Концентрация на мармах и точках – успокоение ума. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела

Концентрация на мармах и точках – успокоение ума. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела
Концентрация на мармах и точках – успокоение ума. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела

Объясняется, прежде всего, тем, что в нём используется уникальная процедура уравновешивания - так называемая марма-терапия , стимуляция жизненно важных энергетических центров. Эти центры, мармы, в аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, точки, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи, а следовательно, концентрируется организующий «разум» тела. В общей сложности в аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, лучше известны под названием «чакры» .

Мармы особенно важны, так как располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами, – нади, пронизывающими всё тело.

Максимальной концентрации нади достигают в области пупка, где находится вторая нижняя чакра. В районе пупка – канала, по которому от матери к ещё не рождённому ребёнку поступает жизненная сила, соединяются все семьдесят две тысячи тонких энергетических течений.

Обычные мармы располагаются в области лимфатических узлов и в точках стыка пяти анатомических систем: кровеносных сосудов, связок, мышц, нервов и костей. Они играют ключевую роль в поддержании равновесия дош и в стимуляции трёх циркулирующих систем – лимфатической, кровеносной и нервной. Махамармы, или чакры, располагаются в области семи желёз внутренней секреции, отвечающих за выработку гормонов – биологически активных веществ, которые участвуют в регуляции физиологических функций и эмоций. Первая чакра соответствует половым железам, вторая – поджелудочной железе и брюшной области, третья – надпочечникам, четвёртая - вилочковой железе (тимусу), пятая - щитовидной железе, шестая (так на зываемый «третий глаз») - гипофизу, а седьмая («венечная чакра») - шишковид ной железе (эпифизу). Чакры соединены тремя переплетающимися каналами, которые, извиваясь, подобно змеям, тянутся от основания позвоночника до темени. По ним при пробуждении поднимается кундалини, духовная энергия, в обычном состоянии дремлющая в области первой чакры. Как вы увидите, раскрытие энергетических центров посредством массажа, йогических упражнений и медитации естественным образом укрепляет жизненные силы и развивает способность к сосредоточению.

Так называемые меридианы, энергетические каналы, используемые в китайской акупунктуре, сходны с нади, но не тождественны им. Аюрведическая система древнее китайской. Представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложи лось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке. В дханурведе мармы классифицируются в соответствии с тем, какие последствия повлечёт за собой попадание в данную точку инородного тела (например, стрелы), - мгновенную смерть, отсроченную смерть, мучительную смерть или утрату дееспособности. Позд нее один великий вайдья, изобретатель хирургии, изучил эту систему жизненно важ ных энергетических центров и нашёл ей применение во врачебном искусстве. Разумеется, многие западные люди удивятся, узнав, что культура, породившая искусство медитации и давшая миру великих свами, достигла больших успехов также в воинской науке. Однако такая реакция - не что иное, как плод сложившихся на За паде ошибочных представлений о ведической мудрости, которая в действительности всецело практична. Надо отдавать себе отчёт в том, что наука о достижении чистоты и блаженства была бы неполна без науки об истреблении зла. Между прочим, «Бхагавад-гита», один из великих ведических эпосов, - это предание о том, как Господь Кришна наставлял великого лучника Арджуну перед выходом на поле боя. Работа с мармами и применение целебных трав и масел превращает аюрведичсский массаж в комплексную методику уравновешивания тонких энергий тела и ума. Далее речь пойдёт о конкретных приёмах массажа.

Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела. Это огромная область знаний, существующая не одно тысячелетие. Одно из первых упоминаний марм встречается уже в Ригведе. Там бог Индра расправляется с демоном Виртрой, атакуя жизненные точки его тела (мармы) своей ваджрой. Теория марм оказала большое влияние на развитие индийских боевых искусств, йоги, астрологии и аюрведы.

Традиционно выделяют две ветви мармавидьи - тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастьяра, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и др.Тамильская нашла своё выражение в боевом исскустве варма-ати, традиционной медицине сиддхов и в школе ситтаров, классическое определение которой даёт сиддх Тирумулар: “ Лишь тот, кто живёт йогой, и посредством её видит Божественный Свет (оли) и Мощь (шакти) - лишь тот ситтар”.

Наследие же Сушруты оформилось в воинском исскустве каларипайят, аюрведе и различных школах йоги. В частности Свами Шивананда описывает технику концентрации на 16 точках тела (мармах) и называет её “пратьяхара Яджнавалкьи”.

Тамильская ветвь

Как было упомянуто ранее, основателем тамильской ветви принято считать сиддха Агастьяра, личность легендарную и овеяную мраком древности. Тот ли это риши, что упомянут в Ригведе, или другой - неизвестно. Зато ясно, что наука мармавидьи была тайной и передавалась от учителя к ученику, о чём говорится в тексте “Агастьяр кутирам”:

Это (знание о вармах) было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить за ним и пытаться восхвалять вас, но не позволяйте делать это. Лучше наблюдайте за учеником 12 лет и лишь потом дайте ему это знание.

Рисунок (примерно I век н.э.), найден на северо-востоке Индии, с изображением марм.

Письменные источники традиционно создавались в стихотворной форме, что способствовало более полному запоминанию. По объёму они сильно разнятся - от 146 шлок в “Варма Кутирам” до более чем 1000 в “Варма Оти Муриву Кара Кутирам”.

Тамильская традиция насчитывает 108 жизненных точек, называемых вармами. Однако 108 - не общее число точек, а количество названий. Тамильский текст “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” говорит о том, что 46 из108-ми точек - единичные, а 62 - двойные, итого - 170 точек. Из этих 108-ми точек 96 классифицируются как второстепенные (тоду варма) и 12 как основные смертельные жизненные точки (паду варма). Наиболее опасны, паду вармы - те, которые при достаточном повреждении влекут за собой смерть. Более многочисленные второстепенные точки менее опасны, но при повреждении вызывают сильную боль. Например, “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” содержит следующую запись об одной из 12-ти смертельных точек:

  • 45.1 Контаколи находится точно наверху головы. Вот симптомы при серьёзном повреждении:
  • 45.2 Мой дорогой ученик, его голова полностью разрушается и происходит спонтанная эякуляция.
  • 45.3. Случаются жизненно опасные судороги и озноб. При прямом поражении случается смерть.
  • 45.4 Вы должны знать, что даже если опытный врач лечит это повреждение, пациент умрёт.

Другой тамильский текст,“Варма Кутирам”, описывает название, расположение, симптомы поражения и противодействия для другой из 12-ти смертельных точек: "Между бровями, ниже на одно рисовое звено, имя этог центра - тилада калам. Если он ломается при ударе, наступает смерть. Это смертельный центр. Если после удара нет перелома, человек открывает рот и смотрит в небо. Это будет продолжаться 3 и ¾ налика (90 минут). Я научу вас секретной технике. Схватите его за волосы, собранные в хвост на вершине головы и посадите его, и ударьте в центр макушки (темени) головы. Массируйте пинкалай (два нади, идущие по задней части шеи к ушам). Измельчите сушёный имбирь и выдуйте это в нос пострадавшего. Когда вы дадите рисовый отвар, будьте уверены, с пациентом всё будет хорошо".


В целом же можно сказать, что согласно традициям ситтаров, сами тексты - закрытая от невежд сокровищница, и только практика сиддха-йоги способна открыть её и показать их истинное значение. И подтверждая старую тамильскую поговорку “Не познавший себя, не может познать других”, автор “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” пишет: "Только практикуя, пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (центры тонкого тела, санскр. - чакры), Вы получаете ясное понимание 108 варм".

Наследие Сушруты

Ветвь, берущая своё начало в работах Сушруты, более известна. Отчасти это связано с большим количеством письменных источников, отчасти с их более доступным языком. Немалую роль в этом играет и всё возрастающая популярность йоги и аюрведы.

Письменные источники этой традиции включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные - “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм, каждой жизненной точке даны название, номер, расположение, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения, и симптомы при слабом повреждении точки. Примером такого описания может служить отрывок из “Марманиданам”: “В центре тела, между толстой и тонкой кишкой располагается набхи марма. Это центр всех нади. Это сира марма (точка соединения сосудов). При повреждении наступает скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте. Время жизни - максимум 7 дней.

Между грудями, в месте соединения грудной клетки и брюшной полости находится хридайям марма. Это сира марма (точка соединения сосудов). При повреждении - скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте”.

Несколько особняком стоят тексты, описывающие как эти повреждения производить. Именно они легли в основу каларипайят. Вот отрывок из “Мармайогам” о набхи - и хридайям мармах: “Джалапатнам находится на половину ширины пальца ниже пупка. Блок левой, шаг с правой и удар правой рукой. Противник будет терять сознание и мочиться. Чтобы восстановить противника, надо произвести контрудар в точку, расположенную выше копчика на 6 пальцев. Иногда может просачиваться кровь. Тогда надавите основанием ладони на основании позвоночного столба.

Трисанкпурушпам (трёхлепестковый цветок) между сосками ниже грудной клетки и выше брюшной полости, жидкостный по своей природе и по форме напоминает бутон лотоса, наклонённый вправо… Защититесь от удара левой и ударьте эту точку правым локтем. Восстановление - только ударом по противоположной стороне”.

Тексты “Грантхаваримарма чикитса” и “Мармани чикитса” посвящены способам лечения повреждения марм: “Если талхридайя марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на какую-либо часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трёх часов. После завершения дхара перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. На верх головы кладёте смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалить это через три часа. Затем натираете всё тело смесью воды, растительного масла, гхи, сока алоэ, или, если этого нет, гхи, растительного масла и соком кокосового ореха”.

В традиции Сушруты насчитывается 107 точек, но это общее количество. Названий точек - 43, некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так, например, урви марма - одновременно и середина бедра, и середина плеча, а талхридайя марма - и центр подошвы и центр ладони.

Согласно “Сушрута-самхите» (древнему аюрведическому трактату) марма - это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал - мамса (мышцы), сира (сосуды), снаю (связки), астхи (кости) и сандхи (суставы). Жизненными точками мармы называют по причине того, что по ним циркулирует жизненный ветер (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела - тем более опасны повреждения мармы.

Классификация марм по Сушруте

Из 107 наиболее важными считаются 64 мармы. Они в свою очередь делятся на кула мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьёзнам повреждениям), колу мармы(останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса марамы (часто применяемые точки, не вызывающие серьёзных повреждений).

Мармы и их местонахождение

  • адхипати: темя
  • ани: наружный верхний край коленной чашечки
  • ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом
  • анса-пхпалак: лопатки
  • анса: плечи
  • апалапа: чуть выше и сбоку соска
  • апанга: наружный уголок глаза
  • апастамбха: между соском и грудиной
  • аварта: наружный угол надбровной дуги
  • вастих: мочевой пузырь
  • видхурам: под ушами
  • витапам: основание мошонки
  • врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка
  • гуда: конец копчика
  • гулпха: лодыжечный сустав
  • джану: коленный сустав
  • индравасти: середина икры
  • какшадхара: подмышечная впадина
  • катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза
  • крикатика: основание черепа
  • кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения
  • курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава
  • куручча: над кшипрой, в основании большого пальца
  • куручча: подъём свода стопы
  • курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)
  • курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем
  • кшипра: между первым и вторым пальцами стопы
  • лохитакша: подмышечная складка
  • лохитакша: паховая складка
  • манибандха: лучезапястный сустав
  • манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы
  • набхи: пупок
  • нил-дхамни: передняя стенка гортани
  • нитамба: внешний угол подвздошного гребня
  • паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы
  • пхана: боковые стенки ноздрей
  • симантаки: места соединения черепных костей
  • сираматрика: артерии по обе стороны шеи
  • срингатака: мягкое нёбо
  • станмула: под соском
  • станрохита: над соском
  • стхапни: третье око
  • талхридайя: центр подошвы
  • талхридайям: центр ладони
  • урви: середина ляжки
  • урви: середина плеча
  • уткшепа: над ухом
  • хридайям: мечевидный отросток
  • шанкх: висок

Мармавидья 2

Предыдущая статья нашла горячий отклик и кучу вопросов в умах наших читателей.

Вопрос номер 1: “Почему мармы не совпадают с точками чжень-цзю терапии?”

Ну во-первых, “мармы - точки исключительно плотного тела, стхула-шарира”, а “аккупунктурные меридианы являются системой энергетического обмена между нашим физическим телом и окружающими его энергетическими потоками”.

Во-вторых, как уже писалось ранее, “некоторые источники говорят о 32 йоги мармах, точках тонкого тела”, а “16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела”. Так, например, талхридайя соотносится с юн-цюань на ноге и лао-гун на руке, индравасти - с чэн-шань на ноге и си-мэнь на руке, набхи - с шэнь-цюэ, хридайям - с цзю-вэй, адхипати - с бай-хуэй. Как говорится, список можно продолжать.

Вопрос номер 2: “Зачем это нужно?”

Признаться, меня самого когда-то мучил этот вопрос. Особенно когда я обнаруживал, что половина книги по ушу или цигун забита рисунками человечков с точками, списками ло-пунктов и объяснениями правил “пин-бу” и “пин-се”. А зачем медику анатомия и физиология, если есть таблетки и от кашля, и от поноса, и от головной боли? Чтобы понимать! Понимать, что и как должно работать, и если не работает, то почему. И потом, если выбирать между девизами “Лишних знаний не бывает” и “Меньше знаешь - крепче спишь”, лично мне больше нравится первый.

Вопрос номер 3: “Что с этим делать?”

Ну вот и добрались…Конечно, писания сиддхов размыты, “Кшурика упанишада” - образна, а хочется чего-то конкретного и простого. Извольте, техника мармастханани, она же техника шавасаны, адаптированая Джоном Мамфордом - учеником Свами Гитананды из Пондишера. Адаптация заключалась в отказе от названия марм (хотя их всего 16, можно было бы и запомнить), и размывания их границ (что тоже не важно, т.к. при правильной концентрации локализация происходит автоматически).

“Шавасана - древний и самый естественный вклад йоги в решение таких современных проблем, как перенапряжение и бессонница. Действие шавасаны заключается в замедлении метаболических процессов при одновременной консервации нервной энергии, что является одним из ключей к объяснению многочисленных медицински подтверждённых случаев “йогической спячки”, когда йогов заживо закапывали в землю на несколько недель.

Искусство шавасаны даёт ученику возможность сознательно контролировать свою нейромышечную систему. Хорошим тестом на владение этим искусством является способность засыпать в течение трёх минут.

Шавасана представляет собой первый шаг к изменению биоэлектрической активности мозга от активного, бодрственного бета-ритма к дельте (сну без сновидений). Для достижения глубоко изменённого состояния сознания, называемого йога-нидрой, в усложнённую технику могут включаться управляемые образы с аффирмациями (иногда называемые “психическими энергетизаторами”). Йога-нидра достигается лучше всего, когда вы слушаете инструкции, записанные на аудиокассету.

Мармы используемые в технике Мармастханани

Техника

Ступни (талхридайя-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте свои ступни, включая голеностопные суставы. Одновременно согните пальцы обеих ног, затем мгновенно расслабьте их, осознавая ощущение покалывания. Мысленно повторяйте: “Ступни, первая зона”.

Голени (индравасти-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте свои голени и их мускулы. Усиливайте осознание мускулов, вытягивая пальцы ног в направлении коленных чашечек, затем мгновенно расслабьте их, одновременно мысленно просматривая голени и их мышцы. Мысленно повторяйте: “Голени, вторая зона”.

Колени (джану-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте оба коленных сустава со всех сторон. Прижмите подколенные впадины к полу, расслабьте, воспринимая каждое ощущение, и безмолвно повторяйте: “Колени, третья зона”.

Бёдра (урви-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте бёдра, направляя их посредством поворота ног пальцами друг к другу, затем расслабьте, позволяя ногам вернуться в естественное положение. Отмечайте ощущения, выражая их для себя словами: “Бёдра, четвёртая зона”.

Живот (набхи-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте тазовую чашу от промежности до пупка, задержите дыхание на выдохе, одновременно сжимая ягодицы и втягивая живот так, словно вы пытаетесь притянуть пупок к анусу. Расслабьтесь, позволяя воздуху войти в ваши лёгкие, отмечайте ощущения и ментальное состояние: “Низ живота, пятая зона”.

Солнечное сплетение (хридайям-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте диафрагму, задержите дыхание на выдохе, одновременно напрягая пупок, как будто пытаетесь притянуть его к спине. Освободите живот от напряжения, в то же время позволяя лёгким втягивать воздух, и, осознавая ощущения в диафрагме, безмолвно повторяйте: “Солнечное сплетение, шестая зона”.

Грудная клетка (апастамбха-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и вдохните, как можно больше расширяя грудную клетку, чтобы получить максимум объёма. Расслабьтесь, позволяя рёбрам принять естественное при расслаблении положение. Отметьте ощущения. Безмолвно произносите: “Грудь, седьмая зона”.

Спина (врихати-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и прижмите поясницу к полу, расслабьте, затем прижмите к полу остальную часть спины. Расслабьтесь и воспринимайте все ощущения, приходящие от позвоночного столба, безмолвно произнося: “Спина, восьмая зона”.

Кисти (талхридайя-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте, медленно сжимая кулаки (положите большой палец на ладонь, перед тем как согнуть остальные, для усиления ощущений). Расслабьтесь, мгновенно освободив кисти от напряжения, отмечайте ваши ощущения, говоря про себя: “Кисти, девятая зона”.

Предплечья (индравасти-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте ваши предплечья; прижмите тыльные стороны запястий к полу, напрягая предплечья до локтей. Отпустите, отмечая свои чувства и безмолвно произнося: “Предплечья, десятая зона”.

Плечи (урви-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сфокусируйтесь на давлении ваших локтей на пол, позвольте этому ощущению распространиться до ваших плечевых суставов. Отмечайте каждое ощущение, безмолвно произнося: “Плечи, одиннадцатая зона”.

Шея (манья-дхамни-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и, не отрывая затылка от пола, как можно ближе притяните подбородок к шейной ямке. Чувствуйте напряжение в шее несколько секунд, затем расслабьте, безмолвно повторяя: “Шея, двенадцатая зона”.

Затылок (крикатика-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте его. Прижмите затылок на несколько секунд к полу, затем расслабьте, безмолвно произнося: “Затылок, тринадцатая зона”.

Челюсть (срингатака-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте её и, сомкнув губы, сильно прижмите язык к нёбу. Расслабьте, мысленно произнося: “Челюсть, четырнадцатая зона”.

Глаза (апанги-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сожмите веки, концентрируя внимание на щеках и лбе. Расслабьтесь, отмечайте ощущения и безмолвно произносите: “Глаза, пятнадцатая зона”.

Верхняя часть черепа (адхипати-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте. Ощутите вес мозга в черепе, одновременно расслабляя кожу черепа. Мысленно произносите: “Скальп-мозг, шестнадцатая зона”.

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления баланса организма. Это мягкое и глубокое воздействие на мармы («особо чувствительные точки» или «зоны жизни» на санскрите) — биоэнергетические точки тела человека.

Марма-терапия является древнейшей техникой восстановления обмена веществ и восполнения жизненной энергии.

Правильные или неправильные вибрации жизненных точек тела (т.н. мармы) могут как улучшить, так и, соответственно, ухудшить состояния здоровья человека. Марма-терапия - это древняя индийская практика, при которой владеющие ею специалисты ритмически настраивают энергетические точки организма с целью лечения различных заболеваний, таких как нервные расстройства, артрит, боли в спине и проблемы с позвоночником, диабет, и т.д.

Марма-терапия тесно связана с такими науками, как Аюрведа, сиддха-медицина, терапевтический массаж, боевые искусства и проч. Знание энергетических точек позволяет практикующему марма-терапию воздействовать на поток праны как через физическое, так и тонкое тело (психику) человека с целью восстановления его здоровья и психического равновесия.

В настоящее время марма-терапия осуществляется следующим образом.

Медицинская практика [точечный массаж, терапевтический массаж, медицина на основе лекарственных трав].
Боевые искусства [калари/ каларипайату].
Марма-терапия - это оригинальная точечная система лечения организма. По мере распространения учения по Индии, оно оказывало свое влияние и на развитие акупунктуры и кунг-фу в Китае. Наука о воздействии на энергетические точки была призвана стоять на страже империй в те далекие времена, когда искусством ручного боя владел лишь истинный воин. Древние бойцы понимали сущность тонкой энергии и использовали свои знания для того, чтобы обезопасить или уничтожить врага. «Марма» происходит от санскритского слова «мру», что означает «убивать». 107 точек мармы рассматриваются в категориях по степени их влияния на энергетический запас организма. При их повреждении жизнь человека может оказаться под угрозой. Если воины овладевали этой наукой в целях обороны государства, то лекари применяли знание этих точек в искусстве врачевания. Та же остеопатия, популярная в Европе, имеет много общего с марма-терапией, откуда она заимствовала значительную часть своих положений.

Диспуты о мармах присутствуют во многих великих текстах Аюрведы, но самый знаменитый труд по данному вопросу принадлежит перу Сушруты Самхиты (Sushruta Samhita). Вайдия Сушрута описывал расположение точек мармы и их воздействие на прану. Он утверждал, что врачу необходимо знать эти точки и избегать хирургического вмешательства в них, поскольку это может привести к катастрофическим последствиям для организма.

Основной постулат марма-терапии достаточно прост. Там где сильный удар может нанести увечье, легкое касание способно исцелить. Это главный принцип марма-массажа. Когда знания о точках мармы сочетаются с умением улавливать и направлять поток праны, марма-терапия становится мощным инструментом для излечения любых известных заболеваний. Это научно обоснованная система медицины, без побочных эффектов и негативных последствий. Она эффективно работает как сама по себе, с применением лекарств или без оных, так и в сочетании с другими медицинскими дисциплинами, такими как аллопатия, гомеопатия и Аюрведа.

107 точек мармы

Аюрведа описывает 107 энергетических точек. Они располагаются в передней и задней части тела, включая в себя

· 22 на нижних конечностях

· 22 на руках

· 12 на груди и брюшной области

· 14 на спине

· 37 на голове и шее.

Что происходит во время сеанса марма-терапии?

Марма-терапия включает в себя мягкие поддерживающие движения частей тела, легкую стимуляцию точек пальцами с помощью локального массажа и манипуляций с различными суставами и мышцами. Терапия физически и психологически расслабляет организм, снимая зажатые марма-точки, и придает ему силу. Этот сильнейший по воздействию терапевтический процесс, который своим влиянием на тонкие и чувствительные точки на теле открывает энергетические каналы, которые называются шроты.

Как работает марма-теапия?

Марма-терапия имеет громадный потенциал и эффективно действует на многих уровнях - физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Она может привести к грандиозным сдвигам в организме.

· Снятие хронической или острой боли, как местной локализации, так и генерализованной.

· Детоксикация на всех уровнях.

· Заметное улучшение функций органов/тела, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, дыхания, нервной и психологической системы.

· Поддерживает баланс дош.

Доктор Навин (Dr Naveen) является специалистом в области марма-терапии, которому удалось объединить теоретические знания о марме, почерпнутые из Аюрведы, и успешно применяемые в сиддха-медицине практические навыки воздействия на энергетические точки человека. По завершении изучения курса Аюрведы он также прошел практическое обучение по направлению марма-терапия в Институте вармалогии в Коимбатуре, Индия (Thirumular Varmalogy Institute, Coimbatore, India).

20.06.2017

Марма – это точка на поверхности тела, под которой пересекаются жизненно важные структуры организма, либо физической, либо тонкой природы, либо и той, и другой. Некоторые мармы совпадают с акупунктурными точками, другие находятся рядом, но не совпадают. Повреждение марм в результате внешней травмы или нарушения внутреннего метаболического равновесия приводит к тяжелым, нередко фатальным последствиям.

Мармы были известны еще в ведический период. Чтобы нанести противнику максимальное поражение, воины целились в мармы, а врачи применяли знания о мармах для лечения таких ранений. В Сушрута-самхите выделено 107 марм, классифицированных по следующим признакам:

  • структура, которую они затрагивают (мускулы, кровеносные сосуды, связки, нервы, кости, суставы);
  • местоположение;
  • размер;
  • последствия наносимого ущерба (быстрая смерть, смерть через некоторый промежуток времени, наступление смерти после извлечения инородного тела из раны, инвалидность, боль).

Хотя на большей территории Индии марма-терапия уже не применяется, эта практика сохранилась в южном штате Керала среди последователей боевого искусства калариппаятту, которое практикуется приблизительно с XII в. нашей эры, и очень похоже на практику хатха-йоги. Его подготовительные физические упражнения ведут к достижению полного контроля над физическим телом и постижению более тонких аспектов практики путем самопознания. Таким образом, традиция калариппаятту имеет самое непосредственное отношение к дханурведе (искусству военных действий), аюрведе и медитации. Мастера калариппаятту выделяют 160-220 марм, которые можно использовать в военном деле, а в терапии применяют 1707 марм, описанных Сушрутой.

Традиция калариппаятту рассматривает человека как структуру, состоящую из трех тел, сложным образом переплетенных между собой:

  • подверженное изменениям тело жидкостей, в состав которого входят, кроме прочего, ткани и побочные продукты метаболизма;
  • относительно стабильное тело мускулов, костей и марм;
  • тонкое тело с нади и чакрами.

Эти тела не являются самостоятельными, абсолютно независимыми друг от друга, но их можно рассматривать и по отдельности, в соответствии с теми специфическими функциями, которые каждое из них выполняет в совокупной структуре. Эта классификация не противоречит аюрведическому разделению структуры человека на пять оболочек. Обе системы отражают одну реальность – просто в основу этих двух классификаций положены различные цели.

Согласно теории калариппаятту, ранение в точку мармы блокирует либо перерубает соответствующий нади в этой точке, тем самым прерывая и поток праны (жизненной силы), и поток ваты (продукта переработки праны и одновременно инструмента ее деятельности). Существенный ущерб можно причинить только в том случае, если ранение проникает в ткани под местом расположения мармы не менее чем на 2,5 см. простой шлепок по ней не причиняет особого вреда.

Первая и немедленная помощь при ранении в марму – жесткий удар или шлепок по аналогичной марме на противоположной стороне тела. Это позволит восстановить течение праны, и пострадавший окажется вне опасности. Чтобы такой компенсирующий удар сработал, его следует нанести не позднее определенного времени с момента ранения, и за этим должно последовать лечение, направленное на восстановление равновесия дош, нарушенного в результате ранения.

Марму, как и чакру, нельзя даже назвать структурой, она существует не во всякий момент времени. Мармы существуют лишь до тех пор, пока в организме течет прана (в мертвом теле они отсутствуют). Марма активизируется полностью, только в тот момент, когда через нее проходит реальный поток праны. Смерть или ущерб, которые ожидаются в результате ранения в определенную марму, наступает только в том случае, если эта марма в момент поражения была активна. Течение и концентрация праны в определенных мармах подчиняются влиянию лунных циклов.

Всем известны такие методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, как асаны и пранаямы.

Но, что делать, ЕСЛИ У ВАС ЛЕЖАЧИЙ БОЛЬНОЙ (после инсульта или инфаркта, или с гипертонической болезнью)?

Подробнее см. описание курса «Йогатерапия Сердечно-сосудистой системы (ССС)»

ВНИМАНИЕ! ПРИ ОСТРЫХ СОСТОЯНИЯХ — ВЫЗЫВАЙТЕ ВРАЧА! Не надо самодеятельности.

Все практики, которые приведены в этом посте, предназначены для профилактики и восстановления пациента в стадии ремиссии.

Давайте сначала вспомним положительные действия асан.
ПРАВИЛЬНО выполняя асаны (а их надо еще уметь правильно выполнять):

  • увеличивается тонус сосудов;
  • увеличивается капиллярная сеть;
  • увеличивается просвет в сосудах (что снимает лишнюю нагрузку с сердца);
  • усиливается обмен веществ (токсины быстрее выводятся, а питательные вещества и кислород быстрее доставляются до клеток);
  • вырабатываются эндорфины, которые улучшают моральный настрой, что снимает лишнюю тревожность;
  • и др.

ПРАВИЛЬНО выполняемые пранаямы , в свою очередь:

  • тренируют дыхательные центры головного мозга;
  • тренируют и повышают эффективность всей дыхательной системы;
  • регулируют другие автоматизмы человека (работу сердца, мочевыделение, лимфоотток и др.);
  • стимулируют обновление крови;
  • стимулируют тонус кровеносных сосудов;
  • и др.

Но, зачастую, ваш пациент не может не только сделать какую-то асану! Он с постели-то встать не может , а любое движение причиняет ему боль и страх наступления приступа!

А что поможет лежачим и ослабленным больным?

Что в таких случаях делать?

Какие методы йогатерапии МОГУТ ЕМУ ПОМОЧЬ?

Что можно предложить людям, которые находятся в постинсультном или постинфарктном состоянии?

Многие школы йогатерапии, кроме как посоветовать легкую нади-шодхану, ничего больше не могут предложить .

Мощный арсенал методов йогатерапии

Речь пойдет о таких малоизвестных способах лечения, как мантры, мудры, марма точки , визуализации и медитации.

Каждый инструктор йоги, реабилитолог, йогатерапевт да и простой человек, занимающийся своим здоровьем должен овладеть этими мощными приемами.

Они позволяют быстро и эффективно не только снимать болезненные приступы, но и реально улучшать здоровье вашего пациента.

Конечно, сначала надо овладеть этими знаниями , чтобы знать в каких случаях применять ту или иную методику.

Ведь нельзя, например, бездумно жать на все марма-точки подряд.

Этим вы сможете добиться обратного эффекта и ухудшить самочувствие больного.

Что нужно знать про методы йогатерапии, и как они воздействуют на ваш организм?

Самое важное — это то, что все приемы йогатерапии работают через БЛАНСИРОВАНИЕ основных сил организма — через баланс первоэлементов.

А они балансируются через систему дош , или базовых архетипов.
Доши — это попарное соединение первоэлементов в вашем теле (вата — это эфир +воздух, питта — огонь плюс вода, капха — вода+земля).

Как марма-терапия лечит сердечно-сосудистые заболевания?

Онлайн встреча

Запишитесь на ближайший вебинар

3 волшебных лечебных практики для вашего сердца и сосудов
Начало 27 декабря 2018 г. (Чт) в 19.00 МСК

Дисбаланс этих дош вызывает различные заболевания , и задача йогатерапии вернуть баланс вашему организму и сознанию.

Каким образом достигается баланс энергии?

В частности этим занимается раздел йогатерапии — марма-терапия.

Марма-терапия — изучает специальные энергетические точки , каждая из которых обладает своим характером: воздушным (вата ), огненным (питта ) или земляным (капха ) типом.

Поэтому, если у вас, например, лишний вес и есть риск атеросклероза , то лучшим способом обрести баланс — это стимулировать «питта»-точки, чтобы увеличить огонь в вашем теле, который попросту будет сжигать лишний жир и будет давать вам дополнительную энергию.

Людям с резкими скачками давления, с неустойчивым эмоциональным фоном, с неустойчивым пульсом необходимо воздействовать на «вата»-точки , чтобы выровнять энергию ваты.

Она управляет нервной системой , процессами метаболизма (обменом веществ), отвечает за толстый кишечник, кости и суставы.

Наука марма-терапии достаточно объемна и сложна , но все же практические рекомендации по лечению сердечно-сосудистых заболеваний можно начать применять и на начальном уровне.

Изучите важные марма-точки для терапии сердца и сосудов

Практическое занятие — см. видео внизу

Сегодня мы с вами разберем несколько важных точек, воздействуя на которые вы сможете облегчить симптомы сердечно-сосудистых заболеваний и дисфункции внутренних органов.

За сердечно-сосудистую деятельность отвечают группа точек, которые имеют в своем названии корень «Хрид» (Сердце).

  1. Точки Тала-Хридая , которые расположены в центре ладоней и ступней.


2. Еще в данном уроке мы добавим точку Кшипра (Быстрая) , аналог в китайской медицине — ХэГу — в мякоти между большим и указательным пальцем.

Точка называется Быстрой, т.к. воздействие на нее приводит к быстрым оздоравливающим результатам.

3. Чтобы успокоить нервную систему, и тем самым успокоить сердце и снизить артериальное давление, мы добавим еще и точку на голове — Адхипати.

Адхипати (Верховный Властитель), находится на вершине родничка.

Как правильно воздействовать на марма-точку?

1. Как правило, массаж выполняется по часовой стрелке.
2. Перед массажем точку желательно смазать маслом (кунжутное, кокосовое, миндальное, оливковое, подсолнечное)
3. Можно добавить каплю лавандового масла
4. Массаж выполняется не менее 1 минут каждой точки. Лучше всего 2 минуты.
5. Надавливание должно быть ОЧЕНЬ НЕЖНЫМ, но ощутимым.
6. При возникновении резких неприятных ощущений (боль, тошнота, головокружение, учащенное сердцебиение) — процедуру прекратить!
7. После того как прекратили воздействие на точку, еще некоторое время «поощущайте» точку , отслеживайте изменение ощущений (онемение, расширение зоны, потепление/охлаждение и т.д.)

Итак, начинаем практику...

1. Перед процедурой измерьте давление и пульс . Запишите...

2. Сначала массируем точку Адхипати 2 минуты. Старайтесь «дышать» через точку (можно легкое удджайи).

Действие : Увеличивает мозговое кровообращение и циркуляцию
мозговой спинной жидкости,
Восстанавливает сознание,
Лечит сенсорную и моторную дисфункцию, помогает в
координации,
Облегчает оптимальное функционирование гипофиза и шишковидной железы, регулирует гормональные выделения
Регулирует активность лобной доли мозга
Стимулирует память, внимание и концентрацию

3. Точка Кшипра. По очереди на правой и левой руке по 2 минуты.

Действие:

Общая стимуляция праны и поступление ее в организм.
Стимулирует поток праны, Вьяны и Апаны Ваю
Усиливает кровообращение и снимает загруженность
Снимает общую боль и головные боли
Улучшает функции печени и селезенки

4. Точка Тала Хридая . По очереди на правой и левой руке, потом то же — на ногах по 2 минуты.

Действие:
Балансирует ум и сердце
Гармонизирует эмоции и снимает стресс
Улучшает функции легких и диафрагмы

Массаж Тала Хридая умиротворяет эмоции . Это происходит из-за прямого действия мармы на Мана ваха шротас (каналы ума) и мадджа дхату(нервной ткани), в которых возникает эмоциональный дисбаланс, перепады настроения и трудности с концентрацией внимания.

Тала Хридая функционально связана с сердцем через Вьяна Ваю, к диафрагме через Удана Ваю и легкие через Прана Ваю.

Показана при лечении сердечных аритмий .

Это марма считается «солнечным сплетением» руки и ноги, так как ладонь и ступня считаются микрокосмом системы чакр.

Если вы выполнили весь массаж, то он занял у вас не менее 15 минут, что вполне достаточно для снятия приступов.

5. Попробуйте теперь в течение 1-2 минут просто «продышать» все точки, которые только что массировали. Все вместе...

6. После этого еще раз измерьте давление и пульс . Сравните результаты.

7. Почувствуйте явное улучшение самочувствия и успокоение.

В следующем посте мы расскажем, какие мудры (пальцевые замки) помогают при сердечно-сосудистых расстройствах, и как их совмещать с марма-массажем.

Будьте здоровы и живите легко))

А подробно про все точки по ССС (сердечно-сосудистой системе) .