Развитие мозга и чтение. Способы развития интеллекта

Развитие мозга и чтение. Способы развития интеллекта

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29

ФЕСТИВАЛЬ

УЧЕНИЧЕСКИХ

ПРОЕКТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние чтения на мозг человека»

ученица 2 «А» класса

Руководитель: Коровина

Татьяна Александровна

Нижневартовск

2015 г

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2

ОСновная часть…………………………………………………………….3

1. Что происходит с мозгом во время чтения, зачем нужно читать?.............3

3. Лаз в иные миры………………………………………………………………………………………….8

Практическая часть…..………………………………………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………11

Введение

Мама всегда советует мне, чтобы я чаще читала. Она объясняет, что чтение поможет мне успевать в школе, лучше понимать уроки, разовьёт мозг, сделает меня умнее и сообразительнее. Я задумалась, как чтение книги, влияет на человека, а вернее на его мозг? И когда, в очередной раз, когда я пришла в библиотеку, мне захотелось исследовать этот вопрос. В книге стоящей на полке я прочитала……

Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Ч еловеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения развития человеческого общества, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Именно тогда послания, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты, начали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появление алфавитов, основанных на фонетике, придётся ещё немного подождать). Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было в миллион раз круче изобретения лука, колеса или, скажем, двигателя внутреннего сгорания. Потому что именно тогда человечество сумело справиться одновременно со временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрели бессмертие. Но понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.

Цель работы – определить влияние чтения на мозг человека.

Для реализации цели поставлены задачи:

    Изучить, что происходит с человеческим мозгом во время чтения;

    Определить, почему полезно и необходимо читать;

    Исследовать может ли чтение влиять на настроение и успеваемость в школе

Основная часть

Как работает мозг во время чтения

Сейчас, пока ты читаете эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя ёлка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, всё равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа. Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалинам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.

Выглядит это примерно так:

Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где все эти синонимы? Так … «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» - не, это уже совсем не то…

Да просто повесьте эму перед носом картинку старого сапога – уж сообразит как-нибудь.

Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!

- «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все с ума сошли что ли? Давайте контекст, лоботрясы!

- «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!

Боже!

Быстро-быстро! Опаздываем!

Что он вообще читает?

- «Моя жизнь среди индейцев».

А, точно, индейцы, уууууу… Опять активный словарь можно выкидывать. Придётся в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов… А там такие ассоциации встречаются – такие зубы, такие пасти! Сожрут и пикнуть не успеешь!

А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!

Так вот и развиваем же, как можем… регулярным чтением… м-дааа.

Звуковую информацию мы воспринимаем куда более драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далёких кустах мгновенно наводит такой порядок в голове, что ты, и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

С чтением всё иначе. Тексты не мелькают перед нами чёрно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно. Это просто мелкие чёрные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу. Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбуждённости и увлечённости, а графические символы не дают и этого.

Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике (у глухих эта цепочка более сложная и включает в себя память тактильных и зрительных сигналов, но принцип тот же). Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идёт активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др.).

Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунд, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.

Если мозгу сложно читать, то зачем его этим терзать? А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечивают такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Но улучшения качества работы мозга – вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор. Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче.

1. Чтение книг увеличивает словарный запас

Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3. Чтение добавляет уверенности

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4. Чтение снижает стресс.

В современном мире избавления от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5. Чтение развивает память и мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг - это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера

По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас творческими

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон

Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Лаз в иные миры

Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии. Библиотеропия – это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта. Этот термин появился в начале прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически не стабильных людей с помощью книжек начали ещё за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дьяковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение. Грубо говоря, если наш уставший мозг рисует нам печальную картину, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки – с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими огромный клад.

И никакое кино тут рядом не стояло. Оно не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинки с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот прочитай медленно фразу: «В самом сердце тёмного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зелёной розочкой на боку».

Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы вообразили этот лес, эту сосну и этот странный чайник. Ты лично извлёк их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надёжно уходить в другие миры, как чтение. И чем лучше навыки чтения у человека, чем быстрее и активнее он пожирает страницы, тем глубже и полнее иллюзия. Это, кстати, одна из причин, почему много и жадно читающие люди редко становятся неблагополучными. Ведь к их услугам десятки тысяч реальностей, услужливо открывающие им свои доступные страницы и расширяющие возможности их пытливого ума.

Практическая часть

1. Чтобы убедиться, на самом ли деле чтение активизирует работу мозга, был проведён эксперимент. В нём приняли участие ребята из класса, две девочки и три мальчика. Всем было предложено по образцу собрать фрагмент из конструктора на время (результаты каждого были записаны). После, они прочитали по одному рассказу из книги. Затем каждый собрал другой фрагмент конструктора на время повторно. Результаты были проанализированы (приложение, таблица №1)

Эксперимент показал, что после прочтения книги у ребят улучшилась концентрация, внимание и значительно, временной показатель.

2. Помимо этого было опрошено 15 человек среди учащихся параллельных вторых классов по следующим заданным вопросам:

    Сколько раз в неделю вы уделяете время домашнему чтению?

    В какое время суток вы читаете книги?

    Какие книги вас интересуют?

    Как часто вам покупают новые книги?

    Что вы предпочтёте, просмотр телевизора или чтение книги?

Опрос показал, что независимо от интереса к интернету и телевидению, девочки и мальчики продолжают читать понравившиеся им книжки (приложение, таблица №2)

Заключение

Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Чтение необходимо человеку для развития, оно делает нас знающими.

Детское чтение играет важную роль в жизни ребят, гораздо более важную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.

Чтение литературы формирует объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает благотворный эмоциональный взрыв.

Вывод: однозначно, чтение хорошей, интересной книги сделает вас человеком образованным, интересным собеседником, повысит интеллект, пробудит мозг и научит его работать!

Список литературы

    Покровский В.М. «Физиология человека»/2003г./

Интернет ресурс:

    Александра Соболева, Светлана Краснова «Чтение с увлечением»/1 октября 2013г./. https://books.google.ru

    Александров Ю.И. «Психофизиология»/2012г./.

  1. Даниэль Амен « Измените свой мозг - изменится и жизнь! https://books.google.ru

  2. Книги – наше все. Несмотря на то, что сегодня технологии и интернет заняли все наше время, читать книги мы продолжаем изо дня в день. Они помогают нам погружаться в неизведанные и неприступные миры, видеть то, чего не дано видеть в реальной жизни, а также, учиться чему-то новому.

    Как книги помогают человеку?

    Преимуществ книг над видео и прочими технологиями, не счесть. Интернет-магазин может представить великое множество настоящих драгоценностей для нашего разума, которые хранятся в главах любимых историй. Важно уметь отличать выдумку от реальности, а хорошую книгу от плохой.

    В книгах мы не только находим для себя захватывающие неповторимые истории, но еще и учимся чему-то новому. Даже если это не энциклопедия, а обычный классический роман, мы можем почерпнуть из него столько уникальной информации, что позавидует даже ученый. Умение учиться на любых историях и выбирать из них важное – это настоящий дар, постичь который может только истинный читатель.

    Какие книги нужно читать для развития интеллекта?

    Развиваться не поздно никогда. Если человек хочет развить свои умственные способности, никто не может осудить его за это. Для таких целей не обязательно использовать энциклопедии и справочники, в которых количество непонятных терминов может напрочь отбить все желание учиться, но еще и образовательные книги, рассказывающие в деталях о природе тех или иных явлений.

    Такие книги могут быть интереснее любого художественного произведения, если погрузиться в них целиком. Подводные глубины и жители лесных чащоб, история мира и создание Вселенной. Интереснейшие теории и факты из математики, физики, биологии – все это может сохраниться в нашей голове, если мы сочтем это интересным. Поиск уникальных книг по развитию интеллекта – занятие увлекательное и почти такое же волнительное, как само чтение.

    Какие книги нужно читать беременным и детям?

    Будущие мамы в период вынашивания малыша, очень чувствительны к мелочам и сентиментальны. Для них нужно подбирать книги с особой тщательностью. Дабы не травмировать психику и не подвергать здоровье малыша опасности, стоит читать только добрые истории и светлые, такие, которые смогут поднять настроение до допустимых пределов. Также беременные девушки любят читать книги, посвященные будущему материнству, где мягко рассказывается о том, как быть мамой, какие вещи нужно знать еще до рождения ребенка.

    Для уже родившегося малыша можно подобрать целую библиотеку книг, которые будут расти вместе с ним, воспитывая, направляя. Начиная с песенок и стихов, опытные мамы подталкивают свое дитя к взрослой жизни. Каждая прочитанная строка несет в себе смысл, который по мере взросления открывается ребенку целиком и полностью.

    Чтение – это любимейшее хобби многих людей. Это занятие никогда не станет скучным и неинтересным. Люди всегда будут читать, и это позволяет верить в хорошее будущее для нашего мира – крепкое и высокообразованное.
    Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

    Читать – значит узнавать больше о мире, чем мы могли бы познать лично, соприкасаться с жизнями других людей, получать знания и систематизировать информацию... По крайней мере, чтение может этому служить. Многочисленные недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что оно улучшает эмоциональный и когнитивный интеллект, изменяя и активируя области мозга, ответственные за эти способности.

    Важно ли чтение для выживания вида? Видимо, нет. «Люди читают и пишут всего около 5000 лет – слишком недолго для серьёзных эволюционных изменений », – пишет Грег Миллер в журнале «Наука». Мы неплохо справлялись на протяжении десятков тысяч лет до появления письменности. Но согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже взрослые, которые учатся читать в зрелые годы, могут испытать эти эффекты, увеличив «функциональную связь со зрительной корой », некоторые исследователи обнаружили, что возможно есть «мозговой способ фильтрации и тонкой настройки потока визуальной информации, взывающей к нашему вниманию» в современном мире.

    Это улучшение связи между областями мозга может сыграть важную роль при нарушениях в развитии. Например, одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что «100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество... находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня». Директор Национального института психического здоровья Томас Инсел воодушевлён полученными результатами и говорит, что этот «захватывающий подход опробуют в лечении психических расстройств, всё чаще появляющихся из-за проблем в определённых цепях мозга ».

    Чтение может не только улучшить когнитивные способности, но и привести к усовершенствованию так называемой «модели психики человека» или «теории разума» (theory of mind). Этот термин используют учёные когнитивисты для описания того, как «мы определяем психические состояния других людей и как используем эти состояния, чтобы объяснить и предсказать их действия», как гласит Энциклопедия философии в Интернете . (В Википедии: theory of mind – модель психики человека , или понимание чужого сознания, или теория намерений, теория сознания, теория разума; в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума». Означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, – что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение).

    Улучшенная «модель психики человека» (или «теория разума») может привести к большему уровню эмпатии и, возможно, даже к расширению исполнительных функций , что позволяет лучше «удерживать в голове одновременно несколько перспектив (точек зрения) и переключаться между ними », – пишет психолог Бриттани Томпсон.

    Исследования показывают, что улучшения «модели психики человека» происходят главным образом с чтением рассказов. Раймонд А. Мар из Йоркского университета в Торонто опубликовал мета-анализ , в котором рассмотрел многие исследования, демонстрирующие влияние понимания рассказа на «модель психики человека». Его вывод таков: чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих нас людей. Также имеют значение разновидности прочитанных нами рассказов . Психологи Дэвид Комер Кидд и Эммануэле Кастано из Новой школы социальных исследований провели анализ и проверили , как влияют различия в качестве текстов на эмпатическую реакцию, случайным образом раздав 1000 участникам отрывки из популярных бестселлеров и из беллетристики.

    Чтобы определить разницу между ними, исследователи сослались на работу «Удовольствие от текста» критика Ролана Барта , оперировавшего понятиями текст-удовольствие и текст-наслаждение. Барт противопоставлял традиционную, классическую и авангардную, модернистскую литературу, часто выражая эту оппозицию читательская – писательская. Как объясняет Кидд:

    Некоторые пишут то, что мы называем "писательской" беллетристикой, где вы сами заполняете пробелы и соучаствуете, а другие создают "читательскую", где вас развлекают. Мы склонны наблюдать больше "читательской" в таких жанрах беллетристики, как приключения, романы и триллеры, где писатель диктует свой опыт в качестве читателя. "Писательская" [литературная] переносит вас в новую среду, где вам приходится искать свой собственный путь.

    Исследователи использовали два теста «модели психики человека» для измерения степени эмпатии и обнаружили, что «показатели были стабильно выше у тех, кто читал "писательскую" беллетристику, чем у тех, кто предпочитал популярную беллетристику или нон-фикшн », – отмечает Лиз Бери в The Guardian. Другие исследования показали, что описательный язык стимулирует области мозга, традиционно не связанные с чтением. «Например, такие слова, как "лаванда", "корица" и "мыло" вызывают реакцию не только в языковых областях мозга, но и в отделах, связанных с запахами », – пишет Энни Мёрфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, опубликованное в научном журнале «NeuroImage».

    Другими словами, чтение может эффективно имитировать реальность в мозге и производить аутентичные эмоциональные реакции: «Похоже, мозг не делает большого различия между чтением о событии и его проживании в реальной жизни ». Это если событие описано сенсорным языком. Эмоциональный мозг, похоже, так же не делает огромного различия между чтением написанного текста и слушанием как его читает или пересказывает кто-то другой. Когда участники совместного немецко-норвежского эксперимента слушали, как декламируют стихи, у них появлялись физические ощущения и «примерно у 40 процентов были видимые мурашки ».

    Но различные типы текстов вызывают различные типы реакций. К примеру, читая или слушая роман, мы можем не только испытывать ощущения, но «во время чтения проживать несколько жизней », как писал Уильям Стайрон. Авторы исследования , проведённого в 2013 году Университетом Эмори и опубликованного в журнале «Brain Connectivity», заключают, что чтение романов может перенастроить области мозга, вызывая «переходные изменения в функциональной связности ». Эти биологические изменения продолжались до пяти дней после того, как участники исследования прочитали роман Роберта Харриса «Помпеи» (2003). Повышенная связность в некоторых регионах «соответствовала регионам, ранее связанным с восприятием перспектив и осмыслением истории ».

    «Ну и что? », – скептически реагирует Иэн Стедман в New Statesman. Чтение может создавать изменения в мозге, но точно так же эти изменения могут происходить под воздействием другого опыта, способствующего нейропластичности . По мнению Стедмана в большинстве отчётов неврологии о чтении излишне преувеличивают результаты исследований, чтобы поддержать «распространённый и ошибочный миф о "перенастройке" мозга ».

    Критика Стедмана, направленная на исследование, описанное в «Brain Connectivity», имеет свои аргументы. Малый размер выборки, отсутствие контрольной группы и игнорирование вопросов о различных видах текстов делают и без того предварительные выводы ещё менее впечатляющими. Однако более предметные исследования, взятые вместе , показывают, что «перенастройка», которая происходит, когда мы читаем, – хотя, возможно, временная и нуждающаяся в частом повторе, – действительно способствует развитию когнитивных и социальных функций. А выбор того, что именно читать или даже слушать, действительно имеет значение .

    Превью: актриса Мишель Уильямс.

    Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

    Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

    Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

    Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

    В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


    Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

    Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

    Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

    Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

    Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

    Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

    Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

    Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

    Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это - регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

    Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.3. Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.4. Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.5. Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг - это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.По материалам интернет-сми См. также.