Основы консультативной психологии. Определение психологического консультирования

Основы консультативной психологии. Определение психологического консультирования
Основы консультативной психологии. Определение психологического консультирования

1 вопрос

    • Что такое психологическое консультирование

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

    • Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

2 вопрос

§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте

Вопрос № 75 . Психологическое консультирование. Виды и методы психологического консультирования.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессио­нальной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». «Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированно­го консультанта к клиенту, которое обычно представля­ется как «личность-личность», хотя иногда в нем уча­ствуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психоаналитическое направление - цели консультирования: Перевести в сознание вытеснен­ный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; рекон­струировать базисную личность.

Адлерианское направление - Трансформировать цели жизни кли­ента; помочь ему сформировать со­циально значимые цели и скоррек­тировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства ра­венства с другими людьми.

Терапия поведения - Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-эмоциональная терапия ( A . Ellis ) - Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и по­мочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Ориентированная на клиента терапия ( C . Rogers ) - Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распо­знавания факторов, мешающих росту личности; поощрять от­крытость клиента опыту, уверен­ность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия - Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможно­сти; побуждать к принятию ответ­ственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блоки­рующие свободу факторы.

Структура процесса консультирования

1. Исследование проблемы. На этой стадии консуль­тант устанавливает контакт (raport) с клиентом и дос­тигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следу­ет поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблемы. На этой ста­дии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не до­стигнут одинакового понимания; проблема определя­ется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда ука­зывает и способы разрешения.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль­тернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подхо­дящими и реальными, помогает выдвинуть дополни­тельные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

4. Планирование. На этой стадии осуществляет­ся критическая оценка выбранных альтернатив ре­шения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалис­тичными с точки зрения предыдущего опыта и на­стоящей готовности измениться. Составление пла­на реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалис­тичность выбранного решения (ролевые игры, «ре­петиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит пос­ледовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости­жении цели. Клиент должен усвоить, что частичная не­удача - еще не катастрофа и следует продолжать ре­ализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достиже­ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возмож­но уточнение плана решения. При возникновении но­вых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Виды консультирования:

1. По объекту помощи: индивидуальное, групповое, семейное

2. По возрасту: консультирование с детьми, консультирование со взрослыми.

3. По пространственной организации: очное, дистанционное (телефонное, письменное)

4. По характеру проблемы: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.

5. По продолжительности: экстренное, краткосрочное (от 2 до 5 сеансов), долгосрочное.

6. По моменту оказания помощи: кризисное, развивающее.

ПК включает в себя следующие направления деятельности:

1. Профориентационное консультирование , целью которого является помощь людям в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное консультирование проводится как с подростками, так и со взрослыми людьми, изменяющими сферу профессиональной активности.

2. Оргконсультирование , предметом которого является помощь в решении проблем, связанных с деятельностью организаций, формирование оптимальной системы взаимоотношений в коллективе, определение наиболее эффективных методов управления работой персонала и т. д.

3. Семейное консультирование , предметом которого являются взаимоотношения между членами семьи и работа может осуществляться как целиком с семьей, так и с отдельными ее членами.

4. Собственно психологическое консультирование , предметом которого является помощь человеку в решении его личных психологических проблем разного содержания.

ПК представляет собой специальный вид деятельности и потому должно осуществляться с соблюдением соответствующих норм.

Рамки ПК могут быть гораздо менее жесткими, чем рамки терапии и во многих случаях консультации по каким-то очень конкретным и узким вопросам могут быть вполне уместны и эффективны вне специально организованной деятельности, однако подобное касается лишь незначительного круга вопросов. В целом желательно сохранение обычных профессиональных ограничений.

ПК – это вид деятельности, которым могут заниматься психологи и социальные работники, имеющие специальную подготовку.

Клиентами консультирования могут быть люди, начиная с 14 – 15 лет при сохранении здоровых личностных структур.

Консультант может эффективно работать только в пределах достаточно устойчивой нормы психического здоровья, что позволяет человеку опираться на зрелые личностные образования и решать проблему в основном на рациональном уровне.

Принципы психологического консультирования:

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

    Ориентация на нормы и ценности клиента.

    Запрет давать советы.

    Анонимность.

    Разграничение личные и профессиональных отношений.

    Включенность клиента в процесс консультирования.

    Непосредственно процесс консультирования состоит из 4 этапов:

    Знакомство с клиентом. Установление контакта.

    Расспрос клиента

    Коррекционное воздействие

    Завершение беседы

Свойства личности консультанта

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):

Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. .

Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На первоначальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX веков на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с крайними, тяжелыми формами душевных расстройств, представителям этого движения, которому на первоначальных этапах отказывали в научности, на протяжении XX века удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот материал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отношение к диалогу помогло открыть и описать многие феномены, которые имеют или могут иметь отношение к консультативному диалогу. Так начали закладываться основы консультативной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности [см., например, Хьелл Л., Зиглер Д., 1998].

Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематизация накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выводов различных авторов относительно исследуемого предмета как касательно выводов о природе человеческого поведения и его нарушениях, так и касательно конструктивных форм диалога, взаимоотношений между психологом и клиентом. Следует отметить, что решение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не всегда ясно и систематично изложены. Требуется много времени, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по первоисточникам. Но, даже по решении этой задачи, остается другая - реконструировать на основе имеющихся теорий целостное представление:

a) о душевных расстройствах;

b) о факторах, их обуславливающих;

c) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;

d) об условиях ее гармоничного формирования;

e) об условиях, которые должны существовать между клиентом и специалистом, оказывающим воздействие, для того чтобы способствовать исчезновению душевного расстройства.

На первый взгляд только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психологии. Но, похоже, что при решении остальных четырех исследователи, так или иначе, будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же открывающих горизонты к совершенству, эффективному функционированию. Тут потребуются данные консультативной психологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаимоотношений не обязательно в условиях психологической консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:

f) профессионала, который десять, а то и двадцать лет своей жизни занимается исследованием психологических феноменов;

g) крайне заинтересованного в неформальном общении клиента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже, судя по самому факту обращения, готов к переменам).

Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышления над процессом консультирования). Наличие заинтересованного клиента не позволяет процессу общения стать формальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сторон человеческого бытия в процессе общения.

Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пребывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы внести свой вклад в решение остальных четырех задач.

Ну и естественно сама практика психологического консультирования постоянно порождает запрос на те знания, которые может или могла бы предложить консультативная психология.

Психологическое консультирование возникло в середине XX века именно благодаря успехам психотерапии, когда накопленные знания позволили перейти к оказанию помощи психически здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической помощи.

На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и полезен. Но в последнее время все более отчетливо начал заявлять о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента. Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то кроме объективного контекста, что помогало решать проблемы. После консультации, с фокуса проблем клиента они переключались на фокус анализа самого процесса диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.

Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Абрамова Галина Сергеевна определяет предмет практической психологии - изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее. Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова , может осуществляться в разных сферах: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.

Можно выделить несколько аспектов проблемы анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету:

1. Если существуют индивидуальные различия между людьми, то, возможно, существуют подобные различия и в консультативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консультативных ситуаций и исследовать различные факторы, обуславливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:

h) На первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия, как клиентов, так и консультантов. Задача исследования индивидуальных различий между психологами и клиентами и влияния этого фактора на процесс психологического консультирования очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с которой у клиента возникают проблемы, зависит, по сути, от индивидуальных различий между психологами и факторов, их определяющих.

i) Реальность, с которой обращается клиент в психологическую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запроса выделить и описать конкретные виды и формы психологического консультирования, так как нельзя решать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консультировании.

j) Не менее актуальна задача создания типологии ситуаций, не привязанной к конкретным сферам консультирования, но имеющей отношение к различным состояниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специфические виды и формы психологического консультирования.

k) Актуальна и мало изучена проблема влияния социального контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования.

l) Также актуальна и мало изучена обратная проблема - влияния психологического консультирования на социальный контекст, на среду, на социальное сообщество, проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.

2. По мере развития психологии знание о строении индивидуальной психики человека становилось все более детализированным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре характера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элементов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать консультативный процесс сам по себе? Насколько полны наши знания о том, что происходит и вообще может происходить в различных ситуациях консультативного диалога? Эти вопросы ставят перед нами задачу выявления и описания основных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого - создание новых возможностей для рефлексивного анализа консультативной беседы в плане повышения ее эффективности.

3. Психолог и клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их вместе как некую целостную единицу, не существуют, независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы позиция вненаходимости по отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.

4. Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.

5. Необходимо разрабатывать научные основы организации труда психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-консультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.

6. Необходимо разрабатывать новые исследовательские методы для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX столетий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

В данном курсе мы лишь отчасти рассмотрим эти вопросы.

Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.

Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за собственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объективных обстоятельств.

Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, большинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экспертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультирования . Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения проблемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в формулировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.

В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой структуры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способности (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее усвоенных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента между собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологической теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнесли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затруднений является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.

Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военнослужащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консультирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.

Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.

В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:

1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);

2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы);

3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .

В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.

Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).

Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента - деловая, рентная, игровая) или самим психологом (советчик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».

Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему:

Субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

Основная цель консультирования - не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

Главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

Консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. .

Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).

Рис. 1.21.

Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями

Психики человека

В ходе консультирования решаются следующие основные задачи:

Оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;

1 в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

Информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;

Изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

Повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц;

Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

Выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

Развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;

Повышение стрессовой и кризисной толерантности;

Повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира.

Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.

Консультативная беседа - это основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультативной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции.

Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Важная задача для психолога - найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллективе - о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.

Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).

1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.

2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговориться, понять свою роль в возникновении проблемы.

3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в проблемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.

4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.

5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости - определение домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о необходимости обращения и к другим специалистам.

Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для психолога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разрешить психологическую проблему значит - избавиться от гнета имеющихся трудностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта - найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью.

Вторая {терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.

Психологическое консультирование основано на следующих принципах:

Равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;

Безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности;

Формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем;

Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

Разграничение личных и профессиональных отношений;

Воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].

Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор психолога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических единиц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.

Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирования, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой .

Таблица 1.8

Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истинного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выделение психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия - ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».

Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описание которых приведено ниже .

1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изложения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомнения люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование - это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.

2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

Перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма - в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость - плоскость проблемной сфокусированности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщаемой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;

Реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, физическим изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфликтом, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;

Расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой человек подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается;

Переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собственных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-настоящему начинает понимать себя и других.

3. Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться «в лоб» с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. В этом случае известная поговорка: «запретный плод - сладок» может подсказать более тонкий вариант психологического воздействия. Речь идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект.

4. Освобождение от психологических условностей и,ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы. К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки. Важнейшим терапевтическим фактором здесь может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.

5. Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Коррекционный эффект такой ситуации, когда психолог провоцирует сильные эмоциональные переживания клиента, направлен на превентивное «обнажение» им своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличиостный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.

6. Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

7. Поддержка положительной «Я-концепции». Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей .

В заключение остановимся на некоторых правилах, касающихся поведения консультанта во время беседы, а также на его типичных ошибках и мерах по их профилактике.

Правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами, касаются следующих аспектов поведения консультанта :

А) речь: должна быть ограничена по времени; не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное; топ высказываний психолога должен быть доброжелательным; выдерживать паузу после каждого высказывания клиента;

Б) невербальный контакт: в процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника; психолог не должен выдавать своей растерянности; невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта;

В) быть самим собой: стремление казаться непогрешимым и всезнающим инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость;

Г) признание ограниченности своих возможностей: недопустимо обманывать клиента, «кормить» его нереальными обещаниями; стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии;

Д) не надеяться на быстрые результаты: надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы;

Е) не растворяться в проблемах клиентов: увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.

Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования, представлены на схеме (табл. 1.9), показывающей также и пути их профилактики .

Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.