Классификация тренинговых групп. Презентация "типология тренинговых групп"

Классификация тренинговых групп. Презентация
Классификация тренинговых групп. Презентация "типология тренинговых групп"

Группы тренинга (Т-группы).


Собственно Т-группы берут своё начало в 1945 г. На занятиях лабораторным тренингом под руководством К.Левина. В 1947 г. В США создаётся Национальная лаборатория тренинга.

СПТ – это форма социально - организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешнее формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом.
Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. В жизни человека, не понимающего себя, не знающего своих сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с другими людьми, всегда много проблем. Изменяющиеся условиями жизни заставляют его избавляться от многих привычек, ломают сформированные стереотипы, которые ещё совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто человек боится обратиться за помощью к близким, друзьям, более того, даже при обращении, они не всегда могут помочь.
В тренинговой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он испытывает полное доверие группы, а главное – не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В правильно организованной группе создаются такие условия, когда каждый член группы окружён заботой, человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках СПТ, помогать в случае необходимости и вправе рассчитывать на их поддержку.
Работая в тренинговой группе, участник может экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. В СПТ можно быть самим собой, не боясь сделать ошибку или обидеть партнёра. С этой точки зрения СПТ можно рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизнью. Важнейшая задача СПТ – помочь каждому участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, т.е. характерными для него, а для этого надо сначала научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:
Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком (идентифицировать, сопоставить себя с другими), при этом происходит корреляция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиальное значение имеет качественный состав группы, т.е. те люди, с которыми будут сравнивать себя участники.
Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Используя информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует механизм обратной связи. Постоянно действующая «обратная связь» позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с нами в контакт. Причём эта информация может быть проверена прямым вопросом: «Как ты относишься к моим словам?», «Что ты думаешь о моём поступке?» и т.п. Именно в действенной и эффективной обратной связи – суть тренинга.
Восприятие себя через результаты собственной деятельности.
Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который помогает или мешает развитию личности. В СПТ осуществляется постоянное определение уровня самооценки участников и её необходимая корреляция.
Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.
Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в своё «Я», получение опыта принимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых процедур направлены на понимание себя.
Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.
Мы принимаем своё тело, своё физическое «Я», как то, что у нас есть от рождения. Мы можем радоваться или огорчаться по поводу имеющихся у нас частей тела. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, каков он есть, и, приняв, развивать себя и свои возможности.
Основная гуманистическая идя СПТ заключается в том, чтобы помочь человеку стать собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.
Для эффективного функционирования группы СПТ руководителю необходимо осознать общую цель тренинга:

  • развитие личности;
  • повышение социально-психологической компетентности участников;
  • формирование активной социальной позиции участников;
  • развитие способности производить значительные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  • развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
  • коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным, продуктивным действиям;
  • изучение и овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Цели тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале, отражающем основной замысел всей системы предлагаемых заданий и упражнений. В зависимости от вида тренинга цель и задачи могут быть отредактированы самим ведущим, который должен хорошо понимать, для чего он использует данную форму общения.

Краткая характеристика основных видов тренинга
Группы тренинга (Т-группы).
(Тренинг развития личности в межличностном пространстве.)

Этот вид тренинга своим появлением обязан известному психологу Курту Левину. Он разработал теория поля – жизненного пространства, под которым он понимал «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и её психологическое окружение, образуя единое психологическое поле.
Собственно Т-группы берут своё начало в1945 г. На занятиях лабораторным тренингом под руководством К.Левина. в1947 г. В США создаётся Национальная лаборатория тренинга.
Цели работы Т-групп обычно содержат следующие основные аспекты:

  • развитее самопознания за счёт снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;
  • понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство);
  • постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;
  • овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплочённости).

Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входит 5 основных элементов:
Цели и нормы группы; структура группы и проблема лидерства; сплочённость группы и фазы её развития.
Немаловажную роль играет ОС, именно информация о нас, полученная от других участников группы, часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидна для окружающих людей. ОС позволяет участникам корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную стратегию поведения. для того, чтобы перестройка неэффективных стереотипов проходила в психологически безопасных условиях, участникам Т-групп предлагается возможность экспериментирования с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия. Впоследствии приобретённый опыт можно использовать в реальной жизни. В этой возможности кроется одна из причин большой популярности Т-групп. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую информацию и приобретают навыки успешного общения, как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание и конфронтация.
В настоящее время существует множество разновидностей Т-групп, порой смыкающиеся с иными направлениями тренинга. Взяв своё начало из групп тренинга базовых умений, Т-группы разделились на три основных течения:

  • общее развитие индивидуума (тренинг сензитивности);
  • формирование и исследование межличностных отношений;
  • организационное развитие – подход, в рамках которого специалисты работают над улучшением деятельности целых организаций путём оптимизации трудовых взаимоотношений.

В Т-группах при достаточной квалификации тренера участники могут приобрести ценные коммуникативные умения, опыт анализа межличностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможностей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей.

Бихевириально ориентированные группы
(Б-группы)
(Тренинг жизненных умений)

Бихевириаризм неоднократно характеризовался как вульгарно-механический, антигуманный подход, полностью лишённый внимания к движениям тонкой, человеческой души. Однако в своей прикладной части методы бихевириаристов работают и отвечают ожиданиям тех, кто ожидает помощи в приобретении именно поведенческих навыков.
В самом элементарном виде суть тренинг ой терапии состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции. В Б-группах групповая динамика не рассматривается как нечто существенное или принимается в расчёт сугубо прагматические её стороны, относительно пользы каждому члену группы.
Занятия поведенческим тренингом в Б-группах не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности или реализации человеческого потенциала. Их задача – обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к определённым жизненным обстоятельствам (тренинг для преодоления боязни летать, тренинг для решения проблем, связанных с переменами в карьере, преодоления тревожности, улучшения взаимоотношений, тренинг уверенности в себе и т.п.).
В настоящее время групповая бихевириариальная терапия не уступает по эффективности индивидуальной.
Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения: а) участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации; б) затем наступает фаза репетиции (опробование нового типа поведения). руководитель при этом подсказывает, помогает, предоставляет ОС, т.е. проводит инструктаж; в) фаза подкрепления, поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания в виде неодобрительных реакций в группе или отсутствия положительной ОС). Чтобы успешнее приобретённые навыки переносились в реальную жизнь, участники тренинга часто получают домашние задания.

Психодраматический подход
(Пси-группы)
(Тренинг решения личностных проблем)

Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли.
Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:

  • разминка (фаза разогрева);
  • фаза психодраматического действия;
  • фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.
В психодраматическом действии участвуют режиссёр, протогонист (человек, опыт которого лежит в основе инсценировки), «вспомогательные Я» (или ЭГО) – партнеры протогониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии). Свой метод Морено назвал глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные переживания испытывают и зрители: в группе происходит как бы обмен чувствами – «вчувствование людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения.

Гуманистический подход
(В-группы)
(Тренинг свободного самоопределения группы)

Главным предметом гуманистической психологии является личность и её уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нём. Человек наделён возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача - актуализация этих возможностей, рост и развитие личности.
Образовалось новое направление групповой работы, получившее название «групп встреч» (В-групп). Авторы – Карл Роджерс и Уильям Шутц – акцентировали внимание на максимально недерективном стиле управления группой. Позиция ведущего заключается в отказе от направления и организации деятельности группы. При таком подходе создаётся ситуация фрустрации и участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за всё, что происходит с ними в группе. Проявление негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые)чувства. Впоследствии опыт проявления негативных эмоций прорабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости.
Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку приятия и эмпатического взаимопонимания.
В результате, как считает К. Роджерс, «индивиды вступают в более тесный контакт, чем в повседневной жизни». Создаётся «климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций… Индивиды приходят к более полному познанию себя и каждого другого, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия риска и честности порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновлённые и конструктивные поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более эффективно».
В качестве основных признаков В-групп выдвигаются самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». Существует, как и в других психологических школах, множество способов проведения «групп встреч», от обычных продолжительных занятий до групп-марафонов с небольшими перерывами на отдых и сон.

Трансактный анализ
(ТА-группы)
(Тренинг рационального самопознания и саморазвития)

Трансактный анализ (анализ взаимодействий), основоположником которого является Э. Бэрн, был разработан преимущественно для групповых занятий и в качестве психологического метода применяется для помощи людям, желающим подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и желающие изменить запрограммированный жизненный сценарий. В случае, если у человека возникает желание произвести в себе или своём поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, не являющийся юридическим документом, но формулирующим ясно и однозначно цель, которую клиент (пациент) хотел бы достигнуть с помощью психотерапевта.
На занятиях ТА-групп человек порой открывает для себя, что «Ребёнок чуть ли не всю жизнь водил его за нос». Участники групп обучаются распознавать, в какие игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются, как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями. В ходе занятий участники достигают инсайта – момента озарения, когда ясными становятся подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА-группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии.
Работа над контрактами помогает участникам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осознавать свои потребности, добиваться более искренних и открытых отношений с людьми, естественнее проявлять себя в общении. Некоторые ведущие используют для этого «домашние задания». Опыт, приобретённый в ТА - группах легко переносится в реальную жизнь.

Гештальтподход в групповой работе
(Г-группы)
(Тренинг самоактуализации и саморегуляции)

Основателем групповой гештальттерапии считается Ф. Перлз, синтезировавший идеи экзистенциональной философии, бихевиоризма, психодрамы и других концепций. В гештальттерапии Ф. Перлза встречаются такие элементы как сознательный отказ от анализа прошлого опыта, провозглашение неприемлемости интерпритаций и комментарий событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни и т.п.
В гештальттерапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некоей специфической организации частей, называемой гештальтом.
Гештальттерапия видит свою задачу в том, чтобы помогать людям обрести утраченную целостность, перестать быть «фрагментарными личностями», помочь им стать «осознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности» (М.Джеймс, Д.Джонгвард).
Гештальт формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент, и имеют определённую самостоятельность, автономность. При разрушении его части он перестаёт существовать как целостная структура. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершится и «раствориться в фоне»; чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы. Задача гештальттерапии – помочь выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем.
Гетальттерапевты обращаются не столько к сознанию, сколько к чувствам пациента. Но терапевтическая задача считается выполненной, если не выраженный, а зачастую и не осознанный комплекс – незавершённый гештальт – переходит в сферу осознания и человек получает возможность отреагировать на свои чувства. По словам К. Рудестама, «та энергия, которая тратится на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и завершения незаконченного действия».
Главная задача Г-группы – расширение сферы сознания, «проявления человека подобно фотографии, осознание им самоидентичности и собственного совершенства, принятия ответственности за всё, что с ним происходит. Ф, Перлз позаимствовал у других направлений упражнения и методики («двух стульев» - построение диалога с воображаемым собеседником, напоминает психодраму Д.Морено, с той лишь разницей, что в ролевой игре с пациентом Ф.Перлз предпочитает использовать не других людей, а собственные фантазии человека.
Конечная цель таких упражнений – интеграция противоположных сторон конфликта.
В отличии от традиционных подходов в групповой работе, аппелирующих к человеческому сознанию, гештальттерапия провозглашает принцип «забудь о своём уме и довериться чувствам». Это сильнодействующее средство, и применять его надо осторожно. В целом гештальттерапия способствует самоактуализации, ведёт к расширению сознания самих себя, усиливает эмпатию, увеличивает глубину переживаний и способность к контакту, чувство понимания себя другим, автономность, уменьшает отчуждённость между членами групп, а также помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности и уверенности в себе.

Наиболее значимые методологические отличия в групповой работе связаны с тем, как руководители групп понимают цель своей работы. Принято выделять три основные цели:

  • Психотерапия;
  • Обучение;
  • Обогащение личности новым опытом.

Соответственно ориентированными будут и техники, которые использует ведущий, планирующий проведение тренинга.
Следует добавить, что некоторые ведущие групп предпочитают сознательный отказ от следования одной психологической концепции. Здесь два пути: слияние нескольких направлений в одно (интегративный подход) и использование обширного набора методов самых разных направлений – в зависимости от психотерапевтической ситуаций и собственных предпочтений (эклектический подход).

Список литературы.

  1. Макшанов С.И. Психология тренинга – М., 1997
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг – М., 1998
  3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг – М., 1996
  4. Роджерс К. О групповой психотерапии – М., 1993
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1998.
  6. Семиченко В.А. Психология личности – К., 2001
  7. Шостром Е. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор/ Перевод А. Малышевой – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

Достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия изложен и проанализирован К. Рудестамом (1990). В своей классификации видов групп К. Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра – степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Восемь видов групп выделены на основе этих параметров.

Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму )

Группы, центрированные на руководителе: рациональные Т-группы, аффективные – Гештальтгруппы, Группы телесноориентированной терапии, Психодрама, Группы танцевальной терапии, Группы арт-терапии (терапии искусством).

Группы, центрированные на участнике: рациональные – Т-группы, аффективные – Т-группы, Группы встреч.

К сожалению, подобная классификация вынуждает включать группы одного и того же типа в разные класс, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию – в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или на участнике, что зависит от руководителя.

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии, по Ж. Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Таким образом, если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными (Ж. Годфруа).

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и НЛП-группы, психодраматические группы.

Т – группы

Первые группы тренинга (Т-группы) основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всесторонние развитие личности отдельных участников.

Ценности, лежащие в основе движения Т-групп, включают: ориентацию на поведенческие и общественные науки, демократические процессы в противовес авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи . Основные понятия, связанные с Т-группами: обучающая лаборатория, обучение тому, как учится, принцип «здесь и теперь». Обучающая лаборатория фокусирует внимание на опробовании новых видов поведения в безопасном окружении. Обучение тому, как учиться, включает цикл: предоставление самого себя – обратная связь – экспериментирование . Обратная связь, раскрывается на примере «Окна Джогари» , - наиболее важном понятии в методологии Т-групп.

Руководитель Т-группы (тренер) доверяет участникам группы совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Т-группа помогает также участникам развивать специфические коммуникативные умения, такие, как описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация. Некоторые Т-группы используют структурированный подход для достижения специфических целей членов группы.

В исследованиях Т-групп могут быть выделены две области: исследования группового процесса и оценка конечной эффективности. Существует необходимость в более долговременных исследованиях, в частности, для изучения переноса результатов группового опыта в реальность, например в семейную группу. Т-группы способствовали росту популярности групп в целом и расширили знакомства с психологическими понятиями. Они явились частью растущего интереса членов общества к личностному росту и аутентичности. Последнее время Т-групп направили свое внимание на развитие специфических умений и стали включать техники других направлений.

Группы встреч

Можно выделить группы, ориентированные на определенную и группы, ориентированные на чувство общности . Наиболее существенным вкладом в движение групп встреч явилась концепция основной встречи Уильяма Шутца. Роджерианский подход основывается на его теории центрированного на клиенте консультирования и ставит целью достижение личностью аутентичности в отношениях с другими людьми.

Основными признаками понятии группы встреч являются: самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». Осознание самого себя включает изучение своих слабых и сильных сторон, а также осознание своего физического «Я». Группы встреч, как правило, в значительной степени подчеркивают ответственность членов группы за свое поведение. Упор на принцип «здесь и теперь» выражается в том, что члены группы фокусируют внимание на сиюминутные переживания и не апеллируют к прошлому опыту.

Последний признак понятие групп встреч затрагивает различие между психотерапией и группами роста личности. Группы встреч ориентированны на ускорение психологического развития нормально функционирующего индивидуума, на немедленный, но кратковременный эффект и поощряют самораскрытие руководителя группы. Хотя это сильно отличается от целей и методов традиционной психотерапии, различие между психотерапией и группами роста личности остается невыясненным. Осознание самих себя, развитие аффективной сферы рассматриваются в качестве целей, приемлемых для невротических личностей, тик и для относительно здоровых людей.

Активирующие процедуры, которые поощряют участников к межличностной коммуникации, построению доверительных отношений, изучению конфликтов и сопротивления, проявлению сочувствия и поддержки, в сильной степени привлекают руководителей групп встреч. Используются несколько альтернативных способов ведения групп встреч, например, группы «марафона» и группы «обнажения». Возможно, наиболее спорным аспектом групп встреч является ценность такой их цели, как самовыражение.

Движение групп встреч чрезвычайно популярно, но его критики указывают на отсутствие стройной психологической теории, предварительного отбора участников и адекватных сведении об отдаленных последствиях группового опыта. Очевидно, что личностные особенности участников и подходы руководителя к проведению группы являются критическими факторами успешности группы. Для членов группы, неуверенных в себе, неадекватных в межличностных отношениях, но стремящихся к изменению и личностному росту, эффект участия в группе с наибольшей вероятностью может оказаться отрицательным.

Гештальтгруппы

Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения зкзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруппы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.

Основными понятиями этого подхода являются: отношение фигуры и фона, осознание и сосредоточенности на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость. Исследование в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в осознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции . Невротическое функционирование возникает, когда между нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие «противоположности», ярким примером которого является конфликт между «нападавшим» и «защищающимся», описывает борьбу между двумя полярными сторонами нашего «Я», которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляются собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя.

Целью гештальттерапии является пробуждение организмических процессов участников путем поощрения расширения осознания и продвижения по направлению достижения зрелости. Руководитель группы обычно работает с одним «добровольцем», который находится на эмоционально «горячем месте» . Членам группы разрешается оказывать поддержку этому участнику, они могут идентифицировать с ним. В последнее время гештальттерапевты стали с большей степени использовать групповое взаимодействие и поддержку. Методики и упражнения гештальттерапии направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоления сопротивления.

Критики обвиняют гештальттерапевтов в их антиинтелектуальной, иррациональной направленности. Тем не менее в настоящее время гештальтгруппы широко распространены и имеют много последователей. Одним из основных вкладов гештальтгрупп является то, что они дают возможность выбора между ними и традиционными видами терапии с преобладающей ориентацией на функции сознания.

Психодрама

Психодрама была основана Якобом Леви Морено, одним из создателей движения групповой психотерапии, впервые использовавшим драматические методики в качестве способа изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий.

Психодрама появилась в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене и получившего название «спонтанный театр». Морено обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Ролевая игра – это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе понятие – спонтанность – было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность – это ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Понятие теле описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис , или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата – инсайта , нового понимания имеющейся проблемы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В настоящее время существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть которые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама. В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению.

Таблица 1. Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму )

Центрированные на

Руководителе

Участнике

Рациональные

Аффективные

Гештальт-группы
Группы телесной терапии
Психодрама
Группы танцевальной терапии
Группы терапии искусством

Т-группы
Группы встреч

Ж. Годфруа предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. В основе интрапсихической терапии лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений , то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение. Поведенческая терапия , исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим , которое позволило бы ему действовать более адекватно. Таким образом, если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными. Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы.

  • VI. ЕДИНАЯ ВСЕРОСИИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ (ЕВСКТМ) (КАТЕГОРИРОВАНИЕ МАРШУТА И ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЙ (ФАКТОРОВ)
  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Алюминий. Классификация сплавов на основе алюминия, маркировка
  • Аномалии развития органов и систем. Классификация аномалий развития.
  • Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  • Несмотря на достаточно большой период существования группо­вого тренинга, до настоящего времени нет ясности в разделении его на определенные виды. Каждый из подходов предполагает свои критерии и, как следствие, особые цели, структуру и ком­позицию. Анализируя проблемы группового консультирования, Дж. Коттлер и Р. Браун приводят примеры множества групп, имеющих не только разные названия, но и отличную друг от друга стратегию и тактику работы. Они представляют в своей работе не только основные виды, но и выделяют специфику со­держательной стороны каждого из них. Остановимся на крат­кой характеристике каждой из этих групп.

    1. «Группа встреч» относится к самой неопределенной катего­рии, где помимо этой разновидности могут быть упомянуты еще «группы человеческих отношений», «группы по раскрытию по­тенциала», «Т-группы», «группы личностного роста» и т. п. Об­ращается внимание на то, что высокая привлекательность таких групп была связана тем, что здесь особое значение придавалось созданию некой обучающей структуры, основанной на доверии и искренности. В то же время обращается внимание на то, что такие группы имеют достаточно свободную структуру, а веду­щий здесь, прежде всего, фасилитатор или участник, но не экс­перт .

    2. «Тематическая группа». В отличие от вышеописанной категории, здесь есть четкий формат, структура, план работы. Такие группы носят дидактический, педагогический характер, не ориентированы на чувства и переживания участников. Их цель, в общем, состоит в профилактике возможных проблем в будущем. Здесь у участников формируют различные адаптационные навы­ки, необходимые для решения конкретных проблем (устройство на работу, секс, учеба в колледже, вузе и т. п.) .

    3. «Группа консультирования» - это такая разновидность групповой работы, которая направлена, в первую очередь, на ре­шение проблем межличностного общения у участников. Здесь все действия сконцентрированы на настоящем, на индивидуальных целях. В то же время члены группы стремятся поддержи­вать друг друга .

    4. «Психотерапевтическая группа» отличается, прежде все­го, целями, так как занятия проводятся с людьми, имеющими диагноз психоневроза, личностного расстройства или психоза. Работа в них требует соответствующей квалификации и пред­полагает долгосрочное и интенсивное лечение .

    5. «Группа самопомощи и поддержки» отличается также целью, которая четко отражена в ее названии (самопомощь, поддержка). В связи с этим ее ведущим может быть не специалист, а опытный член такой группы. Такие группы ориентированы на решение ка­кой-либо одной проблемы, включая политические и др. .

    В большинстве русскоязычных справочных издании чаще все­го выделяют следующие разновидности тренинга,

    1. Тренинг коммуникативных навыков и умений.

    2. Тренинг личностного роста.

    3. Тренинг саморегуляции (например, уверенности в себе).

    4. Обучающие тренинги (для конкретных категорий обучаю­щихся: тренинг профессионально значимых навыков пер­сонала учреждения, тренинг веления переговоров) и т. п.

    С помощью различных критериев можно составить иную клас­сификацию видов тренинга. В частности, используя критерий цели, выделяют следующие разновидности тренинговых групп, как:

    группы решения психологических проблем;

    группы психологического здоровья и качества жизни;

    группы СПТ;

    группы тренинга развития самосознания;

    группы личностного роста.

    По критерию парадигмы, лежащей в основе и соответствую­щей ей цели воздействия, можно выделить и другие разновид­ности тренингов. В частности:

    1) дрессура: цель - выработать необходимые, требуемые (ситуацией, жизнью и т. п.), по мнению тренера, паттерны по­ведения;

    2) тренировка: цель - сформировать востребованные конкретным человеком отдельные навыки и умения;

    3) обучение: цель - познакомить и передать участникам группы возможные способы решения психологических проблем;

    4) развитие; цель - помочь в саморазвитии, в раскрытии собственных возможностей .

    В ряде современных профессиональных энциклопедий пере­числены такие разновидности тренинга, как: тренинг самоутвер­ждения; тренинг сенситивности (Психотерапевтическая энцик­лопедия, 1998); тренинг ассертивности; тренинг межличностных отношений; тренинг руководителей; тренинг социальных навыков (Психологическая энциклопедия, 2003) и т. п.

    Зайцева Т. В., проводя анализ проблемы выделения видов тре­нинга, связывает решение данного вопроса с теоретическими ос­нованиями, лежащими в основе понимания сущности этого вида работы практического психолога (психодинамический, поведен­ческий, гуманистический) .

    В предыдущей лекции нам неоднократно встречались слова "тренинг", "групповая психологическая работа", "групповая психотерапия". Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

    Следует сделать несколько замечаний терминологического характера.

    Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности спе­циалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличе­ствует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделях психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

    Буквальное значение термина "психотерапия" связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе грече­ских слов - душа и - лечение: "исцеление ду­шой" или "лечение души". Сам термин "психотерапия" был вве­ден в 1872 году Д. Тьюком в книге "Иллюстрации влияния ра­зума на тело" и стал широко популярен с конца XIX века.

    Если рассматривать психотерапию в рамках медицин­ской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет прежде всего о том, что при ее про­ведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве па­циентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов - лица, имеющие профес­сиональную подготовку, среди прочего, в области основ психо­логии и медицины. В клинически-ориентированной психотера­пии традиционно используются такие методы, как гипноз, ауто­генная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основываю­щихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

    Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль ме­дицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право зани­маться только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление дея­тельности практического психолога... При этом под психотера­пией следует понимать "оказание психологической помощи здо­ровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психоло­гических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни" .

    Практический психолог - групповой тренер использует те же методы, что и клинический психотерапевт; разница заклю­чается, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования лич­ности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоот­ношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

    В.Ю.Меновщиков (1998) отделяет неврачебную психотера­пию и собственно психотерапию, которая в свою очередь делит­ся на клинически - и личностно-ориентированную. Такая клас­сификация представляется не вполне правомерной, поскольку для нее используются разные основания. Личностно-ориентированный подход реализуется и в медицинской, и в немедицин­ской психотерапии. При этом, на наш взгляд, именно в немеди­цинской психотерапии он становится ведущим .

    Психологическая коррекция определяется как направлен­ное психологическое воздействие на те или иные психологи­ческие структуры с целью обеспечения полноценного разви­тия и функционирования личности . Групповую психологическую коррекцию следует рассматри­вать не только (и не столько) как метод, применяемый в меди­цине, но в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

    Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга - ее возникновение в собственном смысле слова ис­следователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И.В.Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина "групповая психотерапия" мы обязаны Я. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тре­нинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом . На основании большой экспериментально-исследовательской работы М. Форверг сделал вывод об эффек­тивном влиянии СПТ на повышение интерперсональной ком­петентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская школа» Красногвардейского района Республики Крым Типология тренинговых групп Педагог-психолог Дмитренко Л.С.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельности, группа методов активного социально-психологического обучения и развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав, особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции. Цель тренинговых групп может быть различной: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных возможностей, личностный рост участников.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному побуждению к работе.

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    1.Тренинг-группы (Т-группы) – Т-группы пронизывают по существу все типы группового обучения. В известном смысле, т-группа – это «душа» всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт отражен в публикациях Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельянова. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих общий потенциал обучения может быть сведено к следующим:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются по типу «здесь и теперь»; Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, выступающих в качестве материала для анализа; Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения относительно друг друга, а также получать в ответ на это «обратную связь» от других членов группы; Климат психологической безопасности, при котором обеспечивается индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Цели тренинга обычно содержат следующие аспекты: Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической самозащиты и устранения неискренности на личном уровне; Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как например, членство в группе, размер группы; Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими; Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем.

    8 слайд

    Описание слайда:

    2.Группы обучения. Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели этих видов групп общие (изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения «здесь и сейчас»). Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы – это американский продукт, и корни их идеологии кроются в отношениях, существующих американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости их участников. Это положение признается решающим, позволяющим участникам групп становится самосознающими, умелыми и осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации. Моделирование может происходит как с помощью видеотехники, так и виде эпизода ролевой игры в группе. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, то есть проводит инструктаж. Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-нибудь наград. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания) – неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительного подкрепления.

    9 слайд

    Описание слайда:

    За Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования: «как жить полноценно и испытывать более глубокие чувства?», их концепция более экзистенционально ориентирована. Кроме того, часто под Encounter-groups понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп. М.А.Лиеберман, И.Д.Ялом и М.В.Майлс выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». 3.Группы встреч (Encounter-groups). Наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Термин «Encounter» был введен Карлом Роджерсом. Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось на названиях этих групп. В начале 60-х они назывались «группами обучения сензитивности».

    10 слайд

    Описание слайда:

    Группы встреч Гештальттерапия. Главной задачей гештальттерапии является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего “Я” и продвижению к зрелости. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым её участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Гештальттерапия не предусматривает предоставления уже готового набора методик работы в группе. Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто постоянное экспериментирует с методиками, ищет новые подходы к решению проблем и в любой момент занятий при помощи своей интуиции находит нужные ответы на вопросы участника. Гештальт подчеркивает целостность в психической организации личности.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Транзактный анализ– это интеракционная психотерапия, которая обычно проводится в групповой форме. Клиенты знакомятся с основополагающими понятиями, с механизмами поведения и их расстройствами. Целью работы является осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга свои эго-состояния, а затем добиться доминирования взрослого над ребёнком. Развивая это осознание, клиенты исследуют раннее программирование, родительские директивы и свои ранние решения в отношении себя и своей жизненной позиции.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Метод «Эзален эклектик» (Esalen Eclectic) разработан У.Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает модель трехкомпонентной структуры человеческий межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении в общность, потребности в контроле и потребности в близости и любви. Эти потребности одновременно являются и стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных техник и процедур на вербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений.