Положение о минимальном объеме контактной работы. Формы организация контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования

Положение о минимальном объеме контактной работы. Формы организация контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования
Положение о минимальном объеме контактной работы. Формы организация контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования

Технология организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов) с элементами модульного обучения

Европейская система академических кредитов

После введения 3-х уровней высшего образования с одинаковыми названиями и сходными сроками обучения встает вопрос: какое реальное образование получил студент на каждом из 3-х уровней?

Инициаторы Болонского процесса решили определять в каждом случае «трудоемкость учебной работы». Можно было бы взять аудиторные часы («контактные часы» по европейской терминологии). Но отношение к аудиторным часам в европейских университетах таково, что многие вузы считают, что основное образование студент получает не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы при изучении рекомендованной литературы, при написании эссе (рефератов, курсовых работ), во время индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими тьюторами . В европейских публикациях встречаются рекомендации ограничивать число контактных часов в неделю 8-ю или 10-ю, остальное время тратить на самостоятельную работу.

При этом соотношении между аудиторной работой и самостоятельной работой не будет 50% на 50%, как это принято в российском высшем образовании, а будет 1 к 4-м, или 1 к 6-ти. Такая организация учебного процесса никому не навязывается, это лишь обмен положительным опытом. Каждый вуз самостоятельно должен принимать решение по данному вопросу.

Таким образом, аудиторная нагрузка не может быть единицей измерения. Следует учитывать общую учебную нагрузку, суммарное время, которое студент потратил (в аудитории и вне ее) на овладение программой. Общая нагрузка включает помимо аудиторной написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторных работ, практики и стажировки, подготовку к зачетам и экзаменам, сдачу зачетов и экзаменов и практический опыт работы по специальности.

Как определить весомость единицы измерения трудоемкости учебной дисциплины? В европейском высшем образовании эту единицу назвали «академическим кредитом» . Система кредитов предполагает их взаимозачет и накопление. Болонская декларация гласит: «Кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом.

В начале Болонского процесса основное предназначение кредитов виделось в поддержании академической мобильности, но в 2003 г. в Берлине эта система уже рассматривалась как инструмент для разработки программ обучения в международных масштабах.

Общая трудоемкость учебной нагрузки в год была приравнена к 60-ти кредитам. На основании опыта применения системы кредитов в разных странах, считается, что студент не может заработать больше. Наиболее приемлемой из существующих в Европе систем кредитов была признана система ECTS – «European Credit Transfer System» (Европейская система взаимозачета кредитов). Как пересчитать нагрузку в часах в европейские академические кредиты? Министерство образования рекомендовало пересчитать учебную нагрузку в кредиты путем деления общей (аудиторной и самостоятельной работы) учебной нагрузки в семестре на 36 (36 часов общей нагрузки). Но в этом случае число кредитов по специальным дисциплинам получается небольшим по сравнению с европейскими вузами. Поэтому необходимо проанализировать опыт ведущих европейских вузов по кредитованию каждой дисциплины и выяснить причины диспропорций, если такие окажутся.



В каком случае студенту вообще начисляются кредиты? Сколько часов аудиторных занятий может пропустить студент, чтобы быть допущенным к зачетам и экзаменам?

В любом случае кредиты будут начислены студенту только после успешной сдачи им формы итогового контроля по данной дисциплине. (экзамен, зачет, тест или итоговая контрольная работа). Оценка не влияет на количество кредитов, оценка должна быть положительной. Количество кредитов в течение семестра и учебного года регламентировано – это 30 и 60.

Но если студент во время учебы набирает избыточное количество кредитов (например, посещая дополнительные учебные курсы), эти кредиты не засчитываются в счет основной программы обучения, ими можно воспользоваться при получении второго высшего образования, повышении квалификации, или при обучении на более высоких уровнях высшего образования.

Количество кредитов по отдельным дисциплинам не может быть дробным. Принято возможным начислять за отдельные дисциплины суммы кредитов с половинками, чтобы при сложении они давали целое число.

Таким образом, бакалавр должен набрать не менее 180 (за три года) или не менее 240 (за четыре года) академических кредитов. Магистр должен заработать не менее 300 кредитов.

Страны, подписавшие Болонскую декларацию, должны перейти к организации учебного процесса в системе зачетных единиц (академических кредитов), сходной с системой ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачета кредитов). Система ориентирована на получение легко читаемых и сравнимых Приложений к дипломам и на организацию широкомасштабной студенческой мобильности.

Одним из задаваемых и контролируемых параметров в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выступает общая трудоемкость изучения дисциплины и максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы. Кафедры боролись за максимально возможный объем аудиторных занятий в виде лекций, семинарских и практических занятий и лабораторных работ. От аудиторной нагрузки зависит количество преподавательских ставок.

На часы, отводимые для самостоятельной работы, обращалось мало внимания. Большая аудиторная нагрузка оставляет студентам мало времени на самостоятельную работу.

Обучение с использованием системы зачетных единиц предполагает принципиально иной подход к организации учебного процесса. При этом подходе учебный процесс организуется по так называемой «нелинейной схеме» . Особенности нелинейной схемы следующие:

Личное участие студентов в формировании своего индивидуального учебного плана, предполагающего самостоятельный выбор для изучения дисциплин из числа предлагаемых;

Появление новой должности «тьютор», или академический консультант. Основная задача тьюторов – консультация при составлении индивидуальных учебных планов студентов;

Обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной форме для самостоятельной работы студентов. Еще лучше - организация самостоятельной работы студентов в форме дистанционного образования на одной из платформ дистанционного образования через Интернет;

При такой организации учебного процесса происходит переориентация процесса обучения на самостоятельную работу студентов. В рамках учебного процесса выделяются три взаимосвязанных вида учебной нагрузки , входящие в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

Традиционные формы аудиторной работы (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы);

Самостоятельная работа студентов;

Контактные часы, во время которых проводятся индивидуальные и коллективные консультации студентов по самостоятельным заданиям, а также оценивает результаты выполнения самостоятельных заданий.

При этом предполагается широкое использование электронных учебных материалов, печатных учебно-методических материалов, дистанционных форм обучения.

Центр тяжести обучения переносится на самостоятельную работу студентов, при этом сокращается аудиторная работа как преподавателей, так и студентов. В настоящее время учитывается только аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава, и это не стимулирует качественное выполнение преподавателями учебно-методической, организационной деятельности, а также консультационной и контролирующей по самостоятельной работе студентов.

С введением такого рода нагрузки как контактные часы возникает вопрос: какова доля контактных часов в общей трудоемкости изучения дисциплины? С точки зрения расчета нагрузки преподавателя, контактные часы можно рассматривать как аудиторную работу, в которую входят индивидуальные и потоковые консультации, проведение и проверка контрольных работ, проверка самостоятельных заданий. Аудиторная нагрузка усложняется по содержанию. Для студентов контактные часы не являются обязательными аудиторными занятиями (кроме часов проведения контрольных работ), так как во время контактных часов происходят индивидуальные консультации с преподавателем.

Рассмотрим организацию учебного процесса на примере Казанского государственного университета .

По каждому изучаемому курсу кроме программы преподаватель разрабатывает календарно-тематический план. В предлагается форма календарно-тематического плана, показанная в таблице 1.

Таблица 1

Дисциплина___________Курс___________________

Общая трудоемкость (кредиты/часы)____в т.ч. лекции____,сем.___.

Самостоятельная работа(часы)_____________

Контактные часы_____________________

  • Иностранный язык как ресурс академической мобильности преподавателей высшей школы
  • Интерактивные технологии в преподавании теоретических дисциплин
  • Информатизация образовательного процесса студентов колледжа
  • Использование виртуальных интеллект-карт для организации проектной деятельности обучающихся
  • Использование виртуальных машин в обучении
  • Использование случайных чисел для контроля знаний
  • Использование технологий резервирования для повышения отказоустойчивости серверов ВУЗа
  • Исследование гармонических колебаний груза пружинного маятника при помощи пакета программ Labview
  • К вопросу об информатизации учебного процесса в вузе
  • К вопросу об определении понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»
  • Концепция образовательного кластера по направлению «Ядерные физика и технологии» в Уральском федеральном университете
  • Концепция создания 3d-виртуальных технологически ориентированных бизнес-симуляторов для промышленных комплексов
  • Личный сайт как веб-портфолио педагогов и студентов: технологии создания и продвижения
  • Массовые открытые онлайновые курсы: замысел и реальность
  • Методика подготовки студентов информационных специальностей с учетом развития информационно-технических технологий
  • Моделирование задач «Динамики»
  • Некоторые аспекты внедрения сетевой формы реализации образовательных программ
  • О проблемах подготовки иностранных специалистов для атомной энергетики стран-партнеров Росатома в УрФУ
  • Образовательный портал ПетрГУ
  • Обращение к понятию «образовательная технология», его множественности и объяснение причин исторической целесообразности этого в настоящее время
  • Один из аспектов формирование инженерного мышления у студентов при дистанционной форме обучения
  • Онлайн-образование по социологии и истории: причины и следствия дефицита в рунете
  • Опыт дистанционного преподавания электротехнических дисциплин
  • Опыт разработки виртуальной реальности для архитектурных объектов
  • Опыт разработки и реализации программы формирования универсальной среды в региональном многопрофильном вузе
  • Опыт разработки сетевых образовательных программ с применением онлайн-курсов
  • Опыт СГАСУ по разработке системы промежуточной аттестации на основе тестирования
  • Открытые онлайн-курсы в работе клинической кафедры высшего медицинского образовательного учреждения
  • Открытые ресурсы и дистанционные образовательные технологии в инженерном образовании
  • Плоская задача теории упругости и ее реализация на ЭВМ
  • Повышение заинтересованности студентов в учебном процессе за счет внедрения информационных технологий
  • Поможем избавиться от зависимости: проблемы организации и проведения «независимого тестового контроля»
  • Применение игровых девайсов в робототехнике
  • Проблемы использования технологий виртуализации в образовательных учреждениях
  • Проектирование индивидуальной образовательной программы студента на основе компетентностного подхода в автоматизированной информационной системе университета
  • Проектно-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций в рамках междисциплинарных связей
  • Разработка тестовой системы по дисциплине «Архитектура компьютера»
  • Служба технической поддержки пользователей системы дистанционного образования в ПГУТИ
  • Современные образовательные методики: перевернутое обучение (практический опыт)
  • Современные образовательные технологии в высших учебных заведениях. Оценка качества образования
  • Тестовый контроль знаний как средство оценки результатов обучения по теоретической механике
  • Трансфер технологий «зеленой химии» в образование
  • Требования к дистанционному обучению и оценке его результатов
  • Формы организация контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования
  • Электронное пособие по физике для самостоятельной работы студента/абитуриента
  • Эффективные методы и средства развития информационной компетентности студентов в системе многоуровневого образования
  • эффективные формы участия вузов в развитии системы дополнительного образования детей
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    E-LEARNING: FORMS OF ORGANIZATION OF THE DISTANCE WORK OF TEACHERS AND STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF HIGHER EDUCATION PROGRAMS

    И.В. Вылегжанина

    I.V. Vylegzhanina

    [email protected]

    ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» г. Киров

    В докладе представлены формы организации контактной работы обучающихся и преподавателей университета с использованием дистанционных образовательных технологий. Описано методическое, техникотехнологическое, кадровое обеспечение контактной работы обучающихся и преподавателей при реализации образовательных программ высшего образования.

    The report presents the forms of distance work of students and teachers in e- learning. Described methodological, technical, technological , human resources of distance work of students and teachers in the implementation of educational programs of higher education.

    В обеспечении качества профессиональной и общекультурной подготовки обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров в образовательных организациях высшего образования значительное место занимает организация контактной работы преподавателей и студентов.

    В Приказе Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» указано, что объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах выделяется в учебном плане.

    Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, может включать в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем может включать иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.

    С переходом на Федеральные государственные стандарты высшего образования возрастает значение активных и интерактивных форм контактной работы. Удельный вес активных форм обучения для большинства направлений подготовки должен быть не менее 20 % от общего объема аудиторных занятий. Контактная работа может проводиться как аудиторно, так и внеаудиторно.

    Организация внеаудиторной контактной работы и контроль над ее выполнением могут быть осуществлены через использование дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся

    и педагогических работников.

    В Вятском государственном гуманитарном университете дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ высшего образования используются с 2007 года. Организации контактной работы преподавателей и студентов осуществляется через работу учебного портала дистанционного образования и проведение проектов «Открытая аудитория», «Пары онлайн».

    В рамках этих проектов проводятся видеолекции, установочные вебинары по дисциплине, вебинары по организации самостоятельной работы студентов на основе учебно-методическихи комплексов, вебинары по сложным темам курса, вебинары практической направленности, вебинары-консультации с ответами на вопросы обучающихся, обобщающие вебинары по дисциплине, вебинары по

    квалификационных), вебинары по выполнению научно-исследовательских работ, установочные и итоговые конференции по прохождению практики, тематические, проблемные, задачные и консультационные форумы, форумы по организации самостоятельной работы студентов, совместная работа студентов с документами общего доступа, образовательные вебквесты, деловые и ролевые онлайн-игры, индивидуальные и групповые видеоконкультации, сетевые образовательные проекты, совместная работа с документами общего доступа и иные виды учебной деятельности.

    Промежуточная, итоговая, государственная итоговая аттестация обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется через автоматизированное тестирование, выполнение письменных работ, проведение устных экзаменов, зачетов, собеседований, формирование и оценивание портфелей обучающихся, проведение учебных вебконференций и др.

    Поскольку дистанционные образовательные технологии позволяют достаточно гибко выстраивать процесс обучения, учитывая при этом индивидуально-психологические особенности обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям, в ВятГГУ организуется индивидуальное сопровождение студентов особых категорий: студентов с плотным графиком работы, в том числе вахтовиков; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; лиц, плохо владеющих информационными технологиями; студентов-переводников с очной/заочной формы обучения и из других вузов; студентов, имеющих затруднения в освоении учебного материала. Для студентов первых курсов предусмотрено проведение адаптационных мероприятий: осенних и весенних выездных тьюториалов на базе представительств, онлайн-тренингов по работе на учебном портале дистанционного образования и др.

    Для реализации контактной работы обучающихся с преподавателями с использованием дистанционных образовательных технологий в университете созданы специальные методические, технико-технологические, нормативноправовые, организационные и кадровые условия.

    Основой учебно-методического обеспечения контактной работы обучающихся с преподавателями является учебно-методический комплекс, размещенный в электронной информационно-образовательной среде университета и включающий:

    учебный план образовательной программы,

    индивидуальный учебный план обучающегося,

    программу учебного предмета (дисциплины, модуля, учебного курса),

    комплект электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих все виды работы в соответствии с программой учебного предмета

    (дисциплине, учебному курсу), включая практикум или практическое пособие, средства для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса).

    Технико-техническое обеспечение предусматривает доступ обучающихся (независимо от места их нахождения) к электронной информационнообразовательной среде университета, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей.

    В таблице ниже представлен перечень информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения контактной работы обучающихся и преподавателей.

    Назначение информационных

    Перечень информационных и

    и телекоммуникационных

    телекоммуникационных технологий для

    технологий в обеспечении

    обеспечения дистанционного

    контактной работы

    взаимодействия преподавателей и

    преподавателей и студентов

    студентов

    Доступ к учебно-методическим

    электронная почта

    материалам

    видеохостинг (youtube, rutube, vimeo и

    электронные библиотеки

    дистанционного

    образования

    (электронные портфели дисциплин)

    Дистанционное взаимодействие

    дистанционного

    образования

    участников образовательного

    (форумы, чаты, система обмена личными

    процесса

    сообщениями)

    видеосообщениями и видеосвязи (skype,

    team speak, mumble, viber и др.)

    сервисы для проведения вебинаров

    (seemedia, webinar и др.).

    Сервисы для работы с документами

    совместного доступа (one drive, google disk,

    dropbox и др.)

    Формирование

    специализированные

    обучающие

    профессиональных умений и

    программы

    программы-симуляторы

    программы для удаленной работы с

    лабораторным оборудованием

    программы для автоматизированного

    тестирования

    Управление электронным

    адаптированные в учебных целях CMS

    обучением

    (joomla, drupal, bitrix, wordpressи др.)

    LMS (Moodle, Canvas и др.)

    Образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий должен осуществляться профессорскопреподавательским составом, подготовленным для работы в новой информационной образовательной среде. Административные и педагогические работники должны иметь соответствующее основное или дополнительное профессиональное образование. Необходимо предусмотреть организацию обучения, повышение квалификации и методическое сопровождение педагогических работников, осуществляющих обучение по образовательным

    программам, реализуемым с применением дистанционных образовательных технологий.

    Таким образом, организация контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования может быть осуществлена в различных формах, для ее реализации должны быть созданы соответствующие методические, технико-технологические, нормативноправовые, организационные и кадровые условия.

    ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ 3DСИМУЛЯТОРОВ И ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

    FEASIBILITY OF DEVELOPMENT AND EXPERIENCE ESTABLISHMENT OF A PROCESS SIMULATOR AND VIRTUAL LABORATORY

    П.C. Мочалов, В.С. Третьяков, И.В. Титов, С.П. Мочалов

    P.S. Mochalov, V.S. Tretiakov, I.V. Titov, S.P. Mochalov

    [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

    Уральский федеральный университет г. Екатеринбург

    Научно-инжиниринговый центр «СИСТЕМ-ИНТЕГРАТЕХ» г. Новокузнецк

    В докладе приведены результаты анализа вопроса по актуальности и целесообразности разработки и применения технологических симуляторов и виртуальных лабораторий для эффективного обучения и формирования профессиональных навыков. Выделены направления применения и техникоэкономические эффекты от внедрения. Опыт разработки технологических симуляторов рассматривается на примерах создания 3D-симулятора для отработки аварийных ситуаций медеплавильного цеха и виртуального учебноисследовательского комплекса лабораторных работ по теплофизике.

    The report provides an analysis of the question on the relevance and feasibility of the development and use of simulation technology and virtual labs for effective learning and the formation of professional skills. Isolated areas of use and technical economic effects of the introduction. Experience in developing technological simulators regarded by creating a simulator for testing emergency of copper melting shop and virtual educational research laboratory complex papers on thermal physics.

    Параллельно с системами, которые основаны на технологичных форматах трансляции знаний, в последнее время активно развивается новый сегмент образовательных проектов, направленных на тренировку умений и навыков от простейших задач до принятия решений в сложных промышленных системах. Базовым процессом в таких проектах (тренажеры, симуляторы, виртуальные установки) является освоение новых алгоритмов работы за счет совершения действия и его последующей рефлексии в отличие от изучения материалов в классических MOOC.

    В настоящее время осуществляется этап формирования нового сегмента массовых онлайн-курсов, предназначенных для технологичного формирования навыков у миллионов людей по всему миру с устоявшимися стандартами обучения, в центре которого будут не видеолекции, а комплексные компьютерные симуляторы и тренажеры .

    В симуляторах определяющую роль играют функциональные свойства среды, в которой пользователь выполняет задачи обучения и может взаимодействовать с объектами путем самостоятельного наблюдения, перемещения, действий и исследований. Современный уровень технического и программного обеспечения позволяет разрабатывать и применять трехмерные интерактивные виртуальные системы в обучении, которые могут быть максимально приближены реальному миру. Кроме того, следует отметить, что для освоения таких систем у молодого поколения имеется большой опыт и навыки в результате использования компьютерных игр. Это обеспечит активное вовлечение учащихся в процесс освоения и формирования новых умений, навыков и компетенций

    Вторым фактором, определяющим необходимость применения тренажеров-симуляторов и виртуальных лабораторий, является обострение проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, которые управляют высокотехнологичными и автоматизированными современными производствами комплексами и сложнейшими техническими устройствами (атомные электростанции, сверхзвуковые самолеты, космические корабли, нефтехимические, энергетические, металлургические, химические и другие производства).

    На таких промышленных объектах высока роль уровня квалификации персонала и нет возможности обучения практическим навыкам управления методами проб и ошибок, а потери от неэффективного управления или затраты на устранение последствий одной аварии в десятки раз превышают стоимость разработки современных симуляторов.

    В настоящее время виртуальные технологии позволяют максимально точно воспроизвести ощущение обучаемым реальности объекта и обеспечить подобия комплекса условий, при которых могут быть сформированы навыки, необходимые для высококачественной и надежной профессиональной деятельности работника .

    Можно выделить три основных направления применения симуляторов технологических процессов:

    демонстрация технологического процесса и продукции заказчикам и потенциальным клиентам;

    отработка навыков управления технологическим процессом;

    отработка навыков обеспечения производственной безопасности,

    снижение рисков и устранения аварийных ситуаций. Применение этих направлений :

    является самым быстрым методом обучения операторов практическим навыкам, особенно для неопытного персонала.;

    обеспечивает наименее дорогой способ обучения операторов;

    повышает эффективность реакции операторов и последующих действий;

    уменьшает время реакции оператора на устранение нарушения хода технологических процессов и аварии;

    обеспечивает эффективную реализацию процесса внедрения нового оборудования или оптимальных режимов управления технологическими процессами;

    обеспечивает регламентацию и персональное протоколирование процесса обучения и переподготовки персонала на предприятии;

    приводит к увеличению эксплуатационного срока оборудования, что достигается умелым управлением;

    позволяет создать сценарии обучения на основе конкретных ситуаций;

    предполагает вовлечение учащегося в процесс и получение важных знаний;

    позволяет быстро научить ориентированию в сложных явлениях;

    позволяет продемонстрировать, как действия влияют на результат;

    позволяет избегать потери интереса, вследствие рутинности процесса обучения.

    В результате совокупного действия перечисленных факторов происходит положительная динамика изменения технико-экономических показателей, эффекты о которых значительно больше затрат на разработку и внедрение данных средств обучения.

    Опыт разработки технологических симуляторов в докладе демонстрируется на примере создания 3D-симулятора для отработки аварийных ситуаций медеплавильного цеха.

    Симулятор обеспечивает реализацию следующих задач:

    изучение оборудования и технологии в режиме интерактивной виртуальной прогулки по цеху;

    обучение навыкам ликвидации аварийных ситуаций медеплавильного цеха в режиме с подсказками;

    тренировка навыков по ликвидации аварийных ситуаций медеплавильного цеха в режиме самостоятельных действий;

    аттестация профессиональных навыков.

    В симуляторе реализовано моделирование процессов возникновения и

    устранения 20 аварийных ситуаций, которые могут произойти в медеплавильном цехе. Ниже на рис. 1 представлены примеры снимков с экрана симулятора.

    Рис. 1.Примеры снимков с экрана симулятора

    Пользователь может перемещаться и выполнять различные действия от первого лица. Реализована работа следующих типов оборудования: загрузочные и мостовые краны; разливочный комплекс; шлакосъемное оборудование; оборудование подачи сырья и транспортировки готовой продукции; запорная арматура.

    Кроме симуляторов, высокоэффективным методом обучения являются виртуальные учебно-исследовательские комплексы лабораторных работ.

    Существующие лабораторные стенды, как правило, морально устарели, требуют замены, ежегодного усовершенствования, которое приводит к дополнительным финансовым затратам. Для выполнения работ постоянно требуются значительные текущие затраты на анализы результатов экспериментов, расходных материалов в виде сырья, энергоресурсов и реактивов, стоимость которых достаточно высока. Время и ресурсы на эксперименты и анализ их результатов ограничены.

    В отличие от реальных установок виртуальные учебно-исследовательские комплексы:

    не требуют дополнительных текущих затрат;

    имеют совокупную стоимость разработки с учетом неограниченных тиражируемых копий значительно ниже реальных аналогов, которые необходимы для образовательной деятельности.

    позволяют моделировать процессы, реализовать которые принципиально невозможно в реальных лабораторных условиях;

    дают возможность познания и исследования процессов на любом уровне детализации путем масштабирования пространства и времени;

    обеспечивают «безопасность» для работы с высокими напряжениями, опасными реакторами или химическими веществами;

    обеспечивают наблюдаемость и возможность реализации многократных экспериментов.

    Опыт разработки виртуальных учебно-исследовательских комплексов лабораторных работ в докладе рассматривается на примере создания лаборатории по теплофизике. Общий вид лаборатории показан на рис. 1.

    Рис. 1 Общий вид виртуального учебно-исследовательского комплекса

    В лаборатории размещены четыре установки по исследованию процессов нагрева, теплообмена и газовой динамике. Вид некоторых установок приведен на рис. 2. Изменяемые параметры виртуальных лабораторных установок: размеры, материалы и режимы управления.

    Рис. 2 Вид виртуальных лабораторных установок

    Выполнение экспериментов на установках может осуществляться одним пользователем параллельно путем запуска соответствующих программ. За счет этого реализуется синхронный многовариантный режим, что существенно расширяет исследовательские возможности и спектр решаемых задач обучения.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Конанчук, Д.С. Эпоха «Гринфилда» в образовании» [Электронный ресурс] / Д.С. Конанчук, А.Е. Волков. – Режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/ru/press/news/item/3891-2013-10-10-15.

    2. Мочалов, С.П. Методологические основы и опыт создания интерактивных 3D тренажерно-обучающих систем в сфере технического образования / С.П. Мочалов // Новые образовательные технологии в вузе: Тр. X1 Международной научно-методической конференции. – Екатеринбург,

    3. Мочалов, П.С. Технология создания интерактивных 3D-моделей производственных процессов и комплексов / П.С. Мочалов, С.П. Мочалов // Интеллектуальный потенциал XXI века: Ступени познания. – 2012. № 13.

    4. / Экономические выгоды [Электронный ресурс]. – Анализ. Оптимизация. Обучение. – Режим доступа: http://gserus.ru/company/gse5.

    5. Дзюбенко, О.Л. Применение виртуальных симуляторов в обучении

    курсантов военного вуза [Электронный ресурс] / О.Л. Дзюбенко, А.О. Коженков // Психология, социология и педагогика. – 2012. № 7. –

    Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942.

    6. Бунто, П.А. Средства виртуальной реальности и имитационные модели способствуют эффективной и безопасной эксплуатации промышленных объектов / П.А. Бунто, В.А. Куликов // Проектирование промышленных объектов CAD/CAM/CAE Observer #1 (93) / 2015. С. 64–69.

    В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.6 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702), приказываю:

    Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

    Министр Д.В. Ливанов

    Приложение

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367)

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - Порядок) определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Программы бакалавриата и программы специалитета реализуются образовательными организациями высшего образования, программы магистратуры - образовательными организациями высшего образования и научными организациями (далее вместе - организации) в целях создания студентам (курсантам) (далее - обучающиеся) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности.

    3. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией*(1). Имеющие государственную аккредитацию образовательные программы разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, а при наличии образовательных стандартов, утвержденных образовательной организацией высшего образования, имеющей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (далее соответственно - образовательные стандарты, утвержденные самостоятельно, Федеральный закон), - в соответствии с такими образовательными стандартами.

    4. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование*(2).

    К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(3).

    5. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам и находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона, устанавливаются соответствующими федеральными государственными органами.

    6. Высшее образование по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры может быть получено:

    в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм обучения;

    вне указанных организаций в форме самообразования.

    Формы получения образования и формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно (далее вместе - образовательные стандарты). Допускается сочетание различных форм обучения, установленных образовательным стандартом.

    7. Программы бакалавриата реализуются по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата, программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета, программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры.

    8. Образовательная программа имеет направленность (профиль) (далее - направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения. Организация может реализовывать по специальности или направлению подготовки одну программу бакалавриата (программу специалитета, программу магистратуры) или несколько программ бакалавриата (несколько программ специалитета, несколько программ магистратуры), имеющих различную направленность.

    Направленность образовательной программы устанавливается организацией следующим образом:

    а) направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом;

    б) направленность программы специалитета:

    определяется специализацией, выбранной организацией из перечня специализаций, установленного образовательным стандартом;

    в случае отсутствия специализаций, установленных образовательным стандартом, - конкретизирует ориентацию программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом;

    в) направленность программы магистратуры конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.

    В наименовании образовательной программы указываются наименование специальности или направления подготовки и направленность образовательной программы, если указанная направленность отличается от наименования специальности или направления подготовки.

    9. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе организация обеспечивает:

    проведение учебных занятий в различных формах по дисциплинам (модулям);

    проведение практик;

    проведение контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

    10. Образовательная программа, разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть).

    Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя:

    дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным стандартом (при наличии таких дисциплин (модулей) и практик);

    дисциплины (модули) и практики, установленные организацией;

    итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

    Вариативная Часть образовательной программы направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы.

    Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули) и практики, входящие в состав базовой части образовательной программы, а также дисциплины (модули) и практики, входящие в состав вариативной части образовательной программы в соответствии с направленностью указанной программы.

    11. При реализации образовательной программы организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

    При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули).

    При реализации образовательной программы, разработанной в соответствии с образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную Часть указанной программы.

    12. Программы бакалавриата и программы специалитета при очной форме обучения включают в себя учебные занятия по физической культуре (физической подготовке). Порядок проведения и объем указанных занятий при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливается организацией.

    II. Организация разработки и реализации образовательных программ

    13. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации.

    14. В образовательной программе определяются:

    планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций);

    планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

    15. В общей характеристике образовательной программы указываются:

    квалификация, присваиваемая выпускникам;

    вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

    направленность (профиль) образовательной программы;

    планируемые результаты освоения образовательной программы;

    сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.

    Организация может включить в состав общей характеристики образовательной программы также иные сведения.

    16. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практика аттестационных испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности (далее вместе - виды учебной деятельности) с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее - контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

    17. В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул.

    18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

    наименование дисциплины (модуля);

    перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

    указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

    объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

    перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);

    фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

    перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

    перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля);

    методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

    перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

    описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

    Организация может включить в состав рабочей программы дисциплины (модуля) также иные сведения и (или) материалы.

    19. Программа практики включает в себя:

    указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

    перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

    указание места практики в структуре образовательной программы;

    указание объёма практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

    указание форм отчётности по практике;

    фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

    перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

    перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

    описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

    Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

    20. Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации.

    21. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:

    перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

    описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

    типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

    методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

    Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

    22. Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя:

    перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

    описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

    типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;

    методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

    23. Организация разрабатывает образовательную программу в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

    Каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

    Порядок разработки и утверждения образовательных программ устанавливается организацией.

    Информация об образовательной программе размещается на официальном сайте организации в сети "Интернет".

    24. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    25. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(4).

    При реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий*(5).

    26. Образовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(6).

    Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

    27. При реализации программы бакалавриата с присвоением выпускникам квалификации "прикладной бакалавр" обучающимся по решению организации предоставляется возможность одновременного освоения образовательных программ среднего профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения соответствующей направленности (профиля), в том числе в рамках взаимодействия организации с профессиональными образовательными организациями и (или) иными организациями, обладающими необходимыми ресурсами, а также посредством создания кафедр или иных структурных подразделений организации, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций.

    28. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица.

    Объем образовательной программы (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.

    Зачетная единица для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

    При реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.

    Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках образовательной программы.

    29. Объем образовательной программы в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения, при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, при ускоренном обучении, срок получения высшего образования по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным стандартом.

    30. Объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

    31. Объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее - годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц, за исключением случаев, установленных пунктом 32 Порядка.

    32. При очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также при обучении по индивидуальному учебному плану годовой объем программы устанавливается организацией в размере не более 75 зачетных единиц (при ускоренном обучении - не включая трудоемкость дисциплин (модулей и практик, зачтенную в соответствии с пунктом 46 Порядка) и может различаться для каждого учебного года.

    33. Получение высшего образования по образовательной программе осуществляется в сроки, установленные образовательным стандартом, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.

    34. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.

    35. Разработка и реализация образовательных программ осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

    36. Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

    III. Организация образовательного процесса по образовательным программам

    37. В образовательных организациях образовательная деятельность по образовательным программам осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с образовательными стандартами*(7).

    В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации*(8).

    Высшее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации*(9).

    Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(10).

    38. Образовательный процесс по образовательной программе разделяется на учебные годы (курсы).

    Учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.

    39. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель. По заявлению обучающегося ему предоставляются каникулы после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

    Срок получения высшего образования по образовательной программе включает в себя период каникул, следующий за прохождением итоговой (государственной итоговой) аттестации (вне зависимости от предоставления указанных каникул обучающемуся).

    40. Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения:

    учебным годам (курсам);

    периодам обучения, выделяемым в рамках курсов, в том числе семестрам (2 семестра в рамках курса) или триместрам (3 триместра в рамках курса);

    периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе.

    Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей осуществляется по решению организации.

    41. Организация до начала периода обучения по образовательной программе формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

    42. При сетевой форме реализации образовательных программ организация в установленном ею порядке осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации образовательных программ.

    43. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное или высшее образование, и (или) обучается по образовательной программе среднего профессионального образования либо по иной образовательной программе высшего образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

    44. Сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе при ускоренном обучении осуществляется посредством:

    зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования (по иной образовательной программе), а также дополнительного профессионального образования (при наличии) (далее - зачет результатов обучения);

    повышения темпа освоения образовательной программы.

    45. Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.

    46. Зачет результатов обучения осуществляется:

    обучающемуся по программе бакалавриата, по программе специалитета - на основании представленного обучающимся диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или о периоде обучения;

    обучающемуся по программе магистратуры - на основании представленного обучающимся диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или о периоде обучения.

    47. Повышение темпа освоения образовательной программы может быть осуществлено для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития, с учетом требований, установленных пунктом 32 Порядка.

    48. Перевод обучающегося на обучение с сочетанием различных форм обучения осуществляется с его письменного согласия.

    49. Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется с письменного согласия обучающегося.

    50. Организация образовательного процесса по образовательным программам при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации указанных программ, при ускоренном обучении осуществляется в соответствии с Порядком и локальными нормативными актами организации.

    51. Срок получения высшего образования по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья увеличивается организацией по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.

    52. Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся.

    53. По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:

    лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (далее - занятия лекционного типа);

    семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия (далее вместе - занятия семинарского типа);

    курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям);

    групповые консультации;

    индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой);

    самостоятельная работа обучающихся.

    Организация может проводить учебные занятия иных видов.

    54. Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.

    Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

    55. Для проведения занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

    При проведении лабораторных работ и иных видов практических занятий учебная группа может разделяться на подгруппы.

    Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 15 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

    Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одной специальности или направлению подготовки могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

    56. Организация предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

    57. Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации.

    58. Контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

    59. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ)).

    60. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

    61. Лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования (если образовательным стандартом допускается получение высшего образования по соответствующей образовательной программе в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

    После зачисления экстерна в срок, установленный организацией, но не позднее 1 месяца с даты зачисления утверждается индивидуальный учебный план экстерна предусматривающий прохождение им промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

    Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом организации.

    62. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документы об образовании и о квалификации.

    Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение высшего образования следующих уровня и квалификации по специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню высшего образования:

    высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

    высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

    высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).

    63. Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим Часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией*(11).

    IV. Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся*(13).

    65. Обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

    66. Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(14).

    Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа и здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(15).

    67. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

    1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

    наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;

    размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

    присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

    обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

    обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

    2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

    дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

    обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

    3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

    68. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях*(16).

    69. При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(17).

    ______________________________

    *(1) Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(2) Часть 2 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(3) Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(4) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(5) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(6) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(7) Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(8) Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(9) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(10) Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(11); Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(12) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №. 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(13) Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(14) Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(15) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(16) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    *(17) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036).

    Обзор документа

    Утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры.

    Так, названные программы реализуют образовательные организации высшего образования. Программы магистратуры - также и научные организации.

    К освоению программ бакалавриата/специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры - лица с высшим образованием.

    Высшее образование по названным программам можно получить в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с их сочетанием (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), в форме самообразования (вне указанных организаций).

    Образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (базовая и вариативная части).

    Уделено внимание организации разработки и реализации образовательных программ, а также образовательного процесса по таковым.

    Методы и средства обучения, образовательные технологии и учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы выбирает организация самостоятельно.

    Учебные занятия по образовательным программам проводятся в формах контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся.

    Контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

    Лицо, успешно прошедшее итоговую (государственную итоговую) аттестацию, получает документ об образовании/квалификации. Последний подтверждает получение высшего образования следующих уровня/квалификации по специальности/направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню высшего образования. Это бакалавриат (диплом бакалавра), специалитет (диплом специалиста), магистратура (диплом магистра).

    Выделены особенности организации образовательного процесса по программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.