Конструктивное мышление: понятие и методы развития. Конструктивное мышление

Конструктивное мышление: понятие и методы развития. Конструктивное мышление
Конструктивное мышление: понятие и методы развития. Конструктивное мышление

Когда речь заходит о таком понятии, как «конструктивное мышление», большинство людей хором ответят, что с этим вопросом у них все в порядке. Однако тут стоит разобраться поподробнее. Для чего предназначается это знаменитое «конструктивное мышление»? В первую очередь для решения обычных жизненных проблем и задач. Основной инструмент - логика, а оценивается конструктивное мышление эффективностью работы. Существует данный тип мозговой деятельности для решения любых жизненных задач или проблем максимально удобным и грамотным способом. Самый популярный способ развития рационального мышления - логические загадки.

Где взять конструктивные мысли?

Данная способность есть у каждого человека от природы. Но это еще вовсе не значит, что можно ставить точку. Как и любые человеческие способности и ресурсы, данный навык нужно развивать и изучать. Как любой навык, способность конструктивно мыслить со временем входит в привычку. Но только при регулярных занятиях. Логично предположить, что если мы мыслим не конструктивно, то мышление, основанное на эмоциях, может по любому возможному и невозможному поводу взять иной курс. Такой способ мыслить становится привычным настолько, что кажется максимально естественным. Навыки конструктивного мышления легко развиваются при помощи тренировок.

Зачем нам нужно такое мышление?

Как бы странно ни казалось на первый взгляд, конструктивное мышление не всегда является уместным. Нужно трезво оценивать свои способности и понимать, когда лучше «подумать» сердцем, а когда - включить голову. Конструктивное мышление основывается на логике и поддается самому обычному логическому анализу. В то время как решения, которые нам диктует интуиция и сердце, тоже имеют место в жизни каждого человека. Конструктивное мышление включает в себя:

  1. Формулировку конкретных задач. Такой тип мысли не приемлет таких вариаций: «а что, если…», «в общем», «как обычно» и так далее. Чем конкретнее поставлена задача, тем эффективнее будет процесс решения этой задачи. Формы математического мышления тесно связаны с конструктивными. Рационализм превыше всего.
  2. Взаимосвязь пространственного и конструктивного мышления предполагает целенаправленность. Определение тематики, задачи и цели позволит не распыляться на мелочи и не отклоняться от решения основной задачи, поставленной перед нами. Такой принцип стоит применять даже на этапе формулирования задачи. Как только вы чувствуете, что отвлекаетесь от основного дела, одерните себя и вернитесь к решению действительно важной проблемы. Ваша задача определена и ваша единственная цель - выполнить все максимально эффективно. Только когда проблема будет решена и принесет положительный результат, можно вернуться к тому, что отвлекало в процессе работы. Но самое главное - после завершения работы над одной задачей нужно сразу же ставить новую.
  3. Эмоции оставьте в стороне. Конечно, избавиться от них невозможно и все мы имеем право чувствовать и переживать. Но теперь наша задача - абстрагироваться от ненужных мыслей всего на время. А лучше вовремя проанализировать все чувства и эмоции, разобраться в них. Иногда мы принимаем не лучшие решения в нашей жизни как раз-таки из-за влияния эмоций, которые даже не имеют никакого отношения к поставленной цели и решению задач. Эмоции, влияющие деструктивно на наши решения, - страх, гнев, злость. «Затуманить» мозг могут и самые приятные чувства, например, любовь, радость и удовольствие. И ни в коем случае нельзя пытаться избавиться от этих чувств, но и дать им возможность все испортить из-за неуместности никак нельзя. Главное - мыслить целенаправленно.
  4. Позитивность мышления - важный элемент конструктивности. Если перед вами стоит цель, ни в коем случае нельзя искать причины и отговорки для того, чтобы не следовать ей. Иначе какой во всем этом был первоначальный смысл? Примите тот факт, что трудностей не избежать, а к препятствиям на пути относитесь со спокойствием и думайте не о проблеме, а о ее решении.
  5. Пошаговость действий. Не задавайтесь лишними вопросами и не забывайте о конечной цели. Цель должна быть путеводной звездой, ориентиром, на который нацелен весь процесс размышления. Но любая цель достигается без труда, если процесс ее достижения разбит на этапы. Большинство великих целей не решаются одним махом, а требуют именно пошагового выполнения мелких задач. Но не увлекайтесь процессом, важен результат и только он.

Перечисленные характеристики - только основа конструктивного мышления, второстепенных признаков еще больше. Попробуйте включить пять пунктов в свою жизнь и достигать поставленных целей станет гораздо проще.

Как мыслить конструктивно?

Для начала следует определить, что же такое конструктивное мышление - это процесс, который осуществляется в ходе практической деятельности и направлен на решение конкретных задач, создание реальных предметов при помощи навыка рационального мышления.

Работает такой тип мышления со следующими факторами:

  • постановка правильной цели;
  • создание и разработка плана и проекта решения цели;
  • является более сложным, чем теоретическое мышление.

Неотъемлемая часть конструктивного мышления - стратегическое мышление. Данный вид имеет две составляющие: конструктивное и креативное мышление. Никакая стратегия не будет эффективной, если при ее создании не использовались процессы конструктивного мышления.

Мышление стратега

Любой стратег в ходе своей мыслительной деятельности проходит следующие этапы:

  • креативное мышление;
  • в самом конце - стратегическое.

Еще Бернард Шоу говорил о том, что думают только 2% людей, остальные либо думают, что они думают, а большинство не думает вовсе. Мышление таких людей можно назвать хаотичным. Оно характеризуется бесконтрольным влиянием окружающей среды на мозговую деятельность человека. Можно также отметить связь между конструктивным мышлением и инженерными профессиями. Одно без другого невозможно.

Как понять, что у вас хаотичный тип мышления?

Самый банальный пример крайне прост. Утром вы просыпаетесь без единой мысли о том, чему бы сегодня посвятить свой день, и начинаете судорожно думать о том, чем бы заняться? В этом и суть конструктивного мышления. Оно дает возможность человеку ставить долгосрочные цели, предопределяющие события, которые будут происходить с ним ежедневно. К примеру, вы поставили цель открыть свой бизнес и каждый день вам придется выполнять задачи, которые приведут к реализации данной затеи. Чтобы начать менять хаос в голове на рациональное мышление, прямо сейчас начните планировать свой график и ставить долгосрочный цели. Например, на день, на неделю, месяц, полгода, год, десять лет и всю жизнь. Это позволит стать более дисциплинированным и заставить работать конструктивное мышление.

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления - самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Группировка тем

Один из самых важных способов тренировки конструктивной памяти - группировка тем для размышлений. Следует определить границы мыслительных процессов и не выходить за рамки. Например, разделить эти темы на 4-5 групп. Не думайте обо всем подряд, отвлекаясь на все, что происходит вокруг. Держите в голове только те мысли, которые приведут к достижению великой цели. Концентрация на важном - вот где залог успеха. Психологи любят говорить, что конструктивное мышление - возможность руководить своей жизнью, стать ее хозяином. А данный способ тренировки позволяет научиться проектировать, планировать, организовывать.

Как научиться конвертировать позитивное в конструктивное?

Позитивное мышление - это умение анализировать происходящие события и смотреть на вещи с надеждой на положительный исход. Например, вы идете сдавать экзамен, не выучив ни строчки, но надеетесь, что не пойдете на пересдачу. Или заключаете сделку, ставите подпись в договоре, а в этот момент уверены в том, что она принесет вам прибыль - это все примеры позитивного мышления. Такой тип мыслительного процесса в целом очень полезен для каждого человека, но он несет в себе и опасность. Если погрузиться в такие мысли, можно просто-напросто очутиться в мире несбыточных иллюзий, ничего не предпринимать и просто тихо-мирно всю жизнь надеяться на лучшее.

Где правда?

Позитивное мышление несет в себе сплошную пользу, если научиться переводить позитивные мысли в конструктивные. Рациональное мышление - это в первую очередь позитивное мышление, это его основа. Но при этом важно делать правильные выводы и трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Задача рационального мышления - сделать все, чтобы ваши позитивные мысли превратились в жизнь и стали реальными. Развитие конструктивного мышления младших школьников - неотъемлемый этап процесса обучения и воспитания.

Методы

Чтобы мыслить рационально, нужно найти тот фундамент, тот якорь, который будет возвращать вас из мечтаний в реальность, направлять в верное русло. К таким фразам-якорям можно отнести, к примеру: «Не нервничай», «Не груби», «Держи себя в руках» и так далее.

При построении великих целей и задач снимите розовые очки и реально оценивайте свои способности. Но обязательно в рамках позитивного мышления. Грамотное и рациональное отношение к ситуации, к построению своего графика - залог успеха. К примеру, вы ставите себе задачи на день, но не думаете о том, что такое количество дел выполнить за день невозможно. В конце дня, заглянув в свой ежедневник, вы поймете, что не выполнили все задачи до конца, что вас только расстроит и повлияет на позитивное мышление.

Смысл конструктивного мышления - заставить вещи работать так, как надо именно вам.

Количество должно равняться качеству

Продуктивность зависит от прилагаемых усилий. Важно правильно ставить вопрос. К примеру, вам предложат за пять минут придумать как можно больше вариантов использования обычной кастрюли. Конечно же, кое-какие мысли придут в вашу голову за эти пять минут. Но если поставить вопрос по-другому и предложить за те же пять минут придумать конкретно 20 вариантов использования кастрюли? За то же время идей будет в несколько раз больше. Этот пример лишний раз доказывает, что правильная постановка цели - залог успеха.

«Заставить вещи работать как надо».

Предложения и предположения.

Представьте себе компанию из восьмерых критически настроенных мужей, восседающих за круглым столом и обсуждающих возможность усовершенствования городского водоснабжения. Ни один из этих блестящих умов, как бы он ни «блистал» в иной ситуации, не может вступить в дискуссию до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи. Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права. Но кто же из критиков решится внести позитивное предложение? Кто из них позволит себе выступить с предложением, которое обречено немедленно стать мишенью критических замечаний его коллег?

Критический настрой в рассмотрении каждой проблемы необходим, но довольствоваться только им одним невозможно. Я категорически не согласен с утверждением, будто критического склада ума достаточно для верной ориентации в жизни. Иногда приходится слышать замечания, будто критический настрой составляет отличительную особенность западного образца мышления. Особенность – вполне возможно; здесь важно – с чем сравнивать. Но в любом случае это вовсе не означает, будто критицизм – единственная присущая западному мышлению черта. Любая однобокость в развитии человеческого мышления непременно вела бы к его деградации.

Критический настрой характерен для мышления в черной шляпе. В главе, посвященной этому головному убору, я говорил, что человек, его надевающий, должен сыграть свою роль до конца: он обязан подвергать критике всех и вся с максимально доступным его характеру пылом. Это важный момент в подходе к рассмотрению любого вопроса, и его следует отработать со всей тщательностью.

Напротив того, мышление в шляпе, символизирующей радужные настроения, призвано в каждом деле искать соответствующие ее расцветке радужные перспективы и подводить под них логическое обоснование. Под астральным знаком шляпы солнечного цвета рождаются идеи, предложения и предположения. Позже мы увидим, что зеленая шляпа, символизирующая творческое мышление, также играет существенную роль в разработке новых идей.



Под сенью желтой шляпы формируется конструктивное мышление, поскольку всякое созидание связано с позитивным отношением к делу. Нечто новое для того и предлагается, чтобы внести какие-либо улучшения независимо от того, будет ли это решение конкретной проблемы, усовершенствование чего-то уже существующего или использование благоприятной возможности. В каждом случае предложение несет в своей основе какое-либо конкретное изменение к лучшему.

Желтошляпный тип мышления в определенной степени представляет собой мышление реактивное, знакомое нам по предыдущим главам, в которых мы с вами рассуждали о типах мышления в общем и целом. Говоря о реактивности мышления, я имею в виду тот факт, что оно – мышление – призвано включаться в работу и непосредственным образом реагировать на возникновение той или иной ситуации; в данном случае – отвечать на предложенное стечение обстоятельств целенаправленным поиском позитивных моментов и тем самым уравновешивать критический взгляд на вещи, присущий мышлению в черной шляпе.

Человек, надевающий желтую шляпу, выискивает в каждой конкретной идее исключительно положительные моменты и делает это с такой же настойчивостью, с какой человек в черной шляпе обращает внимание только на моменты негативного порядка. Человек в желтой шляпе стремится провести выдвинутый план в жизнь, и потому я рассматриваю желтошляпный тип мышления как конструктивный, созидательный, в противовес черношляпному образу мыслей, направленному на то, чтобы не дать идее дальнейшего развития, оставить все как есть, и потому – деструктивному.

– Чтобы улучшить обеспечение населения водой, мы можем соорудить на протекающей вблизи города реке дамбу, создав водохранилище, способное удовлетворить потребности населения в запасах питьевой воды.

– В пятидесяти милях отсюда, в горах, находится высокогорное озеро. Вода в нем отличается природной чистотой. Мы могли бы проложить водопровод, и вода из озера будет поступать сюда, в долину, под собственным давлением.

– При пользовании туалетом на ополаскивание лица или мытье рук каждый житель за один раз расходует в среднем около восьми галлоновводы. Существуют проекты, предполагающие уменьшить расходование воды до одного галлона за один раз, в результате чего удалось бы сэкономить до тридцати галлонов в день в среднем на одного человека, или девять миллионов галлонов в день в расчете на город с трехсоттысячным населением.

– А если задействовать метод повторного использования воды? Я слышал, что существуют технические процессы очистки воды, позволяющие окончательно решить проблему водоснабжения. Если хотите, я могу собрать по этому вопросу все необходимые сведения.

Каждый из приведенных примеров представляет собой конструктивное предложение. Когда такое предложение внесено, его следует рассмотреть с позиции мышления в желтой шляпе, чтобы подготовить зародившуюся идею к испытанию на прочность под огнем критических замечаний человека в черной шляпе.

Наденьте свою желтую шляпу и внесите конкретное предложение. Чем больше вариантов у нас наберется – тем лучше.

Джон, что вы можете нам предложить? Каким образом мы можем справиться с этой проблемой? Надевайте-ка вашу желтую шляпу.

Здесь кто-нибудь из присутствующих – в соответствии с общим сценарием – может заметить, что предложения по решению проблем с водоснабжением должны исходить от специалистов, а не от дилетантов. Если участники круглого стола все как один – специалисты своего дела, тоже не беда: один из них может сознательно взять на себя роль сомневающегося во всем неспециалиста, подвергающего критическому осмыслению каждую высказанную его коллегами мысль. Такая политика очень распространена в большой политике: специалисты выдвигают предложения, а политический деятель подвергает их всестороннему критическому рассмотрению. Он играет роль любителя, случайно затесавшегося в ряды сильных мира сего и потому склонного во всем сомневаться и чего-то недопонимать.

Вот и людям, далеким от политики, весьма полезно применить ту же стратегию – поиграть в обмен мнениями между экспертами, выплескивающими фонтаны идей, и во всем сомневающимися недоумками-любителями, засыпающими их глупейшими – но весьма полезными по своей сути – вопросами. Это тем более полезно, что решение любого вопроса даже в политике все равно остается за профессионалами.

Как же появляются на свет предложения и предположения? Откуда они берутся? Каким образом человек, надевающий желтую шляпу, приобщается к миру идей и творческих планов?

Это сложный вопрос, и на страницах предлагаемой книги нет места для подробного рассмотрения различных методик творческого проектирования и глобального разрешения проблем. Этому посвящены другие мои работы.

Нам важно понять другое: предложения, выдвинутые человеком в желтой мыслеварительнои шляпе, вовсе не обязательно должны соответствовать уровню специалиста. Они могут представлять собой как верный способ разрешения возникшей проблемы, так и всего лишь намек на такую возможность – что угодно, способное привести к конкретному результату.

Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности.

Снимите вашу черную шляпу. До сих пор вы брали на себя роль оценщика предлагаемых идей. Попробуйте теперь предложить что-нибудь сами.

Надев желтую шляпу, я отчетливо вижу, что одним из способов разрешить возникшую проблему является принятие нами решения о продаже технической воды частным предпринимателям по рыночным ценам.

Нет, нам еще рано надевать черные шляпы. Я вовсе не считаю, что мы рассмотрели все перспективы, которые перед нами открывает принятие этого предложения. Да, нам придется потратить известную сумму денег на консультации специалистов, но, если мы все хорошенько обдумаем, дальнейшая разработка проекта должна себя оправдать. Главное – ясно себе представить все возможные области его применения. И здесь речь идет об использовании конструктивного мышления в желтой шляпе.

Итак, мышление в желтой шляпе отвечает за «порождение» конструктивных идей и очерчивание открываемых ими радужных перспектив. Двум этим аспектам сопутствует чрезвычайно важный – третий: он заключается в дальнейшем развитии выдвинутой идеи. Для этого требуется нечто большее, нежели умение вынести привычную нашему разуму оценку ситуации, при формировании которой задействуется реактивный тип мышления. Здесь необходим конструктивный образ мыслей. Речь идет о дальнейшей работе над предложением – его доработке, усовершенствовании и доведении до «степени внедрения в жизнь».

Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск и исправление присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Как мы уже отмечали, черношляпный тип мышления как раз и предназначен для поиска недостатков, но в его обязанности не входит их исправление.

Если мы передадим функцию городского водоснабжения в руки частного предпринимательства, это может привести к тому, что новые владельцы постепенно сумеют добиться монопольного права на установление отпускных цен на воду для предприятий-потребителей.

Мы могли бы оградить себя от подобных перспектив проведением жесткой ценовой политики путем создания определенного «коридора» цен для потребителей. Таким «коридором» могли бы служить верхняя и нижняя границы цен на воду из расчета ее нынешней отпускной цены с поправкой на инфляцию.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что для конструктивного аспекта мышления в желтой шляпе вовсе не требуется исключительной одаренности. Здесь важно только желание изложить приходящие в голову мысли и идеи, даже если на первый взгляд они кажутся ничем не примечательными.

У нас в теле постоянно происходят какие-то реакции на любую нашу мысль. Испугались чего-то – тело напряглось, почувствовали неуверенность – сердце участило свое биение, обозлились на кого-то – челюсть сводится от напряжения.

Поэтому бесполезно пытаться доказать, что наши мысли и эмоции никак не влияют на тело. Еще как влияют. И чем чаще Вы испытываете негативные эмоции, тем большее напряжение испытывает Ваше тело. Каждая негативная мысль или нервное напряжение действует как удар – сила удара зависит от той энергии, которую Вы вложили в эту мысль и время, в течение которого Вы эти эмоции испытываете.

Так что здесь одинаково вредно – редко испытывать сильные негативные эмоции или часто не очень сильные.

Страх держит тело в постоянном состоянии готовности к защите или бегству, злость – к нападению, депрессия вызывает желание перестать что-либо делать, а радость наоборот активирует все центры и вызывает желание действовать.

Природа специально наделила этими инстинктами всех живых существ. Это помогает нам выживать. Но это полезно только когда действительно есть реальная опасность или требуется срочная мобилизация всех сил. А вот если какое-то негативное чувство испытывать непрерывно в течение длительного времени, то это приводит к нарушениям – напряжение в каком-то органе или мышце становится хроническим, со временем может перейти в спазм, защемление и т.д.

Защитные функции призваны перераспределить основную энергию в зависимости от обстоятельств. В случае физической угрозы идет отток энергии от всех органов, которые напрямую не связаны с защитой: например, от органов пищеварения, которое замедляется в это время для высвобождения дополнительных сил именно на защитные функции. В случае ранения меняется направление и сила кровообращения – чтобы сократить потери крови и т.д.

Но проблема в том, что люди живут практически постоянно в состоянии защиты. Причем независимо от того, есть ли угроза в данный момент или нет. Это становится привычкой, рефлексом. Но если распределение энергии или крови неравномерно перераспределить на длительное время, то где-то образуется недостаток, а где-то переизбыток. Соответственно эти органы начинают болеть.

И лечить эту болезнь нужно не правильным питанием и упражнениями, а восстановлением нарушенных энергопотоков в организме. Нужно изменить свое мышление, а значит, изменятся эмоции и чувства. Заблокированная энергия сможет свободно двигаться по организму, и работа всех органов будет восстановлена.

не имеет ничего общего с мнимыми болезнями.

Как Вы заметили, есть вполне объяснимые и доказуемые взаимосвязи состояния наших мыслей, нашего сознания и состояния нашего здоровья. Поэтому, – это вовсе не вымышленные болезни.

Психосоматический подход позволяет найти и понять истинную причину того или иного заболевания, увидеть корень его происхождения. При этом, он не отрицает влияние таких факторов, как экология, наследственность, питание. Просто добавляется еще один очень важный фактор, влияющий на здоровье.

Сейчас уже и многочисленные медицинские исследования доказывают влияние образа мыслей на состояние тела. И, наверное, никто не возьмется утверждать, что люди, склонные к деструктивным мыслям, с заниженной самооценкой, привыкшие считать, что от них ничего не зависит, намного чаще страдают головными болями, болезнями желудка и позвоночника, чем люди с конструктивным мышлением.

Как использовать конструктивное мышление для улучшения состояния здоровья?

Итак, как же все-таки улучшить наше здоровье с помощью мыслей?

Вы замечали, что люди с конструктивным мышлением реже жалуются на какие-то симптомы болезней? Что те, кого мы привыкли называть оптимистами, обычно чувствуют себя намного лучше тех, кто во всем видит негатив и часто проявляет недовольства?

Это вполне объяснимо и закономерно. Если человек видит во всем хорошее, с любовью относится к миру, не вступает в конфликтные ситуации, уверен в себе и чувствует себя комфортно и безопасно, то у него энергия движется по телу свободно. У него нет застоев, нет блокировок, нет энергетических перекосов.

Т.е он живет в балансе, в гармонии. У него нет избыточных идеализаций, он не тянет энергию из других людей и не отдает свою энергию, он открыт природе, и движение энергии на всех уровнях тел происходит свободно.

У человека с позитивным мышлением преобладают положительные эмоции, а как известно, радость и состояние счастья дают нам большой прилив энергии.

При этом, от способа мышления зависит, в том числе, и стиль жизни человека, и его отношение к своему телу. Скорее всего, такой человек действительно будет уделять время физическим занятиям, будет употреблять в пищу здоровые продукты, будет иметь ровную осанку и т.д. Но как видите, в основе этого лежит именно способ мышления человека, из которого уже логично следует и определенный образ жизни.

То есть, мышление первично, а образ жизни вторичен. И если Вы хотите изменить состояние здоровья, то начинать нужно с первичного. Потому что, если Вы полны негативных эмоций или считаете себя недостойным хорошей жизни, то никакая зарядка здесь не поможет. Скорее можно добиться даже обратного результата. При сильном приступе злобы вообще лучше не делать резких движений – это может легко спровоцировать сердечный приступ или нервный спазм или еще какое-то последствие такого психологического состояния.

Лечите свои мысли, свой образ мышления – а тогда Вы сами почувствуете, как на физическом плане позаботиться о своем теле.

Если Вы нашли для себя что-то полезное в этой статье, оставьте, пожалуйста, комментарий в конце этой страницы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы конструктивного мышления педагогов Ранцева Ирина Павловна, преподаватель русского языка и литературы КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

2 слайд

Описание слайда:

Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. Герберт Спенсер Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление, второй, самый легкий, - подражание, третий, самый горький, - опыт. Конфуций (Кун-Цзы)

3 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления. Слово "конструктивное" исходит от слова "конструктив", а оно, в свою очередь, от слова "конструкция". Конструкция обозначает "стройка" или "строение". Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически.

4 слайд

Описание слайда:

Что означает «стройно мыслить»? Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

5 слайд

Описание слайда:

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

6 слайд

Описание слайда:

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее Конструктивное мышление - стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

7 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи. Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

8 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление. Креативное мышление – это способность думать созидательно.

9 слайд

Описание слайда:

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

10 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Профессиональное педагогическое мышление - сложное интегральное образование, характеризуется как совокупностью свойств, присущих любому практическому мышлению (неотрывность от реализации и исполнителя, познание взаимодействующей системы, действенность и др.) так и специфических для него. Важнейшими из них являются прогностический и конструктивный компоненты. Структура прогностического компонента мышления представлена объектом прогнозирования, процессом прогнозирования, дающим простые и определенные положения и результатом. Конструктивный компонент мышления представляет объект конструирования, этапы и конечный результат мысленного конструирования.

13 слайд

Описание слайда:

«Может ли специфически конструктивное (конструкционистское) сознание открыть новые неожиданные направления в образовании?» В настоящее время больше уделяется внимания творческому обучению, которое называют альтернативным подходом к познанию. Именно такой подход получил развитие в теориях конструктивизма, которые указывают, что активная позиция человека та, в которой человек сам создает структуры своего интеллекта. Полагая основной целью непрерывного образования воспитание конструктивной личности с развитым конструктивным мышлением и сформированными конструктивными навыками важно рассматривать конструктивное обучение не как обучение какому-либо конкретному предмету, а как обучение посредством изучения этого предмета. Так процесс формирования конструктивного мышления может быть представлен в трех уровнях: школьный, вузовский, андрагогический. Третий уровень характеризуется высоким профессионализмом, мастерством, умением самостоятельно прогнозировать, строить и радикально решать задачи. Предприятиям и в том числе школам нужны квалифицированные работники, для того чтобы быть конкурентоспособными.

14 слайд

Описание слайда:

Успех школы, в смысле качества образовательного процесса, в большей мере зависит от уровня квалификации учителей и руководящего состава, готовых к постоянному повышению уровня своего мастерства. Деятельность учителя связана с решением самых разнообразных педагогических задач. Современный учитель постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, учителю бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого важно иметь развитое конструктивное мышление.

15 слайд

Описание слайда:

Педагогические задачи решаются либо путем обычного логического рассуждения, либо решаются аналитическим путем, в основу которого положена другая модель мыслительных действий - это конструктивное мышление. Суть последнего вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. Для аналитического мышления характерны всем известные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и другое. Конструктивное мышление базируется на этих же операциях, но они для него не являются главными.

16 слайд

Описание слайда:

Интуитивная мыслительная деятельность учителя - объективная реальность. Ее сила и слабость коренятся в прошлом опыте. Наличие опыта обусловливает два момента в решении педагогических задач. Если учитель располагает полным набором знаний, умений и навыков, то решение осуществляется только по правилам; если этого набора недостаточно, то он сам открывает требуемые знания и решает педагогическую задачу творчески. Для реализации творческого решения педагогической задачи, необходим определенный минимум, основа знаний по проблеме. Процесс формирования профессионального конструктивного мышления непрерывен в течение всей жизнедеятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Конструктивистская философия обучения – это учеба как конструктивный и ситуативный процесс. С точки зрения конструктивистского подхода обучение - это активный и конструктивный процесс, зависящий от ситуации и контекста; это самоуправляющийся процесс; это социальный процесс. Этот подход обуславливает особую позицию активных, самоорганизующихся методов обучения в концепциях, направленных на действия. Сюда относятся, например, исследование конкретных случаев (Case Studies); ролевые и деловые игры; проектный метод; уроки РЭР. Традиционная концепция научной ориентации нуждается в новых ориентирах, чтобы она смогла послужить основой для профессиональной подготовки.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, в современное время отчетливо проявляется выработанная концепция профессионально-педагогической подготовки учителя, которая все в большей степени ориентирована на идеи конструктивизма в педагогике и психологии – свободного конструктивного творческого саморазвития, самоопределения и самореализации личности как будущих учителей, так и их воспитанников - учеников.