Когда лучше начинать изучать английский язык ребенку. С чего же начать обучение ребенка английскому языку? И как это делать правильно

Когда лучше начинать изучать английский язык ребенку. С чего же начать обучение ребенка английскому языку? И как это делать правильно
Когда лучше начинать изучать английский язык ребенку. С чего же начать обучение ребенка английскому языку? И как это делать правильно

Все почему-то говорят, что дети быстро учатся и хватают все на лету. И что якобы поэтому нужно начинать давать детям всякие полезные знания как можно раньше. Я не понимаю, почему люди до сих пор в это верят. Мне кажется, что невозможно не заметить, что по сравнению со взрослыми дети учатся невероятно, адски медленно. Вот одни мои знакомые три месяца назад начали учить испанский и уже умеют обращаться с пятью временами. На испанском, не просто так. А моя мама, мы до сих пор не понимаем, почему, неожиданно для всех пошла четыре месяца назад заниматься рисованием, и уже рисует так хорошо, что мне сложно поверить в то, что это на самом деле она делает. С детьми так никогда не получается, но со вторым языком все равно придется когда-то начинать, так что хорошо бы понять, когда лучше это делать.

Я расскажу о том, что говорит наука, а потом и о том, какими соображениями руководствовалась я, когда решила начать учить дочку английскому.

Общие соображения

  1. Детям постарше изучение иностранного языка дается легче, чем детям помладше.
  2. Взрослым изучение иностранного языка дается легче, чем детям.
  3. Дети мигрантов, начавшие учить язык принимающей страны раньше, достигают в нем больших успехов, чем те, кто начинают учить его позже.

С первого взгляда эти данные противоречат друг другу. Но они касаются двух разных ситуаций овладения иностранным языком:

а). традиционное изучение иностранного языка,

б). изучение иностранного языка методом погружения (как родного).

Все, что касается раннего обучения иностранному языку, имеет смысл при условии, что это обучение методом погружения.

"Английский с пеленок"

Одна из самых популярных тем, касающихся обучению иностранным языкам - это билингвизм. Чаще всего дети становятся билингвами или в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках, или в семьях мигрантов, которые продолжают разговаривать на своем родном языке дома.

Но теперь все больше пишут и о билингвах "по выбору" (bilingual by choice). Это когда родители прикладывают усилия для того, чтобы с раннего возраста создать для ребенка условия, в которых он сможет выучить второй язык примерно так же, как и первый - методом погружения. Это может быть, например, англоговорящая няня, семейная традиция разговаривать по-немецки каждый вечер за ужином, или даже решение одного из родителей разговаривать с ребенком на иностранном языке. Позже этот подход дополняется детскими группами погружения, которые ведут носители языка, поездками в страны, в которых на нем разговаривают и, возможно, обучением в билингвальной школе.

!!!Важно!!! Если вы решили учить ребенка иностранному языку с пеленок, помните о том, что просмотр мультиков и телепередач на иностранном языке в таком раннем возрасте - это худшее, что вы можете сделать. Для того, чтобы ребёнок до полутора-двух лет воспринимал язык (неважно, первый или второй), ему нужно живое взаимодействие. То есть с ним нужно регулярно разговаривать (это можете делать вы, няня или приглашенный учитель), читать книги, комментировать картинки.

Звучит сложно? На мой взгляд звучит хорошо, если родителям нужно, чтобы ребенок разговаривал на иностранном языке так же хорошо, как и на родном. Есть данные, указывающие на то, что билингвизм способствует общему умственному развитию, кстати. Не слишком сильно, но вот есть и такой эффект тоже. Тут наверно нужно напомнить всем про Набокова. Напоминаю.


Если ваша цель - билингвизм, то начинать нужно как можно раньше и заниматься как можно чаще. В исследованиях мигрантов в Америке было показано, что только те, кто приехал в страну до семи лет, во взрослом возрасте показывал примерно такой же уровень владения английским, как и те, кто родился в Америке. Один из недостатков таких исследований - то, что в них не учитываются усилия, которые отдельные дети и их родители прикладывали к изучению языка, ведь учитывали результаты всех детей из разных возрастных групп - и тех, кто старался, и тех, кто ленился.

Это говорит о том, что в принципе перспективы тех, кто начинает изучать иностранный язык позже, не так уж и туманны, если они учатся по хорошей методике, с хорошими учителями и сами при этом достаточно умны и мотивированы. Проще говоря, родителям можно немного расслабиться.

И это здорово, потому что большинство известных мне родителей хотят обойтись более скромными усилиями.

Позднее начало обучения иностранному языку

Все, конечно, относительно, но среди ученых "поздним" стартом в основном считается начало изучения первого иностранного языка в поздне-подростковом или взрослом возрасте. У таких учеников гораздо выше, чем у детей любого возраста, шансы добиться успеха за короткий срок. Но - упс! - гораздо меньше шансов заговорить в итоге на иностранном языке как носитель. Тем, кто начинает изучать иностранный после 15 лет, как правило, плохо дается произношение.

Но в общем, в общем, если у вас нет возможности обеспечить ребенку качественное языковое образование, а есть возможность обеспечить только английский в обычном детском саду или начальной школе, вполне можно подождать до тех пор, пока не появится возможность записаться на более эффективные занятия.

В одном чешском исследовании опросили более пятисот абитуриентов, сдающих английский для поступления на кафедру лингвистики, чтобы понять - действительно ли те, кто начал учить английский раньше, сдают экзамен лучше? Оказалось, что экзаменационная оценка никак не связана с тем, в каком возрасте абитуриент начал учить английский (а там были и те, кто начал учить английский в детском саду, и те, кто не учил его до старших классов школы). Сами ученые пишут о том, что дело в низком уровне преподавания иностранных языков в обычных чешских школах. Предполагаю, что в обычных российских школах он вряд ли будет выше.

Где же золотая середина?

Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите.

3-5 лет

Этот вариант подойдет вам, если вы часто путешествуете, общаетесь с людьми, разговаривающими на иностранном языке, или подумываете о переезде в другую страну. В этом возрасте родители (или няня) ребенка должны принимать непосредственное участие в его обучении.

  • Не стоит ожидать от ребенка быстрых результатов - в этом возрасте язык забывается очень быстро, и вам, скорее всего, нужно будет заново учить его одним и тем же словам
  • Занимайтесь почаще, пусть это будут 5-15 минут в день, но проходить "занятия" должны 5-6 раз в неделю
  • "Занятия" должны иметь элементы метода погружения: ежедневные бытовые диалоги на иностранном языке, понятные для ребенка, мультики, хотя бы частично понятные для ребенка (в этом возрасте - да обучающим мультикам!), очень простые книжки на иностранном языке для детей 1-3 лет, и т.п.
  • Учитывайте и то, что ребенок уже ориентируется в родном языке - объяснения на русском ускорят процесс освоения пока еще незнакомого языка
  • В этом возрасте возможны и групповые занятия, совсем не обязательно только на иностранном языке - в некоторых случаях лучше, если учитель разговаривает по-русски

6-9 лет

Это возраст, когда язык уже можно учить "по-взрослому". Поначалу прогресс тоже не будет ошеломляющим (хотя несомненно более внушающим доверие, чем у трехлеток). При условии высокого качества преподавания у ребенка есть все шансы освоить иностранный язык на очень высоком уровне. В этом возрасте еще хорошо начинать обучение иностранному в случае, если родители плохо им владеют и не могут качественно дополнять занятия в классе занятиями в жизни.

  • Регулярность занятий уже не так важна - пишут, что для достижения результатов достаточно заниматься 75 минут в неделю, распределив их на три урока - как и взрослым
  • В этом возрасте деткам будут давать элементарные знания по грамматике (доступным языком, но все же)
  • Находка для родителей - мультики на иностранном языке, к которым можно распечатать субтитры, чтобы ребенок мог их читать (он не обязан понимать прямо вот ВСЕ)
  • В ту же копилку - разнообразные приложения для iPad"а, которые предполагают у ребенка умение читать

10-14 лет

  • Мало кто сможет выучить иностранный язык хорошо без групповых занятий - минимум 2-3 раза в неделю!
  • В этом возрасте - ура! - дети могут использовать взрослые пособия, имитирующие метод погружения, такие, как, например, гениальную, с моей точки зрения, Rosetta Stone
  • Песни, песни, песни - в этом возрасте здорово стимулировать изучение языка может любовь к музыке, нужно просто переводить и разучивать тексты любимых песен: так гораздо проще усвоить основные грамматические и лексические структуры без зубрежки
  • И, наконец, не забывайте про летний детский лагерь для изучения иностранных языков

Что выбрала я для своей дочки

Я начала заниматься с ней в ее 3,5 года.

Почему не раньше:

  • до того, как Зое исполнилось три, я больше полагалась на ее собственный темп, не хотела вмешиваться в естественный ход развития
  • мне нравится, когда она понимает, что научилась чему-то, а не просто учится
  • она начала разговаривать немного позже сверстников, так что мне хотелось дождаться момента, когда было бы понятно, что русским она владеет на уровне своего возраста.

Почему не позже:

  • я невероятно серьезно отношусь к изучению иностранных языков, так что в этом вопросе мне хотелось начать как только я пойму, что дочка готова
  • моя дочка очень расстраивается, когда у нее что-то не получается. Запросто может перестать вообще заниматься чем-то, если один раз не получилось. Поэтому мне важно, чтобы к моменту, когда язык станет школьным предметом, у нее получалось лучше, чем у других детей. Тогда она скорее будет с охотой им заниматься.
  • это такой наш с ней милый междусобойчик, традиция. Мы идем в детский сад, здороваемся с кошками, считаем их, называем их цвета, какие-то другие слова вспоминаем, соответствующие ситуации. Мне это, честно говоря, интереснее, чем слушать про тех же самых серых кошечек на русском.
  • мы путешествуем. Детям очень нравится, когда их понимают, поэтому те 10-50 слов, которыми они могут хоть что-то объяснить людям, которые не разговаривают по-русски, оказываются в устах ребенка таким источником радости, что в общем ну и что, что для того, чтобы он их запомнил, пришлось терпеливо вводить их на протяжении нескольких месяцев.

Как видите, мой набор причин начать тогда, когда мы начали, совершенно субъ ективен . Единственное, что кажется мне бесспорным - то, что рано или поздно, но учить иностранные языки нужно. А какие у вас причины начинать или не начинать заниматься с детьми иностранными языками?

*Картинки by Nina Twin и еще бай кто-то, кто очень старался разобраться в географии Антитерры.

С какого возраста необходимо учить ребенка иностранному языку? Когда подобное обучение будет максимально эффективным? Здесь мнения различных педагогов расходятся. Одни утверждают, что начинать заниматься с малышом необходимо как можно раньше. Другие специалисты склонны считать, что от раннего изучения языка эффекта будет мало.

Многие мамы и папы ответственно относятся к данному вопросу. Они нанимают репетитора для ребенка с двух-трех лет. Есть даже родители, которые обучают детей с одного года. Но оправдан ли данный шаг? Сторонники подобного «раннего» обучения делают упор в своих заключениях на подражательном поведении маленького человека. Ребенок как бы бессознательно запоминает названия предметов, животных, действий. Но эффект от изучения языка будет максимальным только в том случае, когда малыш практикуется ежедневно. Достаточно сделать небольшой перерыв и ребенок забудет все, чему его учили. Лучший вариант - нанять ребенку няню, которая владеет иностранным языком. Это позволит чаще заниматься практическими занятиями.

Большинство специалистов уверены, что лучшим возрастом для начала обучения является пять-шесть лет. Именно в это время у ребенка уже успела сформироваться база родного языка. Он уже понимает суть, особенности и структуру образования предложений (хотя бы в общих чертах). Для изучения иностранного языка данная база знаний просто необходима.

Не нужно сильно перетруждать ученика занятиями. Идеальное время урока – не более 30-35 минут. Чем больше возраст, тем дольше может быть занятие. Если речь идет о занятиях с детьми, то большие группы формировать не стоит. Лучше всего обучать одновременно не более 5-7 человек. В этом случае педагог может каждому ребенку уделить особое внимание – это очень важно.

При организации уроков иностранного языка очень важно заинтересовать ученика, дать стимул для занятий. Малышу должно быть интересно заниматься, поэтому упражнения желательно организовывать в игровой форме. К примеру, детям 5-7 лет будет интересно изучать иностранный язык в форме песенок. Можно даже ставить небольшие спектакли.

Если вы нанимаете педагога для ребенка, то внимательно изучите его профессиональные и личностные качества – это не будет лишним. Требуйте от него подтверждения уровня – предоставления сертификата или диплома об окончании ВУЗа. Есть категория «учителей», которые считают возможным обучение детей при собственном минимальном знании языка. Данное убеждение по своей сути является ложным и обманчивым. Для занятий с детьми необходимо нанимать исключительно квалифицированного специалиста или пойти на специализированные курсы, например английский для малышей. С чем это связано?

Только грамотный педагог обладает необходимыми знаниями, позволяющими работать с детьми и готовить по-настоящему интересные задания для них. Каждый урок должен быть продуман и реализован в игровой форме, чтобы ребенок не «вымучивал» знания, а с радостью их приобретал. Часто происходят ситуации, когда из-за плохого учителя ребенок просто ненавидел конкретный предмет. Еще хуже, если малоопытный преподаватель задаст малышу неправильный вектор обучения. В этом случае нужно будет полностью переучиваться.

Еще один популярный вопрос – какой язык необходимо изучать в первую очередь. Наибольшей популярностью пользуется английский, поэтому в данном отношении проблема выбора зачастую не стоит. Но есть теория, согласно которой выбор языка необходимо осуществлять, основываясь на характере ребенка. Если малыш веселый и общительный, то ему с легкостью дастся испанский или французский язык. Для ребенка с хорошей логикой лучшим вариантом будет изучение немецкого. Мечтательным и талантливым чадам обязательно придется по душе английский.

Конечно, каждый родитель принимает решение сам. Но одно можно говорить с уверенностью – изучение иностранного языка лишним не будет.

Дарья Попова

Каждый, кто задавался вопросом, когда начинать , обязательно встречал ответ специалистов – чем раньше, тем лучше. Однако многие родители все равно сомневаются, а нужен ли он – английский – до школы? В ход идут распространенные мифы и «перепутаница» фактов. Сегодня же мы подробно рассмотрим почему правильнее начинать занятия английским в раннем возрасте.

Каковы же плюсы и минусы раннего обучения иностранному языку ?

Аргументы «ЗА» раннее обучение английскому языку детей

1. Полушарная западня

Мозг ребенка постоянно растет и интенсивно меняется. В начале жизни ребенка не наблюдается сильной разницы в активности правого и левого полушарий. Но ребенок начинает взрослеть, и две половинки начинают строго распределять обязанности, в том числе и связанные с речью.

Левое полушарие – сознательное и речевое. Оно в речи «главное». В его обязанности входит:

  • хранение смысла слова
  • логика
  • грамматика
  • чтение
  • письмо

Правое полушарие – бессознательное и творческое. В речи оно отвечает за:

  • произношение
  • интонацию
  • мимику
  • жесты
  • и что самое главное – языковую догадку

Таким образом, правое полушарие отвечает за бессознательное понимание смысла неизвестной фразы из контекста, «судя по тому, что происходит».

До 7 лет восприятие речи ребенком, в том числе и иностранной вызывает активность в обоих полушариях мозга, с 7 до 9 лет наблюдается угасание возбуждения в правом полушарии, а с 10 лет иностранная речь записывается только левым.

Таким образом, ребенку, начавшему изучать иностранный язык в 8 лет, как предлагает наша школа, не просто сложно, а противоестественно природе мозга , способностью легко различать иностранные слова, заморскими интонациями и языковой догадкой, то есть пониманием основной сути сказанного, даже если вы и не знаете значения некоторых слов.

2. Мнение тренера по английскому

Для меня вопрос «Когда начинать обучение английскому языку?» звучит точно так же как «Когда ребенку начинать заниматься физкультурой?». Все дело в том, что большинство родителей воспринимают английский язык как физику или химию, то есть набор знаний, которые нужно понять, и применять там, где надо. На самом деле, английский язык – это не математика, это – физкультура.

Можно очень много знать про технику и стратегию игры в баскетбол, но так и не научиться в него играть. Обучение английскому в российской школе, как правило, сводится именно к получению знаний о том, как прыгать и бегать, но не занятиям прыжками и бегу. А теперь подумайте – насколько успешно сможет ваш ребенок овладеть игрой в мяч, если вы ему дадите этот спортивный предмет только в 8 лет?

Запомните, английский – не учат. Его тренируют. И чем раньше начаты тренировки, тем совершеннее навык.

3. Умный барьер не перепрыгивает. Он его не создает

Лучший способ преодолеть языковой барьер – не формировать его. У детей, начавших изучать английский язык хотя бы в 5 лет, а то и раньше, языковой барьер формируется очень редко. В первую очередь, это связано с тем, что у них с самого начала присутствует опыт успешности в английском языке. Языковые задачи настолько просты, что дети с легкостью с ними справляются. Причем, чем младше ребенок, тем меньше он чувствует разницу в успехе между родной и иностранной речью.

Малыши и в русском-то не все слова понимают, поэтому ситуация, когда они не знают значение сказанного, а догадываются – естественна, ежедневна и не представляет большого стресса.

Сама же родная речь детей еще не пестрит изысканностью и сложностью. И первые диалоги, которые дети учатся строить на английском, по своей сути являются иностранной копией их обычных ежедневных ролевых игр в дочки-матери, доктора или магазин.

5. Переливание из словарика в словарик

Обычно для родителей главным результатом обучения английскому детей является то, сколько слов ребенок на нем знает. На самом деле, гораздо важнее не сколько слов ребенок говорит (активный словарь), а сколько понимает в речи собеседника (пассивный словарь).

У взрослого человека, как правило, эти словари почти не различаются. А вот у малышей сначала формируется пассивный (вспомните, как долго ребенок произносит всего несколько слов, но понимает уже практически все, что вы ему говорите), а затем слова из него переходят в активный словарь, то есть в речь. Так же и с английским – дети-дошкольники при грамотном обучении формируют в огромный пассивный словарь, который затем колоссально экономит время на изучение новых слов (они просто со временем переливаются в активную речь)

6. Губкообразная память

Известно, что дети впитывают все, как губки. Но мало, кто задумывается, что губка легко высыхает, если не держать ее постоянно в воде.

Память ребенка, действительно, способна усвоить огромный пласт иноязычного материала, но только при условии, что малыш регулярно погружается в языковую среду (слышит иностранную речь, пытается говорить на ней, понять, о чем говорят).

Вы уже догадались, что с возрастом, память теряет свою губкообразность?

7. Трудности перевода при обучении английскому языку детей

Взрослый человек мыслит словами. Дети от 7 до 12 лет – по большей части картинками или образами, но словесное мышление уже набирает обороты. От 3 до 7 лет – дети думают картинками, образами.

Когда дошколенок встречает иностранное слово, он в первую очередь связывает его не с переводом, как делает это взрослый, а с картинкой, игрушкой, действием, свойством предмета, то есть чем-то реальным. Таким образом, у дошкольников нет посредственников-переводчиков в виде русских слов между английским языком и действительностью (при правильной организации занятий, конечно).

Чтобы быть успешным в английском, нужно научиться думать на нем, а не мыслить по-русски, а затем, что получилось переводить на иностранную речь.

Ребенку научиться думать по-английски гораздо легче, чем взрослому, потому что ребенок думает вот так:

До школы:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку.
  • Ребенок думает «a cat» = ребенок представляет себе кошку.

С 7 лет по нарастающей:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку и вспоминает ее свойства (животное, 4 лапы, любит мышей и т.п.)
  • Ребенок думает «a cat»= ребенок вспоминает, что это переводится как «кошка»= возможно, затем он представит себе кошку.

А вот переводить дошколят научить – задача сложная. Для них это двойная работа: вспомнить, что обозначает слово, а потом еще вспомнить, как это по-русски называется.

Аргументы «ПРОТИВ» раннего обучение английскому языку детей

Однако, несмотря на убедительные аргументы в пользу раннего обучения иностранному языку, не менее убедительны и доводы «ПРОТИВ»:

  1. Дети путают языки. Английский мешает развитию родной речи.
  2. Двуязычие создает такую путаницу в голове у ребенка, что это мешает развитию его интеллекта.
  3. Дети путают буквы русского и английского языков. Английский мешает научиться читать по-русски.
  4. Английский – это сложно. Дети все равно не поймут грамматические правила. Не лишайте ребенка детства.
  5. Для логопедического ребенка (а таких нынче много, к сожалению) английский мешает постановке правильного произношения.
  6. Толку от английского до школы мало. Затем, в школе, все равно все выравниваются.
  7. Английский нужно учить «правильно»: с колыбели или с носителем языка (человеком, который родился и вырос в англоязычной стране), и погружаться в английский по несколько часов в день, тогда ребенок овладеет английским как родным. А все остальное – просто «игрулечки» до школы.

Узнаете в каком-то пункте свою точку зрения? Поздравляю вас с развенчанием очередного заблуждения! Все эти доводы имеют в своей основе только мифы и «перепутаницу» фактов. Но об этом –

Сейчас очень популярно и даже модно раннее развитие детей, в частности, раннее обучение иностранным языкам. Сплошь и рядом молодые мамы начинают обучать языкам (особенно английскому) полуторагодовалых и даже трехмесячных (!) малышей — показывают им карточки с английскими словами, ставят мультики на английском и т.п.

На первый взгляд — сплошная польза. Но так ли это?

С логопедической точки зрения — нет. Посудите сами.

Проблема первая. Звуки в английском и русском сильно различаются. В английском th — this, think — это норма. А в русском — thима (зима) и thлушать (слушать) — норма? Конечно, нет.

Ребенок, еще не овладев звуками родного языка, с пеленок приучается к неправильным в родном языке, но правильным в английском звукам! А потом начинается хождение по логопедам... Еще классики писали, что нельзя изучать иностранные языки, не овладев хорошо сначала родным языком.

Проблема вторая. Первые слова английского ребенка и русского различаются по количеству слогов. Сравните: cat — кош-ка, go — пой-дем, book — книж-ка. В этом плане английским детям повезло — их первые слова в основном односложные, тогда как в русских — два и более слогов.

И что легче сказать ребенку: apple или яб-ло-ко? Конечно, apple! Родители радуются: дочь показала на яблоко и сказала: "apple". Чему же здесь радоваться? Ребенок выбрал удобный для себя вариант, в то время как вообще-то он должен сказать как раз "яблоко". Ребенок еще на родном языке не говорит достаточно хорошо, а родители, сами того не осознавая, еще дальше отодвигают его развитие речи!

Проблема третья. Дети однозначно будут путать английские и русские слова.

Дело обстоит иначе, если мы говорим о билингвальной семье — где один родитель говорит на русском, а другой, к примеру, на французском. Если в доме постоянно — подчеркиваю, постоянно! — звучат оба языка, то ребенок их путать не будет (конечно, и здесь бывают исключения, но в основном это так), поскольку для него эта ситуация будет естественной, он "варится" в ней с рождения.

Так же дело обстоит с русскоязычной семьей, переехавшей, к примеру, в Германию: дома они говорят на русском, но вся социальная жизнь, все, что вне дома — происходит только на немецком. Дети в этом случае также быстро выучивают язык и не путают языки, так как используют их оба постоянно, каждый день.

Таким образом, если вы хотите, чтоб ваш ребенок изучал язык и не путал слова, вам придется говорить с ним, к примеру, только на английском, а папе — на русском.

Конечно, без иностранных языков сейчас никуда, они очень важны для детей. Конечно, им надо обучать. Но стоит ли делать это в год-два-три?

Я лингвист, преподаватель английского и французского языков, и меня многие спрашивают: "Ну, уж ты-то своих детей с пеленок будешь английскому и французскому учить?"

"Ни в коем случае", — отвечаю я.

Ведь у ребенка еще будет время их выучить. Можно начать в пять, шесть лет, если уж так хочется сделать это пораньше, до школы, но не в год и не в три!

В школе тоже будет изучение языков, уже с первого класса во многих школах два языка, а потом и три. Всегда можно подтянуть знания с помощью курсов, репетиторов, коих сейчас великое множество, выбирай — не хочу.

Зачем же начинать обучение языкам в столь нежном возрасте? Не лучше ли обратить более пристальное внимание на общее , развитие его речи, внимания, памяти, физическое развитие?

Лично мне приходит в голову только одно — сейчас все это, к сожалению, не модно...Гораздо приятнее ведь звучит: "Мой Петенька в 4 года уже говорит по-английски!" Или: "Я занимаюсь с Анечкой английским с ее двух лет!".

Родители просто тешат свое эго. Возможно, они сами были лишены возможности выучить языки в детстве, или им кажется, что раннее изучение языков гарантирует лучшее ими владение, кто знает.

Но задумайтесь, не оказываете ли вы своему ребенку этим медвежью услугу?

Мария Белокопытова

Обсуждение

Мы живем в Германии,дочка родилась здесь, говорим дома на русском языке, в садике естественно все говорят на немецком, дочке сейчас 2 года, она понимает все на обоих языках, говорит миксом что-то на немецком, что-то на русском. Наша бабушка все время нам говорит, что ребенок как-то совсем мало говорит (нет длинных предложений), я объясняю это именно что ребенок дуолинго. Посмотрим как будет дальше, есть в планах с 4х лет отдать в детский сад с изучением английского языка, в этом саду нас проконсультировали, что английский будет всего раз в неделю и в игровой форме, также в садике много детей для которых английский - это третий язык. Еще я знаю про прекрасное мобильное приложение Lexilize Flashcards, но это для деток постарше для школьников, туда прям можно забивать свои слова, которые ребенок на уроке проходит и учить их играми. Я сама учу немецкий с помощью этого приложения, может кто-то ищет что-то похожее.

Английский конечно приоритетен. Но на немецкий легче наложить другие иностранные языки, нам так преподаватель объяснила. Нам немецкий дался легко, стали изучать в 1 классе, когда интерес появился у ребенка к изучению. Сейчас легко разговаривает на нем, иногда даже неосознанно начинает на немецком, их поощряют к этому на курсах) В школу ходим постоянно, даже при болезни занимаемся просто по скайпу. Ходим в школу иностранных языков Языковед-И.

Я отдала дочку в возрасте 4 лет вот сюда в Британский детский сад ILA Aspec. Мне понравилась программа, которую преподают деткам. Плюс хорошие условия обучения, питание, летом насыщенная программа, т.к. детишек можно отправить в летний лагерь. Наша правда отправится в лагерь только через год, там с 5 лет набирают. Решили, что отправим в комплекс, который находится на границе с Германией. И ребенок побывает как-бы не в России, новые впечатления

Мы решили, что ребенок будет заниматься английским языком с трех лет, только к выбору курсов подошли очень основательно. Выбирали такие курсы, где ребенку будет комфортно и интересно и нашли. Ребенок погружается в англоязычную атмосферу, и обучение происходит в форме игры. Группы для занятий не большие, поэтому обучение дается легко и непринуждённо.

Обучение надо начинать ещё в период беременности - доказано в ряде стран. В России методики обучения с периода беременности и с рождения, а также в возрасте до 5-6 лет реализованы в системе МИР ребенка, сокращение от: "Методы Интеллектуального Развития ребенка".
Устаревшие, традиционные методы обучения не подходят... Автор статьи принадлежит к их числу и верить ни единому слову статьи нельзя: это отбрасывает родителей на века в прошлое. Дети у мобильных семей, не взирая на материальных достаток, почти всегда, если родители их не ограничивают в общении с иноязыкими сверстниками, например, запросто осваивают по нескольку языков без какого-либо обращения к традиционным педагогам и логопедам.
Стандарт в системе Тюленева следующий:
- 3 года: пять иностранных языков;
- 5 лет: десять иностр. языков;
- 10 лет - до 20-ти языков.
Обучение проводится в рамках так называемой программы "Журналист" в домашних или иных условиях, одновременно с освоением по всем изучаемым языкам:
- географии,
- истории,
- культуры и т.п.
с изучением культуры
См. например, в GOOGLe: "Интегрированные программы системы МИР-1" и т.д.
Такие статьи, антиспециалистов именно по раннему развитию, мне кажется, нельзя размещать в Конференции "Раннее развитие" - есть, вроде бы, или были - лет десять тому назад - более правдивые статьи. :)

У, меня дочка с 4 лет пошла на английский. Я, осталась не довольна! Выброс денег на ветер!

Есть с 3х лет занятия. Я сама владею английским, поэтому свою кроху с первого года стала с новыми словами знакомить.

Лучше всего начинать учить иностранные языки в 5-6 лет. когда ребенок уже хорошо овладел родным языком и у него не будет в голове путаницы.
Прошу не путать двуязычные семьи, где с рождения с малышом разговаривают на двух языках. Там действуют совершенно другие законы.

Если есть возможность, как можно раньше, но не в том смысле, что бы учить, а в смысле погружения в среду, с 3 лет ребенок выезжал с нами заграницу, слышала английский язык, потом отправили ее в 9 лет в англоязычный лагерь, а 12 лет только стали заниматься с репетиром, не знаю правильно ли или нет, но сейчас в 15 лет дочь имеет intermediate

Странно, но автор не сказала самое важное, что связано с обучением ребенка второму языку. Даже такое ощущение складывается, что сама автор, хоть и преподает языки, но при этом никаким другим языком кроме русского по-настоящему не владеет, а потому и не знает того самого важного.

Дело в том, что язык от языка отличается прежде всего не набором слов, а строем предложения и вообще всей манерой думания. Это тем более важно, если языки принадлежат к разным языковым группам, как, например, русский и английский. И если родитель, пытающийся научить своего малыша английскому, сам не владеет этим другим способом строить свои мысли, то и малыш не научится, то есть получит совершенно искаженное представление об английском и будет потом всю жизнь говорить по-английски ломано, даже когда вырастет.
Но если родитель владеет иностранным языком нормально, строит фразы с соблюдением всех временных форм (совсем не таких, как в русском), верно расставляет глаголы и глагольные приставки (тоже совсем не так, как в русском), верно пользуется артиклями (которых вообще нет в русском) - ну что ж, тогда ребенку очень повезло, потому что он с детства усвоит сразу несколько способов мышления, сразу несколько логик. И в этом случае ничего плохого, чем пугает автор, с ребенком не произойдет - дети-билингвисты совершенно не путают и не смешивают в речи фонемы разных языков, автор статьи просто сочиняет страшилки. То есть ребенок может, конечно, сказать "эн эппл" вместо "яблоко", но ведь и многие взрослые говорят "контент" вместо "содержание" или "О"кей" вместо "да, хорошо".

Однако усвоение сразу двух разных способов мышления - это действительно может стать болезненным процессом для ребенка. Кстати, и тут автор слегка ошиблась, говоря, что для детей за границей овладение языком происходит легко. Вот например, мы с семьей переехали в Германию, когда сыну было 2 года и он только-только начал говорить по-русски. То есть до двух лет он впитывал логику и ритмику русского языка, к двум наконец сам стал изъясняться. А когда в Германии мы отправили его в детский сад, и он вдруг услышал совершенно новую речь, на которой говорили все вокруг (кроме нас, родителей) - и мальчик вообще замолчал. Молчал два года. Мы даже испугались, а говорящий ли он у нас в принципе. Но в 4 года он заговорил длинными полными фразами, легко и без раздумываний - исключительно по-немецки. Мы, родители, обращались к нему только по-русски (ну не говорить же с ребенком ломаными немецкими предложениями, спотыкаясь на каждом слове), а он нам отвечал только на местном. И по-русски отказывался говорить категорически, потому что русский язык в своем построении не столь логичен, как немецкий.
Такая вот была история.
Но сказать, что эта ломка пошла ребенку во вред - нет, наверное это было бы неправдой. Это был сложный процесс, да, но отнюдь не вредный.

Комментировать статью "Ребенок и иностранные языки: когда начинать обучение?"

Посоветуйте учебники по английскому. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Изучение английского - на курсах. Как выбрать курсы английского для ребенка: 5 советов для Учим два языка играючи: английский для детей до 3 лет. Игрушки для развития речи.

Обсуждение

Мы занимались на курсах перед школой как раз, по учебникам Happy House. В минигруппе, мне очень нравилось. Занимались 2 года, первый год только говорили, второй год уже писали, впринципе прошли все то, что теперь проходили во 2 классе (английский у нас со второго класса).
[ссылка-1]

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к Развивающие занятия для детей в возрасте от года и даже младше перестают казаться Английский язык для дошкольников. занятия по английскому языку для дошкольников.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Раздел: Образование, развитие (английский для первоклашек). Английский для первоклашки (мультики или игра).

Обсуждение

1. Маззи в Гондоландии и Маззи возвращается / Muzzy in Gondoland & Muzzy Comes Back (BBC - 1994/95) DVDRip
2. Маззи Словарь (1-27 части из 27) / Muzzy Vocabulary Builder / 2005 / 3 х DVD-5
3.KID"S ABC 1-24 (2002) DVDRip
4. Gogo Loves English (6 CDs - 6 levels) with subtitles (Longman Video for Kids) DVDRip
5. Pingu Loves English (VHSRip)
6. Английский с Хрюшей и Степашей. Выпуски 1-52 (2003-2006) DVDRip

Самый доступный иобучающий №6-Англ. с Хрюшей и Степашей, Затем №4-Gogo Loves English . Остальные смотрим как фон. Качали с сайта
http://puzkarapuz.ru/ и http://www.alexsoft.ru/. Там очень много всего, еле диски чистые успеваем покупать.

А с очаровашкой Маззи и компанией из BBC-шных видеокурсов мультяшных Вы уже знакомы? У нас их два, не знаю, может, и еще есть. По-моему, отличная вещь. Конечно, если ребенок уже продвинутый, это не совсем то, что нужно - там начальные уровни. Но в любом случае, вреда не будет, повторение - мать учения, а мульты славные.
Кажется, с этими героями и компьютерная обучалка есть.

Детям сразу предлагают и говорить фразами, и писать предложениями, и транскрипцию У нас ситуация вообще странная: дети изучают англ. с первого класса, алфавит учат только сейчас (во Учим два языка играючи: английский для детей до 3 лет. Игрушки для развития речи...

Кто разговаривает с малышом по- английски?. Иностранные языки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кто разговаривает с малышом по- английски? Доброго времени суток!

Обсуждение

я, только не в 2,5 мес, я начала говорить с ним в 4,5 лет, через год он стал хорошо болтать по англ.
Что касается "Нет в английском теплых слов", то вы их либо просто не знаете, либо они вам не нравятся по сравнению с русскими.

спасибо всем за ответы советные;) пока улыбаемся во все отсутствие зубов под английские стишки и колыбельные. Шалтай ака Хамти - герой века (малыш просто хохочет от этого созвучия) а в остальном wıll lıve and see

Занятия английским с трехлеткой. Иностранные языки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Занятия английским с трехлеткой. Ситуация такая: занимаюсь английским с трехлетним ребенком (репетиторство), девочка сообразительная и с...

Обсуждение

Еще как дополнение можно использовать видеокурс на DVD "Английский с Хрюшей и Степашей", их всего 5 дисков по 10 уроков в каждом. Произношение ведущей, конечно, оставляет желать лучшего, но по сути ребенку сами уроки понравятся. В конце каждого урока песенка, ее поют сначала Хрюша и компания, затем девочки дошкольного возраста. Каждый урок длится минут 10, темы очень разнообразные, но, по-моему, обучение грамоте там не предусмотрено, только разговорная речь, хотя новые слова всегда пишут на доске. Вобщем, рекомендую.

05.04.2007 12:58:12, ЕвгениЯ

Попробуйте курс Get Ready! Он мне нравится тем, что там очень мало конструкций, но все они вводятся через ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ песни.
Например, на первом уроке такая (это реально ПОЁТСЯ! да на такой мотив, что детям просто впивается в мозг %))
Hello, hello, hello,
hello, hello, hello,
hello, hello, hello,
I am Jack.
Hello, hello, hello,
hello, hello, hello,
hello, hello, hello,
I am Jack.

А на втором вот такая "песня"
Good bye, Jack and Sue
Good bye, Jack
Good bye, Sue
Good bye, Jack and Sue
Good bye, Jack and Sue

Я свои книжки несколько лет назад покупала в Релоде (www.relod.ru)
Это Oxford University Press, если я не ошибаюсь.
Не знаю, жив ли этот курс и поныне. Может, чего супер-новое появилось.
Но обратить внимание стоит.

Английский для малышей и развитие речи – 3 проблемы. Английский для малышей. Какая методика эффективнее всего? Развитие детей от 1 до 3 лет по системе П.В.Тюленева дает замечательные результаты: ребенка в 2 года научили печатать буквы и слова на компьютере!

Обсуждение

Вот некоторые ссылки:Еще одна ссылка на английские стишки.
http://members.nbci.com/nur_rhymes/list.html
http://www.collingsm.freeserve-.co.uk/subjectindex.htm
А мы вот живем в Дании и у нас такие же проблемы. Дочка тоже очень дикая из-за отсутствия друзей детишек. Но мы тоже ходим в "Игровую комнату", где пытаемся (вдвоем) общаться на датском. У меня тоже не очень-то получается общение - ведь это не английский. Но мне кажется, что дикость пройдет с возрастом. У нас уже небольшой прогресс появился. Она не любит агрессивных детей (суперобщительных). Зато начала потихоньку пристраиваться к "тихоням". По-моему, ей нужно общение лишь с двумя-тремя детишками.
Инна 29.06.2000 22:09:44, Никитиной Ирины

"Английский для детей" Интеракта очень плохой. Они взяли американскую студентку и она вместе с нашими детьми просто называет слова. Качество ужасное. Английский Шадхана лучше. Но мне нравится только первая кассета, потом у них появляется много действующих лиц и с дикцией у них не все в порядке. Я считаю, что даже для учебных видеофидьмов должны использовать хороших актеров и дикторов, но этого я не встречала.

29.06.2000 22:07:56, Никитиной Ирины

Лучше всего прививать любовь к иностранному языку с детства. Ребенок, который еще в дошкольном возрасте узнал, что английский язык или любой другой иностранный - это не страшно, не сложно, а очень весело и интересно, будет с удовольствием изучать его в школе, избежит проблем с непониманием иностранной речи в поездке, будет более открыто общаться на языке и с удовольствием продолжит обучение. Главное правило здесь - не заставлять ребенка, избежать наказаний за нежелание учить новые и пока непонятные слова. Но с какого же обучение лучше всего?

Чем раньше - тем лучше!

На этот счет есть много мнений. Но самое верное среди них - обучение иностранным языкам можно начинать с любого возраста, но чем ранее родители возьмутся за решение этого вопроса, тем проще ребенку будет начать говорить на английском языке или любом другом. Давно замечено, что маленькие дети запоминают иностранный язык проще, чем взрослые. Малыши мыслят образами и воспринимают любой язык без разделения на лексику и грамматику, без понимания правил. А потому им проще преодолеть языковой барьер и начать просто говорить - сначала с ошибками, коверкая слова и их значение, но все же говорить. И это очень правильный процесс, который почти недоступен взрослым людям, скованным боязнью ошибиться и показаться смешными.


Конечно же, идеально начинать обучение иностранным языкам с рождения. Именно в период с 0 до 3 лет мозг ребенка наиболее пластичен и способен усваивать огромные объемы информации, которые в него вкладываются без специального заучивания слов и напряжения. Вспомните хотя бы примеры, как обучали языкам в царской России. У каждого ребенка-аристократа с рождения была гувернантка, зачастую иностранка, которая общалась с малышом исключительно на французском языке. Такие дети с младенчества осваивали два языка и назывались билингвами - для них было одинаково привычно общение на русском и французском языках. С той же легкостью ребенок освоит и два, и три, и даже десять иностранных языков, которые будут восприниматься им, как родные.

Дошкольный возраст

Естественно, подобные идеальные условия для обучения ребенка иностранному языку доступны далеко не каждому родителю. Поэтому в дошкольном возрасте английский язык обычно вводится с 3-5 лет. С одной стороны, дети в 3 года запоминают язык на подсознательном уровне, а впоследствии более свободно начинают говорить на нем. Но с другой стороны, дети в возрасте 4-5 лет уже более усидчивы, дисциплинированны и сознательны. С ними можно поиграть в интересные игры, они понимают, как себя нужно вести во время урока и лучше отзываются на разнообразные задания.


Стоит добавить, что с детьми дошкольного и младшего школьного возраста занятия английским языком нужно проводить только в игровой форме. Это значит, что во время урока можно использовать яркие картинки, рассказывать истории, привлекать для занятия игрушки, петь с детьми песенки, ставить сценки и рассказывать стихи. Тогда малыши будут с радостью ожидать каждого урока на иностранном языке.

Видео по теме

Иностранный язык с ребенком некоторые родители начинают учить в достаточно раннем возрасте. Уже в 3-4 года малыши могут постигать первые основы другого языка, а в 5-6 лет делают это вполне осознанно и с удовольствием.

Инструкция

Особенность развития ребенка такова, что его мозг очень пластичен. Он с легкостью запоминает все, какие бы знания в него ни вкладывались. Кроме этого, маленькие дети отлично умеют подражать, именно поэтому большинство дошкольников очень быстро заучивает что-то наизусть. И это делает изучение иностранного языка с малышами довольно удачным начинанием. Главное здесь - правильно найти подход к ребенку.

Многие родители интересуются, какой же возраст ребенка является идеальным для начала изучения иностранного языка. Психологи утверждают: это момент появления ребенка на свет. Лучше всего иностранный язык постигается в первые 3 года жизни ребенка, потом скорость запоминания слов и лексико-грамматических конструкций значительно падает. Такой способ обучения языку способствует тому, что ребенок с рождения учится говорить на двух языках и впоследствии владеет обоими в совершенстве. Такой ребенок называет билингвальным.

Билингвальный способ обучения языкам наиболее естественный и легкий для ребенка, но одновременно с этим он и очень сложный для родителей. Ведь для того, чтобы обеспечить подобное обучение для малыша, нужно постоянно иметь рядом носителя языка, который будет говорить с ребенком только на иностранном языке - каждый день, каждую свободную минуту, в то время как родители будут общаться с ним на родном для них языке. Этот способ обучения практикуется в билингвальных семьях, где один из родителей владеет одним языком, к примеру, русским, а второй знает, например, английский или немецкий. Подобным же способом обучали малышей в дворянских семьях, приглашая к ним гувернанток из-за рубежа, которые русским языком не владели и общались с детьми только на иностранном. Количество языков, выученных подобным образом, не может быть ограничено ничем: ребенок спокойно в этом возрасте усвоит и три, и десять иностранных языков, если с ним будут общаться на них разные люди, чтобы он не смешивал языки при общении с ними.

Но в большинстве семей создать условия для идеального билингвального обучения невозможно. Поэтому чем раньше мама или педагог начинают общаться с ребенком на иностранном языке, называть разные слова на нем и учить фразы, тем проще будет малышу даваться обучение. В дошкольном возрасте дети могут несознательно запоминать большие объемы информации, а ведь информация, заложенная на подсознательном уровне запоминается и воспроизводится затем легче и гораздо более естественно, без зубрежки и заучивания. Поэтому с дошкольниками так важно учить не просто отдельные слова, но целые осмысленные выражения, песни, проговаривать диалоги.

Нужно учитывать психологические особенности ребенка младшего возраста. В это время детям сложно усидеть на месте, кроме того, они не осознают еще, зачем им учить иностранный язык. Поэтому главное - это увлечь их, подавать знания в ходе подвижных игр, в виде ярких картинок, запоминающихся образов. Если вызвать интерес ребенка, то он будет запоминать информацию без протеста и сложностей.

Однако ничего страшного не случится, если начать изучать иностранный язык с ребенком перед школой или в младших классах. Тогда его обучение становится более осмысленным, а сам ребенок будет более усидчивым, чем дошкольник 3-4 лет. Он уже понимает, что иностранный язык может быть интересным, если его подают в форме игры, малыш может научиться читать и делает многие задания самостоятельно.