Роль тальбота в истории фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот — биография, открытия, достижения, факты из жизни, фото

Роль тальбота в истории фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот — биография, открытия, достижения, факты из жизни, фото
Роль тальбота в истории фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот — биография, открытия, достижения, факты из жизни, фото

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800-1877). На выставке будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье - Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos - красивый и typos - отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787-1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки - был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840-1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: «Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно — мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье».

Директор Национального музея науки и медиа Джо Куинтон-Таллок: «Собрание Тальбота в нашем музее отличает не только изобилие его работ, но и глубокая интеллектуальная составляющая. Эта коллекция, наряду с другими экспонатами, представляющими разнообразные фотографические процессы и технологии, всегда привлекает внимание исследователей со всего мира и вызывает неизменный общественный интерес в галереях и на выставках».

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения “светописи” от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки и пр. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции: для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию; как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии».

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова - одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой - специалиста по истории европейской литературы XIX-XX веков, Ирины Чмыревой - искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Толбот с камерой-обскура

Уильяму Генри Фоксу Толботу (1800–1877) принадлежит одно из самых значительных открытий в истории фотографии - изобретение негативно-позитивного процесса.

Единственный сын Уильяма Давенпорта Толбота и леди Элизабет Фокс Стренгвейз - Уильям Генри Фокс - родился в городке Мельбюре, графство Уилтшир. Наследник аристократического рода, он получил блестящее образование, с отличием окончив Тринити-колледж в Кембридже, где изучал математику, физику, литературу и классические языки. В 1822 году он был принят в члены Королевского астрономического общества, в 1832-м - Королевского общества. Член парламента, биолог, ассириолог, он, безусловно, был одной из самых ярких фигур своего времени.

Важное изобретение

Увлекшись политикой, Толбот довольно быстро теряет к ней интерес и вскоре после окончания колледжа уезжает в путешествие по Европе. Красота итальянских пейзажей поразила молодого ученого. Но, будучи наделенным тонким художественным вкусом, Толбот практически не умел рисовать. Сначала для своих эскизов он использует камеру-люциду. Но вскоре он отказывается от нее, так как работа с ней по-прежнему требует навыков рисования и точности руки.

Тогда Толбот обращается к простейшему виду фотокамеры - камере-обскуре. Результатом фотографических опытов стало изобретение им светочувствительной бумаги. Он обнаружил, что, если погрузить лист бумаги в слабый раствор соли, а после его высыхания окунуть в раствор нитрата серебра, на бумаге образуется хлорид серебра, элемент, чувствительный к свету. После экспонирования и обработки Толбот получал негативное изображение.

Первые фотографии на бумаге

Продолжая экспериментировать с камерой-обскурой, он обнаружил, что лучший результат дают маленькие камеры, так как им требуется гораздо меньше времени на экспонирование. Соорудив несколько таких «мышеловок», как их называла его жена, он расставил их вокруг своего дома, аббатства Лакок. Именно тогда им и была сделана одна из первых в мире фотографий (август 1835 г.), экспозиция которой длилась 30 минут.

В 1844 году он описал процесс своих поисков и его результат в книге «Карандаш природы», ставшей первым коммерческим изданием, иллюстрированным фотографиями.

В январе 1839 года сообщение французского физика Франсуа Араго о методе дагеротипии в Парижской академии наук побудило Фокса Толбота первым опубликовать информацию о своем процессе. Уже через две недели он выступил в Королевском обществе, продемонстрировав работы четырехлетней давности, в том числе и фотографии аббатства Лакок. Некоторое время спустя он анонсировал и технические подробности метода «фотографического рисования», опередив Луи Дагера (Louis Jacques Mande Daguerre), выступившего только в августе того года.

Совершенствование технологии

Толбот продолжил свои фотографические эксперименты. В 1840 году он обнаружил (Дагер - двумя годами раньше), что обработка экспонированных негативов галловой кислотой позволяет сократить время проявки до нескольких минут, тогда как раньше на это уходили часы. После проявки Толбот пользовался теплым раствором гипосульфита, чтобы зафиксировать изображение, затем промывал негатив в чистой воде, просушивал и натирал воском, делая его прозрачным. Путем контактной печати он делал с этих негативов позитивные изображения на хлоросеребряной бумаге. Полученные таким способом изображения он назвал «калотипами» (от греч. Καλός - «прекрасный»). Позднее их стали именовать «толботипами» в честь их изобретателя. Одним из основных преимуществ этого метода было то, что полученный негатив позволял получать неограниченное число позитивов. В 1842 году Толбот был награжден Рамфордской медалью Королевского общества за свои открытия в области фотографии.

В 1841-м Толбот запатентовал свое изобретение на 14 лет. Ровно столько же длились распри между ученым и фотографами, требовавшими снижения стоимости лицензии.

В 1852 году в газете The Times появилось открытое письмо президента Королевского общества лорда Росса (Lord Rosse) и президента Королевской академии Чарльза Локка Истлейка (Charles Lock Eastlake), в котором они призывали Толбота отказаться от патента, указывая на то, что его упрямство тормозит развитие фотографии.

В ответ Толбот согласился отменить плату для фотографов-любителей, но профессиональные фотографы-портретисты по-прежнему должны были отчислять изобретателю немалые деньги (100 фунтов за первый год использования и 150 - за каждый последующий). Возможно, причина, вынудившая Толбота на такой шаг, крылась в том, за годы фотоэкспериментов он сам потратил целое состояние. Но, как бы то ни было, общественность негодовала, а количество судебных дел, которые Толбот открывал против незаконных пользователей его изобретения, росло. Это стало одним из поводов, почему в 1855 году, после того как истек срок патента, Толбот решил не продлевать его, тем самым сделав свой метод общедоступным.

Прообраз современной фотографии

Калотипия так и не смогла сравняться в популярности с изобретением Дагера (отчасти и по вине самого Толбота). Но, в отличие от дагеротипии, исчезнувшей после 1860-х, она просуществовала гораздо дольше и стала основой современных фотографических процессов. Кроме того, Толботу первому среди изобретателей фотографии удалось решить еще одну очень важную задачу - увеличение снимков. Он обнаружил, что с небольшого негатива можно получать увеличенные позитивные копии, и осуществил свою идею на практике.

Всю свою жизнь Уильям Генри Фокс Толбот прожил в родовом поместье аббатства Лакок, где и скончался в 1877 году в возрасте 77 лет. Несмотря на то, что поначалу изобретение Толбота не считалось лучшим и наиболее перспективным в мире, именно на его основе развивалась фототехника в дальнейшем. И кто его знает, возможно если бы не Толбот, история таких производителей фотоаппаратов и оборудования, как Эпсон , Самсунг , Кэнон и других, пошла бы совсем не тем путем.

Фокс Генри

(Fox, первый лорд Голланд) - английский политический деятель (1705-1774). Воспитывался в Итоне, где познакомился с Питтом Старшим и Фильдингом. Способный, но легкомысленный, Ф. еще в молодости растратил значительную часть своего состояния. В члены палаты общин он был избран в 1735 г. Здесь он сблизился с Вальполем, который назначил его министром публичных работ. Вторично избранный в парламент в 1741 г., Ф. получил в кабинете Пельгама пост лорда казначейства; в 1746 г. назначен военным министром. В 1751 г. он с чрезвычайной энергией боролся против Regency bill, выступив противником Питта; столь же сильную оппозицию он оказал и Marriage bill 1753 г. Скоро он помирился с Питтом и вступил с ним в соглашение против министерства лорда Ньюкестля. Последний привлек на свою сторону Ф., который, порвав с Питтом, сделался лидером палаты общин и вслед за тем вошел в состав министерства (1755). В 1756 г. Ф. вышел в отставку и получил предложение образовать кабинет вместе с Питтом; когда же последний отклонил эту комбинацию, Ф. удовольствовался должностью генерального сборщика, не входящею в состав кабинета, но чрезвычайно выгодною. В 1762 г. Ф. вновь сделался лидером нижней палаты. Вступив затем в кабинет Бьюта, он обязался перед королем добиться от парламента согласия на заключение с Францией мира. Для достижения последней цели Ф. не щадил никого и с ожесточением преследовал своих бывших политических друзей, лишая их должностей и почетных званий. Когда в 1763 г. мир был подписан, Ф. был возведен в лорды, но общая ненависть явилась возмездием за его беспринципную деятельность. До 1765 г. Ф. сохранил за собой должность генерального сборщика, приносившую ему крупные доходы. Когда в 1769 г. лондонский лорд-мэр представил петицию о назначении следствия над деятельностью Ф. как генерального сборщика, король постарался замять это дело. С этих пор, однако, Ф. оставил политическое поприще. Немногие из государственных людей Англии были так ненавидимы современниками, как Генри Ф. Обладая живым умом, крупными ораторскими способностями и смелым, решительным характером, Ф. был совершенно лишен каких-либо нравственных устоев: главной целью его жизни были нажива и наслаждения, политика являлась лишь одним из средств, к которым Ф. прибегал с полной неразборчивостью и беззастенчивостью. Прекрасная характеристика Ф. сделана Макколеем в его "Essay" о Питте Старшем.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фокс Генри" в других словарях:

    Генри Фипс, 1 й эрл Малгрейв Генри Фиппс Henry Phipps … Википедия

    Генри Фипс Henry Phipps … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фокс. Уильям Фокс William Fox … Википедия

    Уильям Фокс William Fox … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фокс. Фокс Fox River … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фокс. Чарльз Джеймс Фокс Charles James Fox … Википедия

    Город Генри Henry, Illinois Страна СШАСША … Википедия

    У этого топонима есть и другие значения, см. Генри (округ). Округ Генри англ. Henry County Страна … Википедия

    Колин Фокс Colin Fox Имя при рождении: Колин Фокс Дата рождения: 20 ноября 1938(1938 11 20) (74 года) Место … Википедия

    - (Fox) знаменитый английский политический деятель (1749 1806), третий сын Генри Ф., первого лорда Голланда, и леди Леннокс, дочери герц. Ричмонда (незаконного сына короля Карла II). Учился в Итоне и в Оксфордском университете. С раннего возраста… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Роман и народ , Р. Фокс , Известный американский журналист Генри Гарт в своем «Письме из Герники» утверждает: «Когда будет написана история наших дней.., когда будущие поколения оглянутся на наше время и прочитают о… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,
  • Смотри. Думай. Снимай! , Кэролл Генри , "Гораздо важнее знать то, как сделать фотографию, чем то, как пользоваться фотокамерой" . (Оливия Би) Давайте вспомним о тех, кто творил, а не повторял, людях, которые двигали вперед… Категория: Руководства по технике фото- и видеосъемки Серия: Фотография как искусство Издатель:

Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 31 января (11 февраля 1800) - 5 (17 сентября 1877) - английский физик и химик, один из изобретателей фотографии. Изобрёл калотипию, впервые позволившую тиражировать фотоснимки путём получения на светочувствительном материале сначала негативного изображения, а затем неограниченного числа позитивных копий.

Биография

В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 сантиметров.

В 1838 году Лондонское королевское общество наградило учёного одной из своих высших наград - Королевской медалью.

В 1840 году открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально её окрестили «тальботипией», по фамилии изобретателя. Его метод фактически создал современную фотографию, поскольку при использовавшейся прежде дагеротипии съёмка позволяла получать позитивное изображение в единственном экземпляре.

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съёмки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в ёмкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.

Также открыл эффект Тальбо - самовоспроизведение изображения периодической решетки. В статье, опубликованной в журнале «Philosophical Magazine» за 1836 год, он описывает опыты, в которых он обнаружил периодическую смену цветов в изображении дифракционной решетки, когда отодвигал от неё фокусирующую линзу, используемую для наблюдения. В его работе нет ни количественных измерений, ни попытки объяснить наблюдаемое.

Среди его наиболее близких друзей и сотрудников - Антуан Клоде. Некоторые фотографии, прежде приписывавшиеся Тальботу, в настоящее время атрибутируются Клоде.

Память

В 1976 г. Международный астрономический союз присвоил имя Тальбота кратеру на видимой стороне Луны.


Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 11 февраля 1800 - 17 сентября 1877) - английский физик и химик, один из изобретателей фотографии. Изобрел негативно-позитивный процесс, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий.
Уильям Генри Фокс Тальбот.1864.


Родился 11 февраля 1800 в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет), был единственным ребенком в семье Уильяма Давенпорт-Толбот (1764-1800) и Елизаветы Терезы Толбот (1773-1846), второй дочери Графа Илчестера. Когда Уильяму Тальботу исполнилось только 5 месяцев, его отец умер. Матери через 4 года вышла замуж за Чарльза Филдинга (1780-1837). Талбот активно использовал семейные связи в научных и политических кругах, что вызвало сильное возмущение его оппонентов.Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.
Портрет Тальбота 1844

В 1823 году во время своего первого путешествия по Италии Толбот пользовался камерой-обскурой для зарисовки пейзажей с натуры. Он искренне восхищался красотами чужой страны и, наблюдая за повседневной жизнью иностранцев, мечтал запечатлеть все увиденное. Изобретатель не планировал заниматься каким-то определенным жанром, такого понятия, как жанровая фотография, тогда просто не существовало. Однако в его знаменитом альбоме калотипии «Карандаш природы» (1844–1846) есть снимок «Приставная лестница», на котором четко просматривается бытовой сюжет, характерный для жанрового снимка.
«Приставная лестница» из альбома «Карандаш природы», 1844–1846.

В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см.
Портрет лакея, 1840 год, выдержка 3 минуты

В 1840 году открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально ее окрестили «толботипией».
Портрет Элы, дочери Тальбота. начало 1840-х

Изобретатель Дагерротипии – Луи Жак Манде Дагер, представил ученому совету почти такое же свое открытие в 1939 году, но в отличии от процесса Тальбота, дагерротип создавался на стекле, а не на бумаге. Несмотря на то, что к 1839му году Тальбот давно знал о таком способе получения отпечатков, его открытие не было признано первым. Тем не менее, история расставила все точки над і, и фотосъемка последние 100 лет велась именно с помощью техники, которую открыл Уильям Генри Фокс Тальбот. К тому же, негативно-позитивный процесс позволяет делать копии с негатива, а в дагерротипии такого быть не может (негатив там отсутствует).
Плотники за работой. 1842

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съемки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в емкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.
Лекок-Абби. 1842

В 1844 году Тальбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями: The Pencil of Nature; при этом он использует вручную нарисованные калотипии.
Обложка книги The Pencil of Nature

Также открыл эффект Тальбо - самовоспроизведение изображения периодической решетки. В статье, опубликованной в журнале «Philosophical Magazine» за 1836 год, он описывает опыты, в которых он обнаружил периодическую смену цветов в изображении дифракционной решетки, когда отодвигал от нее фокусирующую линзу, используемую для наблюдения. В его работе нет ни количественных измерений, ни попытки объяснить наблюдаемое.
Подвесной мост в Руане, Франция.1843

Умер Тальбот в Лейкок-Абби (графство Уилтшир) 17 сентября 1877.
Леди Элизабет Тереза Филдинг. 1843

Спящий Николас Хеннеман. 1843

Портрет Горации Марии Филдинг и Томас Гасфорда.1843

Портрет молодого мужчины. 1843

Открытая дверь,1843

Лондонская улица 1845

Портрет Невилла Стори-Маскелина.1845

Рыночная площадь, 1845

Торговцы фруктами.1845

Улица города.1845

Фокс Тальбот со своими ассистентами за работой, 1845

Фотостудия Тальбота.1845

Улица во Франкфурте, пасмурный день, 32 минут в камере 1846

Рассел-стрит 1848

Церковь Святой Троицы, Оксфорд-роуд,1848