Иверская икона Божией Матери – о чем молятся? Иверская икона Божьей матери: о чем ей молиться и в чем помогает.

Иверская икона Божией Матери – о чем молятся? Иверская икона Божьей матери: о чем ей молиться и в чем помогает.
Иверская икона Божией Матери – о чем молятся? Иверская икона Божьей матери: о чем ей молиться и в чем помогает.

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» ()

Знаменитый образ носит название от Иверского монастыря (Афон), Борогодица считается его хранительницей. Конечно, Божия Матерь печется обо всех людях, но сугубо она обещала оберегать насельников святой горы. Иверская икона пришла туда по собственному желанию, и остается на Афоне по сей день.


Иверская икона, как напоминание о грехе

Образ стал свидетелем многих тяжелых для христианства времен - гонений, нападений врагов. Сам он тоже подвергался атаке. Некий разбойник ударил по лику пресвятой Девы, из раны пошла кровь. Это настолько потрясло бандита, что он тут же решил посвятить себя монашеству. Остался на Афоне и преданно служил Богу, о чем церковь сохранила память по сей день, причислив его к лику святых.

Именно эта история стала причиной того, что Иверская икона Божией Матери современными иконописцами изображается со шрамом и каплями крови на лице. Следы крови видны на афонской иконе и сегодня. Верующим же это хорошее назидание: стоит помнить, что каждый грех заставляет Царицу Небесную страдать от духовных ран, которые бывают тяжелей физических.


Описание Иверской Иконы

Образ выполнен в византийских традициях, как один из видов «Одигитрии». Форма вертикальная, практически все занято фигурами: Богородица склонила голову к Сыну, ее правая рука поднята, как на молитве. Младенец сидит на левой руке Матери, одет в зеленый хитон, в левой руке свиток, правая благословляет - жест направлен молящимся около образа.

Простое описание Иверской иконы не может передать того глубокого выражения высшего знания и неземной печали, которое так характерно для византийских образов Царицы Небесной. Ее взгляд проникает в самую душу верующего. Богородица в традиционном красном омофоре, голова увенчана короной. Но никакой царской гордости нет в ее лице, только грусть, ведь она всегда знала, через что должен пройти Богомладенец Христос перед тем, как воссесть на небесном троне.

Следы ранения являются отличительной чертой, по которой сразу можно узнать этот образ среди многих других, хотя выполняется он в разных традициях. Характерным является также мягкий золотистый фон, иногда переходящий в нежную полупрозрачную лазурь. Икона хорошо настраивает на молитву, поясной образ Богоматери как бы является с небес, хотя имеет вполне реалистичные черты.


Как молиться и о чем просить Иверскую Икону

Почитание в России Иверской иконы очень велико и продолжается уже давно - первые сказания зафиксированы около 500 лет назад. В них описаны различные версии явления образа, отличные от распространенного греческого варианта. Так или иначе, истории связаны с Грузией, в каждом случае образ является на Афон совершенно самостоятельно.

Иверский монастырь действительно был основан грузинами, среди насельников они долго преобладали, трудясь на благо малой родины не только молитвами. Евангелие на грузинском появилось благодаря усилиям преподобного Евфимия. Однако последний монах-грузин умер еще в середине прошлого века. Сегодня большинство иноков - греческого происхождения.

В чем помогает Иверская Икона Божьей Матери

Чудеса обильно даровались свыше через образ:

  • защита от врагов;
  • пополнение запасов масла и воды;
  • исцеление больных;
  • вразумление свернувших с верного пути.

Нет каких-то ограничений на молитвенные просьбы, перечислены самые известные чудеса. Иверская икона помогает в разных бедах и духовных немощах, каждый доверяет самое сокровенное, надеясь на поддержку свыше.

Монахами написано несколько акафистов для чтения перед Иверской иконой, на них распространяются обычные правила чтения. Можно совершать молитвенный подвиг дома, или приехать в храм, заказать молебен либо прочитать самостоятельно. Важно, чтобы просьбы затрагивали самую суть духовного недуга, а не касались каких-то житейских мелочей, которые человек просто ленится исправить.

Есть и небольшие молитвы Иверской иконе, читать их можно как самостоятельно, так и включать в традиционное молитвенное правило, после чего добавить прошение «своими словами».

Российские списки

Сама чудотворная Иверская икона пребывает, как уже было сказано, в афонском монастыре. С момента своего явления более тысячи лет назад, она не покидала обитель. Считается, что это произойдет перед концом света, послужит инокам сигналом оставить монастырь. Икону украшает драгоценный оклад, закрывающий все, кроме ликов.

Трижды в году монахи выносят икону из надвратного храма:

  • вечером накануне Рождества - она пребывает несколько дней в соборе;
  • в Субботу перед Пасхой;
  • в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы.

Но люди многократно обращались к монахам с просьбами привезти икону, на что они делали копии (списки). Первый афонский список для России был сделан в 17 в. Монахи служили продолжительный молебен перед началом работы, затем омывали образ святой водой. Затем ею же освятили список. Святую воду иконописец затем смешал с красками. Пока не была окончена работа, братия продолжала служить Литургии и молебны.

В честь прибытия иконы в столицу 13 октября 1648 г. был установлен церковный праздник. Образ находился вначале в одном из храмов Кремля, затем был перемещен в Новодевичий монастырь. Право на распоряжение святыней перешло властям, и только в наше время, буквально несколько лет назад (2012) она была официально возвращена в Новодевичью обитель.

Второй список появился 8 лет спустя. По размеру он соответствует оригиналу, заказал его патриарх Никон. Он начал строительство Иверского монастыря, куда и хотел определить образ. Он строго запретил копировать икону, украсил ее дорогим окладом из золота с камнями. В 1656 г. святыня прибыла на Валдай, в честь чего установили еще один праздник (12.02). Где сегодня находится эта Иверская икона - загадка, след ее пропал после коммунистической революции.

Монреальский список

Эта копия прославилась, будучи в Канаде (откуда и название), весьма интересна ее история. Написана в 1981 г. на Афоне, через год была подарена афонским игуменом Климентом одному из паломников. Некто Иосиф Кортес был так поражен красотой образа, что буквально умолял продать ее, но сначала получил отказ. Однако на следующий день ему было позволено забрать образ.

С тех пор судьба Иосифа и Иверской Монреальской иконы стали неразделимы. Будучи весьма благочестивым человеком, он стал постоянно возносить молитвы Богородице. И однажды ночью его разбудил невероятный аромат роз. Оказалось, что образ стал мироточить.

Подобное чудо многократно повторялось, появилось много желающих лично увидеть святыню. Тогда Иосиф стал путешествовать, провезя икону по многим городам Америки, Новой Зеландии, Австралии и Европы. О чем молились возле Иверской иконы? Конечно, многие хотели получить исцеление от физических недугов, и чудеса происходили. Во время путешествий (1983-1997 гг) зафиксировано множество случаев. Существует специальный фонд брата Иосифа, который их документирует.

Однажды хранитель перевозил икону на самолете в Америку. Рядом сидела женщина, которая поинтересовалась, чем это так чудесно пахнет. Узнав о чудотворном образе, она со слезами рассказала, что направляется на операцию, и что Богородица нашла ее, чтобы оказать помощь. Позже женщина написала Иосифу письмо - операция прошла успешно.

Воспитанный в семье католиков, Муньос все же выбрал для себя православие, был пострижен в монашество на Афоне. Его отличали скромность и великая вера, никогда он не выставлял себя на первый план, не давал осквернять образ. Иосиф выступал за традиционные ценности, переживал за судьбы современной молодежи, чье сознание полностью порабощено телевидением.

Видимо кому-то подобная святость пришлась не по душе - в 1997 г. брат Иосиф был жестоко убит, а монреальская Иверская икона исчезла. Сегодня ведется работа по канонизации И. Муньоса.

«Пресвятая Дева, помоги!»

Значение Иверской иконы для культуры и духовности России трудно переоценить. Глядя на образ, невольно вспоминаются все испытания, которые Церковь вынесла вместе со своей страной: неверие, разрушение храмов, поругание святынь, уничтожение священников. Во время духовного возрождения надо помнить и об этом. Тысячи людей приходили со своими бедами, многие получали помощь, обновляли веру, желание служить Богу.

Даже те, кто много лет не посещал храм, возвращались к нормальной христианской жизни, каялись после общения со святыней. Известные случаи, когда икона удерживала людей от самоубийства. Находящиеся в ссоре обретали мир. В некоторых храмах накануне посещения святыни в изобилии вырастали цветы. Но самое главное чудо - когда человек обретает согласие с Богом, мир в своей душе. В этом Царица Небесная тоже помогает.

Самые известные храмы

Храм Иверской Иконы Божией Матери на Всполье (так называли застройку, перемежавшуюся с полями для выгула) расположен между двумя Ордынками (Малой и Большой), белокаменное здание из кирпича хорошо просматривается с дальней перспективы. До 1802 г. церковь носила имя великомученика Георгия Победоносца, первые же записи о деревянном строении датируются 1625 г.

В середине 17 в. здание из дерева было заменено на каменное. Переосвящен храм в 1672 г. Деньги на строительство пожертвовал купец С. Потапов, приход же состоял в основном из дворян. С разрешения митрополита было построено здание трапезной, колокольня. Храм был практически заново отстроен в начале 19 в., тогда же здесь появился собственный список Иверской иконы Божьей Матери.

Революционная буря нанесла огромный ущерб церкви:

  • сломана колокольня;
  • закрашена уникальная роспись;
  • уничтожены иконостасы;
  • разграблен алтарь.

Несмотря на это, службы продолжались, окончательно церковь Иверской иконы закрыта лишь спустя 12 лет. В начале 90-х храм был передан Патриархии и вновь открыл двери для верующих.

Иверский мужской монастырь на Валдае - известное место паломничества россиян. Обитель была основана Патриархом Никоном в подражание афонской в середине 17 в. Количество иноков достигло 200 человек, монастырь процветал. Но его закрыли после того, как Никон попал в опалу. Правда, жестокий указ был отменен, жизнь в святых стенах возобновилась.

Новым потрясением для обители стала революция, советская власть изымала «излишки» у монахов. Это вызвало бурю протеста у местных жителей, поднялось восстание. Все же в итоге советской власти удалось превратить монастырь в артель, Иверская икона была увезена, и никто не знал, где она находится. Затем здесь был музей, госпиталь, школы, музей, база отдыха.

Начало возрождению монастыря положено в 1991 г., тогда он был передан Новгородской епархии. Вернулась в родной дом Иверская икона Божией Матери - правда, уже копия. С помощью Божией, шестеро монахов сумели поднять обитель из руин. Постепенно росло количество насельников, решались проблемы с обустройством. То, что казалось невозможным людям, было по плечу Господу.

Иверский монастырь на Афоне является хранителем множества христианских святынь. Чтобы побывать там, необходимо оформить специальное разрешение. Остановиться на ночлег можно будет в любом храме, монахи встречают паломников очень доброжелательно. Был случай, когда с одного путника потребовали плату, тогда у иноков испортились продукты.

К сожалению, на Афон поехать разрешается только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри и храмы в России (их насчитывается около 200), молиться возле святого образа дома. Милость Божия не знает границ, она посылается всем, кто имеет твердое упование.

В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.


Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье , г.Москва.

Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.

Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.


Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Афон.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.


Икона «Богоматерь Иверская в чудесах». Вторая половина XVII в.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.

Когда на патриарший престол вступил Никон , то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря . На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.

Галерея икон .

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот , были также написаны на Афоне . Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля , хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Дни празднования: 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.

Еще об Иверской иконе

Иверская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад - начала 16 в.


Иверская икона Божией Матери. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .


Иверская икона Божией Матери.

К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.

Обретение Иверской иконы Богородицы

В IX веке правление Византией императором Феофилом (813-843 годы) стало жестоким временем испытаний для молодой христианской веры, периодом угнетения и уничтожения святых икон. Божественные образы забирали из монашеских обителей, из домов христиан, а затем разжигали на улицах костры, бросали реликвии в огонь. Изображение Богоматери как святыню хранила у себя дома благочестивая вдова, жившая неподалеку от города Никеи. Однажды к ней также пришли воины императора-иконоборца. Один из жестокосердых ударил богородичную икону мечом, и все увидели, как из повреждения на доске потекла кровь. В ужасе наемники отступили, а ударивший пал на колени. Когда растерянные воины покинули дом, женщина решила надежно скрыть икону, чтобы спасти ее от других варваров.

Благочестивая женщина пошла к морю и опустила на воду святой лик. Икона не утонула, а удивительно поплыла по волнам в вертикальном положении. Сын вдовы видел это, после он отправился на Афон, где посвятил себя иночеству. Благодаря его рассказам и свидетельствам предание о чудесной иконе Божией Матери сохранилось.

Прошло много лет, одного дня (1004 года) святой образ Богоматери, окруженный «столпом огненным», появился на море недалеко от Иверской монашеской обители, что на горе Афон. Тогда в Иверском монастыре проживал старец-подвижник по имени Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Дни и ночи он посвящал изучению святых книг, а питался ключевой водой и горными травами. К нему во сне пришла Пречистая, повелела сказать братии и настоятелям, что дает обители свою святую икону для заступничества и помощи. Далее Богородица велела старцу без страха и опаски пойти прямо по воде к иконе. Гавриил выполнил наказ. С молитвой, верой он прошел, ступая просто по поверхности водной глади, взял чудесную икону, а затем вынес ее на сушу.

Пришедшие крестным ходом монахи внесли образ в обитель и поместили его в алтарь. Но утром следующего дня иконы на месте не оказалось. После безрезультатных поисков святой лик, к всеобщему удивлению, был обнаружен на стене выше монастырских ворот. Его вернули, но наутро все повторилось. И вновь явилась преподобному Гавриилу Пресвятая Богородица. Сказала передать монахам и игумену, что не им хранить Матерь Божию, а она сама явилась, чтобы быть хранительницей. А еще, пока святая икона с обителью, а монахи будут трудолюбивы и добродетельны, не оскудеет для них милость Господа.

Иноки поняли, что чудодейственный образ сам выбрал себе место. Икону разместили в киоте над входом, а вскоре соорудили специально для нее небольшой храм возле врат. Здесь святыня пребывает до сегодняшнего дня. Имя иконе дали по названию обители – Иверская, а также упомянули ее особенность, место пребывания, назвав «Вратарницей» (что на греческом языке звучит как «Портаитисса») .

Иверский монастырь: обитель образа Богородицы

Иверская обитель расположена в чудесном месте – на северо-восточном побережье Святой Горы. Северо-западная сторона монастыря окружена горами с густым лесом. Монастырь получил имя Иверского из-за грузинского происхождения его первых монахов, основателей. Латиняне причинили много бед святой обители, разорили ее (1259 год). С 1285 до 1306 года следовали нападения латинян и каталонцев. Монастырь был в упадке до конца XVI века.

XVII столетие ознаменовалось возрождением Иверского монастыря. К XIX веку политические перевороты изменили расстановку сил, грузин на востоке становилось все меньше. Управлять обителью стали исключительно греки.

Оригинал Иверской иконы Богородицы ни разу не вывозили из обители, святой лик всегда находится на Афоне, в Иверском монастыре. Но по обращениям, молитвам монахи-изографы пишут списки и предоставляют их храмам, монастырям, мирянам. Только три раза каждый год «Вратарницу» выносят из храма:

  1. Перед Христовым Рождеством (после 21.00) монахи с почетом переносят образ в собор и оставляют там до первого понедельника после празднования Собора Иоанна Крестителя.
  2. В день вторника Пасхальной недели иноки совершают крестный ход внутри монастыря.
  3. На празднование Успения Пресвятой Божией Матери.

Афонское предание гласит, что перед Вторым Пришествием Иверский образ Приснодевы покинет обитель на Афоне. Об этом поведал преподобный Нил (Мироточивый), который являлся монаху Феофану (1813-1819 годы).

Почитание Иверской иконы Богородицы на Руси

История старинной реликвии на Руси начинается с посещения Москвы игуменом Иверской обители архимандритом Пахомием. Монах прибыл в столицу, собирая пожертвования. Узнав о чудесной иконе, царь Алексей Михайлович (Романов) пригласил (середина XVII века) иверских иноков посетить Россию, а архимандрит Никон просил о даровании извода святыни.

Готовя копию русскому царю, иверский иконограф иеромонах, имя которого Ямвлих Романов, соблюдал строгий пост, а другие иноки усердно молились. Список иконы был выполнен идентично оригинальному изображению, соблюдены все размеры. Прибыв в Москву 13 октября 1648 года, иверские монахи (экклисиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин, келарь Игнатий) подарили царю, вышедшему с торжественной процессией навстречу, копию образа Иверской Божьей Матери. В ответ на молитвы чудотворная святыня помогла излечить царскую дочь. Желая отблагодарить Царицу Небесную и Иверских иноков за чудо, русский царь выделил им обитель Святого Николая, расположенную в центре Москвы.

Сначала Вратарницу с почетом вручили Успенскому собору Кремля. Затем передали церкви при доме царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году, отправляясь в военный поход, государь взял икону с собой. Сражение под Вязьмой завершилось разгромом вражеских польских войск. В благодарность за одержанную победу Алексей Михайлович поставил Иверский богородичный образ в Смоленском соборе на территории Новодевичьего монастыря. В XVI-XVII веках храм являлся местом «царского богомолья».

Слава об Иверской иконе быстро разошлась по Руси. Появились новые списки:

  • В 1656 году благодаря деятельности Патриарха Никона доставили второй афонский извод Вратарницы для обустройства Валдайской Иверской обители.
  • В 1669 году возвели еще одну московскую (Иверскую) часовню. Место для нее выбрали у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь разместили список Иверской иконы Богоматери, написанный в Москве с афонского образа (Новодевичьего монастыря). Новое изображение имело немного больший размер. Сейчас его можно увидеть в Воскресенском храме, что в Сокольниках.
  • Также копия святого образа есть в Третьяковской галерее. Ранее икона находилась в Иверской часовне. Ее брали для молебнов на дому тяжелобольных. Чтобы богородичный лик удобно было транспортировать, внизу сделаны петли.


Днями празднования святой Иверской иконы Богоматери являются:

  • 12 февраля (по старому стилю 25 февраля), во вторник Пасхальной недели в честь явления святыни на Афоне.
  • 13 октября (по старому стилю 26 октября) появление в Москве (1648 год) чудотворного афонского списка образа, дара царю Алексею Михайловичу.

Традиции написания Иверского образа Божьей Матери

Иверская икона Богородицы является особым вариантом иконографического типа «Одигитрии». В византийском искусстве писания он получил название «Милостивая». Изображение наносят на доску вытянутой формы. При этом фигуры Богородицы и Богомладенца заполняют практически всю поверхность. Царица Небесная написана по пояс, ее голова слегка склонена в сторону Христа. Правая рука Девы Марии в молитвенном движении приподнята до уровня груди.

Богомладенец прямо и высоко расположен на левой руке Божьей Матери. Его голова немного откинута назад в повороте к Богородице. Правая рука Христа направлена к руке Матери в двуперстном благословляющем жесте. Левой рукой Иисус удерживает свиток, который вертикально опирается на колено.

Характерной чертой Иверской иконы представляется особое расположение рук Девы Марии, а также повторяющиеся полукруглые складки одежды Богоматери. Эти детали визуально создают определенное место для Божественного Младенца, напоминающее трон. Изображение полностью отвечает поэтической и богословской византийской трактовке образа Пресвятой Богородицы. Она есть вместилище, храм Невместимого. Эта черта четко наблюдается в произведениях искусства Византии периода XI-XII веков.

Прослеживается своеобразная иконопись в изображении святых ликов. У Богоматери и Иисуса массивные, крупные черты, миндалевидные широко раскрытые глаза; взгляд направлен вперед. Мать и Сын имеют сосредоточенное выражение лиц. Обязательной чертой Пречистой является изображение на правой щеке (ланите) раны, нанесенной рукой воина-иконоборца, из которой сочится кровь.

Копии, написанные монахами Иверского монастыря, не отличаются от оригинала ни размерами, ни изображением. На иконе мастер оставлял автограф на греческом языке. (Например, что эту икону писал Ямвлих Романов, который живет в Иверской келье. Лето 7156). Над головой Девы Марии между двумя ангелами слова «Вратарница Иверская», возле правого плеча – «Милующая». В начале XVI века для иконы из золота и серебра грузинские мастера изготовили драгоценный чеканный оклад. Он полностью покрывал образ, оставляя открытыми только лики Богородицы и Младенца Христа. Украшение точно повторяет иконографию древнего образа, но на полях накладка дополнена чеканными изображениями 12 апостолов.

В чем поможет Иверский лик Богоматери

К Иверской иконе Божией Матери люди приходят с проблемами, бедами, просят о помощи, разрешении дилемм, пр. Прежде всего, Богородица – Великая утешительница, она уменьшит скорби, направит на верный путь. Сельским жителям можно молиться о хорошем будущем урожае, о том, чтобы земля была плодородной.

Само название «Вратарница» говорит о том, что икона оберегает домашний очаг, дом, помогает защитить его от врагов, пожара, отвернет от дома недоброжелателей и напасти. Поэтому держать образ лучше у входа в дом, квартиру или офис.

Чудотворный образ, если нужно, способен вразумить и самих хозяев дома. Старая притча рассказывает историю о голодном путнике, который решил в монастыре поискать пристанища на одну ночь. Время для обители было нелегкое, и привратник решил взять плату с человека. Денег у него не было, поэтому остался путник без пищи и крова. Продолжая свой путь, он повстречал женщину, которая дала ему золотую монету. Бедняк обрадовался и вернулся к монахам, чтобы поесть за плату. Когда иноки взяли монету, поразились. Точно такими же был украшен оклад Иверской иконы. И поняли они – сама Богородица пожалела бедняка, пристыдив их.

Раскаялись иноки, захотели угостить путника, да только все их продукты испортились. С тех пор больше никогда монахи не брали денег за кров, хлеб и воду. Они радушно встречают своих гостей, угощая их ракией, фруктами, сладким лукумом.

Иверская икона Божьей Матери – одна из самых древних богородичных икон. Святыня чудотворная с уникальной историей по церковному преданию относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой, а его иконописные труды, запечатлевшие облик Пречистой, насчитывают, по разным сведениям, от трех до семидесяти икон, написанных с Ее благословения еще при земной жизни Владычицы.

По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.

Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы

Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.




Когда в I веке от Рождества Христова в Иудее начались гонения на христиан, Матерь Божья со святым апостолом Иоанном Богословом решили покинуть Иерусалим и двинулись на Кипр. По пути они пристали к Афонской горе. Увидев гору, Богоматерь попросила Господа дать Ей Афон во Второй удел, и Господь отдал Ей в дар Афон, сказав, что отныне на этом месте всегда будет особая Божья благодать со всеми, кто будет отныне и впредь населять Афонскую гору в своем желании спасения. И Матерь Божья также объявила Священную гору до скончания времен местом, которому Она будет вечной Заступницей и Ходатаицей перед Богом.

Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.

Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.

После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.

Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.

Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери

Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.

Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.

Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.

Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.

Тогда все, кто был на берегу, собрались в храме Иверона и начали горячо молиться Господу о том, чтобы Он позволил обретенную из морской пучины икону Божьей Матери доставить в обитель. Господь внял их молитвам, но для того, чтобы доставить святыню в монастырь, избрал самого скромного монаха, грузина по имени Гавриил, известного теперь как святой Гавриил Святогорец. Гавриил вел отшельнический образ жизни в непрестанном молении Богу. Летом он уходил к самым высоким Афонским вершинам, с зимой возвращался в обитель, но здесь, не вступая ни с кем в общение, затворялся в своей келье. Он носил власяницу, пищей ему служили травы Афона, пил только воду.

Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…

Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.

Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.

(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)

Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.

И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.

Третий и четвертый удел Богородицы

Третий Вселенский Жребий Богоматери – удел Киевская Русь, истинный оплот православного христианства, который Богородица благословила через подвижника – святого преподобного Антония Печерского. В начале XI века он пришел на Афон, долгое время провел там и непрестанно возрастал в духовном стяжании, но, исполняя волю Пречистой, вернулся на Русь. Игумен, который провожал его, предрек преподобному, что он станет первым духовным отцом российского монашества. Так и произошло – преподобный Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. По велению Пречистой в Киеве была воздвигнута и освящена Великая Лаврская Успенская церковь, сюда же была принесена икона Её Успения.

Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.

Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.

Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.

Какое чудо произошло

Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.

Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.

Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.

В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.

Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.



Почитание Иверской иконы Божьей Матери столь велико, что известны случаи, когда поклониться ей приходили и католики, и протестанты, некоторые даже принимали Православие – так велико было ее воздействие, а, по сути, действие через нее самой Пречистой.

В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.

Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.

Значение иконы

Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.