Признаки гиперактивного ребенка — нужно ли беспокоится родителям? Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых.

Признаки гиперактивного ребенка — нужно ли беспокоится родителям? Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых.
Признаки гиперактивного ребенка — нужно ли беспокоится родителям? Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых.

Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
  2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
  3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.

Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

  1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
  2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
  3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
  4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
  5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
  6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
  7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
  8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
  9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
  10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.

Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Гиперактивность новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.

Гиперактивность

новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности ) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.

Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.

Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.

Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.

СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.

  • Довольно – таки ранняя развитость психомоторики. Ребёнок быстрее ровесников начинает переворачиваться, ползать, вставать. У него скорее развивается хватательный рефлекс.
  • Конечности находятся в постоянном движении. Младенец словно куда – то бежит.
  • Неуклюжесть. При развитой подвижности видны нарушения координации.
  • Повторные движения, например болтание ногами, переступания.
  • Плохой сон. Ребенок путает день с ночью.
  • Беспокойство, постоянный беспричинный плач, нежелание пеленаться. Любая одежда, сковывающая движения, им мешает.
  • Ранний отказ от дневного сна. Даже уставший ребёнок противится сну.
  • Повышенный мышечный тонус.
  • Обильные срыгивания после приема пищи.
  • Более сильная реакция на резкие звуки, яркий свет.

Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.

Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.

Основные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.

В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.

Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.

Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.

Признаки гиперактивности:

Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:

Недостаток внимания:

  • Затруднения в удержании внимания.
  • Ребёнок не слушает обращения.
  • Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
  • Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
  • Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.

Двигательная расторможенность.

  • Ерзает на месте, барабанит пальцами.
  • Не спит днем.
  • Много говорит.

Импульсивность.

  • Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Прерывает разговоры других.
  • Тяжело сосредотачивает внимание.
  • Ему с трудом удается дождаться подарка.
  • Нет должного контроля за своими действиями.
  • На занятиях могут совершенно противоположные результаты.

Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.

В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:

  • Тревожные и постоянные движения в конечностях.
  • Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
  • С трудом удерживает внимание на предмете.
  • С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
  • Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
  • Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
  • Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
  • Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
  • Излишне болтливый.
  • Не слышит людей, которые к нему обращаются.
  • Ребенок нередко теряет свои вещи.
  • Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.

Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.

Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.

Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.

Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.

Отличие активного ребенка от гиперактивного.

Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.

Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.

Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.

Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.

Гиперактивные дети в школе.

Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:


Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.

Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.

Похожие материалы

Если в семье гиперактивный ребенок, признаки нарушений неврологическо-поведенческого характера всегда налицо. Дети постоянно более активны, чем взрослые. Но некоторые дети чрезвычайно активны. В практической медицине их диагноз звучит как СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Если в семье живет такой ребенок, возникает много проблем. Многие родители хотели бы знать о том, является гиперактивность у детей болезнью либо проявлением особенностей характера.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Медицинский аспект проблемы: в основе этого состояния лежат минимальные мозговые дисфункции. Гиперактивность у детей является медицинским понятием. Она возникает, если ребенок родился, пережив асфиксию, стимуляцию, кесарево сечение во время родов либо он получил при этом какие-либо незначительные травмы. Его мозг как будто здоров, не имеет явных серьезных повреждений, но имеются минимальные нарушения. Поэтому в его нервной системе вместо равновесия процессов торможения и возбуждения преобладают последние. Дети легко возбуждаются. Но такой ребенок не способен остановиться в нужный момент.

Считается, что причиной этого синдрома как болезни является дефицит определенных гормонов, которые вырабатываются только тогда, когда ребенок находится в движении. Когда такой малыш находится в состоянии покоя, он себя плохо чувствует. Поэтому он вынужден все время бегать и что-то делать. Симптомы гиперактивности нередко проявляются еще до года. Гиперактивные дети очень беспокойны, много кричат.

СДВГ имеет различную степень проявления

Гиперактивность ребенка легкой степени отмечается у немного нервных эмоциональных малышей. Их отличают ускоренный темп речи, очень резкие движения. Они нормально адаптированы в обществе. Такие дети любят учиться, они очень сообразительны. Эти ученики интеллектуально более одаренные, чем другие, имеют быстрое мышление. Школьники легко загораются, увлекаются, мыслят быстро. Но нередко у них возникают серьезные проблемы с дисциплиной. Ребенок с высокой степенью гиперактивности зачастую не может сосредоточиться. Когда с ним кто-то разговаривает, малыш отворачивается, что-то крутит и ковыряет, ерзает и дергается. Что делать, когда ребенок так себя ведет?

Психологический аспект проблемы

Наука трактует СДВГ как недостаток самоконтроля, синдром нарушения внимания. Для этого синдрома характерны специфические проявления.

Показатели гиперактивности

Многие родители склонны утрировать проблемы. Они считают нормальных живых ребятишек гиперактивными. Однако СДВГ имеет четкие признаки.

Можно легко определить наличие этого синдрома у малыша:

  1. Он постоянно в движении. Дети непрерывно ерзают, бегают, прищемляют пальцы дверью, ударяются головой о дверные косяки. Они беспрестанно перемещаются, все время что-то делают.
  2. Ребенок гиперактивный отличается импульсивностью. Он не сдерживает своих порывов. Его сложно удержать на месте, он беспрестанно совершает необдуманные поступки.
  3. Когда взрослые разговаривают с ним, малыш не способен выслушать их. Вследствие чрезмерной двигательной активности ему обязательно нужно непрерывно совершать какие-то действия.
  4. Слова другого человека он практически не воспринимает. Ребенок не замечает окружающих, то и дело витает в мире грез, предается своим мечтам.
  5. Мелкая моторика обычно страдает у гиперактивных детей дошкольного возраста. Малышу очень сложно выполнять скрупулезные точные действия, рисовать мелкие детали, раскрашивать красками картинку, не выступая за контур. Они не могут застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  6. У такого ребенка в школе во всем проявляется дефицит внимания. У этого школьника мысли обгоняют действия. В его тетради часто слова начинаются со второй либо третьей буквы. Нередко у них нет концовки, не дописаны буквы и слова. Тетради у них рваные, записи многократно перечеркнуты. В тетрадях таких учеников чаще всего появляются описки. При проверке эти школьники обычно невнимательны. Они не видят недочетов, которые допустили при написании текста.

Природа поведенческих проблем

Чрезмерная активность как болезнь: симптомы гиперактивности у детей — это проявление пограничного состояния, а не патологии. У таких детей к природной подвижности присоединяются еще какие-либо неврологические симптомы.

  1. Поскольку функция торможения развита слабее, чем функция возбуждения, у младенцев, имеющих симптомы гиперактивности, хуже формируются различные жизненные циклы. Чрезмерное возбуждение отражается на всех сферах жизнедеятельности таких детей. У них нередко отмечаются речевые нарушения, энурез, нервный тик.
  2. Для них характерно истеричное поведение. Достаточно какого-либо минимального повода, и у них начинается неконтролируемая поведенческая реакция. Все эмоции проявляются у них очень бурно. Они сопровождаются громким плачем, энергичной жестикуляцией, взвизгиваниями, причитаниями, выкриками.
  3. Малышам, имеющим симптомы гиперактивности, трудно поддерживать режим. После шумной игры они не могут заснуть.

Без помощи медицинских специалистов, психологов неугомонный ребенок не в состоянии быть нормальным членом коллектива, полноценно жить. У него возникают конфликты в общении со сверстниками, он не может учиться, не реагирует ни на какие уговоры.

Что делать, если ребенок имеет признаки гиперактивности?

Этой проблемой неугомонных детей профессионально занимаются детские психиатры и психологи. Родителям нужно обращаться за помощью к этим специалистам.

Гиперактивность как особенность характера личности: иногда симптомы гиперактивности появляются под воздействием определенных неблагоприятных жизненных условий. Нелюбимый ребенок постоянно чувствует, что родители его отвергают. Поэтому он имеет психические нарушения, живет в состоянии длительной тревоги, в ожидании надвигающейся опасности. Малыш отличается двигательной расторможенностью, невнимательностью, непоседливостью. Поэтому специалисты считают этот режим жизнедеятельности ребенка проявлением пограничного состояния на грани болезни и здоровья.

Гиперактивность у детей является особенностью характера, если их неправильно воспитывают. Необходимо ограничение их желаний, поступков и потребностей.

Такой ребенок способен быть полноправным членом общества. Он может нормально развиваться. Такая особенность не мешает ребенку общаться со сверстниками.

Воспитание беспокойного ребенка с признаками СДВГ

Если в семье растет гиперактивный ребенок, что делать?

Педагогические правила для родителей гиперактивных детей:

  1. Этот ребенок является очень активным непоседой. Ему очень трудно воспринимать сложные задания. Потому они должны быть простыми, конкретными и поэтапными.
  2. Но сначала нужно установить с ним контакт. Ласково прикоснувшись к малышу, стоит посмотреть ему в глаза, сказать приятные слова, обращаясь к нему. Все, что может помешать контакту с ним, нужно убрать. Телевизор, музыка, игрушки будут отвлекать малыша от общения с вами. Другие люди не должны быть раздражающим фактором.
  3. Нужно выработать правила поведения ребенка, которые всегда должны оставаться постоянными.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если родители подозревают у своего ребенка синдром гиперактивности, нужно обращаться к врачам . Если синдром имеет биологическую природу, именно с этого стоит начинать решение проблемы. Необходимы консультации со специалистом. Невропатолог, психолог могут дать рекомендации родителям. В этой пограничной области работают детские нейропсихологи. Они владеют специфическими методиками диагностики, которые отличаются от медицинских диагностических исследований. С их помощью можно выявить причины гиперактивности у детей.

Если появился СДВГ, такой ребенок нуждается в поддерживающей терапии. Детский нейропсихолог может предложить родителям необходимую индивидуальную коррекционную программу. Специалист может рекомендовать лекарственные препараты, гомеопатию, успокаивающие травы. Их применение поможет привести в норму нарушенные функции организма маленького пациента. Симптомы гиперактивности будут менее выраженными, если соблюдать правильный гигиенический режим. Следует хорошо организовать день малыша, чтобы дать ему возможность израсходовать свою неуемную энергию. Важно, чтобы у него была физическая усталость. Чрезмерная активность малыша должна прекратиться за 2 часа до сна.

Малышам с гиперактивностью необходима достаточная физическая нагрузка. Им нужно заниматься подвижными играми, много прыгать, бегать. Но нельзя допускать появления нервной, интеллектуальной усталости. Перед сном очень полезно принять душ или ванну. Крайне важны ритуалы. Спокойная музыка, чтение сказки, тихая беседа предрасполагают к засыпанию, расслаблению, успокоению.

Гиперактивные дети сложнее остальных во всем. Этот малыш всегда активен. Таких детей труднее воспитывать.

Лечение гиперактивности может быть успешным.

Для этого ребенку в первую очередь нужно чувствовать любовь родителей, ощущение комфорта в семье.