Нордический характер: хорошо или плохо? Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Нордический характер: хорошо или плохо? Хэмминг. «Вы и ваши исследования
Нордический характер: хорошо или плохо? Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Стойкость – черта характера человека, определяющая его возможности противостоять внешним воздействиям.
Новый социальный словарь

Стойкость является чертой характера, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть цели. Стойкость проявляется в особо сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. В этих условиях человек, обладающий стойкостью, не останавливается перед препятствиями, не теряется, не отступает назад.
www.psyznaiyka.net

  • Стойкость – это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.
  • Стойкость – действенное намерение противостоять жизненным невзгодам.
  • Стойкость – готовность защищать и отстаивать свои интересы и убеждения, а так же интересы своей семьи, социальной группы и страны.
  • Стойкость – это физическая выносливость и душевная сила, чаще всего проявляющиеся в сложных обстоятельствах и борьбе с трудностями.
  • Стойкость – это умение совладать с собственным страхом и собственными сомнениями.

Преимущества стойкости

  • Стойкость даёт силы – для преодоления препятствий.
  • Стойкость обеспечивает уважение – как со стороны окружающих, так и уважение человека к самому себе.
  • Стойкость даёт оптимизм – по отношению к будущему.
  • Стойкость даёт упорство – в достижении намеченных целей и результатов.
  • Стойкость обеспечивает внутреннее спокойствие – по отношению к внешним обстоятельствам.
  • Стойкость даёт свободу – от страхов и неуверенности в себе.

Проявления стойкости в повседневной жизни

  • Военные действия. Воинская стойкость во все времена почиталась, как одно из величайших достоинств человека.
  • Наука. Научные эксперименты всегда сопряжены с различными трудностями. Преодолевать их помогает стойкость характера, нацеленность на результат.
  • Сложные жизненные ситуации. Стойкий человек не видит перед собой препятствий – он видит лишь задачи, которые необходимо решать.
  • Болезни. Стойкий человек активно противостоит недугам; даже серьёзные болезни нередко отступают перед стойкостью характера.
  • Спорт. Спортсмены – люди физически выносливые; иначе – стойкие.
  • Убеждения и вера. Люди, ни при каких обстоятельствах не предающие своих убеждений и веры, обладают стойкостью.

Как развить в себе стойкость

  • Стойкость – черта характера человека и в то же время описание его физических возможностей. Стойкость тела развивают физические занятия; стойкость духа – работа над собой.
  • Занятия спортом. Регулярные занятия спортом укрепляют тело и делают человека более выносливым (стойким) к физическим нагрузкам.
  • Собственные убеждения. Если у человека есть искренние убеждения – ему достаёт стойкости не менять убеждений в угоду моменту.
  • Преодоление трудностей. Когда на жизненном пути возникают трудности любого рода – стоит научиться не пасовать перед ними, воспринимая их как духовный тренажёр собственной стойкости.
  • Эмоциональность. Сильные эмоции могут побудить к энергичным действиям; действия во имя какой-либо цели закаляют характер, формируя стойкость.
  • Работа над собой. Когда человек отчётливо видит слабые, негативные стороны своего характера и стремится к их преодолению – он развивает собственную стойкость.

Золотая середина

Слабость | полное отсутствие физической и моральной стойкости

Стойкость

Фанатизм | избыточная, зачастую агрессивная стойкость взглядов и убеждений, понимание их, как единственно истинных ценностей

Крылатые выражения о стойкости

Стойкость и смелость родные сёстры. - Русская пословица - Стойкость обороняющегося порождается яростью нападающего. - Эмерсон - Стойкий боец в бою молодец. - Русская пословица - Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах. - Ларошфуко - Стойкость – щит смелого. - Русская пословица - Пол Г. Столц / Показатель стойкости: как обратить препятствия в новые возможности У каждого свой «показатель стойкости» - умение преодолевать трудности и управлять обстоятельствами. Автор помогает читателю пересчитать этот фактор личного выживания и стать более жизнестойким. Луций Анней Сенека / Философские трактаты Философия Сенеки – это стойкость не смотря ни на что. Общество может деградировать, вера уйти из сердца, надежды рухнуть, но стойкость позволит жить достойно при любых обстоятельствах.

«Только в противостоянии невзгодам в человеке прорастает, формируется и крепнет тот самый стержень, который не дает ему сломаться и позволяет принимать трудные, но верные решения. Когда противостоять нечему, когда не с чем бороться, то и стержень не появляется.»

Как гласят словари, стойкость - это черта характера, определяющая возможности человека противостоять внешним воздействиям и достигать цели несмотря ни на что. Полезно обладать этим качеством, учитывая, как часто на нас влияют неудачи и обстоятельства. К счастью, эту черту характера можно в себе воспитать.

Посмотри, чего я достиг!

Когда марафонцы уже готовы сойти с дистанции из-за усталости или боли, то они используют метод, который ученые называют «эффектом горизонта». Они концентрируются не на том, сколько осталось до финиша, а на отрезке, который им уже удалось преодолеть. Как отмечает нейрофизиолог Рик Хансон, человеческий мозг часто работает как липучка для всего негативного и одновременно как отталкивающее покрытие для позитивного. Поэтому, сталкиваясь даже с легкой неудачей, мы забываем о том, чего уже достигли. Используйте «эффект горизонта» в трудную минуту и поддерживайте себя мыслями об успехах.

Конец - новое начало

Когда мы разрываем отношения или теряем работу, то трудно представить, что впереди нас ждет что-то восхитительное. Удрученное состояние кажется всеобъемлющим и вечным. В такие моменты стоит напомнить себе, что конец чего-то - одновременно и точка начала чего-то другого. Понимание этого очень помогает осознать перспективы и двигаться дальше.

«Ничто из пережитого и сделанного нами не бывает напрасным. Все послужит питательной средой для того, что прорастет завтра.»

Не только со мной такое случается

Сталкиваясь с трудностями, кажется, что мы одиноки в этом. И в голове вертится «Почему это постоянно со мной происходит?». Не поддавайтесь соблазну персонифицировать любые удары судьбы. Скажите себе: «Такое случается не только со мной. Многие проходят через то же самое».

Психолог Кристин Нефф называет это явление «признанием общности человеческой природы». Это не только смягчает ощущение одиночества, но и помогает относиться к другим людям добрее.

Гнусь и не ломаюсь

Мы вполне способны справиться со своими проблемами даже тогда, когда это кажется невозможным. Мы можем быть сильными как ива, которая гнется, но не ломается. Пусть этот образ помогает вам быть мужественными, когда вам больно или грустно.

«Ива - один из самых ярких символов силы и стойкости из всех, которые я знаю.»

Ничто не вечно

Напоминание о том, что ничто не вечно, полезно и в горе, и в радости. «Осознание непостоянства мира - того, что все в нем течет и меняется, - один из ключиков к нашей жизненной стойкости, потому что уберегает от попытки навечно „заморозить“ в своем сознании трудные времена и тем самым потерять подвижность ума и тела», - пишет М. Дж. Райан, автор книги «Меняем привычки».

Когда все плохо - важно помнить, что скоро это закончится, наступит белая полоса. Или бирюзовая, сиреневая, алая - какая пожелаете. Когда все хорошо, цените такие моменты и наслаждайтесь ими.

По материалам книги «Меняем привычки».

Человек, имеющий нордический характер, отличается внешним спокойствием и невозмутимостью. Внешне он холоден, немного замкнут, имеет устойчивые мнения и определенные взгляды. Он сдержан и чаще всего молчалив, будто бы вовсе не имеет эмоций. Даже если вокруг него происходит что-либо выдающееся, это не заставит его волноваться. Его эмоции способен выдать лишь взгляд, даже если он терпит ужасное поражение или одерживает большую победу.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Описание

Человек с таким характером является истинным лидером, но жить с ним довольно проблематично. Чаще всего партнер не способен понять, что происходит в его душе из-за постоянного холода, отсутствия эмоций и немногословности. Обладатель подобной черты способен оказывать большое влияние на других людей, так как для этого необходимо очень хорошо владеть собой, своими мыслями и чувствами, с чем он прекрасно справляется. Однако со стороны подобное выдержанное поведение выглядит как излишняя черствость и даже жестокость, беспощадность по отношению к чувствам других людей.

Между нордическим характером и властью всегда была невидимая нить. Но не каждый обладающий данным чертами человек будет желать власти и не всякий, кто наделен властью, является ее обладателем. Таких руководителей больше уважают, чем боятся, стараются следовать за ними и подражать им.

Адольф Гитлер был уверен в существовании арийской расы, которая, по его мнению, являлась главнейшей среди всех, и по своим психологическим качествам полностью соответствовала такому типу личности.

У представителей нордической расы, согласно представлениям, был смелый, уравновешенный, стойкий (нордический) характер и аристократическая внешность:

  • тонкие и правильные черты лица;
  • светлые волосы;
  • голубые или серые глаза.

Подобная черта являлась обязательным элементом, которым должен был обладать "истинный ариец". Однако, как известно, эти представления себя не оправдали, и нордический характер не спас нацистскую Германию.

Качества характера

У него есть свои плюсы и минусы. Он является довольно редким, и его не так часто можно встретить в "концентрированном" виде. Обладатель этой черты далеко не всегда является злым или жестоким. Он уравновешен, очень тщательно обдумывает каждое действие, постоянно взвешивает все плюсы и минусы конкретной ситуации, скуп на слова и осторожно подбирает фразы, невероятно стоек и способен четко и холодно анализировать при любых критических обстоятельствах.

Наверное, почти каждый из нас смотрел замечательный фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните, в досье на членов немецкой военной разведки были слова: «Характер нордический, стойкий»? Так говорилось о лучших из лучших. Однако так ли хороша эта личностная черта, если являлась столь почитаемой и желанной для граждан Давайте разбираться, что представляет собой нордический характер.

Для начала лучше заглянуть в этимологические корни слова. «Норд» в переводе со многих языков означает север. Поэтому в умах многих сразу же сформируются образы холода, суровых сдержанности и прочих черт, сходных с перечисленными. Поэтому характер стойкий, нордический, холодный, выдержанный - это синонимы.

Как уже было упомянуто ранее, такие личностные черты особо ценились у граждан (в частности, военных и разведчиков) фашистской Германии. С чем это было связано? Дело в том, что Адольф Гитлер выдумал (именно так - выдумал) некую которая, якобы, является самой главной среди других рас, так как обладает выносливостью, смелостью, уравновешенностью, стойкостью и Так вот, нордический характер являлся одним из обязательных элементов и черт личности, которые должны были быть присущи «истинным арийцам». Считалось, что именно такие люди способны на поступки, необходимые фашистской Германии.

Отдельно нужно сказать о внешности, с которой должен сочетаться нордический характер. У настоящего норда, будь то мужчина или женщина, должно быть узкое лицо удлиненной формы. Нос тоже узкий и длинный, выдающийся и прямой. Подбородок - угловатый. Глаза европейского типа, среднего размера, должны иметь серый или голубой цвет. Волосы - светлые, пепельные, цвета блонд. Фигура - стройная, рост - высокий. Норды обязаны обладать выносливостью и хорошей физической силой.

Немного отойдя от темы, хочется отметить, что ни один из правящей и военной элиты фашистской Германии данному образу не соответствовал. Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Рём… Все они, конечно, были жесткими и «холодными», однако внешность их никак не соответствовала арийской и нордической.

Сегодня такая характеристика как «нордический характер» применяется и к обычным людям, европейцам в том числе. При этом совсем не обязательно, что человек с таким характером - злой и жестокий. Вовсе нет. Это означает, что он просто очень уравновешенный, тщательно обдумывает каждый свой шаг, взвешивая все «за» и «против», очень осторожен в словах (ни одна фраза, сказанная им, не произнесена просто так, от нечего делать), обладает высокой степенью стойкости и способностью к расчетливому и холодному анализу в самых разных критических ситуациях.

Если говорить о положительных и отрицательных сторонах нордического характера, то к плюсам можно отнести:

Стрессоустойчивось;

Способность быстро принимать важные решения;

Спокойствие и выдержку.

Что касается, минусов, то их достаточно:

Закрытость, сильно выраженная интроверсия;

Неспособность контактировать с людьми, заводить друзей, семью;

Слабая эмоциональность.

Нордический характер - довольно редкая черта, практически не встречающаяся в «концентрированном» виде. Обладателям же такого характера остается пожелать с умом использовать свои положительные качества.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого че­ловека. Их возникновение является естественным, законо­мерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Согласно определению, даваемому психологами (Т.Томашевский, 1975, М.Тышкова, 1981), какая-либо ситуа­ция становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется не­соответствием между тем, что человек хочет (сделать, дос­тичь и т. п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собствен­ными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситу­ации для человека.

Учитывая такое понимание трудных ситуаций, можно предположить, что для развития ребенка они являются ти­пичными. Обусловлено это тем, что развивающийся чело­век, познавая и осваивая окружающий мир, но еще не обла­дая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успеш­ным и потому может послужить причиной для разочарова­ний. То, что для взрослого выступает как привычное и есте­ственное, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятель­ности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные по­следствия для развития личности. Однако только ли деструк­тивную функцию выполняют трудные ситуации?

А.Далла Вольта (1966) ввел понятие "конструктивной фрустрации", подчеркнув тем самым положительную роль препятствий в развитии. По его мнению, препятствия нельзя рассматривать только как фактор, затрудняющий формиро­вание личности ребенка и нарушающий его отношения с окружающими людьми. Препятствия, помехи - нормальные явления жизни, конструктивное значение которых состоит в том, что они вызывают активность субъекта, направленную на их преодоление, порождают потребность искать и нахо­дить способы овладения препятствиями, вырабатывать стра­тегии преодоления, что имеет чрезвычайно важное значение для успешного процесса социализации личности.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индиви­дуальный характер и у взрослого человека становятся устой­чивыми личностными образованиями, основу которых со­ставляют психологические механизмы самоконтроля и само­регуляции. Складываться они начинают в детском возрасте, в ходе активного освоения ребенком окружающей действи­тельности. Однако развитие это не происходит автоматичес­ки по мере взросления. Решающая роль в этом процессе при­надлежит индивидуальному опыту самого ребенка по пре­одолению трудностей, а также особенностям его личности, темперамента. В силу этих причин, имеющих различные ин­дивидуальные сочетания, приобретаемые детьми способы поведения в трудных ситуациях могут обладать разной конструктивностью.

Сущность конструктивных способов поведения состоит в том, что они позволяют овладеть трудной ситуацией, т. е. преодолеть существующее препятствие, и являются действи­ями активными, сознательными, целенаправленными и адекватными в отношении как объективных условий ситуа­ции, так и собственных возможностей. При этом, в зависи­мости от обстоятельств, усилия могут быть направлены либо на изменение условий ситуации (если они, по оценке субъекта, поддаются изменению), либо на активизацию и развитие собственных способностей и возможностей (если условия ситуации изменить нельзя)*.

* Классическая формула такого поведения содержится в известном из­речении-молитве: "О, Всевышний! Дай мне силы пережить то, что я не могу изменить. Дай мне волю изменить то, что я не смогу пережить. И дай мне разум не перепутать первое со вторым!"

Неконструктивные же способы поведения позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение пробле­мы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности.

Очевидно, что усвоение конструктивных или неконст­руктивных способов преодоления трудных ситуаций оказы­вает неодинаковое влияние на дальнейшее развитие личнос­ти ребенка. Наличие конструктивных способов повышает по­ложительный потенциал личности, способствует формиро­ванию уверенности в своих силах, развитию чувства компе­тентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. В самом широком плане - конст­руктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость че­ловека, его способность противостоять трудностям, сохра­няя себя как целостную личность.

Напротив, закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению труд­ных ситуаций, может вызвать отклонения и деформации в личностном развитии и тем самым выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоро­вья ребенка.

Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднени­ям, имеют различный характер. Это могут быть преходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т. п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситу­ации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной или школьной обста­новкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей, неуспеваемость и т. п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмо­циональной депривацни (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т. п.).

Как отмечают многие исследователи (В.В.Ковалев, 1985; Г.В.Козловская, Л.Ф.Кремнева, 1985; и др.), наиболее су­щественное влияние на детей оказывают острые психичес­кие травмы и хронические психотравмирующие воздей­ствия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций. Анализ таких ситуаций, проведенный специалистами, зани­мающимися медицинскими аспектами психогигиены и пси­хопрофилактики, показывает, что у детей разного возраста эти ситуации различаются по содержанию. Так, например, по наблюдениям Д.Н.Исаева (1984), для дошкольников наиболее характерными оказываются травмирующие ситуа­ции, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности. Для детей школьного возраста более типичны ситуации, связанные со снижением ценности Я.

Таким образом, по данным медицинской практики, для детей раннего и дошкольного возраста характерны следую­щие ситуации повышенного риска.

1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чув­ства защищенности:

Враждебная, жестокая семья;

Эмоционально отвергающая семья;

Не обеспечивающая надзора и ухода семья;

Негармоничная семья (распадающаяся или распавша­яся);

Чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека),

Появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);

Противоречивое воспитание или смена его типа;

Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

Помещение в чужую семью;

Направление в детское учреждение;

Госпитализация.

Для детей школьного возраста, помимо перечисленных выше ситуаций, психотравмирующими могут стать:

Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

Неприятие семьей, детским коллективом, педагогом;

Неспособность справиться с учебной нагрузкой;

Враждебное отношение родителей, педагогов;

Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, переме­на места жительства;

Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболе­вание);

Заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

Хронически действующие психотравмирующие ситуа­ции, представленные в данном перечне, отражают значимое для ребенка окружение, широкий социально-психологичес­кий аспект его жизни (семья, школа и др.) и по своему содержанию и значению соотносятся с общей социальной ситуацией развития. Такого рода ситуации, оказывая суще­ственное влияние на весь ход психического развития, спо­собны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосома­тические и нервно-психические расстройства у детей, с ко­торыми нередко сталкиваются медицинская и психологичес­кая практика, являются, как правило, следствием таких долговременных патогенных воздействий. Рассмотренные си­туации охватывают наиболее существенные, значимые жиз­ненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному по­ложению, в последнее время учеными обнаружен удиви­тельный феномен - неуязвимые дети. Так названы дети, "которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. ...Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, они хорошо учатся в школе, увлечен­но играют, любят жизнь и считают, что жить стоит" (К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.400).

Помимо этого, неуязвимые дети характеризуются еще целым рядом общих черт: они обладают хорошими соци­альными навыками, они дружелюбны и нравятся сверстни­кам и взрослым, у них высоко развито чувство самоуваже­ния. Как правило, они имеют высокий самоконтроль: хоро­шо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. В критические моменты жизни у них появляется ощущение отчужденности от тягостного окружения, они уходят в себя и могут заниматься чтением, рисованием, танцами, музы­кой и т. д. Такое самоотстранение способствует появлению и укреплению чувства независимости.

Как уже говорилось, неуязвимые дети обычно хорошо учатся в школе, а став взрослыми, добиваются больших ус­пехов в избранной деятельности, становясь художниками, актерами, музыкантами, писателями, учеными. Многие из них обнаруживают незаурядные творческие способности.

Рассказывая о неуязвимых детях, К.Флейк-Хобсон и др. приводят ряд гипотез, направленных на объяснение этого феномена. Так, например, существует мнение, что такие дети обладают лучшими генетическими задатками и имму­нитетом, которые позволяют им справляться с сильными стрессами. Другие исследователи полагают, что неуязвимость обеспечивается той особой значимостью, которую приобре­тают для таких детей внесемейные события: например, об­щение с посторонним человеком, заинтересованным в том, чтобы защитить этих детей от ненормальных отношений внутри семьи. Однако наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой неуязвимость есть результат взаимодействия наследственности и среды.

Позволим себе высказать еще одно предположение от­носительно феномена неуязвимости. Оно вытекает из кон­цепции поисковой активности (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, 1984), которая была предложена для объясне­ния явления, прямо противоположного неуязвимости, а именно - "выученной беспомощности". Феномен выучен­ной беспомощности возникает в случае постоянного, не соотносящегося с усилиями субъекта неуспеха в деятель­ности и проявляется в неспособности к совершению ка­ких-либо действий по преодолению трудности. По мне­нию авторов концепции, в основе этого явления лежит отказ от поисковой активности, которая составляет обяза­тельное условие, обеспечивающее возможность противо­стоять неблагоприятным воздействиям. Можно предполо­жить, что именно высокая потребность в поиске, т. е. ак­тивное, творческое отношением к себе и окружающей действительности, позволяет неуязвимым детям преодо­леть разрушающее влияние неблагоприятной семейной об­становки. Видимо, не зря у многих из них был обнаружен высокий творческий потенциал.

Потребность в поиске, определяющая способность проти­востоять неблагоприятным воздействиям, представляет со­бой важный фактор развития личности и при наличии опре­деленных природных предпосылок формируется прежде все­го в процессе индивидуального развития и социального об­щения.

Считается, что для формирования этой потребности в детском возрасте одинаково неблагоприятными являются две ситуации:

1. Ситуация, когда все действия ребенка наталкиваются на сопротивление и ограничение со стороны взрослого. Такая тактика в отношениях с ребенком особенно опасна в раннем детстве, когда ребенок является относительно беспомощным и особенности его психического развития еще не позволяют ему осуществить компенсаторное поведение. Вследствие это­го выученная беспомощность может принять глобальный ха­рактер, что на последующих этапах развития может про­явиться в пассивности, безынициативности личности.

2. Ситуация, когда все желания ребенка удовлетворяются немедленно. В этом случае на более поздних этапах развития потребность в поисковой активности может угаснуть. Необ­ходимым условием ее сохранения является наличие преодо­лимых препятствий, способствующих развитию и поддержанию этой активности. Преодолимость, доступность препят­ствий является принципиально важной, поскольку только в этом случае у ребенка имеется возможность действительно преодолеть трудную ситуацию, выработать адекватные при­емы поведения в ней, приобрести дополнительный опыт, обогащающий личность, расширяющий пределы ее компе­тентности.

До сих пор речь шла преимущественно о таких трудных ситуациях, основу которых составляют длительные психо-травмирующие воздействия. Однако такого рода жизненные обстоятельства, способные глубоко деформировать психику ребенка, не являются типичными, и большинство детей их, по счастью, избегают.

Наряду с этим существуют и другого типа трудные ситу­ации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые "ситуации стресса обыденной жизни" - повседневные, за­частую повторяющиеся события, способные вызвать затруд­нения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности, пожалуй, не менее велико. И объясняется это тем, что все подобные, казалось бы, "мелочи жизни" нужно преодолевать, каждый раз необ­ходимо находить то или иное решение. Именно в таких обы­денных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудач­ный опыт преодоления препятствий, определяет собствен­ное отношение к трудностям, пробует, "примеряет" разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Например, поссорившись с приятелем, ребенок может первым пойти на примирение или упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг, или обратиться за посредничес­кой помощью к какому-либо третьему лицу... Вариантов по­ведения в этой ситуации может быть достаточно много. Как будет действовать в ней конкретный мальчик или конкрет­ная девочка? Какое решение конфликта станет впоследствии наиболее характерным для этого человека? Как часто он бу­дет оказываться в подобных ситуациях? Как уже говори­лось, это решающим образом зависит от того, каков опыт ребенка в разрешении таких ситуаций, какие способы пове­дения в конфликте были им усвоены и насколько они кон­структивны.

Продолжая обсуждение данной проблемы, необходимо отметить одну принципиальную особенность трудных си­туаций, имеющую первостепенное значение для их пони­мания. Эта особенность состоит в том, что любая трудная ситуация есть индивидуальный феномен. Другими слова­ми, будет ли данная ситуация представлять для человека трудность, зависит от того, как он ее воспринимает, оце­нивает, интерпретирует. А это, в свою очередь, определя­ется тем, какой личностный смысл данная ситуация име­ет, насколько она субъективно значима для данного чело­века. Именно этим объясняются те нередко наблюдаемые факты, когда одинаковые обстоятельства одними людьми воспринимаются как серьезное препятствие, неразреши­мая проблема, для других же остаются практически не замеченными. Одной из иллюстраций может служить опи­санный выше феномен неуязвимых детей, научившихся особым образом относиться к напряженной и конфликт­ной семейной обстановке, которая для большинства дру­гих детей является непереносимой травмой и провоцирует серьезные отклонения, вплоть до нервно-психических расстройств.

Если трудная ситуация - явление индивидуальное, то как же узнать о том, что вызывает у детей затруднения? В медицинской практике, как можно было видеть, судят об этом по тем последствиям, которые имеют определенные жизненные обстоятельства для психического здоровья детей. Однако, как уже отмечалось, не все трудные ситуации име­ют столь выраженный деструктивный эффект. Другой вари­ант - самый простой и в данном случае достаточно надеж­ный - спросить самих детей о том, какие ситуации являют­ся для них трудными.

Такие опросы были проведены с младшими школьника­ми и младшими подростками (Р.Б. Аугис, 1984; Е.Е. Данило­ва, 1990).

Что же показали эти исследования? Как и следовало ожидать, наиболее часто в качестве трудных дети этого воз­раста называли ситуации, связанные со школой, учебой. Причем большинство из этих ситуаций оказались типично учебными, с которыми дети сталкиваются практически ежедневно. Вот самые распространенные из них:

Проверка знаний во время контрольных и других пись­менных работ;

Ответ ученика перед классом (в этой ситуации наи­более значимым для ребенка оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, дополнительным трав­мирующим фактором является возможность ошибки при ответе, что может вызвать критику учителя, смех одно­классников);

Получение плохой отметки (качество отметки является величиной субъективной, "плохой" может быть названа не только "двойка", но и оценка в 3 или 4 балла);

Неудовлетворенность родителей успеваемостью детей (трудность этой ситуации определяется тем, что она служит источником различных запретов и наказаний).

Кроме этого, к числу часто называемых детьми трудных ситуаций также относятся:

Конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолиро­ванность в группе сверстников);

Конфликты со взрослыми (их основная причина - не­послушание ребенка, нарушение им установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны ро­дителей или других взрослых, не всегда справедливые с точ­ки зрения детей);

Ситуации публичного выступления (концерты, спортивные соревнования);

Случаи неуспеха в какой-либо деятельности (когда у ребенка что-то не получается, не выходит);

Ситуации физической травмы или опасности ее полу­чения (падения, ушибы, переломы).

Как можно видеть, круг ситуаций, которые дети счита­ют для себя трудными, довольно широк. Примечательно также, что абсолютное их большинство - ситуации дей­ствительно не исключительные, а повседневные, на кото­рые взрослые зачастую просто не обращают внимания. Одна­ко каждая из них может стать для ребенка серьезной пробле­мой, о чем окружающие порой могут и не подозревать. По­этому очень важно, чтобы дети умели адекватно относиться к таким неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит - без ущерба для своего здоровья, справляться с этими ситуациями.

Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом присталь­ного внимания специалистов разных областей: медиков, пе­дагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее ре­шении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт - родителям.

С точки зрения обсуждаемой проблемы - трудные ситуа­ции у детей - роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации (если вновь обратиться к пе­речню психотравмирующих ситуаций, выделенных Д.Н. Исаевым, то нетрудно заметить, что подавляющее их число спровоцировано семьей; во-вторых, родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни.

Влияние родителей на становление у детей способов по­ведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выде­лить по меньшей мере три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом фор­мирует личность ребенка. Так, например, Д.Баумринд, изу­чив методы воспитания ряда родителей, выделила 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определен­ным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье (см. К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.317-320). Были установлены следующие зависимости:

в) снисходительные родители - импульсивные, агрес­сивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных труд­ных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессоз­нательно) принимает для себя в качестве примера для под­ражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Остановимся более подробно на последнем из указан­ных аспектов. Естественное желание всех родителей - убе­речь, предостеречь своего ребенка от возможных неприят­ностей в жизни. Однако постоянно контролировать и по­правлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сде­лать родители - это подготовить своих детей самостоятель­но преодолевать трудности жизни.

Действенная помощь и руководство со стороны взрослых являются важнейшим условием успешного обучения детей преодолению трудных ситуаций. Однако практика свиде­тельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев процесс становления у детей способов, приемов и стратегий преодоления трудных ситуаций протекает стихийно, без ка­кого-либо активного участия взрослых. Дети самостоятель­но, методом "проб и ошибок", пытаются найти удобные для себя приемы, помогающие им справиться с трудными ситу­ациями, сохранить уверенность и спокойствие, не расте­ряться при возникновении затруднений.

Наиболее оперативными действиями, позволяющими организовать поведение в трудной ситуации, являются при­емы саморегуляции эмоциональных состояний. Эти приемы дают возможность снять чрезмерное напряжение, мешающее правильно оценить условия ситуации, соотнести их со свои­ми возможностями, а затем на основании этого - целенап­равленно осуществлять поведение, непосредственно направ­ленное на преодоление затруднения.

У младших школьников и младших подростков наиболее распространенными из таких приемов оказались следующие:

Элементарные формулы самовнушения ("Не волно­ваться!", "Спокойно! Спокойно!", "Все хорошо! Все будет хорошо!" и др.);

Самоприказ;

Счет до трех, до десяти;

Физическая разрядка, расслабление (подтягивание на турнике, отжимания, глубокие вдохи-выдохи и др.);

Точечный массаж.

В большинстве случаев дети находят для себя эти приемы самостоятельно, иногда источником информации служат для них книги, телепередачи и лишь в исключительных слу­чаях - родители или другие взрослые из ближайшего окру­жения.

Обращение в основном к младшим школьникам и млад­шим подросткам в этой связи не случайно, поскольку имен­но в этом возрасте у детей возникает потребность в саморе­гуляции своего поведения, управлении своими эмоциональ­ными состояниями. Но, как уже было сказано, эта потреб­ность остается без внимания взрослых.

Итак, что же могут сделать родители, как правило, не имеющие специальной подготовки в области психологии или педагогики?

1. Прежде всего понаблюдать за поведением своего ребен­ка в различных трудных для него ситуациях и оценить кон­структивность его поведения.

2. Проанализировать вместе с ребенком (в свободной, не­навязчивой форме) возможные способы преодоления тех или иных трудных ситуаций обыденной жизни, которые ча­сто встречаются или могут встретиться ребенку. Это позво­лит расширить когнитивные возможности и способности ре­бенка, поможет развить у него необходимые навыки анализа трудных ситуаций, что является важным условием конст­руктивного поведения.

4. Обучить ребенка элементарным техникам аутогенной тренировки (их изложение широко представлено в популяр­ной литературе).

Эти простейшие действия со стороны родителей могут оказаться весьма эффективным "пусковым механизмом" для развития у ребенка самостоятельных навыков по пре­одолению трудных ситуаций. Возможно, что пользу прине­сет уже то, что родители обратили внимание на существую­щие у ребенка проблемы и трудности, с которыми он ежедневно сталкивается.

Однако следует учесть, что дети, имеющие определен­ные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы (тревожные, агрессивные, гиперактивные и др.), нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы прежде всего на коррекцию основного на­рушения.