит к концу. На смену мечам придет новое, более смертоносное оружие, ведь его уже начинают применять в конфликтах. Главный герой Найджел является простым лучником в своем отряде. Казалось бы, от него мало зависит судьба в большом сражении, но Артур Конан Дойл опровергает это. Он показывает, что даже один герой своими умениями может изменить исход истории. Писателю удалось создать произведение, которое запоминается надолго, а захватывает уже после прочтения первых нескольких страниц.

История с другими акцентами

К числу лучших книг про Средневековье относятся лишь те произведения, которые оставляют в душе читателя большой след. Таким шедевром считается роман «Крестоносцы» Генрика Сенкевича. Именно за эту работу он был удостоен Нобелевской премии. Автор оригинально подошел к написанию. С одной стороны, он бережно отнесся ко всем деталям эпохи, ярко показал период, когда поляки вступили в конфронтацию с рыцарями, что вернулись с крестовых походов. Исторический след виден повсюду, даже в мелких описаниях деталей. Если же взглянуть под другим углом, то Сенкевич не эту тему продвигает в романе. Он показывает историю любви красивой польской барышни и рыцаря. На развитии их отношений, перипетиях судьбы и влиянии семьи на пару здесь и ставится акцент. Именно поэтому книга снискала популярность не только у любителей Средневековья, но и у поклонников любовных романов.

Перипетии с главным героем

Исторические книги про Средневековье не должны монотонно пересказывать все основные события эпохи. Для этого есть научные исследования, а в романах должна быть художественная ценность. Это прекрасно понимала когда создавала свою работу под названием «Рыцарь света». Сюжет повествует о главном герое Артуре, которого разлучили с любимой девушкой по имени Милдред. Чтобы встретиться с ней еще раз, он решается взять де Бретона, что волею судьбы умер у него на руках. Снаряжение поможет попасть ему на турнир, где обязательно должна быть Милдред. Только вот принц тоже желает получить девушку себе, а у родителей на этот счет совсем другие планы. Артуру придется поспешить, но на пути появляется еще одна серьезная преграда в виде тамплиеров. Они считают главного героя де Бретоном, к которому имеют свои счеты. Трудный путь к любви описан автором по всем канонам, а роман получил большую популярность среди читателей.

Мировая классика

Если вышеупомянутые книги про рыцарей, Средневековье, любовные истории и приключения не подошли, то можно обратить свой взор на классику жанра. На первых позициях в этой категории стоит «Гамлет» Уильяма Шекспира. События разворачиваются в ту эпоху, но акцент здесь сделан на трагедии молодого датского принца. Сюжет рассказывает о том, как из-за козней дядюшки он лишился престола, когда приехал из Европы после обучения. Молодой Гамлет был переполнен прогрессивными идеями о том, как сделать людей лучше. Он искренне желал изменить весь мир, но сделать это было невозможно. Шаг за шагом он больше узнавал о придворных, их манерах, интересах и поражался этому. Гамлета терзало желание стремиться к идеалу и жажда мести по отношению к своему дяде. Эту трагедию легендарный писатель Уильям Шекспир идеально передал на страницах своего произведения. Оно написано настолько доступно и захватывающе, что увлекает на долгие часы.

Неожиданное путешествие

Не только реализму уделяли внимание авторы при написании произведений о данной эпохе. Книги про попаданцев в Средневековье также пользовались и пользуются большой популярностью. В этом жанре отличился Марк Твен с романом «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Сюжет заинтересовывает читателей уже с первых страниц. Главный герой был обычным американским гражданином, пока не получил хороший удар по голове. Когда он очнулся, то был уже не у себя дома. Его каким-то неизведанным образом перенесло в эпоху рыцарей, а именно Англию времен правления короля Артура. Странно одетый парень сразу же вызвал подозрение у местных жителей. В первом же населенном пункте его берут в рабство, и он попадет таким образом прямо к королю. Марк Твен отлично изобразил разницу между эпохами, а также показал путь адаптации главного героя, которому пришлось ощутить на себе все козни при королевском дворе. Произведение вызывает неподдельный восторг благодаря необычному приключению.

Мировая популярность

Книги про Средневековье в фэнтези жанре из-за своей необычности не всегда находят читателя, но Джордж Мартин своим циклом «Песнь Льда и Пламени» доказал возможность написания интересного произведения. Автор создал собственную вселенную, которая сильно напоминает эпоху Средневековья. Здесь много внимания уделено реализму, но есть место также великанам, воскрешениями и драконам. Все эти элементы объединяются в единую книгу, которая вызывает чувство восторга. «Песнь Льда и Пламени» уже давно стала мировым шедевром. Многих читателей здесь привлекает не только сеттинг, но и перипетии борьбы за власть. В этой вселенной есть множество домов, которые хотят получить Железный трон для себя. Автор умело привязывает читателей к героям, но также внезапно выводит персонажей из игры. Это сделано настолько мастерски, что читатели долго не могут отойти от невероятных сюжетных поворотов.

Темный мир со своими правилами

Книги про Средневековье и магию не всегда должны затрагивать именно реальный мир. Многие авторы создают свой мир, который напоминает Европу 11-14 веков. Так сделал и Анджей Сапковский со своим циклом «Ведьмак». История Геральта из Ривии по кличке Белый волк трогает до глубины души. Автор мастерски закрутил сюжет, в котором нет лишних деталей. Рассказ затрагивает глобальные войны, расовые конфликты и показывает огромное количество персонажей со своими характерами и переживаниями. Отличительной чертой всей саги «Ведьмак» является то, что Сапковский не разделяет все на добро и зло. Он показывает реальные события, которые происходят в том мире. Часто герою приходится выбирать между злом и меньшим злом. Также в книгах видно влияние славянских легенд и мифологии. У автора получился самобытный мир, в который интересно погружаться с головой и на долгие часы.

Итоговый список

  1. «Дон Кихот».
  2. «Айвенго».
  3. «Белый отряд».
  4. «Крестоносцы».
  5. «Рыцарь света».
  6. «Гамлет».
  7. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
  8. «Песнь Льда и Пламени».
  9. «Ведьмак».

Составить список из пяти лучших книг о Средних веках, по счастью, невозможно. Из сотни важных исследований о жизни и чувствах средневековых людей Arzamas скрепя сердце осмелился выбрать те, с которых имеет смысл начать занятия медиевистикой и без которых сегодня эти занятия невозможно представить

Эжен Виолле-ле-Дюк. «Жизнь и развлечения в Средние века» (СПб., 1997)

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (1814-1879) — выдающийся архитектор, историк, археолог, реставратор и художник. Помимо реставрации и восстановления крепостных стен, замков, церквей, дворцов, ратуш, возведения частных домов, а также изготовления рисунков витражей и мебели Виолле-ле-Дюк получил широкую известность благодаря своим трудам по истории архитектуры, статьям по истории оружия, быта и убранства старинных построек, технике строительства. Одним из центральных его сочинений стал Толковый словарь французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения, выходивший отдельными томами в 1858-1875 годах, «попытка собрать воедино и тщательно классифицировать „вещественные доказательства“ минувших эпох, чтобы на их основе получить связный рассказ и, объединив разрозненные материалы (иногда краткие заметки), преподнести факты таким образом, чтобы осветить социальную и частную жизнь средневекового общества, включая и создание предметов обстановки».

Книга «Жизнь и развлечения в Средние века» представляет собой подборку статей из этого словаря: собрание любопытнейших сведений и фактов, легкий, местами ироничный стиль («Вовсе не рассчитывая, что точные сведения о быте и нравах Средневековья прибавят таланта тем современным художникам, что бездарны от природы, мы все же убеждены, что материалы эти окажутся полезны человеку талантливому и владеющему секретами мастерства»), благородный просветительский пафос — на множестве примеров из жизни разных социальных групп показано, что, вопреки распространенным представлениям, Средневековье не являло собой «темные века» в истории человечества; наоборот, мы видим жизнь высокоорганизованного, цивилизованного общества. Издание великолепно иллюстрировано — тщательные и подробные рисунки идеально дополняют текст (и наоборот). Напоследок — цитата, выражающая, как кажется, дух книги и характер ее автора:

«Средние века непосредственно соприкасаются с нашим временем. <...> Если мы не знаем Средневековья, значит, мы не хотим его знать, не берем на себя труд вдумчиво и внимательно изучить накопленные веками богатства, от которых нас отделяют не годы, а предрассудки, тщательно культивируемые теми, кто процветает за счет невежества и живет им».

Марк Блок. «Феодальное общество» (М., 2003)

Кажется, что эволюцию развития исторических штудий, особенно касающихся истории Средних веков, уместно делить на два больших периода — до Блока и после. Марк Блок (1886-1944) — выдающийся французский историк, один из основателей журнала «Анналы» (он выпускал его совместно с другим крупнейшим французским историком, Люсьеном Февром), а позже и одноименной научной школы, создатель принципиально нового подхода к изучению истории. В двух словах: основа его метода — изучать историю следует не исходя из анализа мысли отдельных исторических фигур, а в непосредственно массовых проявлениях; при изучении какого-либо явления нужно двигаться от периода его зрелости ко времени зарождения (а не наоборот, как было принято в старой историографии). Представить историю как непрерывный процесс, где одно вырастает из другого и где особую ценность представляет сама историческая ткань, повседневная жизнь социальных групп — по тем временам это было революционной идеей. Собственно, с работ Блока и Февра и начинается историческая антропология. История повседневности, междисциплинарные исследования, все, что стало мейнстримом в последние десятилетия, во многом вышло из их идей.

Книга «Феодальное общество», впервые опубликованная в 1939 году
(и посвященная Западной и Центральной Европе с середины IX века до первых десятилетий XIII века) — общепризнанная классика медиевистики, сочинение, порывающее с традиционной историографией, изучавшей главным образом деяния королей и аристократии, политические события и войны, а феодализм считавшей отношениями, касающимися исключительно аристократии. Блок исследует феодализм с точки зрения коллективной психологии, социальных структур, способа мышления и картины мира людей, живших в то время, в том числе крестьянства, до него остававшегося фактически незамеченным.

Будучи прекрасным стилистом, он избавляет читателя от громоздких научных выкладок: книга написана плотно, живо и ярко. Начинается повествование со времен последних набегов варваров: арабов, венгров и норманнов.

«Чтобы представить себе этих северных воинов, наделите их мощной и грубой чувственностью, любовью к кровопролитию и разрушениям, переходящей иной раз в безумие, не знающее границ: примером тому знаменитая оргия 1012 года, во время которой был забит костями съеденных быков епископ Кентерберийский, чью жизнь до этого разумно оберегали, рассчитывая на выкуп. Сага называет одного исландца, который принимал участие в набегах на Европу, „детолюбом“, потому что он отказывался насаживать младенцев на копье, что было в обычае у остальных его сотоварищей. Удивительно ли, что все трепетали перед норманнами?»

Арон Гуревич. «Категории средневековой культуры» (2-е издание, исправленное и дополненное. М., 1984)

Популяризатор и продолжатель идей школы «Анналов» Арон Яковлевич Гуревич (1924-2006) столь же серьезно повлиял на российскую историографию, как Марк Блок — на французскую. Книга «Категории средневековой культуры» вышла в 1972 году и сразу же стала интеллектуальной сенсацией. Советский читатель, до того имевший дело исключительно с тем или иным аспектом взаимодействия «производительных сил» и «производственных отношений», открыл для себя, что, оказывается, на историю можно смотреть с точки зрения живших тогда людей, с их уникальной картиной мира и представлениями о жизни. Примечательно, что книга при этом не стала сугубо местным феноменом: переведенная на основные европейские языки, она оставила заметный след в западной медиевистике. Вот что сообщает о проблематике своего исследования сам автор: «Мы неизбежно задаем истории вопросы, возникающие перед нами самими. Это вопрошание, попытка вступить в диалог с людьми иной культуры, нежели наша собственная, есть неотъемлемая функция современного сознания. Недаром на протяжении 70-х и в начале 80-х годов появилось немало работ, исследующих самые различные стороны культуры Средневековья, которое столь долго и незаслуженно оставалось белым пятном на исторической карте человечества. Ознакомление с новыми работами, как кажется, подтверждает оправданность избранного в книге направления — анализ мировидения средневекового человека, той картины мира, которую он создавал в процессе своей социально-культурной практики».

Жак Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада» (М., 1992)

Жак Ле Гофф (1924-2014) — крупнейший французский историк, представитель третьего поколения школы «Анналов». Книга «Цивилизация средневекового Запада» вышла в 1964 году, на русском языке была опубликована в 1992-м. Вот что сообщает о научном методе Ле Гоффа А. Гуревич: «Для того чтобы понять смысл содержащегося в историческом источнике высказывания, то есть правильно расшифровать послание его автора, нужно исходить не из идеи, будто люди всегда, на всем протяжении истории, мыслили и чувствовали одинаково, так же, как чувствуем и мыслим мы сами, — наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами — „Другой“. Произнеся это слово, мы тем самым подошли к самому существу творчества автора „Цивилизации средневекового Запада“. Ибо пафос многообразных научных интересов Жака Ле Гоффа состоит как раз в исследовании проблемы: каков был человек в далекую эпоху истории, в чем тайна его своеобразия, несходства с нами того, кто был нашим предшественником?» Ле Гофф фокусируется не столько на жизни образованных элит (хотя и не перестает изучать их творчество), сколько на повседневном человеке. Этот рядовой человек не понимал латыни, находился внутри устной культуры, и его нравы и верования, поведение и внешний облик в целом не представляли интереса для ученых людей, воспринимавших его в качестве «другого»; и в ту эпоху, как замечает Гуревич, именно эти люди, составляющие так называемое молчаливое большинство и, по сути, исключенные из истории, образуют основу общества.

Во вступительной статье к русскому изданию Ле Гофф подчеркивает: «Более всего мне хотелось изобразить все эти аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются поверхностными или излишними „украшениями“ истории, ибо они-то и придавали ей всю ее красочность, оригинальность и глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о Средних веках, чем изощренно построенные догмы и идеологические анахроничные абстракции».

Прогресс в экономике, науке, культуре, религии и демографии представляется Ле Гоффу более важным, чем перипетии политической жизни. Последняя — представленная, например, борьбой между папами и императорами — скрывала «великое политическое новшество — становление современных государств, которые вышли из феодальной системы и сосуществовали с ней, не разрушая ее (как казалось традиционной историографии)». Заканчивается исследование кризисом XIV-XV столетий, который, по словам автора, представлял собой скорее мутацию и трансформацию, чем упадок (как это часто бывает в истории).

Йохан Хейзинга. «Осень Средневековья» (М., 1995)

Непосредственный предшественник школы «Анналов», голландский философ, историк и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) в своих работах уже отходит от позитивистской концепции истории как процесса, требующего рационального объяснения. Он полагает, что к истории нельзя применить законы и правила, претендующие на всеобщий характер. К предтечам «Новой исторической науки» Хейзингу позволяет отнести, в частности, обращение к коллективной психологии, исследование ментальности, уклада средневековой жизни. Итальянский историк Овидио Капитани в предисловии к изданию работ Хейзинги в 1974 году писал:

«Что казалось странным в его историографическом методе (в сравнении с историографией XIX века), сегодня может быть охарактеризовано как определенная прелюдия к междисциплинарным исследованиям, к неевропоцентристской направленности исследований, что в настоящее время не только „концептуализировано“, но и переживает стадию экзальтации». Первое издание «Осени средневековья» вышло в 1919 году. В дальнейшем книга была переведена на все европейские языки и неоднократно переиздавалась; в России впервые была опубликована только в 1988 году — почти семьдесят лет спустя. По словам автора, в книге «делается попытка увидеть в XIV-XV веках не возвещение Ренессанса, но завершение Средневековья; попытка увидеть средневековую культуру в ее последней жизненной фазе, как дерево, плоды которого полностью завершили свое развитие, налились соком и уже перезрели. Зарастание живого ядра мысли рассудочными, одеревенелыми формами, высыхание и отвердение богатой культуры — вот чему посвящены эти страницы. Мой взгляд, когда я писал эту книгу, устремлялся как бы в глубины вечернего неба, но было оно кроваво-красным, тяжелым, пустынным, в угрожающих свинцовых прогалах и отсвечивало медным, фальшивым блеском».

Многое в этой книге не потеряло актуальности и сегодня, но вот эти слова философа стоят того, чтобы о них помнить, особенно в те моменты, когда кажется, что мир стремительно погружается во тьму:

«Всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих страданий, чем своего счастья. Бедствия — вот из чего творится история. И все же какая-то безотчетная убежденность говорит нам, что счастливая жизнь, безмятежная радость и сладостный покой, выпавшие на долю одной эпохи, в итоге не слишком отличаются от всего того, что происходит в любое другое время».