Раджа йога: что это такое и зачем она необходима. Что такое «Королевская йога»

Раджа йога: что это такое и зачем она необходима. Что такое «Королевская йога»

Изначально раджа-йога — цепь ученической преемственности (парампара), когда Господь Кришна передал ведические знания богу Солнца Вивасвану, а он за тем своему сыну и далее знание передавались только от царя к царю. Отсюда родилось это название: раджа — царь, йога — связь.

Впоследствии раджа-йогой стали называть тех, кто сумел осознать свою духовную природу и посредством медитации сумел обуздать свой ум, свои чувства, взять над ними контроль, стать царём своего ума.

Возможно, это связано с тем фактом, что данная практика является одной из разделов "Бхагават-Гиты ", которую и передал Кришна богу Солнца на заре эпохи создания Вселенной.

Основной целью практики раджа-йоги является осознание своей духовной природы и восстановление связи с Всевышним посредством медитации и постоянном памятовании о Боге.

Одними из тех, кто наиболее активно занимается данной практикой, является Всемирный Духовный Университет Брахма — Кумариса, правда поклонение у них идёт безличному аспекту Шивы, которого они считают Богом (одно из направлений шиваизма в индуизме).

Частично данное учение изложено в 6 главе "Бхагават-Гиты. Как она есть " и входит в 4 последние ступени аштанга-йоги , которая входит в состав дхьяна-йоги :

  1. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами.
  2. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума.
  3. Дхьяна — медитация.
  4. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Во 2 стихе 6 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям".

Для того же, чтобы отказаться от чувственных удовольствий , на первом этапе человек отстраняется от контакта с их объектами. Он принимает отречение (санньясу). Затем, обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Такой человек подчинил свой ум и сделал его своим лучшим другом, так как ум может быть и злейшим врагом, если не контролировать его.

Человек, обуздавший свои чувства, осознавший свою природу, больше не видит разницы между счастьем и горем, между радостью и печалью. Он равно относится ко всему и ко всем.

Третий и четвёртый этап раджа-йоги описывается в 13-15 стихах "Бхагават-Гиты. Как она есть " следующим образом:

"Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога".

После этого, благодаря чистоте ума , человек обретает способность видеть своё истинное "Я ", и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными качествами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек уже не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями.

Такой вид самадхи называется на санскрите асампрагьята-самадхи .

Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо идти по нему с решимостью и верой, так как данная практика достаточно сложна для нашего века. Умы людей в наш век слишком обеспокоены из-за того, что постоянно сталкиваются с объектами чувственных наслаждений.

Для занятия раджа-йогой необходима жизнь в уединённом месте, полный отказ от секса и других чувственных удовольствий, постоянное погружение в медитацию. Однако на такое способны единицы. Вот почему данный вид йоги рекомендован не всем и преимущество отдаётся все таки практике бхакти-йоги, конечная цель которой та же, что и в раджа-йоге .

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Заголовки

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

Тогда ум начинает вести себя якобы очень интеллигентно, но это чисто инстинктивная реакция: ум толков, как собака, кошка, птичка, инстинктивно знающие, где найти пищу и приют. Мы говорим: Посмотрите, какое сообразительное животное! . Но это лишь инстинкт, который есть и внутри нас, и который проявляется со всеми своими трюками, как только мы начинаем сознательно обуздывать свой ум. Осознание своих инстинктов – это часть самопознания, оно позволяет постепенно сублимировать их, не впадая в крайности, избегая революционных настроений, и поддерживая внутренний покой. Как только мы впадаем в крайность, внутри вспыхивает революция – и нам придется начинать все сначала. Это происходит, если мы плохо осведомлены и пытаемся быстро продвинуться вперед. В таком случае происходит обратная реакция, проявляющаяся в виде какого-либо пристрастия.

С тапасом , или самодисциплиной, нужно работать очень осторожно, в соответствии со своими способностями. Это так же как принятие теплой ванны – нужно сначала потрогать воду, прежде чем залазить в ванну – вдруг она окажется слишком горячая. Проверив температуру воды, можно добавить еще горячей или холодной воды. Это относится и ко всем упражнениям в аскезе. Не бросайте все свои привычки разом: ни алкоголя, ни мяса, ни рыбы, только салаты, асаны по 2-3 часа каждый день, подъем в 5 утра, медитация в 6, а потом на работу. Вскоре ваши коллеги спросят:

Что с тобой? Ты такой бледный, еле дышишь – что ты делаешь?

О, я занимаюсь йогой .

От вас отвернутся с мыслью: ну вот, еще один фантик. Он, наверное, в секту попал . Потом ваш коллега идет к боссу, а через месяц вы получаете дружелюбное письмо, сообщающее, что в связи с развитием фирмы Ваша должность закрывается.

Пожалуйста, будьте очень осторожны! Самодисциплину следует практиковать через одно из пяти чувств: слух, зрение, вкус, обоняние или осязание. К счастью, их только пять, иначе бы у нас было больше проблем. Избегайте крайностей.

Наименование статьи Автор
Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма Васильев Т. 27274
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25595
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 14835
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 9515
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6342
Управление мышлением через Йогу 5913
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 5750
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5254
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3419
Что такое карма? 2708
Бог в системе Йоги 2393
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2109
Йога - современная концепция древнего учения 2066
Айенгар о Йоге Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1881
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1742
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1720
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1579
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1446
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1411
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1394
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1341

Основой Раджа-йоги является медитация (дхьяна), а ее «фундаментом» - канонический трактат мудреца Патанджали, «Йога-сутры», в которых йога определяется, как способность человеку прекращать мыслеобразование (йога читта вритти ниродхах. 1.2). В этом случае ученик начинает различать реальность и иллюзию и добивается Освобождения, достигая Самадхи.

Раджа-йога в буквальном переводе означает «царица среди йог», «царская йога», ибо человек, идущий этим путем, обретает способность властвовать над всеми своими проявлениями, и, в первую очередь, над собственными мыслеформами.

Мастера говорят, что заканчивается там, где начинается Раджа-йога. Однако не будет преувеличением сказать, что это две части одного и того же пути, где одно не может быть отделимо от другого. Раджа-йога по отношению к тонкому телу человека представляет собой то же самое, что и Хатха-йога – к грубому. Ведь она является йогой преодоления тела, приобретения контроля над ним, тогда как «царская йога» - это йога преодоления ума. Иными словами, уничтожения иллюзорного самосознания и обретения контроля над сознанием.

Раджа-йога учит познанию самого себя. И если Хатха-йога смотрит на физическую оболочку, как на что-то несовершенное и нуждающееся в трансформациях, то Раджа-йога также относится к психическому аппарату человека.

Совершенства в данной йоге достигает тот, кто может рассеять шаблоны в собственном мышлении, стать хозяином своих мыслей.

На этом пути йогину необходимо развивать устремленность, организованность и дисциплину. И Раджа-йога предписывает делать это при помощи эффективнейшего средства управления мыслями, позволяющего превращать физическую и психическую энергию в духовную.

Что такое Раджа-йога?

Раджа-йогу нередко называют йогой Медитации, однако определить ее не так просто, как , и , поскольку она в каком-то смысле является комбинацией перечисленных путей.

Как мы уже говорили, афоризмы мудреца Патанджали составляют основу этой йоги. Он поделил Раджа-йогу, называемую также , на восемь ступеней: , и (Более подробно об этих ступенях Вы можете почитать в статье «Восемь ступеней йоги»).

Основным упражнением Раджа-йоги является йоговская медитация – Самьяма. Патанджали выделил три ее ступени – Дхарана (концентрация), Дхьяна (сосредоточение) и Самадхи (соединение с Божественным).

Раджа-йога – это путь освобождения от страданий. Она учит о существовании страдания, его причине, освобождению от страдания и средствам его достижения. Практика этих средств ведет к освобождению и вечному блаженству.

Неведение – это причина страданий. Следуя данному пути, душа осознает, что она свободна и независима.

Методы Раджа-йоги основаны на понимании «непостижимых» для обычного человека законов, а также на последовательной работе со своим «Я». Она не отрицает какие-либо факты на том основании, что их сложно объяснить, но вместе с тем она показывает, что сила и вера в чудеса не могут быть объяснены присутствием «существа над облаками». Поскольку вера в него может заставить человека считать, что он слаб по своей природе.

Раджа-йога учит, что мы обладаем всеми необходимыми средствами для удовлетворения всех своих нужд, представляя собой «капельки в бесконечном океане силы и знания, который находится вне человечества». Она учит также, что в природе существуют грубые и тонкие явления. При этом последние являются «причинами» и не ощущаются нашими органами чувств, а грубые – следствиями, которые мы чувствуем. Практика Раджа-йоги помогает человеку обрести совершенство восприятия.

Путь этой йоги невозможен без идей непревязанности, несуществования отдельности человека, стиранием границ между ним и всем окружающим миром.

Практикующий должен понимать, что следование по данному пути невозможно без чуткого и непрерывного руководства опытного учителя, поскольку тот способен определить те методики, которые помогли бы ученику добиться успеха. В Раджа-йоге нет единых правил и путей, подходящих каждому.

Существует три класса стремящихся, каждому из которых данная йога предписывает определенные практики. Лучшему последователю - медитацию на Высшее Я, среднему – различные йоговские действия (крийю, аскезу, изучение священных писаний и предание себя Богу), для начинающего стремящегося – восьмиступенчатую садхану.


Основная цель Раджа-йоги

Итак, основная цель Раджа-йоги – разрушение нечистоты ума, преодоление неведения и устранение волнений ума. Следует помнить, что управление мыслями не является самоцелью на этом пути, но лишь средством для достижения возможности руководить реальностью и освобождения.

Человек учится осознавать различные сферы ума: сознательные, сверхсознательные, подсознательные и запредельные. Сама Раджа-йога направлена на то, чтобы практикующий научился превосходить свое физическое тело и стремился ориентировать сознание на внутреннюю среду.

Можно сказать, что целью этого пути является приближение к высшему сознанию. Но перед этим Раджа-йога доказывает саму возможность существования этого сознания, рассказывая о людях, достигших «пробуждения ото сна». Кроме того, она говорит о том, что психика человека представляет систему искривленных стекол, через которые мы не можем увидеть настоящее «изображение». Раджа-йога позволяет йогину увидеть четыре состояния сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и состояние просветления – турийю.

Пожалуй, главной задачей, которая стоит перед начинающим путь Раджа-йоги, является достижение способности не думать, сдерживать по собственной воле волнения ума. Только овладев этим умением, человек может услышать мысли других людей, все голоса природы, голос собственного тела, ощутить голос безмолвия, который способен открыть ему все скрытые истины и тайны.

Практика этого пути йоги предполагает восемь ступеней или уровней, причем к каждому следующему можно переходить только тогда, когда полностью освоен предыдущий. Естественно, для новичка упражнения будут самыми простыми – ступень Яма. Практика заключается в отказе от плохих поступков, ограничении себя. Направлена на борьбу с алчностью, ленью и другими пороками. Постепенно, проходя все ступени, вы дойдете до пятого – здесь начинается непосредственная работа с разумом.

Раджа йога предполагает ограничение самого себя, отказ от плохих поступков и слов, то есть полностью направлена на создание «чистого человека».

Упражнения в йоге называются асанами. Они схожи по сути и технике выполнения с буддийскими пранаямами, включают в себя телесные упражнения и дыхательную практику. Считается, что в прошлом система йоги была намного более сложной, однако знания к нашему времени частично утеряны. Собственно, раджа йога относится к заключительной ступени познания человека. Тот, кто прошел этот путь, обладает пониманием мира и навыками глубокого анализа себя и других. Конечно, главная часть Раджа йоги - это медитации, но это не означает, что в ней не используются асаны. Первый шаг на пути духовного развития – обучение специальным практикам ума и медитативным техникам.

Каждое упражнение раджа йоги представляет собой своеобразное переосмысление мира и анализ самого себя.

Йога проста для понимания, начинающему следует осмысливать себя и освобождать ум от лишних мыслей. Первое упражнение проводится в максимальном комфорте, в тишине дома. Расслабьтесь и сосредотачивайте внимание внутри себя. Постепенно замедляйте движение мыслей, пытайтесь осязать каждую мысль и останавливать её. В идеале мыслей вообще не останется. В практике йоги считается, что контроль собственных мыслей – один из способов влияния на бессознательное.

Следующее упражнение – сосредоточение. Когда вы научитесь контролировать мысли, настает пора вызывать положительные мысли и думать о важных вещах, а не о тех, которые приходят сами собой. Садхан должен избавиться от ненужной памяти и ассоциаций, он подчиняет мысль себе, а не наоборот. Тот, кто постигнет эту технику, не нуждается в контроле тела. Никакие окружающие воздействия не повлияют на него, в том числе – жар или холод. Такой человек может называться властелином собственного сознания.

Третье упражнение для практикующих раджа-йогу - это медитация. Новичкам лучше всего подходит дза-дзен, но это не стопроцентное правило. К примеру, мастер может указать на совершенно другую технику. В простейшем варианте – выпрямите спину и сядьте в позу лотоса, если можете. Руки складывают космическую мудру. Практикующий постепенно избавляется от мыслей, следит за дыханием и погружается во вдох и выдох. Связь с реальностью постепенно ослабевает, медитирующий не помнит времени и забывает себя. Практика медитации – одна из главных в йоге. Именно с её помощью можно добиться вершины постижения себя и принятия бессмертного «я».

Основная цель царской йоги – умение контролировать собственное сознание. Поэтому первые шаги каждый садхан – практик йоги – делает именно в направлении контроля собственного разума. Первый шаг – это обучение медитативным техникам. Впрочем, это не означает, что раджа-йога полностью лишена практики асан.

Духовный путь познания

Асаны в раджа-йоге схожи с буддийскими пранаямами, т.е. специальными дыхательными техниками и соответствующими упражнениями. Считается, что в древности комплекс упражнений был более сложным и имел даже практики визуализации, как в тантре, но знания утеряны, а потому современные садханы не владеют ими.

Собственно раджа-йога – это вершина, заключительные ступени познания (с четвертой по восьмую из восьми). Прошедший этот путь человек отличается личностным развитием и духовным ростом, развитым состраданием и глубиной понимания мира, он обладает навыками самоанализа и глубокой медитации, которая и является основой самьямы (санъямы).

Упражнения

Упражнения йоги просты, начинающему стоит начать с попыток осмысления себя и освобождения себя от мыслей. Первое из упражнений выполняется в тишине в максимально комфортной обстановке: расслабьтесь и сосредоточьтесь «внутри себя», замедлите течение собственных мыслей, осязайте каждую мысль и останавливайте ее, перестаньте думать.

Считается, что способность контролировать собственный мыслительный процесс является частью комплекса, направленного на контроль бессознательного

Липецкие королевы йоги: гармония души и тела

  • Подробнее

Второе упражнение, базирующееся на предыдущем, – сосредоточение. Вы уже умеете контролировать мысли, теперь научитесь думать о нужном, о тех вещах, которые важны, а не о тех, которые пришли. Садхан избавляется от ассоциаций и ненужной памяти, он подчинил мысль, но не мысль его.

Постигший эту технику способен контролировать и тело, ему не важна окружающая обстановка, он не чувствует жара и холода, он лишен моральных страданий, потому что он – властелин мира и собственного сознания.

Космическая мудра – особое положение пальцев рук, свидетельствующее об открытии человека миру и космосу

Третье упражнение раджа-йоги – собственно медитация. Начинающие медитируют по технике дза-дзен, но это не постулат. Мастер вполне может предложить и другие варианты. Выпрямите позвоночник, откройтесь, примите позу лотоса, если она вам подвластна. Сложите космическую мудру и успокойте дыхание, избавьтесь от мыслей и следите за дыханием, погружайтесь во вдох и выдох. Вы потеряли счет времени, забыли себя, отключились от мира. Вы медитируете. Практики медитации очень важны в йоге, они одна из главнейших вершин в постижении самого себя и в понимании истинной бессмертности человеческого Я.