Правовое регулирование качества продукции с учетом. Правовое регулирование качества труда Общая характеристика правового регулирования качества продукции

Правовое регулирование качества продукции с учетом. Правовое регулирование качества труда Общая характеристика правового регулирования качества продукции

Введение

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Заключение

Список литературы


Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.


1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же - это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) .

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Предмет правового регулирования. Качество – совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом – обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.
Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.
В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 68
Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.
Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п. 1 ст. 469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.
Такого же рода Правила содержатся в ст. 721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обяза-тельными для сторон требованиями.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 69
Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК).
Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации»; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»; Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»; Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

Ведомости РФ 1993 № 25 ст. 917.
Там жe. № 23 ст. 511.
Там же № 26 ст. 966.
СЗ РФ. 1996 № 3. ст. 140.
Собрание актов РФ. 1994. № 8. Ст. 598.

Еще по теме § 1. Общая характеристика правового регулирования качества:

  1. Вопрос_13. Понятие и виды хозяйственных обществ. Общая характеристика нормативного правового регулирования

Правовое обеспечение качества

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг. В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.



Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству. Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1. Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2. Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение. Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов. Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение. Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение. Главная задача законодательства о сертификации - создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей. Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России. Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации». Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

2. Понятие и принципы технического регулирования.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:
1. регулирование внутреннего рынка и
2. создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.
Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой - был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В соответствии с этими двумя задачами можно условно сформулировать две группы принципов.

Первая группа - это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее:

соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования;

применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг;

единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов;

применение национальных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов;

формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;

независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;

недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик.

Суть второй группы принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на изготовителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам ее проектирования, производства, строительства и т.д. не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться создавать такие механизмы, которые позволили бы избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях.

Устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Если обстоятельств, заставивших принять повышенные требования, больше не существует или цели регулирования могут быть достигнуты другими, менее ограничительными мерами, такие меры должны быть применены. Подобные действия необходимо предпринять и в случае, если принятые условия регулирования не соответствуют риску недостижения целей. Обязательства по устранению технических барьеров в торговле относятся также к процедурам оценки соответствия и стандартам.

Недискриминационная основа. Этот принцип устанавливает, что требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. Это, в частности, означает, что условия сертификации для импортируемой продукции должны применяться на недискриминационной основе, в том числе по срокам ее проведения и стоимости.

Гармонизация. Она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования.

Эквивалентность. Разработка международных стандартов может оказаться длительной из-за необходимости достижения консенсуса по технически сложным вопросам. Поэтому наряду с принципом гармонизации предлагается принцип эквивалентности, смысл которого сводится к тому, что страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения.

Взаимное признание результатов оценки соответствия. Странам предлагается вести на постоянной основе переговоры о взаимном признании результатов оценки соответствия и достигать при этом положительных результатов. Необходимость этого вызвана тем, что процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. Это может быть обусловлено чисто техническими причинами, но зачастую в основе этого лежит заинтересованность бизнеса или чиновников. Единых моделей взаимного признания не существует, но есть типовые подходы и элементы, которые могут рассматриваться на переговорах. Прежде всего это признание сертификатов и знаков соответствия, выданных аккредитованными органами за рубежом, в качестве эквивалентных. Кроме того, это перечень продукции, подпадающей под соглашение о взаимном признании, и способы ее идентификации. В этот перечень могут быть включены критерии признания компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в каждой стране и их опубликованный список. И, наконец, соглашения о взаимном признании могут предусматривать разрешение противоречий на основе обмена информацией и совместного мониторинга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение управления качеством продукции в Республике Беларусь. Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров и услуг. Правовое регулирование стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений согласно законодательству.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Понятие качества продукции и его правовое значение. Переход от стандартизации к техническому регулированию. Виды, порядок разработки и принятия технических регламентов. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг. Проблемы повышения качества.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Законодательная база сертификации. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и нормативно-методическое обеспечение данной процедуры.

    реферат , добавлен 29.03.2016

    Актуальность подтверждения соответствия продукции и услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров Российской Федерации. Подтверждение соответствия продукции и услуг на автомобильном транспорте. Системы сертификации продукции и услуг.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Нормативная документация, применяемая при производстве топленого масла. Правовая база на изготовление безопасной продукции, процедура подтверждения ее соответствия. Организация производственного и лабораторного контроля при производстве продукции.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2015

    Государственная политика России в области обеспечения качества продукции животного происхождения. Правовое регулирование отношений в данной области. Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов. Органы по сертификации Челябинской области.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    реферат , добавлен 14.10.2013

    Правовые аспекты управления качеством продукции. Экспертные методы при решении задач управления качеством продукции. Краткая характеристика Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.
Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.
Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.
Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1.
Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2.
Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение.
Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.
Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение.
Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.
Главная задача законодательства о сертификации - создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей.
Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.
Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.
Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации».
Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию.
Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.
Требования, предъявляемые к качеству продукции, работ и услуг (качественные характеристики, параметры, размеры, требования технической эстетики и эргономики) устанавливаются нормативными документами по стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.
Все остальные требования ГОСТов носят рекомендательный характер. Например, основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, эстетические и эргонометрические требования и др.
Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.
Если в договоре условие о качестве определено путем отсылки к ГОСТу в целом или к технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг, указывается, что их качество соответствует ГОСТу, а не его обязательным требованиям, рекомендательные требования подлежат соблюдению субъектами хозяйственной деятельности.
ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). (С середины 1998 г. - Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - Минземстрой России).
ОСТы разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и (или) производящими указанные продукцию, работы и услуги.
СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности,.
ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.
Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»1.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о стандартизации и сертификации в Российской федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.
Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль, вправе выдавать предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.
За нарушение предписаний предприятия, организации платят штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно - до 1 тыс. руб.
В связи с изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции (товаров, работ, услуг), значительно повышается роль договора в определении требований к качеству.
Если на продукцию (товары, работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, - о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям.
Все остальные условия о качестве - условие о потребительских свойствах продукции, технических характеристиках, продолжительности гарантийных сроков, сроков годности и службы, маркировки продукции (товаров), качестве тары и упаковки и их маркировке, о порядке приемки продукции (товаров, работ, услуг) по качеству и др. определяются в договоре либо путем ссылки на нормативные документы по стандартизации (ОСТы, СТП), либо путем установления в самом договоре.
Если в договоре условия о качестве не оговорены, продукция должна соответствовать обычно предъявляемым к такого рода продукции требованиям и быть пригодной для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком.
Если же изготовитель, продавец, исполнитель не знал о конкретной цели их использования, то продукция (товар, работы, услуги) должна быть пригодна для целей, для которых подобного рода продукция обычно используется.
Стороны могут предусмотреть в договоре санкции за нарушение условий о качестве. Действующее гражданское законодательство таких санкций не устанавливает.
Для того, чтобы не допустить продажи недоброкачественных товаров через розничную сеть и использования недоброкачественной продукции в производстве, получатель проверяет качество полученных товаров и продукции.
Цель приемки продукции (товаров) по качеству - проверка ее соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации и договору.
Порядок приемки продукции и товаров по качеству может определяться нормативными документами по стандартизации и договором. Для отдельных видов продукции могут быть установлены особенности приемки. Во всех остальных случаях приемка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г.
Приемка получателем продукции по качеству состоит из нескольких стадий:
1) приемка продукции от органов транспорта;
2) проверка качества продукции;
3) составление акта о результатах проверки;
4) подписание акта лицами, участвовавшими в проверке;
5) утверждение акта, устанавливающего ненадлежащее качество или некомплектность продукции, руководителем предприятия-получателя или его заместителем.
Приемка по качеству должна производиться в следующие сроки: при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а при иногородней поставке - не позднее 20 дней при поступлении на склад получателя. Более короткие сроки (от 24 до 48 часов) установлены для приемки скоропортящейся продукции и товаров, а более длительные (от 30 до 60 дней) - для потребителей, находящихся в районах Крайнего Севера. Для вскрытия и актирования скрытых (производственных) недостатков установлен четырехмесячный срок.
Проверка качества осуществляется в два этапа. Первоначально качество продукции проверяют работники предприятия-получателя. В случае обнаружения недостатков продукции, тары, упаковки приемка приостанавливается и составляется акт о недостатках проверенной части продукции. Для продолжения приемки и составления двустороннего акта о недостатках получатель обязан вызвать представителя одногороднего изготовителя (отправителя) полученной продукции, а в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором - представителя иногороднего изготовителя (отправителя). При неявке представителя в установленные сроки, неполучении от него сообщения о направлении представителя, а также в случае, когда вызов иногороднего представителя не обязателен, продолжение приемки осуществляется: продукции - с представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а товаров - экспертом бюро товарных экспертиз.
При отсутствии в месте нахождения получателя (покупателя) соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз, либо при отказе в выделении эксперта качество проверяется с участием либо компетентного представителя другого предприятия, организации, либо компетентного представителя общественности предприятия-получателя. Возможна односторонняя приемка по качеству при согласии изготовителя (отправителя) на такую приемку.