Подземные тайны третьего рейха. Подземный и наземный рейх

Подземные тайны третьего рейха. Подземный и наземный рейх
Подземные тайны третьего рейха. Подземный и наземный рейх

Долгие годы ученые со всего мира изучали один из самых загадочных объектов нацистов. И сейчас исследователи уверены, что как никогда близко подошли к разгадке главных секретов этих таинственных строений.

Репортаж Дмитрия Сошина.

Не просто бункер, большая подземная крепость. Восточные границы Третьего рейха Гитлер хотел запечатать на железобетонный замок. "Логово дождевого червя" - крупнейшую в Европе оборонительную систему - строили почти 10 лет.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Здесь проходят рельсы узкоколейки. Во время войны здесь ходили электрички, они возили солдат и технику".

Подземная жизнь была настолько интенсивной, что тоннели постепенно становились площадями и вокзалами, правда, без перронов и залов ожидания. Путевые стрелки возле "Северного вокзала" до сих пор работают как новые.

Сильвия Банек, студентка из Познани, "Логово дождевого червя" изучает давно. Она одна из немногих, кому разрешено водить сюда любопытных историков и журналистов. 5 лет назад возле входа в бункер власти поставили охрану: их беспокоят не только подростки, рисующие "граффити". В подземелье стали исчезать люди – 30 километров тоннелей изучены не до конца.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Это довольно опасное место. Полноценной схемы всех огневых точек и всех тоннелей не существует. Все неизученные места нам приходится огораживать".

Летучие мыши - единственные стражи подземелья. Их здесь так много, что старые вентиляционные шахты местные власти объявили заповедником.

В подземном городе было всe: вокзалы, госпиталь, казармы. А в крыле находилась большая оружейная комната. Ближе к концу войны сюда пригнали рабочих и установили станки. Для подземной фабрики пришлось заново прокладывать кабель.

В польском подземелье собирали двигатели для боевых самолетов. Цех работал вплоть до февраля 45-го: к этому моменту Красная Армия взяла Мезерецкий район в кольцо.

Каждый год в День Победы военно-исторические клубы "разыгрывают" штурм подземной цитадели. На самом деле, "Логово дождевого червя" распечатали за 2 дня. Уцелевших защитников ДОТа № 712, единственной огневой точки, державшей оборону, красноармейцы отпустили домой.

Роберт Юрга, историк-энтузиаст: "Среди немцев почти не было офицеров, солдаты, почти мальчишки, жили в бетонных мешках. Похоже, командование о них просто забыло".

Если раньше сюда стремились спелеологи и любители острых ощущений из Голландии и Германии, то в последнее время под землю хотят живущие по соседству поляки.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Они приходят сюда по нескольку раз, и не для того, чтобы посмотреть на ржавые рельсы! Они задают много вопросов. Им не безразлично, как освобождали их Родину".

Историки из Варшавы мечтают разобрать кирпичную кладку и добраться до боковых, "резервных" тоннелей. По приказу Сталина их замуровали сразу после войны. И, возможно, тогда "Логово дождевого червя" раскроет все свои секреты.

Нацистский «Лагерь дождевого червя», о существовании его, известно еще с конца войны. Но он все еще представляет собой одну из самых жгучих тайн Третьего рейха, и на большинство вопросов ответов пока не найдено.

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Но широкого распространения информация, которая была напечатана в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальной сети начало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей , в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей .

«Лагерь дождевого червя» - наиболее большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений в мире. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта - Обра - Одер. А известный вход находится в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эта земля принадлежала Германии и была передана Польше только по окончании войны. Потому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в строгой секретности. Предположительно подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва - Варшава - Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли.

Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами - неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в те времена военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре. На военных картах Третьего рейха это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск.


Вот как описал полковник Лискин увиденное: «Минут через 10 пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону - развалины, вероятно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков».

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположительно, здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Полковнику на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможно. На восточном берегу он видел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривают, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Лискин обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посреди озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не больше 50 квадратных метров. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создалось впечатление, что остров медленно дрейфует, словно стоя на якоре.

Лискин осмотрел также обнаруженный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, в том числе и минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по загадочному туннелю на мотоцикле, да так и не возвратился. Военные рискнули пройти по туннелю километров 10 и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный , являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей.

Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад - к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», - говорил Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция - трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива.

Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, в скором времени после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 км подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около 90 лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х - начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он говорил, что в особенности активно строительство лагеря вели с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и - самое любопытное - прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого времени подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они возводились из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов.

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним.

Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку.

Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…

К концу 1943 года стало очевидно, что Вторая мировая война Германией проиграна. Союзники надежно перехватили инициативу, и окончательное поражение Третьего рейха стало лишь вопросом времени. Тем не менее с неизбежным исходом Гитлер мириться не хотел. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов авиацией США и Великобритании фюрер по своему обыкновению импульсивно приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. Onliner.by рассказывает, как всего за несколько месяцев под землей исчезли десятки жизненно важных для вермахта и люфтваффе заводов, включая и производство сверхсекретного «оружия возмездия», последней надежды Гитлера, и какую цену заплатил за это мир.

Уже в 1943 году Вторая мировая война всерьез пришла на территорию Германии. До непосредственного вступления войск союзников в Третий рейх еще оставалось немало времени, но спокойно спать в своих кроватях жители страны больше не могли. С лета 1942-го авиация Великобритании и США начала постепенно переходить от практики точечных налетов на стратегические объекты военной инфраструктуры нацистов к так называемым ковровым бомбардировкам. В 1943-м их интенсивность значительно выросла, достигнув в следующем году пика (900 тыс. тонн сброшенных в совокупности бомб).

Немцам необходимо было в первую очередь спасать свою военную промышленность. В 1943 году по предложению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера была разработана программа по децентрализации германской индустрии, предполагавшая передислокацию важнейших для армии производств из крупных городов в небольшие населенные пункты преимущественно на востоке страны. У Гитлера, впрочем, было иное мнение. Он в свойственной ему категорической манере потребовал спрятать военные заводы и фабрики под землю, в существовавшие шахты и прочие горные выработки, а также во вновь построенные в горах по всей стране гигантские бункеры.

Нацистам было не привыкать к подобным проектам. К этому времени мощные системы бункеров были построены в Берлине, Мюнхене, главной ставке Гитлера на Восточном фронте «Волчье логово» в Растенбурге, его летней альпийской резиденции в Оберзальцберге. Собственными укрепленными объектами такого рода обладали и прочие высшие руководители Третьего рейха. Все с того же 1943 года в Совиных горах в Нижней Силезии (на территории современной юго-западной Польши) велась активная реализация так называемого проекта «Великан» (Projekt Riese), новой основной ставки фюрера, заменившей бы уже обреченное «Волчье логово».

Предполагалось, что здесь будет построена грандиозная система сразу из семи объектов, разместиться в которых могло и высшее руководство рейха, и командование вермахта и люфтваффе. Центром «Великана», судя по всему, должен был стать комплекс под горой Вольфсберг («Волчья гора»), чье название удачно отражало страсть фюрера ко всему, что связано с волками. В течение года здесь успели возвести сеть тоннелей общей длиной более 3 километров и больших подгорных залов высотой до 12 метров и общей площадью свыше 10 тыс. квадратных метров.

Остальные объекты реализовали в куда более скромных масштабах. При этом в наиболее завершенном виде (около 85% готовности) находился бункер под крупнейшим в Силезии замком Фюрстенштайн (современный Ксенж), где, опять же по косвенным данным, должна была разместиться парадная резиденция Гитлера. Под Фюрстенштайном появилось целых два дополнительных этажа (на глубине в 15 и 53 метра соответственно) с тоннелями и залами в скальной породе, связанные с поверхностью и собственно замком лифтовыми шахтами и лестницами.

Конкретное назначение прочих объектов определить сложно, практически никаких документов по сверхсекретному проекту «Великан» не сохранилось. Однако, судя по конфигурации реализованной части комплекса, можно предполагать, что по крайней мере отдельные его бункеры планировалось занять и промышленными предприятиями.

Активная работа по переводу самых важных для военной экономики промышленных предприятий под землю развернулась только в 1944 году. Несмотря на активное сопротивление рейхсминистра вооружений Шпеера, считавшего, что подобная масштабная задача может быть решена только в течение нескольких лет, проект получил личное одобрение Гитлера. Ответственным за его реализацию был назначен Франц Ксавер Дорш, новый глава «Организации Тодта», крупнейшего военно-строительного конгломерата рейха. Дорш пообещал фюреру, что всего за полгода он успеет закончить сооружение сразу шести гигантских промышленных объектов площадью 90 тыс. квадратных метров каждый.

В первую очередь укрытию должны были подвергнуться авиастроительные предприятия. Например, в мае 1944 года под горой Хоубирг недалеко от Нюрнберга во Франконии началось строительство подземного завода, где планировалось выпускать авиационные двигатели BMW. Шпеер после окончания войны писал в своих мемуарах: «В феврале 1944 года налеты совершались на огромные заводы, производившие корпуса самолетов, а не на предприятия, выпускавшие авиадвигатели, хотя именно количество двигателей имеет решающее значение для авиапромышленности. Если бы сократилось количество выпускаемых авиационных двигателей, мы не могли бы увеличивать выпуск самолетов».

Проект с кодовым названием Dogger представлял собой очень типичный для рейха подземный завод. В горной толще прокладывалось несколько параллельных тоннелей, соединенных перпендикулярными штольнями. В образованной таким образом частой сетке устраивались и дополнительные крупные залы для производственных операций, требовавших больше пространства. Из горы существовало сразу несколько выходов, а сырье и готовая продукция транспортировались с помощью специальной узкоколейной железной дороги.

Строительство объекта Dogger также осуществлялось традиционным методом. Рабочей силы в рейхе остро не хватало, поэтому все подземные заводы страны возводились благодаря беспощадной эксплуатации заключенных концентрационных лагерей и военнопленных. У каждого из будущих грандиозных бункеров сначала создавался (если, конечно, его уже не имелось по соседству) концлагерь, основной задачей жертв которого становилось строительство - немыслимыми темпами, в круглосуточном режиме, в тяжелейших горных условиях - военных предприятий.

Завод авиадвигателей BMW под горой Хоубирг закончен не был. К окончанию войны заключенные лагеря «Флоссенбург» успели возвести только 4 километра тоннелей общей площадью 14 тыс. квадратных метров. После окончания войны объект, начавший практически сразу же разрушаться, был законсервирован. Входы в подгорные выработки запечатали, скорее всего, навсегда. Из 9,5 тыс. подневольных строителей комплекса погибла половина.

В отличие от проекта Dogger, завод под названием Bergkristall («Горный хрусталь») завершить успели. Всего за 13 месяцев, к весне 1945 года заключенные концлагеря «Гузен II», одного из многочисленных филиалов Маутхаузена, возвели около 10 километров подземных тоннелей общей площадью более 50 тыс. квадратных метров - один из крупнейших объектов такого рода в Третьем рейхе.

Предприятие было предназначено для производства ультрасовременных истребителей-бомбардировщиков Messerschmitt Me.262, первых в мире серийных реактивных самолетов. К апрелю 1945 года, когда Bergkristall захватили американские войска, здесь успели выпустить почти тысячу Me.262. Но в историю этот объект войдет чудовищными условиями жизни и работы, созданными на нем для заключенных-строителей. Средняя продолжительность их жизни составляла четыре месяца. Всего, по разным оценкам, при возведении комплекса погибло от 8 тыс. до 20 тыс. человек.

Зачастую под размещение военных предприятий переоборудовались уже существующие горные выработки, естественные пещеры и другие укрытия. Например, в бывшей гипсовой шахте Зеегротте («Озерный грот») недалеко от Вены организовали производство реактивных истребителей He.162, а в тоннеле Энгельберг автобана А81 рядом со Штутгартом выпускали запасные части для самолетов.

Подобных предприятий за 1944 год успели создать десятки и десятки. Для строительства некоторых из них даже гора не была нужна. Например, массовое производство все тех же Me.262 (до 1200 штук в месяц) планировалось организовать на шести гигантских фабриках, лишь одна из которых находилась под горой. Остальные пять представляли собой «утопленные» полуподземные пятиэтажные бункеры длиной в 400 метров и высотой в 32 метра.

Из пяти задуманных заводов подобного типа успели приступить к строительству одного, в Верхней Баварии, получившего кодовое название Weingut I («Виноградник-1»). Работы начались в специально проложенном на площадке подземном тоннеле, расположенном на глубине в 18 метров. Оттуда был вывезен грунт и устроены фундаменты 12 огромных бетонных арок толщиной до 5 метров, которые служили перекрытиями комплекса. В дальнейшем предполагалось засы́пать арки землей и высадить на них растительность, замаскировав фабрику под естественный холм.

Строители из нескольких соседних концлагерей успели соорудить только семь из запланированной дюжины арок. 3 тыс. из 8,5 тыс. узников, работавших на стройке, погибли. После войны американская оккупационная администрация решила взорвать недостроенный бункер, но с одной из арок использованные 125 тонн динамита так и не справились.

Однако свой самый крупный подземный завод нацисты достроить успели. В августе 1943-го под горой Конштайн рядом с городом Нордхаузен началось строительство объекта, в официальных документах называемого Mittelwerke («Средний завод»). Именно здесь, в горном массиве Гарц в центре Германии, должен был быть налажен выпуск «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), того самого «вундерваффе», «чудо-оружия», с помощью которого Третий рейх сначала хотел отомстить союзникам за ковровые бомбардировки своих городов, а затем и вновь коренным образом переломить ход войны.

В 1917 году в горе Конштайн началась промышленная добыча гипса. В 1930-е уже не используемые шахты были превращены в стратегический арсенал горюче-смазочных материалов вермахта. Именно эти тоннели, в первую очередь из-за относительной простоты разработки мягкой гипсовой породы, было решено колоссальным образом расширить, создав на их базе крупнейший в рейхе центр производства оружия нового поколения - первой в мире баллистической ракеты A-4, Vergeltungswaffe-2, «оружия возмездия - 2», вошедшей в историю под индексом V-2 («Фау-2»).

17-18 августа 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании осуществили операцию «Гидра», целью которой стал немецкий ракетный центр Пенемюнде на северо-востоке страны. Массированный налет на полигон показал его уязвимость, после чего и было принято решение о переносе производства новейшего оружия в центр Германии, на подземный завод. Спустя всего 10 дней после «Гидры» и запуска проекта Mittelwerke, 28 августа, около Нордхаузена был образован концентрационный лагерь, получивший название «Дора-Миттельбау». Сюда в течение следующих полутора лет перевели около 60 тыс. заключенных в основном из Бухенвальда, чьим филиалом Дора и стала. Треть из них, 20 тыс. человек, освобождения так и не дождалась, погибнув в тоннелях под Конштайном.

Самыми тяжелыми месяцами стали октябрь, ноябрь и декабрь 1943-го, когда проводились основные работы по расширению системы шахт Mittelwerke. Тысячи несчастных узников, недоедавших, недосыпавших, подвергавшихся по малейшему поводу физическим наказаниям, круглосуточно взрывали горную породу, вывозили ее на поверхность, обустраивали секретный завод, где должно было рождаться самое современное оружие планеты.

В декабре 1943-го рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер посетил Mittelwerke: «В просторных длинных штольнях заключенные монтировали оборудование и прокладывали трубы. Когда наша группа проходила мимо, они срывали с головы береты из синей саржи и безучастно смотрели словно сквозь нас».

Шпеер был из совестливых нацистов. После войны в тюрьме Шпандау, где он отбыл все 20 лет, назначенных ему Нюрнбергским трибуналом в том числе и за нечеловеческую эксплуатацию заключенных концлагерей, Шпеер написал «Воспоминания», в которых, в частности, признался: «Меня до сих пор мучает чувство глубокой личной вины. Еще тогда, после осмотра завода надсмотрщики говорили мне об антисанитарных условиях, о сырых пещерах, в которых живут заключенные, о свирепствующих болезнях, о чрезвычайно высокой смертности. В тот же день я распорядился привезти все необходимые материалы для строительства бараков на склоне соседней горы. К тому же я потребовал от эсэсовского командования лагеря принять все необходимые меры для улучшения санитарных условий и увеличения продовольственного пайка».

Особого успеха эта инициатива любимого архитектора Гитлера не имела. Вскоре он тяжело заболел и не мог лично контролировать выполнение своего распоряжения.

Построенный в кратчайшие сроки подземный завод представлял собой два параллельных тоннеля, изогнутых в форме буквы S и насквозь проходивших через гору Конштайн. Тоннели соединялись 46 перпендикулярными штольнями. В северной части комплекса находилось предприятие под кодовым названием Nordwerke («Северный завод»), где выпускались двигатели для самолетов Junkers. Собственно Mittelwerke («Средний завод») занимал южную половину системы. Кроме того, в так и не реализованных планах нацистов было создание «Южного завода» у Фридрихсхафена и «Восточного завода» в окрестностях Риги.

Ширина тоннелей была достаточной для устройства внутри полноценной железной дороги. Поезда с запчастями и сырьем попадали внутрь комплекса через северные въезды и покидали его с готовой продукцией с южной стороны горы. Общая площадь комплекса к концу войны достигла 125 тыс. квадратных метров.

В июле 1944 года личный фотограф Гитлера Вальтер Френтц сделал для фюрера специальный репортаж из недр Mittelwerke, который должен был продемонстрировать созданное в кратчайшие сроки полноценное сборочное производство «оружия возмездия». Уникальные снимки лишь недавно были обнаружены, что позволило нам не просто увидеть самый крупный подземный завод рейха в рабочем режиме, но еще и в цвете.

Нордхаузен и Mittelwerke были заняты американскими войсками в апреле 1945 года. Эта территория впоследствии вошла в советскую зону оккупации, и спустя три месяца американцев сменили советские специалисты. Один из членов научной делегации, прибывшей на предприятие для изучения ракетного опыта нацистов, Борис Черток, впоследствии академик и один из ближайших сподвижников Сергея Королева, оставил любопытные воспоминания о своем посещении завода.

«Основной тоннель для сборки ракет „Фау-2“ был шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров. В поперечных штреках производили изготовление, комплектацию, входной контроль и испытания подсборок и агрегатов до их монтажа на главной сборке.

Немец, которого представили как инженера-испытателя на сборке, сказал, что завод работал на полную мощность практически до мая. В „лучшие“ месяцы его производительность доходила до 35 ракет в день! Американцы отобрали на заводе только полностью собранные ракеты. Таких скопилось здесь более сотни. Они даже организовали электрические горизонтальные испытания и все собранные ракеты до прихода русских погрузили в специальные вагоны и вывезли на запад - в свою зону. Но здесь еще можно набрать агрегатов на 10, а может быть, и 20 ракет.

Американцы, наступавшие с запада, уже 12 апреля, то есть за три месяца до нас, имели возможность ознакомиться с „Миттельверком“. Они увидели подземное производство, остановленное только за сутки до их вторжения. Все их поразило. Под землей и в специальных железнодорожных платформах были сотни ракет. Завод и подъездные пути были в полной сохранности. Немецкая охрана разбежалась.

Потом нам сказали, что через лагерь прошло более 120 тыс. узников. Сначала они строили - грызли эту гору, потом оставшиеся в живых и еще новые работали уже на заводе под землей. Мы застали в лагере случайно выживших. Много трупов было в тоннелях под землей.

В штольне наше внимание обратили на перекрывавший всю ее ширину мостовой кран над пролетом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролета, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъема, и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех „полосатиков“, как именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников».

Подземный город, которому не страшен не только обвал, но и атомная война, — непревзойденное творение военных инженеров Третьего рейха. «Лагерь дождевого червя» приоткрыл некоторые свои тайны.

Корреспонденту НТВ Виктору Кузьмину впервые удалось побывать на одном из самых загадочных объектов Второй мировой, с которым связывают бесследное исчезновение целой дивизии СС и даже Янтарной комнаты.

Затеряться в переходах и тоннелях железобетонного царства «Регенвурмлагер» проще простого — его точной карты нет и сегодня. Для диггеров этот укрепрайон в северо-западной части Польши — настоящий рай. Правда, на входе туда написано совсем другое.

Станислав Витвицкий, проводник: «Оригинальные панцерные двери, крыло весит полтонны».

«Добро пожаловать в ад» — надпись, начертанная каким-то диггером, встречает каждого, кто входит в эти сооружения. Два этажа боевого бункера и бетонная лестница вниз. Таких автономных точек с огнеметами и гранатометами было построено около 100 из 300 по всей линии. Несколько сотен ступеней ведут на 40-метровую глубину. «Здесь никогда не было российского телевидения», — замечает наш проводник.

После Первой мировой войны граница между Германией и Польшей проходила на северо-западе Польши, причем в этом районе соседка словно вклинилась на территорию Германии. Отсюда по прямой до Берлина — чуть больше 100 километров пути.

Опасаясь угрозы с востока, германцы начали возводить в этом районе уникальное подземное военное сооружение, растянувшееся на десятки километров. Но как показала история, эта линия так и не стала рубежом обороны.

Укрепрайона, равного этому, нет в мире даже сейчас. Коридоры, казематы, вокзалы, железная дорога, электростанции — все это «Регенвурмлагерь», или «Лагерь дождевого червя», изрывшего своими коммуникациями площадь в сотни квадратных километров.

Станислав Витвицкий, проводник: «Мы дошли до главной дороги и находимся у вокзала Хайнерис».

Периодически нужно сверяться с картой. Именно на этот вокзал в 1934 году приезжал Гитлер. Он тогда остался доволен увиденным, но, появившись здесь повторно спустя четыре года, приказал заморозить строительство.

Германия уже готовилась не обороняться, а атаковать. К этому времени работы были завершены только на 30%. Согласно генплану, линию обороны планировали запустить в 1951 году. Каким грандиозным должен был быть объект, если даже построенная треть поражает размерами.

Станислав Витвицкий, проводник: «В 1980 году здесь планировали устроить хранение атомных отходов, складывать их прямо в бункеры. Но местные жители все как один сказали: нет, нет и нет».

Даже спустя несколько десятилетий загадка «Лагеря дождевого червя» не изучена до конца. Есть приблизительная план-карта коридоров, составленная диггерами, но полной картины она не дает. Куда ведут некоторые из ходов — не понятно. Говорят, что по некоторым можно было добраться до рейхсканцелярии.

Существовала и масса наземных объектов. Например, двигающийся остров на одном из водоемов и разводные мосты. Но секретный план строительства так и не обнаружен.

Здесь постоянно кто-то присутствует, объектом интересуются группы диггеров со всей Европы. В окрестных селениях можно нанять проводника на несколько суток, но дилетантам уходить под землю не советуют.

В 90-х годах здесь погиб турист, оставшийся в тоннелях на ночевку. Говорят, что не нашли и советского старшину, пытавшегося на спор проехать здесь на мотоцикле. Немецкие инженеры строили надежно и с всевозможными секретами-ловушками. Они впервые применили водостойкий бетон и струнные перекрытия, а системы водостоков и вентиляции работают и сейчас.

В 1944 году здесь был военный авиационный завод Даймера Бенца, на котором работало более двух тысяч военнопленных. В конце войны объект охраняли мальчики из гитлерюгенда и старики из фольксштурма.

В январе 1945 года советская танковая бригада обошла линию по сельской дороге без единого выстрела. Хотя местные любители истории утверждают, что здесь был бой, а остатки эсэсовского подразделения «Мертвая голова» ушли затем по коридорам.

Однако официальные данные говорят, что за всю историю «Регенвурмлагеря» (Regenwurmlager) погибло четыре молодых поляка, которые исследовали сооружение после войны.

К концу 1943 года стало очевидно, что Вторая мировая война Германией проиграна. Союзники надежно перехватили инициативу, и окончательное поражение Третьего рейха стало лишь вопросом времени. Тем не менее с неизбежным исходом Гитлер мириться не хотел. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов авиацией США и Великобритании фюрер по своему обыкновению импульсивно приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. Onliner.by рассказывает, как всего за несколько месяцев под землей исчезли десятки жизненно важных для вермахта и люфтваффе заводов, включая и производство сверхсекретного «оружия возмездия», последней надежды Гитлера, и какую цену заплатил за это мир.

Уже в 1943 году Вторая мировая война всерьез пришла на территорию Германии. До непосредственного вступления войск союзников в Третий рейх еще оставалось немало времени, но спокойно спать в своих кроватях жители страны больше не могли. С лета 1942-го авиация Великобритании и США начала постепенно переходить от практики точечных налетов на стратегические объекты военной инфраструктуры нацистов к так называемым ковровым бомбардировкам. В 1943-м их интенсивность значительно выросла, достигнув в следующем году пика (900 тыс. тонн сброшенных в совокупности бомб).

Немцам необходимо было в первую очередь спасать свою военную промышленность. В 1943 году по предложению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера была разработана программа по децентрализации германской индустрии, предполагавшая передислокацию важнейших для армии производств из крупных городов в небольшие населенные пункты преимущественно на востоке страны. У Гитлера, впрочем, было иное мнение. Он в свойственной ему категорической манере потребовал спрятать военные заводы и фабрики под землю, в существовавшие шахты и прочие горные выработки, а также во вновь построенные в горах по всей стране гигантские бункеры.

Нацистам было не привыкать к подобным проектам. К этому времени мощные системы бункеров были построены в Берлине, Мюнхене, главной ставке Гитлера на Восточном фронте «Волчье логово» в Растенбурге, его летней альпийской резиденции в Оберзальцберге. Собственными укрепленными объектами такого рода обладали и прочие высшие руководители Третьего рейха. Все с того же 1943 года в Совиных горах в Нижней Силезии (на территории современной юго-западной Польши) велась активная реализация так называемого проекта «Великан» (Projekt Riese), новой основной ставки фюрера, заменившей бы уже обреченное «Волчье логово».

Предполагалось, что здесь будет построена грандиозная система сразу из семи объектов, разместиться в которых могло и высшее руководство рейха, и командование вермахта и люфтваффе. Центром «Великана», судя по всему, должен был стать комплекс под горой Вольфсберг («Волчья гора»), чье название удачно отражало страсть фюрера ко всему, что связано с волками. В течение года здесь успели возвести сеть тоннелей общей длиной более 3 километров и больших подгорных залов высотой до 12 метров и общей площадью свыше 10 тыс. квадратных метров.

Остальные объекты реализовали в куда более скромных масштабах. При этом в наиболее завершенном виде (около 85% готовности) находился бункер под крупнейшим в Силезии замком Фюрстенштайн (современный Ксенж), где, опять же по косвенным данным, должна была разместиться парадная резиденция Гитлера. Под Фюрстенштайном появилось целых два дополнительных этажа (на глубине в 15 и 53 метра соответственно) с тоннелями и залами в скальной породе, связанные с поверхностью и собственно замком лифтовыми шахтами и лестницами.

Конкретное назначение прочих объектов определить сложно, практически никаких документов по сверхсекретному проекту «Великан» не сохранилось. Однако, судя по конфигурации реализованной части комплекса, можно предполагать, что по крайней мере отдельные его бункеры планировалось занять и промышленными предприятиями.

Активная работа по переводу самых важных для военной экономики промышленных предприятий под землю развернулась только в 1944 году. Несмотря на активное сопротивление рейхсминистра вооружений Шпеера, считавшего, что подобная масштабная задача может быть решена только в течение нескольких лет, проект получил личное одобрение Гитлера. Ответственным за его реализацию был назначен Франц Ксавер Дорш, новый глава «Организации Тодта», крупнейшего военно-строительного конгломерата рейха. Дорш пообещал фюреру, что всего за полгода он успеет закончить сооружение сразу шести гигантских промышленных объектов площадью 90 тыс. квадратных метров каждый.

В первую очередь укрытию должны были подвергнуться авиастроительные предприятия. Например, в мае 1944 года под горой Хоубирг недалеко от Нюрнберга во Франконии началось строительство подземного завода, где планировалось выпускать авиационные двигатели BMW. Шпеер после окончания войны писал в своих мемуарах: «В феврале 1944 года налеты совершались на огромные заводы, производившие корпуса самолетов, а не на предприятия, выпускавшие авиадвигатели, хотя именно количество двигателей имеет решающее значение для авиапромышленности. Если бы сократилось количество выпускаемых авиационных двигателей, мы не могли бы увеличивать выпуск самолетов».

Проект с кодовым названием Dogger представлял собой очень типичный для рейха подземный завод. В горной толще прокладывалось несколько параллельных тоннелей, соединенных перпендикулярными штольнями. В образованной таким образом частой сетке устраивались и дополнительные крупные залы для производственных операций, требовавших больше пространства. Из горы существовало сразу несколько выходов, а сырье и готовая продукция транспортировались с помощью специальной узкоколейной железной дороги.

Строительство объекта Dogger также осуществлялось традиционным методом. Рабочей силы в рейхе остро не хватало, поэтому все подземные заводы страны возводились благодаря беспощадной эксплуатации заключенных концентрационных лагерей и военнопленных. У каждого из будущих грандиозных бункеров сначала создавался (если, конечно, его уже не имелось по соседству) концлагерь, основной задачей жертв которого становилось строительство — немыслимыми темпами, в круглосуточном режиме, в тяжелейших горных условиях — военных предприятий.

Завод авиадвигателей BMW под горой Хоубирг закончен не был. К окончанию войны заключенные лагеря «Флоссенбург» успели возвести только 4 километра тоннелей общей площадью 14 тыс. квадратных метров. После окончания войны объект, начавший практически сразу же разрушаться, был законсервирован. Входы в подгорные выработки запечатали, скорее всего, навсегда. Из 9,5 тыс. подневольных строителей комплекса погибла половина.

В отличие от проекта Dogger, завод под названием Bergkristall («Горный хрусталь») завершить успели. Всего за 13 месяцев, к весне 1945 года заключенные концлагеря «Гузен II», одного из многочисленных филиалов Маутхаузена, возвели около 10 километров подземных тоннелей общей площадью более 50 тыс. квадратных метров — один из крупнейших объектов такого рода в Третьем рейхе.

Предприятие было предназначено для производства ультрасовременных истребителей-бомбардировщиков Messerschmitt Me.262, первых в мире серийных реактивных самолетов. К апрелю 1945 года, когда Bergkristall захватили американские войска, здесь успели выпустить почти тысячу Me.262. Но в историю этот объект войдет чудовищными условиями жизни и работы, созданными на нем для заключенных-строителей. Средняя продолжительность их жизни составляла четыре месяца. Всего, по разным оценкам, при возведении комплекса погибло от 8 тыс. до 20 тыс. человек.

Зачастую под размещение военных предприятий переоборудовались уже существующие горные выработки, естественные пещеры и другие укрытия. Например, в бывшей гипсовой шахте Зеегротте («Озерный грот») недалеко от Вены организовали производство реактивных истребителей He.162, а в тоннеле Энгельберг автобана А81 рядом со Штутгартом выпускали запасные части для самолетов.

Подобных предприятий за 1944 год успели создать десятки и десятки. Для строительства некоторых из них даже гора не была нужна. Например, массовое производство все тех же Me.262 (до 1200 штук в месяц) планировалось организовать на шести гигантских фабриках, лишь одна из которых находилась под горой. Остальные пять представляли собой «утопленные» полуподземные пятиэтажные бункеры длиной в 400 метров и высотой в 32 метра.

Из пяти задуманных заводов подобного типа успели приступить к строительству одного, в Верхней Баварии, получившего кодовое название Weingut I («Виноградник-1»). Работы начались в специально проложенном на площадке подземном тоннеле, расположенном на глубине в 18 метров. Оттуда был вывезен грунт и устроены фундаменты 12 огромных бетонных арок толщиной до 5 метров, которые служили перекрытиями комплекса. В дальнейшем предполагалось засы́пать арки землей и высадить на них растительность, замаскировав фабрику под естественный холм.

Строители из нескольких соседних концлагерей успели соорудить только семь из запланированной дюжины арок. 3 тыс. из 8,5 тыс. узников, работавших на стройке, погибли. После войны американская оккупационная администрация решила взорвать недостроенный бункер, но с одной из арок использованные 125 тонн динамита так и не справились.

Однако свой самый крупный подземный завод нацисты достроить успели. В августе 1943-го под горой Конштайн рядом с городом Нордхаузен началось строительство объекта, в официальных документах называемого Mittelwerke («Средний завод»). Именно здесь, в горном массиве Гарц в центре Германии, должен был быть налажен выпуск «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), того самого «вундерваффе», «чудо-оружия», с помощью которого Третий рейх сначала хотел отомстить союзникам за ковровые бомбардировки своих городов, а затем и вновь коренным образом переломить ход войны.

В 1917 году в горе Конштайн началась промышленная добыча гипса. В 1930-е уже не используемые шахты были превращены в стратегический арсенал горюче-смазочных материалов вермахта. Именно эти тоннели, в первую очередь из-за относительной простоты разработки мягкой гипсовой породы, было решено колоссальным образом расширить, создав на их базе крупнейший в рейхе центр производства оружия нового поколения — первой в мире баллистической ракеты A-4, Vergeltungswaffe-2, «оружия возмездия — 2», вошедшей в историю под индексом V-2 («Фау-2»).

17—18 августа 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании осуществили операцию «Гидра», целью которой стал немецкий ракетный центр Пенемюнде на северо-востоке страны. Массированный налет на полигон показал его уязвимость, после чего и было принято решение о переносе производства новейшего оружия в центр Германии, на подземный завод. Спустя всего 10 дней после «Гидры» и запуска проекта Mittelwerke, 28 августа, около Нордхаузена был образован концентрационный лагерь, получивший название «Дора-Миттельбау». Сюда в течение следующих полутора лет перевели около 60 тыс. заключенных в основном из Бухенвальда, чьим филиалом Дора и стала. Треть из них, 20 тыс. человек, освобождения так и не дождалась, погибнув в тоннелях под Конштайном.

Самыми тяжелыми месяцами стали октябрь, ноябрь и декабрь 1943-го, когда проводились основные работы по расширению системы шахт Mittelwerke. Тысячи несчастных узников, недоедавших, недосыпавших, подвергавшихся по малейшему поводу физическим наказаниям, круглосуточно взрывали горную породу, вывозили ее на поверхность, обустраивали секретный завод, где должно было рождаться самое современное оружие планеты.

В декабре 1943-го рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер посетил Mittelwerke: «В просторных длинных штольнях заключенные монтировали оборудование и прокладывали трубы. Когда наша группа проходила мимо, они срывали с головы береты из синей саржи и безучастно смотрели словно сквозь нас».

Шпеер был из совестливых нацистов. После войны в тюрьме Шпандау, где он отбыл все 20 лет, назначенных ему Нюрнбергским трибуналом в том числе и за нечеловеческую эксплуатацию заключенных концлагерей, Шпеер написал «Воспоминания», в которых, в частности, признался: «Меня до сих пор мучает чувство глубокой личной вины. Еще тогда, после осмотра завода надсмотрщики говорили мне об антисанитарных условиях, о сырых пещерах, в которых живут заключенные, о свирепствующих болезнях, о чрезвычайно высокой смертности. В тот же день я распорядился привезти все необходимые материалы для строительства бараков на склоне соседней горы. К тому же я потребовал от эсэсовского командования лагеря принять все необходимые меры для улучшения санитарных условий и увеличения продовольственного пайка».

Особого успеха эта инициатива любимого архитектора Гитлера не имела. Вскоре он тяжело заболел и не мог лично контролировать выполнение своего распоряжения.

Построенный в кратчайшие сроки подземный завод представлял собой два параллельных тоннеля, изогнутых в форме буквы S и насквозь проходивших через гору Конштайн. Тоннели соединялись 46 перпендикулярными штольнями. В северной части комплекса находилось предприятие под кодовым названием Nordwerke («Северный завод»), где выпускались двигатели для самолетов Junkers. Собственно Mittelwerke («Средний завод») занимал южную половину системы. Кроме того, в так и не реализованных планах нацистов было создание «Южного завода» у Фридрихсхафена и «Восточного завода» в окрестностях Риги.

Ширина тоннелей была достаточной для устройства внутри полноценной железной дороги. Поезда с запчастями и сырьем попадали внутрь комплекса через северные въезды и покидали его с готовой продукцией с южной стороны горы. Общая площадь комплекса к концу войны достигла 125 тыс. квадратных метров.

В июле 1944 года личный фотограф Гитлера Вальтер Френтц сделал для фюрера специальный репортаж из недр Mittelwerke, который должен был продемонстрировать созданное в кратчайшие сроки полноценное сборочное производство «оружия возмездия». Уникальные снимки лишь недавно были обнаружены, что позволило нам не просто увидеть самый крупный подземный завод рейха в рабочем режиме, но еще и в цвете.

Нордхаузен и Mittelwerke были заняты американскими войсками в апреле 1945 года. Эта территория впоследствии вошла в советскую зону оккупации, и спустя три месяца американцев сменили советские специалисты. Один из членов научной делегации, прибывшей на предприятие для изучения ракетного опыта нацистов, Борис Черток, впоследствии академик и один из ближайших сподвижников Сергея Королева, оставил любопытные воспоминания о своем посещении завода.

«Основной тоннель для сборки ракет „Фау-2“ был шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров. В поперечных штреках производили изготовление, комплектацию, входной контроль и испытания подсборок и агрегатов до их монтажа на главной сборке.

Немец, которого представили как инженера-испытателя на сборке, сказал, что завод работал на полную мощность практически до мая. В „лучшие“ месяцы его производительность доходила до 35 ракет в день! Американцы отобрали на заводе только полностью собранные ракеты. Таких скопилось здесь более сотни. Они даже организовали электрические горизонтальные испытания и все собранные ракеты до прихода русских погрузили в специальные вагоны и вывезли на запад — в свою зону. Но здесь еще можно набрать агрегатов на 10, а может быть, и 20 ракет.

Американцы, наступавшие с запада, уже 12 апреля, то есть за три месяца до нас, имели возможность ознакомиться с „Миттельверком“. Они увидели подземное производство, остановленное только за сутки до их вторжения. Все их поразило. Под землей и в специальных железнодорожных платформах были сотни ракет. Завод и подъездные пути были в полной сохранности. Немецкая охрана разбежалась.

Потом нам сказали, что через лагерь прошло более 120 тыс. узников. Сначала они строили — грызли эту гору, потом оставшиеся в живых и еще новые работали уже на заводе под землей. Мы застали в лагере случайно выживших. Много трупов было в тоннелях под землей.

В штольне наше внимание обратили на перекрывавший всю ее ширину мостовой кран над пролетом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролета, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъема, и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех „полосатиков“, как именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников».

При всем этом заключенные все равно по мере возможности саботировали производствао «Фау-2», даже несмотря на весь риск для жизни.

«Заключенные, работавшие на сборке, научились так вносить неисправность, что она не сразу обнаруживалась, а сказывалась уже после отправки ракеты при ее испытаниях перед пуском или в полете. Кто-то научил их делать ненадежную пайку электрических соединений. Это очень трудно проверить. Немецкий контрольный персонал не в состоянии был уследить за десятками тысяч паек в сутки».

Ракеты «Фау-2», обнаруженные американскими и советскими войсками в Mittelwerke, впоследствии легли в основу космических программ обеих стран. Советские специалисты отмечали: «Если в военном отношении ракета A-4 (она же V-2) практически не оказала серьезного влияния на ход войны, в научно-техническом плане ее создание стало выдающимся достижением немецких специалистов, получившим признание у специалистов всех стран, впоследствии создававших ракетное вооружение». Немцам к 1945 году удалось создать практически весь спектр управляемого ракетного оружия, и кто знает, чего они добились бы еще, если бы война не закончилась.

Известно, что параллельно с производством A-4 («Фау-2») немецкие ученые и инженеры работали над проектом ракеты A-9/A-10, по сути, представлявшей собой полноценный баллистический межконтинентальный носитель, целью которого уже было возмездие не только Великобритании, но и США. Это отразилось даже в его неофициальном названии Amerika-Rakete. Планировалось, что «ракета для Америки» будет способна преодолевать до 5,5 тыс. километров, неся на себе нагрузку в 1 тонну.

В рамках этой программы в конце 1943 года на северо-востоке Австрии у городка Эбензее началось строительство нового грандиозного подземного завода, получившего кодовое название Zement («Цемент»). Изначально задумывавшийся как запасной командный центр люфтваффе, затем он был переформатирован для производства ракет «Фау-2» и зенитных ракет Wasserfall («Водопад»). Следующим этапом должен был стать выпуск межконтинентальной Amerika-Rakete.

Проект не был завершен, но те тоннели и залы, которые успели построить, дают представление о масштабе продукции, планировавшейся здесь к выпуску. К концу 1944 года в выработках, в высоту достигавших 30 метров, наладили выпуск запасных частей для танков.

Для реализации межконтинентальной программы нацистам не хватило времени и ресурсов. Вторая мировая война серьезно затянулась бы, если бы Гитлер перед ее началом не сделал катастрофической для себя ошибки: ведь Amerika-Rakete была способна нести на себе ядерную боеголовку.

Шпеер в своих воспоминаниях писал: «Гитлер иногда заговаривал со мной о возможности создания атомной бомбы, но эта проблема явно выходила за рамки его интеллектуальных возможностей; он был не в состоянии понять революционное значение ядерной физики. Возможно, нам удалось бы создать атомную бомбу в 1945 году, но для этого потребовалось бы максимально мобилизовать все технические, финансовые и научные ресурсы, то есть отказаться от всех других проектов, например от разработок ракетного оружия. С этой точки зрения ракетный центр в Пенемюнде был не только величайшим, но и самым неудачным нашим проектом».

К величайшему счастью всего человечества, Гитлер, в застольных разговорах называвший ядерную физику «еврейской», не разобрался в преимуществах атомного оружия. А когда они стали очевидны, в разгар войны, уже было поздно: Третий рейх экономически и инфраструктурно не мог обеспечить реализацию сразу двух крупных проектов — ракетного и атомного.

Американцы после оккупации своей части Германии были потрясены масштабом подземного строительства в стране. В специальном донесении, отправленном в главный штаб ВВС, отмечалось: «Хотя немцы до марта 1944 года не занимались масштабным строительством подземных заводов, к концу войны им удалось запустить около 143 таких заводов. Было обнаружено еще 107 заводов, построенных или заложенных в конце войны, к этому можно прибавить еще 600 пещер и шахт, многие из которых были превращены в конвейеры и лаборатории по выпуску вооружения».

Так что остается только предполагать, что бы произошло, если бы немцы ушли под землю перед началом войны.