Какие суда могут проходить под крымским мостом. Имеют ли право американские военные корабли входить в Азовское море

Какие суда могут проходить под крымским мостом. Имеют ли право американские военные корабли входить в Азовское море
Какие суда могут проходить под крымским мостом. Имеют ли право американские военные корабли входить в Азовское море

В пятницу, 16 июня, на керченском берегу строители завершили укрупнительную сборку железнодорожного арочного пролета нового Крымского моста. О соответствующем факте заявила пресс-служба проекта. Сообщается, что конструкция была собрана менее, чем за год.

«В железнодорожной арке — более 400 крупных элементов: блоки нижнего и верхнего пояса, арочные своды, раскосы, подвески и прочее. Общий вес арочного пролета сейчас превышает 5,8 тысяч тонн», — отметил начальник ФКУ Упрдор Тамань Роман Новиков.

Кроме того, он рассказал, что в скором времени будут завершены работы по обустройству арки элементами эксплуатации, конструкция будет покрыта антикоррозийной краской, а также подготовлены к перевозке фарватерные опоры.

Стоит отметить, что железнодорожные арки являются самыми крупными элементами моста, их протяжность около 227 метров. После того, как они будут установлены на фарватерные опоры, сможет осуществляться беспрепятственный пропуск судов через пространство в 185 метров шириной и 35 метров высотой.

РФ в Крыму грубо нарушили нормы международного права – Украина начинает реагировать

Не так давно на строительстве Керченского моста завершили сборку масштабной конструкции – арки железнодорожного моста. Это самая габаритная конструкция сооружения. Однако, в своих победных рапортах о завершении важной работы Российская сторона забыла рассказать о проблемах, которые возникнут в судоходстве в данном регионе. На них указал советник руководителя Одесского управления НПУ Руслан Форостяк.

В частности, он отметил, что мост через Керченский пролив ограничивает движение судов. И уже буквально через несколько недель судовладельцам придется учитывать этот аргумент при планировании рейсов в Черном море. В качестве подтверждения он привел документ № 842 от 24 мая 2017 мая, подписанный капитаном морского керченского порта С. Белых. В нем, в частности, говорится, что надводный габарит судов, которые будут проходить здесь уже в августе, не должен быть выше 33 м.

Руслан Форостяк делает вывод, что морские суда высотой более 33 м не смогут зайти, например, в Одессу. Кроме того, он указывает на то, что строительные работы подобного рода должны были быть согласованы со всеми странами, которых коснутся последствия строительства. В случае с сооружением Керченского моста этого не было сделано. Решение принималось лично российским президентом.

По данному поводу в министерстве инфраструктуры Украины готовят обращение к руководству нашей страны с предложением отреагировать на ситуацию.

Вводимые РФ ограничения на прохождение Керченского пролива удорожат фрахт судов – мнение

Ограничения на прохождение Керченского пролива из-за строительства здесь моста, которые намерена ввести Россия, могут негативно сказаться на судоходстве и логистике в Азовском море. В частности, может повыситься стоимость фрахта судов, которые заходят в украинские порты.

«Введение ограничений может повлечь за собой сокращение количества судов, способных проходить в Азовское море. Так, большегрузные суда, которые заходят в порты Мариуполь и Бердянск и брали на борт от 10 тыс. тонн груза и более, могут не вписаться в новые ограничения. Прогнозируемый в связи с этим повышенный спрос на суда с подходящими характеристиками может отразиться на увеличении стоимости фрахта, что повлечет повышение общей стоимости логистики зерна», — такое мнение высказал директор мариупольской компании ООО «Маритайм Логистикс» Антон Шапран в комментарии АПК-Информ .

Антон Шапран

По словам А. Шапрана, строительство Россией моста в аннексированный Крым через Керченский пролив значительно занизит здесь ограничения по размерам проходящих судов. Кроме того, есть неподтвержденная пока информация о том, что может увеличиться стоимость прохода Керченского пролива.

«На данный момент для прохода Керченского пролива обязательными являются только уплата сборов и наличие лоцмана на борту судна во время проводки. Но для безопасного движения между опорами моста и по каналу в целом судовладельцев могут обязать брать буксиры в сопровождение судну, что в итоге также может привести к росту стоимости морской логистики в общих затратах на логистику зерна. И это может произойти в условиях уже существующих достаточно больших портовых сборов в портах Украины», — пояснил А.Шапран.

Отметим, что ранее была обнародована информация, согласно которой в районе строящегося транспортного перехода в Крым письмом капитана морского порта Керчь от 24 мая вводятся следующие ограничения по габаритам для судов, проходящих через морской участок под арками пролетных строений объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив»: длина судна — 160 м, ширина — 31 м, осадка – 8 м, надводный габарит (расстояние от действующей ватерлинии до наружной точки мачты) – 33 м.

Кроме того, как информировал ЦТС , Минтранс России приступил к разработке решения, на основании которого будет вводиться запрет на движение судов в Керченском проливе. Предлагается ввести запрет на движение кораблей и судов на такие даты: 3-6, 8-10, 14-21 и 28-31 августа, а также 1-4 сентября 2017 года. Запретный район будет включать акваторию Керченского пролива, ограниченную береговой линией Крыма и отрезками прямых линий, соединяющих точки с нижеприведенными координатами:

45°20’46″N 36°36’03″E — мыс Еникале, север Керчи;

45°19’30″N 36°39’33″E — примерно на 3 километра южнее по острову Лысый от порта Кавказ;

45°14’58″N 36°34’41″E — южная оконечность острова Тузла;

45°15’06″N 36°25’44″E — городской пляж, юг Керчи.

«В запретном районе плавание всех судов и кораблей, за исключением кораблей и судов Военно-Морского Флота, кораблей и судов федеральных органов безопасности, а также судов, участвующих в технологическом процессе строительства объекта «Транспортный переход через Керченский пролив», запрещается», — говорится в проекте приказа Минтранса РФ.

Капитан морского порта Керчь будет запрещать/разрешать движение судов после получения соответствующей информации от дорожного агентства. При этом она должна быть предоставлена в порт не менее чем за 24 часа до начала или окончания строительных работ, препятствующих движению судов, по сооружению транспортного перехода через пролив.

Ситуация в Азовском море после строительства моста через Керченский пролив стала более напряженной. Украинская сторона неоднократно грозилась впустить в свои территориальные воды флот НАТО. Но есть ли у нее такое право?

25 ноября 2018 года российскими пограничниками в районе Керченского пролива были задержаны три украинских корабля, два из которых оказались военными. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы Российской Федерации, после чего суда отконвоировали в Керчь, а экипаж арестовали.

В Москве оценили инцидент как провокацию украинского руководства, которое искало повод для ввода военного положения в некоторых регионах страны. По мнению политологов, этот шаг позволил бы отсрочить президентские выборы и продлить на неопределенный срок полномочия действующего главы государства Петра Порошенко. Согласно другой версии, эта акция могла нести непосредственную угрозу Крымскому мосту.

В Киеве считают, что разрешение на проход украинских судов было оформлено согласно всем нормативам и признают действия погранслужбы РФ незаконными. Как и следовало ожидать, Украину поддержали в США. Посыл из-за океана был таков: Россия «пиратской атакой» на украинские катера нарушила все нормы международного права и бросила вызов самим Соединенным Штатам. Многие американские политики для умиротворения российско-украинского конфликта призвали Вашингтон отправить в Азовское море военно-морской флот США.

Очевидно, что этого хотят и в Незалежной. В Киеве неоднократно заявляли, что Россия регулярно блокирует прохождение украинских судов через Керченский пролив и даже собирались принять ответные меры. Сейчас в Верховной Раде одновременно с пересмотром Договора о дружбе с Россией пытаются принять закон о «прилегающей морской зоне», который бы позволил кораблям НАТО беспрепятственно находиться в украинских территориальных водах Азовского моря.

Украинские политики уверены, что после разрыва Договора о дружбе Киев уже не будет связан с Москвой никакими правовыми обязательствами. Это, в частности, позволит морской охране в целях предотвращения действий, нарушающих законодательство Украины, открывать огонь без предупреждения. Кроме того, без консультаций с российской стороной Украина будет вправе приглашать военные корабли НАТО в порты Мариуполя и Бердянска.

Чтобы понять, возможно ли осуществить проход военных судов третьих стран через Керченский пролив нужно обратиться к истории. В советское время Азовское море в силу географического фактора имело статус внутреннего, что было подтверждено международными нормативными актами. Но после развала СССР с появлением двух субъектов, России и Украины, статус Азовского моря потребовал пересмотра.

Первой начала действовать Украина, которая в одностороннем порядке объявила Керчь-Еникальский канал – главный судоходный путь из Черного в Азовское море – своей юрисдикцией. К слову, этот канал был построен Россией в далеком 1874 году и совершенствовался вплоть до начала Первой мировой войны.

В октябре 1995 года МИД Украины инициировал пересмотр статуса Азовского моря и Керченского пролива, настаивая на признании государственной границы, которая, по мнению Киева, существовала как административное разграничение между бывшими союзными республиками.

Опасения Киева о том, что возведение Россией моста через Керченский пролив серьезно ограничит судоходство на Азовском море и вызовет убытки украинских портов.

Чем ближе активная фаза строительных работ по возведению Россией мостового перехода через Керченский пролив, тем сильнее интерес к возможным экономическим рискам и последствиям проекта. Киев утверждает, что только из-за временного ограничения судоходства в Керченском проливе украинские порты потеряют полмиллиарда гривен, заявил в интервью DW замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк.

Те параметры осадки, которые самостоятельно устанавливает Россия, могут нанести значительный ущерб нашим Бердянскому и Мариупольскому торговым портам на Азовском море, — уверен Лавренюк.

Интервью с ним вызвало широкий отклик, в том числе, критические оценки аргументов замминистра, поэтому DW решила вернуться к теме судоходства на Азовском море и в Керченском проливе.

Ограничения габаритов и их последствия

Как известно, министерство транспорта РФ в августе и сентябре на 23 суток суммарно хочет запретить судоходство через пролив в период установки на штатные опоры арок пролетного строения мостового перехода через Керченский пролив.

В целях обеспечения безопасности строительства транспортного перехода через Керченский пролив приказываю установить 3-6, 8-10, 14-21, 28-31 августа и 1-4 сентября 2017 года с 00.00 до 24.00 местного времени запретный для плавания кораблей и судов район в акватории Керченского пролива, — сказано в проекте приказа министерства, размещенном на Федеральном портале проектов нормативных актов.

В письме и.о. капитана морского порта Керчь к морским агентам уточняется, что для обеспечения безопасности во время действия этих ограничений габариты судов, которые смогут пройти под арками, не должны превышает 160 метров, ширина — 31 метр, надводный габарит — 33 метра. А осадка судна должна быть не больше 8 метров.

Большие судна заходят в порты Азовского моря

Обеспечением безопасности мореплавания и поддержание паспортных глубин акваторий украинских портов занимается госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ). DW обратилась к нему с просьбой объяснить, какие суда заходят в Бердянский и Мариупольский порты, и повлияют ли габаритные ограничения, вводимые РФ, на работу этих портов. В ответе АМПУ сообщается, что средние габариты судов, обрабатываемых в украинских морских портах Азовского региона, таковы: длина — 175 метров, ширина — 27 метров, осадка — 9,6 метров.

Кроме того, часто в морской порт Мариуполь заходят суда типа «Панамакс» со следующими габаритами: длина — 225 метров, ширина — 32,5 метра, максимальная осадка — 14 метров, надводный габарит — 37,5 метров.

Самое большое судно, которое было обработано в морском порту Мариуполь, имело полную грузоподъемность 94 тысячи тонн, длину 235 метров, ширину 38 метров, максимальную осадку 14,5 метров, высоту 49 метров, — указывается в ответе АМПУ на запрос DW.

Кроме этого, в нем говорится, что движение судов в акватории Азовского моря и через судоходные каналы, в частности, Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе, связывающий Азовское и Чёрное моря, регулируется Международной конвенцией по морскому праву от 1982 года.

Достаточно ли глубины?

Согласно «Океанографическому атласу Черного и Азовского морей», который подготовлен «Укрморкартографией», филиалом гидрографической службы Украины «Госгидрография», Азовское море относится к типу внутренне-материковых шельфовых морей. Учитывая морфологические признаки — к плоским морям. Это самое мелкое море в мире, средняя глубина его составляет 7 метров, максимальная — 15 метров, находится она в центре моря. Это следует из карт морских глубин, предоставленных на запрос DW «Укрморкартографией». Там сообщили, что на основных судоходных маршрутах периодических ведутся работы по углублению, и глубина там может меняться.

Особенностью Азовского моря является ежегодное образование льда в его акватории, даже в относительно мягкие зимы. Поэтому Украина опасается, что если Россия начнет строительство по судоходному ходу, то лед на мостовых сваях будет задерживаться и будут образовываться ледовые пробки. По словам замминистра инфраструктуры Юрия Лавренюка, из-за этого зимой движение по Керчь-Еникальскому каналу, единственному пути для прохождения Керченским проливом больших кораблей, будет закрыто вообще.

Политическая составляющая проекта

В связи с этим украинская сторона напоминает, что не давала России разрешения на строительство моста через Керченский пролив. Об этом говорится в ответе МИД Украины на запрос DW относительно реакции Киева на введение РФ временных ограничений судоходства через Керченский пролив августе и сентябре 2017 года.

В МИД подчеркнули, что считают односторонние действия Москвы в данном случае нарушающими международное право и суверенные права и юрисдикцию Украины над ее внутренними водами, территориальным морем, исключительной экономической зоны и континентальным шельфом в Черном и Азовском морях.

Односторонние действия российской стороны вызывают и приводят к физическим изменениям морской среды, которое входит в морскую зону Украины, — отмечает МИД и добавляет, что Киев имеет право требовать от России возмещения причиненного такими действиями ущерба.

Украина еще в 2016 году инициировала арбитражное производство против России в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, намереваясь подтвердить в суде свои права как прибрежного государства, обязать Москву прекратить противоправные деяния в соответствующих морских акваториях, получить заверения и гарантии их неповторения, а также добиться возмещения нанесенных Россией убытков, сообщили в МИД Украины. И заверили, что сейчас ежедневно собирают доказательства неправомерных действий РФ, в частности, нарушений Конвенции ООН по морскому праву.

Ракетный корвет «Град Свияжск»

Россия значительно наростила свой военно-морской флот в акватории Азовского моря. Стал известен состав флота страны-агрессора, который несет потенциальную угрозу для Запорожской области. Подробности последних изменений высказал глава наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» и главный редактор сайта BlackSeaNews Андрей Клименко во время чата для «Главреда» .

Клименко напомнил, что до мая 2018 года у РФ в акватории Азовского моря были лишь корабли береговой охраны и пограничной службы. Сейчас же добавились корабли, которые могут обстреливать объекты на суше.

По мнению авторитетного эксперта, это может быть частью специально разработанного плана для обеспечения аннексированного Крыма водой. Именно в рамках него и зашли в Азовское море пять военных кораблей Каспийского флота РФ.

«Сейчас уже практически сформирована Азовская флотилия Военно-морского флота РФ. По нашим оценкам, она сейчас насчитывает шесть артиллерийских катеров типа «Шмель», переброшенных из Каспийской флотилии, шесть или семь малых десантных кораблей типа «Серна», тоже переброшенных из Каспийской флотилии РФ», – рассказал Клименко.

Два дня назад в Азовское море прибыли два ракетных корвета «Град Свияжск» и «Великий Устюг» тоже из Каспийской флотилии РФ. Эти два корвета вооружены ракетами «Калибр». «Это те самые корветы, которые в конце 2015 года выполняли первые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по территории Сирии», – уточнил журналист.

По его словам, цель совершенно понятна.

«Это военно-морская группировка, которая может действовать в акватории Азовского моря против азовского побережья Украины. Безусловно, имеется связка между проблемой оккупированного Крыма и сегодняшней ситуацией на Донбассе. Эта связка существовала всегда, но сегодня она получила яркое проявление», – отметил Клименко.


2014 год. Ракетный корвет «Великий устюг» буксируют по Волге в Каспий

Смысл в том, что в оккупированном Крыму назревает уже не проблема, а катастрофа с водой в связи с перекрытием в 2014 году Северо-Крымского канала, заявил эксперт.

«Что нужно сделать, чтобы разблокировать Северо-Крымский канал и пустить в Крым? Нужно либо захватить Каховку - ведь именно там начинается Северо-Крымский канал, и именно там находится шлюз, главная дамба, откуда может осуществляться поставка днепровской воды в Крым. Или надо осуществить комплексное давление на Украину, чтобы украинские власти сами разблокировали поставки воды в Крым», – пояснил он.

Одним из элементов , по его словам, является уже осуществляемая блокада портов Бердянск и Мариуполь, а вторым - военная угроза: или вы открываете воду, или мы вас атакуем.

Ранее Клименко рассказал, чем эйфория Путина грозит Киеву . По словам эксперта, глава РФ сейчас активно действует в странах ЕС, и у него все получается.

: появилась реальная конкретика по ограничениям судов, которые будут оперировать в Азовском бассейне после постройки Керченского моста. Это, кстати, касается и Ростова с Таганрогом и Азовом.

В ФБ на днях появился крик души одесского полицейского советника Форостяка (причём тут само по себе очень интересно то обстоятельство, что громко пропагандонит полицейский деятель - а не моряк, и одесский по дислокации - а не бердянский и не мариупольский ):

"Корабли высотой более 33 метров не смогут выполнять перевозки в Мариуполь и Бердянск, а также не смогут покинуть порты." - Об этом сообщил советник главы ГУНП в Одесской области Руслан Форостяк в своем Facebook, добавив фото документа. "Россия сооружая мост через Керченский пролив в оккупированном Крыму в одностороннем порядке ограничивает движение через пролив, устанавливая габариты судов", – отметил он.

Кремль планирует ввести ограничения с августа этого года. Поэтому судовладельцы, которые планируют перевозки в украинские порты в Азовском бассейне в Бердянск или Мариуполь, попадают в ловушку. Поскольку они будут вынуждены учитывать, что суда высотой более 33 метров уже не смогут пройти к этим портам. Вообще такие действия и ограничения нарушают международные нормы в части мореплавания и ряда конвенций, требуют согласования строительных работ в заинтересованных стран бассейна, в которых соответственно будет ограничена география морских перевозок, – отметил Форостяк.
(отседова)

[...] В начале июня через причалы Мариупольского порта впервые в его истории была перевалена партия импортного флюсового известняка для местных металлургических комбинатов. 52 тысячи тонн этого груза успешно обработали докеры 1-го грузового района.

Изначально вся партия флюсового известняка была погружена в Арабских Эмиратах в трюмы балкера «NAVIOS HIOS» (флаг Греция). Но поскольку судно с осадкой 12 метров не может пройти через Керчь-Еникальский канал, было принято решение перегрузить часть партии в нейтральных водах на суда с меньшим водоизмещением . Так, «BEHCET C» (флаг Панама) приняло 17,7 тысяч тонн известняка и «ACORUS» (флаг Молдова) - еще 5,3 тыс. тонн груза. Таким образом, у причалов №№ 8 и 9 мариупольские портовики благополучно обработали три судна с импортным грузом.

Поэтому ничто не мешает делить грузы и с длинных судов, подпадающих под ограничение, тем более что опыт есть.
Что самое смешное, мариупольские портовики не орут и не пропагандонят в фейсбуках, как этот одессит-полицейский - а просто буднично готовятся к новому режиму пропуска в проливе:

[...] В Мариупольском морском торговом порту 0629 заявили, что на предприятии знают о данном ограничении. Фрахтователи судов, как стало известно, уже активно готовятся к проходу через канал по новым условиям.

"Сегодня фрахтователи активно ищут флот, который будет свободно вписываться в указанные габаритные ограничения. На самом деле конструкций таких судов множество, и среди них есть крупнотоннажные. В частности, суда типа «Federal» имеют сравнительно небольшие надводные габариты и при этом способны перевозить значительные партии грузов. Эти суда в свое время строились для прохода по рекам и озерам Северной Америки, где очень много мостовых сооружений, так что можно сказать, они специально созданы для работы в условиях ограничений по габаритам",- сообщили в пресс-службе ММТП. В порту отметили, что прямо сейчас на причале стоит один из таких «федералов» под названием «Federal Yukon». Грузится чугуном на США. Еще одно судно этого типа – «Federal Bristol» - стоит на рейде порта в ожидании постановки к тому же 7-му причалу под партию чугуна и листового проката.

"Так что в вопросе габаритных ограничений судов при проходе Керченского пролива для нашего порта и остальных украинских участников транспортного рынка нет повода для паники" . - подытожили в пресс-службе.

* * *
В общем, следим за представлением далее:)
Накал обещает повышаться к августу, когда начнётся монтаж пролётов в фарватере.
Но в любом случае, флот, направляющийся в порты Азовского бассейна, с августа 2017 будет играть по правилам России. Это уже неизбежность.