Дважды герой султан ахмет хан был. Легендарный летчик Амет-хан Султан

Дважды герой султан ахмет хан был. Легендарный летчик Амет-хан Султан
Дважды герой султан ахмет хан был. Легендарный летчик Амет-хан Султан

Амет-Хан Султан капитан - командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт).


Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец лакец (родом из аула Цовкра Дагестан), мать - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году С.Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант недолго служит в Бобруйске а с лета 1940 года направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летает на самолетах И-15 и И-153. В Молдавии встретил войну.

Уже 22 июня 1941года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Султан Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. После этого боевой путь прославленного летчика пролег через небо юга Украины. Осенью 1941 года С.Амет-Хан прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на "Харрикейны".

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк - в составе ПВО города Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Султан Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88", ударив его левым крылом снизу. При ударе "Харрикейн" С.Амет-Хана застрял в загоревшем "Юнкерсе". К счастью, летчику удалось выбраться из кабины своего самолета и выпрыгнуть из падающих обломковна парашюте. За этот подвиг Султан Амет-Хан был награжден именными часамии избран "Почетным гражданином города Ярославля".

Летом 1942 года С.Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме С.Амет-Хана, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза В.Д.Лавриненков, А.К.Рязанов, И.Н.Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г.Борисов и Б.Н.Еремин. Под Сталинградом С.Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Султан Амет-Ханстановится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительногоавиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на "Аэрокобру", он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных бояхна Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года впаре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, С.Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет "Физлер-Шторх". После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, он совершил на нем самостоятельный полет. После отдыха летом 1944 года иперехода на новый истребитель Ла-7, С.Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор СултанАмет-Хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив "Фокке-Вульф-190".

Всего за время войны онсовершил 603 боевых вылета (из них 70 - наштурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хан Султану присвоено 24 августа 1943 года.

Второй медали "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Салтан награжден 26 июля 1945 года.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года С.Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором честно пишет: "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшейучебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии". Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года подполковник Султан Амет-Хан был уволен в запас.

Однако летчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к летной профессии. Долгое времяэто ему не удавалось. Виной всему была его национальность (он всегда в анкетах указывал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года С.Амет-Хан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года -второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В 1947-1949 годах совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко С.Амет-Хан проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30¦) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол- 45¦) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлет планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлета, а посадка -на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость,равная М=0,87 (М - число Маха). В этих полетах на околозвуковых скоростяхбыл получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик,распределению давления по крылу и оперению. В полетах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлета не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: летчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлетно-посадочной полосы. Однако С.Амет-Хан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

В 1949 году С.Амет-Хан совместно с А.П.Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолетов методом "с крыла на крыло", которую разработали сотрудники ЛИИ В.С.Васянин и И.И.Шелест. В июне 1949 года совместно с И.И.Шелестом С.Амет-Хан на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я.И.Верников и С.Амет-Хан выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2") и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951-1953 годах С.Амет-Ханом совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ("Комета-3"). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа"воздух-корабль" в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, исамолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме С.Амет-Хан выполнил первый полет К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолета-носителя (в мае 1951года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке С.Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была присуждена Сталинская премия 2-й степени (т.е.Государственная премия СССР).

В 1957-1958 годах С.Амет-Ханом совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым была проведена аналогичная работа на самолете-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолету Ту-95К.

В 1953 году С.Амет-Ханом были проведены полеты для исследования устойчивости управляемости самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полетов были выполнены С.Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И.Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В.И.Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. Поэтому С.Амет-Хан принял мужественное решение сажать самолет. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

7 апреля 1959 года Султан Амет-Хан выполнил первый полет наэ кспериментальном самолете конструкции П.В.Цыбина НМ-1,а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провел его испытания.

Большое место в испытательнойдеятельности С.Амет-Хана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.

23 сентября 1961 года С.Амет-Хану было присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР" (¦ знака - 38). За времялетной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

Жил прославленный летчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Султан Амет-Хан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Дважды Герой Советского Союза СултанАмет-Хан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и 6 медалями.

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Маленьким, в Крыму, он пытался поймать орлов на каменистых горах. Войну Амет-Хан встретил ранним утром 22 июня под Кишиневом. Взлетел на разведзадание, и обнаружил, как по мосту через...

Маленьким, в Крыму, он пытался поймать орлов на каменистых горах. Войну Амет-Хан встретил ранним утром 22 июня под Кишиневом. Взлетел на разведзадание, и обнаружил, как по мосту через Прут идут чужие танки. Через трое суток, полк, где служил Султан, уничтожили вражеские бомбардировщики.

Обозленный до нельзя гибелью многих товарищей, Амет-Хан так быстро освоился в горящем небе, что уже в октябре получил первую боевую награду – орден Красного Знамени. Вручая награду, о нем сказали, что летчик в бою настойчиво, упорно и неутомимо преследует противника до полного уничтожения.

Он мгновенно принимал решения, считался мастером боевой разведки. Одним из первых провел бой в глубоких сумерках, практически, ночью. Освоив английский «Харрикейн», в мае 42 он на огромной высоте свыше семи тысяч метров, атаковал Ju-88.

Но фашист попался опытный. На огромной скорости он уходил от атаки. Зайдя с задней полусферы, пилоту удалось расстрелять пулеметную точку врага. Но кончились патроны. Мгновенно он принял решение таранить врага. Немец сразу понял намерение советского летчика. Краснозвездный самолет неудержимо мчался вперед.

Амет-Хан не упустил врага. Ему было стыдно вернуться домой без победы. И не упрекнет никто, а вот стыдно и все. Правым крылом на огромной скорости рассек плоскость гитлеровца. Юнкерс ушел в пике с дымным хвостом, а советский ас выбросился на парашюте из горящего самолета.


Плененные немецкие летчики сокрушенного сетовали, что «не по правилам» их сбил советский ас. Он сказал: «Наше небо – наши правила». Решив прогуляться по Ярославлю, он увидел свой сбитый Юнкерс. Его привезли сами горожане на главную улицу города, чтобы наглядно показать мертвый самолет.

Люди с удовольствием рассматривали самолет, обсуждали статью в газете о бесстрашном летчике. Амет-Хан, смутившись, покинул площадь неузнанным. Ему было неловко. Он ведь ничего такого не сделал. Просто воевал. Комитет обороны Ярославля наградил его именными часами. Он носил их всю жизнь.


Победы летчика все прибывали. В августе, пересев на новый Як-7А, и одержав несколько боевых побед, он стал легендой в войсках, как летчик, не знакомый со страхом. Получалось, что он за секунды успевал перестроиться, увидев врага и атаковать его. А как он замечал немецкие самолеты быстрее всех, не знал он и сам.

Очень веселый, он оставил нам несколько солдатских каламбуров. Получая другой боевой самолет, приговаривал – меняем ишака на скакуна. Имя из восточной сказки легко запоминали в войсках. Искрометный юмор создал ему славу весельчака. Боевые друзья говаривали о нем: «Авиация без Султана, что свадьба без вина и музыки».

По-восточному ласковый, мягкий и вкрадчивый на земле, он сражался в воздухе с гитлеровцами жестоко и безжалостно. Небо принадлежало Амет-Хану. Немцам не стоит забывать об этом. Невысокий, с кудрявыми смоляными волосами, очень темными глазами, он всегда смотрел в глаза собеседнику.


Получая первую Звезду Героя, в августе 43-го, он узнал, что совершил более трехсот пятидесяти боевых вылетов, провёл 79 боёв, и сбил 11 фашистских самолётов лично. В составе боевой группы – 19 машин. Сам летчик не вел счет сбитым самолетам. Всегда смеялся, что найдутся счетоводы получше его.

Любил шахматы, но легко соглашался на игру в карты и шашки. Отличался особым шиком на земле — носил галифе и хромовые мягкие сапожки, начищенные до блеска. Довоенный коверкот на гимнастерке, и не снимаемый летный реглан. Перед вылетом был он нервным, но взлетев, становился хладнокровным и методичным бойцом.


Султан не признавал сомнений в бою. Личные качества послужили поводом к переводу в элитный полк авиационных асов – 9 Гвардейский истребительный батальон. Пропуск стоил пяти сбитых самолетов противника. Его рекорд был значительно больше.

Характеристика довольно своеобразная дана боевому летчику: «С первого дня в войсках. Все бои выиграны, уходит из боя последним. Но объяснить свои действия не может. Помнит только, что бьет врага». Он любил смеяться над чужими анекдотами, был мастером боя, и увлекал товарищей личным примером.

Командир элитного авиаполка Лев Шестаков, блистательный летчик, однажды в паре с Султаном оказался в бою. Вернувшись, летчик, лежа на земле, сказал: «Шестаков не ЛЕВ, он дьявол». Возвращаясь из полетов, Амет-Хан стрелял в воздух и выкрикивал: «За живущих».

Войска шли с боями на Запад. Туда же летели советские самолеты. Полк получил разрешение делать рисунки на фюзеляже. «Небо принадлежит орлам» — сказал Амет-Хан. На машинах его эскадрильи распластались орлы.


«Что мне фоны и бароны? Я сам Хан и Султан». Он считал, что высота друг пилота и ближайший помощник. В ночных боях Амет-Хан с товарищами сбивали до десятка машин. На запрос командования о новом ведении боя, Амет-Хан сообщил: «Нового нет ничего. Где видим противника, там его и бьем».

Совершенно уникальный случай. Летчики, отдыхающие от полетов, вольготно лежали на траве. Вдруг странная кавалькада показалась на горизонте. Летел одномоторный немецкий Fi-156 «Шторх». Он шел у самой земли, а над ним висели два истребителя с орлами на фюзеляже.

Немец не пытался даже удрать. С ходу сел на поле. Открылась кабина и выпрыгнул …Амет-Хан. Искрометно улыбаясь, сказал – Вдруг пригодится. Летчика я тоже привез.

Он вылетел на дуэль с немецким пилотом, получив вызов. Два самолета, два высококлассных пилота сражались за небо. Не делая ни одного выстрела, два самолета кувыркались в воздухе. И все таки, Амет-Хан сбил немца одним выстрелом через 15 минут. Как оказалось, до это момента немец уничтожил 50 советских самолета.

Вторая Золотая Звезда ему вручена 29 июня 1945 года. Личные трофеи Султана составляли тридцать самолетов немецкой авиации. Он вышел из страшной войны победителем. Дважды Герой Советского Союза поступил и с успехом окончил Академию ВВС.

Две Звезды Героя, невероятное число орденов (12) и медалей сияло на груди прославленного летчика. Амет-Хан стал летчиком-испытателем. Работа вполне соответствовала его боевому, смелому характеру. Он погиб в 1971 году. Он любил небо, друзей, самолеты, страну. Он любил жизнь.

Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и «хан» и «султан», был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда «работы» не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку (Одесский Военный округ) под Кишинёвом. 22 июня 1941 года рано утром с аэродрома Григориополь для проверки данных о нарушении государственной границы СССР германо-румынской армией в воздух поднялась 1-я эскадрилья 4-го истребительного авиаполка. На реке Прут, по которой проходила граница, увидели грозное зрелище: сплошным потоком по мосту катились чужие танки, артиллерийские самоходки, автомашины, мотоциклы... Когда подлетали к своему аэродрому, на поле полыхали самолёты, ангары, дымились развороченные бомбами взлётные полосы. Сели на запасном аэродроме.
:
В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, по 5-6 раз вылетая на боевые задания. Через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена...
В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.
В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: «Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках».


В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская область) для переподготовки на английский истребитель «Харрикейн». Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.

31 мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет-Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. «Юнкерс» на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел «Юнкерс», снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Стрелять было нечем...
На борту «Юнкерса», видно, поняли это: самолёт теперь даже не маневрировал, а на большой скорости просто уходил к линии фронта. Что сказать друзьям, когда вернёшься на аэродром? Упрекать не станут. Да ведь их глаза скажут больше слов: "Как же это ты, Амет-Хан, упустил врага? "
Нет, решение он принял раньше, ещё в то мгновение, когда внезапно оборвалась пулемётная трасса. «Боезапас кончился», - обожгла мысль. И тут же другая: «Таранить!» Эта мысль теперь овладела всем его существом. Он был озабочен только одним: как можно быстрее сократить расстояние, отделявшее его от вражеского самолёта. Сблизившись с «Юнкерсом», Амет-Хан повёл истребитель в атаку. Немецкий стрелок пытался отразить удар - хлестнул огневым смерчем. Но краснозвёздный самолёт неудержимо мчался вперёд. Казалось, ещё секунда - и он снарядом врежется в машину врага. Немецкий пилот упредил: скольжением отпрянул в сторону.
Истребитель пронёсся близ «Юнкерса» и, блеснув молнией, почти отвесно ринулся вниз. А в следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардировщика. Раздался скрежет металла, и в небе тотчас потянулся дымный след от моторов «Юнкерса». Амет-Хан выбросился из неуправляемого самолёта с парашютом.
...Жители поволжской деревни Дымокурцы поначалу приняли спустившего с неба смуглого черноглазого Амет-Хана за чужака и наставили вилы... Пришлось лётчику, отвернув борт кожаного реглана, показать орден Красной Звезды, чтобы развеять последние сомнения. Подбежавшие сельские мальчишки доложили, что «фриц упал вон там, а крыло от него - вот здесь, близко».
Он осмотрел эту совсем нестрашную теперь плоскость с чёрным крестом - «крышку несостоявшегося гроба», как потом острили его друзья, - и отчётливо понял свою ошибку: если бы таранил сверху, как делают другие, то, глядишь, приземлился бы на своём самолёте. Значит, на будущее вывод таков: только хладнокровный расчёт каждого своего маневра в бою.
Попросив ребят собрать парашют, лётчик устало провёл ладонью по щеке. На руке остались следы крови. Его проводили в село, обмыли раны, перевязали чистой холстиной. Через полчаса он сидел за уставленным деревенскими яствами столом: квашеная капуста, грибы, солёные огурцы, чугунок дымящейся картошки и даже запылённая бутыль. «Для праздника Победы припас, - объяснил старик хозяин. - Да тут такой случай! Для милого дружка - и серёжку из ушка!»

В полдень у палисадника остановилась машина. Приехал полковой комиссар Миронов. Войдя в избу, бросил взгляд на широченную тесовую кровать, на которой спал Амет-Хан. Разбудив его, комиссар изумлённо присвистнул:
- Э, брат, да ты не иначе «хватил» ?!
- Квашеной капусты отведал, чуть не целый вилок съел. Ох и крепка! - тряхнув чубом, хитровато сощурился Амет-Хан. - Ну а фашистов-то поймали?
- Всех. Из Волги, как мокрых кур, выловили. На Париж, Лондон, Роттердам летали. А тут обожглись. Не по правилам, говорят, ты их с неба «ссадил».
- Ишь ты, какие! В нашем небе - наши правила!
Подлечившись в госпитале, Амет-Хан вернулся в полк. Здесь его приняли в партию. А вскоре пришла радостная весть: за подвиг в воздушной схватке 20-летний лётчик удостоен ордена Ленина. Через несколько дней после таранного победного боя, городской комитет обороны вручил победителю именные часы с надписью: «Лейтенанту Красной Армии Амет-Хан Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолёт...»


В июне 1942 года, летая на «Харрикейне», Амет-Хан Султан сбил 2 вражеских истребителя Ме-109 (оба в районе Елец - Липецк).
В августе 1942 года 4-й авиаполк, в составе которого сражался Амет-Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7А и одержав в августе-сентябре несколько побед, Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца. Отличительным природным качеством Амет-Хана было орлиное зрение - он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию и начать успешную атаку.
Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. «Пересаживаемся с ишака на жеребца», - шутил он при переучивании на новый самолёт.
«Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки», - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде.
Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино.
В боях под Касторной и Воронежем Амет-Хан сбил 7 самолётов врага и был награждён вторым орденом Красного Знамени.

После короткого пребывания в отдельной группе истребителей, созданной специально для борьбы с немецкими асами, где Амет-Хан сбил 2 Ме-109, сам был сбит и вновь выбросился с парашютом, его вместе с Иваном Борисовым и Владимиром Лавриненковым перевели в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
«Пропуском» в этот элитный полк служил боевой счёт лётчика: не менее 5 сбитых вражеских самолётов. Амет-Хан уничтожил больше.
Весной 1943 года 9-й Гвардейский полк Шестакова перебросили под Ростов. Едва успели расположиться на полевом аэродроме, приказ: «Все истребители - в воздух. Взлёт по готовности!» Первой поднялась шестёрка, ведомая Амет-Ханом. Амет-Хан повёл свою группу в лобовую атаку. Иного выбора не было. На какой-либо маневр просто не оставалось времени. Шестёрка рванулась навстречу врагу. Обычно опытный лётчик, только взглянув на строй противника, сразу определит, кто перед ним: бывалые пилоты или зелёные юнцы. По самолётам видно: идут, как спаянные, или же «подпрыгивают», будто утки на зыбкой волне. Здесь же, сближаясь, обе группы шли, как по струне. Матёрый, видать, враг вёл флагманский бомбардировщик. Лишь в последний миг не выдержал; пытаясь избежать лобового удара, вильнул в сторону. Поздно! Амет-Хан сблизившись с ним до 20-30 метров, сбил его длинной очередью и ушёл от атак вражеских истребителей. Тут же вспыхнули ещё 2 вражеские машины. Четвёртую таранным ударом сразил лётчик Пётр Коровкин, но пигиб и сам. Воздушная армада фашистов не прошла к объекту удара. Разъярённый гибелью товарища, Амет-Хан набрал высоту и на обратном пути, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил одного из «Мессеров».
23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:
«Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов.
Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника».

В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету «Аэрокобру» Амет-Хана.
Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. «Мессершмитт» и «Аэрокобра» устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. «Мессер» задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов.
К концу войны Амет-хан произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.
29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан был награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-Хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти из армии, демобилизовался в звании Гвардии подполковника.
...Он нашёл себя на испытательной работе в НИИ ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные самолёты и планеры. В 1961 году ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Сколько потом было ещё трудных, порой опасных полётов! Впрочем, лётчики-испытатели не любят говорить об этом. И Амет-Хан тоже не делал для себя исключения. О своей профессии говорил немногословно: «Работа!..»
Что ж, верно, но это поистине героическая работа. За неё он был удостоен звания лауреата Государственной премии, заслуженного лётчика-испытателя СССР. И высокие награды, полученные уже в мирные дни, - тоже за эту работу.


Более 20 лет поднимался в воздух с испытательного аэродрома Амет-Хан Султан. Здесь, как и в боях, его также отличали мужество, верность Родине. Надо было действительно сильно любить своё дело, чтобы сказать:
- Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины.

1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на «летающей лаборатории», чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолёт вошёл в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории...
Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Амет-Ханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолёте. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался опытный двигатель.

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…

Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…

Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, .

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина.

В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.

Воздушный спецназ Сталина

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».

В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов , сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.

Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

Модель самолёта «Аэрокобра» Амет-Хана Султана. Фото: wikipedia.org / SmiertSpionem

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран , был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Испытатель

Но вернёмся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как лётчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.

Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов.

За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.

Друг за друга

В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета». Самолёт-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолёта-носителя и производил автономный полёт. Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин , который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

Предсказание

Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжёлый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полёта Юрия Гагарина .

Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

Память

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

Герой живёт, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.