Функции этнической социологии и основные типы исследования. Структура, задачи и функции этносоциологии
Читайте также
(Документ)
n1.doc
Глава 1: Предмет, структура, функции и задачи этносоциологии
В современном научном мышлении сложилось большое разнообразие наук, изучающих феномен этичности и этнических общностей. Каждая из.этих наук имеет собственный подход к изучению общего объекта, свой особый предмет, который не исчерпывает весь объект.Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.
Практически первой советской работой в этом направлении была книга, вышедшая в 1984 г., авторы которой обозначили такое расширительное объяснение цели этносоциологии как изучение «этнического в социальном и социального в этническом».
В отечественной научной литературе сегодня существует множество различных толкований термина «этносоциология» и того, что составляет предмет данной науки: от полного отказа признать этническую социологию до отождествления ее с социологией, от признания ее лишь прикладной политологической дисциплиной до редуцирования к этнологии.
В коллективной работе группы ученых Института этнологии и антропологии РАН, посвященной исследованию этносоциологических проблем русского народа, утверждается, что главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь пародов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».
Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти труппы, и социальной среды».
Чтобы ясно сформулировать предмет этносоциологии, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о междисциплинарном характере этой науки. Этот характер подтверждается всем процессом зарождения, становления и развития науки, в чем мы будем убеждаться в последующих главах учебника.
Дисциплинарная сущность двух наук - этнологии и социологии вполне очевидна. В самом широком смысле социология изучает общество как социальную систему, ее функционирование и развитие, а также ее составные элементы: личность, социальные общности, институты. А этнология (или этнография) изучает и объясняет этнографическую картину мира, различные проблемы этнических общностей, народов.
Итак, социальные общности самого различного порядка входят в предмет социологии, а к многообразным общностям относятся и этнические общности, которые изучаются этнологами, этнографами. Но, как мы знаем, существует глубокое различие между социологией и этнологией. Если перефразировать Дж. Смелзера, то можно сказать, что этнологи и социологи «задаются разными вопросами». Но при этом этнологи учитывают общесоциологические закономерности, а социологи нередко работают в предметном поле этнологии. Так появляется область единства этнологического и социологического знания, их взаимодействия. Здесь преодолевается некоторая ограниченность познавательных возможностей двух наук, каждая из которых в отдельности не может претендовать на всеобщий социологический анализ этнонациональной проблематики. Так социология и этнология становятся генетической «колыбелью» для этносоциологии. Собственный предмет и статус этносоциологии отличают ее как от наук, из которых она возникла, так и от тех, с которыми она соприкасается.
Рассмотрим взаимоотношения этносоциологии со множеством областей знания, объектом которых являются этнические образования, проблемы этничности, где предметные поля пересекаются.*
Каждая из научных дисциплин, имеющих префикс «этно» и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладает собственным предметом исследования. Этнопсихология изучает психологическое своеобразие различных народов. Этноэкология исследует особенности взаимодействия различных этносов и природной среды. Этнополитология рассматривает влияние этничности на политический выбор. Этнолингвистика связывает языкознание и этнографию по таким важным направлениям, как язык и этнос. Этноархеология изучает материальную культуру народов. Этноистория занимается проблемами этногенеза, происхождения народов и процессов их формирования.
В современной западной социологии возникла этнометодология («people"s methods», т.е. «методы людей»), основоположником которой является американский ученый Г. Гарфинкель. С помощью методов этнографии и социальной антропологии этнометодология разрабатывает свои концепции па материале «примитивных» культур и этнических общин. Основное внимание уделяется выявлению универсальных социальных структур, определяющих человеческое знание. Методы исследования антропологией «примитивных» общин распространяются на изучение всех социальных и культурных явлений. Основанная Г. Гарфинкелем наука претендует на роль метанауки, на статус общей методологии социальных наук. Так, сравнительные исследования глубинных структур повседневных, обыденных побуждений и поступков людей, принадлежащих различным этническим общинам, встали перед проблемой преодоления отрыва своей теории от практики, т.к. их теоретические построения оказались исключительно в кругу собственных понятий и искажали обыденную практику, игнорируя социальные факторы, влияющие на поступки людей. Хотя следует признать, что этнометодологи ведут поиск в важной области социальной реальности исследования того, как люди конструируют эту реальность.
Таким образом, каждая из вышеназванных дисциплин отличается своим предметом исследования, своим местом в системе научного знания. В своих предметных областях они различаются теми или иными аспектами этнонациональной проблематики. Конечно, они используют выводы и исследовательские результаты друг друга. Это относится и к этносоциологии. Взаимоотношения и взаимодействия ее с другими науками не делают «размытыми» паши представления о предмете этносоциологии.
Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны - теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.
Исходя из того, что социально-гуманитарные науки - это науки о человеке и «человеческом мире», а не только - о системах, структурах и процессах, можно сказать, что этносоциология изучает человека как носителя этничности* , взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.
Среди иных социальных групп этнические общности отличаются относительной устойчивостью. Этносоциология рассматривает их как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно - эволюционно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.
В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде.
Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Еe называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.
Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных. Важно отметить, что проведение жесткой границы между теоретическими и прикладными исследованиями неприемлемо для этносоциологии, в которой ни теория, ни эмпирика сами по себе не имеют ценного значения. Также напрасно опасаться, что этносоциология может претендовать на роль метаметодологической основы для других наук, в предметную область которых входят различные аспекты изучаемых ею связей, структур и процессов.
Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.
Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Феномен этничности и межэтнических отношений, проблемы этнической идентичности и этнической стратификации, проявления расизма, этноцентризма и национализма затрагивают весьма рецептивную сторону жизни людей. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке, способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.
Таким образом, изложенное понимание предмета, структуры, задач и функций этносоциологии позволяет придти к выводу о том, что именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека. Методология этносоциологических исследований представляет совокупность подходов. Это дает оппонентам аргумент для критики этносоциологии как полноценной научной дисциплины, обладающей собственными методами исследования. Однако именно амбивалентный характер этносоциологии обуславливает отказ от монизма в использовании методов. Естественно, что она основывается на общих аналитических методах, наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент - анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д.
Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив. И хотя нередко платой за широту подходов становятся проблемы, которые возникают на пути приведения этносоциологических понятий к строгим теоретическим канонам в силу большого числа изучаемых переменных, все же именно различные конфигурации методов подтверждают всеобщность знания. Такой плюрализм позволяет, по выражению де Сантоса, ставить научные вопросы на разных языках.
Методология этносоциологии не сводится только лишь к совокупности методов и принципов подхода к изучению
этносоциологических фактов и явлений, она включает в себя также различные теоретические парадигмы - функционалистскую культурологическую, интеракционистскую, психологическую, комммуникативную и др.
Самоопределение этносоциологии в ее предмете и всей атрибутике как науки - это процесс длительный, вариативный идаже противоречивый. В нашей стране теоретические и методологические проблемы этносоциологии имеют большую сложную историю вмешательства политики и идеологии в ход научных дискуссий и долгого господства однолинейно-детерминистского, классово-экономического подхода. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в третьей главе.
По целому ряду существенных вопросов этносоциология в нашей стране имеет свои особенности, что сильно отличает ее oт соответствующего научного направления в социологии в других странах. Немецкие этносоциологи, давшие название научной дисциплине, концентрируют внимание на двух формам «общественных конфигураций»: социально-организаторских догосударственных обществах и социокультурных группах, включенных в государственные союзы. В Англии и Франции научное направление, названное Р. Турнвальдом «этносоциология». существует в рамках «социальной антропологии», которой более присуще изучение «примитивных» культур и традиционных общественных систем. В США первые этносоциологические исследования были обобщены У. Томасом и Ф. Знанецким в ставшей классической для американской социологии работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В современной американской науке получили развитие «культурная антропология», для которой характерно тяготение к слиянию с социальной антропологией, а также «социология развития», изучающая этнические общности в развивающихся странах. Проблемы межэтнических взаимодействий в современных обществах исследуются в рамках «социологии межэтнических отношений».
Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-позновательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой – теоретико-познавательной – функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.
Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, татары в Татарстане, татарские и русские рабочие в Татарстане, татарская и русская бизнес-элита в этой республике и т.д.).
Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп. Например, в Эстонии изучались и опубликованные работы в той или другой сфере знаний, авторы которых выражали общественные настроения, и участие в Балтийской цепи как акте общественного действия, направленного на демонстрацию национальных и политических интересов, а также проводились этносоциологические опросы с целью изучения этнического и политико-психологического сознания, ценностей, установок, ориентации.
Проблема объема, достоверности данных подробнее обсуждается в приложении о методике, здесь же подчеркнем важность для этносоциологии социально-исторических источников знания, в том числе запечатленных в культуре. В этом общество убедилось особенно в условиях развертывания межэтнических конфликтов. Современный индивидуальный и коллективный опыт далеко не все мог объяснить в поведении людей при эскалации конфликтов. Многие факторы, которые влияли на их поведение, были значительно удалены по времени (например, депортации 40-х годов или подавление восстаний чеченцев в 20-30-х годах).
Были и факторы, отдаленные в пространстве, например, политическая борьба в Центре, борьба за передел сфер влияния в экономике и т.д. Понимание причинно-следственных связей в этносоциологическом знании невозможно без учета как фактов прошлого, нашедших отражение в исторической памяти народов, так и этнокультурных особенностей восприятия людей. Приведем лишь один пример. Землетрясение в Армении повлекло за собой многие человеческие жертвы. Ситуацию усугублял Карабахский конфликт. В России началось движение помощи армянам, в котором выражались симпатии этому народу, в том числе поступали предложения принять на воспитание детей, оставшихся сиротами. В Армении же отдать детей, стариков из семьи считается, как и у многих других народов Кавказа, неблаговидным поступком. Не случайно такие предложения вместо чувства благодарности вызывали, как правило, чувство неприятия, а некоторые даже говорили: «Нас еще хотят оставить и без будущего».
Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.
Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.
К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.
Следующую функцию социологических исследований в любой области называют практико-преобразовательной. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).
Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут – конкретных изменений в обозримой перспективе. Так, на основе анализа материалов, собранных в ходе повторявшихся (1970- 1972, 1981-1982, 1989 гг.), сопоставимых (так называемых панельных) исследований проблем оптимизации развития наций в разных социальных и культурно-исторических условиях, этносоциологи Института этнографии в конце 80-х годов, когда национальные движения еще только начинались, предлагали использовать вариационный подход к разработке принципов государственного устройства, который мог бы помочь сохранить Советский Союз в новом варианте. Практически они предлагали то, что впоследствии сохранило Россию – асимметричность федерации, хотя и требующую совершенствования.
Это пример общественно-политического прогнозирования. Но были и локально-практические рекомендации. Например, после исследований этноязыковых процессов давались рекомендации по тому или иному региону о количестве необходимых школ на национальном и русском языках.
Прикладные исследования целиком ориентированы на разработку практических рекомендаций. Такого типа исследования проводились, например, этносоциологами в областях, где предполагалось восстанавливать республику немцев Поволжья. Они были призваны ответить на вопрос: «Как будет встречено местным населением образование такой республики?»
Прикладные исследования требуют немалого профессионального мастерства. Кроме того, существуют два непременных условия их проведения: гражданская ответственность и социальная чувствительность, чуткость ученых. Бесстрастные ученые встречаются редко. Ответственность заключается в определении своей социальной, общественной позиции. Стараться уйти от ангажированности – это лишь одна из линий поведения, к которой должен стремиться профессионал, ставя на первое место достоверность выводов и прогноза. Обычно такие усилия предпринимаются ради сохранения своей чести или по причине заинтересованности в аттестации как качественного прогнозиста. Второе условие – социальная чувствительность и чуткость – тоже крайне важно при работе в национальной среде. Социальная чувствительность – это умение выявить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. В нашей национальной сфере таких проблем бездна. Очень часто именно здесь таятся упрощенные представления в массовом общественном мнении, чреватые губительными последствиями. В качестве примера можно привести приписывание причин негативных явлений в обществе и экономических трудностей злокозненным действиям лиц какой-то национальности. Подобными представлениями умело манипулируют политики. Люди, «переполненные» переживаниями поиска «врага», становятся опорой консервативных сил и практически действуют в ущерб своему народу. Вскрыть такого рода явления, информировать о них общественность и призваны ученые, чувствующие подобные угрозы.
Социальная чувствительность, чуткость должна быть присуща этносоциологу, проводящему исследование, и в том числе тогда, когда он формулирует вопросы, обращенные к респонденту, и делает выводы. Врачебный принцип «не навреди» здесь также необходим. Опросы не должны провоцировать межэтнический негативизм, агрессивный национализм. Равно как и правдивые выводы, даже самые горькие, должны быть выражены в форме, не задевающей национального достоинства групп, относительно которых они сделаны. Гуманистические принципы последовательно реализуются тогда, когда они пропитывают всю методологию и методы исследования.
С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований передаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение. Они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость в отношении этнических групп, вокруг которых сформировался «образ врага».
В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.
Примечание.
Подробнее об этом см.: Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. М., 1977. С. 28, 29.
Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев//Соч. Т.7. М.,1959. С.134.
Там же. С. 147.
Ковалевский ММ. Социология. Т. 2. СПб., 1910. С. 1, 3.
См.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941. С. 279.
Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя// Социологические исследования. 1989. № 3. С. 108.
Лашук Л.П. Указ соч. С. 79.
См.: Преображенский П.Ф. Курс этнологии. М.-Л., 1929.
См.: Социально-культурный облик советских наций (по материалам социологического исследования). М., 1986. С. 15
См.: Там же. С. 34-35.
См.: Козлов В.И. Национальности СССР. М., 1982. С. 117, 121.
См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований. По материалам Татарской АССР/Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М. 1972; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 250;Брошей Ю.в, Шкаратан О.И.
Социально-культурный облик советских наций. С. 4.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 14-15.
См.: Дилигенский Г.К. Социально-политическая психология. М., 1994. С.8.
Социальная психология. История, теория, эмпирические исследования. /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С. 47-50.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования. М., 1984.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Брошей Ю.В., Шкаратан О. И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии//Советская этнография. 1979. № 4.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Перепелкш Л.С., Соколовский С.В. Этносоциология. Новосибирск, 1995.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. С. 70, 71.
Социология в России. М., 1996. Гл. 7.
Социальное и национальное. М., 1972.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.
Шихарев П.М. Социальная психология в странах Западной Европы. М., 1985.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967.
Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия.
Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» . В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.
Очередной всплеск интереса к социологическим методам изучения этнических процессов возникает после второй мировой войны.
В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.
В центре внимания социологического исследования не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос . Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой – вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня , одной из которых является этносоциология.
Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность. Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии - исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий.
Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения.
Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.
Сравнение этнологии (наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностейи этносоциолигии) этносоциологии. Этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход.
Предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.
Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса – этнические общности , которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях.
Функции этносоциологии.Этносоциологии свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская . Эти функции тесно связаны между собой. Потребность теоретически объяснить феномен социальной активности культурной группы, влияние этничности на социальное развитие общества в целом порождает теоретико-познавательную функцию.
В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии – просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и пр. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного, народа.
Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Этносоциология анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.
Итак, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.
Вопрос 64. Предмет, структура и задачи этносоциологии.
Становление дисциплины этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60-х годов.
В.О. Ключевский отмечал сложность изучения общества в силу того, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов».
Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. В 20-х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность. Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку. В конце 20-х - начале 30-х годов этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50-х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике.
Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством.
Так постепенно начала осознаваться потребность в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях.
Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60-х годов в социальной и культурной антропологии на Западе происходили важные изменения, изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии. Социология и социальная психология с их макросоциальным подходом «поглощали» этнологию современности. Такой вариант развития науки тоже был возможным в России. Но развитие советской социологии в тот период осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов, известных социологов - И.С. Кона, О.И. Шкаратана. О.И. Шкаратан восстановил в правах урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные научные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего «на стыке» социологии, социальной психологии и этнологии.
Предмет и объект этнической социологии.
С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.
Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были а центре ее изучения. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.
В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.
Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это проблемы социологические, но без этнографического анализа, и внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены».
Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, урбанизированные, а историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах. Исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характерной чертой этносоциологических исследований. Некоторые научные коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев
это были панельные) исследования, сохраняя основной блок вопросов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравнивать динамику изменений. В результате были созданы банки данных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Возникло даже некоторое разделение между социологами и этнографами. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, называли свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и влияние их на политическую ситуацию в стране. Вторые использовали понятийный аппарат отечественной этнологической и мировой социологической литературы. Они именовали свое направление этносоциологией, а социологию межэтнических отношений рассматривали как одну из областей исследования.
В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали «главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность...) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов.
Этносоциология - дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.
Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов и т.д. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.
Этническая социология - часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория среднего уровня . В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений.
В современных социологических теориях особое внимание уделяется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (означает «методы людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-анализ.
Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с социальной психологией, контакты с политологией и экономикой.
«Стыковая» с социальной психологией область изучения - этническая идентичность и межэтнические отношения - обозначилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Казалось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Несмотря на постоянное стремление социальной психологии рассматривать проблемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для психологии, и для социологии. Подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и социальной психологии. Взаимодействие личности и общества - это предмет этнопсихологических исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общности и макросоциальных ситуаций в целом - задача, решаемая в русле этносоциологии.
Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Для той и другой важно выяснить, например, в какой мере позиция Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева будет влиять на голосование татар и русских за Кандидатов в депутаты Государственной Думы или за Президента России; в какой степени актуализация русского национального самосознания определяет голосование за Конгресс Русских общин и т.п. Политические интересы существенно влияли на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. Все, что связано с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляет область совместного изучения этносоциологов и политологов. Это касается и этнополитических конфликтов.
Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относящиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего социально-политической психологии, из экономики.
Функции этнической социологии:
теоретико-познавательная. Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями. Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. Мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.
Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.
практико-преобразовательная. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).
В этносоциологии, как и в социологии, и в социальной психологии, есть два типа исследований - фундаментальные и прикладные. Прикладные исследования целиком ориентированы на разработку практических рекомендаций. Прикладные исследования требуют немалого профессионального мастерства. С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований передаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение.
В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.
Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.
В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.
Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.
Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.
Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.
Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.
Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.
Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.
Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.
Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:
1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;
2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;
3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.
Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.
Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.
Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.
Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.
«Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».
Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.
Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.
Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.
Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).
Демос – территориальный признак.
Раса – биологический признак (антропологический).
Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).
Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).
Этноцентризм – своя группа - эталон.
Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.
Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).
Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.
Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.
Вопрос 3. Примордиализм в этносоциологии: социоисторические и культурологические концепции.
В рамках примордиализма существуют два направления: расово-биологическое и социо-историческое. Большинство примордиалистских концепций в известной мере страдает допущением расизма и построены на основе биологической методологии и принципе иерархии.
Сторонники социо-исторического подхода понимают под этносом, этническими общностями не биологические феномены, а социальные. В этой концепции этносы и расы рассматриваются с точки зрения изначальности их существования на основе общей истории. Некоторые представители считают, что все народы имеют свои собственные «души», т.е. национальный характер (Гегель).
Суть их концепции этничности заключается в признании ее всеобщности и телесности, иначе говоря, этнизации всего социума. Эта парадигма исследований этнической реальности во многом связана с экономической трактовкой человека как социального существа, с позитивистской социологией. Этнические общности рассматриваются как части социальной структуры, возникшие еще в первобытном обществе.
Историко-культурологический подход разделяют многие американские ученые. Среди них - Дж. М. Йингер, который предложил следующее определение этнической группы, этнической общности:
1)группа людей, отличающаяся от других по сочетанию таких черт, как язык, религия, раса, родина предков, культурное наследие;
2) члены группы отличают себя от других;
3)участие в общей деятельности, общее происхождение, общая культура.
Иное, более расширительное толкование дал в своей работе «Диффузия национализма: некоторые исторические и социологические перспективы» А. Смит: «Этническая группа представляет собой объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении и общей истории и которое, в силу этой традиции, имеет общие черты культуры и общую территорию, а также характеризуется чувством солидарности между членами группы. Такого рода историко-культурные образования существовали с эпохи неолита и, пока религия определяла культуру, героический мир происхождения у таких групп переплетался с чувством божественного предопределения и более высокого, по сравнению с другими группами, достоинства».
Этнические общности, нации создаются классовой борьбой - так считают примордиалисты социо-исторического направления