Осознавание. Почему так важно себя осознавать и что это значит

Осознавание. Почему так важно себя осознавать и что это значит

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда по прибытии в место назначения на своем автомобиле вы могли вспомнить лишь очень немногое из того, что видели во время поездки. Или, открыв пакет чипсов, буквально спустя миг вдруг замечали, что всё, что осталось у вас в руках – только пустой пакет.

Такое состояние ума часто называют автопилотом, как будто человек спит наяву. В результате научных исследований было установлено, что около 47 % времени, которое люди проводят в состоянии бодрствования, проживается большинством из нас в режиме автопилота, т.е. человек живет не в реальности, а в своих мыслях у себя в голове.

Живя таким образом, мы часто не замечаем большое количество достопримечательностей, которыми одаривает нас жизнь на каждом шагу, не воспринимаем многие звуки, запахи, радостные моменты, которые могли бы оценить по достоинству.

Мы не прислушиваемся к тому, что подсказывает наше тело, и слишком часто задействуем механически однообразный способ мышления, который становится вредным как для нас самих, так и для окружающих.

На автопилоте мы склонны увязать в постоянной спешке и избыточной деятельности, либо заниматься совершенно ненужными делами.

Наш ум, неспособный замолкнуть ни на секунду, находится в постоянном движении, в результате чего мы теряем связь с реальностью и со своим собственным телом, довольно скоро погружаясь в одержимые мысли о чем-то, что как правило связано с уже несуществующим прошлым или еще не наступившим будущим.

Мы становимся подвержены беспокойству, негативным переживаниям, депрессии и трате энергии впустую.

И неспроста ученые пришли к выводу, что блуждающий в своих мыслях ум отрицательно сказывается на уровне ощущения счастья и удовлетворенности жизнью.

Понятие осознанности, а также практики по ее развитию уходят в далекие времена, и тесно связаны с такими религиями как буддизм и индуизм.

Осознанность – это человеческая способность полностью присутствовать в настоящем моменте, быть здесь и сейчас, осознавать, где человек находится, что делает и что ощущает, вместо того, чтобы концентрироваться на своих мыслях, выходящих за рамки окружающей реальности.

Осознанность является противоположностью блуждающему уму, поэтому предполагает выключение режима автопилота и принятие на себя ручного управления штурвалом нашего внимания.

Мы наблюдаем привычку нашего ума рисовать картины и писать истории о том, какой реальность является. И когда мы начинаем слепо верить своему разуму, то легко можем стать жертвой страданий, если наши ожидания не выполняются.

Поэтому мы делаем шаг назад и воспринимаем реальность такой, какой она является на самом деле, не больше и не меньше.

Мы начинаем понимать, что не являемся собственными мыслями или чувствами, переставая отождествлять себя с ними и руководствоваться ими.

Вместо того, чтобы сожалеть о прошлом или беспокоиться о будущем, мы пребываем в настоящем моменте, имея дело с тем, что происходит здесь и сейчас.

По мере приобретения навыков управления эмоциями и нашим состоянием ума, мы получаем возможность использовать свой ум максимально эффективно, вместо того, чтобы быть его рабом.

Еще следует подчеркнуть, что осознанность характеризуется непредвзятостью. Мы не выносим оценочные суждения, мол то событие плохое, а это хорошее, и даже если мы поступаем так, то просто осознаем подобные мысли и отпускаем их восвояси.

Мы не расстраиваемся, если испытываем неприятные ощущения, или потому что не получаем желаемые эмоции. Мы просто осознаем и принимаем все, что происходит.

Мы не стремимся контролировать, подавлять или останавливать наши мысли. Выбрав роль наблюдателя, мы замечаем явления, спонтанно возникающие, проходящие через нас и прекращающие свое существование.

Является ли этот опыт приятным или болезненным, мы относимся к нему одинаково. В этом и заключается спокойствие разума.

Что значит осознавать. Пример осознанного подхода

Вспомните о том, как вы обычно реагируете, когда перед вами встает какая-нибудь проблема.

Сперва вы либо пугаетесь, либо раздражаетесь, начиная вопрошать и убеждать себя: “За что мне все это?”, “Я плохо разбираюсь в этом”, “У меня ничего не получится”, “Я буду выглядеть глупо”.

Установки такого рода лишь отвлекают ваше внимание от работы над поиском решения проблемы. Иногда вы вообще откладываете проблему в долгий ящик и ничего не делаете.

А как могло быть иначе, если бы вы реагировали осознанно, без суждений и внутреннего отношения к самой ситуации и собственным возможностям, руководствуясь только любопытством, направленным на решение возникшей задачи.

Что, если бы вы непосредственно переживали весь процесс по мере его развития и прохождения каждой из стадий – тревога, идея, действие, результат, осознавая и принимая каждую мысль и ощущение без необходимости останавливаться на ней и предаваться рассуждениям.

Если вы будете поступать так систематически, вы начнете замечать свои привычные шаблоны мышления, которые заставляют вас автоматически реагировать на события отрицательным и бесполезным способами, загоняя вас в стрессовые ситуации.

Осознавая, и при этом не реагируя, вы расширяете перспективу своего объективного взгляда на ситуацию и можете выработать наиболее эффективное решение.

Преимущества осознанности

  1. Осознанность снижает беспокойство, раздражительность и подверженность стрессовым состояниям.
  2. Является эффективным средством в борьбе против депрессии.
  3. Наполняет умственной и физической энергией, помогает избавиться от .
  4. Имеет высокую эффективность в управлении хроническими болями.
  5. Улучшает память и концентрацию внимания.
  6. Позволяет управлять бесполезными мыслями.
  7. Развивает ваш интеллект, сочувствие и сострадание, в том числе по отношению к себе, а также совершенствует вас в сфере межличностных отношений.
  8. Улучшает ваше (особенно благоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе) и повышает иммунитет.
  9. Развивает более ясное целеустремленное мышление, повышающее вашу эффективность в профессиональных и домашних делах.
  10. Способствует повышению творческих способностей и .
  11. Повышает и совершенствует гибкость вашего поведения.
  12. Помогает избавиться от вредных привычек и даже сбросить лишний вес.
  13. Повышает уровень счастья, благополучия и оптимизма.

Осознанность способна буквально трансформировать вас изнутри.

Развивая осознанность, вы обнаружите самый удивительный и невероятный сюрприз: то, что вы искали всегда где-то “там” – чувство гармонии, удовлетворенности и целостности, находилось все время в вас самих.

Иными словами, чем более осознанными вы являетесь, тем более счастливую и полную жизнь вы сможете прожить.

Как быть осознанным человеком

Существует много простых способов, применяя которые вы сможете повысить свой уровень осознанности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Практика осознанности в повседневной жизни

Попытайтесь вовлечь осознанность в повседневную деятельность, которую вы обычно выполняете на автопилоте.

Например, сконцентрируйте свое внимание на том, как вы чистите зубы, принимаете душ, завтракаете или идете на работу.

Осознавайте все, что вы видите, слышите, к чему прикасаетесь, какой запах и вкус ощущаете. Вы можете обнаружить, что рутинная деятельность на самом деле намного интереснее, чем вы предполагали ранее.

2. Не запрещайте уму блуждать

Ваш ум – естественный странник, напоминающий ползающего по полу ребенка, и в этом нет ничего криминального.

Осознанность заключается не в преднамеренном недопущении возникновения мыслей, а скорее в том, чтобы не предвзято рассматривать их как привычные ментальные события.

Представьте, что вы стоите на автовокзале и наблюдаете, как мыслительные автобусы приходят и уходят, и вы не совершаете попыток запретить им въезжать на автовокзал или покидать его. Сначала это может показаться сложной задачей, но позже у вас все получится.

Просто отмечайте, что ваш ум устремился в размышления и совершенно спокойно и очень мягко возвращайте его в реальность, освобождая от рассуждений о прошлом и будущем.

3. Осознавая, называйте свои мысли

Чтобы развить осознанность мыслей и чувств, полезно не только их выявлять, но и называть их про себя.

Например, если вы волнуетесь, то вам следует понять, что все совсем не так. Это не вы волнуетесь, а просто вас посетила мысль по имени Тревога, в таком случае поприветствуйте ее.

Так и скажите про себя: “Привет, Тревога, я тебя узнал и осознал.”

Как ни странно, не подавление, а именно ясное и полное осознание мыслей и ощущений способствует устранению их оккупационного воздействия на ваш разум.

4. Практикуйте осознанность, находясь в ожидании

В нашей жизни, наполненной нескончаемым потоком различных событий, ожидание является надоедливым источником унылого разочарования, и не важно, ожидаете вы в очереди в магазине или находясь в пробке на дороге.

Хотя ожидание и является не самым приятным явлением, оно может стать возможностью практики осознанности.

Во время ожидания направьте ваше внимание на собственное дыхание. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе, позволяя при этом всему остальному просто быть, даже если вы испытываете нетерпение или раздражение.

5. Придумайте напоминание быть осознанным

Выберите подсказку, с которой вы сталкиваетесь на регулярной основе, чтобы переводить свой мозг в режим осознанности.

Например, вы можете определить в качестве такого напоминания дверь, зеркало, кружку кофе или чашку чая.

6. Займитесь медитацией

Лучший способ развить осознанность в повседневной жизни. Практика медитации – это как выучить язык осознанности.

Медитация

Как правило, медитация заключается в том, чтобы находясь в расслабленном состоянии, сосредоточить внимание на своем дыхании. Концентрация внимания на каждом вдохе и выдохе позволяет вам наблюдать за своими мыслями, то и дело возникающими в вашем сознании, и прекратить борьбу с ними.

Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь.

Вы приходите к глубокому пониманию того, что мысли и чувства, в том числе отрицательные, являются преходящими явлениями. Таким образом, у вас появляется выбор: стоит ли как-то реагировать на них, либо позволить им раствориться.

Если негативные мысли нависают над вашей головой, вы научитесь не воспринимать их, как что-то личное, а будете относиться к ним, словно это черные облака на осеннем небе, наблюдая за ними с дружелюбным любопытством, когда они дрейфуют мимо.

Развитие осознанности в результате медитации позволит вам улавливать негативные мысли, прежде чем они окажут на вас отрицательное воздействие, возвращая вашу жизнь под ваш контроль.

Со временем осознанность приводит к долгосрочным изменениям настроения, уровня счастья и благополучия.

Развенчание мифов о медитации

  1. Медитация – это не религия, а осознанность – это просто метод тренировки ума.
    Многие люди, практикующие медитацию, сами по себе религиозны, но достаточное количество атеистов и агностиков также используют в своей жизни практику медитации.
  2. Когда вы медитируете, вам не обязательно сидеть скрестив ноги на полу, но можете поступать так, если хотите. Вы можете медитировать сидя на стуле, а также практиковать медитацию ходьбы.
    И все же первый вариант более предпочтительный.
  3. Практика осознанности не отнимает много времени (30 минут в день вполне достаточно, но можно увеличить продолжительность до 1 часа), хотя требует некоторого запаса терпения и настойчивости.
    Многие люди быстро обнаруживают, что медитация освобождает их от давления времени, поэтому у них появляется больше возможностей эффективно заниматься другими делами.
  4. Медитация не является каким-то сложным процессом, хотя поначалу вы будете испытывать некоторый дискомфорт, поскольку раньше такого не делали.
    Вы ни к чему не стремитесь, вы не жаждете успеха и не принимаете риск неудачи. Вы просто сидите и концентрируете внимание на своем дыхании, осознавая как ваш живот поднимается, а затем опускается.
  5. Медитация не остановит работу вашего ума и не встанет на пути достижения ваших жизненных целей.
    Но она позволит вам увидеть мир с большей ясностью, способствуя принятию вами более разумных и взвешенных решений, корректируя в лучшую сторону те вещи в вашей жизни, которые действительно требуют изменений.
    Медитация поможет вам развить глубокую осведомленность об окружающих вас явлениях, которая позволит вам объективно оценивать свои цели и находить оптимальный путь для их реализации.

Как медитировать

1. Определите место для медитации

Независимо от того, сидите вы на стуле, медитационной подушке, скамейке в парке, или расположились у стены, выберите место, которое будет удобно именно для вас, и не позволит вам укладываться или свисать.

2. Обратите внимание на ваши ноги

Если вы расположились на подушке на полу, в таком случае скрестите ноги перед собой. Если вы приняли решение медитировать на стуле, проследите, чтобы ваши ноги касались пола.

3. Выровняйте верхнюю часть тела

Стараясь выровнять спину, не совершайте попытки ее избыточного вытягивания, потому что у позвоночника имеется естественная кривизна. Позвольте спине остаться в естественном положении. Вашим голове и плечам должно быть комфортно, находясь на вершине позвонков.

4. Расположите плечи параллельно верхней части тела

Тогда пусть ваши руки упадут на основания ваших ног.

5. Немного опустите свой подбородок вниз

В результате ваш взгляд также устремится за подбородком несколько вниз. Глаза закрывать не обязательно, но если вы чувствуете, что вам комфортнее медитировать с закрытыми глазами, то можете их закрыть. По мере получения опыта вы, скорее всего, все же начнете закрывать глаза.

6. Расслабление тела и концентрация внимания

Просканируйте тело своим вниманием, и расслабьте все его участки. Сконцентрируйте внимание на животе и продолжайте следить за своим дыханием, наблюдайте как ваш живот поднимается и опускается.

Не старайтесь вбирать слишком много воздуха, позвольте телу делать все естественно, потому что от вас требуется только осознанное созерцание. В итоге для вас станет привычным едва уловимое дыхание.

Ваше внимание неизбежно будет отвлекаться от концентрации на дыхании. Не беспокойтесь и не осуждайте себя, а просто верните свое внимание на нужную точку. Внимание убегает – внимание возвращается.

В процессе медитации не пытайтесь достигнуть какой-либо цели. Занимайтесь медитацией ради самой медитации.

Поначалу вы можете медитировать в течение 5 минут, после чего вы сами почувствуете о необходимости увеличения продолжительности медитации.

Заключение

Осознанность – это энергия, позволяющая вам признать условия счастья, которые уже присутствуют в вашей жизни.

Вам не нужно ждать десять лет, чтобы испытать счастье, потому что им наполнен каждый момент вашей повседневной жизни.

Многие из нас живы, но забывают об этом, однако когда вы делаете вдох и осознаете свое дыхание, вы вновь прикасаетесь к чуду быть живым в полном смысле этого слова. Вот почему осознанность является источником счастья и радости.

Существует минимум две трактовки того, что это значит ‒ жить осознанно. При этом между ними существуют очень большие отличия.

Жить осознанно – значит уметь видеть причины и следствия

Совершая те или иные действия и поступки, человек порой не догадывается о том, что они ему принесут. Другими словами, очень часто он не видит связи между причинами и следствиями. Вспомните, сколько раз вы сокрушались по поводу каких-то опрометчивых поступков – если бы вы знали, к чему они приведут, вы бы никогда их не совершили.

Самое неприятное в том, что во многих случаях человек имеет возможность заранее предвидеть будущие проблемы, но не делает этого. Почему? Из-за недостаточной осознанности, неумения анализировать элементарную связь событий. Отсюда следует простой вывод – необходимо повышать уровень осознанности. То есть стараться прогнозировать развитие событий, понимать, какие проблемы может принести тот или иной шаг.

Осознанная жизнь предполагает умение анализировать текущую ситуацию. В каком месте своего жизненного пути я нахожусь? К чему я вообще стремлюсь, чего я хочу? В чем смысл моего существования? Многие люди просто плывут по течению, даже не понимая толком, чего они хотят. Осознав свои приоритеты и выработав пути их достижения, можно сделать свою жизнь намного более успешной и интересной.

Жить осознанно – значит осознавать текущий момент

Внимание человека постоянно чем-то занято. Это или дело, которым он в данный момент занимается, или его мысли. Более того, даже занимаясь каким-то делом, человек часто думает о чем-то совершенно постороннем. Его мысли обычно связаны с прошлым или с будущим, при этом человек упускает текущий момент. Другими словами, он живет прошлым , но не живет настоящим.

Можно изменить ситуацию, научившись все время присутствовать в текущем моменте. То есть осознавать его, быть осознанным. Попробуйте, ни о чем не думая, просто оглядеться вокруг. Переводите взгляд с предмета на предмет, смотрите – но не оценивайте увиденное. Мыслей нет, ваше внимание целиком здесь, в текущем моменте. Вы на какое-то время вырвались из плена мыслей, смогли обрести осознанность.

К сожалению, очень быстро вы эту осознанность утратите – привычка мыслить возьмет верх, вы опять погрузитесь в умственные построения. Эти два состояния – осознание текущего момента и нахождение в мыслях – очень напоминают пробуждение и сон. Осознаваясь в текущем моменте, вы просыпаетесь, вырываетесь из плена мыслей. Когда мысли снова берут верх, вы опять засыпаете.

Скажите, хотели бы вы жить в несколько раз дольше? Наверняка да. Осознанность дает вам такую возможность. Не в плане количества прожитых лет, а в плане интенсивности восприятия. Блуждая в мыслях, вы словно спите, жизнь пролетает мимо. Когда вы осознаете текущий момент, вы по-настоящему живете. Субъективно время начинает течь намного медленнее – именно так оно текло для вас в детстве. Для ребенка год – это очень много. Для взрослого – почти мгновение, года мелькают один за другим. Хотите в разы продлить жизнь? Учитесь жить в текущем моменте.

Научиться все время осознавать текущий момент очень сложно, но можно. Учитесь наблюдать за тем, что вы делаете – каким бы делом вы не занимались. Для начала выберите что-то простое. Например, вы моете посуду – делайте это осознанно. Осознавайте каждое свое движение, наблюдайте за процессом мытья, не давайте мыслям унести вас в сторону. И так с каждым делом.

Постепенно вы начнете воспринимать нахождение в текущем моменте как свое истинное состояние – каковым оно и является. Если вы сможете добраться до состояния осознанности и закрепиться в нем, вы приобретете то, за что не жалко отдать все деньги мира. Что именно? Выясните это на собственном опыте.

Рюхать, давать себе отчет, осмысливать, отдавать себе отчет, разгадывать, прозревать, догонять, уразумевать, проникаться, понимать, въезжать, уяснять, иметь представление, уяснять себе, видеть, раскумекивать, сознавать, раскусывать, признавать,… … Словарь синонимов

ОСОЗНАТЬ, аю, аешь; осознанный; сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

осознавать - фактический характер знание, понимание осознать необходимость знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

осознавать - глубоко осознавать … Словарь русской идиоматики

Несов. перех. Сознательно усваивать, понимать что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

осознавать - осознав ать, на ю, наёт … Русский орфографический словарь

осознавать - (I), осознаю/, наёшь, наю/т … Орфографический словарь русского языка

осознавать - Syn: понимать, постигать (приподн.), разгадывать, соображать, разуметь (пр.), уяснять, осмысливать … Тезаурус русской деловой лексики

ОСОЗНАВАТЬ, ОСОЗНАВАТЬСЯ; ОСОЗНАНИЕ см. Осознать … Энциклопедический словарь

осознавать - см. осознать; аю/, аёшь; нсв … Словарь многих выражений

Книги

  • Истинная близость+Мужчина и женщина+Управление эмоциями (комплект из 3 книг) , Витфилд Р., Троуб К.. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ: Все мы можем научиться управлять своими эмоциями так же, как мы можем тренировать свое тело. Но большинство из нас никогда не учили, как это делать. Этому не учат в…
  • Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке , Кауфман Гершен, Рафаэль Лев, Эспеланд Памела. Как объяснить родителям, что ты уже взрослый? Как управлять своим гневом и не поддаваться на провокации? Как разговаривать об эмоциях? Как чувствовать не робеть перед трудностями?Книга…