Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики. Шпаргалка: Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики. Шпаргалка: Гештальтпсихология: основные идеи и факты
Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики. Шпаргалка: Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Вот как она звучит:

«Гештальтпсихология, немного теории, интересные факты, мифы и заблуждения»

Тема довольно специфическая, попробуем по максимуму донести ее простым языком без большого количества специальных подробностей.

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура).

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Согласно теории гештальтпсихологии целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М.Вертгеймер

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира — физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.
Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.) принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

«Схватывание» изображения: наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображения известного нам объекта изображение всего объекта. В третьем рисунке уже есть достаточное количество деталей для узнавания объекта.

Давайте приведем пример одного из исследования, чтобы было более понятно.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:


1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения — инсайт.
5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное (фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции , был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения . Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам?

Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.

Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих теоретических построениях разъединила образ и действие. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Недавние работы, являющиеся продолжением исследований гештальтистов, позволяют предположить, что их движение еще в состоянии внести вклад в развитие науки.

Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения — бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Гештальтизм продолжал поощрять интерес к сознательному опыту даже в те годы, когда в психологии доминировали идеи бихевиоризма.

Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение.

В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения. Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.

источники

http://studuck.ru/documents/geshtaltpsikhologiya-0

http://www.syntone.ru/library/psychology_schools/gjeshtaltpsihologija.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473736#1

http://psi.webzone.ru/st/126400.htm

http://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya

http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/shulc/kritika_geshtalt_psihologiikritiki_geshtalt_psihologii_utverjdali_problemy_printsipy.php

А вот кстати, несколько месяцев назад у нас уже была в столе заказов тема по предмету психологии: Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть . Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность . Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда . Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Задачи, которые ставит перед собой гештальт


1.Научить человека быть в контакте с собой

То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме. К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли. Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.

2.Научить быть в контакте с окружающими

3.Научить быть «здесь и сейчас»

То есть находиться в реальности, а не жить воспоминаниями или мечтами. Даже если проводится терапия по поводу давно произошедшего события, делается акцент на переживаниях в данный момент. Прошлое изменить невозможно, возможно только изменить наше отношение к нему.

4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном

Так как самое важное и необходимое обязательно будет лежать на поверхности. И будет являться фигурой. Действительно просто, и значительно облегчает жизнь, так как отпадает необходимость «надумывать» себе вероятные сложности, цепляться за них и удерживать. Как только актуальная проблема будет осознана и решена, появится новая фигура, и так далее.

5.Научить проживать какое-либо чувство

Очень интересная задача, так как значительно отличается от методов других направлений в психологии и психотерапии. Обычно ведь принято бороться с негативными переживаниями, преобразовывать их в позитивные, перекрывать какими-то другими эмоциями, или рационализировать. Идея состоит в том, что если сознательно остаться в переживании какого-то чувства столько, сколько потребуется – оно изменится. То есть, если вам грустно, не нужно целенаправленно себя веселить, так как эффект будет кратковременным, если вообще будет. Лучше погрузиться в него, подумать, с чем связано и позволить себе побыть в нём, тогда эта грусть пройдёт, оставив пространство внутри для того, чтобы на смену пришла другая эмоция.

Завершающий этап гештальта


Перлз, основатель этого направления, считал, что личность должна быть зрелой, тогда она будет здоровой и успешной. То есть она должна уметь брать на себя ответственность за свои действия, уметь присваивать опыт, даже если он был негативный, рисковать и самостоятельно удовлетворять свои потребности, взаимодействуя с окружающими, а не манипулируя ими. Пол Гудман описал как раз цикл опыта, то есть сам процесс удовлетворения потребности, чтобы, как говорится, «гештальт был завершён»:

  1. Преконтакт – это фаза, когда человек ещё не выделил потребность. Ну, к примеру, начал «бурлить» живот, а я не могу пока понять от чего, может потому, что хочу кушать, а может несварение желудка из-за завтрака.
  2. Непосредственно само контактирование, когда человек уже распознал, чего именно хочет и начинает взаимодействовать со средой, чтобы удовлетворить желание. Только здесь именно порыв, а не уже процесс. То есть, я понял, что хочу кушать и какое именно блюдо. Поэтому принимаю решение идти на кухню, чтобы его приготовить.
  3. Полный контакт. Фаза соединения с объектом желания. Границы стираются, а действия происходят здесь и сейчас. Продолжая мой пример — я приготовил и ем.
  4. Ассимиляция – осмысление, переваривание, как в прямом, так и в переносном смысле. Очень важная фаза, которая не всегда случается, если ошибиться хотя бы в одном вышеописанном этапе. Если отойти от теории, и использовать пример с пищей, то я мог неверно распознать желание, и приготовить суп, хотя хотелось, как потом окажется, конфет с чаем. Тогда и насыщения от супа не будет, я имею в виду эмоционального. Бывало ведь, что живот полный, а всё равно чего-то хочется? Потому что удовлетворение не наступило. Благодаря ассимиляции человек развивается и продвигается вперёд, потому что не приходится возвращаться на предыдущие этапы, то прислушиваться к себе, то экспериментировать со способами, чтобы, наконец, вышло получить желаемое.

Заключение

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

До скорых встреч, друзья. Подписывайтесь на обновления блога, впереди ещё очень много материала о практической психологии. Пока, пока.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия . В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру , Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру , выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон - вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й - любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести , который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол - как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга , получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза , который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

См. также

Примечания

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М .: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. ­- М .: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М .: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. - М ., 1965. С. 21-85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М ., 1965. С. 86-234.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. - C. 151.

Ссылки

  • Кёлер Вольфганг. Некоторые задачи гештальтпсихологии
  • Серж Гингер. Гештальтлексикон
  • Наранхо К. Базовые техники гештальттерапии
  • Акиоши Китаока Иллюзии Акиоши Китаока

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы : Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — «форма», «структура») возникла в 20-х гг. 20 в. в Германии. Создание этого направления связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина.
В отличие от психоанализа и бихевиоризма, кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологии является сознание.
Однако гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и познавательных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры — гештальты. Изучение сложных явлений по отдельным элементам и их связям в исследованиях гештальтпсихологов было заменено выяснением структуры этих связей.
Так, М. Вертгеймер, исследуя зрительное восприятие, вводит понятие психического поля, заимствованное из физики. Подобно тому, как в физическом поле элементы выстраиваются в целостные системы, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких свойств как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Позже Вертгеймер занимался изучением мышления, выделив механизмы творческого мышления.
К. Коффка представлял психическое развитие как процесс дифференциации гештальтов. Изучая развитие восприятия в детском возрасте, он доказывал, что поведение ребенка зависит от того, как он воспринимает мир. Сформулированная Коффкой теория восприятия не потеряла значения и в настоящее время.
В. Келер, изучавший интеллект шимпанзе, подверг критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». Результаты опытов привели его к выводу о возможности переструктурирования поля, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи — инсайту.
К. Левин, в отличие от своих коллег, сосредоточился на изучении личности. В своей теории личности он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности.
После переезда в США Левин занимался проблемами социальных групп. По аналогии с психологическим полем личности он предложил понятие социального поля. Левину принадлежит заслуга в создании оригинальной типологии лидерства.
Идеи гештальтпсихологии сыграли большую роль в разработке ряда важных проблем психологии — от познавательных процессов до активности личности.
Если кратко: в исследованиях этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия.
Такова краткая характеристика гештальтпсихологии.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943) , Вольфганг Келер (1887-1967) , Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальт-терапия Ф. Перлза .

Направление в психотерапии, разработанное в рамках гештальтпсихологической теории, автор Ф. Перлс. Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Цель гештальттерапии - достижение психической организацией индивида "хорошей фигуры". Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм - среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). Происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается "завершение гештальта". Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно проигрываются.

Гештальттерапия Ф.Перлза. Основные теоретические положения

Центральное понятие – понятие о целостности организма и о его взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нет принципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью. Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемая на более низком энергетическом уровне по сравнению с физической. Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявление целого – его бытия. В терапии то, что человек делает – как он движется, говорит – дает также много информации о нем, как и то, что он говорит. Отвергается разделение внутреннего и внешнего, как разделение ума и тела; внешние и внутренние силы, движущие человеком, неотделимы друг от друга. Между индивидом и средой существует “контактная граница”, которая и определяет отношения человека и среды; контакт – формирование гештальта, уход – завершение. Ключ к ритму контакта и ухода – иерархия потребностей. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне все целостности личности. Эффективное действие направляется к удовлетворению доминирующей потребности. Невроз – искажение процессов контакта и ухода, что нарушает существование человека как единого организма.


“Здесь и теперь”. Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальттерапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознавании того, что он переживает здесь и теперь; пациент вновь проигрывает незавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилировать эти гештальты. Тревога – разрыв, напряжение между “сейчас” и “тогда”. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Это не только отвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самым незаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему, которая необходима для спонтанности и роста. К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты от жизни, состоит “в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего”.

“Как” важнее, чем “почему” . Структура и функции тождественны: если человек понимает, как он делает нечто, он в состоянии понять само действие. “Почему” не дает полного понимания: каждое действие имеет множество причин, объяснение всех этих причин уводит все дальше от понимания самого действия. Каждый элемент в жизни человека – фрагмент одного или нескольких целостных гештальтов, элемент не может быть понять как “следствие” какой-то “причины” вне целостной системы причин, которые в это вовлечены. Акцент делается на постоянно возрастающем сознавании человеком собственного поведения, а не на исследовании того, почему он ведет себя таким образом.

“Сознавание”. Процесс развития – процесс расширения зон самосознавания; основной фактор, препятствующий в этом (в психологическом росте) – избегание сознавания. В качестве упражнения предлагается попробовать поддерживать континуум сознавания: просто сознавать, от секунды к секунде, какой опыт в данный момент переживается. Обычно это упражнение сразу прерывают – сознается что-либо неприятное. В качестве избегания сознавания появляются мысли, ожидания, воспоминания, ассоциации одних переживаний с другими. Эти ассоциативные представления не переживаются актуально; они мелькают, оставляя материал неассимилированным. Неассимилированным остается первое, прервавшее континуум неприятное переживание. Это избегание непрерывного сознавания, прерывание себя, не дает человеку встретить лицом к лицу и проработать неприятные переживания. Человек застревает в незаконченной ситуации. Сознавать – уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии. Избегать сознавания – фиксировать какую-либо фигуру, прервать естественный свободный поток смены фигур и фона.

У человека есть три зоны сознавания: сознавание себя, сознавание мира, сознавание того, что лежит между тем и другим – своего рода промежуточные зоны фантазии. Исследование этой промежуточной зоны (мешающей сознаванию первых двух) Перлз считал большой заслугой Фрейда.

Психологическое здоровье и зрелость – переход от состояния, когда организм опирается на среду и регулируется средой, к опоре на себя и само-регуляции. Терапевтический процесс, в частности, направлен на осуществление этого перехода, важнейшим элементом которого является достижение равновесия. Одна из основных предпосылок гештальттерапии состоит в том, что каждый организм обладает способностью достигать оптимального внутреннего равновесия, а также равновесия между собой и средой. Условием этого является сознавание иерархии потребностей. Полное установление иерархии потребностей может быть осуществлено только посредством сознавания, включающего весь организм, так как потребности касаются различных его частей. Решающей является возможность выбирать, как сам человек соотносится со средой, опора на себя и саморегуляция – признание способности определять, как человек поддерживает и регулирует себя в поле, которое включает многое, кроме людей. Человек, опирающийся на себя, способен выбирать средства удовлетворения потребностей, когда они возникают; он сознает границы между собой и другими, в особенности внимателен к различению своих фантазий от других (и вообще о среде) и от того, что воспринимается в непосредственном контакте.

Пути психологического развития .

1. Первый – завершение незавершенных ситуаций – это уровень клише, уровень знакового существования. Здесь обозначения контакта: “Хелло”, “Доброе утро”, “Прекрасная погода, не правда ли” и т.д.

2. Второй – уровень ролей или берновских игр. Это уровень “как будто”, здесь люди притворяются такими, какими они хотели бы быть.

3. Реорганизовав эти два уровня – достигаем уровня тупика (анти-экзистенциональный) или уровень фобического избегания. Здесь переживается пустота, ничто. Именно отсюда, избегая этого ничто, человек обрывает сознавание и возвращается на уровень ролей. Если же поддерживает сознавание себя – внутренний взрыв. Этот уровень – смерть, страх смерти, состоит в парализованности противоположных сил.

4. Если оставаться в соприкосновении, контакте с этим умиранием, достигается последний уровень – эксплозивный, уровень внешнего взрыва. Сознавание этого уровня составляет проявление подлинной личности, истинной самости человека, способного переживать и выражать свои эмоции.

Взрывы, которые человек переживает, проявляясь из уровня смерти:

· Взрыв горя, содержащий проработку потери или смерти, которые ранее не были ассимилированы;

· Взрыв оргазма у сексуально заблокированного человека;

· Взрыв гнева, если гнев ранее подавлялся;

· Взрыв радости и смеха.

Основные невротические механизмы – типы нарушения контактной границы.

1. Интроекция – присвоение человеком стандартов, норм, способов, мышления, установок и способов действия, которые не становятся его собственными, не перевариваются им. Одно из следствий – человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал другие или просто чувствуют другие. И. Является определяющей для борьбы “собаки сверху и собаки снизу”, то есть “собака сверху” - набор интроецированных правил и норм, пока эти нормы не ассимилированы, их требования будут восприниматься как незаконные и навязываемые со стороны.

2. Проекция – тенденция человека переложить на других ответственность за то, что исходит от него самого – импульсов, желаний, поведения, - стремление поместить вовне то, что принадлежит человеку. Все сновидения – проецированные фрагменты психики самого человека.

3. Слияние – человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя от других. Следствие – невозможен здоровый ритм контакта и ухода, невозможно принятия отличия между людьми.

4. Ретрофлексия – “обращение назад на себя” - энергия направляется на себя (а не на изменение среды и действий в ней), человек разделяет себя на субъект и объект собственных действий.

Один из аспектов контакта и ухода – отношение с другими людьми. Чувство принадлежности к группе – первичный психологический импульс выживания. Неврозы возникают из ригидности в определении контактной границы по отношению к другим людям и неспособности найти и поддерживать надлежащее равновесие в отношениях с ними.

Терапевт – экран проекций, на котором пациент видит свои недостающие возможности; задача терапии – чтобы пациент вернул себе эти возможности. Терапевт – искусный фрустратор. Предлагая пациенту удовлетворение в виде внимания и принятия, терапевт одновременно фрустрирует его, отказываясь давать ему поддержку, которой ему внутренне не достает; терапевт помогает пройти клиенту через свои точки избегания и тупики. Первое – помочь пациенту увидеть, как он постоянно прерывает себя, избегает сознавания, играет роли и т.д. наиболее эффективна работа в группе, чем индивидуальная терапия. В группе люди могут исследовать свое положение, свои отношения и свое поведение по отношению друг к другу. Очень полезной может быть поддержка группы в “безопасном проявлении”, отождествление с конфликтами других членов группы и их проработка.

1. Настоящее определяет поведение человека. Прошлое же действует через потребности и желания настоящего. Гештальт - результат интеграции факторов, действующих в данный момент. Фигурой становиться наиболее важная часть текущего опыта: эмоция или потребность, актуальная в данный момент. Организм взаимодействует со средой в ритме контакт-уход. Насущная потребность создает контакт со частицами поля, наделенных катексисом. Формирование гештальта сопровождается осознаванием. Человек осуществляет действия по удовлетворению потребности, ассимилирует их результат, завершает гештальт и выходит из поля. Затем это цикл повторяется с образованием нового гештальта. Если человек осознает свои потребности в данный момент, то из них выстраивается четкая фигура, на которой потребности будущего и прошлого являются фоном. Понимание своих потребностей в данный момент дает возможность проявиться наиболее настоятельной из них и направить активность на ее удовлетворение. На этом пути может возникнуть препятствие в виде отрицания или подавления потребности и тогда равновесие нарушается и гештальт не является завершенным и тогда останавливается переход фигуры в фон = > они постоянно мешают пониманию потребностей настоящего и т.о. саморегуляция заменятся контролем и подавлением части потребностей и эмоций. Он также нарушает контакт между внешними и внутренними зонами, который необходим для удовлетворения потребности.

2. Человеческий организм - это единое целое. Основная цель гештальт-терапии - поиск всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.

3. Из 2 следует, что нет различия между самостью и внешним миром, а они постоянно взаимодействуют. Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее.

4. Самость - система контактов, имевших место на границе контакта. Одно из ее проявлений - образование фигур и фонов. Она всегда объединяет чувства, моторную р-цию и органич. потребности. Она состоит из идентификаций и отчуждений, имевших место на границе контакта. Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью человека при отсутствии подавления его творческого потенциала.

5. Основная причина возникновения неврозов - столкновение потребностей организма со средой. Их фрустрация приводит к подавлению желаний, разрушению контакта и человек начинает пользоваться только безопасным, с его точки зрения, способом взаимодействия с миром (контакт - изоляция - уход).

6. Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства,; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальттерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь.

Граница контакта и защитные механизмы как нарушение на границе контакта

Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее (здесь гештальт прерывается). Здоровая личность осознает границы Я и не-Я. Если же он осознает ее как плохую, то он создает равновесие теряя границы или захватывая границы другого. Человек вынужден больше учиться при получении образования, чем ориентируясь на свойственные ему биол. инстинкты. Т.о. многие интуитивные представления о том, что правильно блокируются у людей и на их место приходят процедуры, главным образом ориентированные на поддержание соц. контактов. => это приводит к нарушению контактов, возникающих на основе естественных процессов («мальчики не плачут»). Невротики сами себя прерывают. 4 механизма невроза: Это можно увидеть в 4-х видах невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие; 3. проекция; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. И тогда человек делает для других то, что он ожидает от других.

Виды защитных механизмов и их интерпретация в терминах гештальттерапии

4 вида невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно. При этом они требуют сходства и отказываются терпимо относиться к различия; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие. Это препятствует вступлению индивидов в контакт с их собственной действительностью т.к. они должны бороться с чуждыми комплексами. Эти индивиды также не совместимы друг с другом => распад личности; 3. проекция - тенденция рассматривать как элемент внешнего мира то, что фактически является частью Я; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. Здесь человек не может провести четкую границу между собой и другими, при этом он обращается с собой так, как он первоначально хотел бы что бы с ним обращались другие.

Экзистенциальный принцип существования «здесь и теперь»; понимание психопатологии в терминах гештальттерапии

Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальт, человек должен полностью осознавать себя в данный момент. Для удовлетворения своих потребностей нужно постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Есть еще и средняя зона (майя) - фантазий, которую составляют также и верования, отношения, мыслительные процессы. Неврозы возникают из-за сосредоточения на этой зоне, т.к. она вступает в конфликт при исключении из сознания двух других зон. Когда человек находится в этой зоне он находится в прошлом или будущем. «Нет ничего кроме того, что есть здесь и сейчас». Люди, которые находятся «здесь-и-сейчас» и имеют доступ к своим чувствам вряд ли будут тревожится, т.к. их возбуждение будет преобразовано в творческую контролируемую сознанием активность, что приводит в завершению гештальта. Катастрофические (влекут за собой большие предосторожности) и анастрофические фантазии (vv). Поддержание баланса между ними - способ перспективного и рационального дерзания. При психозе люди не способны на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майя; при неврозе - борьба между майя и действительностью.

Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальтерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не рассуждения. Работа идет не столько с содержанием проблемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта. Цель - добиться осознания. Процесс самоактуализации подразумевает эффективный баланс контакта и его изъятия и способность использовать энергию для удовлетворения реальных, а не фиктивных потребностей. Кроме того, самоактуализация предполагает наличие способности противостоять фрустрации, до тех пор пока не появиться решение. Самостоятельные люди берут на себя ответственность за свое существование и имеют свободу выбора.