Орфография. Основные принципы русской орфографии

 Орфография. Основные принципы русской орфографии
Орфография. Основные принципы русской орфографии

Основные принципы орфографии, с учетом которых формули­руются правила написания слов, - морфолого-фонематический, фонетический, традиционный и принцип дифференцирован­ного письма. Написание слов, в которых нет орфограмм, на­пример, дом, пол, трюм не соотносятся ни с одним принципом написания.

Морфолого-фонематический принцип заключается в еди­нообразном написании одинаковых морфем независимо от их произносительных вариантов.

Морфологический принцип по­зволяет сохранять на письме единство одних и тех же морфем. Это достигается благодаря тому, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков. Едино­образное написание устанавливается по образцу написания морфемы в сильной позиции. Так, например, звук [э] в корневой морфеме -лес- может иметь произносительные варианты [и э ] в слове леса и [ь] в слове лесовод. Однако для написания выби­рается вариант в сильной позиции [э]. С опорой на морфолого­фонематический принцип пишутся не только корни, но и многие суффиксы, приставки и окончания, написание которых также проверяется сильной позицией этого гласного или согласно­го звука в той же морфеме. Например, приставка от- всегда пишется с гласной о и согласной т, независимо от произноси­тельных вариантов: отделка [аддэлкъ], отчистить [ач’йс’т’ит’], потому что выбор написания приставки происходит по сильной позиции звуков в этой приставке: отпуск, отужинать. Анало­гично пишутся приставки над-, под- и некоторые другие. Оди­наково пишутся суффиксы существительных -ость, -изн, -ав, -арь и др. (в слове рук-ав-ица, как в слове pyκ-aβ∖ в слове ток-арь, как в слове врат-аръ). Безударные падежные окон­чания могут быть проверены сильной позицией окончаний дру­гих слов, но одного и того же типа склонения: книгой - рукой, дубом - столом (книга, рука - 1-е скл.; дуб, стол - 2-е скл.). На морфолого-фонематическом принципе основаны следующие правила правописания:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударе­нием: ветерок - ветер.

2. Правописание непроизносимых согласных: звездный - звезда.

3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова: дуб - дубы.

4. Правописание приставок: о-, об-, от-, на-, над-, по-, под- : отдать - отпуск.

5. Правописание суффиксов: -ов-, -а-, -я- и др.: задержан­ный - задержать.

6. Правописание падежных окончаний: озера - ведра.

7. Правописание мягкого знака после согласных внутри слова: возьми - возьму, вскользь - скольжу.

В русском языке существует мягкость ассимилятивная, ко­торая на письме не обозначается (гость), и мягкость независимая
(восьмой), обозначаемая ь. Чтобы отличить независимый мягкий звук от ассимитивно смягченного, нужно изменить слово, чтобы проверяемый звук стоял перед твердым звуком. Если независи­мая мягкость звука сохраняется, то она обозначается на письме буквой ь.

Первоначально русское письмо было в основном фонети­ческим. Гласные звуки полного образования о, а и др. при про­изношении не изменялись, аканье появилось лишь в XII - XIII вв. Согласные звуки не оглушались и не озвончались, поскольку их произношение поддерживалось особыми гласными неполного образования ь и ъ. Так, например, в древнерусском языке невоз­можно было оглушение звонких звуков в словах лавка, кружка, поскольку после звуков [в] и [ж] следовали гласные звуки не­полного образования: лавъка, кружька. Падение редуцирован­ных, развитие аканья, процессы ассимиляции и диссимиляции изменили произношение слов, но написание морфем в словах со­хранилось в соответствии с морфологическим принципом. Исто­рическое закрепление морфологического принципа произошло потому, что позволяло видеть родственные слова. Родство слов лесник - лес - лесовичок, сказка - сказочник и т.п. становится в нашем сознании важнее произносительных различий. Таким образом, морфологический принцип появляется как следствие осознания родственности определенных корней, приставок, суф­фиксов и окончаний. Мы пишем слова в зависимости от пони­мания их состава. Морфема остается в сознании неизменяемой значимой единицей. Отсюда стремление не изменять ее написа­ние. При выборе графического изображения фонемы в морфеме сталкиваются две тенденции - сохранить написание морфемы или обозначить звук в соответствии с произношением. При по­беде первой тенденции складывается морфологическое письмо, при победе второй - фонетическое.

Отступления от морфологического принципа написания зна­чимых частей слова наблюдается, когда одна и та же морфема в разных позициях пишется по-разному. Такие отступления на­блюдаются: 1) в правописании приставок на -з, -с {вздремнуть, но всплакнуть; безвкусный, но бесполезный}", 2) в правописании приставок роз-/-с - раз-/с {розвальни, но разваливать; роспись, но расписать}", 3) в правописании окончаний прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных в им.п. ед.ч. {шестой, но пятый; такой, но этакий и т.д.); 4) в окончаниях после шипящих {петушок, но орешек; свечой, но тучей; свежо, но неуклюже}; 5) в отсутствии удвоенных согласных в некоторых производных словах {кристалл, но кристальный; колонна, но колонка); 6) в некоторых корнях, где чередуется а/о или и/е
{заря, но зоревать; соберу, но собирать и др.), 7) в корнях, с че­редующимися согласными {нога, ножной; свет, освещение и др.); 8) в корнях, где после русских приставок начальное и переходит в ы {подыграть, пр ед июньский}.

Фонетический принцип заключается в отражении на пись­ме чередования фонем в слабых и сильных позициях. При таком письме буква соответствует произношению (пишется, как слы­шится). Таким образом, одна и та же морфема имеет варианты написания в зависимости от произношения. Орфограмм, отве­чающих фонетическому принципу, в русском правописании не­много. По фонетическому принципу пишутся: 1) приставки на 3-∕c-∙. без-/бес-, воз-/вое-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/чрес~: избранный - исполненный, низвергнуть

Ниспадать, чрезвычайный - чересполосица", 2) правописание приставок роз-/рос- - раз-/рас-", раздать - роздал, расписание

Расписки - роспись", 3) написание ы вместо и в корнях после русских приставок: безыдейный, изысканный, безыскусный,

4) правописание ы после ц в суффиксе -ын: синицын, сестри­цын (но: папин, мамин, Светин}, в словах: цыц, цыган, цыпочки",

5) написание буквы о под ударением после шипящих в суффик­сах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий: речонка, галчонок, ремешок, плащом, свежо, горячо, алычо­вый, холщовый (но: камешек, ситцем, плюшевый; 6) написание отдельных букв в некоторых корнях: лестница (лезть, лезу), ноздря (нос, носовой), свадьба (сват, сватать), в этих словах ассимиляция по глухости закрепилась на письме.

Традиционно-исторический принцип орфографии - это на­писание слов в соответствии со сложившимися традициями. Фо­немы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одним из возможных вариантов.

К традиционному принципу относятся: 1) написания чередующихся корней: излагать - изложить, пловцы

Плавать и др., 2) написание мягкого знака после шипящих: дочь, навзничь, лишь, читаешь, намажьте и др.; 3) правописа­ние гласной в суффиксах -инск-/-енск-: сочинский, бакинский, но: пензенский, фрунзенский; 4) написание парных по звонкости /глу­хости звуков, не проверяемых сильной позицией: вокзал, футбол, сдоба, асбест; 5) написание словарных слов: перила, винегрет, аккомпанемент и т.п.; 6) написание окончания -ого вместо про­износимого -ова в прилагательных, причастиях, порядковых чис­лительных и некоторых местоимениях: большого, прочитанного, второго, которого. Если написание словарных слов необходимо просто запомнить или уточнять в словаре, то написание чере­дующихся корней и правописание мягкого знака после шипящих регулируется системой правил. Мягкий знак после шипящих
пишется у существительных женского рода 3-го склонения (ночь, дочь), у глаголов в инфинитиве, во 2-м лице ед. ч. и в повелитель­ном наклонении ми. ч. (жечь, печь, читаешь, льешь, отрежьте, намажьте), а также у наречий, кроме уж, замуж, невтерпеж, навзничь, наотмашь, и частиц (лишь, бишь). Существительные мужского рода, существительные в родительном падеже мн. ч. и краткие прилагательные пишутся без мягкого знака (кирпич, много туч, хорош, жгуч). Чередующихся корней в русском языке немного, но правила их написания неоднородны по своему харак­теру, что создает трудности в правописании таких корней.

Правописание чередующихся корней

Чередующиеся Правила написания Исключения
Чередование в корне зависит от места ударения в корнях
зар-/зор- заря - зори зоревой, зоревать
rap-∕rop-

твар-/твор-

клан-/клон-

В безударной позиции О: горелый - гарь, на­творить - тварь, на­клонить - кланяться пригарь, из­гарь, выгарки утварь
Чередование в корне зависит от последних согласных корня
лаг-/лож- А перед Г, О перед?К:

излагать - изложить

полог
скак-/скоч- А перед К, О перед Ч: скакать - проскочу скачок, скачу
раст"/ращ-/ А перед СТ, Щ; О в остальных случаях: зарастать, выра­щивать, поросло подросток, Ро­стислав, ростов­щик, росток, Ростов, отрасль
Чередование в корне зависит от значения корней
плав-/плов- О в корнях слов, обозна­чающих людей: пловец, пловцы, пловчиха.

А в остальных случаях: поплавок, плавательный

плывуны

Продолжение таблицы

равн-/ровн- Равн- в значении «рав­ный, одинаковый»: срав­нивать, равноправие. Ровн - в значении «ровный, гладкий»: подровнять дорожки, выровнять грядки уровень

равнина, равнять­ся, равнение

мак-/мок- Мак- в значении «опу­скать в жидкость»: макать в воду.

Мок- в значении «впиты­вать влагу, мокнуть»: не­промокаемый, промокашка

Чередования в корне зависят от суффикса -а-
κac-∕κoc- А в корне, если есть суффикс -а-: касать­ся - коснуться
бир-/бер- блист-/блест- дир-/дер- жиг-/жег- мир-/мер- пир-/пер- стил-/стел- тир-/тер- чнт-/чет- И в корне пишется, если есть суффикс -а-: убирать - уберу, бли­

стать - блестеть, удирать - удеру, зажи­гать - зажег, умирать - умер, запирать - запер, расстилать - расстелю, протирать - протер,

сочетать, сочета­ние, рассчитывать

В русском языке имеются также и другие разновидности традиционного принципа написания. Так, чередование а/о в корне может быть связано с образованием видовых пар у гла­голов с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях глаголов несовершен­ного вида пишется а, в корнях глаголов совершенного вида - о: выбрасывать - выбросить, затапливать - затопить, забра­сывать - забросить, затрагивать - затронуть, опаздывать

Опоздать, присматривать - присмотреть и т.п.

Дифференцированные написания в отличие от других прин­ципов не регулируют написание, а объясняют написание разных букв в сходных по звучанию словах: валы - волы, кампания

Компания, комплимент - комплемент, джин - джинн. С по­мощью дифференцированных написаний различают лексическое и грамматическое значение слов. Не следует рассматривать как
дифференцированное письмо те случаи, где различающая омо­фоны буква легко проверяется сильной позицией, например: разредить - редкий и разрядить - заряд; вперемежку - пере­межаясь, межа и вперемешку - перемешивая, мешать.

Средства, дифференцирующие лексическое и грамматиче­ское значение. 1) буквы: ожог (сущ.) - ожёг (глагол), туш (ко­роткое приветственное музыкальное произведение, м. р.) - тушь (краска, ж.р.); 2) большая или малая буквы: Орел (город) - орел (птица), Роман (имя), роман (литературный жанр); 3) слитное, полуслитное и раздельное написание: насчет тебя (предлог), на счет в банке (предлог и существительное), несмотря на возраст (предлог), не смотря в книгу (частица и деепричастие); 4) ударе­ние: города (ми. ч., им. п.), города (ед. ч., р. п.) когда (в безударной позиции - союз, в ударной - наречие. (Ср.: Я не знаю, когда это будет нужно. Я приеду, когда появится свободное время), что (в безударной позиции - союз, в ударной - местоимение); 5) кавыч­ки: язык (средство общения), с язык» (взятый в плен враг), Мак­сим Горький (русский писатель), теплоход «Максим Горький».

Слитные, полуслитные и раздельные написания опреде­ляются особыми принципами: лексико-морфологическим (на­писание зависит от частеречной принадлежности: несмотря на молодость и не смотря в окно); лексико-синтаксическим (различное написание словосочетаний и слов: быстротекущие дни и быстро текущие с гор ручьи); и словообразовательно­грамматическим (написание зависит от формального словоо­бразовательного показателя: сложные слова с первой частью на -ико пишутся черед дефис, слова с соединительной гласной пишутся слитно: химико-технологический, сухофрукты.

Морфологический принцип .

Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно.Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений.

Морфологический принцип требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах - в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний: [синиэвъ]- синего, [кан`эшнъ] - конечно и мн. др. Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определённых звеньях речи. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется при морфологическом написании на основе строго определенных соотношений с произношением. Морфологическое написание является следствием понимания ищущим структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает при чтении «схватывание» смысла. Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:

а) понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т.п.;

б) анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;

в) фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее - решение орфографической задачи по алгоритму.

Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.

Издавна морфологический принцип в правописании считается основным, ведущим, ибо он обеспечивает ведущую роль семантики в преподавании языка. Но в последние десятилетия на роль ведущего принципа претендует новый, фонематический принцип.

Фонематический принцип.

В современной фонологии принято считать, что если два или несколько звуков чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством. Это фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. Так, фонема [о] может быть представлена следующими звуками, регулярно воспроизводимыми в речи носителей русского языка: сильная позиция - под ударением [дом]; слабая позиция - безударный [дама]; слабая позиция - редуцированный [мълако], [облъкъ].

Фонематический принцип орфографии гласит: одна и та же буква обозначает фонему (не звук!) в сильной и слабой позициях. Русская графика - фонемная: буква обозначает в ее сильном варианте и в слабой позиции тоже в той же морфеме, разумеется. Фонема - смыслоразличитель. Буква, фиксируя фонему, обеспечивает единое понимание значения морфемы (например, корня) независимо от вариантов ее звучания.

Фонематический принцип объясняет в основном те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию морфемы.

Фонематический принцип позволяет объединить многие разрозненные правила: проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; способствует пониманию системности в правописании; приобщает учителя и учащихся к новому лингвистическому учению - фонологии.

Морфологический и фонематический принцип не противоречат один другому, но углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабой позиции через сильную - от фонематического; опора на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического (морфематического) принципа.

Некоторые современные программы и учебники русского языка (например, школа В.В.Репкина) предусматривают элементарные сведения по фонологии, и в тех школах, где используют учебник В.В.Репкина, взаимодействие двух рассмотренных принципов и практических методик уже реализуется.

Существует также фонетический принцип, то есть такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словах обозначаются на основе прямой связи « звук - буква», без учета каких - либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь». Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией. В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо и при фонетическом принципе правописания, могут и должны обозначатся только фонемы.

Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина «фонема» можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку последний термин в современной лингвистической литературе используется в другом смысле, удобнее оставить для него прежнее наименование.

Фонетический принцип как определенное орфографическое начало провозглашается тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (если они имеют место). Фонетический принцип-это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи “ фонема - адекватная ей буква.

Кроме того, в русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, как повелось, т.е. по традиции.

Традиционный принцип - это такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы. Фонологически же возможны буквы, адекватные фонемам, возглавляющим фонемные ряды морфологической системы языка, в которые могла бы входить та или иная подлежащая обозначению фонема слабой позиции. Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонемно-традиционным.

В этом принципе окончательный выбор буквы опирается на традицию (на основе этимологии, транслитерации, транскрипции или просто условности). Но набор букв для выбора тоже ограничен и совершенно конкретен. Здесь представлены только фонемные ряды, которые можно назвать потенциальными.

Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, т.е. зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно и т.п.

Итак, знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации и естественно, что коммуникативно целесообразен каждый ее принцип.

Дифференцирующий принцип применяется там, где два слова или две формы, имеющие одинаковое фонемное строение, условно разграничиваются с помощью орфографии (ожог - ожѐг, туш - тушь). Слитные, раздельные и дефисные написания, использующие три графических знака (слитное написание, пробел и дефис) включают разные грамматические разряды слов: сложные существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также написание частицы не с различными частями речи. Принципы, на которых строятся орфографические правила данного раздела, называются: - лексико-синтаксический - для разграничения слова и словосочетания (долгоиграющая пластинка - долго играющий во дворе ребенок; наконец, я сделал всю работу - мы планируем поездку на конец лета);

Словообразовательно-грамматический - для написания сложных прилагательных и существительных: автомобильно-дорожный и автодорожный, газово-нефтяной и газонефтяной; лесопарк и дизель-мотор.

Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: «С середины неба глядит месяц.» В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: справа, впервые, неплохой. При этом бывают переходные случаи, например: на ходу, на память. Прописная буква употребляется для выделения начала предложения и для выделения имен собственных, например: «Жил в это время в Псковской губернии наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.»

Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учетом состава слов: за-пах, при-плытъ.

Орфография, отражающая сложный и живой языковый процесс, постоянно совершенствуется на базе орфографической практики и теоретических лингвистических исследований.

§4. Употребление букв э и е. Орфография.

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например: экспорт (ср.: егерь), эллипс (ср.: ересь), эхо (ср.: Ева), этот (ср.: ест).

После и, а также после согласных пишется буква е, напри­мер: гигиена, диета, кашне, стенд.

Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э, например: поэ­зия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например: проект, реестр.
1 Перепишите. Правильно прочитайте эти слова.

Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний..пос, великая..поха, широко…кранный фильм, забавный..пизод, ди…тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, пос­ледняя мод..ль, длинный тунн..ль, вражеская..скадра, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид…нт, медленная..волюция, опытный тр..н..р, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..пс..ль, тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
2 Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологичес­кие написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, от­ступающие от морфологического принципа.

Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторож­ка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка,загар, загорел, касательная, при­косновение, просьба.

Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, ка­бина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарас­тать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
3 Перепишите. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота; ум­чаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, за­болеть (во) время каникул; войти (в) плотную массу облаков, по­дойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать детали (в) ручную.
4 Перепишите. Объясните, на чём основано употребление прописных букв.

Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, с)еверного моря; пересечь

(К,к)авказские горы, пышная (К,к)авказская рас­тительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спут­ник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны; бороться за мир на

(3, з)емле; спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д,д)скворцовой площади; продавать (К,к)ожевенные товары, жить в (К,к)ожевенном переулке.

Подвиги (И, м)льи (М, ж)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы

(К,к)озьмы (П,п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М,м)аниловых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
§ 5. Употребление прописных букв

С прописной буквы пишутся:

а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдони­мы, например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Донской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф (псевдоним), а также клички животных: лошадь Холстомер, кошка Мурка;

б) географические и административные названия, например: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы, Украина, Соединённые Штаты Америки, город Киев, улица Матросова;

в) названия периодических изданий, литературных произведе­ний, заводов и др. (причём эти названия заключаются в кавычки), например: газета «Приазовский рабочий», журнал «Фокус», поэма «Кавказ­ский пленник», завод «Азовсталь», издательство «Просвещение».

Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах.

С прописной буквы пишутся:

а) все слова, кроме служебных, в названиях высших государ­ственных законодательных и правительственных учреждений, например: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Суд Украины, Конституционный Суд Украины, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Конституция (Основной Закон) Украины;

б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных названиях орденов, например: орден Кутузова, орден Славы III степени (но: орден Отечественной войны I степени)",

Примечание. Если название знака отличия заключено в ка­вычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За военную службу Украине», орден «За заслуги»;

в) все слова в названиях высших должностей и почётных зва­ний в Украине, например: Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Вооружён­ными Силами Украины, Герой Украины;

Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии и т. д.

г) два первых слова в названиях двух исторических событий: Великая Отечественная война.

С прописной буквы пишется первое слово:

а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: День знаний, Международный жен­ский день, Париж­ская коммуна, Гражданская война, Вторая мировая война;

б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), учебных заведений, промышленных и других предприятий и орга­низаций, например: Министерство финансов Украины,Киево-Могилянская академия, Третьяковская галерея, Дом журналиста.
§ 6. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных

На конце слова буква ь пишется после любого мягкого со­гласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).

В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пиль­щик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым соглас­ным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае, ес­ли при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).

Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.
5 Перепишите. Объясните, почему на месте точек вы поста­вили или не поставили ь.

Приближалась довол..но скучная пора; стоял ноябр.. уж у двора. Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел.. . Он век свой нян.чится с малыми ребятами. У меня к вам прос..ба: повторите ваш рассказ вот это­му молодому человеку, которого вы можете называть просто Саня. Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос.. . Измороз.. - похожий на иней снегообраз­ный осадок. Смеются гос..ти, и брен.чат стаканы. В награду любого воз..мёшь ты коня. На столе лежала карта Волги, вся исчер..ченная синими и красными знач..ками. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. Не откажите мне в моей прос..бе. Она села за пис…менный столик. На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. Гон..щики приняли старт ран..ним утром. Я раболепства не терплю, не л..сти, не унижайся!
§ 7. Употребление ь для обозначения грамматических форм

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грам­матической формы слов.

Употребление ь после шипящих

После шипящих ь употребляется:

а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужского рода: мяч, шалаш, сторож)",

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте,

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и бу­дущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: не­вмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в ка­честве разделительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах

Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множест­венного числа некоторых существительных и числительных (на­пример: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);

б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, при­готовьтесь.

6 Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь.

Ночи - ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борют­ся, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занима­ются.
7 В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоя­щие в форме повелительного наклонения, замените глаголами совершен­ного вида в форме того же наклонения.

Приготовляйтесь к походу - приготовьтесь к походу; назна­чайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте во­время, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забы­вайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
§ 8. Правописание безударных гласных корня слова

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для провер­ки написания безударных гласных надо изменить слово или по­добрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводйть - сводит, примирение - мир, измерение - измерить, объединение - едйный.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, прове­рять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.

Правописание многих слов с безударными гласными нель­зя проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др. Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родствен­ных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.

В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, за­мена одного гласного другим: соберу - собираю, загорать - загар и т. п.

О правописании корней с чередующимися гласными будет сказано ниже.
8 С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверять написание выделенных гласных.

Развиваться - развеваться, поласкать - полоскать, просве­щение - посвящение, долина - далёкий, умалять - умолять, увядать - увидать, примирение - измерение, наколоть - нака­лить.
9 Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

Изм…рять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в д..лину, нахо­диться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр…пить успехи, заскр..петь зубами от боли, запл…тить долг, спл..титься во имя общего дела. Быть ст…рожилом (т. е. издавна жить в какой-либо мест­ности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл…тить деньги по счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.
10 К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида под­берите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепи­шите.

Задавать (что делать?) вопрос - задать (что сделать?) вопрос. Осозн..вать вину - ... . Од..вать младшего бра­та - ... . Над..вать костюм - ... . Громко зап..вать частушки - ... . Зап..вать водой лекарство - ... . Согр..вать чайник - ... . Одол..вать противника - ... . Изд..вать книги - ... . Создавать изобилие продуктов - ... . Призн..вать заслуги - ... . Рано вст..вать - ... . Расставаться с друзьями - ... .
§ 9. Чередование гласных в корнях слов

Написание слов с чередующимися безудар­ными гласными в корнях слов (е - и, о -а) основано на ряде особых правил.

Чередование и - е

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер- - бир, пер - пир, мер - мир, стел - стил, дер - дир и др.) бук­ва и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать - выберут, запирать - запереть, уми­рать - умереть, расстилать - расстелить, раздирать - разде­рут, блистать - блестеть.

На этом же правиле основано правописание корней, в кото­рых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сжать - сжи­мать, примять - приминать, начать - начинать, снять - сни­мать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.

Чередование а - о

В корнях лаг - лож и кас - кос буква а пишется, ес­ли за корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исклю­чение: полог), касаться - коснуться.

В корнях плав - плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Сло­во плывуны пишется с буквой ы.

Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «про­пускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
11 Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, прик…саться, прик…снуться, предпол…жение, предпол…гаемый, соприк…саться, нал…гать, ул..жение, прил…гательное, разл…жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл…влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром…каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
12

Наши дела сл…жились блестяще. Эта книга дана в качестве прил…жения. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. Её ул..жили, и она впала в усыпление. Лошадь едва к..салась земли. Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. Выпл..вка чугу­на идёт непрерывно. Погиб и кормщик, и пл..вец. Проливной дождь вым…ил меня до последней нитки. Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не бы­ло. Пол выл..жен цветными плитками. Пред­пол…гается закончить театральный сезон к 15 июня. Я на вас могу пол..житься. Ранняя зимняя ночь укры­ла селение тёмным пол..гом.
^ ПРОДОЛЖЕНИЕ «Чередование гласных в корнях»

В корнях клан- клон: кланять­ся, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.

Исключение: утварь.

В корне гар-гор в безударном положении также обычно бывает о (под ударением - а), например: загореть - загорать, загорелый, загар.

Исключение: выгарки.

В кор­не зар - зор в безударном положении пишется а (под ударени­ем бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.

В корне скак- скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч, например: ска­кать - вскочить, поскакать - подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

Корень равн- ровн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: рав­номерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

В корне рост-рос гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но: росла.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщи­ческий и т. д.
13 Перепишите, объясните правописание.

Держать р..внение в рядах, совершать р…вномерное движение, разр..внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр..внять кусты сирени, поднять ур..вень производства, р…внять­ся шестистам метрам, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р…сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор…сло мхом, новая отр…ль промышленности, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик.
^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Перепишите, расставляя не­достающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор пяти предложений.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь пада­ли строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.

Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литерату­ры. «Вот вам т..ория искусства, - сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, - а вот и самое искус­ство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров «Воспоминания»)

Принципы русского правописания считаются очень сложными, однако на фоне сравнения с другими европейскими языками, где очень много традиционных, условных написаний, орфография русского языка в целом довольно логична, достаточно лишь понимать, на чем она основана.

В этой статье рассказывается о морфологическом принципе русской орфографии, примерами реализации которого являются большинство слов нашего языка.

Что такое морфология

Понимание того, что такое морфологический принцип русской орфографии, примеры которого приводятся уже в первом классе начальной школы, невозможно без понятия о морфологии как таковой. Что такое морфология? В каких областях знаний принято о ней говорить?

Применение понятия морфологии гораздо шире, чем лингвистическая область, то есть область изучения языка. Проще всего объяснить, что это такое, на примере биологии, откуда, собственно, и пришел этот термин. Морфология изучает строение организма, его составные части и роль каждой части в жизни организма в целом. Например, внутренняя морфология человека - это анатомия.

Таким образом, морфология в лингвистическом смысле слова изучает анатомию слова, его строение, то есть то, из каких частей оно состоит, почему эти части можно выделить и зачем они существуют. «Составными частями» человека являются сердце, печень, легкие; цветка - лепестки, пестик, тычинки; а слова - приставка, корень, суффикс и окончание. Это «органы» слова, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом и выполняющие свои функции. Тема «Морфемика и словообразование» в школе направлена именно на изучение этих составных частей слова, законов их соединения.

Предварительно отвечая на вопрос о главном принципе нашего правописания, можно сказать, что мы в качестве элементов письма записываем составные части слова (морфемы), в этом и заключается морфологический принцип русской орфографии. Примеры (для начала самые простые): в слове «мячи» мы пишем Я, так как записываем, переносим корень «мяч» без изменений, так, как слышим его в слове «мяч».

Существуют ли другие принципы орфографии?

Чтобы разобраться, в чем сущность морфологического принципа русской орфографии, его нужно рассмотреть на фоне других принципов.

Уточним, что такое орфография, или правописание. Это те правила, которым подчиняется письменность определенного языка. Далеко не всегда основной принцип, который лежит в основе этих правил, - морфологический. Кроме него, прежде всего нужно говорить о фонетическом и традиционном принципах.

Запись звуков

Например, можно записывать слово так, как оно слышится, то есть записывать звуки. Слово "дуб" при этом мы бы записали так: "дуп". Этот принцип записи слов (когда не важно ничего, кроме звучания слова и передачи этого звучания) называется фонетическим. Ему следуют дети, только что научившиеся писать: они записывают то, что слышат и произносят. При этом единообразие любой приставки, корня, суффикса или окончания может нарушиться.

Фонетический принцип в русском языке

Примеров фонетического написания не так много. Он затрагивает, прежде всего, правила написания приставки (без- (бес-)). В тех случаях, когда мы слышим на ее конце звук С (перед глухими согласными), мы записываем именно этот звук (беспечальный, бескомпромиссный, бессовестный ), а в тех случаях, когда слышим З (перед звонкими согласными и сонорными), записываем его (безропотный, беззаботный, бездельник).

Традиционный принцип

Другой важный принцип - это традиционный, его также называют историческим. Он заключается в том, что определенное написание слова можно объяснить только традицией, или привычкой. Когда-то давным-давно слово произносилось, а следовательно, и писалось определенным образом. Прошло время, язык изменился, изменилось его звучание, однако по традиции слово все еще продолжает писаться именно так. В русском языке это, например, касается написания всем известных «жи» и «ши». Когда-то в русском языке эти сочетания произносились именно «мягко», потом это произношение ушло, однако традиция написания сохранилась. Другой пример традиционного написания - это утрата связи слова с его "проверочными" словами. Об этом будет сказано ниже.

Минусы традиционного способа записи слов

В русском языке таких «улик» прошлого осталось довольно много, но если сравнивать, например, с английским языком, то он не покажется главным. В английском языке большинство написаний объясняется именно традицией, так как в нем чрезвычайно давно не проводилось никаких реформ. Именно поэтому англоязычные школьники вынуждены не столько понимать правила написания слов, сколько заучивать сами написания. Только традицией, к примеру, можно объяснить, почему в слове "high" «озвучиваются» лишь первые две буквы, а следующие две пишутся просто «по привычке», обозначая в слове ноль звуков.

Широкое распространение традиционного принципа в русском языке

Как говорилось выше, орфография русского языка следует не только морфологическому принципу, но и фонетическому и традиционному, от которого довольно сложно уйти полностью. Наиболее часто мы сталкиваемся с традиционным, или историческим принципом русской орфографии, когда записываем так называемые словарные слова. Это такие слова, объяснить написание которых можно только исторически. Например, почему мы пишем "чернила" через Е? Или "белье" через Е? Дело в том, что исторически эти слова связаны с названиями цветов - черный и белый, так как сначала чернила были только черные, а белье только белым. Затем связь этих слов с теми, от которых они были образованы, утратилась, однако мы продолжаем писать их именно так. Есть и такие слова, происхождение которых объяснить при помощи современных слов вообще невозможно, однако их написание строго регламентировано. Например: корова, собака. То же касается иностранных слов: их написание регулируется словами другого языка. Эти и подобные слова нужно просто выучивать.

Другой пример - это написание ци/цы. Только условностью можно объяснить, почему в корнях слов после Ц пишется И (за исключением некоторых фамилий, например, Анцыферов, и слов цыц, цыпочки, цыпленок, цыган), а в окончаниях - Ы. Ведь произносятся слоги в обоих случаях совершенно одинаково и никакой проверке подлежат.

Очевидной логики при написании слов с традиционной орфографией нет, и, согласитесь, их гораздо тяжелее выучить, чем «проверяемые» слова. Ведь запомнить всегда легче то, что имеет очевидное объяснение.

Почему именно морфологический принцип?

Роль морфологического принципа в орфографии трудно переоценить, ведь он регулирует законы письма, делает его предсказуемым, избавляет от заучивания бесконечного количества слов при традиционном письме и «разгадывания» написаний при фонетическом письме. Ведь в конечном счете правильная запись слов - это не простой каприз лингвистов. Это то, что обеспечивает легкое понимание текста, возможность прочитать любое слово «с листа». Детское написание «выхадныи мызбабушкай хадили найолку» делает чтение текста сложным, медленным. Если представить, что каждый раз слова будут писаться по-разному, от этого, прежде всего, пострадает читатель, его скорость чтения текста и качество его восприятия, так как все усилия будут направлены на «расшифровку» слов.

Возможно, для языка, мерее богатого формами слов (то есть менее богатого морфемами) и обладающего меньшими словообразовательными возможностями (образование слов в русском языке происходит очень легко и свободно, по самым разным моделям и с использованием самых разных способов), этот принцип и подошел бы, но не для русского. Если прибавить к этому богатый культурный дискурс, то есть сложность и тонкость мыслей, которые наш язык призван выражать, то примитивная фонетическая запись совершенно не допустима.

Суть морфологического принципа русского языка. Примеры

Итак, рассмотрев фон существования морфологического принципа и выяснив, что такое морфология, вернемся к его сути. Она очень проста. Когда мы записываем слово, в качестве элементов записи мы выбираем не звуки и не слова, а части слов, его составные элементы (приставки, корни, суффиксы, постфиксы и флексии). То есть, записывая слово, мы выстраиваем его, как из кубиков, не из а из более сложных, значимых образований - морфем. И «перенести», записать каждую часть слова нужно в неизменном виде. В слове «гимнастический» после Н мы пишем А, как в слове «гимнаст», так как записываем целую морфему - корень «гимнаст». В слове «облака» первую букву мы записываем О, как в форме «облако», так как "переносим" целую морфему - корень «облак». Ее нельзя разрушить, видоизменить, потому что морфологический принцип гласит: записывай целую морфему, независимо от того, как она слышится и произносится. В слове «облако», в свою очередь, мы записываем конечную О в окончании, как в слове «окно» (это окончание существительного среднего рода в именительном падеже единственного числа).

Проблема следования морфологическому принципу в русском письме

В русском языке проблема записи по морфологическому принципу заключается в том, что мы постоянно попадаем в ловушки нашего произношения. Все было бы просто, если бы все морфемы звучали всегда одинаково. Однако в речи все происходит совершенно иначе, именно поэтому дети, следуя фонетическому принципу, делают такое большое количество ошибок.

Дело в том, что звуки в русской речи произносятся по-разному, в зависимости от своей позиции в слове.

Поиск эталона морфем

Например, на конце слов мы никогда не произносим звонкий согласный - он всегда оглушается. Таков артикуляционный закон русского языка. Сложно представить, но так происходит далеко не во всех языках. Англичане, напротив, всегда удивляются, когда русские пытаются применить этот закон и произнести глухой согласный на конце, скажем, английского слова "dog". В «оглушенном» виде - «док» - слово ими совершенно не узнается.

Чтобы узнать, какую букву нужно написать на конце слова «пароход», мы должны произнести морфему «ход» так, чтобы не ставить ее в слабую позицию абсолютного конца слова: «ходить». Из этого примера употребления морфемы видно, что ее эталон заканчивается на Д.

Другой пример - гласные звуки. Без ударения мы их произносим «смазанно», четко они звучат только под ударением. При выборе буквы мы также следуем морфологическому принципу русской орфографии. Примеры: чтобы записать слово «ходить», мы должны «проверить» безударную гласную - «проход». В этом слове четко, эталонно звучит гласный звук, значит, именно его мы записываем и в «слабой» позиции - без ударения. Все это - написания, подчиняющиеся морфологическому принципу русской орфографии.

Так же мы восстанавливаем другие эталоны морфем, причем не только корневых, но и прочих (например, приставку "НА" мы пишем всегда так и никак иначе). И именно эталонную морфему, согласно морфологическому принципу русской орфографии, мы записываем в качестве элемента, когда пишем слово.

Таким образом, морфологический принцип русской орфографии предполагает знания о строении слова, о его образовании, частеречной принадлежности, грамматических особенностях (иначе невозможно будет восстановить эталоны суффиксов и окончаний). Для свободного и грамотного письма на русском языке необходимо иметь богатый словарный запас - тогда поиски «эталонов» морфем будут проходить быстро и автоматически. Много читающие люди пишут грамотно, так как свободная ориентация в языке позволяет с легкостью опознавать связи между словами и их формами. Именно в ходе чтения происходит развитие понимания морфологического принципа русской орфографии.

ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написан­ ного.

В нашей орфографии есть и основанные на ф о н е т и ч е ­ с к о м принципе написания значимых частей слова, отра­ жающие изменение произношения звуков, например: 1) излечить - искоренить, безмолвный - бесправный; 2) розвальни (сани) - развал; 3) имя - безымянный; 4) лезть - лестница, блестеть - блеснуть. Таких на­ писаний немного, большая часть их относится к обозначе­ нию приставок на з.

Безошибочное применение на практике многих орфогра­ фических правил непосредственно связано с умением пи­ шущего быстро ориентироваться в составе слова.

II. Раздельное написание слов основывается на принци­ пе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, р а з д е л ь н о, например: Виктор не знал, что

у товарища больны отец и мать.

В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Пра­ вописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишут­ ся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).

Используются в русской орфографии и написания с д е ­ ф и с о м (чёрточкой) - прежде всего в наречиях и слож­ ных словах, например: читать по-французски, не наде­ яться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.

III. Употребление прописных букв связано с выделени­ ем имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.

IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: п едагог, че ствовать, бес-край-ний, боль ше.

При сомнении в правильности написания слов надо об­ ращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Инсти­ тута русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).

Специально для учащихся в течение многих лет из­ даётся «Орфографический словарь» Д. Н. У ш а к о в а и С. Е. К р ю ч к о в а. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо­

графический словарь русского языка» М. Т. Б а р а н о в а отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.

В «Школьном грамматико-орфографическом словаре

русского языка» Б. Т. П а н о в а и А. В. Т е к у ч ё в а (вто­ рое издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только на­ писание слов, но во многих случаях их деление на морфе­ мы, лексическое значение, особенности произношения.

102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче­ ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок

и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по­ следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.

I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, раскле­ ить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, заго­ рел, касательная, прикосновение, просьба.

II. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шеф­ ство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, ас­ фальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, га­ лерея, коллектив.

103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигать­ ся (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать ко­ фе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.

104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление прописных букв.

I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, север ­ ного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, к а в ­ казская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (JI, л)уну, любоваться светом (JI, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мра­ морной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные това­ ры, жить в (К, к)ожевенном переулке.

II. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь­ ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)аниловых, великосветские (JI, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.

105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.

Ид..ал, воплощение, либеральный, об..ятельный, отражение, перспектива, подл..нный, обличать, прокл..мации, проп..гандист, св..детель, традиция, цита­ дель.

§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

Употребление прописных букв связано с синтаксически­ ми и семантическими условиями, с выделением собствен­ ных имён, а также со стилистическими основаниями.

I. С п р о п и с н о й б у к в ы пишется первое слово каж­ дого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.

Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каж­ дой строки поэтической речи, например:

ки животных, например: Лев Николаевич Толстой, Ант о­ ша Чехонте.

Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фа­ милии людей, употребляемые в нарицательном значении, но со­ хранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача)

разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);

2) географические и административные названия, на­ пример: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, пло­ щадь Победы;

3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;

4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-,

Ев-, -ин-, например: И ваново детство, Н аст ина кукла, Д а л ее словарь.

Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, упо­ требляется строчная буква, например: эзоп ов язык (ино­ сказательное выражение мыслей).

Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной бу­ квы, например: лермонт овская проза, левит ановские пейза­ жи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь то­ гда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Л ом оносовские чтения,

Н обелевская премия;

5) все слова, кроме служебных, в названиях высших за­ конодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конститу­ ция Российской Федерации, Вооруженные Силы Россий­

ской Федерации;

6) все слова, кроме слов орден и степень в полных на­ званиях орденов, например: орден Славы III степени.

Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков от­ личия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в на­ звание имена собственные, например: медаль «В память 850-ле­ тия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);

7) все слова в названиях должностных лиц и почётных званий, например: Президент Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Российской Федера­

ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Си­ лами Российской Федерации, Герой России;

8) первое слово в названиях праздников и знаменатель­ ных дат, крупных исторических событий, например: Н о­ вый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;

9) первое слово в названиях учебных заведений, учреж­

дений культуры, предприятий и организаций, например:

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на М а­ лой Бронной, Первый московский часовой завод.

III. П р о п и с н ы м и б у к в а м и пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, кото­ рые входят в названия государств, государственных объ­ единений, органов государственной власти, партий, движе­ ний, институтов, предприятий и других организаций, на­ пример: СНГ, СШ А, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.

106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.

Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург - город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные буквы. Объясните их употребление.

1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общест­ ва все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)

ковского (X, художественного театра. (Станисл.)

108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук­ вы прописными; употребите, если надо, кавычки.

(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев сло­ варь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь

(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)урган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)рителя, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссийского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.

§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слова буква ь пишется после любого мягко­ го согласного, кроме шипящих, например: конь fcp.: кон), изморозь ("ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).

2. В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик-,

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;

в) между двумя мягкими согласными только в том слу­ чае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:

в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллю­

109. ь.

1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл по­

рывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Арс.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (JI.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красны­ ми знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж­

ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не отка­ жите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за п и сь м ен ­ ный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)

110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж­ дой группы составьте по два предложения.

I. 1) Веточка - вет вь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) П ест - пестик, бант, зонт, мост, винт.

3) Болеть - болезнь, жить, казнить, льстить, грустить. II. Черви - червь, гвозди, грузди, области, верфи, по­

вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.

111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.

1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собра­ нии говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.

4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра­ бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бетон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ники, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)гцины пели пес(?)ню.

§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.

ного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. ро­ да: мяч, шалаш, сторож );

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от­ режь, съеш ь, назначьте, отрежьте, съеш ьт е ;

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе­ речься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще­ го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во­ зишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), напри­ мер: невмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в каче­ стве разделительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных

и глагольных формах

Буква ь употребляется:

а) в творительном падеже множественного числа неко­ торых существительных и числительных (например, дет ь­ ми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах чис­ лительного восемь: восьми (род., дат., пр. п.), восемью и восьмью (тв. п.);

б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь­ те, приготовьтесь.

112. Измените данные слова по образцам. Спишите.

1. Ночи - ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, ме­ лочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

2. Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волну­ ются, занимаются.

113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола­ ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.

Назначайте сбор - назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.

114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написа­ ние ь.

Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во враже­ ской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интел­ лигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.

§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложе­ ниях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:

1) Глубок\аЩрек\а\ - глубок\ую\ рек[у] - глубок^Щ рекЩ

2) Пил\ит\ бревн[о] - пил\ят) брёвн[а].

3) Расскаж\~у] товарищ[у] - расскаж\ешь\ товарищ[у] - расскаж\ут\ товарищ\ам\.

В о с н о в е отражено л е к с и ч е с к о е з н а ч е н и е дан­ ного слова. О к о н ч а н и е, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их г р а м м а т и ч е с к и е з н а ­ ч е н и я (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на пись­ м е - буквами). Такие окончания называются н у л е в ы ­ ми, например: Пруд}, | глубок [ |. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд\ы\, глубокий].

Ср. также: Идём к прудку]. Река глубокий]. Озеро глубок[Щ.

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из од­ ной основы и окончания не имеют, например:

1) Удобно,разместились (удобно - наречие). Ср.: поме­ щение,удобн[о1(удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюк­ зак в низ,[ | шкафа (в низ - существительное с предло­ гом, стоит в форме единственного числа винительного па­ дежа).

Основа слова может состоять только из корня (напри­ мер, pe/cjg], пруд | |, но может включать и приставку, суф­ фикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень,

называются р о д с т в е н н ы м и

о д н о к о р е н н ы м и.

Родственные слова и их состав

Состав слова

Родственные слова

Основа слова

Приставка

Безук^шшеннбсть|

| без-,-у-

Изн-, -енн-,

Безукоризненц|ый|

Изн-, -енн- -ый

Укоризненн]ый|

изн-, -енн-

Укоризн]~а1

кори] ть ]

Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. На­ пример, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а осно­ ву слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова - ,плотинШ\

Нарушение сложившегося в языке состава слова являет­ ся ошибкой, например: 1) Евгению грозит разори т ел ь- ст во (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболеп - ски служил барину (надо раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, на­

вы е образы крест ьян-правдоискат елей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предло­ жении можно, например, заменить слово - обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова