Неисправности ведомого диска сцепления. Почему сцепление проскальзывает, буксует и скрипит

Неисправности ведомого диска сцепления. Почему сцепление проскальзывает, буксует и скрипит
Неисправности ведомого диска сцепления. Почему сцепление проскальзывает, буксует и скрипит

Любой, даже самый совершенный узел двигателя современного автомобиля имеет ограниченный ресурс работы. И определяется он не километражем пробега, а количеством циклов включения-выключения. Например, однажды включенный электрический выключатель прослужит больше ста лет. Если включать - выключать его каждые пару минут, вряд ли прослужит более пары недель.

Признаки неисправностей

Сцепление и коробка передач обычного современного автомобиля больше других узлов трансмиссии работает в периодическом режиме. Практически все наставления по автомобильному делу требуют ревизии устройства после 40-50 тыс. км эксплуатации, при этом ресурс узла признается на уровне 100 тыс. км. У грамотного водителя сцепление может прожить и дольше, у любителя гоночных заездов - проживет не более 20 тыс. В условиях городского движения и регулярного переключения передач стоит обратить внимание на работу и возможные основные неисправности сцепления уже через 10-15 тыс. км.

Если вовремя диагностировать признаки неисправности сцепления, есть шанс исправить положение, а при должном внимании и регулировках узел прослужит еще не один десяток тысяч километров.

На что обращаем внимание в первую очередь:

  • на четкость и точность включения любых передач КПП в движении в любой последовательности;
  • на поведение и реакцию педали, работу привода выключения;
  • на «отзывчивость» автомобиля на работу педалью газа в момент старта, когда педаль сцепления полностью отпущена.

Важно! Даже если вас все устраивает, не поленитесь осмотреть и проверить состояние картера и отсутствие неисправности гидропривода вилки на смотровой яме. При отсутствии следов подтекания заменить гидравлическую жидкость следует после 2 лет интенсивной езды на машине. В противном случае грязь и продукты износа «убьют» механизм привода в самый неподходящий момент.

Первые признаки неисправности сцепления появляются, если нужная передача не включается с первого перемещения ручки или нарушена четкость «схватывания». Иногда приходится выжимать педаль выключения дважды или с повышенным усилием.

Работа педали и механизма гидропривода

Неисправность работы механизма выключения сцепления приведет к тому, что при выжатом сцеплении не будет включаться передача. Первым делом стоит проверить ход штока привода при нажатии педали выключения сцепления. Сделать это можно только с помощником. Поручите ему несколько раз выжать педаль и измерьте перемещение вилки выключения сцепления. Если величина хода не соответствует нормальной величине - отрегулируйте свободный ход педали.

В ряде случаев из-за наличия воды в тормозной жидкости или низкого качества самой гидравлики на внутренней поверхности цилиндра привода может развиваться коррозия, результатом которой становится катастрофическое истирание резинового манжета, неисправность и потеря способности выжимать вилку выключения сцепления. Слабое сопротивление педали, требующее глубокого и сильного нажатия, говорит о наличии в системе привода неисправности, связанной с наличием пузырьков воздуха в жидкости, или манжет полностью разрушен. Для установления причин неисправности следует демонтировать привод и провести его разборку. Лучше заменить исправным, после чего прокачать привод гидравлической жидкостью для удаления воздуха.

Неисправности сцепления и способы их устранения

В цепи механизма выключения сцепления, кроме гидропривода, установлено передаточное звено, состоящее из вилки выключения сцепления и выжимного подшипника, непосредственно передающего усилие на диафрагменную пружину. Неисправность узла из-за деформации или поломки вилки тоже достаточно часто встречается, особенно на немолодых машинах. Для ее замены и диагностики потребуется снять корзину сцепления, проверить вилку и выжимной подшипник.


Важно! Привычка маневрировать с недовключенным сцеплением может сыграть злую шутку с вашим сцеплением и коробкой передач. В этом случае страдает не только корзина сцепления, но и сильно изнашиваются синхронизаторы механической коробки передач.

В случае, когда педаль сцепления не была отпущена до конца, можно двигаться на первой передаче очень медленно и мягко, без рывков. Тогда выжимной подшипник не дает диафрагменной пружине полноценно прижать ведомый диск к поверхности маховика, и он проскальзывает, сильно изнашивая фрикционные накладки и сам маховик.

В результате получаете три проблемы:



Нередко встречается мнение, что зимой можно пренебречь признаками неисправности выжимного подшипника, видимо, в надежде, что низкая температура воздуха не позволит ему разогреться до полного заклинивания. Практика показывает: чем быстрее замените перегретый подшипник, тем больше шансов спасти ведущий диск и диафрагменную пружину от неисправности или разрушения.

Неисправности корзины сцепления вызваны деформацией и прогибом лепестков пружины, резкое снижение ее упругости приводит к ситуации, когда сцепление буксует. Из-за слабого прижатия сил трения, объединяющих маховик и фрикционные накладки под нагрузкой, уже недостаточно. Ведомый диск начинает проворачиваться относительно маховика и сильно разогреваться. Сцепление «горит», точнее, горит смазка выжимного подшипника. Повторяется картина с недовключенным сцеплением. Лечится подобная неисправность своевременным ремонтом или полной заменой корзины и выжимного подшипника.


Влияние неисправности сцепления на другие узлы трансмиссии

Пробуксовка или проскальзывание сцепления рано или поздно выведет из строя корзину сцепления или ведомый диск с фрикционными накладками. Квалифицированный автослесарь сможет за полчаса переклепать накладки диска, заменить треснувшую компенсационную пружину. При наличии оборудования и навыков - отремонтировать неисправность диафрагменной пружины, хотя это сложнее и дороже. Большинство узлов сцепления можно восстановить и отремонтировать.


Хуже другое - неисправное сцепление автоматически влечет выход из строя синхронизаторов и частично шестерней основных пар механической коробки передач. Ее ремонт значительно сложнее и дороже.

Неисправность вилки включения

Среди ряда факторов, влияющих на работу сцепления, есть несколько неисправностей, которые легко предвидеть, следовательно, устранить причины возможного их появления.

Зачастую после пробега более 50 тыс. км появляется неисправность, требующая замены накладок «ферридо» на ведомом диске. Иногда вместо накладок меняют диск целиком, страхуясь от проблем с деформациями старого диска. После замены и окончательной сборки практически всегда возникает ситуация, когда после установки нового диска сцепления не включаются передачи. Для устранения необходимо отрегулировать и увеличить ход штока гидропривода на величину толщины новых накладок ведомого диска. Кроме того, после замены диска и регулировки хода штока, стоит проверить величину свободного хода педали выключения трансмиссии и отрегулировать ее вновь.


Второй распространенной неисправностью, особенно у пожилых моторов и трансмиссий, является замасливание рабочей поверхности накладок ведомого диска из-за попадания на «ферридо» моторного или трансмиссионного масла. Причиной неисправности являются «деревянные», потерявшие эластичность сальники коленвала или первичного вала КПП. При замене ведомого диска стоит проверить сальник коробки переключения передач, чаще всего он грешит утечкой масла. Виновника неисправности можно легко установить по масляным следам протечек. Замасленную поверхность накладок моют чистым бензином и уайт-спиритом, тщательно сушат в проветриваемом помещении.

Маховик с признаками неравномерной выработки чаще всего шлифуют или протачивают на токарном станке на величину износа, контролируя остаточную толщину тела детали.

Автомобиль перестал нормально развивать скорость, пропала динамика разгона? В салоне периодически чувствуется неприятный горелый запах? Эти симптомы могут говорить о скором выходе из строя крайне привередливой части автомобиля – сцепления. Что делать если сцепление пробуксовывает?

Что такое сцепление


Сцеплением, называется конструктивно выделенный элемент, который позволяет на короткое время отключить ведущий вал двигателя внутреннего сгорания от механического привода колес для повышения или понижения передаточного числа раздаточной коробки. Оно также позволяет достичь плавного включения и отключения нагрузки на двигатель, тем самым предотвращая механические повреждения коленчатого вала.

Для машин с любым вариантом переключения передач стандартным является следующий состав системы сцепления:

  • ведущий диск он же маховик;
  • ведомый диск сцепления;
  • нажимной диск сцепления;
  • механический выжимной подшипник.

По возможности переключения передач бывают следующие виды сцепления:

  1. Механическое – с ручным выбором водителем передаточного числа раздаточной коробки.
  2. Гидравлическое – применяются в автомобилях с автоматическим переключением передач.
  3. Электрическое – по принципу работы похожа на механическое, только выжимается не мускульным усилием водителя, а электрическим двигателем.
  4. Комбинированное – когда для оптимизации управления коробкой передач, применяются мускульный и гидравлический вид переключения одновременно.
  5. Вариаторное - крайне слабо распространено из-за сложности конструкции и дороговизны обслуживания. Представляет собой механизм, в котором под действием центробежной силы сходятся специальные зацепы и при соприкосновении начинают прокручивать клиновидный ремень.

Каковы признаки неисправности сцепления


Ни одна неисправность автомобиля не случается мгновенно. Обычно возникновению поломки предшествуют некоторые изменения в работе двигателя, которые должны насторожить автовладельца.

  1. Автомобиль перестает адекватно вести себя на дороге. Очень сильно «тупит» при разгоне.
  2. При выжимании сцепления на заглушенной машине слышен скрежет, педаль передвигается с трудом.
  3. В движении при высоких оборотах двигателя слышен гул, который прекращается при выжимании педали сцепления.
  4. Машина после прогрева двигателя и включения передачи двигается рывками.

Причины возникновения неисправности сцепления


Основными причинами, почему пробуксовывает сцепление можно назвать:

  • сокращение или полное отсутствие свободного движения у выжимной педали выключения сцепления.
  • физический износ фрикционного ведомого диска от времени или неправильного использования режимов движения автомобиля.
  • деформация ведущего диска, как правило, из-за неправильной сборки.
  • пружины диафрагмы с закрепленным выжимным подшипником обломаны.
  • попадание масла через неплотные сальники на фрикционные вкладки.

Как проверить действительно ли неисправно сцепление

Наиболее простой и надежный способ для самостоятельной проверки на возможные неисправности в работе сцепления для автомобилей с ручной механической коробкой передач заключается в следующем:

  1. Необходимо прогреть двигатель, чтобы загустевшее масло не создавало дополнительного сопротивления.
  2. Поставить автомобиль на стояночный тормоз, желательно на ровной поверхности без существенных уклонов.
  3. Задайте с помощью педали управления дроссельной заслонкой («газа») обороты двигателя в районе 1500-1700.
  4. Выжмите педаль управления сцеплением до упора и включите первую передачу.
  5. Плавно отпускайте сцепление.

Если после полного освобождения педали «сцепление» от нажатия двигатель не заглохнет, или заглохнет только через некоторое время, то сцепление однозначно нуждается в ремонте.

Что делать если сцепление неисправно


При возникновении неисправности необходимо как можно скорее узнать, что делать, если сцепление пробуксовывает, ведь устранять поломку желательно в кратчайшие сроки, чтобы при передвижении по сложной местности эта поломка не привела к окончательному выходу из строя двигателя автомобиля.

Перед тем как разбирать двигатель и проверять износ самого механизма сцепления, стоит убедиться в достаточном свободном ходе педали. Для этого необходимо при помощи линейки замерить свободный ход упорной площадки педали по центру упорной площадки для ноги. Для наиболее распространенных отечественных автомобилей ВАЗ 2101, 2106 свободный ход составляет 20-30 мм. Если нет уверенности в том, каким должно быть расстояние свободного хода, стоит уточнить это в сервисной книге на автомобиль или на сайте производителя.

После этого если свободный ход находится в пределах нормы, желательно обратиться на ближайшую СТО, потому как, когда у автолюбителя нет опыта разборки и регулировки сцепления, он может повредить его. Если все-таки ремонтом решили заняться самостоятельно, то необходимо аккуратно разобрать «корзину» сцепления и внимательно осмотреть диски. Обращать внимание стоит на степень износа, наличие масла и посторонней жидкости, на состояние пружин. Отдельно стоит осмотреть выжимной подшипник, так как большинство неисправностей системы связано именно с ним.

Видео

Полезный видеоролик о том, как доехать до сервиса с неисправным сцеплением:

Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто ВАЗ своими руками. Одним из основных узлов в авто с «механикой» является сцепление. Его задача–отделить мотор от трансмиссии по команде водителя и дать возможность плавно переключить скорость.

Кроме этого, сцепление гасит лишние колебания и защищает трансмиссию от перегрузок. К сожалению, ошибки в эксплуатации, агрессивный стиль вождения и несвоевременное ТО могут привести к поломке узла.

При этом вы, как хороший водитель, должны четко знать симптомы неисправности сцепления и способы их устранения.

Основные поломки сцепления

Не секрет, что сцепление представляет собой сложный механизм, состоящий из множества элементов и деталей.

Следовательно, и вариантов поломок существует не один десяток. Для простоты идентификации специалисты выделяют два вида неисправности:

1. Поломка самого сцепления:

  • Изношены или пришли в негодность демпферные пружины;
  • ведомого диска;
  • выжимной подшипник;
  • поверхности нажимного диска или маховика;
  • шлицевой части ведомого диска;
  • искривление или замасливание ведомого диска;
  • закусывание вилки сцепления.

2. Поломка привода сцепления. Здесь есть свои проблемы:

Для механического привода – нарушение целостности рычажной системы, а также выход из строя тросика (его удлинение, повреждение или заедание);

Для гидравлического привода – появление течи или завоздушенности в системе, грязи в гидроприводе, выход из строя рабочего цилиндра (к примеру, может нарушиться целостность манжеты).

Причины и неисправности сцепления

Сцепление – весьма чувствительный узел, к поломке которого может привести множество причин:

Ошибки в эксплуатации транспортного средства (частая проблема новичков) — удержание ноги на педали сцепления, начало движение при больших оборотах, езда при выжатой педали и так далее. При таком вождении сцепление долго не выдерживает и быстро выходит из строя.

Естественное старение (износ) того или иного элемента. По этой причине чаще всего ломается ведомый диск, ресурс которого составляет около 100 тысяч километров. Любители быстрой езды изнашивают ведомый диск в два, а то и в три раза быстрее.

Низкое качество деталей. На фоне все большего объема подделок на прилавках рынков и магазинов данная проблема как никогда актуальна. Чтобы ее избежать, покупайте только оригинальные запчасти.

Попадание масла на фрикционные накладки. Такая проблема имеет место при выходе из строя сальников или по причине износа.

Внешние признаки поломки сцепления

Как правило, большую часть поломок сцепления можно диагностировать по ряду внешних признаков – звукам, вибрациями и так далее.

Давайте разберем наиболее популярные из них:

Не включается сцепление (или включается, но не полностью). Такую проблему легко идентифицировать по проблеме с включением скорости на заведенном авто.

Часто появляются лишние шумы в КПП – треск, шум. Кроме этого, проблема может проявить себя увеличением свободного хода.

Ведет сцепление (не разъединяется). Проверить неисправность просто. Включайте первую скорость и начинайте движение. Теперь выжимайте сцепление – машина продолжит ехать, как ни в чем не бывало.

Причин может быть несколько – изношены шлицы или накладки ведомого диска, поврежден сам диск, ослабла (вышла из строя) диафрагменная пружина, забился гидропривод, поломалась рычажная система, заел (повредился) трос, появилось повреждение в системе привода и так далее.

Как исправить? В зависимости от проблемы–отрегулируйте тросик , заменить диск, вилку или маховик, почистить шлицы от загрязнений, поменять кожух (желательно делать это сразу с нажимным диском).

Когда буксует сцепление, можно почувствовать сильный запах гари в салоне. Как правило, это «страдают» фрикционные накладки диска.

Кроме этого, пробуксовка сцепления может проявить себя повышенным расходом бензина , ухудшением динамики, перегревом силового узла.

К основным причинам «пробуксовывания» можно отнести – попадание масла на ведомый диск, заклинивание вилки на выключателе узла, закусывание тросика, выход из строя рабочего цилиндра, загрязнение гидропривода, загрязнение системы гидропривода, проблемы с диафрагменной пружиной и так далее.

Эти проблемы исправить можно так — очистить поверхности от масла, поменять ведомый диск, поставить новое сцепление , заменить привод.

Дергания при работе сцепления. Вы пытаетесь плавно начать движение, но ничего не получается – машина стартует рывками. Причин здесь несколько – выход из строя демпферных пружин, послабление крепежных опор на движке, дефект на нажимном диске, искривление диафрагменной пружины, «залипание» ступицы ведомого диска и так далее.

В этом случае нужно поменять ведомый диск, смазать тросик (поменять его), почистить шлицы от грязи, поменять диск или первичный вал КПП;

Сильные вибрации в момент нажатия на педаль. Такая неисправность чувствуется сразу, ведь вибрирование передается на все тело.

Причин несколько – искривление ведомого диска или диафрагменной пружины, естественный износ шлицев, попадание масла на диск и прочее. Здесь возможна только замена ведомого диска.

Появление шума при отпускании педали. Здесь все просто – вы отключаете сцепление, и одновременно с этим появляются весьма громкие звуки. Здесь причина одна–выход из строя подшипника выключения. Подшипник подлежит замене.

При первых признаках неисправности сцепления устраняйте неполадку. В противном случае поломка может застать вас врасплох в дороге и принести массу проблем. Удачи на дорогах.

Сцепление - узел, благодаря которому многие уважают механическую трансмиссию: он дает возможность полноценно управлять автомобилем, не завися от электроники. И он же может стать причиной вынужденной остановки далеко от дома.

Назначение и конструкция

Сцепление служит для кратковременного отсоединения двигателя от других агрегатов трансмиссии и последующего плавного их соединения. Когда сцепление включено (педаль отпущена), крутящий момент от мотора к КП передается через ведомый диск, который плотно прижат нажимным диском к маховику. В современных сцеплениях легковых авто усилие прижатия обеспечивает диафрагменная пружина. Последняя связана с корзиной (кожухом механизма) и нажимным диском.

Сцепление редко ломается внезапно - неисправность развивается по мере износа, постепенно изменяя характер работы трансмиссии.

Для выключения сцепления в конструкции предусмотрен выжимной подшипник, который давит на диафрагму пружины. Усилие на подшипник передается от привода сцепления (механического или гидравлического) с помощью нажимной вилки. Выгибаясь, пружина отводит свою периферийную часть от нажимного диска и ослабляет давление на него. Освободившись, ведомый диск перестает передавать крутящий момент на первичный вал КП. При отпускании педали сцепления обеспечивается плавное восстановление передачи момента в трансмиссию.

Самые современные трансмиссии в своей конструкции имеют по два сцепления в одной корзине.

Виды поломок

Наиболее распространенная неисправность сцепления - износ фрикционных накладок. Их ресурс зависит от стиля езды и качества и составляет 100-250 тыс. км. Не замененный вовремя диск из-за разрушения фрикционных накладок может привести к износу маховика и нажимного диска, а также заклиниванию всего механизма. Износу подвержены также шлицевое соединение вала КП и ведомого диска, выжимной подшипник, центральная часть диафрагменной пружины в месте контакта с подшипником. На старых автомобилях возможно разрушение клепаных соединений «подвески» нажимного диска и корзины, частей ведомого диска, опоры вилки. Обрыв одной из пружинных пластин, на которых подвешен нажимной диск, приводит к его перекосу и пробуксовке дисков. Случается, что перегретый ведомый еще и коробится. От сильного перегрева или «усталости» ослабевает диафрагменная пружина.

Через поврежденный сальник коленвала или вала КП в корзину может попасть масло, из-за чего нормальной связи между дисками не получится. На машине, долго простоявшей без движения, возможно «прикипание» дисков. Нарушение регулировки привода сцепления приводит к ограничению хода вилки и дисков.

Ремонт

При естественном износе сцепления обычно меняется вся корзина в сборе - ведущий и ведомый диски, нажимная пружина с кожухом, а также выжимной подшипник. Если относительно новое сцепление «сожгли» из-за неаккуратной езды, бывает достаточно сменить лишь ведомый диск. В принципе, можно заменить только изношенные фрикционные накладки. Установка нового выжимного подшипника иногда возможна только вместе с рабочим цилиндром гидропривода.

Признаки поломок

Чаще всего водители жалуются на то, что сцепление «ведет» или «буксует». То есть - до конца не включается (реже не выключается). Первая проблема проявляется в затрудненном переключении передач, движении при выжатом сцеплении с включенной передачей. Причина - покоробленный ведомый диск, разрегулированный привод. Еще один «виновник» - сработавшийся выжимной подшипник, который, кроме того, шумит при нажатой педали. Сцепление вообще не выключается при отказе привода, разрушении выжимного подшипника или заклинивании отделившихся от дисков накладок, пружин, заклепок. При «буксующем» сцеплении разгон автомобиля «отстает» от роста оборотов двигателя, а на крутом подъеме машина может остановиться при включенной передаче. Такая неисправность часто сопровождается специфическим запахом горелого. Кроме критического износа диска, причиной проскальзывания становится масло, вытекшее на диски через сальники, или оборвавшийся лепесток подвеса нажимного диска. В корзинах машин старых моделей пробуксовывание дисков может быть вызвано ослаблением нажимной пружины (пружин).

Если автомобиль дергается даже при медленном отпускании педали, а в приводе сцепления дефектов не обнаружено, высока вероятность зависания ведомого диска на изношенных шлицах вала КП. К такому же эффекту приводят трещины и задиры на дисках, а также коробление нажимного, ведомого дисков и маховика. Троганье любой интенсивности должно протекать без рывков в трансмиссии.

Основные признаки неисправности

1. Рывки при троганье
2. Затрудненное переключение передач
3. Шум при нажатой педали
4. Запах горелого
5. Несоответствие разгона оборотам

Неправильная регулировка, чрезмерный износ элементов сцепления могут привести к выходу из строя всего узла. Рассмотри, что имеется в виду, когда говорят «ведет сцепление», а также в каких случаях неисправность можно устранить своими руками.

Немного об устройстве

Сложно понять причину неисправности, если не иметь минимального представления об устройстве и принципе работы сцепления. Достаточно понимать, что нажатие педали провоцирует перемещения вилки и выжимного подшипника. Прижатый вилкой выжимной нажимает на лепестки диафрагменной пружины, отодвигая нажимной диск от ведомого диска. Последний, в свою очередь, отодвигается от маховика, прекращая тем самым передачу крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу КПП.

Привод выключения может быть механическим либо гидравлическим. В первом случае педаль и вилка выключения соединены тросовым приводом. Второй тип включения предполагает наличие главного цилиндра сцепления. Нажимая на педаль, вы инициируете перемещения штока, который давит на поршенек внутри цилиндра сцепления. Вытесняемая тормозная жидкость, перемещаясь в магистрали, давит на поршенек внутри рабочего цилиндра. Поршень, перемещаясь, нажимает на шток выключения.

Что значит «ведет»

Говорят, что сцепу ведет, если не происходит полное выключение сцепления. Иными словами, после нажатия педали ведомый диск и маховик двигателя не расцепляются полностью, что приводит к частичной передаче крутящего момента на первичный вал коробки передач.

Симптомы

Предположить, что сцепление ведет можно по одному симптому – затрудненное включение и выключение передач. Чаще всего проблемы начинаются с включением реверсной и первой передач. Под понятием «затрудненное» понимается как необходимость приложения большего усилия на ручку КПП, так и включение с хрустом.

Затрудненное переключение передач может быть связано и с неисправностью КПП, что также следует учитывать при диагностике.

Причины

Ремонт своими руками

Если после регулировки проблемы с включением передач не исчезли, необходимо отсоединять КПП и полноценно диагностировать механизм сцепления. нельзя назвать легкой работой, но при должной теоретической подготовке и наличии необходимого инструмента выполнить ее можно своими руками.