Гауди фамилия. Саграда фамилия в барселоне

Гауди фамилия. Саграда фамилия в барселоне
Гауди фамилия. Саграда фамилия в барселоне

Для меня Каталония, а в частности Барселона, до недавнего времени ассоциировалась с одноименным футбольным клубом и знаменитым эль-классико. И когда выпал шанс посетить с компанией это грандиозное событие, я, не раздумывая, согласился. Поскольку добирались заранее, в Барселону попали за день до матча, и у нас образовалось свободное время, чтобы познакомиться с городом. Нам сразу предложили посетить самый популярный долгострой в Испании и один из самых известных в мире. Его каталонцы, не будь они каталонцами, уже успели превратить в туристическую достопримечательность – храм Святого Семейства .

Сразу скажу, сооружение впечатляет еще при дальнем созерцании. Даже на фоне незаурядной архитектуры Барселоны он выделяется своими размерами, формами и особой, сконцентрированной энергетикой. При ближнем знакомстве он вызывает ошеломляющие чувства.

История создания Храма Святого Семейства

  • Замысел строительства храма возник еще в 1874 году и исходил от богатого книготорговца Хосепа Мария Бокабелло . Изначально было задумано, что строительство будет вестись исключительно на частные пожертвования. После сбора необходимой суммы в 1881 г. был куплен земельный участок в местности Эшампле, на тот момент отдаленной на несколько километров от городской черты.
  • Первым архитектором проекта стал Франсиско де Вильяр , под его руководством храм и был заложен. Произошло это событие в 1882 году в день Святого Иосифа, а точнее 19 марта. Де Вильяр видел будущий храм в неоготическом стиле и, исходя из этого, и планировал строительство. Но уже в конце того же года у архитектора возникли разногласия с заказчиками, и он покинул проект.
  • Работы по строительству храма Святого Семейства возглавил архитектор Антонио Гауди , которому на тот момент был 31 год, и в качестве опыта он имел всего лишь одно завершенное здание.

Существует несколько версий, почему выбор пал именно на него. Одна, романтическая, гласит – Хосепу Бокабелло приснилось, что Храм Святого Семейства построит голубоглазый блондин. Поскольку подходящих под такие признаки среди каталонцев немного, то, когда Бокабелло увидел Гауди, сразу настоял на выборе именно его. Сторонники второй, прагматичной, склоняются к тому, что выбор был вызван желанием сэкономить у заказчиков, поскольку Гауди на тот момент являлся еще малоизвестным архитектором. Как бы то ни было, Гауди следующие 43 года жизни посвятил этому проекту, а сам Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне ассоциируется именно с .

Гауди — главный создатель Храма Святого Семейства

Гауди, будучи не только архитектором, но и абстракционистом, внес кардинальные преобразования в первоначальный замысел храма. Строго говоря, он практически не имел готового проекта на бумаге, предпочитая работать спонтанно, повинуясь вдохновению. Для того чтобы постоянно контролировать процесс возведения, Антонио Гауди поселился непосредственно на территории строительства.

Главным замыслом архитектора было использование в облике будущего сооружения природных линий (деревьев, человеческого тела), которые он считал образцом совершенства.

В последние годы жизни Гауди, понимая, что не успеет воплотить и малой части задуманного, все большее внимание уделяет чертежам и эскизам, стремясь передать будущим строителям как можно больше своих идей. Поэтому в это время темпы строительства несколько снижаются.

После смерти мастера в 1926 году среди общественности Испании возникла дискуссия, стоит ли продолжать возведение храма или оставить строительство незавершенным, в память о Гауди. Причем за прекращение работ высказывались многие известные деятели искусства, в том числе Сальвадор Дали. Тем не менее, работы были продолжены, и их возглавил один из помощников Антонио Гауди Доменек Сугранес.

Существенно помешала строительству начавшаяся в 1936 году гражданская война. Причем пострадал не только храм. Было уничтожено большинство чертежей и эскизов, сделанных Гауди. Полноценные работы были возобновлены уже в 1950-х годах и продолжаются по сей день.
В 2010 году Римский Папа Бенедикт XVI во время посещения Испании освятил храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в , тем самым признав его пригодным для проведения богослужений.

Основные достопримечательности и реликвии Храма Святого Семейства

Чтобы представить себе храм Святого Семейства в Барселоне, приведу его краткое описание с фото.

  • Выполнен по форме латинского креста. Его обрамляют три портала: Рождества , Страстей Христовых и Вознесения (в настоящее время достраивается). По завершению строительства над храмом будут возвышаться 18 башен: 12 посвящены апостолам (по 4 на каждом из 3-х фасадов), 4 в честь Евангелистов (над центральным сводом), а также главная, посвященная Иисусу Христу, башня и колокольня Девы Марии. Каждый из фасадов символизирует веху жизненных деяний Христа, а размещенные на них изображения посвящены сценам на библейские сюжеты. Причем все фигуры выполнены в натуральную величину. Гауди, а затем и последующие архитекторы настолько скрупулезно выписывали каждый элемент оформления, что можно провести длительное время, рассматривая один единственный эпизод.
  • Первое, что бросается в глаза, как только заходишь внутрь храма, это множество колонн разнообразной формы . Причем они не стоят, а растут, наклоняясь, как деревья, под различным углом и впиваясь своими кронами в своды помещения.
  • Особо привлекает освещение храма . Свет проникает сквозь множество разноцветных мозаичных окон, внутри смешиваясь и приобретая необычный таинственный оттенок.
  • Алтарь Храма Святого Семейства также привлекает своей неординарностью. Он поднят над уровнем пола на два метра, и его хорошо видно из любого уголка помещения. Над алтарем, паря в воздухе, возвышается распятие под раскрытым навесом. Элементы отделки внутреннего убранства продуманы не менее тщательно, чем детали фасада, и посетитель долго не сможет сообразить, на чем сконцентрировать свое внимание.

Все подчинено четким геометрическим законам, дополняя впечатление совершенства, полученного при виде внешнего облика Саграда Фамилия.

Как добраться

Адрес храма Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио Гауди: ул. Майорка (Mallorca), 401, Барселона, Каталония, .
Самостоятельно доехать до искупительного храма Святого Семейства в Барселоне вы сможете:

  • На метро – станция Саграда Фамилия (Sagrada Familia) на сиреневой и синей ветках;
  • На автобусе – одноименная остановка маршрутов №№ 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51.

Цены, акции, режим работы

Посетить храм Святого Семейства можно, купив один из входных билетов:

  • Панорамная экскурсия с посещением башен (с аудиогидом на русском языке) обойдется в 29 евро;
  • Специализированная экскурсия , посвященная Антонио Гауди, с посещением храма и дома-музея архитектора (доступен аудиогид на русском языке) стоит 24 евро;
  • Экскурсия со специализированным гидом по Саграда Фамилия будет стоить 24 евро (не предусмотрена на русском языке);
  • Индивидуальная экскурсия по базилике – 22 евро (есть аудиогид на русском);
  • Билет, рассчитанный на один час посещения храма без гида , аудиогида и посещения башен, – 15 евро.

Часы работы храма

  • В зимний сезон (с ноября по февраль) храм работает с 9 до 18 часов.
  • В межсезонье (март и октябрь) посетить Саграда Фамилия можно с 9 до 19 часов.
  • Во время летнего сезона (с апреля по сентябрь) посетителей ждут с 9 до 20 часов.
  • В праздничные дни 25.12, 26.12, 1.01 и 6.01 время работы ограничено с 9 до 14 часов.

Прекращается продажа билетов за 30 минут до закрытия.

Храм Святого Семейства — видео

Храм Святого Семейства — одна из самых главных достопримечательностей Барселоны. Самое известное творение гениального архитектора Антонио Гауди, строится уже более столетия. Это видео не может передать всех чувств, которые испытываешь, глядя на этот шедевр. Приятного просмотра!

Я остался под сильным впечатлением от посещения храма Саграда Фамилия. Но поскольку это была спонтанная экскурсия, возможно, я не в полной мере успел осознать весь масштаб этого сооружения.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований.

Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

История создания собора

Основатель собора Хосе Мариа Бокабелья был книготорговцем, католиком и неординарным человеком. Он неоднократно бывал в Риме и считал храм Лорето образцом церкви. Бокабелья частенько посещал Монсеррат и как гласит легенда, идея построить Cобор Святого Семейства посетила его во время пребывания в монастыре, глядя на изображение Святого семейства. Он основал ассоциацию, которая занималась сбором средств на строительство Саграда Фамилия (каталон. Temple Expiatori de la Sagrada Familia).

В 1881 году ассоциация получила от города земельный участок на окраине города. Изначально планировалось строить не очень огромный храм ввиду не слишком больших финансовых средств. В процессе обсуждений будущего строения архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил безвозмездно поработать над проектом. И вот через год, в марте, на День святого Иосифа был заложен первый камень. Сначала строительство было активным и удачным. Но потом отношения Вильяра и церковного совета начали портиться и завершились безобразной ссорой. После которой стало ясно, что его дальнейшее руководство стройкой храма просто неприемлемо. И тут, как повествует легенда, решение Бокабелье пришло во сне. Якобы Хосе приснился молодой архитектор, который очень скоро спасет Саграда Фамилия. А узнать его можно будет по голубым глазам. Через несколько дней, идя в кабинет архитектурного консультанта Мартореля, Бокабелья встретил Гауди. В тот момент он сразу понял, что это и есть тот, кто ему нужен. Позднее Гауди, как «избранный», получил полную свободу в работе над собором.

В свою очередь этот заказ мгновенно причислил молодого 31 –него архитектора к ведущим архитекторам Барселоны. Антонио Гауди создал гипсовый проект, по которому планировалось построить собор в длину 110 метров, а в высоту – 45 м. С четырьмя колокольнями – согласно числу евангелистов и двенадцатью башнями – по числу апостолов. Проект предусматривал возведения трех фасадов, которые повествовали о разных эпизодах жизни Христа — «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады собирались украсить огромными панно и рельефами на сопутствующие темы. Церковный совет одобрил макет, и архитектор приступил к его воплощению.

Шли годы, менялись рабочие, помощники Антонио Гауди, стройплощадка стала неофициальным факультетом архитектурной школы. Наиболее ревностные студенты приходили сюда по вечерам, чтобы послушать уважаемого дона Антонио. А когда Cобор Святого Семейства, наконец – то начал обретать осязаемые очертания, это было настолько впечатляюще, что слава про необыкновенный замысел мастера – каталонца разлетелась по всей земле. Посмотреть на это, а заодно и принять участие в грандиозном проекте приезжали отовсюду. На стройку приезжали смотреть король Альфонсо, с которым Гауди общался исключительно на каталонском, чем вызвал недовольство монарха. Была здесь с визитом также инфанта Изабелла. Кроме нее еще Cобор Святого Семейства посещали кардинал Рагонези, нунций Папы в Испании, Альберт Швейцер.

Строительные работы то прекращались, то вновь возобновлялись. Не последнюю роль в остановках строительства играли и финансовые средства. Но хоть храм Саграда Фамилия был главным детищем Гауди, параллельно с ним, он осуществлял и другие проекты. Но изначально архитектор обещал закончить собор через 18 лет. Но, увы, это оказалось не так, строительство идет и по сей день.

Тяжелое военное время внесло свою негативную лепту. Архитекторы теряли интерес к Гауди. Ему самому пришлось много пережить: смерть близких друзей, ухудшение здоровья, душевный кризис.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований. Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Гауди отлично понимал психологию воздействия и важность звука именно в церковных строениях. Он годами проводил эксперименты над удлиненной формой колоколов. Поскольку архитектор спроектировал конструкцию так, чтобы она могла функционировать как большой орган. Предполагалось, что через отверстия башен будет проходить ветер и это создавать настоящий хор. Задум Гауди также предполагал освещение самой высокой (170 м.), центральной башни прожекторами с двенадцати башен. Тогда крест, венчающий башню, будет излучать свет, воплощая этим символ основного постулата Христа: «Я есьмь Свет Миру». Но к величайшему сожалению, это оригинальное решение мастера пока не воплощено в реальность.

Сам Гауди понимал, что его жизни не хватит, чтобы завершить задуманное. Незадолго до своей смерти он сделал замечание, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и привел в пример собор Святого Павла в Риме, Кёльна и Реймса.

Сегодня в строительстве храма задействованы не только архитекторы с мировым именем, но и каждый турист, посещающий памятник. Поскольку те деньги, что он платит за осмотр достопримечательности, идут в строительный фонд. Таким образом, продажа входных билетов и сувениров приносит ежегодно порядка 10 млн. евро в фонд храма. Эксперты сделали подсчеты, что если дело так будет идти и дальше, то сооружение собора может завершиться в 2022 году.

Как доехать?

Добраться до Саграда Фимилия очень легко. Совсем рядом станция метро с одноименным названием Sagrada Família, через нее проходит ветка L5.

Часы работы Cобора Святого Семейства:

Стоимость входных билетов Cобор Святого Семейства

В самый полный билет входят Собор, башни, музей, склеп и аудиогид на русском.

Полезные советы

  • В будние дни народу меньше
  • Для хороших фотоснимков без туристов приезжайте до 8 утра
  • На фасаде Страстей Христовых есть криптограмма, на ней написан возраст Христа
  • Вечером через окна витражей фасада страстей красиво падает свет. Можно сделать фотографии.
  • Посетите колокольни фасада Рождества.
неоготика и модерн Автор проекта Антонио Гауди Строительство г.-настоящее время Сайт Официальный сайт Искупительный Храм Святого Семейства на Викискладе

Координаты : 41°24′13″ с. ш. 2°10′28″ в. д.  /  41.403611° с. ш. 2.174444° в. д. (G) (O) (Я) 41.403611 , 2.174444

Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства , кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família ), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства - церковь в Барселоне, в районе Эшампле , строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди .

Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano ), на место которого в конце 1883 года был приглашён А. Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

История строительства

1882-1926 годы

Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года , и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста , образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами . Была спроектирована огромная апсида , состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами , а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трёх монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.

В 1883-1889 годах Гауди завершил крипту , начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения , а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.

В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества . Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей , откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа . В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной , ящерками и улитками , которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.

Церковно-приходская школа возле церкви

В 1909-1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной церковно-приходской школы . Она была создана Гауди для детей прихожан строящейся церкви и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.

В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада - фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада - фасада Славы - также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как «лес древовидных колонн», залитый светом, проникающим через разновысокие витражи .

30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвящённая Св. Варнаве . Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.

после 1926 года

Окончательный вид церкви Святого Семейства (проект)

После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras ), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927-1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом , венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа , и бронзовая скульптура Вознесения Господня .

В 1978-2000 годах были возведены главный неф и трансепты , а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида . На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом , и башня апсиды, посвящённая Деве Марии . По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов . Предполагаемое окончание всех строительных работ - первая треть XXI века, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году.

Архитектура Храма

Наружное устройство

Схематическое изображение отдельных элементов церкви Святого Семейства

На иллюстрации показано взаимное положение основных элементов храма Святого Семейства. Эта пятинефная церковь спланирована в форме латинского креста , образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта , включает семь часовен и обходную галерею за хором . Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых , восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова . Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам . Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье - гору Монжуик . Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие .

Слева-портал Страстей, справа-портал Славы (не окончен).2011 год

Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели - Веру, Надежду и Милосердие . Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа , бегства в Египет и избиения младенцев , а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас ». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью », «Иисус и фарисеи », «Введение во храм » и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов », а над ними - фигуры трубящих ангелов , возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.

Внутреннее устройство

Интерьер Храма Святого Семейства

Понимая, что при его жизни работа над Храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью , таких как гиперболоид , гиперболический параболоид , геликоид и коноид . Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура - эллипсоид .

Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения. Так, при оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола, а в портале Розария применяются витые колонны с каннелюрами , закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды - вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.

Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах . С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском

- Не знаю, кого мы выучили: сумасшедшего или гения! - заявил профессор архитектурной академии в Барселоне, вручая молодому Антонио Гауди диплом об окончании.
- Подумать только! - возмущались некоторые. - Выбрать для дипломного проекта кладбищенские ворота! Наши выпускники обычно создают дворцы вельмож, а тут триумфальная арка смерти.
- Много вы понимаете! - парировали сторонники юного художника.- Это не арка смерти, а переход из одной жизни в другую - вечную. А потому и выход в неё устроен с таким пафосом.
- Но посмотрите, - продолжали возмущаться скептики, - ведь в его творении всё перекошено. Нет ни единой прямой линии!
- Прямые линии придумал человек. Бог же создал круг! - Так отвечал своим противникам сам Антонио. При этом он сжимал в руке обыкновенное куриное яйцо. - Смотрите, если положить сырое яйцо в центр ладони, то хрупкую скорлупу невозможно раздавить. Природа создала совершенную форму, которая выдерживает колоссальные нагрузки.

Необычные задумки Антонио сразу привлекли к себе внимание. Первым заказом, выполненным Гауди, стал уличный фонарь .

flickr.com/machbel

Но через короткое время именно его, начинающего архитектора, везут на Первую Всемирную выставку в Париже, где он выставляет проекты своих будущих зданий. С тех пор его архитектурные шедевры стали расти на улицах столицы Каталонии: , дом Бальо (в просторечье дом Костей), дворец и винные погреба Гуэля, дом Висенс. Дома стали не строиться, а именно расти, потому что Гауди старался подражать природе и возводить строения так же, как природа выращивает свои творения.

Антонио Гауди - великий испанский архитектор.

Судьба жестоко обошлась с маленьким Антонио. Еще в детстве он потерял всех родных и заболел тяжелой формой ревматизма. Болезнь не позволяла ему общаться со сверстниками, и мальчик часами просиживал на берегу моря, строил песочные замки и наблюдал за облаками. Тогда и пришло убеждение, что природа - лучший строитель, и только наблюдая за ней, можно чему-либо научиться.

Слава Гауди росла, и церковные власти города, зная о глубокой религиозности архитектора, дали Антонио заказ на создание собора Sagrada Familia . Этот заказ стал главным делом жизни художника, его «лебединой песней».

flickr.com/flavouz

Как все начиналось

В 1874 году родилась идея создать в новом районе Барселоны грандиозный Храм Святого Семейства. А в 1882 году собор был заложен просветителем и монахом общества Святого Иосифа с одним условием: здание будет строиться только на добровольные пожертвования граждан .

Первый архитектор собора - дель Вильяр лишь год руководил постройкой, а затем покинул проект из-за разногласий с руководством.

В 1883 году А. Гауди приступает к строительству главного храма города.

flickr.com/jordipostales

Архитектор задумал создание трёх порталов. Первый - восточный, будет посвящен Рождеству Христа, западный - портал Страстей, северный - портал Славы. Продумывая план строения, автор точно просчитал место восхода и захода солнца. Ему было важно, чтобы портал Рождества смотрел прямо на Восток, где восходит солнце, а за порталом, изображающим Страшный суд, оно зашло. Над каждым порталом предполагалось 4 башни, итого 12 (по числу апостолов). На центральном (портале Славы) должны возвыситься 4 башни - 4 евангелиста, а между ними большая башня, символизирующая славу Христа.

flickr.com/m0n5t3r

У Антонио Гауди был собственный дом, и сорок лет гениальный зодчий ежедневно отправлялся к своему детищу. Но в последние годы этот маршрут стал его утомлять. Гауди переселился в пристрой к храму, тем самым увеличив собственные часы работы.

В молодости архитектор слыл законодателем мод. Он тщательно выбирал свои костюмы, был придирчив в выборе портного. Но к концу жизни привычки молодости позабылись, и Гауди превратился в неопрятного старика, в гардеробе которого остались лохмотья.

Облачившись в заношенное пальто, Гауди медленно брел по улице, размышляя над устройством одной из колонн храма. Он был так погружен в свои мысли, что не услышал дребезжанья трамвая. Водитель не успел затормозить…

Но архитектор не погиб, его можно было спасти. Прохожие звали на помощь, а водители такси, приняв гения за бродягу, проносились прочь.

Гауди умер через два дня в больнице для нищих. С тех пор в Барселоне все таксисты работают на машинах исключительно черного цвета в знак скорби и признания вины за безвременный уход их великого соотечественника.

flickr.com/r_rose

После смерти Гауди работы в храме велись под руководством Доменеко Сугранеса . Он успел завершить три башни-колокольни фасада Рождества, а к строительству второго портала (фасада Страстей) приступили только в 1954 году. Возведение портала Славы началось уже в XXI веке, и окончательные сроки строительства пока никому не известны.

Башни и шпиль.

Интерьер

Каждый фасад храма, по задумке создателя, должен был нести свою смысловую нагрузку и рассказать о земных днях Христа. Отделка здания насыщена миллионами деталей, в ней сочетаются разные стили (от барокко до модерна) . Внутреннее освещение продумано так, чтобы свет проникал внутрь через проемы и разноцветные стекла на разных уровнях, создавая впечатление струящегося воздуха.

flickr.com/bortescristian

Виноградные лозы, сказочные цветы, каменные стволы деревьев придают храму необычный вид. Казалось бы, такое нагромождение элементов должно было утяжелить интерьер, но каменные барельефы выглядят ажурным невесомым кружевом.

flickr.com/joaojap

«Побывать в Испании и не посетить собор Саграда Фамилия в Барселоне я посчитала преступлением. Первое, что я подумала, когда оказалась внутри: «Так не бывает!». Высота храма такая, что задрав голову, смотришь вдаль так же, как разглядываешь далекий горизонт. Через полчаса я схватила фотоаппарат. Но фотографировать Саграду простенькой техникой все равно, что строить жилой дом детской лопаткой. Фото не передают того настроения, которое посетило меня. Потом долго корила себя: надо было брать дорогой аппарат, ведь читала горестные отзывы по тому же поводу.»

Гауди, человек религиозный, истовый католик, для которого музыкальное звучание имело первостепенное значение, продумал не только сюжет и архитектуру собора, но и его акустику. Голос органа, пение хора окутывают слушателя в звуковое облако, с которым не хочется расставаться.

flickr.com/haschelsax

«Я попала В Саграду на праздничное богослужение. Взрослый хор из 1500 человек, детский хор из 700 мальчиков и орган исполняли рождественскую мессу. Потрясение от звучания было настолько сильным, что я долго потом не могла вымолвить слова. Ни в одном зале прежде, я не испытывала таких эмоций».

Когда же закончится стройка?

Считается, что храм должен быть построен до 2022 года . Прогнозы строятся исходя из размеров пожертвований. Поэтому 12 € - цена входного билета - это «кусок штукатурки», который лично вкладывает турист в постройку храма.

Барселонцы не приветствуют достройку собора , так как убеждены, что как только Саграда будет построена, в городе начнутся неприятные события. Жители Барселоны считают, что собор принадлежит к тем сооружениям, которые не должны достраиваться до конца.


Информация для туристов

По статистике в Барселону ежегодно приезжает 9 млн туристов. И каждый считает своим долгом увидеть Саграду собственными глазами. Но длинный поток желающих, отбивает у многих желание проникнуть внутрь. Лишь 6 млн туристов выдерживают многочасовое ожидание.

«Я давно перестала считать очередь к достопримечательностям каким-то роком для себя. Не надо спешить куда-либо, и можно подготовить сердце к встрече с неизвестным. Тем более что стоять в очереди перед этим храмом не трудно. Фасад здания настолько причудлив, необычен, что на его детальное рассмотрение уходит много времени».

flickr.com/rightee

Собор открыт для посещения ежедневно с 9 часов до 18:00 (летом до 20:00).

Находится по адресу: Mallorca, 401.

Добраться до места можно на общественном транспорте: метро L2 и L5 (остановка Sagrada Familia), автобус № 19, 33, 43, 50, 51.

Стоимость билета: взрослый -12,50 €, экскурсия - 16,50€, дети, студенты, пенсионеры - 10,50€ (с экскурсией - 13,50€).

flickr.com/ishot71

Билет можно купить онлайн на сайте bcnshop.barcelonaturisme.com . Но помните, что интернет-покупка сэкономит немного времени. В храм пропускают небольшими партиями, и онлайн-билет не дает право на внеочередной вход.

Для туристов открыты две башни (одна - на портале Рождества, другая - на портале Страстей) и музей.

Вместо заключения

Когда зайдете внутрь, поднимите голову и раскройте рот. Рассмотрите колонны. Ни одна из них не стоит прямо (Гауди считал, что деревья прямо не стоят, у них непременно присутствует наклон от 15⁰ до 20⁰).

flickr.com/haschelsax

Представьте, насколько доверились горожане архитектору, чтобы решиться на претворение его фантастических идей, казавшихся многим невозможными! Удивитесь, как небольшая Каталония сумела, благодаря великому гению, создать свой символ, который не перестаёт потрясать!

Честно сказать, внешне храм Саграда Фамилия никогда не вызывал во мне восхищения. Серое массивное строение казалось несуразным и неуклюжим, перегруженным деталями и несбалансированным.

Гауди хотел, чтобы его творение одиноко возвышалось посреди большого открытого пространства, однако сейчас дома подступают к храму почти вплотную, у подножия проходит оживленная улица. Есть, правда, парк с прудом, из дальней точки которого Саграда Фамилия предстает в полном объеме, но, я думаю, это не совсем то окружение, о котором Гауди мечтал.

Все время над ним висят краны, часть фасада скрыта «лесами», идет непрерывная стройка.

Все изменилось, стоило мне попасть внутрь Саграда Фамилия. Чтобы оценить грандиозность замысла ее творца, архитектора Антонио Гауди, непременно нужно увидеть собор изнутри. Именно там приходит понимание, что это великое произведение искусства и главное сокровище Барселоны.

Билетами в собор следует озаботиться заранее, чтобы не стоять в длинной очереди.

Процесс покупки билетов прост. Заходим на официальный сайт Саграда Фамилия https://www.sagradafamilia.org/en/tickets/, выбираем дату, время и вариант посещения.

Сначала надо выбрать вариант посещения.

Варианты следующие:

— посещение Саграда Фамилия с подъемом на одну из двух башен собора. На данный момент собор имеет 8 башен: 4 башни над фасадом Рождества и 4 – над фасадом Страстей. Можно подняться либо на башню над фасадом Рождества — с нее открывается вид на восточную часть города, либо над фасадом Страстей (Passion) – с нее открывается вид на центральную часть города.

Стоит такой билет 29 евро. В цену билета включен аудиогид (есть на русском языке). На башни не допускаются дети младше 6 лет. Дети до 16 лет могут подниматься на башни только в сопровождении взрослых. В сильный ветер или дождь лифт отключают. Возвращают ли в таком случае деньги – непонятно.

— Саграда Фамилия без подъема на башню, но с аудиогидом – 22 евро

— Саграда Фамилия без башен и без аудиогида – 15 евро.

К сожалению, если вы купили билет без аудиогида или без подъема на башню, докупить недостающую опцию уже нельзя.

Брать ли аудиогид? В принципе, послушать было интересно. Другое дело, что из услышанного запомнилось немногое. Все-таки в данном случае самое ценное – не информация, а впечатление от увиденного. В соборе встречаются таблички с текстом на испанском и английском. Так что если нет лишних 7 евро, можно без особого ущерба аудиогидом пренебречь.

Определившись с вариантом посещения, переходим к выбору даты и времени.

Выбирая время посещения, надо иметь ввиду, что купленный вами билет дает право прохождения внутрь Саграда Фамилия в течение получаса после выбранного времени. Учтите, что и у посетителей, купивших билеты онлайн, есть небольшая очередь (минут на 5-10). Внутри церкви ваше время ничем не ограничено (только временем работы самого храма), так что главное зайти в обозначенное время.

Стоит ли подниматься на башни Саграда Фамилия

Мы брали билеты с посещением башни над фасадом Страстей. Смело могу рекомендовать брать билет без подъема на башню. Вид на город с башни – самый обыкновенный: ничем не примечательная городская застройка.

Вид на Барселону с башни над фасадом Страстей

Подъем осуществляется на лифте, спуск – по винтовой лестнице пешком.

Спуск по лестнице внутри башни

По дороге есть пара смотровых площадок, обнесенных сеткой, через которую толком ничего не разглядишь. При спуске по лестнице есть возможность сфотографировать кое-какие элементы декора. Но по большому счету подъемом на башню можно безболезненно пренебречь.

Грозди винограда на пинаклях символизируют святое причастие

Если вы все же берете вариант с башней, то при заказе билетов надо выбрать время подъема на башню, т.е. время, когда вы должны подойти к лифту. Советую выбирать время на 15-30 минут позже прохода внутрь храма, чтобы вы успели осмотреться, сориентироваться и найти нужный лифт (кому-то – на башню фасада Рождества, кому-то – на башню фасада Страстей).

По поводу рюкзачков и больших сумок. Мы, опасаясь отправки в камеру хранения и возможной очереди там, оставили рюкзачки в машине. Однако в сам собор пропускали с рюкзачками, и только при подъеме на башню их надо было положить в ячейку (ящики для хранения сумок и рюкзаков находятся прямо около лифта, сам кладешь свои вещи в свободную ячейку, все очень быстро).

Часы работы Саграда Фамилия

С начала апреля по конец сентября храм Саграда Фамилия открыт с 9 утра до 8 вечера.

В марте и октябре – с 9 утра по 7 вечера.

С ноября по конец февраля – с 9 утра до 6 вечера.

Осмотр храма

Спустившись с башни, приступаем к осмотру самого храма — Искупительного храма Святого Семейства.

Тут уже все просто: включаешь аудиогид и ходишь от одной цифре к другой. Потом просто ходишь, задрав голову и всматриваясь в детали.

Фасад Рождества

Фасад Рождества — единственный из трех фасадов собора, законченный еще при жизни Антонио Гауди.

Две черепахи подпирают массивные колонны фасада: одна морская, вторая сухопутная.

Дверь украшают зеленые листочки, цветы, жуки, птички.

А вот и сам фасад Рождества: много фигур, много движения, на каждом ярусе что-то происходит. Животные, растения — все вовлечены, все участвуют. Кипение жизни во всех формах.

Главная скульптурная группа над входом: Святое семейство — Саграда Фамилия:

Клуатр Святой девы Розария

Сразу за воротами фасада Рождества находится небольшой клуатр Святой Девы Розария. Это совершенно особое место, посвященной Богородице. Его оформление сильно отличается от остального храма, оно — вполне в русле традиций. Стены клуатра покрыты нежнейшими каменными кружевами. А уж как мастерски из камня вырезаны розы!



Витражи

Внутри себя Саграда Фамилия заключает некое волшебное пространство и, кажется, менее всего оно похоже на место церковных служб и молений. С помощью витражей оно раскрашено в разные цвета. Общее световое течение внутри храма перемещается от восходу к закату, от зимы к лету. Цвет перетекает от холода белых тонов — к жару оранжевых, через спокойствие зеленых — к измороси синевы.

Колонны и нефы

Рядами колонн храм разделен на 5 нефов.

Грандиозные колонны подобны стволам могучих деревьев. Наверху они истончаются и заканчиваются тонкими ветвями и листьями, создавая ощущение сказочного леса. Впрочем, скорей эти листья напоминают огромные снежинки.

Среди огромных «стволов» ходят люди, но совершенно нет ощущения толчеи и многолюдства, есть ощущение простора и устремленности пространства ввысь.

Невероятные сочетания, пересечение форм, наложение цветов создают такое разнообразие картин, что возникает ощущение гигантского калейдоскопа – ты чуть сдвигаешься, и пространство перед глазами перестраивается.

Я уже упоминала, что менее всего Саграда Фамилия изнутри вызывает ассоциации с традиционным храмом. Нет привычных атрибутов и оформления: иконостаса, кафедры, фресок, сокровенного полумрака. Не знаю, приветствуются ли официальной церковью вот такие схематичные изображения евангелистов.

Евангелист Марк — крылатый лев

Впрочем, для верующих отгорожен небольшой закуток, куда туристов не пускают.

В крипте находится могила Гауди. На данный момент крипта также закрыта для посетителей.

Орган в нашу бытность не звучал. Говорят, в храме превосходная акустика. Счастливцы, которым удалось гулять внутри Саграда под аккомпанемент органа, пишут, что ощущения нереальные. К тому же сам Гауди хотел создать здание, подобное огромному органу, трубы которого звучали бы при сильных порывах ветра. Всего предполагалось возвести 18 башен: 12 башен апостолов, 4 башни евангелистов, 170-тиметровую башню Христа и чуть поменьше — башню Богородицы. Любопытно было бы послушать многоголосье этих гигантских труб. Вот уж, действительно, глас неба!

Фасад Страстей

Пройдя Саграда Фамилия насквозь, вы оказываетесь у фасада Страстей.

Если врата фасада Рождества украшены цветами, листьями, жуками, птицами, то Врата Страстей покрыты текстами молитвы «Отче наш» на 50-ти языках.

Другие двери усыпаны знаками и символами и представляют собой вот такой ребус.

Скульптурные группы фасада Страстей выполнены каталонским скульптором Субираксом, которого жители Барселоны многократно упрекали за схематизм его композиций и даже просили отстранить от работы над порталом. На мой неискушенный взгляд, фигуры очень выразительные.

Отрекшийся от Христа Петр

Пилат и Иисус в терновом венке

Пилат умывает руки

Музей Саграда Фамилия

Под собором находится небольшой музей, посвященный строительству церкви.

В музее представлена хронология создания Саграда Фамилия, чертежи и рисунки Гауди, отдельные детали, фрагменты. Гауди входил во всевозможные мелочи, придумал особые формы даже для подсвечников и колоколов, ни один элемент не оставляя без внимания.

Саграда Фамилия на рисунке. Колонну Христа должен венчать огромный крест.

Мастерская:

В тот трагический день, когда трамвай переехал задумавшегося о своем архитектора, работа над храмом была в самом разгаре. Храм еще только приближался к замыслу творца.

С гибели Антонио Гауди прошло 90 лет – Саграда Фамилия все еще не достроена. Предстоит возвести еще 10 башен, закончить фасад Славы. Возможно, освободят окружающее пространство вокруг храма. Звучат обещания завершить церковь к столетию смерти Гауди.

Что ж, через 10 лет (если будем живы) посмотрим.

Как бы то ни было, Саграда Фамилия и в недостроенном состоянии производит ошеломляющее впечатление. В ноябре 2010 года храм освятили. А в список ЮНЕСКО его включили 5 годами раньше — в 2005 году. На сегодняшний день это одна из самых посещаемых достопримечательностей Испании (наряду с Прадо и ).

Выдвинуто предложение причислить Антонио Гауди к лику святых — как человека, посвятившему жизнь возведению величайшего храма современности, как пример беззаветного и бескорыстного служения своему делу.

Буквально в 7-10 минутах ходьбы от церкви Святого Семейства находится еще один объект ЮНЕСКО, шедевр другого каталонского архитектора – не такой популярный, как Саграда Фамилия, но тоже весьма впечатляющий. К нему мы и отправимся в .

Оформление туристической страховки - на

Ж/д и автобусные билеты в Европе и Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.