Гистограмма и обработка изображения. Анализ гистограммы и план корректировки фотографии Adobe Photoshop CS5

Гистограмма и обработка изображения. Анализ гистограммы и план корректировки фотографии Adobe Photoshop CS5
Гистограмма и обработка изображения. Анализ гистограммы и план корректировки фотографии Adobe Photoshop CS5

Одним из наиболее важных и ценных инструментов, которые Photoshop предлагает для редактирования, ретуширования и восстановления изображений, является гистограмма (Histogram). На самом деле, гистограммы настолько незаменимы, что вы можете обнаружить их и в других графических программах для редактирования изображений, таких как Photoshop Elements, Adobe Lightroom, Camera Raw и др. Многие цифровые камеры на сегодняшний момент также выпускаются с функцией гистограммы, что позволяет просматривать экспозиции ваших фотографий сразу после съемки. Тем, кто серьезно относится к качеству фотографии, просто невозможно представить себе жизнь без гистограммы.

Так что же такое гистограмма? Проще говоря, Гистограмма представляет собой график. Я знаю, что как только я упомянул слово «график», многие из вас захотели спать, представляя как это скучно. Но не волнуйтесь, все намного легче, чем кажется на первый взгляд! Гистограмма представляет собой график, показывающий нам текущий тональный диапазон нашего изображения. Говоря «тональный диапазон», я имею ввиду значение яркости изображения. Гистограмма показывает нам, сколько в данный момент в изображении чисто черного (темного) тона, сколько в настоящее время белого (яркого), и сколько промежуточного тона между черным и белым. Важно не путать здесь понятие «черное и белое» с понятием черно-белого цвета изображения. Гистограммы одинаково хорошо работают с полноцветными фотографиями, показывая уровень яркости изображения, а не его цвет (мы можем использовать гистограммы для просмотра яркости конкретного цвета на изображении, но не будем вдаваться в подробности).


Зачем необходимо знать тональный диапазон нашего изображения? Во-первых, вы когда-нибудь видели фото, которое вам казалось «плоским», не объемным? Возможно, это очень хороший снимок в целом, но качество оставляет желать лучшего. Скорее всего, это потому, что изображение низкоконтрастное. Используя гистограмму, вы легко определите проблему. Гистограмма покажет вам, насколько можно повысить яркость изображения в случае ее недостаточности, или, углубить тени там, где они должны быть на снимке.
Обе эти проблемы приводят к плохой контрастности изображения, но гистограмма позволяет выявить эти недостатки и легко исправить их.


Еще одна часто встречающаяся проблема снимков состоит в их сильном затемнении, когда фотография настолько темная, что пропадают все детали изображения. Эта же проблема касается ситуации, когда фото очень яркое, пересвеченное. Технически это называется «клиппинг» (Clipping) или отсечение, т.е. уменьшение диапазона яркости теней и светов (Shadows, Highlights) на фотографии. Это означает, что потеряна детализация изображения в данном месте. Мы не всегда способны при редактировании визуально обнаружить такие недостатки снимка на экране, потому что наши глаза не достаточно чувствительны (хотя подробно выделить детали в области теней легче, чем в области светов). Но, взглянув на Гистограмму нашего изображения, мы сразу увидим погрешности и сможем исправить ошибки. Суть в том, что если вы редактируете изображение и не знаете, как читать гистограмму, ваша работа будет содержать ошибки и может стать непродуктивной.

Просмотр гистограммы в Фотошоп.

Вы можете найти панель гистограммы через главное меню Окно-Гистограмма (Window-Histogram), но наиболее распространенным местом для просмотра гистограммы в фотошоп является диалоговое окно коррекции «Уровни» (Levels), хотя компания Adobe в версиях программ Photoshop CS, Photoshop CS3 и выше предоставила удобную возможность увидеть гистограмму и в диалоговом окне коррекции «Кривые» (Curves). Но только в окне «Уровней» мы можем легко и точно узнать, о чем говорит нам гистограмма.

Ниже показан пример гистограммы в диалоговом окне «Уровни». Сама гистограмма – это область черного цвета, похожая на горный хребет. Левая сторона графика отражает область теней (shadows), правая – область светов (Highlights), а средняя часть – состояние яркости в области полутонов (Midtones). В «Уровнях» коррекция тонов осуществляется при помощи трех ползунков, соответствующих трем диапазонам: теней (черный), полутонов (серый) и светов (hightlights).



Изучение гистограммы изображения наиболее понятно в окне коррекции «Уровней» по той причине, что в нем присутствует шкала черно-белого градиента, расположенная ниже графика. Градиент начинается с чисто черного цвета в левой стороне окна и заканчивается чисто белым в правой.



Почему градиент помогает нам легче понять показания гистограммы? Потому, что яркость уровней градиента в точности совпадает с гистограммой над ним! Гистограмма показывает нам, как тональный диапазон распределяется на изображении между чисто черным и чисто белым цветом. Чем выше гистограмма в определенном диапазоне тонов, тем выше его яркость. Низкая гистограмма указывает на недостаток или отсутствие интенсивности в каком-либо из трех режимов (света, тени или полутонов).


На примере ниже мы видим, что слева значение гистограммы равно нулю. Эта область гистограммы соответствует чисто черному цвету на изображении, которого очень мало. Откуда же нам известно, что это черный цвет, а не какой-либо еще? Это можно понять по цвету градиента под гистограммой. Значит, можно сказать по такому положению гистограммы о том, что в изображении присутствует очень мало чисто черного цвета.



Если мы посмотрим на крайнее правое положение гистограммы, то увидим, что чисто белого цвета в нашем изображении присутствует еще меньше, чем чисто черного, поскольку график в этом месте очень низкий, почти отсутствующий. Откуда мы знаем, что это белый цвет? Опять же, взглянув на градиент ниже, совпадающий по вертикали со значением графика.



У нас может быть очень мало черного или белого в изображении, но между ними мы видим крутые возвышения, что означает наличие информации в других уровнях яркости. Опять же, если мы сравним пики гистограммы с градиентом под ней, мы узнаем, как именно изменяется яркость конкретных тональных областей (например, полутонов, четвертьтонов и т.д.).



Даже не глядя на само изображение в окне документа, по гистограмме можно судить о фотографии с хорошей экспозицией. Она представляет собой большое количество деталей, каждая из которых имеет нормальный уровень яркости. Низкий показатель чисто черного и белого на правильной гистограмме указывает, что тени и света не отсечены до чисто черного и белого цветов, а значит детали в областях теней и светов на изображении сохранены.


Для сравнения, ниже приведена гистограмма изображения, в котором отсечена область теней. Обратите внимание, насколько высокий пик на краю левой части гистограммы, соответствующий чисто черному цвету градиента ниже. Такая гистограмма свойственна изображениям с потерей деталей в области теней, которые выглядят неестественно темными, с недостаточной экспозицией. Такой снимок называется недоэкспонированным.



Вот пример недоэкспонированного снимка.



Мы не собираемся сейчас говорить о решении данной проблемы, просто учимся понимать, что говорят нам наши изображения.


Следующий пример с прямо противоположной проблемой. Здесь присутствует отсечение в области светов, что говорит о потере деталей изображения в этом диапазоне тонов. Такие снимки выглядят неестественно светлыми, пересвеченными, и часто называются переэкспонированными.



Примеры переэкспонированных снимков:




Без гистограммы вы легко можете не заметить потери данных в каком-либо режиме тонального диапазона. Далее, мы посмотрим, существует ли такая вещь, как идеальные гистограммы?

256 уровней яркости.

Если вы посмотрите под график гистограммы, то увидите поля, в которых установлены значения 0 слева и 255 справа. Гистограмма показывает нам 256 различных уровней яркости, от черного до белого, где 0 – чисто белый цвет, 255 – чисто черный. Такое количество уровней не случайно, поскольку стандартное 8-битное изображение содержит 256 различных уровней яркости. Почему же нумерация от 0 до 255, а не от 0 до 256? Причина в том, что когда мы начинаем отсчет с 1, компьютерные программы рассматривают это значение как 0.



Если вы посмотрите внимательно на верхнюю часть гистограммы, то увидите, что ее поверхность зазубренная. Каждая такая неровность является верхушкой тонкой вертикальной черной полосы. Множество этих полос и образуют график гистограммы, который мы видим. Если начать их считать, то получится ровно 256 полос, каждая из которых представляет собой различные уровни яркости. Чем больше пикселей в вашем изображении на определенном уровне яркости, тем выше будет полоса. Вот как выглядит увеличенная гистограмма:



Имейте в виду, что соотношение между гистограммой и фактическим количеством пикселей в изображении не является 1:1, поскольку многие цифровые фотографии в наши дни содержат миллионы пикселей, и если бы Adobe постарались уместить их все внутри гистограммы, то потребовалось бы несколько мониторов для просмотра такой гистограммы. Таким образом, гистограмма дает нам общее представление об уровнях яркости изображения. Даже если вы работаете с 16-битным режимом в Фотошоп, что увеличивает число уровней яркости от 256 до колоссальных 65536, гистограмма будет по-прежнему отображать только 256 уровней яркости.

Миф об идеальной гистограмме.

Многие люди спрашивают, существует ли совершенная гистограмма? Такого понятия не существует. Каждое изображение отличается и, соответственно, гистограмма не может повторяться. Она должна быть только руководством к исправлению недостатков на снимке. Наибольшее значение имеет само изображение. Редактируя изображение, вы всегда должны держать взгляд на гистограмме, чтобы не перестараться с коррекцией.
В качестве примера взгляните на изображения ниже, которые следует отличать от фотографий с недостатками (недоэкспонированных и переэкспонированных).



Этот снимок сделан в ночное время и, соответственно, уровень его яркости достаточно низкий. Взгляните на гистограмму этой фотографии:



Обратите внимание, что большая часть гистограммы сосредоточена в левой части графика, что означает обилие теней и совсем немного светов на изображении. Такие изображения не являются недоэкспонированными, так как сделаны в естественное для их состояния время суток, и называются снимками в стиле «Низкий ключ» (low-key).


По гистограмме следует, что у нас потеряны детали в области теней, но это не так, поскольку растения черного цвета на снимке добавляют ему таинственности в лучах лунного света, и было бы неверно исправлять такой снимок лишь для привлекательного вида гистограммы. Так что из каждого правила существуют исключения.


Вот еще один пример для рассмотрения.



Этот зимний пейзаж полная противоположность предыдущему примеру. Здесь все очень ярко, мало темных областей. Посмотрите на гистограмму этого снимка:



Большая часть гистограммы находится в правой части диалогового окна, что соответствует обилию светов и небольшому количеству теней на фото. В самом деле, темного не просто мало, а он вообще отсутствует. Изображения, подобные этому называются снимками в стиле «Высокий ключ» (high-key), поскольку их яркость естественна и не портит очарования сюжета. Редактировать фотографию в этом случае было бы неверно.


Навык в изучении гистограммы поможет вам стать настоящим профессионалом своего дела.

Цифровые технологии делают работу фотографа намного более эффективной и быстрой. Сегодня цифровые фотоаппараты могут не только показать результат съемки сразу на дисплее камеры, но и провести анализ этих фотографий — показать переэкспонированные области кадра и гистограмму (общую и раздельные для каждого из трех каналов RGB).

Гистограмма позволяет фотографу проанализировать кадр и мгновенно ввести коррективы в съемку. И тем самым избавить вас от лишней обработке в RAW-конвертере и фотошопе.

— это графическое отображение распределения полутонов в фотографии. По горизонтали идет шкала яркости, а по вертикали — относительное количество пикселей с данной яркостью.

Гистограмма читается слева на право, от черного к белому.

Посмотрите на следующие примеры и вы поймете как читать гистограмму.


По гистограмме видно, что на фотографии нет абсолютно черных областей. Справа видно, что на фото есть небольшие пересвеченые участки.

Гистограмма в целом распределена равномерно по всему диапазону яркостей. Есть небольшие зоны пере- и недосвета, но они не критичны.

В следующем примере видно как по гистограмме увидеть недо- и пересветы.

На дисплее не будет ясно насколько белый фон является белым. Гистограмма показывает полный провал на экране ноутбука, светло-серые тона корпуса и белый фон вокруг объекта. Глядя на экран камеры — сложно понять есть ли потери на корпусе авто. Гистограмма ясно показывает, что нет абсолютно черных участков, зато ясно видно пересветы на белых объектах.

Гисторграмма помогает и при обработке в фотошопе в режиме Levels. Посмотрите как после увеличения контраста выглядит гистограмма и фото.



Слева оригинал фотографии, справа результат после небольшого увеличения контраста. Как видите работа контраста растягивает гистограмму, добавляя темных и светлых областей.

Зачем нужна Гистограмма?

Все современные камеры оснащены достаточно большими и качественными дисплеями. Зачем же тогда нужна гистограмма?

Дисплеи имеют свой уровень яркости, восприятие которой зависит так же от окружающего света. Если смотреть на дисплей ночью картинка будет казаться очень яркой, а днем наоборот — очень блеклой. За счет того, что гистограмма показывает изображение в виде графика, она независима от любых условий просмотра.

Качество дисплеев в камерах действительно высокое, но не настолько чтобы отобразить разницу между почти белым и абсолютно белым, как и разницу между почти черным и абсолютно черным.

Посмотрите на следующее фото:

http://www.flickr.com/photos/bigfrank/368734607/

Это просто идеальная фотография для нашей ситуации. Конечно она была обработана в фотошопе, но это не важно.

Как вы видите на фото нету пересветов или темных участков. Гистограмма показывает нам тоже самое. По краям есть не высокие столбики, которые указывают на пересветы от ламп освещения и темные области на витрине. В остальном как видно гистограмма показывает что наибольшая часть информации в средних тонах.

Одного взгляда на гистограмму достаточно чтобы удостовериться в верной экспозиции и идти снимать дальше.

Как вы уже поняли у каждого изображения своя гисторграмма, соответствено не бывает правильной или не правильной гистограммы.

Гистограмму стоит рассматривать как инструмент быстрого анализа фотографии во время съемки (или во время обработки).

Когда нужно использовать гистограмму

Ночная съемка
При отсутствии внешних источников света особенно сложно определить яркость и контрастность фотографии.

Студийная съемка
Если вы снимаете в студии и у вас нет экспонометра, чтобы замерить мощность приборов, приходится работать наугад, настраивая камеру по результату на дисплее. Гистограмма более аккуратно покажет ситуацию на картинке.

Предметная съемка
Предметы как правило снимают на белом фоне. Фото может показать только области пересвета. А гистограмма поможет понять насколько белый действительно является белым.

Итог

Как вы видите, гистограмма очень мощный и удобный иструмент работы фотографа. Это совершенно необходимая вещь для создания технически качественных снимков. А в наших следующих статьях мы продолжим рассказывать о интересных и эффективных инструментах для работы с фотографиями.

В процессе обработки фотографий вам часто придется сталкиваться с понятием «Гистограмма» (Histogram). На самом деле гистограмма – это график. Если вы делаете все правильно и снимаете фотографии в формате RAW, то с гистограммой вы столкнётесь уже в Camera RAW до загрузки основной программы. Область с цветными графиками в верхнем правом углу — и есть гистограмма. Разными цветами обозначены каналы Red, Green, Blue и суммарное распределение яркости.

Подвигайте ползунок «Экспозиции» (Exposure), чтобы понаблюдать, как меняется освещенность снимка и значения на графике.


Чтобы понять смысл такого отображения, начнем с более простых примеров. Создайте новый файл c разрешением 600×600 пикселей белого цвета. Откройте панель «Гистограмма» (Histogram), переведите ее в режим «Отображать все каналы» (All Channels view) и «Показывать каналы в цвете» (Show Channels in Color). В выпадающем списке поставьте «Освещенность» (Luminosity).

Теперь ваши настройки должны выглядеть как на картинке:

Как вы знаете, цвета в пространстве RGB задаются тремя параметрами: значениями в канале Красный (Red), Зеленый (Green) и Голубой (Blue). Это мы видим на картинке. Самая правая белая полоса гистограммы «Освещенность» (Luminosity) соответствует области чистого белого цвета, на графиках каналов RGB все сдвинуто максимально вправо.

Создайте новый слой и закрасьте его полностью черным цветом.

Полосы сместятся влево, показывая область абсолютно черного цвета.

Как вы уже догадались, информация о вашей фотографии будет содержаться между двумя этими точками. Теперь выберем цвет посложнее и закрасим новый слой. Обратите внимание, как каналы RGB создают выбранный нами цвет. Значения на графике показывают числа по каналам R:196, G:146, B:247. График «Освещенность» (Luminosity) показывает полосу ближе к правой стороне графика, значит, цвет яркий и ближе к белому.

Покрасим область в более темный цвет:

Все сдвинулось ближе к левой стороне, и цвет потускнел. В целом, знание цветообразования не сильно влияет на умение сделать красивую фотографию, но понимать это нужно. Стоит отметить, что бывают и другие цветовые пространства: CMYK, LAB.

Теперь откроем необработанную фотографию в Adobe Photoshop и посмотрим, как выглядит ее гистограмма. Сделайте панель «Гистограмма» (Histogram) более компактной — графики каналов нам больше не понадобятся. Переключите режим обратно на «Освещенность» (Luminosity), если он изменился на «Цвет» (Color). При правильно снятом кадре динамический диапазон будет большой, или, как говорят фотографы, – широкий:

Посмотрите на примеры «неправильных» снимков. Как вы уже заметили при использовании Camera RAW, если кадр снят с ошибкой, то это будет хорошо заметно на распределении яркости в гистограмме. Фотография слева слишком темная, а справа — светлая. Гистограмма темной фотографии смещена в левую сторону (в область теней), а светлой — в правую сторону (в область яркого света).


Обратите внимание на пересвеченную фотографию справа. Ее гистограмма имеет резкую границу — это означает, что полутона, оставшиеся за пределами графика, пропали, и часть изображения на снимке стала абсолютно белого цвета, потеряв детали.

При обработке фотографий в Camera RAW есть удобная настройка, позволяющая отслеживать потерю деталей. Обратите внимание на две стрелочки сверху гистограммы. Они включают режим «предупреждение потери деталей в ярком свете» (highlight clipping warning) и «предупреждение потери деталей в тенях» (shadow clipping warning). Теперь, если сильно высветлить изображение, сверху картинки появятся области, показывающие, где на фотографии пропадают детали.

Посмотрим на гистограммы обработанных фотографий — они тоже имеют широкий диапазон. Скажу честно: я увидел эти графики, когда начал писать статью, и очень удивился их академичности. В обработке фотографий моим методом «Выборочного выравнивания освещенности» я практически не смотрю на гистограммы, т.к. научился понимать без графиков, где подсветить, а где притушить яркость или контраст.

Инструмент Уровни (Levels). Точки черного и белого.

Откройте файл в формате JPG. Так выглядит наша фотография после обработки процессором камеры. Создаем корректирующий слой «Уровни» (Levels). Справа от графика находятся три «пипетки». С помощью них на фотографии устанавливаются правильный цветовой баланс и коррекция яркости.

Принцип действия очень прост: выбираем черную пипетку и кликаем в область, которая, по нашему мнению, должна быть черной. После этого действия ваша фотография преобразится, а цвета изменятся относительно указанного вами черного цвета.

Для удобства демонстрации эффекта применения пипеток посмотрите на картинки: слева то, что было, а справа то — что стало. Место нажатия черной пипеткой обведено красным кружком.


Аналогично делаем и с белой пипеткой. Выбираем на фотографии область, которую хотим сделать белой, и нажимаем туда.


Для демонстрации мной были выбраны более контрастные значения, чтобы эффект от применения пипеток был сильнее. Теперь сравним два файла: до обработки и после.

Используя инструмент «Уровни», сделать фотографию более яркой и контрастной можно не только с помощью пипеток. Для этого отключим первый корректирующий слой «Уровни» и создадим новый.

Здесь все проще, чем с пипетками. Снизу графика находятся три указателя: черный, белый и серый. Они указывают на точки черного, белого и среднего тонов. Если вы сдвинете черный указатель вправо, то фотография станет контрастнее. Двигая черный указатель, вы сдвигаете точку черного ближе к светлым тонам. Учтите, что в таком случае все полутона слева от черного указателя «срезаются» и пропадают, но в нашем случае это не страшно, т.к. теням явно не хватает контраста. Сдвигаем и белый указатель (в левую сторону). Как видите, картинка стала похожа на первый вариант, обработанный с помощью пипеток.

Теперь приступим к серой пипетке. С ней все сложнее, но не сильно. Серая пипетка задает нейтральный тон. Например, при съемке вы заметили, что стена была серого цвета. Но когда вы открыли фотографию на компьютере, цвет стены изменился и стал более желтым. В таком случае смело нажимайте на серую пипетку и указывайте «правильный» серый на вашей фотографии.

При обработке фотографий необязательно знать, что какой-то объект на фотографии был серого цвета. Часто приходится искать «правильный» цвет, применяя пробники (пипетки) к разным областям. Я открою другую фотографию для более наглядного примера.

Теперь выберем серую пипетку и нажмем в область теней. Место клика серой пипетки отмечено на фотографии красным. Как видите, синий тон, который я указал, превратился практически в серый (нейтральный).

Для эксперимента можно нажать на область неба. Точка серого на фотографии изменится. Поэкспериментируйте с этими настройками на своих фотографиях.

Баланс белого.

При обучении фотографии я всегда советую меньше обращать внимание на технические аспекты, а больше уделять время художественной составляющей. Что толку от технически идеального кадра, снятого в HDR, если он никому не интересен? Вот примерно так обстоит дело и с балансом белого, не буду приводить множество примеров, зачитывать огромные определения и технические особенности. Самое главное, что вы должны знать – любой источник света имеет свою цветовою характеристику. Вспомните, как светит солнце: днем свет белый, а на закате желтый — это и есть цветовая характеристика или цветовая температура. Чем ниже значение цветовой температуры, тем желтее свет или, как говорят, — теплее. Высоким значениям соответствует голубой или холодный оттенок. Ваша задача — установить на фотоаппарате такое значение цветовой температуры, чтобы оно совпадало с цветовой температурой света вокруг вас в момент съемки. Например, если вы фотографируете днем на улице, то на камере должна стоять установка дневной свет, иначе ваша фотография будет желтой или синей. Это и называется установить правильный баланс белого – белый цвет, видимый глазами, и на фотографии должен восприниматься белым.

При съемке в Raw формате параметры возможно изменить уже после сьемки дома на компьютере, даже если вы сильно ошиблись. Поэтому на первое время советую снимать в Raw формате в режиме автоматической настройки баланса белого, тем более, что камеры сейчас уже достаточно умные.

Например, откроем знакомую нам фотографию пальмы с Мальдивских островов.

Как видите, автоматика камеры определила цветовою температуру 5300 К (цветовую температуру измеряют в Кельвинах). Результат неплохой, но фотография «желтит» – это значит, что есть небольшой промах. Исправим это, воспользовавшись встроенным инструментом для коррекции баланса белого. Начинаем сдвигать ползунок «Температура» (Temperature) в сторону более холодных тонов.

Теперь температура изменилась, и фотография стала более холодной. Поэкспериментируйте с настройками, подвигайте ползунок температуры цвета на своих фотографиях. Воспользуйтесь пипеткой для установки более точного баланса белого.

В качестве примера посмотрите на итоговый вариант обработки фотографии в Camera Raw:

Что делать, если у вас только JPG?

Если так получилось, что кроме jpg файла у вас больше ничего нет, то на помощь придут корректирующий слой и знакомые нам пипетки. В последнее время я редко пользуюсь инструментом «Уровни», потому что коррекция баланса белого и установка уровней проходит в Camera RAW (Raw конвертер) до начала обработки фотографии. Но бывают ситуации, когда приходится обрабатывать чей-то «криво» снятый JPG файл. Для таких случаев инструмент «Уровни» вам очень пригодится.

Урок №8. Гистограмма. Инструмент Уровни. Распределение уровня яркости. Июль 10th, 2017 viridi

Tagged: ,

В этом уроке вы узнаете, какую информацию об изображении можно получить с помощью гистограммы в Camera Raw.

Adobe Camera Raw представляет собой мощный инструмент для редактирования и тонкой настройки фотографий. Формат RAW дает возможность неразрушающего редактирования фотографий, сохраняя исходный файл нетронутым. Вся информация о произведенных действиях записывается в виде текстовой инструкции в маленький XMP-файл, который связан с исходным RAW-файлом.

Adobe Camera Raw поставляется бесплатно в комплекте с Adobe Photoshop и Photoshop Elements.

Гистограмма в Camera Raw является основным источником информации об изображении и производимых в нем изменениях. На ней показано распределение яркостей пикселей различных каналов (красного, зеленого и синего). Гистограмма делится на три участка:

Левая часть гистограммы содержит информацию о темных участках изображения, тенях.

Средняя часть отвечает за полутона.

В правой части показано распределение пикселей, отвечающих за светлые тона изображения, света.

По гистограмме можно косвенно судить о потерях информации в светлых и темных участках изображения, так называемых пересветах и провалах в тенях. Для того, чтобы увидеть эти участки на изображении, нужно включить предупреждения о потере светов и теней. Сделать это можно, кликнув на треугольниках по краям гистограммы вверху, либо используя быстрые клавиши. Для предупреждения о потере светов это – клавиша О (от английского overexposed – переэкспонированный). Для предупреждения о провалах в тенях это – клавиша U (от английского underexposed–недоэкспонированный).

Если освещение снимаемой сцены попадает в динамический диапазон сенсора фотоаппарата, эти два треугольника должны быть черного цвета, а гистограмма не должна упираться в левый и правый край. Но такое бывает очень редко.

Кроме того, по гистограмме можно судить, какие именно каналы попадают в клиппинг. Клиппинг - это область отсечки, то есть переэкспонированная или недоэкспонированная. Если цвет треугольника предупреждения красный, зеленый или синий, значит отсечка произошла в одноименном канале. Если цвет голубой, пурпурный или желтый, то отсечка имеет место уже в двух каналах. В случае желтого цвета это красный и зеленый каналы, пурпурного – синий и красный, голубого – зеленый и синий. Эту информацию важно знать для того, чтобы правильно выбрать затем соответствующий канал в фотошопе, для восстановления информации в поврежденном канале.

На изображении переэкспонированные участки будут залиты красным цветом, а провалы в тенях синим.

Таким образом, по гистограмме можно сразу оценить, имеются ли какие-либо потери информации в изображении на крайних участках диапазона. О том, как восстанавливать потерянную информацию, вы узнаете в следующем уроке.

Дополнительным элементом, после собственного восприятия, позволяющим оценить происходящие с изображением изменения во время редактирования, является гистограмма. Она удобно расположена в павой верхней части окна модуля ACR. Познакомимся с ней поближе.

По сути – это график распределения пикселов составляющих изображение по уровням яркости. Внешний вид гистограммы автоматически меняется сразу за изменениями проводимыми на изображении любыми из предназначенный для этого инструментами, или ползунками расположенными на вкладках меню Camera Raw. К примеру обрезали изображение – количество пикселов его составляющее изменилось, изменится гистограмма.

Условно любую гистограмму, хоть в Photohsop хоть в ACR можно разделить на пять зон по тональности от тёмного к светлому: тени, полутени, средние тона, четверть тона, света .

В отличие от своих родственников в Photoshop которые выполняют «информационную» роль, в ACR кроме этой функции гистограмма сама является частью инструментов редактирования , пускай довольно грубым но всё же.

Основная задача при редактировании фото, если не применяется какое либо художественное видение, состоит в приведении картинки к полноконтрасному виду. То есть к более равномерному распределению пикселов по уровням яркости от 0 (чёрная точка) до 255 (белая точка) или близким к этим значениям.

Работа с гистограммой

Лучше конечно на практике посмотреть как можно использовать гистограмму для работы с фото. Я взял для примера вот такую картинку с голой женщиной которую .

По внешнему виду картинки как и по виду её гистограммы можно сделать вывод о том что она нуждается в осветлении.

Подведем курсор на основную «горку» пикселов на гистограмме в информационном поле вместо камеры увидим подсказку о том что основная масса пикселов лежит в области теней «Blacks» и полутеней «Shadows».

Рядом с подсказками расположена область указывающая значения rgb для пиксела над которым в данный момент находится курсор мыши в окне предварительного просмотра.

Перемещая курсор в право обнаружим небольшое скопление в средних тонах «Exposure» , жалкий хвост в четверть тонах «Highlights» до светов «Whites» по моему добрались только единицы.

Обратите внимание на название диапазонов гистограммы – они соответствуют ползункам на вкладке меню Basic. И могут регулироваться ими, в большинстве случаев так и происходит.

Предварительные прикидки сделаны начинаю работу. Беру за зону «Blacks» немного передвину его вправо осветляя самые тёмные области, при этом на месте нуля рядом с подсказкой появятся изменяющиеся цифры говорящие о уровне регулировки.

Продолжаю регулировать все диапазоны (зоны) вправо – влево ориентируясь в основном на изменения внешнего вида картинки не допуская появления отсечек, потери деталей в тенях (залиты синим цветом) и светах (залиты красным).

Для включения режима отображения отсечек можно использовать маркеры, расположенные в верхних углах окошка гистограммы, слева тени справа света либо «горячие клавиши «O» и «U». В нормальном состоянии, без отсечек, эти маркеры окрашены в чёрный цвет.

Включение такого режима полезно, так как позволяет избежать появления белых и чёрных пустых пятен на фото в местах отсечек. Так сказать вовремя увидеть и нейтрализовать проблему это уже пол дела.

Как вы заметили гистограмма состоит из нескольких цветных слоёв. Они отображают каналы RGB модели, красного зелёного и синего. Белым цветом отображается среднее значение для всех каналов. Жёлтый голубой и пурпурный цвета получаются при перекрытии двух из трёх rgb каналов:

  • жёлтый — перекрытие красного и зелёного канала;
  • голубой — зелёного и синего;
  • пурпурный — красного и синего.

Обрабатывая картинку до наступления «глобальной» потери деталей, маркеры отсечек окрашиваются в различные цвета сигнализируя о наступлении такой «проблемы» в каком-либо определённом канале или двух из трёх (цвета пересечений).

Я намеренно взял слово «проблем» в кавычки, так как большого урона картинке они не наносят. Что из того если несколько пикселей будут «выбиты» из какого-либо канала, естественно до известных пределов? Ниже вы видите результат регулировки гистограммы, показавшийся мне вполне приемлемым, изображение полноконтрастное и без отсечек, хотя это ещё не окончательный вариант.

Даже если небольшие отсечки возникнут победить их можно при помощи кисти локальной коррекции о которой я расскажу в одной из следующих статей.

Появление отсечек на фото может быть вызвано выбором цветовой модели для выходного изображения, которую можно изменить, используя ссылку внизу окна предварительного просмотра.

Вид гистограммы зависит так же от ширины цветового охвата выбранной для работы цветовой модели. Я работаю в sRGB имеющий довольно узкий охват. Ниже представлены гистограммы моей картинки для разных цветовых моделей, настройки не изменялись.

На этом по гистограмме в Camera Raw пока все в дальнейшем не раз ещё я обращусь к ей использованию в дальнейших статьях по работе в ACR.