История развития даосизма, как философии древнего китая. Возникновение даосизма и его мировоззрение

История развития даосизма, как философии древнего китая. Возникновение даосизма и его мировоззрение

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

И пришедшим из Индии буддизмом составляет так называемую триаду учений (сань цзяо), которые и лежали в основе духовной культуры Китая на протяжении тысячелетий.

Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы , который в 6 в. до н.э. написал книгу "Дао Дэ Цзин ", изложив в ней основные принципы Дао.

Позже его развитие продолжил мыслитель Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), именно он в 4 в. до н.э. рассказал о своем трансформационном опыте во сне, где ему приснилось, что он прекрасная бабочка, но после пробуждения задался вопросом: "Кто я? Бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы или Чжуан-цзы, которому снилась бабочка?"

Основатели даосизма

Главный учитель даосизма - Лао-цзы , Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он родился от самого себя, из себя же развернул весь этот огромный и пестрый мир, и сам же семьдесят два раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. (Это означает, что Лао-цзы жил в VI в. до н. э.) Рассказывают, что Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства , но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам труд "в пять тысяч слов". Это сочинение, обычно именуемое "Трактатом о Пути и Потенции" (Дао-Дэ Цзин), стало главным каноном даосизма.

Рядом с Лао-цзы в ряду пророков Дао стоит философ Чжуан Чжоу, он же Чжуан-цзы, который был, несомненно, реальным историческим лицом и притом одним из самых обаятельных мыслителей древнего Китая. Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до и. э. -время расцвета свободной мысли и острого соперничества различных философских школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученых-спорщиков," подвизавшихся при дворах царей и удельных владык. Много лет он занимал скромную должность смотрителя плантации лаковых деревьев, а потом вышел в отставку и доживал остаток дней в родной деревне. Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами учителя, а бросить его тело в чистом поле, ибо могилой ему станет весь мир. Скромная, непритязательная жизнь и далеко не героическая, даже почти позорная смерть, в глазах самого Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного достоинства. Ведь истинный даос, говоря словами Лао-цзы , "выходит к свету, смешиваясь с прахом". В суете будней он хранит тайну вечности; в многоголосье Земли постигает безмолвие Небес.

Дао - это абсолютная истина или путь .

Оно является основой всего живого, оно управляет природой, и это способ жизни. Даосы не верят в крайности, свое внимание они акцентируют на взаимосвязи всех вещей. Не существует добра или зла, отрицательного или положительного.

Эту точку зрения иллюстрирует символ Инь-Ян. Черные - Инь, белое - Ян. Инь связано со слабостью и пассивностью, Ян с силой и активностью. Однако и в Инь существует Ян и наоборот. Вся природа балансирует между двумя энергиями.

Дао (Путь) присуща Благая Сила Дэ ("добродетель"). Дэ - одно из основных понятий Даосизма , проявление Дао во всем. Дэ определяется как наличие добродетели Пути-Дао. Дэ также иногда отождествляли с кармой.

Высшим достижением даосов считается достижение бессмертия через дыхание, медитацию, помощь другим и использование эликсиров. Даосизм воспринимает человека как микрокосм, который является вечной субстанцией.

Даосизм в Китае оказывал влияние на культуру больше 2000 лет. Его практика стала причиной зарождения таких боевых искусств, как Тай-Чи и Цигун. Даосская философия и религия нашли свое отражение во всех азиатских культурах, особенно во Вьетнаме, Японии и Кореи.

Даосизм оказал значительное влияние на искусство, литературу и многие другие сферы культурного и научного развития Китая. До сих пор он пронизывает все области жизни китайского народа. Некогда мистическое и недоступное учение встало на уровень бытового сознания.

К примеру, китайская медицина - дыхательная гимнастика, иглоукалывание (акупунктура) и прочие направления народной медицины - появились благодаря принципам и практикам Даосизма . В Китае по прежнему остается множество последователей Дао, также и во Вьетнаме, на Тайване, но установит точное число невозможно, т.к. китаец, участвующий в даоских обрядах может являться верным буддистом.

В китайском обществе даосы выступали как знатоки всякого рода магии, гаданий, медицины и знахарства, а главное - посредники между людьми и духами. Они умели отгонять демонов и призывать добрых божеств, отправлять души покойников в загробный мир и совершать много других столь нужных простым людям обрядов. Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах.

Идеология даосизма

Важнейшим положением даосизма является понятие "дао". Кроме того, важной концепцией является понятие "увэй" (недеяние).

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци", во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле;

Дэ (德) — буквально добродетель или мораль. Добродетель, данная с выше (от Дао). Не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого "арете";

У-вэй (無為) — буквально недеяние — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Даосизм остается живой религией и в настоящее время. В 1957 г. в КНР была создана Всекитайская ассоциация последователей даосизма (Чжунго Дао цзяо сехуэй). Закрытая во время «культурной революции», Ассоциация возобновила свою работу с1980 г. Ее председателем является один из старейших и авторитетнейших даосских монахов Ли Юйхан. Центр Ассоциации - Байюньгуань в Пекине, кроме него в стране действуют и другие многочисленные храмы и монастыри этой школы. Ассоциация издает свой журнал, ведет религиозную, проповедническую и научную работу. В частности, она планирует издать выполненное даосскими учеными исследование истории даосизма. Даосизм оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая, и без знания его невозможно по-настоящему понять ни литературу, ни искусство, ни традиционную науку Китая

Источники:

1. Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. — М.: Саттва, 2003. -539 с.

2. Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. СПб., 2005.- 160 с.

3. Маслов А. А. Даосские символы// Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003, с. 70-82.

4. О. Ключарева. Тайны Вселенной Дао., Наука-Пресс, 2006. - 376 с.

5. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. — М.- Л.: АН СССР, 1950. - 438 с.

Как и где возник даосизм? Чем он был изначально - философским учением или религией? Даосизм имеет преемственность в китайских религиозных представлениях, уходящих корнями в доисторические времена. Центральным текстом даосов является Дао Дэ Цзин. Книга Пути и Достоинства. Ее написал мифический философ Лао-цзы (кит. - “старый младенец"), живший в 6 веке до нашей эры. В этом трактате, как и в не менее знаменитом наследии другого китайского мудреца - Чжуан-цзы. религиозные представления преобразованы в чистую философию, где дао замещает Небесного Государя. Как религиозная школа даосизм сложился лишь к 3 веку нашей эры.

Каковы основные принципы даосизма? Основным принципом даосов является у-вэй - непротивление течению вещей и сосредоточение на внутреннем самосовершенствовании. Это способ взаимодействия с дэ - физическим проявлением запредельного пути дао. Даосская троица верховных пречистых, произведших мир, носит название Сань Гуань. Троица обозначает как запредельную реальность, закон и праведного императора, так и три стихии - небо, воду и землю. Особо почитаются Восемь Бессмертных - Ба Сянь. Они считаются некогда жившими людьми. Сам Лао-цзы провозглашается первочеловеком, в его честь возводятся храмы и приносятся жертвы.

Почему учение даосизма считается мистическим и даже шаманским? Широта учения позволила даосизму включить в себя шаманские практики, культы обмана и подкупа духов природы, представляющие собой веру остановившихся в своем развитии народностей Китая. В стремлении к бессмертию даосы изобрели алхимию в 4 веке до нашей эры. Для сравнения - в Европу алхимия пришла гораздо позже, лишь в 13 веке нашей эры. Из внутренней алхимии, где в деле наполнения тела жизненной энергией ци ведущая роль отдавалась ртути, а также употреблению различных трав, произошла знаменитая китайская медицина.

Какое отношение к даосизму имеют распространенные сегодня техники цигун, кунг-фу и фэн-шуй? Внутренняя и внешняя алхимия достижения бессмертия вместе составляют ушу. Цигун как медитативная практика дыхания и управления ци традиционно уделяет большое внимание сексу, черпанию энергии из “сокровенного женского". В монашеской среде большое распространение получил секс без эякуляции. В 8 веке, с приходом монгольской династии, даосы подвергались гонениям. В целях самосохранения они начали строить в горах монастыри и развивать боевые практики кунг-фу. которые заимствовали и буддисты. Смыслом этих практик являлась трансформация тела и сознания, обретение сверхспособностей и взращивание “внутреннего младенца" - даосского аналога души. Философские основы фэн-шуй лежат в древнем народном эпосе "Книга Перемен". Это учение посвящено правильной организации пространства, устраняющей препятствия подобной ветру циркуляции энергии ци. Оно было развито даосами и использовалось в построении ритуальных центров и оформлении личного пространства.

Какое положение даосизм занимает в Китае сегодня? Народная поговорка гласит: “Китаец рождается как даос, живет как конфуцианец, а умирает как буддист". В настоящее время даосизм признается традиционной религией страны, даосские храмовые комплексы активно развиваются.

Даосизм - философское учение, основоположником которого, по традиции, считают философа Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в. до н.э., т.е в эпоху Чжоу. Достоверных сведений о нем китайская история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами.

В очень короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" древнекитайского историка Сыма Цяня (II в. до н.э.), он назван жителем царства Чу. Его имя Ли Эр, прозвище Дань, служил он якобы архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем даже к началу ханьской эпохи были настолько отрывочны и противоречивы, что среди ученых нет уверенности в реальности этого лица как автора знаменитого трактата "Дао дэ цзин" ("Книга пути и добродетели").

По значению и популярности Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом Китая.

"Дао дэ цзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную суть философского учения даосизма. Это философское учение за долгие века вызвало много разноречивых толкований; здесь мы намерены ознакомить вас с ним только в общих чертах.

Главная категория даосизма - дао - понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао включает в себя обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что существует, утверждается в "Дао дэ цзине", произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.

Постижение дао недоступно для органов чувств: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, - это не дао. Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ, поэтому, если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее обнаружение в действительности.

Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой. Социальная несправедливость в обществе рассматривается как нарушение гармонии. Своеобразным выражением протеста против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности". Отшельники-даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились "слиться" с нею для достижения "гармонии мира".

Лао-цзы порицал стремление к образованию, считал, что народом "легче управлять тогда, когда он глуп".

"Не выходя со двора, - говорится в "Дао дэ цзине", - мудрец познает мин. не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, а познает. Не видя вещей, он называет их".

Как уже говорилось, конфуцианство, будучи официальной государственной идеологией, имело дело главным образом с социально-семейными отношениями в обществе. За пределами же конфуцианского учения оставались различные элементы примитивных древних верований и культов китайского народа: анимизм- одухотворение неба и земли, гор, рек, всех явлений природы; сабеизм - обожествление небесных светил, вера в добрых и злых духов, в перевоплощение духов в живые существа и т.д., и т.п. Все эти древние верования, суеверия, обряды шаманов и гадателей вобрал в себя религиозный даосизм.

По представлениям даосов всем миром сверхъестественных сил правил Нефритовый небесный император (Юйхуан шанди) - высшее божество даосской религии. О славных делах Нефритового, или Яшмового, императора создано немало легенд. Одна из них гласит, что в глубокой древности один из китайских правителей и его супруга молились о даровании им наследника. После таких молитв супруга увидела во сне Лао-цзы, сидящего с младенцем в руках верхом на драконе. Вскоре она разрешилась долгожданным сыном, который с детства проявлял милосердие, заботился о бедных, был добродетелен. Заняв царский престол, он через несколько лет уступил его одному из министров, а сам стал вести отшельнический образ жизни, лечил больных и размышлял о пути к бессмертию. Этот-то юноша и стал одним из наиболее популярных даосских божеств - Нефритовым императором, ведавшим делами рая и ада.

Бесплотных духов даосы подразделяют на "главных" - небесных и "второстепенных" - земных. К первым принадлежат духи неба, земли, солнца, луны и звезд, ко вторым - духи гор, рек, лесов и т.п.

В даосской религии так много святых, что их пришлось даже разделить на несколько классов: земные (ди-сянь), живущие в уединении в горах; небесные (тяньсянь), пребывающие в небесах и превосходящие всех других по силе и могуществу; аскеты, которые хотя и отказались от всех земных и плотских соблазнов, но еще не достигли бессмертия; святые, которые живут на волшебных островах и Восточном море; демоны - бестелесные духи, нечто вроде призраков.

Главное место в даосской религии занимает учение о бессмертии. Одним из основных компонентов человеческого счастья китайцы издревле считали долголетие. Поздравляя человека с днем рождения, ему преподносили различные символы долголетия. Самым распространенным из них было изображение персика. Древняя китайская легенда рассказывает, что в саду небожительницы Сиванму растет персиковое дерево, цветущее и плодоносящее раз в три тысячи лет. Персиками с этого дерева Сиванму угощает гостей, пришедших поздравить ее с днем рождения. Отведавший их приобретает долголетие.

Человеческая фантазия рождала самые невероятные легенды о долголетии. В древнем Китае широкое распространение получила легенда о волшебных островах в Восточном море, где якобы растет чудодейственная трава, которая делает человека бессмертным. Но достичь этого волшебного островов никто не мог, так как ветры не позволяют к ним приблизиться. Первый император Китая Цинь Ши-Хуан-ди, поверив этой легенде, направил несколько тысяч юношей и девушек во главе с даосским монахом на поиски острова. Естественно, что поиска оказались безуспешными. Но сама идея достижения бессмертия по-прежнему привлекала пристальное внимание даосов и правителей Китая.

В даосизме суть бессмертия объясняется примерно так. В теле человека действует огромное количество духов (36000), которые оказывают решающее влияние на нормальное развитие организма. Духи подразделяются на группы, каждая из них наделена определенными функциями. Человек не прислушивается к этим духам, потому что не знает об их существовании. И это приводит к преждевременной смерти. Только познав связи этих духов с соответствующими органами человеческого тела, можно добиться бессмертия. Нужно, чтобы духи не покидали тело и чтобы их сила росла. Когда преобладающим элементом в теле человека станут духи, тогда тело утрачивает свою материальную природу и человек, став бессмертным, возносится на небо.

Среди разнообразных "рецептов бессмертия" важное место занимали волшебные талисманы, эликсиры и пилюли.

Даосы придавали большое значение специальных дыхательным и гимнастическим упражнениям, которые способствовали достижению бессмертия. Ими были разработаны различные приемы дыхания: как дышать подобно жабе, черепахе, аисту, которые живут в виде обычных людей. Духов часто изображали в виде обычных людей с различными предметами в руках: веером, кистью или связкой полосок бумаги с написанной на них магической формулой бессмертия.

По убеждению даосов, духами могли быть мужчины и женщины. После того, как они приобретали бессмертие, их физический облик даже через тысячелетие оставался таким же, каким он был в земной жизни; и несмотря на свой переход в иное состояние, святые всегда оставались земными существами.

Духи поднимались выше облаков, переносились куда им заблагорассудится, но для постоянного обитания они выбрали определенное место. На земле они появлялись в обычном платье, но по выражению лица их сразу же можно было отличить от людей.

Даосские книги изобилуют рассказами о людях, достигших бессмертия. Наиболее известны легенды о восьми бессмертных, которые некогда были обыкновенными людьми, а затем, воплотившись в духов, поселились в полном уединении на островах или высоких горах - там, где их не могли тревожить простые смертные. Вот, в самом коротком изложении, сюжеты некоторых из этих легенд.

Люй Дунбинь. Предание говорит, что мать почувствовала его зачатие в тот момент, когда ее комната наполнилась нежным тонким ароматом, раздалась небесная музыка и белый аист спустился с неба на кровать и внезапно исчез. Младенец родился с шеей аиста, спиной обезьяны, туловищем тигра и щеками дракона. Глаза его напоминали глаза птицы Феникс, брови были густые, плечи широкие, нос слегка горбатый, кожа бледно-желтого цвета, около левой брови виднелась черная родинка. С самого детства он был развит не по летам и мог ежедневно запоминать по десяти тысяч слов; без всякой подготовки он вполне владел литературной речью.

Сначала Люй Дунбинь сделал карьеру на ученом поприще. Он был удостоен ученой степени цзиньши и служил в управлении в области Техуа (в нынешней провинции Цзянси). Там, в горах он встретил бессмертного Чжун Лицюаня и стал под его руководством изучать тайны магии, научился готовить эликсир и узнал способ делать золото. Он также в совершенстве изучил фехтование и искусство становиться невидимым.

Чжун Лицюань посвятил его в тайны учения о дао, и в 50-летнем возрасте он сделался бессмертным.

Пройдя с честью все испытания, Люй Дунбинь овладел тайнами магии и получил меч "чудесного могущества" (его всегда изображают с мечом за спиной). Целых четыреста лет с этим мечом он странствовал по земле, избавляя людей от горя и зла, убивая драконов и тигров.

Когда-то он поклялся Чжун Лицюаню, что будет всеми силами направлять своих товарищей к познанию дао. Однажды Люй Дунбинь пришел в местечко Юэян под видом торговца маслом. Он хотел сделать бессмертным всех тех, кто не станет домогаться выгоды при покупке масла. Целый год он продавал масло, встречал только жадных и недобросовестных покупателей; лишь одна женщина оказалась честной и не требовала больше, чем ей следовало. Люй Дунбинь пошел к ее дому и бросил в колодезь посреди двора несколько зерен риса. Вода тотчас превратилась в вино, и старая женщина, продавая его, выручила много денег.

Затем Люй убил дракона, причинившего людям бесчисленные беды, и отказался взять за это награду. Вообще он сотворил много чудес, делая добро, но только людям с добрыми сердцами.

Чжан Голао. Из всех "восьми бессмертных" Чжан Го самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао - "старый", "почтенный", "уважаемый". Жил он отшельником в горах и всею жизнь скитался.

Чжан Голао всегда ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал.

Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном в народе рисунке изображен Чжан, сидящий на муле; он подносит младенца только что повенчанной паре.

Чжан Голао считается покровителем изящных искусств. Он всегда изображается с сосудом для кистей, сделанным из колена бамбука.

Ли Тегуай. Он обыкновенно изображается человеком внушительного роста, со смуглым лицом, большими глазами, черной курчавой бородой и кудрявыми волосами, сдерживаемыми железным обручем. В руках у него всегда железный посох, потому что правая нога его согнута. С юных лет он старался приобрести талисман бессмертия и не обращал внимания на свои домашние дела. Презирая мирскую суету и все соблазны мира, Ли вел аскетический образ жизни. Он удалился в горное ущелье, где нашел пещеру с каменной дверью. В горах провел он 40 лет, стремясь раскрыть тайну бессмертия. Сидел он на циновке из тростника и целые дни проводил в упражнениях, часто забывая о пище и питье.

Ли Тегуай часто появлялся на земле. Иногда он принимал вид старика, продающего лекарственные снадобья.

— другое мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще . Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях» ), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

  • Во-первых, питание духа : — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Формы даосизма

Можно выделить три основные формы даосизма:

Философский — обслуживал потребности образованной верхушки общества, которые искали в нем возможность самовыражения мысли и ;

Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

Протонаучный - занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было , однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастику — цигун, а также боевые искусства, в частности ушу.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания "Желтых повязок". Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ. Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап , просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.