Деловые игры по антикоррупции для персонала. Интеллектуальная игра: Молодежь - против коррупции

Деловые игры по антикоррупции для персонала. Интеллектуальная игра: Молодежь - против коррупции

Курс на усиление борьбы с коррупцией, заявленный в России и на Украине, отражает насущную потребность общества в преодолении тех криминальных тенденций, которые могут привести к экономическому коллапсу.Масштабы коррупционной «деятельности» впечатляют и настораживают.Если коррупционный геноцидбудет развиваться дальше такими же темпами, последствия будут катастрофическими.

С позиции разработанной автором концепции структурно-субстратной оптимизации управления можно так объяснить тенденцию роста коррупционности нашего общества. Со сменой идеологического курса сменились приоритеты поведения, сформировались новые базовые ценности – субстраты самоорганизации личности. Если раньше нашим девизом был лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе», то теперь обществом двигает тезис «Обогащайся любой ценой».Причем, эта идея пропагандируется средствами массовой информации непрерывно и ежечасно, что безусловно является одной из ошибок стратегического управления.Задача борьбы с коррупцией требует постепенной переориентации общественного сознания на популяризацию законопослушного образа жизни. А это, в свою очередь, требует постоянного внимания, гражданского мужества и, разумеется, высокого интеллекта, как и любая стратегическая управленческая проблема.Специально для подготовки общественного мнения, высшего руководства страны, специальных органов разработана деловая игра «Коррупция», которая моделирует некоторые аспекты антикоррупционнойдеятельности: постановку задачи оптимального управления процессом выявления коррупционеров, организацию контроля и мотивации управления, развитие и тестирование навыков построения оптимальных стратегий «войны» с коррупцией.

Цели игры:

  1. Привлечение внимания общественности к проблеме, путем соответсвующего психологического воздействия на играющих и болельщиков.
  2. Погружение играющих в антикоррупционную терминологию и проблематику.
  3. Обучение методам построения оптимальных стратегий управления.
  4. Тестированиенавыков построения оптимальных стратегий, которые могут использоваться при решении практически любых управленческих проблем.

Игра проводится в среде «Гайдпарка» в режиме онлайн. Количество участников неограниченно. Игровые ходы можно делать не дожидаясь очередного хода партнера. Время игры от нескольких часов до нескольких дней. В процессе игры разыгрывается личное и командное первенство.Игра не имеет мировых аналогов и демонстрируется впервые.

Суть игры заключается в следующем. Каждый игрок должен выявить коррупционера среди некоторого количества подозреваемых, которых может быть от 12 до 20 человек. Проблема заключается в том, чтобы сделать это за наименьшее количество ходов. Все подозреваемые выступают под номерами от 1 до 20. При этом каждый из них может иметь идентификатор от 0 до 3. Принята следующая система идентификации подозреваемых и коррупционеров: 0 – коррупционная составляющая для данного подозреваемого пока не определена. Это начальное и текущее состояние любого подозреваемого. 1 – растратчик государственных средств. Это человек, который работает в основном в минус для государственной казны. Основная его жизненная ориентация направлена на воровство, злоупотребление служебным положением и т.д.

2 – законопослушный гражданин. Он успешно работает, принося пользу обществу.

3 – человек с коррупционными наклонностями, главная жизненная цель которого заключается в увеличении собственного богатства. Это хапуга, т.е. человек, жизненная ориентация которого направлена «в плюс», но только в первую очередь для себя, и делается это в ущерб обществу.

Каждый игрок управляет своей группой подозреваемых в коррупционной деятельности. Причем в каждой такой группе имеется только один коррупционер. Есть более сложный вариант игры, когда количество коррупционеров может быть несколько. Номер коррупционера и его идентификатор (1,2 или 3) назначается случайным образом. Задача игрока заключается в том, чтобы определить номер коррупционера и его идентификатор при наименьшем количестве ходов.Таким образом, проблема сводится к решению задачи структурной оптимизации разрабатываемой стратегии. Менее опытные игроки могут больше полагаться на метод проб и ошибок и на интуицию. Чем больше логики в действиях игрока, тем выше будет его рейтинг.Для моделирования управленческих ситуаций в игру введены зоны А и В , чтобы на каждом шаге игры сравнивать их по суммарному весу идентификаторов коррупционности. Клеточки разделов А и В (см. пример сканированной копии экрана на рисунке в начале статьи) обозначаются именами А1, А2, В1, В2 и т.д. Чтобы посмотреть все рисунки этой статьи, нажмите или на зеленые треугольники слева и справа от рисунка или назначьте режим просмотра (меню слева- вверху). В результате этого на каждом шаге игры вы получаете ответную реакцию системы. Это своеобразная обратная связь управления или, если хотите, функция контроля в управлении в виде сообщения трех видов, которые после каждого вашего хода высечиваются в графеRez . Эти сообщения могут быть трех видов: A = B , A > B или A < B . Сделав соответствующие выводы, вы назначаете нужные вам номера подозреваемых в зоны А и В до тех пор, пока вы не сможете сделать окончательного вывода о числовом значении номера коррупционера Nm и о числовом значении его идентификатора коррупционности Id , который может принимать всего два окончательных значения 1 или 3. Чем раньше вы это сделаете, тем выше будет ваш персональный рейтинг, характеризующий ваши способности строить структурно оптимальные стратегии управления. Косвенно рейтинг характеризуется количеством сделанных вами ходов (чем их меньше, тем лучше) и местом, занятым вами в общем списке играющих MS . Ваши имя и фамилия будут внесены в графу FIO .Для участия в игре вам нужно направить мне следующую информацию:

  1. Фамилию и имя.
  2. E -mail и телефон для установления оперативной связи.
  3. Номера подозреваемых в разделы А и В . Количество подозреваемых в данном варианте игры равно 12. Их номера, соответственно равны числам от 1 до 12, которые вы должны поставить в разделы А и В таким образом: А1=…, А2=… , и т.д. А9=… . Аналогично заполняется и раздел В. Количество номеров подозреваемых в разделах А и В должно быть равно. Остальные неиспользованные клеточки в разделах А и В заполняются нулями. Таким образом в некоторые клеточки разделов А и В допускается ставить нули.

Актуальность темы. В последнее время тема коррупции в России стала очень обсуждаемой. Еще весной 2008 года Д.А. Медведев заявил о том, что борьба с коррупцией становится одной из приоритетных задач. 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, где обозначены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Закон в большей мере сосредоточен на борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе, однако коррупционные явления встречаются и во многих других сферах деятельности, связанных с доступом к различным материальным и нематериальным ценностям.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

Таким образом, данное мероприятие разработано в рамках понимания необходимости антикоррупционного образования учащихся, так как наши студенты – будущие педагоги, которые не только сами должны иметь четкую гражданскую позицию, но им также предстоит воспитывать эту позицию у детей.

Цель: содействие формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, т.е. формирование антикоррупционной компетентности.

Задачи:
формирование неприятия коррупции, понимания важности антикоррупционной деятельности в сфере образования
воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране, в городе, в образовательном учреждении;
развитие коммуникативной компетентности, умения работать в команде, сотрудничать, договариваться;
правовое воспитание; развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Организация игры:
В игре принимают участие группы первого курса колледжа. Группа делится на команды по 5-7 человек в команде. Для разделения на команды мы предлагали различные способы: по дружеским контактам (кто с кем хочет работать), случайный выбор (собрать разрезанную на части открытку, выбор цвета, по буквам разного цвета и величины – когда буквы одного цвета и величины складываются в слово, имеющее отношение к теме и т.д. Выбор способа у нас зависел от группы, в какой проводилась игра, ее особенностей).

В игре предусматривается выполнение шести заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов (от 3х до 5). Максимальное суммарное количество баллов — 25.

Игра сопровождается презентацией (Прил.1).

Для объективного судейства приглашается жюри. Баллы, набранные за игру, включаются в общий рейтинг группы (20 баллов за участие, 30 за победу).
Для проведения игры кабинет должен быть оборудован интерактивной доской или компьютером с мультимедийным проектором. Столы в кабинете расставляются так, чтобы можно было организовать групповую работу.

Подготавливаются раздаточные материалы.
По ходу игры ведется протокол с проставлением баллов каждой команде (Прил. 2).

Вступительное слово:
— актуальность проблемы в современных условиях;
— пояснение условий игры,
— представление жюри.

Задание 1
(Прил. 3). Собрать определение:
Определение напечатано на листе формата А4 и разрезано. Для сбора определения выдается конверт, в котором разрезанное определение, лист бумаги формата А4, на который необходимо наклеить получающееся определения, клей.

Задание выдается каждой группе.

Коррупция - (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Время на сбор определения – 6 минут.
Оценка: Кто сдал первым без ошибок – 4 балла, дальше – убавляется на 0,5 балла.

После того, когда все определения сданы, на экран выводится слайд с правильным определением. Проводится обсуждение, к которому подключаются члены жюри, комментируя сданные работы.

Задание 2. Подготовка выступления на заданную тему.
Согласны ли вы с утверждением: От коррупции рядовому гражданину нет особого вреда. Почему? Докажите.

На обдумывание – 2 минуты.
Оценка: Максимум 3 балла (логическая выстроенность выступления, количество аргументов, самостоятельные примеры, эмоциональность выступления).

В ходе работы мы пришли к выводу, что студенты достаточно активно включаются в обсуждение, поэтому предлагали не только выступить, но и ответить на вопросы, которые после выступления предлагали задать студентам других групп.

Задание 3. Просмотр мультфильма.
Демонстрируется мультфильм Взятка, авторы: Кирилл Засорин и Евгения Кулешова. Мультфильм снят в рамках проекта «Гражданская антикоррупционная инициатива», по заказу Центра Антикоррупционных исследований и инициатив.
Просмотрите мультфильм. Ответьте на вопросы:
О каком коррупционном действии идет речь?
Возможно ли это действие в сфере образования?
Как ему противостоять?

Время на подготовку – 2 минуты. Максимум баллов — 3

Задание 4. Определите, является данное явление коррупционным?
Описаны десять явлений. Ситуации предъявляются последовательно на экране. После предъявления каждой ситуации необходимо решить, является ли данное явление коррупционным и записать это на бланке для ответов. Бланк для ответов – 10 карточек с проставленными номерами заданий – от одного до десяти. В ходе работы мы поняли, что удобно выдать каждой группе карточки своего цвета (для простоты обработки в жюри).

Ответы сдаются в жюри через 30 секунд после предъявления каждой ситуации.
За правильный ответ – 0,5 балла. Максимум баллов – 5.

№ п/п Явление Правильный ответ
1 Чиновник берет деньги от родителей ребенка за то, что обещает содействие в получении места в детском саду Да
2 Учитель начальных классов объявляет на собрании, что если родители заботятся об успешном освоении учебной программы детьми, они обязательно должны приобрести комплект учебников определенного автора Да, если есть связь с этим автором
3 На сайте образовательного учреждения опубликован перечень услуг, оказываемых бесплатно, и тех, за которые предусматривается оплата (с указанием размера оплаты). Нет
4 Педагог предлагает «подтянуть» студента по своему предмету за счет дополнительных занятий По разному, в зависимости от того, предусматривается ли дополнительная плата за занятия
5 Педагог в столовой проходит без очереди Нет
6 Педагог ДОУ на собрании предлагает родителям поблагодарить детский сад, сотрудников за отличную подготовку детей к школе По разному. В зависимости от того, что понимается под благодарностью?
7 Студенты договариваются с педагогом о переносе экзамена на другое время без уведомления об этом учебной части Нет, если не было платы
8 Родители организуют поездку детей на экскурсию, педагог сопровождает детей бесплатно, не платит деньги за экскурсию Нет
9 Студенты преподносят цветы педагогу на экзамене Нет
10 Классный руководитель 7а класса собирает у детей деньги на подарок педагогу, который ведет у детей уроки в этом классе. У педагога в жизни предстоит важное событие (юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.п.) Да

После того, как все работы сданы, на экран также выводится таблица с правильными ответами. И пока жюри подводит итоги, проводится обсуждение.

Задание 5 . Установить соответствие
На бланке – две графы. В левой части бланка – определяемые слова, в правой – определения. Необходимо установить соответствие.
На выполнение задания дается 6 минут.
1 слово – 0,5 балла. Максимум – 5 баллов

Название: Игра для школьников 9 класса и студентов первого курса «Что мы знаем о коррупции?»
Номинация: Школа, Методические разработки, Публикации педагогов, Студенты колледжа (1 курс, база 9 классов)
Авторы:
Гусева Елена Анатольевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дубровченко Татьяна Николаевна
педагог-психолог
Место работы: ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Месторасположение: город Рыбинск, Ярославская область

Тимофеева Светлана Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Интеллектуальная игра «Нет коррупции!»

для учащихся 7 -8 классов

Цель – воспитать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодого поколения гражданской позиции относительно коррупции

Задачи:

Углубить знания учащихся о коррупции, способах её развития.

Формировать основы совместной, коллективной деятельности, нетерпимость к проявлениям коррупции.

Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Воспитывать активные жизненные позиции относительно коррупции.

Оборудование: листы бумаги, ручки, пословицы, ребусы, аббревиатура организаций по борьбе с коррупцией и преступлениями, «математические» вопросы, призы-сувениры

Ход игры

Вступление

Дорогие ребята! Согласно ООН 9 декабря является международным днём борьбы с коррупцией. Коррупции должны противодействовать государство, средства массовой информации, международные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – это дело каждого из нас, всего общества. Хотелось бы, чтобы после этой игры каждый из вас смог чётко сформулировать для себя свою жизненную позицию по отношению к этому преступному деянию.

В нашей интеллектуальной игре принимают участие 2 команды. Оценивать их выступление будет наше жюри (представление членов жюри). Итак, команды, представьтесь!

Представление команд (2 балла)

1 – я команда «ХИППИ» Девиз: «Хочешь иметь победу, пошевели извилинами»

2-я команда «ЗНАТОКИ» Девиз: «Орешек знаний твёрд, но расколоть его поможет желание всё знать»

Проведение конкурсов

1 конкурс – «Ребусы»

Переставьте в словах буквы местами так, чтобы получилось слово, относящееся к противоправным деяниям (1 б.) Попробуйте объяснить значение этого слова (2 б.)

ТАЖШАН, ДОГЛОП, ЭКТЕР, ЯИФМА, РИКОТЮБАЯ, НИЩИХЕЕ

Угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой – либо выгоды

Преступление, заключающееся в подделке подлинных или в составлении фальшивых документов

Незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров

Организованная групповая преступность; преступные объединения людей, связанных между собой и получающих поддержку коррумпированных государственных чиновников

бюрократия

Высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките

(выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

Итак, исходя из выше сказанного

Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

Основные задачи:

● информировать обучающихся о явлении коррупции;

● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемам

коррупции.

Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Критерии реализации задач.

В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

3. Уровень творческой активности детей

3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

Проведение классных часов;

Оформление стендов по данной тематике;

Информирование родительской общественности о деятельности школы;

Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

Преимущества ролевой игры :

Помогает ученику выразить скрытые чувства.

Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Изменяет установки.

Учит контролировать чувства и эмоции.

Недостатки ролевой игры

Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

Упрощения могут вводить в заблуждение.

На игру уходит много времени.

Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный

Анализ результатов.

Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

А вот примеры нескольких тренингов:

Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

другой - «отказывающегося».

Упражнение «5 шагов отказа».

Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

● Сразу твердо сказать «нет»;

● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

«Я согласен с Вами, но…»;

● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

Игра «Марионетки».

Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

● Приведите примеры.

Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Вместе против коррупции».

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Ход игры.

О какой общественной проблеме идет речь?

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)

  1. Работа с понятиями по теме.

проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)

понятие

определение

коррупция

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

взяткодатель

лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях.

волокита

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

взятка

это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности

злоупотребление полномочиями

это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации).

фаворитизм

пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы.

кумовство (непотизм)

служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу

растрата

противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях , приводящее к потере этих средств для первичного владельца.

мошенничество

преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана.

деловая коррупция

возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

бытовая коррупция

порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

коррупция верховной власти

относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.

  1. Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

  1. О чем гласит народная мудрость Домино.

Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
  • Где говорят деньги, там молчит совесть- (человек, желая обогатиться, забывает о морали)

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

  1. Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.

Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.

Команды выбирают по одной ситуации (использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.

Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.

№ ролика

Сюжет ролика

Верная правовая трактовка ролика

Кадры из художественного фильма «Гараж»

Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовство рупции: взятка

Кадры из фильма «Служебный роман»

Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способом коррупции

Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1

Я использование чиновниками своего положения, кумовство

Кадры из фильма «Берегись автомобиля»

Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция, , взятка , взятка служебного положения

Кадры из фильма «Операция Ы»

Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты

5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.

Тема выступления

Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а

Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией.

2. Экономические последствия коррупции-10-б

Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики

3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в

Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене

4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б

Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а

Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции.

Методический комментарий: команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией (максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

1 балл

Коммуникативный замысел

1 балл

Представление материала

3 балла

6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.

Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
  4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

По 1 б. за верный ответ, макс=2б

2. народная муджрость – 1б

3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм

Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл.

Макс.=2б

4. Анализ последствий коррупции для государства и общества - домашнее задание

См. ниже

Макс=5 б

5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!"

Макс+5

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

Правила оценивания домашнего задания.

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме

1 балл

Коммуникативный замысел

Убедительность аргументации, логика подача материала;

1 балл

Представление материала

Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов.

3 балла