Основоположником философии позитивизма считается. Основы философии позитивизма

Основоположником философии позитивизма считается. Основы философии позитивизма
Основоположником философии позитивизма считается. Основы философии позитивизма

Исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» .

Основная цель позитивизма - борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия , эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались - как это видно из самого наименования - те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, - факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания» . Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины XIX в.).

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1) Первый позитивизм . Основатель - Огюст Конт (Auguste Comte). Представители: Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart) (1806-1873), Герберт Спенсер (Herbert Spenser). (1820-1903 года).

В программной книге «Дух позитивной философии» () Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии человечества

  • Теологическая - люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам - вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм - люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина - Единый Бог . Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая - люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа , которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная - единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм . Второй важной чертой научного знания является эмпиризм - строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт . Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов - постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции

Примечания

Литература

  • Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. - 416 с.
  • Русский позитивизм. В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С.С, Гусев. Спб., 1995.-362 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Позитивист" в других словарях:

    позитивист - а, м. positiviste m. Последователь, сторонник позитивизма. БАС 1. Читаю в французской газете, что в противоположность всем немецким философам, в Париже образуется школа позитвистов, и представитель ее Огюст Конт. Писемский 4 177. Достаточно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПОЗИТИВИСТ, позитивиста, муж. (книжн.). Последователь, сторонник позитивизма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОЗИТИВИСТ, а, муж. Последователь позитивизма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Человек, придерживающийся позитивизма. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. позитивист последователь позитивизма. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 …

    Последователь позитивизма Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 позитивщик (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Материалист (верящий в положительное) Ср. Человек нынче позитивистом стал и в значительное число старых идеалов утерял веру. Данилевский. Девятый вал. 1, 4. Ср. Positiviste (poser, ponere положить) позитивист … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Позитивистъ матеріялистъ (вѣрящій въ положительное). Ср. Человѣкъ нынче позитивистомъ сталъ и въ значительное число старыхъ идеаловъ утерялъ вѣру. Данилевскій. Девятый валъ. 1, 4. Ср. Positiviste (poser, ponere положить) позитивистъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников». В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию. Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы. Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии. Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла. После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене. Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического , которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

18. Позитивистская философия, основные принципы и эта­пы ее исторической эволюции. Характер взаимоотношения по­зитивизма с религиозной философией и с метафизическим ма­териализмом.

Позитивизм – философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму . Субъективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма (сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, вторичны), в отличие от объективного идеализма отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма:

1) все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.

2) философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в определенном смысле существует до сих пор, пережил определенную эволюцию – размышление над тем, что такое опыт, можно ли его считать критерием истины. Можно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Классический позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, или махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, или логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

1) Классический позитивизм (2-я половина XIX в.)

Основатель идеи позитивизма – О. Конт. Позитивная философия связана с философией французского просвещения XVIII в. Следуя просветителям, позитивисты высказывали убеждение в способности наук к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, в которой применимы научные методы мышления. Конт создал следующую классификацию наук: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология», благодаря ему социология была впервые разработана в специальную систему.

Контом был разработан закон трех последовательных стадий человеческого мышления, который можно распространить как индивидуальное человеческое развитие, так и на историю науки в целом. Можно выделить 3 стадии: теологическая (до 1300г.), метафизическая (до 1800г.) и позитивная. На первой, теологической стадии, человек пытается объяснить окружающий мир, исходя из неких божественных сущностей, вторая – метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами и соответствует абстрактному мышлению (умозрительное знание - натурфилософия). На позитивной стадии человек исследует мир опираясь на опыт и логические выводы из него. Для этой стадии характерно объединение теории и практики, человек благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые являются постоянными, формирует законы. Девиз позитивной науки: «Знать, чтобы предвидеть, чтобы избегать». Основной метод науки – феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытке обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению: всю информацию мы получаем из наблюдения, т.е. должны строиться такие теоретические конструкции, которые, хоть не сейчас, а потом, должны экспериментально подтверждаться.

Эти три стадии – детство, отрочество и зрелость человеческого ума. Все науки должны быть переведены на позитивную стадию, так как только тогда они станут науками в полном смысле этого слова. Философию позитивисты наукой не признавали, т.к. у нее нет собственной предметной области, нет надежных опытных данных, нет критериев истины, не видно ее воздействия на решение практических задач. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Однако для адекватного познания действительности не достаточно отдельных частных дисциплин, так как существует объективная потребность в раскрытии связи между отдельными науками, в сознании их систем – цель новой философии по Конту. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Не такова традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем, но не могут быть ранее поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой частью науки, второе – пережитком «метафизики».

Характерные черты позитивизма:

1) Нам известно только то, что сообщают нам науки, научные знания являются единственно адекватными.

2) Любая проблема может быть решена, будучи переведена на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

3) Любая наука может достигнуть успеха, только будучи переведена, на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

4) методы различных наук могут неограниченно трансплантироваться (переносится) из одной в другую. В качестве примера такой трансплантации другой идеолог позитивизма – Г. Спенсер – разработал концепцию социал-дарвинизма. Дарвин поднял биологию на позитивную стадию другой науки – социологии. Он распространил Дарвиновскую терминологию на общество, показав, что в нем, также существует естественный отбор, и борьба за выживание, приспособление человека к окружающей среде.

5) Вера в бесконечный прогресс науки и безграничные возможности человеческого познания.

6) Своего рода «обожествление» опыта, окружающей действительности (природа).

В последнее десятилетие XIX в. классический позитивизм переживает кризис, вызванный следующими обстоятельствами:

1) Прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «…..» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Противоречия с новыми открытиями в физике и биологии, объяснимые только с позиции диалектического материализма.

2) Коренная логика понятий в физике и интенсивное развитие психологических исследований вынудили философию обратится к изучению эмпирических и логических основ науки, то есть тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся Конт и его последователи.

3) Оказалось невозможным включить проблемы ценностей, которые вводили позитивисты, в сферу научного исследования и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Все эти обстоятельства снова поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли тот ответ на него, который давали представители классического позитивизма.

2) В результате попыток отказаться от Контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» возникает эмпириокритицизм , или махизм – философское учение, в котором за первооснову берется опыт и которое стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире. Цель – описание позитивного, опытного знания. Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Таким образом, эмпириокритицизм отличается от классического позитивизма не только пониманием характера конкретных проблем, но и определением самого предмета философии. Однако последователи как Спенсера, так и Маха стремились лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики.

3) Неопозитивизм (начиная с 20-х гг. XX в. До настоящего времени). Неопозитивисты исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, так как ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу «метафизических» проблем. По их мнению философия вообще не имеет собственного предмета исследования, так как она не является содержательной наукой о какой-то реальности. Главные задачи: Формализация науки (переопределение ее через логику) и разработка максимально простого и понятного научного языка. Истина - совпадение высказывания с непосредственным опытом человека. Неопозитивисты хотели очистить науку от бессмысленных предложений, то есть тех предложений, которые не верифицируемы (его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связанного логического доказательства)

4) Постпозитивизм. В отличие от неопозитивистов, которые основное внимание обращали на анализ структуры научного знания, постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмом развить знания. Поппер считал теорию научной, если она фальсифицируема (она доступна опровержению с помощью опыта). «С помощью опыта можно подтвердить только ложность теории, а не ее истинность» (Поппер). Опыт изначально проводится за или против какой-либо теории (он теоретически нагружен). Тогда может ли он быть критерием истины? В отличие от неопозитивистов, которые четко разделяли наука и не наука, например, философию (либо физика), постпозитивисты отказывались видеть жесткую границу между философией и наукой, т.к. философские положения осмыслены и неустранимы из научного знания. Таким образом постпозитивизм связан с частичным преодолением позитивистской проблематики, поэтому рядом исследователей он не относится собственно к позитивизму.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория позитивизма

Термин "позитивизм" образован от фр. "положительный". В широком смысле слова "позитивизм" - это общекультурная установка западноевропейского сознания, сформировавшаяся в Новое время. Особенностью этой установки является направленность сознания на окружающую нас "позитивную" действительность, земной реальный мир, в котором мы живем. Такое "перемещение акцентов" оказало существенное влияние на философию: как на постановку проблем, так и на их решение. Природа, т.е. действительный физический мир, перестает восприниматься как творение и потому как проявление Бога, и познание природы становится средством увеличения могущества человека. на место понятия "души", как самостоятельной субстанции, дарованной человеку Богом, приходит понятие "сознание", как свойство высокоорганизованной материи.

В истории философии название "позитивизм" закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 30-е годы XIX в. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание, его логика и методология.

Предпосылки позитивизма. Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки и, прежде всего естественных наук в Новое время. Последовательное использование новой методологии (и в первую очередь - экспериментального метода) привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства. -- в XVII--XVIII вв. произошла первая промышленная революция. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли в повседневный быт людей, значительно изменив его 1 . Тезис о безграничной мощи человеческого разума, возникший еще в эпоху Просвещения, получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения в социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то в XIX в. -- прежде всего с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно позитивное или фактическое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться.

Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм -- одно из наиболее авторитетных течений философии конца XX-- начала XXI вв.
Позитивизм: периоды развития

Хронологические рамки

Философы

Первый -- классический

1830 г.--

конец XIX в.

О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер

Второй -- эмпириокритицизм, или махизм

конец XIX-начало XX вв.

Э. Мах Р. Авенариус

Третий -- неопозитивизм, или логический позитивизм

1920 -- 1950/1960 гг.

Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн

Постпозитивизм -- лингвистическая философия, аналитическая философия

1960/1970 гг.-- до настоящего времени

К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос К. Хюбнер, П. Фейерабенд

Позитивизм: объект исследования и задача философии

Основной объект исследования

Основная задача философии

Классический

Факты действительности (Конт) и данные самонаблюдения (Милль)

Выведение из фактов действительности их "скрытых причин" -- законов природы; разработка логики и научной методологии

Эмпириокритицизм

Чувственный опыт (поток ощущений, являющихся "нейтральными элементами")

Изучение того, как на базе чувственного опыта идет образование научных понятий, исследование психологии научной деятельности и разработка научной методологии

Неопозитивизм

Языковые формы и формы мышления

Анализ знания через возможность выражения его в языке; разработка логики и научной методологии

Классический позитивизм. Основоположником позитивизма является французский ученый и философ О. Конт (1798--1857), который и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания -- "научных фактов", т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относительность, наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт стал основоположником социологии (социальной физики) -- науки об обществе, которая должна строиться на базе "научных фактов".

Как считал Конт, предшествующая философия (метафизика) занималась в основном анализом различных нереальных умопостигаемых сущностей, поэтому это "негативное" знание. "Позитивная" же философия должна стать "теорией науки", заниматься логикой научного исследования и его методологией.

Наибольших успехов в реализации этой программы добился ученик Конта -- Джон Стюарт Милль (1806--1873). Вслед за Контом он считал, что подлинная наука должна строиться на базе наблюдаемых фактов и выводимых отсюда законов природы. Особое внимание он уделял разработке научной методологии и, в частности, индуктивного метода . Философия должна стать "философией опыта", и любое утверждение может быть признано научным только тогда, когда подтверждено данными опыта.

В отличие от Конта Милль включал в сферу опыта и "факты сознания", т.е. данные самонаблюдений. Изучением таких фактов занимается психология, и Милль считал ее базовой наукой. Он сформулировал так называемый "принцип сознания " , согласно которому реально существующим может считаться только то, что осознано 2 . К классическому позитивизму были близки и представители так называемого "естественнонаучного материализма 3 ": К. Фогт, Я. Молешотт, К. Бюхнер.

Koнт (Conte) Биографические сведения. Огюст Конт (1798-- 1857) -- французский ученый и философ. Учился в Политехнической школе в Париже (1814--1816)-- одном из лучших учебных заведений того времени в Европе, но был исключен из нее за республиканские убеждения 4 . В 1817--1822 гг. работал личным секретарем известного французского утописта того времени К.А. де Сен-Симона. Позднее Конт преподавал в Политехнической школе и на основе прочитанных там лекций написал свой главный труд, представляющий первое систематическое изложение истории естествознания. История науки базируется в этой работе на сформулированном Контом основном законе развития -- "законе трех стадий".

Конт -- основоположник позитивизма и социологии.

Основные труды. "Курс позитивной философии" (1830--1842).

Философские воззрения. Позитивная и негативная философия. Конт считал, что предметом научного исследования должна являться только эмпирически данная действительность -- реальный мир (мир явлений). Любые философские размышления о таких сущностях, как "вещь-в-себе", "первопричина" и т.п., Конт относил к "негативной философии" и не считал научными. Таким образом, большая часть философского знания, накопленного ранее, оказалось у Конта в одной группе с религиозным и получило оценку "фиктивное". Однако, по Конту, и "фиктивное" знание не является чем-то случайным или пустой выдумкой: это знание, предшествовавшее научному, а потому и возникновение его оказывается необходимым этапом на пути к появлению научного или "позитивного" знания.

Закон трех стадий. Уже к 1822 г. Конт сформулировал свой основной закон развития -- "закон трех стадий", который он относил к развитию отдельного человека, всего человеческого общества в целом и к развитию каждой науки 2: все они проходят в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную .

позитивизм конт философия метафизический

Три стадии развития общества и науки

Стадия развития

Характеристика

Теологическая

Явления природы объясняются целенаправленным действием сверхъестественных сил -- волей богов или Бога

Метафизическая

Явления природы объясняются через абстрактные принципы и понятия, на место воли Бога ставятся естественные причины; природное явление считается объясненным, если его удалось свести к общим законам

Позитивная

Возникает наука в подлинном смысле слова, она занимается описанием и классификацией обнаруженных научных фактов, причем эта классификация строится на основаниях, характерных для самих этих фактов; возникает понимание того, что невозможно достичь абсолютного знания и конечных причин всего сущего

Применяя этот закон к индивиду, можно сказать, что в детстве каждый из нас является теологом, в молодости - метафизиком и физиком или позитивистом - в зрелом возрасте. Аналогично для истории человечества в целом и для науки.

Классификация наук. Особенность развития науки состоит в том, что каждая научная дисциплина проходит эти три стадии самостоятельно, и существует определенный порядок развития этих наук, поскольку одна наука представляет собой фундамент для другой. Первой эти три стадии прошла астрономия и послужила основанием для физики, физика -- для химии и т.д. Кроме того, каждая наука имеет характерные методы исследования (схема 155).

Схема Классификация наук и их методов.

Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, в котором воспринимаемое явление подводится под общий закон, и поэтому наблюдение обязательно связано с выдвижением гипотез относительно наблюдаемого явления. Эксперимент есть искусственное воспроизведение изучаемого явления. Именно поэтому он не всегда допустим в биологии -- связанный с вмешательством в жизнедеятельность, он может разрушить живой организм. Отсюда главный метод в биологии -- сравнение, он же является основным и в социологии.

Учение об обществе. Свое учение об обществе Конт назвал "социология", первым введя в научный оборот данный термин. С его точки зрения, учение об обществе только вступает в третью -- позитивную -- стадию развития. На этой стадии развития учение об обществе (социология), так же как и другие науки, должно собирать научные факты и заниматься их классификацией. Одним из первых "позитивных" законов, открытых в сфере человеческой истории, он считал свой собственный закон "трех стадий".

Три стадии в развитии общества

Историческая эпоха

Характеристика

Теологическая

Европейское Средневековье

Согласие всех членов общества на базе веры в божественное происхождение социальных законов

Метафизическая

Эпоха Реформации и просвещения

(XVI - XVIII вв.)

Разрушение общественного согласия, так как различные философские учения предлагают несовместимые принципы общественного устройства

Позитивная

Современная эпоха

Восстановление общественного согласия на базе позитивной науки об обществе

Так как законы социологии выводятся из фактов, то они будут столь же неоспоримы, что и естественнонаучные, и потому станут основой общественного согласия. Социологи должны стать руководителями общества и занять место священников. Социология будет при этом не только наукой, но и религией ("позитивной").

Эмпириокритицизм (махизм). Позитивизм на втором этапе своего развития получил название "эмпириокритицизм" ("критическое исследование опыта"), или "махизм", -- по имени его основоположника и виднейшего представителя австрийского физика и философа Э. Маха (1838--1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты Р. Авенариусом (1843--1896).

Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя "объяснительная модель" утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.

Особое влияние на становление махизма оказал "кризис в физике" на рубеже XIX--XX вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не "вписывались" в прежнюю ньютоно-картезианскую картину мира и даже противоречили ей. Так, традиционное отождествление материи с веществом, состоящим из неделимых атомов, делало непонятным статус электромагнитных полей, которые явно не являются веществом, а значит, получалось и материей. Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход вещества в излучение), привело физиков к выводу: "материя исчезла". К этому же выводу подталкивало и открытие сложной структуры атома (был обнаружен электрон и ядро атома).

Махизм преодолевал кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена "ненаучной". Если Конт полагал, что наука должна на базе фактов искать "скрытые причины" происходящих явлений, то Мах считал необходимым вообще отказаться от принципа причинности, заменяя его понятием функциональной зависимости признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков.

Но в эмпириокритицизме фактами (и отсюда, предметом науки) считалось только то, что непосредственно воспринимается человеком -- его чувственный опыт, который дан нам как "поток ощущений". Ощущения трактовались при этом не только как источник всякого знания о мире, но и как " нейтральный элемент " , предшествующий делению целостного опыта на "внешний" (физический) и "внутренний" (психологический). Именно это деление опыта, не имеющее научного обоснования, приводит к появлению различных метафизических учений (как материалистических, так и идеалистических), и -- как следствие -- к бесконечным и бессмысленным спорам между ними.

Отказываясь от этого деления, мы понимаем: то, что обычно считается вещью внешнего мира, есть всего лишь " комплекс ощущений " , а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и потому любые рассуждения об этом ненаучны. Отсюда, "атом", "субстанция", "материя" и т.п. есть столь же ненаучные понятия, как и кантовская "вещь-в-себе".

Мах отказывается и от ньютоновских понятий абсолютного пространства и времени, и от ньютоновской трактовки движения. Вместо этого он предлагает собственный "принцип относительности", согласно которому движение любого тела может быть определено только относительно других тел.

Теоретическим обоснованием такого подхода стал у Маха сформулированный им принцип "экономии мышления" (напоминающий "бритву Оккама").

Судьба учения. Махизм оказал прямое влияние на возникновение следующей стадии позитивизма -- логического позитивизма, также он сыграл свою роль в общем "феноменологическом повороте" всей западной философии. Кроме того, необходимо отметить значительное Влияние махизма на философские воззрения многих крупных физиков начала XX в., например на Эйнштейна.

Неопозитивизм. Неопозитивизм-- одно из основных направлений западной философии XX в. Возникновение неопозитивизма как особого направления связано с деятельностью Венского кружка, возглавляемого М. Шликом (1882--1936); как идейное и организационное единство неопозитивизм сложился к 1930 г. В неопозитивизме на первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, Научного знания.

В рамках неопозитивизма развивался и достиг наибольших успехов логический позитивизм, почему неопозитивизм часто отождествляют с последним.

В это время к логике было привлечено особое внимание, и одной из важнейших причин этого было открытие и осознание ряда парадоксов (неразрешимых противоречий). Начало этим исследованиям положил кризис в математике на рубеже XIX--XX вв. Первый шаг к нему был сделан во второй половине XIX в., когда немецкий математик Г. Кантор обнаружил, что математика, всегда считавшаяся образцом строгости, на самом деле "висит в воздухе", не имея строгого обоснования. Например, неясным оставалось определение такого фундаментального для Математики понятия, как число. С целью обоснования математики Кантор создал свою теорию множеств (названную позднее "наивной"). Однако пребывание в "канторовском раю" скоро закончилось, когда выяснилось, что эта теория множеств допускает парадоксы. Следующим шагом стало открытие логических парадоксов, что оказалось еще в развитии логического позитивизма важнейшую роль сыграла концепция логического атомизма, основы которой были заложены в начале 1920-х гг. английским математиком и философом Б. Расселом (1872--1970) и немецким философом Л. Витгенштейном 1 (1889--1951). Принимая тезис махизма о том, что достоверным знанием является только чувственный опыт -- "факты переживания", неопозитивисты пришли к выводу, что по-настоящему научными являются только простые предложения, которые фиксируют этот опыт (иначе говоря, это предложения, истинность которых проверяется на практике); это так называемые " протокольные " , или " атомарные " , предложения.

Но уже в 1930-е гг. позитивисты осознали, что в основу науки нельзя положить предложения, описывающие только чувственный опыт и переживания субъекта, и перешли к концепции физикализма, в которой базовым признается " вещный язык " . На этом языке описываются физические явления внешнего мира, чувственно воспринимаемые субъектом, а не его личные переживания. Так, например, на языке личных переживаний мы в соответствующей ситуации можем только сказать: "Мне холодно", "Мне жарко". На "вещном языке" мы уже можем сказать: "Стрелка (или столбик жидкости) на градуснике находится у отметки +23 градуса". Но и на этом языке предложение "Температура воздуха сейчас +23 градуса" не является протокольным, так как содержит понятия (теоретические конструкты) "температура" и "градус", не являющиеся непосредственно воспринимаемыми вещами.

Однако вскоре позитивисты обнаружили, что, пользуясь только протокольными предложениями, невозможно построить систему научного знания, поэтому множество научных предложений расширяется с помощью принципов верификации и редукции. Согласно принципу верификации подлинно научными являются только те предложения, истинность которых проверяема на практике, а такими являются только протокольные предложения и те, которые сводимы (редуцируемы) к протокольным. Редукция к протокольным предложениям является правильной, если и только если она проводится по правилам логики (правилам вывода).

Все остальные предложения признавались не просто ненаучными, а провозглашались неправильно построенными, а значит, к ним вообще не применимы характеристики "истинное" или "ложное" отсюда следовал радикальный вывод: прежняя философия (метафизика) является ненаучной, поскольку оперировала неправильно построенными предложениями.

Однако скоро выяснилось, что "революция в философии", провозглашенная неопозитивизмом, провалилась, поскольку его методологические основания являются несостоятельными. Так, сам принцип верификации оказался неверифицируемым, а значит (согласно этим критериям), и ненаучным.

Судьба учения. В 1950-1960 гг. неопозитивизм подвергся особенно основательной критике и начал терять свое положение одного из ведущих направлений современной философии, а после 1960 г. он перестает существовать как самостоятельное направление. На смену ему пришел постпозитивизм - в форме лингвистической, а затем аналитической философии.

Постпозитивизм ("после позитивизма") возник как критическая реакция на логический позитивизм. Главным объектом критики стала при этом "догма эмпиризма". В частности, представители постпозитивизма показали, что "эмпирические" и "теоретические" термины языка невозможно строго разграничить. Как и в позитивизме в целом, в постпозитивизме важное место занимают проблемы истории науки и поиск законов ее развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение философских взглядов Огюста Конта. "Дух позитивной философии" и "Система позитивной политики", как главные труды в его жизни. Влияние учения О. Конта на институционально-организационную сторону развития социологии. "Закон трех стадий" О. Конта.

    презентация , добавлен 25.12.2010

    Распространение философии позитивизма французского мыслителя Огюста Конта в 30-40 гг. XIX в. Исторические формы позитивизма, его господство в культуре, философии, политике, педагогике, историографии, литературе. Стадии развития индивидуума и человечества.

    презентация , добавлен 27.03.2014

    Возникновение и распространение философии французского мыслителя Огюста Конта. Основные идеи позитивизма - "положительные знания" и очищение философии от метафизических иллюзий. Философия, основанная на естественном понятии мира - эмпириокритицизм.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Позитивизм – направление философии, выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Биография французского философа Огюста Конта. Ведущая идея социальной динамики. Джон Стюарт Милль.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Принципы позитивистской философии, ее оформление в самостоятельное философское направление в тридцатых годах XIX в. Характеристика этапов развития философии позитивизма. Отказ от метафизических наслоений в сфере науки. Зарождение логического позитивизма.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    Сущность и содержание позитивизма как философского направления, история и предпосылки его развития, выдающиеся представители и направления их исследований. Три главных закона позитивизма, их значение. Последователи данного течения и существующие школы.

    презентация , добавлен 23.12.2014

    Мировоззрение, его место и роль в жизни. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы. Главные темы и направления русской философии. Теория отражения в философии. Происхождение, признаки и функции государства. Структура общественного сознания.

    шпаргалка , добавлен 13.08.2012

    Рассмотрение одного из направлений буржуазной философии – позитивизма. Главный тезис позитивизма. Огюст Конт - основатель позитивистской философии. Основные направления и взгляды философов Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха, Морица Шлика и Рудольфа Карнапа.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2014

    Мировоззрение как категория философского учения. Сущность понятия "философия". Философия как система научных знаний, направленных на объективное постижение реального мира. Метод научного познания Н.Н. Страхова. Нравственный аспект философии Н.Н. Страхова.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания: понятие, структура; анализ исторических форм. Предмет философии: эволюционные изменения, социальные функции, роль в культуре общества. Философия и наука, специфика философского знания.

Позитивизм в философии – это направление, выдвигающее позитивное научное знание на первое место в сравнении с духовной деятельностью и умозрительными построениями. Он признает опыт, методы познания, основанные на наблюдении, теоретическим же учениям отказывает в достоверности. Мировоззренческим вопросам, проблеме соотношения реальности и отказывается в праве на существование. Говоря кратко – для направления характерно отрицание «метафизических» вопросов – т.е. тех, решение которых невозможно проверить опытным путем и непосредственными наблюдениями.

Особенности направления и этапы его развития

Первая система XIX в. отказывает системе мировоззренческих представлений в достаточной обоснованности и «научности» на основании чрезмерного, на взгляд позитивистов, количества умозрительных понятий. Первые теоретики позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) заложили основные его идеи:

Отрицание традиционных вопросов мировоззренческого характера, решить которые считается невозможным из-за ограниченности человеческого разума;

Стремление поставить в зависимость от возможности опытной проверки право на существование теоретического знания;

Сведение научных знаний к совокупности данных, полученных наблюдением; исключение сведений, которые нельзя наблюдать, из числа научных фактов;

Поиск универсального способа получения достоверных научных фактов, разработка универсального языка науки;

Сведение задач науки к описанию явлений, но не их объяснению.

История развития направления включает три этапа: позитивизм XIX в., неопозитивизм (первая половина ХХ в.), постпозитивизм (вторая половина ХХ в.).

Позитивизм XIX в.

Родоначальником направления считается О. Конт, впервые изложивший его положения в труде «Курс позитивной философии». В его понимании философия – средство раскрытия связей между естественными науками и законами природы, их обобщение. Все явления, согласно этой концепции, подчиняются естественным законам, которые неизменны. И именно их открытие, систематизация и сведение их числа к минимуму определяется, как основная цель философских построений. При этом они сводятся к описанию существующих явлений без их объяснения.

Этот взгляд слабо согласуется с традиционным пониманием сути и целей философии. Но концепция Конта интересна описанием истории зволюции общества, в соответствии с тремя стадиями интеллектуального совершенствования – теологической, метафизической и позитивной.

Идеи Конта продолжает Г. Спенсер, отводя при этом в своих построениях значительную роль эволюционным воззрениям. По его собственным словам – если Конт предлагал рассматривать формирование знаний о природе, то он сам – развитие явлений самой природы. Рассуждения Спенсера об эволюции материи весьма механистичны – он предлагает принцип перехода «от однородного к разнородному». Оригинальна попытка Г. Спенсера примирить религию и науку с позиций агностицизма – по его рассуждениям, постичь силы, лежащие в основе мира, невозможно, и на признании этой невозможности базируется и то, и другое.

Важный вклад в эволюцию этого этапа внес Дж. Ст. Милль, автор «Системы логики». Он предложил вместо обобщения наук применить методологию формальной логики. В развитие логики его вклад значителен, но отождествление с логикой окончательно лишает философию специфики мировоззренческой науки, складывавшейся на протяжении ее истории.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в начале ХХ в., когда первый позитивизм уступил место новой исторической форме – эмпириокритицизму (наиболее известные теоретики – Э. Мах и Р. Авенариус). Для эмпириокритицизма, или махизма характерно стремление окончательно «очистить» естественнонаучное знание от умозрительных построений. Лишь то, что можно наблюдать и подтвердить опытным путем признается «единственно существующим». Наблюдаемое именуется «бесспорным первичным» материалом знания, а соответствующие факты и явления – «элементами мира», независимыми от материи и сознания.

Неопозитивизм

Работы Макса Планка, формулирование А. Эйнштейном принципов теории относительности во второй половине XIX в. положили начало нового этапа в развитии направления – неопозитивизма. Возникший в 20-х гг. ХХ в., он сосредотачивается на анализе научного языка и логико-методологических исследованиях. Основной вариант развития этапа – логический позитивизм.

Истоки лежат в идеях Венского кружка с М. Шликом во главе. Влияние на формирование направления оказало, помимо научных открытий, и развитие математики, прежде всего – математической логики. Из этой волны позитивизма развилась аналитическая философия.

Здесь была предпринята попытка объединить , формальную логику и естественные науки. Характерное произведение этого периода – «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Карнапа. Важной задачей становится отделить предложения, имеющие смысл, от бессмысленных с синтаксической или логической точки зрения. Причиной появления «бессмысленных» предложений считают неопределенность и неправильное понимание языка. Иными словами, при сохранении интереса к опыту, как первооснове знаний, добавляется интерес к языку, теории значений и правилам построения фраз.

При этом большинство проблем, затрагиваемых философией на протяжении ее развития, признаются бессмысленными. Практически все философское наследие предлагается считать набором логически бессмысленных предложений, а от нее самой остается логический анализ слов и предложений.

Постпозитивизм

Основные идеи поспозитивизма выдвинул К. Поппер. Он предложил концепцию критического рационализма. Решение – изучать ли ту или иную проблему – следует принимать при помощи логики. Именно она помогает решить, является ли вопрос истинным или нет.

Куайн указывает на слабые места логического позитивизма, предлагая подвергать проверке на соответствие с реальностью теорий, а не отдельных высказываний. Причина – существует группа высказываний, являющихся логически истинными и имеющих синтаксический смысл, таковыми являются благодаря наличию тавтологии или синонимов в формулировках. Классические примеры – «всякий неженатый человек неженат», или «всякий холостой человек неженат».

Многие положения позитивизма в этот период оказались отброшены, но определение направления, как опирающегося на уважение к рациональному опыту, строгое ясное мышление, сохранилось. Характерные черты постпозитвизма:

Отказ от жесткого разграничения теории и науки;

Снижение внимания к формальной логике;

Усиление внимания к истории науки, динамике ее течения;

Анализ влияния социальных и культурных факторов на процесс познания;

Замена принципа верификации фальсификацией: теория признается истинной, если ее следствием являются факты, которые можно проверить теорией. Теория же, которая перестает удовлетворять этому условию, признается фальсифицированной – т.е. становится ложной. Иными словами, задача состоит не в поиске абсолютно истинной теории, а в решении вопроса роста знаний;

Признание роли философии.

Теоретики постпозитивизма зачастую противоречат друг другу в своих концепциях. Тем не менее, сохраняется преемственность с предыдущими этапами. Основное внимание по-прежнему уделяется рациональным методам познания.

С уважением, Андрей Пучков